Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Долгосрочные государственные ценные бумаги

Государственные облигации

Если описывать государственные облигации простыми словами, это ценная бумага для подтверждения, что выпустивший ее эмитент обязан выплатить текущему держателю конкретную денежную сумму.

Государственная облигация это ценная бумага эмиссионного типа, выпускаемая для привлечения у населения и предприятий свободных финансов на госзаймы для общественных, государственных и социальных нужд. Данная бумага активно используется в современной финансовой системе многих стран.

Облигации – понятие и цель выпуска

Если описывать государственные облигации простыми словами, это ценная бумага для подтверждения, что выпустивший ее эмитент обязан выплатить текущему держателю конкретную денежную сумму. Обе стороны получают свои преимущества:

  • Цель выпуска бумаги эмитентом – привлечение финансов, требуемых, к примеру, для развития предприятия. В ряде ситуаций это обеспечивает сбор внушительных средств со значительно более выгодными условиями, чем займ денег в банке.
  • Инвестирующее в облигации лицо дает средства в долг эмитенту под тот или иной процент. При этом потенциальная доходность выше, чем предлагают финансовые учреждения. Риски будут выше, чем при использовании банковских услуг, но грамотный портфель ценных бумаг обеспечит хороший рост.

Следует рассказать и о ОФЗ. Данные облигации федерального займа предназначены физическим лицам. Порядок выпуска регламентируется государством, также данные документы более надежны, но приносят меньше денежных средств. Недостатки государственных облигаций, в целом, заключаются как раз в том, что чем больше надежность, тем меньше потенциальная доходность.

На востребованность данной категории ценных бумаг указывает тот факт, что торги облигациями четырехкратно превышают продажи паев, акций и депозитарных расписок. Некоторые люди приравнивают облигации к акциям, но данные типы имеют кардинальные отличия. При покупке облигации осуществляется передача финансов эмитенту в долг, но акция предполагает покупку права на доход.

Виды государственных облигаций

Существуют некоторые особенности, на основе которых можно выделять различные виды государственных облигаций. Так, ценные бумаги отличаются по выпускающему субъекту:

  • Государственные. Демонстрируют высокую надежность и относительно малый доход. Название происходит от государства-эмитента. К примеру, в России данные ценные бумаги обычно называют ОФЗ.
  • Муниципальные. В данной ситуации эмитентом выступает не страна, а лишь отдельные структуры государства. К примеру, выпуском могут заняться федеративные субъекты, чтобы обеспечить средства для реализации определенных проектов.
  • Корпоративные. Здесь в качестве эмитента выступает то или иное предприятие. Ликвидность и доходность может значительно отличаться, в зависимости от того, кто выпускает ценную бумагу.

Очевидно, что наименьшие риски предполагают ценные бумаги федеративного уровня, далее следуют муниципальные облигации, и лишь затем идут те, которые выпускаются предприятиями.

Классификация ЦБ по срокам

Существует отдельная классификация облигаций и по срокам возврата задолженности:

  • Долгосрочные облигации могут погашаться в период от десяти до тридцати лет;
  • Среднесрочные следует выплатить за срок в пять — десять лет;
  • Краткосрочные облигации придется оплатить в период от одного года до пяти лет.

Иногда могут выпускаться бессрочные ценные бумаги, но данное обстоятельство происходит крайне редко.

Классификация ЦБ по получению выгоды

Разделяют государственные облигации по методу обретения дохода:

  • Купонные. Держатель получает фиксированные деньги единоразово и строго в оговоренный отрезок времени. По завершению срока выплаты держатель обретает от выпускающего бумагу субъекта их стоимость обратно. Важно понимать, что доходность по купону начисляется каждый день, но деньги поступают, к примеру, раз в 4 или 6 месяцев.
  • Дисконтные. Данные ценные бумаги реализуются по сниженной цене, или с дисконтом. Таким образом, если в стандартной ситуации облигация стоила 2000 рублей, то со скидкой ее цена составит около 1500 рублей. Покупая ее, после погашения потребитель обретет номинал – 2000 рублей, что и формирует доходность.

Другие способы классификации

Помимо упомянутых классификаций, государственные ценные бумаги могут разделяться по следующим критериям:

  • Индексация выплат. Различают неиндексируемые ЦБ, выплата которых оговаривается единоразово и не изменяется до момента выплаты, а также индексируемые, чья величина выплат увеличивается, к примеру, на размер инфляции.
  • Обеспеченность. Государственные облигации способны оплачиваться собственностью эмитента или не иметь никакого обеспечения.
  • Конвертируемость. При невозможности перевода ОФЗ, ее можно обменять на прочие ценные бумаги конкретного эмитента. В противном случае, обмен возможен лишь на денежные средства.

Что влияет на доходность государственной облигации

Конечно, выбор государственной облигации не должен осуществляться только с учетом процента оплаты от эмитента. Необходимо тщательно проанализировать ситуацию, учесть индекс ОФЗ, финансовое положение организации, выпускающей ценную бумагу. Если предприятию грозит дефолт, выпущенная облигация будет иметь минимальную надежность.

Немало инвесторов предпочитают сохранять свои средства в финансовых структурах только потому, что им не хочется познавать все нюансы вкладов в ценные бумаги. Да, возможно подобрать для себя депозит или банковскую карту, обеспечивающую хорошую процентную ставку по оплате, однако выгода от этих действий не идет ни в какое сравнение с правильно подобранным портфелем из различных облигаций.

На доходность данных ценных бумаг влияют определенные факторы:

  • Надежность. Чем больший авторитет есть у эмитента, тем меньший размер прибыли получит инвестор.
  • Срок выплаты. Чем длительнее откладывается погашение вклада, тем выше доходность облигации. Основываясь на периоде погашения, министерство финансов предлагает различную процентную ставку. Принимая во внимание этот фактор, долгосрочные ценные бумаги являются самыми выгодными.
  • Ситуация на рынке. Приобретение ценной бумаги по цене номинала возможно лишь в небольшой отрезок времени после выпуска – обычно этот период не превышает несколько дней. Далее цена способна возрастать, при этом торги облигации будут происходить с вознаграждением, но возможно и падение стоимости, при котором приобретение идет с дисконтом.

Инвестирования в различные типы облигаций отличаются выгодой, если выбирать как можно более долгосрочные вложения. В рамках длительного периода выплаты может случиться корректировка процентной ставки не в пользу инвестора, что и предполагает внушительную выгоду.

Существует немало вкладчиков, которым неизвестен принцип создания прибыли инвестора, выступающего приобретателем ценной бумаги. К примеру, у вас есть 100 тысяч рублей, введенных на брокерский счет, что позволяет покупку облигаций.

Помимо этого, начальная ситуация позволяет заложить деятельность на длительном отрезке времени, избегая краткосрочных вложений.

К моменту приобретения цена 1 бумаги подросла и достигла 1004,51 рубля, также важно принять во внимание накопленную купонную прибыль – пусть она составит 18,6 рубля. В итоге цена 1 облигации будет 1004,51+18,6=1023,11 рубля. То есть, за личную сумму в 100 тысяч рублей можно купить 97 ценных бумаг.

Что касается выгоды и начисления дохода, ежегодно прибыль по 1 облигации достигает 7 процентов (надежность высокая-прибыль маленькая), однако выплаты производятся раз в 6 месяцев. Получается, что купон имеет стоимость 35 рублей.

Государственные займы

Данные виды займов бывают внутренними, внешними и валютными. Основываясь на действующем законодательстве страны, внутренние госзаймы обеспечивают привлечение денежных средств от граждан, предприятий, международных финансовых структур и прочих стран. Именно облигации выступают методом получения страной займов.

Не все валютные ценные бумаги одинаковы. Некоторые облигации предполагают использование долларов США, также имеются различия в сроке обращения, находящемся в диапазоне 1-3 года. Выгода ЦБ государственного типа в различных финансовых учреждениях может отличаться в рамках нескольких десятых процента.

Что касается внешнего займа, его развивающемуся государству выделяют по программе помощи, при этом льготы обеспечиваются на срок до пятидесяти лет, с процентной ставкой 0,5-2 процента годовых. Если говорить о займе один-два года, его обеспечивают частные организации и финансово-депозитные учреждения. Для займов на пять и более лет используются структуры длительного кредитования.

Осуществление займов государственного и муниципального уровня осуществляется посредством выпуска тех или иных облигаций, включая госзаймы, утверждающих долговое обязательство страны и предоставляющих владельцу ценной бумаги право по окончанию утвержденного периода получить все денежные средства с процентами назад.

Долгосрочные государственные облигации

Государственные облигации – это вид ценных бумаг, которые эмитируются государством под обеспечение государственной собственности. При этом владение государственной облигацией не даёт её держателю право на управление залоговым имуществом или компанией под обеспечение которой выпускалась облигация, а лишь предоставляет право на фиксированную дисконтную или процентную доходность.

В качестве обеспечения этого вида ценных бумаг выступают не только валюта страны, но и имущественные доли на государственные компании. Обычно государство начинает «штамповать» ГО, когда надо покрыть дефицит государственного бюджета или бюджетов местных органов власти.

Эмиссия гособлигаций и срок их погашения

Выпуск ГО и обеспечение их ликвидности — это обязанность Министерства финансов страны или, соответственно, местных органов власти. Объем выпущенных гособлигаций отслеживается и регулируется Кабинетом министров страны, и только после его распоряжения о количестве и сроке выпуска ценных бумаг, производится соответствующее действие. Все деньги, полученные от продажи государственных облигаций, направляются в бюджет страны или местных органов. Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственные облигации выпускаются в тот момент, когда госбюджету требуются дополнительные денежные средства. По сути, это один из способов привлечения свободных денежных средств в бюджет страны от категории населения, которая желает использовать долгосрочный и надёжный вариант инвестирования собственных денежных ресурсов.

Читать еще:  Списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Выпуск может быть как документальным, так и бездокументальным. Согласно существующего законодательства РФ, облигации могут эмитироваться в форме денежных единиц или драгметаллов.

По обобщенному критерию классификации ГО можно разделить на предполагающие выплату держателю денежного дохода (или дисконта) и такие, которые предполагают предоставление держателю определенного имущества. В качестве залогового имущества могут выступать государственные компании или компании, преимущественная доля которых принадлежит государству.

Если классифицировать по сроку погашения облигации делятся на три типа:

Краткосрочные действительны на протяжении 5 лет. Срок действия долгосрочных облигаций ограничен 30 годами. Бессрочные, разумеется, срока действия не имеют.

Долгосрочные государственные облигации являются наиболее предпочтительным вариантом как для инвесторов, которые покупкой данных бумаг хеджируют свои вложения, так и для государства, поскольку большой срок обращения позволяет контролирующим органам эффективно распределять обязательства по выплатам с учётом времени и прогнозировать макроэкономическую картину.

Выплата дохода по гособлигациям

Прибыль по рассматриваемым ценным бумагам может быть выплачена в форме денег или в виде специального купона. С момента выпуска облигаций государственного займа, вне зависимости от срока их действия, любые изменения не допускаются. Касается это и процентных ставок. По размеру ставки гособлигация практически соответствует ставкам крупных банков по срочным вкладам внутри страны.

Погашение ценных бумаг

Погасить облигации госзайма можно различными способами, которые зависят от конкретного вида документа. Согласно одного из них, владелец дисконтных облигаций получает номинальную стоимость ценных бумаг. По процентной облигации владелец получит как номинальную стоимость бумаги, так и процент. Такие выплаты обычно производятся один раз в полугодие, реже – в квартал или месяц, равными частями. Конверсионные облигации подразумевают выплаты один раз в полгода. Все выплаты по ГО осуществляет казна страны, согласно действующей законодательной базы.

Отличительными особенностями государственных облигаций наряду с прочими финансовыми активами являются:

  • Минимальный показатель риска и максимальный уровень надежности. Такая характеристика объясняется спецификой государственного бюджета.
  • Как правило, льготная система налогообложения доходов по ГО. Вполне логично, ведь государство заинтересовано в поддержании спроса на свои ценные бумаги — всегда можно будет продать часть гособлигаций, пополнив таким образом бюджет.

Государственные ценные бумаги: что это такое, их виды, особенности

Государственные ценные бумаги — это важнейший инструмент финансовой политики любого государства земного шара. Они выпускаются правительством страны или ее местными органами управления и служат для покрытия дефицита бюджета. Они выполняют кредитно-денежную функцию, поэтому обеспечены гарантиями.

Суть эмиссии бумаг государством

Выпуск бумаг регулируется законами страны . Он представляет собой сложный комплекс различных специальных экономических и юридических процедур, направленных на выгодное перераспределение облигаций между инвесторами.

Эмиссия преследует важную цель размещения и обращения всех вариантов ценных документов.

К ее компетенции относятся следующие важнейшие задачи:

  • аккумуляция различных финансовых ресурсов, направленных на решение крупных государственных проектов;
  • влияние на обращение денег в России;
  • восполнение возникающих кассовых разрывов в бюджете страны;
  • инвестирование в акции и облигации;
  • возможность обеспечения сбережений граждан и учреждений государства;
  • обеспечение различных коммерческих финансовых организаций ликвидными резервными активами ;
  • погашение долгов по обязательствам России;
  • получение дохода от выпуска бумаг;
  • привлечение большого количества средств для реализации местных целевых программ;
  • управление общим объемом денежной массы РФ;
  • устранение временного дефицита бюджета России;
  • финансирование ее социальной сферы и др.

Организация выпуска приводится в действие профессиональными специалистами в области фондового рынка, которые называются андеррайтерами.

Таким понятием характеризуется лицо , которое обладает экономическими знаниями и финансовыми способностями для полноценного участия в фондовом рынке. Специалист организует юридически верный договор с эмитентом, взяв на себя ряд обязательств по выпуску и размещению бумаг. За свою работу он получает полагающееся ему вознаграждение.

Профессионал высокого уровня обеспечивает исполнение всех этапов эмиссии. Он делает обоснование, выбирает необходимые критерии для выбора акций или облигаций и готовит документацию для их выпуска.

Затем андеррайтер регистрируется согласно закону в государственных органах, выполняя все нужные условия и правила. После он размещает акции и облигации среди потенциальных инвесторов.

В некоторых случаях специалист подбирает команду субандеррайтеров, эффективно помогающих ему выполнять все этапы процесса эмиссии бумаг.

Виды бумаг

Экономистами различаются следующие варианты:

  1. Государственные долгосрочные облигации. Подобная государственная ценная бумага, использовавшаяся в рамках радикальных реформ, вступила в обращение 01.07.1991 г. Она была рассчитана на 30 лет. Целью ее эмиссии было покрытие долга бюджета республик перед Центральным банком страны.
  2. Облигации внутреннего государственного валютного займа. Они были выпущены в оборот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1993 г. № 222, а также 04.03.1996 г. № 229. Заемщиком выступило государство от лица Министерства Финансов.
  3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ. Эти бумаги выпустила та же организация. Они эмитировались в качестве именных дисконтных облигаций. ГКО имели бездокументарную форму. Генеральным агентом по их непосредственному обслуживанию являлся ЦБ страны.
  4. Облигации Федерального Займа были выпущены Минфином Российской Федерации. Они представляли собой среднесрочные купоны, предусматривающие соответствующие процентные выплаты. Некоторые выпуски, приуроченные к специальным числам, давали частичную амортизацию задолженности.
  5. Облигации государственного сберегательного займа выпускаются в связи с Постановлением правительства страны и соответствуют Генеральным условиями их эмиссии и обращения.
  6. Облигации государственных нерыночных займов введены с 1996 г. Министерством финансов страны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21.03.1996 г. Оно же определяет периодичность выпуска и выплату дохода.

Бумага 1996 г. дает своему обладателю право использовать погашение облигацией всей суммы основного долга. Владелец также приобретает процентный доход, который начисляется с номинальной стоимости бумаги. На вторичный рынок подобный вид облигаций не допускается. Продавать их обладатель не имеет права.

Зачем государству выходить на рынок финансовых инструментов

Бумаги выпускаются для того, чтобы устранить важнейшие вопросы экономической политики страны.

Они быстро позволяют устранить дефицит бюджета. Правительство с их помощью покрывает возникающие в нем на небольших временных отрезках кассовые разрывы. Они возникают из-за того, что налоговые поступления и требующиеся траты распределяются неравномерно.

Эмиссия позволяет оперативно получить большие дополнительные средства для финансирования крупных проектов России. Она же покрывает государственный целевой расход.

Выпуск ценных документов страны обеспечивает ей приток необходимых ресурсов для постепенной выплаты задолженностей по иным видам эмитируемых документов.

Государство в полной мере должно представлять на существующем фондовом рынке важнейшие функции:

  1. Контролирующую . Посредством ее исполнения появляется возможность применять меры для поддержания и развития рыночной экономики страны.
  2. Эмиссионную . Она позволяет получить бюджету Российской Федерации дополнительные доходы.

Ежегодно в РФ возникают некоторые разрывы между поступающими доходами и исходящими расходами казны, нуждающимися в немедленном покрытии.

Их формирование объясняется тем, что наибольшее число обязательных налоговых платежей в России чаще всего поступает в строго установленные периоды отчетного года . Они связаны с правилами подачи деклараций гражданами страны и выплатами по ним назначенных денежных средств.

Расходы же требуется рассредоточивать по всем месяцам равномерно. Поэтому в некоторые периоды в государственном бюджете возникает некоторая нехватка финансов. Какой период будет связан с привлечением облигаций, решает Правительство страны.

Ликвидация задолженности посредством эмиссии требует меньших расходов, чем кредитование. Такое расхождение связано с тем, что государственные и муниципальные акции или облигации Российской Федерации являются высоколиквидными. Поэтому лица, инвестирующие в них свои денежные средства, при первой же необходимости быстро реализуют бумаги.

Государство выходит на рынок финансовых инструментов ради полного устранения любой внутренней задолженности перед бюджетом. Акции и облигации должны выпускаться постоянно для стабилизации функционирования экономики страны.

Координация действий на рынке

Регулирование различных экономических механизмов фондового рынка Российской Федерации осуществляется посредством приведения в действие различных административных рычагов.

К ним относятся:

  • денежная политика РФ;
  • ее налоговая сфера;
  • капиталы государства;
  • ресурсы страны;
  • собственность Российской Федерации.

Регуляцию государственных ценных документов выполняют антимонопольный комитет РФ , ГЦБ, Министерство финансов России, ее налоговая инспекция. Они надзирают за всеми организациями, эмитирующими различные бумаги, профессиональными участниками экономического рынка, занимающимися инвестициями, а также частными инвесторами.

Осуществление регулирующими органами своевременного воздействия на участников позволяет защитить полноценных инвесторов от недобросовестных и обеспечить работу рынка облигаций посредством стимулирования бизнес-активности предпринимательского сообщества.

Экономисты различают прямое и косвенное влияние на обращение ценных бумаг России.

Прямое влияние направлено на отслеживание их выпуска и обеспечение выполнения правил к функционированию акций и облигаций на фондовом рынке.

Читать еще:  Эмиссионные ценные бумаги могут быть

Косвенное влияние включает в себя применение специальных финансовых рычагов регулирования экономики.

Подводим итоги

Государственный или муниципальный ценный документ является прямым обязательством страны. Он обеспечивает лицам, которые инвестируют в него свои деньги, высокую ликвидность. А надзорные органы дают гарантии сохранности вложенных средств.

Но ценные бумаги не способны принести их владельцам высокий доход. Обязательства по ним даются государством, поэтому их реализация активизируется чаще всего в периоды кризисных ситуаций. Тогда их номинальная и рыночная стоимость резко возрастает.

Когда же наступают более спокойные и стабильные периоды жизни страны , участники рынка быстро пускают их в свободную продажу, используя инструменты наибольшей доходности, которые связаны с большим риском. Поэтому котировка ценных бумаг в подобное время падает.

Для того чтобы их непосредственное обращение окончательно не вышло из-под контроля, Российская Федерация постоянно следит за их эмиссией .

Ценные бумаги государства являются твердой гарантией получения дохода. Но он не будет высоким по сравнению с более действенными финансовыми инструментами рыночной экономики страны.

Самые надежные облигации: ценные бумаги Российской Федерации

Биржа как место действия

Инвестиции в биржевые товары имеют большое значение не только для благосостояния пользующихся этой возможностью граждан. Огромное влияние торговля на биржевых площадках оказывает и на экономическую ситуацию в стране.

Котировки акций крупнейших корпораций, часто именуемые “голубыми фишками”, по сути своей, представляют крупную часть от внутреннего валового продукта, а значит благосостояние этих гигантов обеспечивает капитализацию экономических объемов.

Капитализация – это совокупность всех имеющихся на фондовом рынке капиталовложений. Они могут быть выражены как конкретными денежными массами инвесторов, так и финансовых эквивалентом расположенных на рынке активов – ценных бумаг. Говоря о рынке ценных бумаг невозможно обойти стороной его участников. Представлены они несколькими сторонами:

  • Самой биржей, как юридическим лицом – регулятор всех сделок. В целях контроля и учета использует предусмотренные регламенты. Опирается на законодательство Российской Федерации и ее нормативно-правовые акты.
  • Эмитентами – предприятиями, размещающими свои ценные бумаги на бирже. Эмитент чаще всего юридическое лицо, корпорация, компания, фонд, который торгует своими же акциями и облигациями с целью пополнения собственного оборотного капитала.
  • Инвесторы – лица, покупающие активы с целью получения прибыли. Формируют выручку либо с владения бумагой – то есть получения дивидендов по ней или реализации права на требования выполнения долгового обязательства, либо за счет перепродажи данных сертификатов.
  • Брокеры – посредники, связывающие торговую площадку и инвесторов.

Крупнейшее лицо

Но самым интересным для изучения участником торговых процессов является государство. В финансовых институтах, в число которых входят и торговые площадки, закон изданный государственными органами является первостатейным документам ведения деятельности.

Законодательство – одна из функций, которое выполняет государство по отношению к экономике. Другая функция состоит в размещении собственных ценных бумаг на бирже для инвестирования в них обычными гражданами, инвестиционными фондами и заинтересованными в этом компаниями.

Также Россия может иметь представительство в международной биржевой торговли. Не только как непосредственный торговец собственными товарами, но и как инвестиционное лицо. Например, Российская Федерация может выдавать деньги в долг другим странам, что по сути своей, является инвестицией. Происходит это как конкретными траншами финансовых масс, так и закупкой государственных облигаций других стран.

Роль законотворца

Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации выполняется соответствующими уполномоченными органами и законодательством. Рынок ценных бумаг постоянно мониторится на наличие правонарушений. Выполняют функции контроля сразу несколько инстанций.

В первую очередь, пожалуй за это ответственно Министерство Финансов РФ. Под его контролем находятся аппараты выполняющие как общие, так и сугубо специализированные миссии.

Базовый закон, оформляющий положения по деятельности в этой сфере именуется как федеральный закон “О рынке ценных бумаг” от 22.04.1996. Так, согласно ему, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  • Установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ЦБ и ее стандартов;
  • Государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ЦБ и проспектов сертификатов и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • Лицензирования деятельности профессиональных участников торгов торговли биржевыми активами;
  • Создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками торговли сертификатов владения и долговых обязательств;
  • Запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на платформах ЦБ без соответствующей лицензии.

Банк России

Формально Банк России является подконтрольным высшим органам власти юридическим лицом, чья задача состоит в представлении всех биржевых интересов государства, выпуске денежных знаков, представлении госактивов на торговых площадках, регуляция курса национальной валюты и многое другое. В отношении конкретных сертификатов, товаров трейдинга на торговых платформах. функционал БР состоит из нескольких конкретных задач.

  • Разрабатывает во взаимодействии с Правительством Российской Федерации основные направления развития финансового направления.
  • Утверждает стандарты эмиссии ЦБ, проспектов эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию активов на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ЦБ, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) сертификатов.
  • Устанавливает обязательные требования к операциям с документацией, нормы допуска ЦБ к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, правила ведения учета и составления отчетности (за исключением бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) эмитентами и профессиональными участниками торговли.
  • Устанавливает порядок и сроки согласования документов саморегулируемой организации профессиональных участников, подлежащих согласованию в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
  • Осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками торговли, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка требований законодательства Российской Федерации о сертификатах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.
  • Обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках биржевых ценностей, профессиональных участниках торгов ЦБ и регулировании их.
  • Обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на биржевых площадках.

Государство как продавец

Другая роль Банка России состоит в представительстве государства на биржевых торгах. По сути своей, БР становится брокером страны. В его обязанности входит изготовление и размещение облигаций России. Другая функция это реестр ценных бумаг, контроль за ним и ведение учета.

Как и коммерческие предприятия, РФ способна размещать свои собственные активы на рынке. Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации представляют собой облигации. Облигации – сертификаты, подтверждающие наличие долгового обязательства эмитента перед инвестором – держателем облигации.

Доход по такому типу бланков формируется как за счет возможной перепродажи, так и благодаря естественному процессу возврата денежных масс по ним. Плюс ко всему выплачивается процент вознаграждения.

Государственные облигации считаются крайне надежным методом инвестирования, так как покрытие задолженностей по ним производится непосредственно страной и ее бюджетом. То есть даже в самых невозможных условиях, для покрытия долга может использоваться изготовление денежных знаков. Конечно, слишком большое количество денег влечет инфляцию. Подобный сценарий представлен лишь гипотетическим, так как бюджета обычно хватает для того, чтобы заплатить долги инвесторам.

Зачем и как страна берет в долг?

Задачи, которые ставятся перед Центральным Банком, при формировании денежного капитала путем привлечения подобных инвестиций чаще всего ставятся следующие:

  • покрытие дефицита государственного бюджета;
  • покрытие кассовых разрывов в бюджете;
  • привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
  • привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным долговым обязательствам.

Проводится процесс покупки данных облигаций как на фондовых платформах, так и в обычных банковских структурах тех предприятий, которые были лицензированы для продажи облигаций.

Формально любой желающий гражданин может дать в долг Родине. Для этого достаточно обратиться в соответствующий банк и обменять определенную сумму денежных банкнот на сам сертификат. По истечению срока его действия, вы можете потребовать назад свои кровные а также заработанный вами бонус, в размере установленных процентов.

Долговые расписки страны могут быть как срочными – то есть обладать определенным сроком действия, так и бессрочными. Второй вариант подходит для долгосрочного инвестирования, сохранения собственного капитала а также накопления его. Таким образом, купив сегодня долговую расписку от РФ, вы можете обеспечить неплохую прибавку к своей пенсии, либо вовсе оставить его до тех пор, пока не вырастут ваши внуки. Тогда скопится действительно полезная сумма, при сохранении процентной ставки на текущем счету.

Виды возможных долгов

Виды облигаций на разных этапах экономического развития страны представляли собой различные варианты, но с одной и той же формулой. Даже во времена СССР, при плановой экономике, подобные инвестиции были актуальны, путем покупки следующих “товаров народного потребления”:

  • Облигации Государственного военного займа
  • Займа восстановления народного хозяйства;
  • Займа развития народного хозяйства СССР.
  • Государственного 3 % внутреннего выигрышного займа и другие.
Читать еще:  Переход прав на ценные бумаги

Российские же вариации выглядят следующим образом:

  • Облигации Российского внутреннего выигрышного займа
  • Приватизационные чеки (ваучеры);
  • Государственные краткосрочные бескупонные (ГКО);
  • Федерального займа;
  • Сберегательного займа;
  • Казначейские обязательства;
  • Внутреннего валютного займа:
  • Государственные долгосрочные;
  • Золотые сертификаты.

Государственные ценные бумаги

В промышленно развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развитии экономики в целом. Стала привычной ситуация, когда государство выступает крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. Например, в Великобритании более 90% задолженности правительства приходится на государственные ценные бумаги.

С помощью государственных долговых инструментов осуществляется:

§ Финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами вследствие нехватки налоговых поступлений.

§ Рефинансирование долга. Государство выпускает ценные бумаги для оплаты старых долгов в срок, в том числе для погашения ранее выпущенных займов выплаты процентов по ним

§ Обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финасовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента.

§ Финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды.

Государственные ценные бумаги обеспечивают инвестору:

o Максимальную сохранность основной суммы займа, поскольку гарантом этого от имени государства выступает правительство

o Стабильную доходность, хотя, как показывает практика, она ниже доходности менее надежных корпоративных облигаций

o Активную обращаемость на вторичном рынке, т.е. высокую степень ликвидности.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, подразделяются на рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства.

Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения. К ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные облигации (боны). Рыночные ценные бумаги считаются наиболее надежными и ликвидными. Они активно продаются и покупаются как на первичном, так и на вторичном рынках.

Нерыночные государственные ценные бумаги – ценные бумаги, которые приобретаются один раз и не могут переходить из рук в руки. К ним относят сберегательные сертификаты (процентные и дисконтные), казначейские ноты, предназначенные для иностранных инвесторов. Большинство этих ценных бумаг находится в руках правительственных учреждений, правительств других стран, местных органов управления (для оплаты налогов, задолженности) и частных лиц в форме сберегательных облигаций.

Казначейские векселя – краткосрочные ценные бумаги. Это основной вид краткосрочных обязательств в развитых странах. Они обычно выпускаются на срок 3,6 и 12 месяцев. Казначейство размещает их с дисконтом на конкурсной основе с помощью аукционов. Аукционы по трех- и шестимесячным векселям проводятся каждую неделю, а по векселям со сроком обращения 9 и 12 месяцев – ежемесячно. Доход инвестора образуется за счет разницы между ценой покупки, которая ниже номинала, и номинальной стоимостью, получаемой при погашении. Векселя могут быть проданы до срока погашения на вторичном рынке. Казначейские векселя используются Федеральной резервной системой при проведении национальной денежной и кредитной политики.

Большинство инвесторов приобретает казначейские векселя на первичном рынке ценных бумаг. Этот вид долговых обязательств имеет огромные объемы и очень высокую надежность, в связи с чем служит ориентиром на денежном рынке.

В Великобритании казначейские векселя выпускаются от имени правительства Центральным банком. Это дисконтные краткосрочные долговые обязательства на предъявителя с минимальным номиналом 5000 фунтов стерлингов. Срок обращения – 91 или 182 дня.

Во Франции выпускаются краткосрочные дисконтные облигации со сроком обращения 4-7 недель, а также 13, 26 и 52 недели с минимальным номиналом 1 млн. фр. Их размещение осуществляется с помощью аукционов.

Казначейские векселя достаточно широко распространены в развитых странах, поскольку считаются почти не имеющими риска. По этой причине они очень популярны среди институциональных инвесторов, в том числе иностранных.

Сроки погашения ценных бумаг государственных агентств разнообразны – от 3 месяцев до 20 и более лет. Государственные агентства являются крупнейшими эмитентами ценных бумаг с нулевым купоном. Само министерство финансов начало выпуск «нулевых» ценных бумаг с начала 1985 г. «Нулевые» ценные бумаги выпускаются со значительными дисконтами, т.е. скидками с номинала. Держатель таких ценных бумаг не получает платежей по процентам, но если они хранятся до срока погашения, то реализуется зафиксированная общая доходность (как разница между номинальной стоимостью и стоимостью приобретения).

Среднесрочные облигации (ноты) – достаточно распространенный вид государственных ценных бумаг. Они привлекательны для инвесторов, которые уверены в получении установленного дохода со дня покупки. С 1986 г. прекращен выпуск реальных сертификатов казначейских среднесрочных облигаций, а новые эмиссии производятся только в электронной форме. Эти облигации выпускаются по номинальной стоимости и котируются в виде процента от номинальной основы.

Во Франции, например, казначейские среднесрочные облигации выпускаются в бездокументарной форме на срок от 2 до 5 лет с номиналом в 1 млн. фр. И выплатой дохода в виде процента один раз в год.

Среднесрочные облигации правительства Германии выпускаются также в бездокументарной форме с фиксированной процентной ставкой и сроком обращения 5 лет.

Долгосрочные облигации. В США к этому типу облигаций относят долговые обязательства министерства финансов со сроками обращения от 10 до 30 лет. Они выпускаются в бездокументарной форме (в виде записей на счетах) с номиналом в 1000 долларов, 5000, 10 000, 100 000 и 1 млн. долларов. Ряд долгосрочных облигаций погашается до наступления объявленных сроков погашения согласно оговорке об их выкупе.

В Англии к долгосрочным государственным облигациям относятся долговые обязательства со сроком обращения свыше 15 лет (обычно 20-25 лет). Основная их часть (до ¾) имеют одну дату погашения, а остальные – две. Для Англии характерно наличие бессрочных государственных облигаций.

Основную часть государственной задолженности в Японии (почти ¾) составляют долгосрочные облигации со сроком обращения 10 лет и два месяца. Выпускаются также долгосрочные облигации на срок 20 лет? По которым два раза в год выплачивается доход в виде фиксированного процента.

Сберегательные облигации относятся к разряду нерыночных государственных ценных бумаг, так как не подлежат купле-продаже. Эмитентами этих бумаг выступают правительство ли местные органы власти. Облигации регистрируются на держателя. По сути они являются формой сбережений граждан. Возмещение по сберегательным облигациям производится покупателю. Они высоколиквидны, погашаются по номиналу по требованию владельца.

Специальные выпуски облигаций. Для снижения бюджетного дефицита и привлечения сбережений населения, для финансирования и рефинансирования государственного долга многие страны Запада прибегают к выпуску «специальных займов», предназначенных к размещению в страховых и пенсионных фондах, а также правительственных учреждениях. Облигации таких выпусков не продаются, их нельзя передавать другим лицам, но они могут быть предъявлены к оплате через определенное время (обычно год) со дня их выпуска.

Ценные бумаги местных органов власти. Рынок муниципальных облигаций в промышленно развитых странах значителен. Этот вид ценных бумаг считается одним из самых надежных после ценных бумаг центрального правительства. Муниципальные облигации – ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и управления, местными административными единицами.

Муниципальные облигации имеют смешанную форму надежности. Они делятся на обеспеченные общей гарантией и обеспеченные доходами от проекта. Более совершенную форму с точки зрения своевременной выплаты процентов и основного долга имеют облигации, обеспеченные общей гарантией.

Подобно купле-продаже государственных ценных бумаг сделки с муниципальными облигациями осуществляются на внебиржевом первичном рынке. Основными владельцами муниципальных облигаций являются банки и другие кредитно-финансовые организации и индивидуальные инвесторы.

Муниципальные облигации выпускаются с условием частичного или полного погашения в любое время, причем досрочное погашения осуществляется по цене, немного превышающей текущую рыночную цену облигаций. Однако досрочное погашение невыгодно для инвесторов, так как требуется специальное разрешение министерства финансов.

Основными инвесторами муниципальных облигаций являются, прежде всего, коммерческие банки. Потом идут правительственные взаимные фонды, корпоративные и индивидуальные инвесторы, доля которых пока незначительна.

По числу муниципальных образований Франция опережает все страны ЕС, вместе взятые. Муниципальные органы страны имеют право осуществлять заимствование без получения разрешения центрального правительства при условии, что цель заимствования состоит в финансировании инвестиций, а также обслуживании долга, который закладывается в местный бюджет.

В Великобритании возможность муниципальных властей занимать необходимые денежные средства напрямую у центрального правительства на довольно длительные сроки и под низкие проценты привела к тому, что объем рынка муниципальных облигаций снижается, и за последнее десятилетие выпуск новых муниципальных облигаций почти прекратился.

Муниципальные облигации пользуются большим доверием зарубежных банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и частных инвесторов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector