Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная политика на рынке ценных бумаг

Деловой информационный портал Webcentr.ru

Заказать услугу

Последние работы

07.08.2016 На сайте maxikamavto.ru можно заказать тормозную аппаратуру.

11.05.2016 Новый дизайн у сайта Юридического центра Ваше Право

27.03.2016 Создан интернет магазин по продаже тормозной аппаратуры КАМАЗ.

Государственная политика на рынке ценных бумаг

В России актуальным стал вопрос о более активном участии государства в регулировании этого рынка. Государственная политика на рынке ценных бумаг должна учитывать как положительный, так и отрицательный опыт становления фондового рынка.

Важными нормативными актами такой политики являются принятый Государственной Думой закон «О рынке ценных бумаг» 20 марта 1996 г. и Указ Президента РФ «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации».

Остановимся на ряде принципиальных положений проведения государственной политики на рынке ценных бумаг:


    принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, основанный на том, что государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке;

принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории страны;

принцип минимального государственного вмешательства и мак симального саморегулирования, то есть государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованных в саморегулируемые организации;

принцип равных возможностей, который включает:
— стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие предпочтений для отдельных его участников;
— равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
— гласное конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
— отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
— запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
— отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка; принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающих последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

  • принцип ориентации на мировой опыт и проведение взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
  • Соблюдение регулирующей роли государства на рынке ценных бумаг возложено на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, которая является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

    курсовая работа Концепции развития рынка ценных бумаг

    Рынок ценных бумаг в 90-е годы. Анализ итогов развития рынка ценных бумаг в 2006-2008 г. Государственная политика на рынке ценных бумаг. Основные задачи совершенствования рынка ценных бумаг в перспективе. Прогнозирование результатов реализации концепции.

    Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

    Подобные документы

    Сущность рынка ценных бумаг. Характеристика рынка ценных бумаг. Субъекты рынка ценных бумаг. Задачи и функции рынка ценных бумаг. Система управления рынком ценных бумаг. Формирование рынка ценных бумаг в России. Состояние рынка ценных бумаг в РФ.

    курсовая работа [40,3 K], добавлен 22.05.2006

    Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг. Функции и структура рынка ценных бумаг. Субъекты рынка ценных бумаг. Виды операций, совершаемых на рынке ценных бумаг. Купля-продажа ценных бумаг. Создание и развитие российского фондового рынка ценных бумаг.

    курсовая работа [33,4 K], добавлен 01.06.2010

    Понятие ценных бумаг. Круговорот ценной бумаги. Потребительная стоимость и качество ценных бумаг. Понятие о рынке ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг. Тенденции развития рынка ценных бумаг. Рыночные принципы «Газпрома».

    курсовая работа [41,7 K], добавлен 10.09.2007

    Основные виды ценных бумаг. Понятие,задачи и цели регулирования рынка ценных бумаг. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг. Анализ роли Федеральной службы по финансовым рынкам как основного регулятора рынка ценных бумаг.

    курсовая работа [33,5 K], добавлен 12.03.2015

    Обзор рынка ценных бумаг как сложной организационно-правовой и социально-экономической структуры, его содержание и структура. Субъекты рынка ценных бумаг. Способы размещения и обращения ценных бумаг. Проблемы, перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ.

    курсовая работа [44,8 K], добавлен 21.07.2011

    Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг, его структура, меры по совершенствованию и развитию. Изменения в законодательстве и основные задачи регулирования и развития рынка ценных бумаг. Доходность и ликвидность ценных бумаг при финансовом кризисе.

    курсовая работа [55,4 K], добавлен 22.01.2010

    Понятие рынка ценных бумаг как части инфраструктуры рыночной экономики, его экономическая роль. Виды ценных бумаг и нормы процента. Структура рынка ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Перспективы долгосрочного развития рынка ценных бумаг в России.

    курсовая работа [91,0 K], добавлен 24.02.2013

    Развитие рынка ценных бумаг Великобритании. Модель фондового рынка и его особенности. Долги правительства Великобритании. Финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Участники и регуляторы рынка ценных бумаг. Информация по оборотам на рынке ценных бумаг.

    реферат [94,7 K], добавлен 13.11.2008

    Инвестиционный капитал: характеристика и источники. Цели инвестирования. Функции и структура рынка ценных бумаг. Нормативная база рынка ценных бумаг. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации.

    курсовая работа [49,6 K], добавлен 07.12.2006

    Инвестиционная политика банков на рынке ценных бумаг (РЦБ). Виды ценных бумаг в России. Национальные особенности рынка ценных бумаг развитых стран. Виды сделок на фондовой бирже. Финансовые инструменты на РЦБ. Эмитенты ценных бумаг и их характеристика.

    курсовая работа [53,2 K], добавлен 17.04.2011

    Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

    Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

    Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

    Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

    Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

    Существует несколько этапов процесса регулирования:

    • формируется орган регулирования РЦБ;
    • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
    • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
    • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
    • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
    • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

    Виды регулирования РЦБ

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

    Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

    • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
    • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
    • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
    • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

    Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

    • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
    • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
    • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
    • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

    В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

    • ценные бумаги с позиции:
      • юридического статуса;
      • обращения и эмиссии (выпуска);
      • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
    • участники, осуществляющие:
      • отбор для рыночной деятельности любого качества;
      • перспективное участие в деятельности других рынков;
      • защита инвесторов от мошенников;
      • уплату налогов и др.
    • операции, касающиеся ценных бумаг:
      • разрешенные типы рыночных операций;
      • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
      • разрешение споров в сфере имущества;
      • обложение налогами и т.п.

    Законы в области регулирования РЦБ

    С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

    В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

    • государственные органы исполнительной власти;
    • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
    • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

    Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

    • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
    • Президента государства, который издает указы;
    • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
    • Министерство финансов РФ;
    • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
    • Банк России и др.

    Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

    Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

    Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

    ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

    • разработка основных направлений развития рынка;
    • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
    • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
    • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
    • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
    • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
    • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
    • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

    Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

    • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
    • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
    • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
    • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

    Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

    Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

    Самыми важными функциями СРО являются:

    • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
    • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
    • защита интересов клиентов;
    • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
    • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

    Основными правами СРО являются:

    • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
    • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
    • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
    • выдача квалификационных аттестатов.

    К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

    • ГК РФ;
    • ФЗ «Об АО»;
    • ФЗ «О РЦБ»;
    • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
    • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
    • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
    • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
    • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
    • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

    Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

    В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

    • общие положения об АО и их видах;
    • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
    • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
    • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
    • дивиденды, которые выплачивает АО;
    • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
    • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
    • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
    • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.

    Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

    • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
    • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
    • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

    управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

    Научная электронная библиотека

    Топсахалова Ф М-Г,

    5.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

    Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:

    Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий – по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции.

    При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям – эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании.

    Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

    O разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;

    O разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.;

    O регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.

    Задачами государственного регулирования рынка являются:

    u реализация государственной политики развития РЦБ;

    u обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;

    u создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

    Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

    0 разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;

    0 концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка;

    0 создание системы информации о состоянии РЦБ;

    0 создание системы защиты инвесторов от потерь;

    0 контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм;

    0 контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка

    0 предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке;

    0 регулирование рынка государственных ценных бумаг

    0 разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ

    0 арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг.

    В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.

    На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

    На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

    Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:

    u регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;

    u аттестация специалистов;

    u страхование инвесторов;

    u надзор и контроль за проведением операций;

    u аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

    u раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

    Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства , ЦБ и др.

    При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ.

    Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы:

    – разработка основных направлений развития регионального РЦБ;

    – регламентация порядка деятельности:

    ? юридически и физических лиц на региональном РЦБ;

    ? специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

    ? определение обязательный требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению.

    Типичные формы государственного регулирования рынка ценных бумаг

    Рынки ценных бумаг в значительной степени являются свободными рыночными институтами, но большая часть их деятельности сильно подвержена прямым и косвенным воздействиям со стороны государства. Для более эффективного воздействия государство вооружено необходимыми рычагами осуществления надзора и контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг. Однако существует опасность того, что действия государства могут легко ослабить или нейтрализовать возможное положительное воздействие фондовых рынков на экономику, искажая решения инвесторов и эмитентов. Из этого следует, что при работе с рынками ценных бумаг особенно важно найти правильное соотношение между силами рынка и государственным вмешательством.

    Вмешательство государства в деятельность рынка ценных бумаг может происходить в виде комбинаций двух форм воздействия – управляющего и развивающего.

    Государство может управлять рынком, используя законы, правила и специальные органы, чтобы обеспечить честное, эффективное и стабильное функционирование рынка. Одновременно государство применяет средства, направленные на развитие фондовых рынков, используя стимулы и принуждение, с целью обеспечения доступа инвесторов и эмитентов к широкому спектру инструментов для работы с ценными бумагами.

    Там, где государство имеет намерения вызвать быстрое развитие рынка ценных бумаг, существует тенденция вмешиваться более широко и сильно для того, чтобы стимулировать рост. Однако интенсивное вмешательство увеличивает вероятность искажения пути развития рынка ценных бумаг, так как оно ускоряет рост и вызывает изменения до того, как они действительно потребуются. Помимо этого соображения об интенсивности, успех или провал государственного вмешательства зависят от того, уместно ли государству вмешиваться в данных обстоятельствах и насколько правильно это вмешательство нацелено и осуществлено.

    Возможны три варианта развивающего воздействия государства на деятельность фондового рынка.

    1. Непосредственно воздействовать на рынок ценных бумаг, например:

    а) уменьшить стоимость наращивания капитала, предлагая значительные налоговые преимущества тем компаниям, которые публично предлагают свои ценные бумаги;

    б) для обеспечения глубины рынка увеличить количество ценных бумаг путем обязательного предписания всем компаниям с определенной величиной уставного капитала и периодом существования предлагать к продаже свои ценные бумаги;

    в) снизить стоимость сделок, зафиксировав брокерское вознаграждение на низком уровне;

    г) уменьшить прямые цены рыночной инфраструктуры путем финансирования и обеспечения работы некоторых фондовых бирж.

    2. Изменить политику в тех областях, которые имеют воздействие на рынок ценных бумаг, таким образом, чтобы непосредственно стимулировать рынок, например:

    а) поставить верхний предел на размер кредита, выдаваемого предприятиям коммерческими банками и снизить действующую учетную ставку на банковские депозиты, подталкивая, таким образом, инвесторов и тех, кто наращивает капитал, к рынку ценных бумаг;

    б) стимулировать ликвидность рынка ценных бумаг путем установления низкого или нулевого налога на увеличение рыночной стоимости капитала от прибыли по сделкам с ценными бумагами, облагая в то же время налогом другие виды непроизводственного дохода.

    3. Изменить более общую политику с намерением усилить рост рынка ценных бумаг, например:

    а) поддерживать надежную и стабильную макроэкономику, держать учетные ставки на низком, но положительном уровне и отменить дифференциальные пошлины с инвестиционных альтернатив;

    б) ослабить правила и процедуры по иностранным инвестициям, чтобы улучшить инвестиции в зарубежные портфели.

    Понятно, что государство имеет в своем распоряжении рычаги, которые позволяют стимулировать рост рынка ценных бумаг. Но вопрос заключается в том, какие из этих рычагов и когда оно должно использовать? В тех случаях, когда значительное число прибыльных предприятий находятся на пределе своих кредитных возможностей и их рост сдерживается высокой стоимостью наращивания капитала на рынках ценных бумаг, эффективно и необходимо использовать инструменты первого варианта, посредством которого возможно усиление роста рынка и удовлетворения нужд компаний. С другой стороны, если совокупное значение сбережений инвесторов является низким для того, чтобы обеспечить эффективный спрос на новые ценные бумаги, или прибыльность предприятий в общем низка, то вмешательство по первому варианту будет неэффективным или исказит инвестиционные решения. В этом случае лучше применить меры третьего варианта с целью создать благоприятный климат для инвестиций в ценные бумаги.

    Таким образом, достаточно четко определена первая форма вмешательства государства в деятельность фондового рынка, а именно – форма развития.

    Вторая форма вмешательства государства в деятельность рынка ценных бумаг – форма управления – характеризуется наличием нескольких способов контроля. Наиболее интересными являются четыре способа, каждый из которых имеет определенный набор инструментов и приемов, позволяющий с определенной долей эффективности управлять развитием фондового рынка.

    1. Благоразумный контроль устанавливает для участников фондового рынка требования к адекватности капитала и создает систему наблюдения и обеспечения выполнения этих требований. Он регулирует прямые отчисления капитала, норма которых установлена на таком уровне, чтобы иметь возможность противостоять рыночным возмущениям, таким как возможное вредное влияние на систему в результате финансового краха посредника.

    2. Защитный контроль устанавливает структуру взаимоотношений между посредниками и их клиентами, а также малыми и большими инвесторами. Особое внимание уделяется раскрытию информации, ясности контрактных взаимоотношений и абсолютной ответственности, основанной на доверии. Возникающие затраты тем больше, чем больше степень защищенности малого и наименее подготовленного инвестора. Основой правильных рассуждений является нахождение баланса между недо- и перезащищенносгью.

    3. Организационный контроль проводится для установления и функционирования таких организаций, как фондовые биржи, расчетные палаты и системы рыночной информации. Он нацелен на то, чтобы, учитывая соревновательность рынка в предложении этих услуг, накладывать в то же время внешние критерии, такие как надежность и техническая подготовленность производителя услуги с целью защиты стабильности системы в целой.

    4. Структурный контроль позволяет государству управлять объемом и составом рынка ценных бумаг в целом через механизмы, как ограничения на деятельность иностранных инвесторов, эмитентов, посредников, а также на конкретные финансовые инструменты, которые могут становиться предметом купли-продажи.

    Эти четыре формы управляющей деятельности на практике представляют собой выполнение широкого ряда функций, таких как установление правил, надзор за рынком ценных бумаг и преследование за нарушение законов, изучение и утверждение проспектов эмиссий и отчетов и других документов посредников, а также надзор за операционной и финансовой стабильностью фондовых бирж, расчетных, клиринговых палат и центров и других форм обеспечения функционирования рынка.

    В большинстве развитых стран мира рынок ценных бумаг находится под активным воздействием государственного регулирования, функции которого выполняют специальные государственные, органы (в США – Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, в Японии – Комиссия по сделкам с ценными бумагами, в Германии – Центральная комиссия по рынкам).

    Государственная политика на рынке ценных бумаг

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

    Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) осуществляет регулирование рынка ценных бумаг в России. Государственное регулирование рынка ценных бумаг обеспечивает реализацию и защиту прав инвесторов и свободу деятельности участников рынка в рамках правил, предусмотренных законодательно-нормативной базой. Как федеральный орган исполнительной власти, ФКЦБ России проводит государственную политику в области развития рынка ценных бумаг, контролирует деятельность эмитентов и участников рынка и обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг.

    В настоящее время в центре внимания комиссии — улучшение норм корпоративного управления российских компаний, содействие их переходу на международные стандарты финансовой отчетности, развитие института коллективных инвестиций, в частности паевых инвестиционных фондов, оптимизация налогообложения инвесторов и участников рынка. Одно из важных направлений деятельности для ФКЦБ России сегодня – реализация пенсионной реформы и обеспечение сохранности и защиты средств, которые будут переданы под управление отобранных по конкурсу управляющих компаний.

    Разработка законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг – одно из основных направлений деятельности ФКЦБ России. Комиссией разработаны поправки к закону “О рынке ценных бумаг”, к Уголовному Кодексу и Кодексу об административных нарушениях, направленные на пресечение манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.

    Основные направления деятельности:

    • разработка основных направлений развития российского рынка ценных бумаг;
    • лицензирование и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, управляющих компаний, клиринговых организаций, депозитариев, регистраторов, организаторов торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовые биржи), инвестиционных фондов, управляющих компаний и спецдепозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; выдача разрешений на деятельность саморегулируемым организациям (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг и надзор за их деятельностью; контроль за соблюдением эмитентами законодательных и иных правовых актов о ценных бумагах;
    • аттестация руководителей и сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг;
    • регистрация выпусков и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
    • обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
    • разработка законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг: законопроекты; правила осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; стандарты эмиссии и порядок регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг; обязательные требования к операциям с ценными бумагами и др.

    Полномочия ФКЦБ России не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. Это входит в ведение Министерства финансов РФ.

    Постановления ФКЦБ России подлежат обязательному опубликованию, вступают в силу со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

    Состав ФКЦБ России:

    Членами ФКЦБ России являются 11 человек.

    Председатель ФКЦБ России Костиков Игорь Владимирович обладает статусом федерального министра и назначен на должность Указом Исполняющего обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 февраля 2000 года №297.

    В состав ФКЦБ России входят:

    Колесников Геннадий Исаакович – первый заместитель председателя;
    Зуев Константин Эдуардович – статс-секретарь – заместитель председателя;
    Катаева Елена Георгиевна – заместитель председателя;
    Захарова Надежда Николаевна – секретарь ФКЦБ России;
    Глазунов Дмитрий Анатольевич – член ФКЦБ России;
    Плешаков Александр Владимирович – член ФКЦБ России;
    Шаронов Алексей Владимирович – член ФКЦБ России;
    Харламов Сергей Константинович – член ФКЦБ России;
    Профатилов Сергей Николаевич – член ФКЦБ России.

    Структура органов ФКЦБ России

    В рамках Центрального аппарата ФКЦБ России действуют следующие управления, организованные в соответствии с основными направлениям деятельности Комиссии:

    • управление методологии финансовой информации и отчетности;
    • управление контроля за проведением операций с ценными бумагами;
    • управление регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
    • управление регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг;
    • управление взаимодействия с регионами;
    • управление регулирования деятельности регистраторов, депозитариев и клиринговых организаций;
    • управление регулирования инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг;
    • управление взаимодействия с саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвесторами;
    • юридическое управление;
    • учебно-методическое управление;
    • управление внешних связей;
    • управление делами;
    • управление бухгалтерского учета;

    14 региональных отделений (РО ФКЦБ России)

    Региональные отделения комиссии образуются решением ФКЦБ России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и действуют на основании положения, утверждаемого комиссией. РО обеспечивают выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практическую реализацию принимаемых ФКЦБ России решений и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. В настоящее время РО функционируют в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов, Владивосток, Красноярск, Орел, Омск, Самара, Челябинск, Саратов, Иркутск.

    Коллегия ФКЦБ России

    Коллегия ФКЦБ России состоит из 15 человек. В состав коллегии входят председатель ФКЦБ России, первый заместитель и три заместителя председателя ФКЦБ России, секретарь ФКЦБ России, пять представителей федеральных органов исполнительной власти, в том числе в обязательном порядке представитель Министерства финансов РФ, представитель Центрального банка РФ, председатель экспертного совета ФКЦБ России, представители палат Федерального Собрания РФ. Коллегия утверждает регламент работы и деятельности экспертного совета.

    Экспертный совет при ФКЦБ России

    При ФКЦБ России создан постоянно действующий консультативно-совещательный орган – экспертный совет. В состав совета входят представители администрации Президента Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, Министерства по налогам и сборам РФ, Центрального банка РФ и Российского фонда федерального имущества, а также представители профессиональных участников рынка ценных бумаг, СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций и других общественных объединений, независимые эксперты.

    Экспертный совет проводит подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий ФКЦБ России, разрабатывает предложения по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг, рассматривает проекты постановлений ФКЦБ России.

    ФКЦБ России существует в разных статусах с 1993 года. В соответствии с Распоряжением Президента Российско Федерации № 163-рп от 09 марта 1993 г. “О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации” была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ.

    Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года №1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

    Функции и полномочия ФКЦБ России определены Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и соответствующим Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

    Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 620 «Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» утвердил новую редакцию Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и привел его в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Новая редакция Положения определяет функции ФКЦБ России по регулированию рынка ценных бумаг и подтверждает ее статус как федерального органа, отвечающего за проведение государственной политики в области защиты прав инвесторов.

    Читать еще:  Анализ развития рынка ценных бумаг
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector