Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок ценных бумаг принципы

Принципы правового регулирования рынка ценных бумаг

Содержание:

Финансовая деятельность в любом государстве является непрерывным процессом, включая создание оптимальных условий, которые побуждают к тому, чтобы образовывать, распределять и использовать частные финансы в необходимом направлении для того, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование государства и местных самоуправлений на определенном этапе исторического развития. Один из самых важных источников частного финансирования в рыночной экономике – это рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг и его характеристика

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка. Другие его структурные элементы – это денежный рынок, рынок наличных денег и краткосрочных платежных средств, которые находятся в обращение, а также рынок ссудного капитала, банковские кредиты.

Рынок ценных бумаг определяется в качестве системы отношений, которые возникают при эмиссии и обращении таковых бумаг, но помимо этого также и при обращении ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является многофункциональной системой, выступающей в качестве своеобразного полигона, на котором появляются и должны доказывать жизнеспособность и финансовую выгодность на законодательном и юридическом уровне все ценные бумаги.

Существует первичный рынок ценных бумаг, где осуществляют эмиссию и первичное размещаются ценные бумаги, а также вторичный, где покупают-продают ценные бумаги, которые были выпущены ранее (они находятся в обращении).

Рынок ценных бумаг чем-то схож с фондовым рынком. Можно встретить большое количество различных позиций, которых связаны со сходством данных понятий. Некоторыми специалистами они отождествляются. Другие считают, что фондовый рынок является более узким понятием, нежели рынок ценных бумаг, так как в состав первого входят исключительно ценные бумаги, признанные на законодательном уровне, а в область правового регулирования фондового рынка входит разнообразие производных ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является рынком, опосредующим кредитные отношения и отношения совладения при помощи ценных бумаг.

Ценные бумаги определяются в качестве денежного документа, удостоверяющего отношения совладения или займа ее владельца и эмитента. То, что ценные бумаги появились, связано с возрастанием потребностей в том, чтобы привлекать финансовые средства.

Основная функция рынка ценных бумаг – мобилизация временно свободных денежных средств для разнообразных видов экономической деятельности. Кроме мобилизации денежных средств, рынком ценных бумаг выполняется информационная функция, заключающаяся в предоставлении информации субъектам хозяйственной деятельности по поводу экономической конъюнктуре и даче ориентиров для того, чтобы ими могли быть размещены собственные капиталы.

Роль рынка ценных бумаг – обеспечение движения, распределения, перераспределения и аккумуляции временно свободных денежных средств и направление их в качестве инвестиций на то, чтобы расширять объемы промышленного производства, торговли и различных сфер услуг.

Федеральные законы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг

Российским фондовым рынком уже началось выполнение макроэкономической функции трансформации сбережений в инвестиции. Постепенно все предприятия реального сектора начинают рассматривать его как основной источник привлеченных ресурсов для того, чтобы финансировать инвестиции в основной капитал и поглощать конкурентов. На основании стратегии развития финансового рынка РФ к 2020 году количество розничных инвесторов достигнет 20 миллионов человек.

Осуществление правового регулирования рынка ценных бумаг происходит при помощи большого количества законодательных и подзаконных актов. Основное законодательство в данной сфере – это Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». На основании положений данного закона регулируются отношения, которые возникают при эмиссии и обращении эмиссионных бумаг вне зависимости от типа эмитента, а также при обращении ценных бумаг в случаях, которые предусмотрены на основании федеральных законов а также то, какие могут быть особенности создания и осуществления деятельной профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Один из самых важных источников правового регулирования ценных бумаг – это Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Цели данного Закона заключаются в обеспечении государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые занимаются инвестирование в эмиссионные ценные бумаги и определении того, в каком порядке выплачиваются компенсации и предоставляются другие формы возмещения ущерба инвесторам – физическим лицам, который был причинен противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.

Факт использования инсайдерской информации или противодействия ее использования в неправомерных целя – это предмет регулирования Федерального закона от 27.07.2010 под номером 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Особенности эмиссии и того, как происходит обращение государственных и муниципальных ценных бумаг установлены в Федеральном законе от 29.07.1998 под номером 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных муниципальных ценных бумаг».

Помимо этого, источники правового регулирования рынка ценных бумаг – некоторые виды подзаконных актов, включая указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, приказы Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам.

Ценные бумаги на основании 142 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации – это документы, которые удостоверяют при соблюдении установленных форм и необходимых реквизитов имущественное право, осуществлять или передавать которое возможно исключительно в случае его предъявления. При передачи ценных бумаг переходят также все права, которые оно удостоверяет.

Права, которые могут быть удостоверена на основании ценных бумаг, принадлежат:

  1. предъявителям ценных бумаг (оформлены на предъявителя);
  2. названных в ценных бумагах лицам (именные ценные бумаги);
  3. названные на ценных бумагах лица, которые могут самостоятельно утвердить права или назначить в распоряжении или приказе другое лицо (ордерные ценные бумаги).

Классификация ценных бумаг

Основная классификация ценных бумаг заключается в том, что их разделяют на эмиссионные и неэмиссионные. Основным критерием при этом является то, в какой форме размещают ценные бумаги. Эмиссионные бумаги могут выпускать как документарной, так и бездокументарной форме.

В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» содержится характеристика эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги – это любые бумаги, которые обладают определенным перечнем признаков:

  1. ими закрепляется имущественные и неимущественные права, которые подлежат тому, чтобы быть удостоверенными, уступленными и безусловно осуществленными, соблюдая все установленные в федеральном законе формы и порядок;
  2. должны быть размещены выпусками;
  3. должны иметь равные объемы и сроки, когда осуществляются права в одном выпуске, не зависимо от того, когда указанная ценная бумага была приобретена.

К эмиссионным ценным бумагам на основании Федерального закона относятся акции, облигации, опционы эмитента и российские депозитарные расписки. Помимо этого, ценные бумаги можно различать не зависимо от рода обязательств (имущественных прав), которые ею удостоверяются. Денежные обязательства удостоверяются на основании чеков, векселей, облигаций, депозитных или сберегательных сертификатов (денежной бумаги).

Корпоративные обязательства должны быть удостоверены акциями, которые являются корпоративными бумагами. Товарными ценными бумагами удостоверяются права на товар или услугу.

В зависимости от способа определе управомоченных лиц, ценные бумаги можно разделить на предъявительские, именные и ордерные. На основании того, что является эмитентом ценных бумаг, их можно разделить на государственные, муниципальные и частные.

Читать еще:  Методы управления портфелем ценных бумаг

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Экономические основы местного самоуправления

Вопрос 1. Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБэто упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все операции на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

· Государственноерегулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

· Регулирование со стороныпрофессиональных участников РЦБ, или саморегулирование;

· Общественноерегулирование, или регулирование через общественное мнение.

· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

· защита участников рынка от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц;

· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

· создание эффективного рынка, на котором имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а риск адекватно вознаграждается;

· в отдельных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, нововведений и т.д.;

· воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей (повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

· создание нормативно-правовой базы функционирования рынка;

· отбор профессиональных участников рынка;

· контроль соблюдения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за уклонение от норм.

Принципы регулирования РЦБ:

· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

· выделение тех ценных бумаг, которые в наибольшей степени нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

· обеспечение конкуренции между участниками рынка;

· обеспечение гласности нормотворчества;

· соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования РЦБ и учет опыта мирового рынка.

Под системой регулирования и контроля на фондовом рынке следует понимать совокупность институтов, осуществляющих регулирование и контроль за функционированием рынка ценных бумаг и набор законодательных и правовых актов, которые обеспечивают нормативно-правовую базу фондового рынка.

Регулирующими институтами фондового рынка в РФ являются органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, представленные правительственными органами, и саморегулируемые организации.

Вопрос 2. Государственное регулирование РЦБ

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг состоит из высших органов государственной власти (Президент, Государственная Дума, Правительство), государственных органов регулирования министерского уровня (Министерство финансов, ЦБ РФ, федеральная антимонопольная служба, и др.).

Высшие органы государственной власти осуществляют общее (концептуальное) руководство развитием рынка ценных бумаг через органы регулирования министерского уровня (органы исполнительной власти), осуществляют подготовку и утверждение законов, указов и распоряжений в области ценных бумаг, проводят мониторинг их выполнения.

Органы государственной власти министерского уровня (исполнительные органы власти) осуществляют регулирование рынка ценных бумаг путем нормотворческой деятельности, а также выполняют надзорную функцию за деятельностью на этом рынке.

Выдача лицензий на профессиональную деятельность осуществляется Службой Банка России по финансовым рынкам, которая с 01.09.2013 года заменила Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), существовавшую с марта 2004 г. после упразднения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) создана решением Совета директоров Банка России от 08.08 2013 в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

СФР является подразделением Банка России, которому переданы полномочия ФСРФ по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками (на основании Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

Задачами СФР среди прочих являются:

· участие в развитии, обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации и его инфраструктуры, оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

· формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации

· проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций; регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями,

· защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

· обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов.

Государственное регулирование обеспечивается путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных бумаг и контроля соблюдения условий эмиссии;

· лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

К функциям службы Банка России по финансовым рынкам среди прочих относятся:

o основных направлений развития финансовых рынков,

o единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности на РЦБ;

· установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; к порядку ведения реестра;

· в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контроль порядка проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками РЦБ.;

· обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг, а также создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Помимо прямого административного управления рынком ценных бумаг существует еще и косвенное государственное управление этим рынком через имеющиеся в распоряжении государства экономические рычаги и капиталы, к которым относятся система налогообложения, денежная политика, государственные капиталы, собственность и ресурсы. В совокупности инструменты прямого и косвенного регулирования позволяют воздействовать на рынок ценных бумаг, исходя из сложившейся ситуации на данном рынке, в экономике государства в целом, а также на мировых финансовых рынках.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. Поэтому отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ:

· существует определенная процедура выпуска ценных бумаг;

· в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами;

· осуществляется контроль за использованием инсайдерской информации. Лицам, владеющим такой, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам.

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Однако в России роль государства на фондовом рынке двойственна. С одной стороны, на российском рынке ценных бумаг государство выступает крупнейшим заемщиком, оказывая прямое воздействие на количественные и качественные параметры рынка. С другой стороны, одновременно государство является и крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на корпоративном рынке ценных бумаг. Поэтому важнейшей особенностью российского рынка является самостоятельная роль государства не только как регулятора РЦБ (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:

Читать еще:  К бездокументарным ценным бумагам относятся

· эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);

· профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);

· акционера значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ;

· верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).

Сущность, цели и принципы регулирования российского рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.

В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:

  • Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
  • Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
  • Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
  • Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Государственное регулирование, опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
  2. Биржевое регулирование, основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
  3. Саморегулирование, осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
  4. Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
  • Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
  • Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
  • Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
  • Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
  • Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
  • Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).

Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.

1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка — с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой.

2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.

3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.

4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.

Читать еще:  Регулирование рынка ценных бумаг

5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.

7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.

11. Принцип равных возможностей, включающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Принципы фондового рынка

Понятие фондового рынка

Экономика является сложной системой, объединяющей различные экономические субъекты и объекты, которые в свою очередь могут определять по схожим принципам тот или иной сегмент экономических отношений. В экономической теории обычно рассматривается рынок товарного обращения. Но надо отметить, что производство продукции и услуг всегда сопряжено с движением денежных средств. Вся цепочка производства экономических благ, включая распределение и продажу образует структуру финансового взаимодействия между хозяйствующими субъектами.

Фондовый рынок является частью рынка финансов. Он представляет собой вид экономического взаимодействия в части производства и распоряжения ценными бумагами.

Фондовые рынки могут быть разделены по следующими признакам:

  • месторасположению;
  • отношению к отрасли хозяйства;
  • используемый вид фондовых инструментов;
  • вид движения активов;
  • сроки проведения сделок;
  • организационная форма;
  • субъекты отношений.

Фондовый рынок оказывает сильное влияние на развитие экономики. В его функции входит:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • обеспечение движения денежных активов и капитала;
  • привлечение финансовых потоков хозяйствующими субъектами;
  • ценообразование;
  • оптимизация баланса предложения и спроса;
  • обеспечение притока иностранных капиталов;
  • перераспределение права собственности;
  • аккумуляция денежных средств;
  • укрупнение предприятий;
  • информирование об эффективности использования финансовых инструментов;
  • перевод вкладов в инвестиционные цели.

Фондовый рынок является основой для взаимодействия субъектов в производстве и распоряжении ценными бумагами.

На схеме представлены основные субъекты рынка фондовых отношений.

Рисунок 1. Участники рынка ценных бумаг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы фондового рынка

С переходом к рыночным отношениям неизбежно возникла потребность создания отлаженной финансовой системы, обеспечивающей стабильность внутренней экономики и ее способность к развитию. Формирование фондового рынка, как части финансовых отношений, для его эффективного функционирования должно базироваться на следующих основных принципах:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Социальная справедливость. Рынок должен быть доступен как для инвестиционных активов, так и для субъектов, выступающих заемщиками средств. Права и обязанности тех и других должны быть четко определены.
  2. Обеспечение защиты инвестиционной деятельности. Механизм взаимодействия субъектов рынка должен быть отлажен, прозрачен и надежен для инвесторов.
  3. Регулируемость подразумевает создание такой системы контроля, которая позволит оптимизировать деятельность рынка, при этом не будет оказывать давления, затрудняющего развитие фондовых отношений.
  4. Контроль за осуществлением операций в целях исключения недобросовестных сделок.
  5. Повышение эффективности перераспределения денежных потоков в отрасли, имеющие перспективы развития.
  6. Правовая обеспеченность всех процессов, имеющих место, на рынке. Четкость законов и нормативных актов, а так же правил в части поведения и взаимоотношения субъектов.
  7. Открытость информации и ее достоверность.
  8. Конкурентность субъектов рынка.

Таким образом, построение эффективной финансовой системы является одной из задач, стоящих перед государством. Прежде всего, необходимо создать благоприятые условия для инвестиций как внешних, так и внутрених.

Государственное регулирование фондового рынка

Развитие фондового рынка в России началось относительно недавно, поэтому в этой сфере экономических отношений присутствует большое количество проблем. Как было сказано выше, одной из главнейших задач, стоящих перед государством, является создание благоприятного инвестиционного климата. Для этого уже принимается ряд мер, кроме того, разработана специальная программа на национальном уровне до 2020 года. Она ставит такие задачи, как: усовершенствование правовой системы в части финансовых отношений; повышение эффективности инфраструктуры рынка; разработка гибкой налоговой системы для субъектов фондового рынка.

Инфраструктура рынка фондовых активов решает принципиальные вопросы в создании надежной системы финансовых отношений: обеспечивает движение фондовых инструментов; создает инвестиционную привлекательность; обеспечивает учет и хранение ценных бумаг.

Необходимо особое внимание уделить развитию сегментов фондового рынка в России. Сейчас финансовые отношения происходят в условиях первичного размещения ценных бумаг, тогда как в странах с развитой экономикой фондовый рынок имеет достаточно сложную структуру и включает в себя ряд подсистем, указанных на рисунке.

Рисунок 2. Структура фондового рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На рынке первичного размещения активов действуют фондовые инструменты только что выпущенные в обращение, либо размещенные на бирже впервые.

Высоколиквидным сегментом является рынок вторичного размещения. Здесь операции ведутся с бумагами, бывшими в обращении. Цены на такие фондовые инструменты уже оптимизированы. Сделки проводятся на фондовых биржах, либо на внебиржевых площадках. Последние не всегда являются не контролируемыми. Часто на таких площадках торгуют участники, которые не смогли пройти процедуру листинга, либо не обладают достаточным капиталом для участия в биржевых торгах.

Для повышения привлекательности российских фондовых инструментов, а так же создания конкурентных преимуществ на международных рынках, необходимо прежде всего отладить техническую составляющую рынка. Сюда можно отнести – повышение ликвидности фондовых инструментов, борьбу со спекулятивными сделками, снижение вероятности системного кризиса, связанного со сбоями в работе биржевых систем.

Для осуществления контроля за деятельностью участников рынка применяется система лицензирования, которая предполагает систематическое проведение проверок на соответствие определенным требованиям.

Главным регулирующим органом является Федеральная служба по финансовым рынкам. Контроль деятельности различных субъектов осуществляется отдельными государственными ведомствами, среди которых Центральный банк России, Министерство финансов, Антимонопольный комитет, Налоговые службы.

Контролирующая функция выполняется на основе правовых и законодательных актов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector