Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политика рынка ценных бумаг

Деловой информационный портал Webcentr.ru

Заказать услугу

Последние работы

07.08.2016 На сайте maxikamavto.ru можно заказать тормозную аппаратуру.

11.05.2016 Новый дизайн у сайта Юридического центра Ваше Право

27.03.2016 Создан интернет магазин по продаже тормозной аппаратуры КАМАЗ.

Государственная политика на рынке ценных бумаг

В России актуальным стал вопрос о более активном участии государства в регулировании этого рынка. Государственная политика на рынке ценных бумаг должна учитывать как положительный, так и отрицательный опыт становления фондового рынка.

Важными нормативными актами такой политики являются принятый Государственной Думой закон «О рынке ценных бумаг» 20 марта 1996 г. и Указ Президента РФ «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации».

Остановимся на ряде принципиальных положений проведения государственной политики на рынке ценных бумаг:


    принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, основанный на том, что государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке;

принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории страны;

принцип минимального государственного вмешательства и мак симального саморегулирования, то есть государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованных в саморегулируемые организации;

принцип равных возможностей, который включает:
— стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие предпочтений для отдельных его участников;
— равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
— гласное конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
— отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
— запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
— отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка; принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающих последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

  • принцип ориентации на мировой опыт и проведение взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
  • Соблюдение регулирующей роли государства на рынке ценных бумаг возложено на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, которая является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг

    Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: эмитента при выпуске ценных государственных бумаг; инвестора при управлении крупными портфелями акции промышленных предприятий; профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; регулятора при написании законодательства и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

    Система государственного регулирования рынка включает: государственные и другие нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

    Формы государственного управления рынком можно разделить на прямое (административное) и косвенное (экономическое) управление.

    Прямое, или административное управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке.

    Косвенное, или экономическое управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы. К таковым относятся: система налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них); денежная политика (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и т.п.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); государственная собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

    В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется рядом законодательных актов, указов президента РФ, постановлениями правительства РФ, к важнейшим из которых относятся: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ « О рынке ценных бумаг».

    В целом эти законы являются вполне соответствующими международным нормам права, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг. Государственная политика правительства РФ на рынке ценных бумаг изложена в «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ от 1 июля 1996г.№ 1008.

    Согласно действующим законодательным актам, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

    · установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

    · регистрации выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии, контроля соблюдения эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

    · лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

    · создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

    · запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

    Органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг в России, контролю деятельности профессиональных участников рынка и определению стандартов эмиссии является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации и наделена следующими полномочиями:

    · Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

    · Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

    · Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

    · Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    · Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

    Федеральная служба по финансовым рынкам имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

    Регистрация Выпусков ценных бумаг определена в качестве процедуры ее эмиссии. Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

    · принятие эмитентом решения о выпуске;

    · размещение ценных бумаг;

    · регистрация отчета об итогах выпуска.

    После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг он обязан зарегистрировать проспект эмиссии, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а общий объем эмиссии – 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

    Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрационный орган (перечень регистрирующих органов устанавливается ФСФР) несколько документов: заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных документов и.т.д.

    При регистрации выпуска ему присваивается государственный регистрационный номер. Решение о регистрации или мотивированный отказ в ней обязан быть представлен регистрирующим органам заявителю не позднее, чем через 30 дней с момента получения документов на регистрацию.

    Основанием для отказа в регистрации выпуска являются: нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах; несоответствие представленных документов и указанных в них сведений требованиями закона; внесение в проспект эмиссии или в решение о выпуске ценных бумаг ложных или недостоверных сведений.

    Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых бумаг не должно превышать то, которое указано в проспекте эмиссии. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, что фиксируется в отчете об итогах выпуска.

    Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее, чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности допуска к информации о выпуске. Запрещается при публичном размещении выпуска закладывать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцем перед другими.

    Эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Отчет об итогах выпуска должен содержать следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую цену размещения по видам ценных бумаг; количество размещенных бумаг; общий объем поступлений, в том числе в рублях, в иностранной валюте, в объемах материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы.

    При эмиссии акций в отчет дополнительно указывается список лиц, владеющих пакетом ценных бумаг, размер которого определяется ФСФР.

    ФСФР России наделена полномочиями применять санкции в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг. К таким санкциям относятся: приостановление дальнейшего размещения; обнародование в средствах массовой информации сведений о фактах недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг; обращение в суды для применения мер административной или уголовной ответственности к должностным лицам недобросовестного эмитента; обращение с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

    Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФСФР и государственных регистрирующих и контролирующих органов в судебные органы. Признание выпуска недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и возращение владельцам денежных средств или другого имущества, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.

    Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой ФСФР или уполномоченными его органами. Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства России.

    Деятельность профессиональных участников сертифицируются тремя видами лицензий:

    · лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг,

    · лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра,

    · лицензии фондовой биржи.

    Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг базируются на ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть лишены лицензии, если будет доказано, что путем представления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке и влияли на решение о покупке или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФСФР принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ.

    Государство выполняет системообразующую функцию на рынке ценных бумаг, которая непрерывно видоизменяется в соответствии со стоящими перед ним задачами обеспечения национальных интересов. Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. В целом эта система должна развиваться в направлении большей детализации и ужесточения государственного контроля деятельности фондового рынка. При этом нужно иметь в виду, что государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

    Научная электронная библиотека

    Топсахалова Ф. М.-Г.,

    3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

    Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:

    1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий — по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции.
    2. При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям — эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании.

    Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

    • разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
    • разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.
    • регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка

    Задачами государственного регулирования рынка являются:

    • реализация государственной политики развития РЦБ;
    • обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
    • создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

    Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

    • разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
    • концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка;
    • создание системы информации о состоянии РЦБ;
    • создание системы защиты инвесторов от потерь;
    • контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм;
    • контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
    • предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке;
    • регулирование рынка государственных ценных бумаг
    • разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ
    • арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг.

    В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.

    На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

    На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

    Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:

    • регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;
    • аттестация специалистов;
    • страхование инвесторов;
    • надзор и контроль за проведением операций;
    • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
    • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

    Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства , ЦБ и др.

    При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган — экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ.

    Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы:

    • разработка основных направлений развития регионального РЦБ;
    • регламентация порядка деятельности:

    1) юридически и физических лиц на региональном РЦБ;

    2) специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

    • определение обязательный требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению.

    Рынок ценных бумаг в России

    Говоря о российском фондовом рынке, следует, прежде всего, исходить из того, что он является неотъемлемой частью как финансовой системы страны, так и прочно связан с общемировым рынком капитала. Путь, который прошел отечественный биржевой рынок, довольно интересен с точки зрения стороннего исследователя, но с позиции инвестора или финансиста все было не столь просто и однозначно благоприятно.

    Чтобы полнее понять современный российский рынок ценных бумаг, можно начать с того, что после более чем 70-ти летнего перерыва (после октябрьского переворота 1917 года и краха рыночной экономики Российской империи) в России пришлось практически заново создавать систему рыночных отношений, начиная от формирования налоговой политики и заканчивая рынком ценных бумаг. Первый период становления рынка ценных бумаг как такового был ознаменован появлением чековых аукционов, где происходил оборот появившихся тогда приватизационных чеков на происходившей тогда общей волне приватизации.

    Кроме этого, появился большой спрос на торговые площадки или биржи (в начале 90-х их было более 700 по всей стране), где эти квази ценные бумаги можно было обменивать на акции только что появившихся акционерных обществ. Постепенно на рынке стало появляться множество видов ценных бумаг (или считавшихся таковыми): акции компаний, облигации правительственных займов, векселя (см. Вексель — это долговая ценная бумага), авизо и даже билеты МММ.

    С тех прошло более 20 -ти лет, и уже в наше время можно сказать, что при всех тех издержках и сложностях, которые сопровождали становление нового российского рынка ценных бумаг, в России сформирован вполне отвечающий стандартам европейского уровня фондовый рынок. Кроме этого, имеется большой сектор внебиржевого рынка, где обращаются сотни типов ценных бумаг различного качества и назначения.

    Рынок ценных бумаг современной России — основные виды и характеристики

    Рынок ценных бумаг российский или даже, если брать шире, стран СНГ, был сформирован по образу и подобию европейского, где приоритет всегда отдавался крупному капиталу, обслуживанию его сфер интересов и строгому регулированию со стороны государства. Американский рынок характеризуется наоборот приоритетностью доступа розничного инвестора, небольших компаний и фондов, саморегулированию инвестиционного сообщества.

    Это, в свою очередь, и определило то, что основой российского фондового рынка и вообще рынка ценных бумаг являются государственные долговые инструменты и наличие всего двух основных фондовых бирж – московских РТС и ММВБ (в 2011году после их объединения в России осталась одна биржа на всю страну под новым названием «Мосбиржа»).

    Таким образом, на сегодняшний день существуют следующие виды рынков ценных бумаг со своими особенностями и российской спецификой:

    1. российский рынок долговых ценных бумаг. Это наиболее емкий по капитализации и самый востребованный среди иностранных инвесторов. Состоит из нескольких основных сегментов:
    • государственные долговые обязательства. Самый ликвидный вид инструмента на рынке, поскольку обязательства по этим бумагам гарантированы государством, всем его бюджетом, ЗВР и прочими авуарами. Наиболее широко известны два типа таких облигаций – это ОФЗ (облигации федерального займа) и Еврооблигации (для размещения на мировых фондовых площадках). Доходность по этим активам весьма высока (более 10 %), что собственно и притягивает иностранных кредиторов, которые помимо этого могут иметь дополнительную рыночную премию «керри-трейда»
    • вторым значительным сегментом, является рынок корпоративных бондов, например, таких как Газпрома, Сбербанка или ВТБ. Но их применение в основном ограничено внутри страны, и применяются они в большей части на рынке межбанковского кредитования для обеспечения операций по схеме РЕПО
    • долговые инструменты регионов и муниципальных образований. Наиболее слабый сегмент облигаций. Основная причина — неспособность большинства регионов вести самостоятельную бюджетную политику, слабость финансовой и экономической обеспеченности долга (более половины российских регионов – это области высокого риска с дотируемыми из центра бюджетами и хронической задолженностью). В свое время до кризиса 2008-2009 года хорошим спросом пользовались, например, облигации Московского правительства, но сейчас даже к ним нет особого интереса со стороны инвесторов.
    • российский рынок ипотечных ценных бумаг. Наиболее слабый сегмент российского долгового рынка. Хороший старт в начале 2000-х, который был обусловлен начавшейся масштабной жилищной застройкой в крупных городах страны, после 2009 года быстро сошел на нет. Наиболее яркими представителями этого вида рынка были, например, облигации АИЖК, СУ-155 и прочих московских строительных и ипотечных организаций. В настоящее время продолжающийся уже более года спад активности на строительном рынке, падение цен на недвижимость и общее кризисное настроение пока не способствуют развитию этого вида долга.
    1. Рынок биржевых ценных бумаг. Этот сегмент является вторым по значимости после долгового и его общая капитализация на текущий момент составляет около 200 млрд. долларов. (Для сравнения американская NYSE – 5 трлн. долларов, Токийская биржа 2.5 трлн. долларов). Этот рынок представлен следующими основными сегментами:
    • Рынок акций – на «Мосбирже» имеют листинг 253 компании — эмитента. Среднедневной объем торгов составляет порядка 5-10 млрд. рублей. К классу наиболее ликвидных относятся акции компаний финансового сектора (Сбербанк ВТБ), нефтегазового сектора ( Газпром, Сургутнефтегаз, Башнефть, Транснефть, Лукойл), промышленного (Норникель, ММК, Камаз и прочие), телекоммуникационного (МТС, Мегафон). Список компаний наиболее сильно востребованных рынком небольшой и составляет не более 20-30 компаний-эмитентов.
    • Срочный рынок (FORTS). Небольшая часть фондового сегмента. Но достаточно динамично развивающаяся. Наиболее ликвидными являются фьючерсные контракты на «Голубые фишки» а также индексные — на RTS, валютный контракт Si и другие.
    1. Внебиржевой рынок ценных бумаг России. Этот сегмент является более значимым для коммерческого и промышленного секторов экономики, поскольку на нем используются ценные бумаги, призванные обеспечивать торговый оборот компаний, более расширенную ликвидность кредитных отношений и инвестиций. Сюда можно отнести следующие виды сегментов рынка:
    • Вексельный рынок и других ордерных ценных бумаг
    • Акции и облигации компаний, которые не котируются на биржевом рынке
    • Аукционный (ломбардный) рынок ценных бумаг

    В дополнение к этому следует указать, что на российском рынке также имеются торговые площадки, где производится обращение ценных бумаг иностранных эмитентов. Пока такая торговая платформа в России присутствует в единственном числе – это Фондовая биржа Санкт-Петербурга. На ней осуществляются сделки с акциями таких известных во всем мире компаний, как Аппл, Фейсбук, Кака-Кола, Банк оф Америка и другие.

    Заключение

    В качестве итога. В этой статье была сделана попытка рассказать, как рынок ценных бумаг развивается в России, какие у него есть особенности и перспективы. Если прямо сказать, то для того, чтобы стать полноценной финансовой столицей регионального масштаба, придется еще много сделать, и Россия стоит лишь в начале этого непростого, но интересного пути, и, кажется, есть надежда, что все получится.

    Читать еще:  Деятельность предприятия на рынке ценных бумаг
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector