Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комиссия по рынку ценных бумаг

Комиссия по рынку ценных бумаг

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) осуществляет регулирование рынка ценных бумаг в России. Государственное регулирование рынка ценных бумаг обеспечивает реализацию и защиту прав инвесторов и свободу деятельности участников рынка в рамках правил, предусмотренных законодательно-нормативной базой. Как федеральный орган исполнительной власти, ФКЦБ России проводит государственную политику в области развития рынка ценных бумаг, контролирует деятельность эмитентов и участников рынка и обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг.

В настоящее время в центре внимания комиссии — улучшение норм корпоративного управления российских компаний, содействие их переходу на международные стандарты финансовой отчетности, развитие института коллективных инвестиций, в частности паевых инвестиционных фондов, оптимизация налогообложения инвесторов и участников рынка. Одно из важных направлений деятельности для ФКЦБ России сегодня – реализация пенсионной реформы и обеспечение сохранности и защиты средств, которые будут переданы под управление отобранных по конкурсу управляющих компаний.

Разработка законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг – одно из основных направлений деятельности ФКЦБ России. Комиссией разработаны поправки к закону “О рынке ценных бумаг”, к Уголовному Кодексу и Кодексу об административных нарушениях, направленные на пресечение манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.

Основные направления деятельности:

  • разработка основных направлений развития российского рынка ценных бумаг;
  • лицензирование и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, управляющих компаний, клиринговых организаций, депозитариев, регистраторов, организаторов торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовые биржи), инвестиционных фондов, управляющих компаний и спецдепозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; выдача разрешений на деятельность саморегулируемым организациям (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг и надзор за их деятельностью; контроль за соблюдением эмитентами законодательных и иных правовых актов о ценных бумагах;
  • аттестация руководителей и сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • регистрация выпусков и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
  • обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • разработка законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг: законопроекты; правила осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; стандарты эмиссии и порядок регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг; обязательные требования к операциям с ценными бумагами и др.

Полномочия ФКЦБ России не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. Это входит в ведение Министерства финансов РФ.

Постановления ФКЦБ России подлежат обязательному опубликованию, вступают в силу со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Состав ФКЦБ России:

Членами ФКЦБ России являются 11 человек.

Председатель ФКЦБ России Костиков Игорь Владимирович обладает статусом федерального министра и назначен на должность Указом Исполняющего обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 февраля 2000 года №297.

В состав ФКЦБ России входят:

Колесников Геннадий Исаакович – первый заместитель председателя;
Зуев Константин Эдуардович – статс-секретарь – заместитель председателя;
Катаева Елена Георгиевна – заместитель председателя;
Захарова Надежда Николаевна – секретарь ФКЦБ России;
Глазунов Дмитрий Анатольевич – член ФКЦБ России;
Плешаков Александр Владимирович – член ФКЦБ России;
Шаронов Алексей Владимирович – член ФКЦБ России;
Харламов Сергей Константинович – член ФКЦБ России;
Профатилов Сергей Николаевич – член ФКЦБ России.

Структура органов ФКЦБ России

В рамках Центрального аппарата ФКЦБ России действуют следующие управления, организованные в соответствии с основными направлениям деятельности Комиссии:

  • управление методологии финансовой информации и отчетности;
  • управление контроля за проведением операций с ценными бумагами;
  • управление регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • управление регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг;
  • управление взаимодействия с регионами;
  • управление регулирования деятельности регистраторов, депозитариев и клиринговых организаций;
  • управление регулирования инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • управление взаимодействия с саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвесторами;
  • юридическое управление;
  • учебно-методическое управление;
  • управление внешних связей;
  • управление делами;
  • управление бухгалтерского учета;

14 региональных отделений (РО ФКЦБ России)

Региональные отделения комиссии образуются решением ФКЦБ России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и действуют на основании положения, утверждаемого комиссией. РО обеспечивают выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практическую реализацию принимаемых ФКЦБ России решений и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. В настоящее время РО функционируют в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов, Владивосток, Красноярск, Орел, Омск, Самара, Челябинск, Саратов, Иркутск.

Коллегия ФКЦБ России

Коллегия ФКЦБ России состоит из 15 человек. В состав коллегии входят председатель ФКЦБ России, первый заместитель и три заместителя председателя ФКЦБ России, секретарь ФКЦБ России, пять представителей федеральных органов исполнительной власти, в том числе в обязательном порядке представитель Министерства финансов РФ, представитель Центрального банка РФ, председатель экспертного совета ФКЦБ России, представители палат Федерального Собрания РФ. Коллегия утверждает регламент работы и деятельности экспертного совета.

Экспертный совет при ФКЦБ России

При ФКЦБ России создан постоянно действующий консультативно-совещательный орган – экспертный совет. В состав совета входят представители администрации Президента Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, Министерства по налогам и сборам РФ, Центрального банка РФ и Российского фонда федерального имущества, а также представители профессиональных участников рынка ценных бумаг, СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций и других общественных объединений, независимые эксперты.

Экспертный совет проводит подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий ФКЦБ России, разрабатывает предложения по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг, рассматривает проекты постановлений ФКЦБ России.

ФКЦБ России существует в разных статусах с 1993 года. В соответствии с Распоряжением Президента Российско Федерации № 163-рп от 09 марта 1993 г. “О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации” была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года №1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Функции и полномочия ФКЦБ России определены Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и соответствующим Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 620 «Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» утвердил новую редакцию Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и привел его в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Новая редакция Положения определяет функции ФКЦБ России по регулированию рынка ценных бумаг и подтверждает ее статус как федерального органа, отвечающего за проведение государственной политики в области защиты прав инвесторов.

Читать еще:  Ценные бумаги конвертируемые в акции это

Комиссия по рынку ценных бумаг

&nbspКомиссия по ценным бумагам

Президент России утвердил Положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам. Согласно Положению, задача комиссии, которая будет подчинена и подотчетна президенту, — организация государственной поддержки становления и развития рынка ценных бумаг, а также защита интересов инвесторов и эмитентов. Комментарий этого документа читайте на стр. 18 — в обзоре инвестиций и приватизации.

Распоряжение
Президента Российской Федерации
О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации
1. Назначить председателем Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации (далее — Комиссия) Орехова Руслана Геннадьевича — заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
2. Включить в состав Комиссии:
Горбачева Сергея Васильевича — заместителя министра финансов Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии);
Васильева Дмитрия Валерьевича — заместителя председателя Госкомимущества России (заместитель председателя Комиссии);
Антонова Михаила Вениаминовича — заместителя начальника управления Минфина России;
Златкис Беллу Ильиничну — начальника управления Минфина России;
Кашеварова Андрея Борисовича — начальника управления ГКАП России;
Козлова Андрея Андреевича — начальника управления ценных бумаг Банка России;
Михайлова Сергея Анатольевича — начальника отдела ценных бумаг Российского фонда федерального имущества;
Сокина Альберта Владимировича — эксперта Госкомимущества России.
3. Председателю Комиссии (Орехову Р. Г.) в месячный срок внести предложения по включению в состав Комиссии представителей фондовых бирж.
4. Установить, что деятельность в составе Комиссии осуществляется на безвозмездной основе.
5. Утвердить Положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации (прилагается).
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
9 марта 1993 года
#163-рп

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Президента
Российской Федерации
от 9 марта 1993 г. #163-рп
Положение
О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации (далее — Комиссия) является коллегиальным органом при Президенте Российской Федерации, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг.
В своей деятельности Комиссия подчинена и подотчетна Президенту Российской Федерации.
1.2. Комиссия учреждается из представителей Госкомимущества России, Минфина России, ГКАП России, Банка России, Российского фонда федерального имущества, представителей фондовых бирж.
Состав Комиссии, включая ее председателя, утверждается Президентом Российской Федерации.
Работа в Комиссии осуществляется на безвозмездной основе.
1.3. Комиссия самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы.
1.4. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания Комиссии могут быть открытыми и закрытыми в соответствии с регламентом ее работы.
2. Функции Комиссии
На Комиссию возлагаются следующие функции:
разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих порядок эмиссии и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
контроль за соблюдением законодательных актов Российской Федерации и актов, регулирующих порядок эмиссии и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
представление официальных разъяснений и рекомендаций по вопросам эмиссии и обращения ценных бумаг;
унификация требований к участникам рынка, правил их деятельности и торговли, ведения учета и составления отчетности;
сбор и представление общественности и заинтересованным лицам информации о юридических лицах, осуществляющих публичное размещение ценных бумаг, информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, выпуск периодических и разовых информационных изданий.
3. Полномочия Комиссии
3.1. Комиссия имеет право:
организовывать проведение аудиторских проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг либо обязывать представлять данные аудиторских проверок;
предпринимать совместно с соответствующими органами служебные расследования для принятия решений о санкциях в отношении участников рынка ценных бумаг;
направлять в правоохранительные органы материалы в случае обнаружения признаков правонарушений;
проводить экспертизу законодательных актов и нормативных документов, относящихся к регулированию деятельности рынка ценных бумаг и фондовых бирж;
направлять предписания эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, обязательные для исполнения.
3.2. Решения Комиссии, связанные с регулированием рынка ценных бумаг и деятельности фондовых бирж, реализуются указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
4. Состав и структура Комиссии
4.1. В состав Комиссии входят:
председатель Комиссии и его заместители;
коллегия;
консультационный совет.
4.2. Председатель Комиссии и его заместители назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Госкомимущества России и Минфина России.
Срок исполнения обязанностей председателем Комиссии не может превышать трех лет.
4.3. Председатель Комиссии:
руководит текущей деятельностью Комиссии;
подписывает документы, принимаемые коллегией Комиссии;
направляет предписания эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, обязательные для исполнения, либо поручает направление предписаний своим заместителям;
организует работу коллегии Комиссии, подготовку материалов для принятия решений;
распределяет обязанности между заместителями председателя;
выполняет решения коллегии.
4.4. Состав коллегии утверждается председателем Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации.
Коллегия Комиссии осуществляет:
решение текущих вопросов, связанных с исполнением полномочий по реализации функций Комиссии;
разработку основных направлений регулирования рынка ценных бумаг;
разъяснение положений законодательства Российской Федерации, регулирующего выпуск, обращение ценных бумаг, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Решения принимаются простым большинством голосов.
Работа коллегии регулируется регламентом Комиссии.
4.5. Консультационный совет Комиссии формируется из представителей государственных органов, академических и учебных институтов, коммерческих структур — специалистов в области рынка ценных бумаг.
Деятельностью консультационного совета руководит председатель Комиссии или его заместители.
Консультационный совет вырабатывает рекомендации по политике на рынке ценных бумаг и принимает участие в подготовке и обсуждении проектов нормативных актов, рассматриваемых Комиссией.
5. Обеспечение и финансирование деятельности Комиссии
5.1. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Госкомимуществом России.
5.2. Правовое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.
5.3. Деятельность Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации финансируется за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, выделяемых на финансирование органов государственного управления.
5.4. Комиссия реорганизуется и ликвидируется Указом Президента Российской Федерации.

Комиссии по ценным бумагам: ведомства России и США и их задачи

Ответственность и выполнение

Одним из важнейших показателей экономического здоровья государства в современном обществе считаются показатели работы ее собственных торговых бирж. Они отражают общую капитализацию – то есть объемы денежных средств, вложенных в предприятия внутри государства. Соответственно грамотная работа данных площадок становится одним из инструментов обеспечения финансовой устойчивости страны и ее торговых площадок.

Для регулирования данный сферы многие страны, в том числе и Россия, формируют обширную законодательную базу для того, чтобы привести все действия в единое установленное русло. Такая методика позволяет брать контроль за законностью оборотов в свои руки.

Ответственность за соблюдение законодательной базы ложится на участников инвестиционной сферы: эмитентов, инвесторов, брокеров, спекулянтов и управление биржи. А вот контроль за этим самым соблюдением передается в соответствующие органы. Полномочиями может обладать как суд и министерство, так и специальной организованные коллегиальные собрания, о которых мы сегодня и поговорим.

Читать еще:  Товар гиффена всегда является малоценным товаром

Российский вариант

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ являлся главный исполнительным органом данной сферы в период с 1993 по 2004 годы. Работа была запущена в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации номер 163 от 9 марта 1993 года. В 1996 году была сформировано окончательное название исполнителя законодательства а также, в том же самом 1996 году был одобрен законопроект, который и являлся системообразующим для деятельности комиссии.

Первым руководителем данного органа был назначен Д. В. Васильев. Активная деятельность была сосредоточена с начала 2000 года. В этот отрезок времени были ратифицированы “Закон об инвестиционных фондах”, поправки в “Закон об Акционерных обществах”, поправки в акты о биржевых площадках , обеспечивавшие развитие широкого круга финансовых инструментов – рынка корпоративных облигаций, срочных контрактов, паевых инвестиционных фондов, венчурных фондов.

Важным шагом стали поправки в Налоговый кодекс РФ освобождающие от налогов инвестиции граждан. Также был разработан и введен в действие российский Кодекс корпоративного поведения, который остается основным документом по регулированию отношений между акционерами и менеджментом акционерных обществ.

С 13 марта 2004 года ФКЦБ России упразднена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 “О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти” с передачей всех полномочий в руки нового сформированного органа – Федеральной службы по финансовым рынкам. Закрепило данное решение Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года.

Последующий этап

Федеральная комиссия по ценным бумагам передала все свои дела в руки Службы по финансовым рынкам в 2004 году. Деятельность указанной службы была довольно широкой, и не ограничивалось только контрольными решениями.

Так исполнительная ветка работы стала включать в себя не только разработку и реализацию определенных нормативно-правовых актов, но и расширившиеся полномочия. Полномочия позволили службе проводить надзорные проверки любого характера, за исключением разве что банковских и аудиторских.

Сфера работы увеличилась с масштабов бирж до страховой деятельности, кредитной составляющей банковских операций, микрофинансирования, посредничества и брокерской занятости. Отдельным сегментом стало регулирование применения инсайдерской информации и регистрация договоров.

1 сентября Служба была упразднена, а все ее полномочия были вручены отдельному новообразованному подразделению, включенному в состав Банка России.

Американский вариант

Комиссия по ценным бумагам и биржам США – главный надзорный орган данной сферы на территории Соединенных Штатов Америки. Национальная комиссия именуется в США как The United States Securities and Exchange Commission, или, сокращенно, SEC.

Основана SEC была в 1934 году, в рамках действий Президента США Рузвельта по возвращению доверия населения к фондовым рынкам и инвестициям, подорванному после крайне сложного, затяжного периода, получившему в истории США название как Великая Депрессия.

Основным образующим документом стал “Закон о торговле ценными бумагами”, ратифицированный в том же 1934 году. Подчиняется орган Федеральному Правительству США. В полномочиях правительства не только регламентация деятельности, но и назначения главных должностных лиц, в том числе и председателя.

Нормативной опорой деятельности, помимо упомянутого закона, служат и другие документы:

  • Закон о ценных бумагах (Securities Act of 1933),
  • Закон о трастовом соглашении 1939 г. (the Trust Indenture Act of 1939),
  • Закон об инвестиционных компаниях 1940 г. (the Investment Company Act of 1940),
  • Закон об инвестиционных консультантах 1940 г. (the Investment Advisers Act of 1940),
  • Закон Сарбейнза — Оксли 2002 г. (the Sarbanes-Oxley Act of 2002).

Закон Сарбейнза — Оксли

Данный нормативной правовой акт становится крупнейшим изменением законодательства США в области ценных бумаг с середины прошлого века. Задача акта – создание нового режима контроля за ценными бумагами и изменения в области управления и раскрытия информации.

Под юрисдикцию данного нормативно-правового акта попадают все зарегистрированные ценные бумаги, акции и облигации вне зависимости от того, торгуются ли они на фондовых биржах, либо сделки с ними проходят вне биржи.

11 разработанных разделов включают в себя новые требования не только по раскрытию информации о сделках, совершенных с активами, но и регламентация внутри корпоративных отношений.

Так, например, корпорации обязуются организовывать собственные структурные отделы для работы по аудиту деятельности, а бухгалтериям предприятий запрещается выдавать крупные транши – ссуды в руки руководящих лиц. Таким образом затрудняется формальное обогащение руководителей, обходящих налоговое законодательство данным способом.

Например раньше, до внедрения акта, высшее должностное лицо могло брать займ у собственной компании. Такая денежная сумма не облагалась налогом, а ее возвращение не контролировалось. То есть, руководитель изымал деньги из бизнеса в собственный доход, но не платил налогов, так как это было выдачей суммы. Теперь же такие транзакции становятся если и не запрещенными полностью, то точно углубленно контролируемыми. В частности отдельные случаи запрещают чистые наличные переводы, а лишь допускают займы под непосредственную покупку транспорта или жилища.

Международный вариант

Международная организация комиссий – является коллегиальным органом, включающим в себя представительства соответствующих ведомств стран участниц. Официальный сайт организации характеризует ее деятельность как направленную на рекомендательные разработки по регулированию биржевой активности с целью очищения мирового рынка. Задачи же состоят как в контроле уже имеющихся областей, так и аналитическая занятость по новым разработкам.

Состоит из более двухсот организаций участниц. Представлена и Российская государственная структура. Физическое расположение головного собрания находится в Мадриде, Испания. Основная деятельность носит совещательный характер и разработку рекомендаций, внедрение которых не носит обязательный характер, но имеет решающее значение при принятии тех или иных решений.

Интересным становится реализация программ регулирования на Кипре. Кипрская комиссия по ценным бумагам взяла на себя довольно интересный объем работы, связанный с нормативами работы многих фондов на острове. Как известно, Кипр весьма популярен в качестве оффшорного инструмента, и нормативная деятельность здесь крайне заботит всех инвесторов, использующих данный инструмент.

Оффшоры и договоры

Отдельного слова заслуживает договор комиссии Кипра с международными представительствами, желающих получить данные о предпринимательской занятости некоторых фондов. Формально это не запрещено, и кипрские власти, имея статус члена международного сообщества регуляторов, должны данную информацию предоставлять. Но это не говорит о раскрытии конкретных имен и объемов проведенных активов и денежных масс, через перипетии кипрских фондовых рынков.

Часто процесс оффшорного проведения средств является гарантом безналоговой работы только благодаря мягкому законодательству этой островной республики. Действительно налоговые ведомства других стран, даже имея данные о том, что определенному лицу принадлежат права на активы кипрских компаний не могут изъять в свою пользу налоговые издержки. Таким образом, даже при полном раскрытии информации, оффшоры остаются надежным методом транзакций для сокращения налоговой нагрузки.

Читать еще:  Эмиссия и обращение ценных бумаг

Каковы функции комиссии по ценным бумагам и биржам с США и в России

Рынок ценных бумаг – неотъемлемая часть экономики всех развитых стран. Банковские депозиты постепенно уходят на второй план, уступая место капиталовложениям в активы. В финансовом процессе задействовано много сторон, деятельность которых требует грамотной регулировки во избежание обвалов.

В России и Америке такие надзорные органы существуют давно. Сравним принцип работы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ и Комиссии по ценным бумагам и биржам США.

Комиссия по ценным бумагам и биржам в РФ и чем она занимается

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – исполнительный орган власти, осуществлявший контроль и регулирование деятельности в области фондовых операций на протяжении двух десятилетий.

Структура реализовывала государственную политику по обеспечению прав и обязанностей участников российского рынка ценных бумаг.

Основные направления деятельности:

  • участие в разработке нормативно-правовой базы;
  • сопровождение эмиссионного процесса;
  • лицензирование.

Как создавалась и работала Комиссия?

История создания Комиссии по ценным бумагам и биржам

ФКЦБ с момента образования в 1993 году прошла ряд реорганизаций:

В сентябре 2013 г. ФСФР была полностью упразднена, все полномочия переданы Центробанку. В марте 2014 г. служба при банке ликвидирована, контрольные функции распределены между новыми подразделениями.

Законы, регулирующие деятельность комиссии по ценным бумагам и биржам

Законодательная база деятельности госоргана:

  • Федеральный закон О рынке ценных бумаг;
  • Указ президента Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
  • Положение О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
  • Постановление Правительства О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации.

В повседневной работе Комиссия руководствовалась законами об инвестиционных и пенсионных фондах, акционерных обществах, Налоговым и Кодексом корпоративного поведения.

Сфера влияния Комиссии по ценным бумагам

В ведении государственного органа на протяжении всего периода работы находились вопросы:

  • регистрации выпусков ценных бумаг;
  • раскрытия информации на рынке ЦБ;
  • контроля за инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными организациями, депозитариями, товарными биржами;
  • утверждения правил эмиссии;
  • разработки нормативных актов для развития российского фондового рынка;
  • лицензирования и аттестации профессиональных участников финансовых отношений.

Постановления Комиссии имели юридическую силу и были обязательными для выполнения.

«ФСФР – коллегиальный орган под руководством председателя. Центральный аппарат включает несколько управлений, а также региональные отделения на местах».

Юрий Дедов, экономист

Регистрация в Комиссии по ценным бумагам и биржам

Процедура регистрации ценных бумаг была обязательной. Нелицензированные активы считались недействительными.

Эмитент проходил несколько этапов:

  • принятие решения о размещении активов;
  • утверждение выпуска;
  • регистрация в госоргане;
  • запуск в обращение;
  • предоставление отчетности по итогам торгов.

Обязательный пакет документов: регистрационное свидетельство, устав, учредительный договор, справка об учете в ИМНС, банковские реквизиты.

Комиссия по ценным бумагам США SEC

Комиссия по ценным бумагам и биржам США – правительственный регулятор всех сфер американского фондового рынка, включая работу биржевых компаний. Основана в 1934 году после Великой депрессии, успешно функционирует до сих пор. Входит в число самых влиятельных организаций в области мировых финансов.

Главная задача SEC – сохранение чистоты рынка ценных бумаг и правовая защита инвесторов.

Структура Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и бирж

Комиссия состоит из пяти членов, назначаемых президентом. Один из них является председателем. С 2017 года должность главы SEC занимает Уолтер Джей Клейтон. Центральный офис организации находится в Вашингтоне.

«Члены SEC тщательно подбираются среди известных на рынке личностей с безупречной репутацией. Назначение в агентство автоматически лишает их места в коммерческих структурах».

Джордж Милан, финансовый аналитик

Срок полномочий каждого члена Комиссии равен пяти годам. Для создания политического паритета в структуру может входить не более трех представителей от одной партии. Работа проводится в рамках открытых заседаний, доступных для представителей СМИ и всех желающих.

SEC подразделяется на четыре отдела:

  • рыночного регулирования;
  • правоприменения;
  • корпоративных финансов;
  • инвестиционного менеджмента.

В состав агентства входит 18 бюро и местные ведомства штатов.

Полномочия Securities and Exchange Commission

К основным полномочиям американского контрольного органа относятся:

  • разработка и внедрение законодательных актов в сфере ценных бумаг;
  • надзор за эмиссией и обращением ЦБ;
  • координация деятельности всех участников процесса;
  • защита интересов вкладчиков;
  • анализ экономических рисков;
  • расследование нарушений;
  • урегулирование споров между субъектами фондового рынка;
  • работа с общественностью и международными организациями.

Согласно официальным документам Комиссия, в первую очередь, заботится о соблюдении инвестиционных прав и целостности фондового сегмента экономики.

Какими средствами воздействия располагает SEC?

SEC обладает полномочиями гражданского правоприменительного органа. Она не может использовать уголовные санкции к частным или юридическим лицам.

  • налагать денежные штрафы;
  • конфисковывать незаконную прибыль;
  • запрещать фондовые операции;
  • проводить проверки участников биржевого процесса на соблюдение законодательства;
  • подавать судебные иски в отношении нарушителей;
  • инициировать возбуждение административных дел;
  • расследовать незаконные действия.

Ежегодно сотрудники агентства осуществляют до 500 правоприменительных акций, связанных с бухгалтерскими злоупотреблениями, манипуляциями рынком, ложной информацией об активах компании, трейдингом инсайдеров.

Процесс нормотворчества в комиссии США SEC

Нормативная деятельность органа в глобальном смысле заключается в реализации законопроектов Конгресса США, закладывающих базовые принципы функционирования рынка ЦБ.

Непосредственно включение в нормотворческий процесс проходит по трем направлениям:

  • опубликование концепции по решению той или иной проблемы с целью получения обратной связи от общественности;
  • разработка детального проекта нормы закона в Аппарате SEC, а затем изучение полным составом;
  • принятие нормы в окончательной формулировке.

Практически все предложения рассматриваются Конгрессом, который может как принять, так и отклонить поправку.

В чем разница между работой обеих структур?

Деятельность Комиссий по вопросам ценных бумаг в общих чертах схожа. В теории главные задачи и цели совпадают. Но на практике обе структуры не сильно пересекаются.

  • опыт решения проблемных и спорных вопросов – практически 90-летняя история в США и только 20-летний опыт с постоянными реорганизациями в России;
  • прогрессивная законодательная база и новейшие разработки в Америке, устаревшие и недоработанные российские законы;
  • результативность работы в американском варианте заключается в реальных правоприменительных мероприятиях, в российском с наказаниями для нарушителей возникают сложности;
  • активное внедрение современных технологий в США в противовес старым методам контроля отечественных фондов.

Вывод: российская служба надзора за рынком финансов находится в процессе становления, тогда как американская располагает эффективными механизмами влияния не только в рамках Штатов, но и в мировом масштабе.

Подведем черту: как регулируется рынок ценных бумаг в Америке и России?

Федеральная служба РФ до 2013 года проводила довольно эффективную политику в области развития отечественного фондового рынка. Структура на государственном уровне защищала всех участников процесса.

По состоянию на 2018 год все полномочия перешли к Центробанку, который только формирует результативную модель управления инвестициями. В США же подобный контрольный орган успешно ведет нормотворческую и регулятивную деятельность, защищая интересы как вкладчиков, так и системы в целом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector