Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: эмитента при выпуске ценных государственных бумаг; инвестора при управлении крупными портфелями акции промышленных предприятий; профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; регулятора при написании законодательства и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Система государственного регулирования рынка включает: государственные и другие нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на прямое (административное) и косвенное (экономическое) управление.

Прямое, или административное управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы. К таковым относятся: система налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них); денежная политика (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и т.п.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); государственная собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется рядом законодательных актов, указов президента РФ, постановлениями правительства РФ, к важнейшим из которых относятся: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ « О рынке ценных бумаг».

В целом эти законы являются вполне соответствующими международным нормам права, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг. Государственная политика правительства РФ на рынке ценных бумаг изложена в «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ от 1 июля 1996г.№ 1008.

Согласно действующим законодательным актам, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии, контроля соблюдения эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

· лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг в России, контролю деятельности профессиональных участников рынка и определению стандартов эмиссии является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации и наделена следующими полномочиями:

· Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

· Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

· Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

· Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

Федеральная служба по финансовым рынкам имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

Регистрация Выпусков ценных бумаг определена в качестве процедуры ее эмиссии. Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

· принятие эмитентом решения о выпуске;

· размещение ценных бумаг;

· регистрация отчета об итогах выпуска.

После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг он обязан зарегистрировать проспект эмиссии, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а общий объем эмиссии – 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрационный орган (перечень регистрирующих органов устанавливается ФСФР) несколько документов: заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных документов и.т.д.

При регистрации выпуска ему присваивается государственный регистрационный номер. Решение о регистрации или мотивированный отказ в ней обязан быть представлен регистрирующим органам заявителю не позднее, чем через 30 дней с момента получения документов на регистрацию.

Основанием для отказа в регистрации выпуска являются: нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах; несоответствие представленных документов и указанных в них сведений требованиями закона; внесение в проспект эмиссии или в решение о выпуске ценных бумаг ложных или недостоверных сведений.

Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых бумаг не должно превышать то, которое указано в проспекте эмиссии. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, что фиксируется в отчете об итогах выпуска.

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее, чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности допуска к информации о выпуске. Запрещается при публичном размещении выпуска закладывать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцем перед другими.

Эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Отчет об итогах выпуска должен содержать следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую цену размещения по видам ценных бумаг; количество размещенных бумаг; общий объем поступлений, в том числе в рублях, в иностранной валюте, в объемах материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы.

При эмиссии акций в отчет дополнительно указывается список лиц, владеющих пакетом ценных бумаг, размер которого определяется ФСФР.

ФСФР России наделена полномочиями применять санкции в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг. К таким санкциям относятся: приостановление дальнейшего размещения; обнародование в средствах массовой информации сведений о фактах недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг; обращение в суды для применения мер административной или уголовной ответственности к должностным лицам недобросовестного эмитента; обращение с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФСФР и государственных регистрирующих и контролирующих органов в судебные органы. Признание выпуска недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и возращение владельцам денежных средств или другого имущества, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой ФСФР или уполномоченными его органами. Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства России.

Деятельность профессиональных участников сертифицируются тремя видами лицензий:

· лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг,

· лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра,

· лицензии фондовой биржи.

Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг базируются на ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть лишены лицензии, если будет доказано, что путем представления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке и влияли на решение о покупке или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФСФР принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ.

Читать еще:  Технический анализ рынка ценных бумаг

Государство выполняет системообразующую функцию на рынке ценных бумаг, которая непрерывно видоизменяется в соответствии со стоящими перед ним задачами обеспечения национальных интересов. Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. В целом эта система должна развиваться в направлении большей детализации и ужесточения государственного контроля деятельности фондового рынка. При этом нужно иметь в виду, что государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

Содержание:

Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.
Читать еще:  Дивиденды и проценты по ценным бумагам

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

студент факультета инновационного бизнеса и экономики Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ)

Россия, г. Краснодар

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры бизнес процессов и экономической безопасности Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ)

Россия, г. Краснодар

Формирование рынка ценных бумаг или фондового рынка происходит на протяжении долгих лет, но, несмотря на длительный срок его существования, фондовый рынок находится в стадии модернизации по сей день. По мере функционирования рынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка, необходимость законного обеспечения защиты прав и интересов его участников от неправомерных операций осуществляется государством, которое в свою очередь создает эффективную политику для управления рынком ценных бумаг, с учетом сложившейся тенденции в экономике страны.

Актуальность заданной темы весьма очевидна, поскольку фондовый рынок весьма несовершенен и подвластен риску, то его участникам необходима защита стабилизирующей силы, имеющей полномочия в регулировании рынка ценных бумаг. Такой силой несомненно является государство.

Любая деятельность на каком-либо этапе должна регулироваться и рынок ценных бумаг этому не исключение, но для того, чтобы достичь эффективного привлечения инвестиций в экономику, постоянного пополнения дефицитов государственного бюджета, а также предотвращения рисков и убытков, сложившаяся система госрегулирования , включающая в себя 4 группы, к которым относятся: государственный контроль, защита инвесторов от неблагоприятных ситуациях на рынке, а также обязательная регистрация и обязательные требования к участникам, должна постоянно дополняться и совершенствоваться.

Обозначая так называемую инфраструктуру рынка, следует выделить регулирующую систему рынка ценных бумаг, включающую в себя:

  • Органы государственного регулирования;
  • Саморегулирующиеся органы;
  • Законодательные нормы;
  • Тенденции и обычаи рынка ценных бумаг.

Изучая каждый из приведенных регуляторов фондового рынка, возникает вопрос значимости и существенной оценки действий этих самых органов. Основным, и, пожалуй, главным регулятором рынка ценных бумаг является непосредственно государство, осуществляя контроль и сопоставимость действий за проведением операций, происходящих на рынке ценных бумаг, в связи со сложившимися тенденциями и инфраструктурой рынка, обеспечивая свою работу посредством двух направлений:

— регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка, с учетом соблюдения текущего законодательства, а также контроль за разработкой определенных правил, определяющих эмиссию ценных бумаг.

— обеспечение лицензией, дающей право заниматься какой-либо деятельностью на фондовом рынке.

Систематическое объединение этих двух направлений заключает в себе Центральный Банк РФ, являясь профессиональным участником рынка, он осуществляет роль как исполнителя по реализации операций на фондовом рынке, выполняющим в своем роде функции инвестиционной компании по первичному размещению ценных бумаг, так и регулирующим звеном, при внесении собственных ресурсов в фондовые ценности государства, осуществляя, при этом, эмиссионные обязательства. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг, являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственного регулирования для ком­мерческих банков — профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую — консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например, по торговле госу­дарственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.

Учитывая отношения, складывающиеся на фондовом рынке между участниками и регуляторами, можно выделить определенные группы субъектов рынка: инвесторы, эмитенты, государство, профессиональные участники, саморегулируемые организации. Визуализируя обобщенную структуру операций субъектов на рынке ценных бумаг, главенствующей особенностью становится достижение определенного результата, связанного как с выпуском ценных бумаг, так и с их обращением. Иными словами, структурирующие системы государственного регулирования рынка ценных бумаг подразумевают максимальную эффективность внедрения в корректировочный процесс на рынке, и только лишь небольшая часть отводится саморегулирующим органам. Но есть обратная сторона — когда роль государства в регулировании занимает менее важные позиции, нежели значительный уровень систематизации контроля самих участников рынка. Если говорить о всеохватывающем регулировании, то в большинстве стран мира место государственному контролю отводится где-то в «середине».

Рассматривая российский фондовый рынок, одни из основных регуляторов рынка ценных бумаг в стране является Федеральная служба по финансовым рынкам, состоящая из центрального аппарата и территориальных органов и включающая в себя 14 управлений, в которых каждый отвечает за различные процессы, такие как: эмиссия, мониторинг, правовое регулирование и деятельность профессиональных участников рынка.

Эволюционные перспективы РЦБ на 2018 год во многом зависят от привлечения наибольшего количества инвестиций и обеспечения полной и качественной защиты государства от неправомерных деяний, совершенных на рынке.

Таким образом, на сегодняшний день российский фондовый рынок слабо развит не только относительно развитых стран, но и развивающихся. Государственная поддержка в совокупности дает большой стартап участникам РЦБ для инвестирования денежных средств, не опасаясь риска быть обманутыми. Безусловно, идеализировать государственные программы невозможно, поскольку везде есть свои «за» и «против», но на мой взгляд, осуществление государственного регулирования в настоящем и будущем не даст рынку ценных бумаг впасть в состояние сонации, а наоборот послужит своеобразным толчком для достижения стабильности фондового рынка. В завершении данной статьи необходимо отметить, что тенденции развития рынка ценных бумаг зависят не только от экономических показателей и государственных программ, но и от конкретной, качественной работы самого рынка ценных бумаг в России.

Читать еще:  Владелец ценных бумаг 8

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)
  2. Волоскова А. В. Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг в России и Великобритании // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 561-563.
  3. Селищеев А.С. Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров / А.С. Селищев, 2015 г.
  4. Санжаровский Ю. И. Рынок государственных ценных бумаг в России // Экономический журнал. 2016. №3 (35).
  5. Беловозов В.А., Общие положения о ценных бумагах: некоторые юридические заблуждения// Законодательство, 2016 г., № 2.
  6. Галаганова В.А., Басовин А.И. Рынок ценных бумаг: Учебник.-2-е ид. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 448 с.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Дата публикации: 28.03.2019 2019-03-28

Статья просмотрена: 2339 раз

Библиографическое описание:

Маркелова, К. С. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / К. С. Маркелова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57551/ (дата обращения: 07.04.2020).

Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране.

Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов государственной власти. Выделяют два вида государственного регулирования: прямое и косвенное.

Прямое регулирование представляет собой способ регулирования, основанный на праве и юридических нормах. Такое регулирование осуществляется путем:

− установления требований, подлежащих обязательному исполнению всеми участниками рынка ценных бумаг. Стоит заметить, что такие требования осуществляются с помощью нормативно-законодательной деятельности;

− обязательного ведения реестров не только участников рынка, но и непосредственно самих ценных бумаг;

− лицензирования профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

− осуществление контроля за соблюдением правил и норм, установленных законодательством, а также применение мер воздействия на тех участников рынка ценных бумаг, которые отклоняются от соблюдения указанных правил и норм.

Косвенное регулирование организовано в результате использования экономических средств рынка ценных бумаг и включает в себя следующие элементы:

− формирование государственного бюджета и различных фондов;

− управление различными пакетами акций, находящимися в собственности государства.

Объектами государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг, инструменты рынка, а также различные действия, которые с ними осуществляются.

Регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляют законодательные и исполнительные органы государственной власти. К числу основных государственных органов, занимающихся регулированием РЦБ относятся: Президент Российской Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Банк России; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Регулирование российского фондового рынка осуществляется путем издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка.

Среди основных задач государства, касающихся регулирования фондового рынка, многие ученые выделяют стратегическую задачу. Ее суть состоит в совершенствовании рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов. Итогом выполнения этой задачи служит достижение высоких результатов рыночной капитализации. Задачей государства в правоприменительной сфере является создание и поддержание такого правопорядка, который позволяет исключить использование различных мошеннических схем, препятствует использованию инсайдерской информации для манипуляции финансовыми рынками, обеспечивает защиту граждан и профессиональных участников финансового рынка ценных бумаг от колебаний, финансовой нестабильности.

Основными целями государственного регулирования являются:

− формирование достаточной нормативной базы, которая способна обеспечить действенное функционирование рынка ценных бумаг;

− обеспечение условий для более совершенной деятельности институтов рынка ценных бумаг;

− разработка правил поведения для участников рынка ценных бумаг;

− защита прав и законных интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путём:

− разработки и утверждения единых обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

− государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

− осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление либо ликвидации таких лицензий в результате нарушения требования законодательства РФ;

− создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

− запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Основным субъектом государственного регулирования рынка ценных бумаг является Банк России, к которому перешли функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков от упразднённой Федеральной службы по финансовым рынкам. В связи с этим Банк России обладает большим количеством полномочий в сфере регулирования рынка ценных бумаг, в том числе: 1) разработка преимущественных направлений развития фондового рынка и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2) разработка проектов различных нормативных — правовых актов, связанных с вопросами регулирования фондового рынка; 3) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска и отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг; 4) разработка и утверждение общеобязательных требований к осуществлению профессиональными участниками своей деятельности на рынке ценных бумаг; 5) осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о ценных бумагах, стандартов и требований, которые были утверждены федеральным органом исполнительной власти.

Нормативные — правовые акты Банка России обязательны для исполнения федеральными министерствами, иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В заключение необходимо сказать, что государственное регулирование рынка ценных бумаг направлено на обеспечение полноценной и эффективной деятельности эмитентов, инвесторов и профессиональных участников рынка, а также развитие институтов финансового рынка, гарантирующих реализацию единой государственной денежно — кредитной политики и правовую защиту интересов участников рынка ценных бумаг.

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 17, ст. 1918.
  2. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Проспект, 2017 -848 с.
  3. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
  4. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
  5. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А. В. Белицкая, В. С. Белых, О. А. Беляева и др.; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector