Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Банк россии на рынке ценных бумаг

Операции Центрального банка на фондовом рынке

В России работа по созданию современного рынка ценных бумаг, способного выполнять функции, свойственные аналогичным рынкам в развитых странах, началась с 1992 г. В результате была создана соответствующая инфраструктура, включающая в себя торговую, депозитарную и расчетную системы, развернута компьютерная система, обеспечивающая проведение электронных торгов. Данный рынок государственных долговых обязательств получил название Организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ).

Участниками рынка являются Министерство финансов РФ как эмитент ценных бумаг, Банк России, выполняющий функции агента Правительства РФ по обслуживанию выпусков, дилера, контролирующего органа и организатора денежных расчетов, и кредитные организации.

Функции Центрального Банка на рынке государственных ценнтых бумаг

Банк России на рынке государственных ценных бумаг:

  • выполняет роль Генерального агента по обслуживанию выпусков государственных ценных бумаг;
  • проводит операции в качестве дилера и регулятора денежно- кредитной политики;
  • организует денежные расчеты по сделкам с государственными ценными бумагами;
  • осуществляет контроль и надзор за рынком государственных ценных бумаг;
  • заключает договоры с организациями на выполнение функций дилера на рынке государственных ценных бумаг.

Банк России по поручению Министерства финансов РФ проводит размещение и погашение государственных ценных бумаг, однако в соответствии с действующим законодательством он не имеет права приобретать эти ценные бумаги на первичном рынке, осуществляя тем самым, по сути, прямое кредитование дефицита государственного бюджета. Участие Банка России в торгах в качестве дилера (покупка и продажа государственных ценных бумаг из собственного портфеля) проводится на вторичном рынке.

Кроме того, в целях предоставления кредитным организациям дополнительной ликвидности Банк России проводит операции «прямое РЕПО», покупая на срок (от одного дня до одного года) у кредитных организаций ценные бумаги (на аукционной основе либо на фиксированных условиях). При необходимости изъятия у банков (абсорбирования) избыточной ликвидности Центральный банк РФ имеет возможность проводить обратные операции (по продаже на срок ценных бумаг с обязательством обратного выкупа). В целях развития открытого рынка, предоставления кредитным организациям новых ликвидных инструментов, особенно в условиях, когда у правительства нет необходимости в выпуске государственных долговых обязательств (например, при профиците государственного бюджета), центральными банками выпускаются собственные облигации.

Выпуск центральным банком собственных ценных бумаг

В развивающихся же странах выпуск центральными банками собственных ценных бумаг и операции с ними являются важным оперативным инструментом монетарной политики в связи с недостаточным развитием рынков ценных бумаг. Банк России начал выпускать собственные ценные бумаги (облигации Банка России — ОБР) с 2004 г. и включил их в Ломбардный список. Операции с ОБР позволяют Банку России расширить возможности по оперативному воздействию на конъюнктуру денежного рынка. Коммерческим банкам тоже выгодно размещать свободные ресурсы в такие ценные бумаги, инвестиции в которые являются для банков высоколиквидными, по существу, безрисковыми и довольно доходными денежными активами.

Деятельность Банка России как участника рынка корпоративных ценных бумаг осуществляется по двум основным направлениям: — надзорная; — проведение операций на фондовом рынке. Надзорные функции в области эмиссии ценных бумаг сводятся к контролю за соблюдением банками предписанных нормативными документами процедур эмиссии ценных бумаг. В Федеральном законе О Центральном банке РФ (Банке России) указано, что Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

Для установления процедуры государственной регистрации выпуска в обращение акций коммерческих банков, созданных (создаваемых) в виде акционерных обществ, и облигаций банков, Банк России разработал Инструкцию от 27 декабря 2013 года №148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации».

Регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком России как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту интересов инвесторов и эмитентов. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков ряд ограничений:

  • устанавливает обязательные экономические нормативы, определяет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;
  • определяет правила проведения сделок с ценными бумагами, их отражения по счетам бухгалтерского учета, устанавливает периодичность и формы отчетности по ним с учетом действующего законодательства;
  • устанавливает правила переоценки вложений в ценные бумаги и создания резервов под различные виды риска по операциям с ценными бумагами;
  • устанавливает требования к организации банками службы внутреннего контроля.

Регулятивная роль Банка России на рынке ценных бумаг

Деятельность Банка России как участника рынка ценных бумаг осуществляется по двум основным направлениям:

— проведение операций на фондовом рынке.

Надзорные функции в области эмиссии ценных бумаг сводятся к контролю за соблюдением банками предписанных нормативными доку ментами процедур эмиссии ценных бумаг. В Федеральном законе О Центральном банке РФ (Банке России) указано, что ЦБ регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

Для установления процедуры государственной регистрации выпуска в обращение акций коммерческих банков, созданных (создаваемых) в виде акционерных обществ, и облигаций банков, Банк России разработал Инструкцию № 102 О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации.

Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком Рос сии как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту ин тересов инвесторов и эмитентов. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков ряд ограничений:

— устанавливает обязательные экономические нормативы, опреде ляет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;

— определяет правила проведения сделок с ценными бумагами, их отражения по счетам бухгалтерского учета, устанавливает периодичность и формы отчетности по ним с учетом действующего законодательства;

— устанавливает правила переоценки вложений в ценные бумаги и создания резервов под различные виды риска по операциям с ценными бумагами;

— устанавливает требования к организации банками службы внут реннего контроля.

Обязательные экономические нормативы представляют собой ко личественные лимиты риска, принимаемого на себя кредитными органи зациями по различным типам рисковых активов, в том числе по ценным бумагам. Предельным случаем лимита риска является установление его на нулевом уровне, т.е. полный запрет на совершение некоторых видов операций кредитными организациями. Обязательные экономические нормативы ограничивают активность банков на рынках ценных бумаг следующим образом.

Вопервых, путем установления требований к капиталу (нормати ва достаточности капитала) по различным видам ценных бумаг (ограни чение рисков неплатежеспособности).

Вовторых, прямым ограничением размера вложений в ценные бумаги, в том числе одного эмитента (ограничение рисков концентрации).

В соответствии с Инструкцией Банка России 110И, при расчете норматива достаточности капитала Н1 вложения в корпоративные акции и облигации, а также в депозитные сертификаты в случае, если они предназначены для перепродажи, учитываются в составе рисковых активов с коэффициентом риска 70%, во всех остальных случаях – с коэффициентом 100%.

При расчете норматива достаточности капитала (Н1) банки также должны учитывать размер рыночного риска, т.е. риска возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля.

Согласно Положению Банка России О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков № 89П совокупный размер рыночного риска рассчитывается по следующей формуле:

РР = 12,5 × ( ПР+ФР+ВР), где

РР совокупный размер рыночных рисков;

ПР размер рыночного риска по финансовым инструментам, чув ствительным к изменениям процентных ставок, за исключением балан совых инструментов, приобретенных для инвестирования, т.е. процент ный риск;

ФР размер рыночного риска по финансовым инструментам, чувствительным к изменению рыночных цен на фондовые ценности, за ис ключением балансовых инструментов, приобретенных для инвестирова ния, т.е. фондовый риск;

ВР размер рыночного риска по открытым позициям в иностранных валютах уполномоченным банком, т.е. валютный риск.

Следует отметить, что расчет показателей ПР. и ФР. производится в том случае, если совокупная балансовая стоимость торгового портфеля превышает 200% величины собственных средств (капитала) банка на да ту составления отчетности.

Читать еще:  Спекулятивные сделки на рынке ценных бумаг

Банк России кредитным организациям при расчете рыночных ак тивов и их взвешивании предложил использовать методику, основанную на разделении процентных, фондовых и валютных рисков по финансовым инструментам. При определении своих подходов к ограничению рыночных рисков Банк России отказался от установления жестких мето дик их расчета, привязанных к счетам бухгалтерского баланса.

Банки должны выработать и закрепить во внутренних регламентах собственные критерии отнесения ценных бумаг к торговому портфелю, учитывая рекомендации Банка России и перспективы развития своей торговой деятельности на рынке ценных бумаг. Такой подход обеспечивает банкам необходимую свободу в управлении рыночными рисками и одновременно позволяет увязать методики их оценки и процедуры регу лирования с уже действующими в банках системами управления рисками.

Кроме ограничения рисков по ценным бумагам размерами собст венного капитала, Банк России через установление обязательных эконо мических нормативов количественно ограничивает вложения банков в ценные бумаги.

Согласно Инструкции Банка России О порядке регулирования деятельности банков 110И, общий объем вложений банка в акции, приобретенные для инвестирования (за исключением вложений, умень шающих показатель собственного капитала банка), а также части вло жений банка в акции, приобретенные для перепродажи (за исключением вложений, которые составляют менее 5% зарегистрированного уставного капитала организацииэмитента), не должен превышать 25% собственного капитала банка (норматив Н12).

Вложения банков в ценные бумаги какоголибо одного эмитента ограничиваются через норматив Н6 – максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, поскольку в совокупную сумму требований банка к заемщику включаются приобретен ные долговые обязательства заемщика. Максимально допустимое значе ние этого норматива устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации и составляет 25%. При этом активы, учитываемые при расчете данного норматива, взвешиваются по степени риска, как и при расчете норматива достаточности капитала. Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство – эмитента государственных долговых обязательств. При этом он рас считывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюд жета. Если помимо приобретения ценных бумаг какоголибо эмитента банк не предоставлял ему кредитов, гарантий и поручительств, то вложения банка в долговые ценные бумаги одного эмитента ограничены:

— для федеральных органов государственной власти величиной в 250% капитала банка (25/10%);

— для субъектов Российской Федерации и местных органов само управления величиной в 125 % капитала банка (25/20%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель, – 36 % капитала банка (25/70%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100% риск), – 25% капитала банка.

Если эмитент является акционером банка, доля которого в устав ном капитале банка превышает 5%, то вместо норматива Н6 использует ся норматив Н9, рассчитываемый по той же методике, предельно допус тимое значение которого составляет 20%. В этом случае показатели пре дельных объемов вложений составят соответственно:

— для федеральных органов государственной власти величиной в 200% капитала банка (20/10%);

— для субъектов Российской Федерации и местных органов само управления – 100 % капитала банка (20/20%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель, – 29% капитала банка (20/70%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100 % риск), – 20% капитала банка.

Важнейшей функцией Банка России является обеспечение специ альных мер поддержки рынка ценных бумаг в ходе его функционирова ния:

— осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, выступает платежным агентом по обслуживанию внутреннего государственного долга в форме государственных ценных бумаг;

— выполняя функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпусков Федеральных долговых обязательств (ФДО);

— устанавливает требования к Торговой и Расчетной системам, Депозитарию и субдепозитариям;

— устанавливает требования к дилерам и определяет их качествен ный состав;

— устанавливает правила проведения торгов и проводит аукционы по первичному размещению облигаций, осуществляет их погашение.

Регулятивная роль Банка России на рынке ценных бумаг

Деятельность Банка России как участника рынка ценных бумаг осуществляется по двум основным направлениям:

— проведение операций на фондовом рынке.

Надзорные функции в области эмиссии ценных бумаг сводятся к контролю за соблюдением банками предписанных нормативными доку ментами процедур эмиссии ценных бумаг. В Федеральном законе О Центральном банке РФ (Банке России) указано, что ЦБ регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

Для установления процедуры государственной регистрации выпуска в обращение акций коммерческих банков, созданных (создаваемых) в виде акционерных обществ, и облигаций банков, Банк России разработал Инструкцию № 102 О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации.

Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком Рос сии как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту ин тересов инвесторов и эмитентов. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков ряд ограничений:

— устанавливает обязательные экономические нормативы, опреде ляет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;

— определяет правила проведения сделок с ценными бумагами, их отражения по счетам бухгалтерского учета, устанавливает периодичность и формы отчетности по ним с учетом действующего законодательства;

— устанавливает правила переоценки вложений в ценные бумаги и создания резервов под различные виды риска по операциям с ценными бумагами;

— устанавливает требования к организации банками службы внут реннего контроля.

Обязательные экономические нормативы представляют собой ко личественные лимиты риска, принимаемого на себя кредитными органи зациями по различным типам рисковых активов, в том числе по ценным бумагам. Предельным случаем лимита риска является установление его на нулевом уровне, т.е. полный запрет на совершение некоторых видов операций кредитными организациями. Обязательные экономические нормативы ограничивают активность банков на рынках ценных бумаг следующим образом.

Вопервых, путем установления требований к капиталу (нормати ва достаточности капитала) по различным видам ценных бумаг (ограни чение рисков неплатежеспособности).

Вовторых, прямым ограничением размера вложений в ценные бумаги, в том числе одного эмитента (ограничение рисков концентрации).

В соответствии с Инструкцией Банка России 110И, при расчете норматива достаточности капитала Н1 вложения в корпоративные акции и облигации, а также в депозитные сертификаты в случае, если они предназначены для перепродажи, учитываются в составе рисковых активов с коэффициентом риска 70%, во всех остальных случаях – с коэффициентом 100%.

При расчете норматива достаточности капитала (Н1) банки также должны учитывать размер рыночного риска, т.е. риска возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля.

Согласно Положению Банка России О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков № 89П совокупный размер рыночного риска рассчитывается по следующей формуле:

РР = 12,5 × ( ПР+ФР+ВР), где

РР совокупный размер рыночных рисков;

ПР размер рыночного риска по финансовым инструментам, чув ствительным к изменениям процентных ставок, за исключением балан совых инструментов, приобретенных для инвестирования, т.е. процент ный риск;

ФР размер рыночного риска по финансовым инструментам, чувствительным к изменению рыночных цен на фондовые ценности, за ис ключением балансовых инструментов, приобретенных для инвестирова ния, т.е. фондовый риск;

ВР размер рыночного риска по открытым позициям в иностранных валютах уполномоченным банком, т.е. валютный риск.

Следует отметить, что расчет показателей ПР. и ФР. производится в том случае, если совокупная балансовая стоимость торгового портфеля превышает 200% величины собственных средств (капитала) банка на да ту составления отчетности.

Читать еще:  Ценные бумаги с фиксированным доходом

Банк России кредитным организациям при расчете рыночных ак тивов и их взвешивании предложил использовать методику, основанную на разделении процентных, фондовых и валютных рисков по финансовым инструментам. При определении своих подходов к ограничению рыночных рисков Банк России отказался от установления жестких мето дик их расчета, привязанных к счетам бухгалтерского баланса.

Банки должны выработать и закрепить во внутренних регламентах собственные критерии отнесения ценных бумаг к торговому портфелю, учитывая рекомендации Банка России и перспективы развития своей торговой деятельности на рынке ценных бумаг. Такой подход обеспечивает банкам необходимую свободу в управлении рыночными рисками и одновременно позволяет увязать методики их оценки и процедуры регу лирования с уже действующими в банках системами управления рисками.

Кроме ограничения рисков по ценным бумагам размерами собст венного капитала, Банк России через установление обязательных эконо мических нормативов количественно ограничивает вложения банков в ценные бумаги.

Согласно Инструкции Банка России О порядке регулирования деятельности банков 110И, общий объем вложений банка в акции, приобретенные для инвестирования (за исключением вложений, умень шающих показатель собственного капитала банка), а также части вло жений банка в акции, приобретенные для перепродажи (за исключением вложений, которые составляют менее 5% зарегистрированного уставного капитала организацииэмитента), не должен превышать 25% собственного капитала банка (норматив Н12).

Вложения банков в ценные бумаги какоголибо одного эмитента ограничиваются через норматив Н6 – максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, поскольку в совокупную сумму требований банка к заемщику включаются приобретен ные долговые обязательства заемщика. Максимально допустимое значе ние этого норматива устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации и составляет 25%. При этом активы, учитываемые при расчете данного норматива, взвешиваются по степени риска, как и при расчете норматива достаточности капитала. Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство – эмитента государственных долговых обязательств. При этом он рас считывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюд жета. Если помимо приобретения ценных бумаг какоголибо эмитента банк не предоставлял ему кредитов, гарантий и поручительств, то вложения банка в долговые ценные бумаги одного эмитента ограничены:

— для федеральных органов государственной власти величиной в 250% капитала банка (25/10%);

— для субъектов Российской Федерации и местных органов само управления величиной в 125 % капитала банка (25/20%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель, – 36 % капитала банка (25/70%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100% риск), – 25% капитала банка.

Если эмитент является акционером банка, доля которого в устав ном капитале банка превышает 5%, то вместо норматива Н6 использует ся норматив Н9, рассчитываемый по той же методике, предельно допус тимое значение которого составляет 20%. В этом случае показатели пре дельных объемов вложений составят соответственно:

— для федеральных органов государственной власти величиной в 200% капитала банка (20/10%);

— для субъектов Российской Федерации и местных органов само управления – 100 % капитала банка (20/20%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель, – 29% капитала банка (20/70%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100 % риск), – 20% капитала банка.

Важнейшей функцией Банка России является обеспечение специ альных мер поддержки рынка ценных бумаг в ходе его функционирова ния:

— осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, выступает платежным агентом по обслуживанию внутреннего государственного долга в форме государственных ценных бумаг;

— выполняя функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпусков Федеральных долговых обязательств (ФДО);

— устанавливает требования к Торговой и Расчетной системам, Депозитарию и субдепозитариям;

— устанавливает требования к дилерам и определяет их качествен ный состав;

— устанавливает правила проведения торгов и проводит аукционы по первичному размещению облигаций, осуществляет их погашение.

Научная электронная библиотека

Топсахалова Ф. М.-Г.,

2. Выпуск банками ценных бумаг

Эмиссионная деятельность ил выпуск банками ценных бумаг регулируется Инструкцией ЦБ РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг». С помощью эмиссионных операций формируется как собственный, так и заемный капитал банка. С этой целью банки выпускают такие эмиссионные ценные бумаги как акции (при формировании собственного капитала) и облигации (при формировании заемного капитала). Банки проводят эмиссию краткосрочных долговых инструментов депозитных и сберегательных сертификатов. К эмиссионным бумагам относятся и векселя, которые не требуют регистрации проспекта эмиссии. Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

  • принятие банком решения о выпуске ценных бумаг;
  • подготовка проспекта эмиссии ценных бумаг;
  • регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг;
  • размещение эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Центральный банк России выполняет своеобразную роль на рынке ценных бумаг, одновременно являясь его профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами, а с другой стороны -являясь государственным органом регулирования фондового рынка.

Во-первых, Банк России является агентом правительства РФ по размещению государственных займов. В этом случае он по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера.

Во-вторых, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению правительства.

В-третьих, Банк России выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг (например, 30-летний облигационный займ 1991г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению и расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

В-четвертых, Банк России ведет расчеты по выплате процентов и погашению отдельных выпусков государственных ценных бумаг, учет для правительства операций с ними. Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, центральный банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.

В-пятых,использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики.

В-шестых, Банк России выступает органом государственного регулирования для коммерческих банков — профессиональных участников рынка ценных бумаг.

И, наконец, в-седьмых, Банк России часто выступает в роли консультанта правительства и парламентских органов, соавтором разработки законодательных актов о рынке ценных бумаг, трасте, векселях координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами например, по государственным краткосрочным облигациям).

Банком России выполняются следующие регулирующие функции на рынке ценных бумаг:

  • установление правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами
  • лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами (поскольку такие операции признаются банковскими, входят в общебанковскую лицензию, постольку сейчас получение специальной лицензии не требуется)
  • аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами (в настоящее время персоналу банков не требуется получать квалификационные аттестаты)
  • регистрация выпусков ценных бумаг банков
  • регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг
  • ведение реестра ценных бумаг банков
  • регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков
  • подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле от 14 июля 1992г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностей как в части банковских, так и небанковских операций.

Значительная часть регулирующих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.

Подразделение центрального аппарата банка России, отвечающее за работу на фондовом рынке, — Управление ценных бумаг Банка России.

Особая сфера ответственности Банка России — «операции на открытом рынке», инструментом которых являются ценные бумаги, а целью — регулирование объемов (сжатие-расширение) денежной массы, которая находится в обращении.

Читать еще:  Диверсификация ценных бумаг

Банк россии на рынке ценных бумаг

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ КАК НАДЗОРНЫЙ ОРГАН РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Лукина Ирина Игоревна

студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва

Степанова Анастасия Сергеевна

студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва

Панова Татьяна Александровна

научный руководитель, доцент МЭСИ, РФ, г. Москва

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг [3].

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), трансфер-агенты [6].

Регулирование рынка ценных бумаг является необходимым условием для эффективности его работы. Функции регуляторов как правило включают в себя:

· Установление правил работы рынка и обращения эмиссионных ценных бумаг.

· Лицензирование и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и торговыми площадками.

· Выдачу разрешений на проведение новых эмиссий ценных бумаг и регистрацию этих выпусков.

· Контроль за соблюдением эмитентами — акционерными обществами прав акционеров.

· Выработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию федерального законодательства по рынку ценных бумаг [2].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» [5] с 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам России (далее — ФСФР) прекратила свою деятельность в качестве федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и вошла в состав Банка России. Порядок передачи полномочий ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Банку России установлен Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [7], вступившим в силу 01.09.2013 года, за исключением отдельных положений (сроки вступления в силу которых отражаются в настоящем законе).

Банк России в соответствии с данным федеральным законом осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) в сфере их деятельности, в число которых входят профессиональные участники рынка ценных бумаг [8].

Таким образом, начиная с 1 сентября 2013 года регулятором рынка ценных бумаг становится Центральный Банк Российской Федерации, который при выявлении нарушений профессиональными участниками рынка ценных бумаг использует такие инструменты, как:

· Приостановление лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· Аннулирование лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В процессе проверки отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, представленной по форме № 1100 «Квартальный отчёт профессионального участника рынка ценных бумаг» и форме № 2000 «Ежемесячный отчет Группы оперативного финансового анализа Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг России» был выявлен ряд типовых нарушений, среди которых:

1. Сумма сделок по покупке/продаже:

· совершенных во исполнение договора на брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг,

· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

· прочих акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

· прочих ценных бумаг,

· производных финансовых инструментов не соответствует сумме составляющих их разделов.

2. Собственные средства превышают Активы организации.

3. Займы организации превышают ее Пассивы (только при использовании программы-анкеты версии 2.16.2).

4. Кредиторская задолженность превышает Пассивы организации.

5. Количество клиентов юридических и физических лиц больше общего количества договоров.

6. Количество договоров с юридическими и физическими лицами больше общего количества договоров.

7. Обороты на внебиржевом рынке превышают общие Обороты по покупке и продаже.

8. Обороты по покупке/продаже по сделкам от своего имени и за свой счёт:

· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки,

· прочих акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли,

· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований, которые допущены к торгам через организаторов торговли,

· неэмиссионных ценных бумаг,

· прочих финансовых вложений

превышают обороты по покупке/продаже по сделкам от своего имени и за свой счёт в целом.

9. Итоговая сумма по всем разделам не соответствует сумме составляющих её разделов.

10. Балансовая стоимость:

· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки организаторов торговли,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли,

· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований,

· неэмиссионных ценных бумаг,

· прочих финансовых вложений на конец периода превышает балансовую стоимость ценных бумаг по всем разделам [1].

По данным Центрального Банка Российской Федерации с 01.01.2014 по 31.12.2014 года было аннулировано 330 лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг [8] (из них — 108 в связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника рынка ценных бумаг, 120 в связи с выявленными нарушениями и 102 по собственному желанию профессионального участника рынка ценных бумаг [8]). За аналогичный период 2013 года — 312 лицензий [4] (из них 48, 145 и 112 соответственно, кроме того было аннулировано 8 лицензий в связи с неосуществлением деятельности участника рынка ценных бумаг больше года [4]). Более подробные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Количество аннулированных лицензий у профессиональных участников рынка ценных бумаг с 2010 по 2014 год

2010

2011

2012

2013

2014

В связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника

По нарушению

По собственному желанию

В связи с неосуществлением деятельности

Всего

761

620

443

312

330

За начало 2015 года (по данным на 17.03.2015) у профессиональных участников рынка ценных бумаг было отозвано 73 лицензии [4], 10 из которых — в связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника рынка ценных бумаг, 41 — в связи с выявлением нарушений и 22 по собственному желанию [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, с каждым годом количество аннулированных лицензий у профессиональных участников рынка ценных бумаг значительно сокращалось, за исключением 2014 года, где наблюдается небольшой рост, что связано с активным отзывом лицензий у банков на осуществление банковской деятельности. Кроме того, количество нарушений профессиональных участников рынка ценных бумаг также сокращается (за исключением небольшого увеличения в 2011 году), в 2014 году относительно 2013 года количество нарушений сократилось с 46,5 до 36,4 %.

Стоит отметить, что структура Банка России по финансовым рынкам на сегодняшний день является еще не идеальной (Департамент сбора и обработки отчетности некридитных финансовых организаций и Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка существуют независимо друг от друга, что не позволяет им эффективно обмениваться информацией).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector