Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Саморегулирующие организации на рынке ценных бумаг

Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

• получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов;

• утверждать правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

• контролировать соблюдение своими членами утвержденных саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;

• осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью обеспечения условий для их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами. При этом организация должна быть учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг и получить лицензию ФСФР на осуществление деятельности.

Саморегулируемая организация не только устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их соблюдением.

Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в ФСФР отчеты о своей деятельности.

Основные признаки саморегулируемой организации:

Ø добровольное объединение;

Ø членство — профессиональные участники рынка ценных бумаг;

Ø функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;

Ø обязательное соблюдение внутренних нормативных документов участниками организации;

Ø отношения с государством — государство передает ей часть своих функций.

Функции саморегулируемой организации:

— саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;

— поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг;

— развитие инфраструктуры финансового рынка;

— проведение совместных научных разработок.

— отстаивание своих интересов на рынке и перед государством.

Виды саморегулируемых организаций:

1. Международные организации (например, Federation International des Bourses de Valeurs – Международная организация фондовых бирж).

2. Национальные организации. Обычно в каждой стране есть саморегулирующиеся организации, претендующие на представительство интересов всего профессионального мира, связанного с финансовым рынком той или иной страны. Например, в США это National Association of Securities Dealers (NASD) – Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (хотя действует еще множество других организаций).

3. При наличии относительно замкнутых региональных финансовых рынков могут, соответственно, учреждаться региональные саморегулирующиеся организации.

В настоящее время в России статус СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов коллективного инвестирования имеют 6 организаций:

— Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) – объединяет брокеров, дилеров, управляющих, а также депозитариев;

— Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) – объединяет депозитариев, регистраторов и клиринговые организации;

— Национальная фондовая ассоциация (НФА), — как и НАУФОР, включает в себя организации, имеющие лицензии на брокерскую, дилерскую, депозитарную деятельность и на деятельность по доверительному управлению ценными бумагами; основная особенность в том, что среди ее членов преобладают банки;

— Национальная лига управляющих (НЛУ) – объединяет организации, имеющие лицензии на управление паевыми и акционерными инвестиционными фондами, пенсионными резервами НПФ, а также на доверительное управление ценными бумагами;

— Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР) – единственная на сегодняшний день СРО с региональной спецификой, ее офис находится в Екатеринбурге;

— Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) в которую входят негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, спецдепозитарии и другие организации, осуществляющие деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Саморегулирование на зарождающемся рынке России сыграло ключевую роль. Большинством экономистов признается, что институт саморегулирования ставит задачу реформирования государственного аппарата с целью защиты предпринимателей от избыточного государственного контроля и необоснованного вмешательства в сферу рыночных отношений. Развитие саморегулирования на рынке ценных бумаг в различных формах позволяет решить несколько важных задач:

— расширяет возможности выбора эффективных форм регулирования рынка (позволяет рассматривать саморегулирование как дополнение к государственному регулированию);

— создает возможности преодоления провалов рынка без использования государства как на добровольной, так и нормативной основе;

— создает инфраструктуру, позволяющую консультироваться с участниками рынка при выработке регулирующих решений (в отраслях, где количество хозяйствующих субъектов велико, объективно невозможно проводить консультации с отдельными участниками рынка, поскольку консультации со всеми требуют недопустимо высоких затрат, а консультации с отдельными представителями отрасли могут не обеспечить репрезентативности — более эффективно консультироваться с объединениями бизнеса).

Контрольные вопросы

1. Кто может осуществлять регулирование на фондовом рынке?

2. Каковы цели регулирования на рынке ценных бумаг?

3. Какие методы относятся к методам административно-правового регулирования рынка ценных бумаг?

4. Что такое антициклическое регулирование?

5. Какие функции возложены на ФСФР?

6. Какие права предоставлены саморегулируемым организациям в соответствии с законодательством?

Саморегулирующие организации на рынке ценных бумаг

Саморегулирование рынка ценных бумаг.

аспирант кафедры Национальная экономика

Российской Экономической Академии им. Г.В.Плеханова,

специалист Управления риск-менеджмента ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания», г. Москва.

Важную роль в управлении рынком ценных бумаг предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка (саморегулируемым организациям). Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся разработка стандартов профессиональной деятельности на рынке пенных бумаг и их повсеместное применение на практике, запрещение недобросовестной рекламы, формирование общественного мнения с целью мотивации поведения инвесторов и эмитентов (см. Рисунок 1).

Саморегулирование рынка ценных бумаг.

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников РЦБ, являющихся членами этой организации, установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. [1]

По своей сути саморегулируемая организация не что иное, как цех, объединяющий работников одной профессии (профессиональный союз). Обычаи каждого цеха требуют от его членов определенных профессиональных знаний и умений, соблюдения профессиональных норм. Цех осуществляет выработку требований к профессиональной деятельности (регулирование) и надзор за выполнением этих требований. Цех же защищает права своих членов перед другими субъектами. Эти же функции выполняют и СРО. Сосредоточенность профессионалов в организации позволяет им самим регулировать свою деятельность на основе тех положений, которые заложены законодательством. Учитывая медлительность государственного аппарата, а также объективную же оторванность государственных служащих от предмета регулирования, именно СРО обладают большими возможностями квалифицированно и оперативно регулировать отношения как между самими профессиональными участниками, так и между профессиональными участниками и их клиентами, а также контролировать соблюдение действующих норм.

Саморегулируемыми организациями (СРО) являются ассоциации, союзы и связанные договорными отношениями сообщества профессиональных участников рынка ценных бумаг. В общепринятой практике данные организации называют также саморегулирующимися. Но более точно было бы их назвать организациями саморегулирования рынка, так как саморегулируемое функционирование рынка и предполагает установление квалификационных и этических норм для его участников, правил торговых операций и контроль за их соблюдением. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов, требования к которым формируются объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг. Эти объединения не только защищают интересы участников фондового рынка, но и устанавливают жесткие правила поведения на нем, обеспечивают действенный контроль за их соблюдением.

Свою деятельность на рынке ценных бумаг СРО осуществляют на основании гл.13 ФЗ «О рынке ценных бумаг». В соответствии со вышеуказанным законом [2] :

«Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с указанным Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. В данном законе фактически повторяется понятие саморегулируемой организации, закрепленное во Временном положении. Но принципиальное значение имеет законодательное закрепление статуса саморегулируемой организации, что значительно повышает ее статус как участника фондового рынка».

Объединяются в саморегулируемые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг. Вступить в саморегулируемую организацию вправе юридические лица, в том числе кредитные организации, а также предприниматели без образования юридического лица, которые осуществляют следующие виды деятельности:

Читать еще:  Методы первичного размещения ценных бумаг

— деятельность по управлению ценными бумагами

— деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)

— деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

— деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг

Целью учреждения саморегулируемой организации является

· обеспечение условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг,

· соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг,

· защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся
членами саморегулируемой организации,

· установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемая организация является некоммерческим образованием, поэтому все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация вправе:

· получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов;

· разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

· контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

· разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Саморегулируемая организация должна отвечать определенным требованиям: должна быть учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг, должна получить разрешение Федеральной комиссии.

Подробное закрепление в законе правового статуса саморегулируемой организации стало качественно новым шагом. После принятия данного закона деятельность саморегулируемых организаций стала основываться на законодательной базе. По сравнению с Временным положением от 12.07.1995 г. правовой статус саморегулируемых организаций был значительно расширен. Теперь создавать саморегулируемые организации были вправе не только организации, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (как в Положении), но и участники, осуществляющие иные виды деятельности на фондовом рынке. В Законе были значительно расширены полномочия саморегулируемых организаций, закреплен порядок создания данных организаций, что стало дополнительной гарантией прав профессиональных участников рынка ценных бумаг. В развитие положений данного закона были приняты соответствующие указы Президента Российской Федерации и постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается проект федерального закона “О саморегулируемых организациях” [3] .

Законопроектом предлагается урегулировать отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью и прекращением саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением саморегулируемыми организациями взаимодействия со своими участниками, потребителями производимых ими товаров (работ, услуг), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Саморегулируемым организациям предоставляется более широкий спектр прав по сравнению с действующим законодательством, в частности, право от своего имени обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты и (или) действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающих или создающих угрозу нарушения прав и интересов саморегулируемой организации, любого из ее участников в отдельности или группы участников; участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти заключения по результатам проводимых ими независимых экспертиз проектов актов; вносить на рассмотрение органов государственной власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации государственной и муниципальной политики в отношении предмета саморегулирования; запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления статистическую, нормативно-техническую и иную информацию (документацию). Некоммерческая организация, соответствующая требованиям, установленным законом, включается на основании ее заявления в реестр саморегулируемых организаций, который ведет орган, определяемый Правительством РФ.

08.07.2003 проект был внесен депутатами. 14.10.2003 принят в первом чтении.

вариант законопроекта, подготовленный Минэкономразвития РФ.

Однако и без принятия Федерального закона саморегулируемые организации в России существуют и их не так уж мало. Наиболее развитой СРО, безусловно, является Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР).

Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР) учреждена в ноябре 1995 года компаниями — профессиональными участниками фондового рынка из различных регионов России, которые на учредительном съезде НАУФОР заявили о создании общероссийской ассоциации, основными целями которой являются:

— обеспечение условий профессиональной деятельности участников фондового рынка России;

— выработка и контроль за соблюдением стандартов профессиональной этики на этом рынке;

— защита интересов инвесторов;

— установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами;

разработка программ обучения и повышения профессионального уровня членов ассоциации и иных участников рынка ценных бумаг.

Организационная структура НАУФОР представлена на рисунке 2 [4] .

— способствовать стандартизации принципов и практики деятельности участников рынка ценных бумаг, внедрению норм профессиональной этики и обеспечению соблюдения членами НАУФОР законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг;

— выработать и внедрить правила, направленные на предупреждение недобросовестных действий со стороны участников фондового рынка и обеспечение справедливых и равных принципов торговли в интересах инвесторов;

— представлять интересы инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления;

— способствовать повышению самодисциплины членов НАУФОР, исследовать факты нарушения установленных правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами и выступать арбитром в разрешении споров между членами НАУФОР, между членами НАУФОР и третьими лицами;

— оказывать информационную, методическую, техническую и правовую поддержку деятельности членов НАУФОР.

Организационная структура НАУФОР.

Кроме НАУФОР, достаточно эффективно в своем сегменте инфраструктуры действует Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), значительную активность в деле регулирования проявляют также Национальная фондовая ассоциация (НФА) и другие. Подробный перечень наиболее известных СРО смотри в таблице 1 [5] .

Характеристика наиболее крупных СРО российского рынка ценных бумаг.

СРО рынка ценных бумаг

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг – это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на принципах некоммерческой организации, для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг создаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг в зависимости от видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
  • Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  • Федеральным законом от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
  • Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам».
  • Постановлением ФКЦБ РФ от 1 июля 1997 года № 24 «Об утверждении положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг».
  • И другими нормативно-правовыми актами.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если она соответствует следующим требованиям:

  • Организация учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Если же число членов СРО стало менее десяти, ЦБ приостанавливает деятельность СРО на срок до 3-х месяцев. Если по истечении указанного срока количество членов саморегулируемой организации не приведено в соответствие с требованиями закона, ЦБ прекращает деятельность данной СРО.
  • В представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится ни одно из следующих положений:
  • возможность дискриминации прав клиентов, которые пользуются услугами членов организации, а также дискриминация членов организации;
  • необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
  • ограничения, которые препятствуют развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • регулирование вопросов, которые не относятся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности СРО;
  • предоставление недостоверной или неполной информации.

Государственное регулирование деятельности СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляет Центральный банк России (ранее — Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)). ЦБ ведет реестр СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ознакомиться с реестром СРО рцб, можно на нашем портале в разделе «Реестр СРО рынка ценных бумаг».

Читать еще:  Бездокументарная форма ценных бумаг

Целями деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг являются:

  • Развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг.
  • Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, которые способствуют эффективной деятельности на рынке ценных бумаг.
  • Осуществление надзора и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  • Защита законных прав и интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые являются членами саморегулируемой организации.
  • Повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
  • Обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Исходя из поставленных целей, можно выделить следующие основные направления деятельности саморегулируемых организаций рцб:

  • СРО устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами, а также осуществляет контроль за соблюдением своими членами принятых СРО правил и стандартов.
  • Создает и поддерживает эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявляет и пресекает нарушения требований законодательства РФ, а также внутренних документов саморегулируемой организации.
  • Осуществляет обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (РЦБ), принимает квалификационные экзамены и выдает квалификационные аттестаты.
  • Организует информационное и методическое обеспечение своих членов.

СРО вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников — членов саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО профучастников РЦБ).

Преимущества СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг:

  • СРО осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
  • Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых работ;
  • Членство в СРО ведет к взаимной поддержке ее членов;
  • СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  • СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования деятельности рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг может быть членом нескольких саморегулируемых организаций различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством.

Вступление в СРО рынка ценных бумаг:

Для того, чтобы быть принятым в члены СРО рынка ценных бумаг, лицо, желающее вступить в СРО обязано подать заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами и внутренними документами саморегулируемой организации.
После получения заявления СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг обязана в течение срока, не превышающего двух месяцев, осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах. По окончании проверки должностные лица и специалисты саморегулируемой организации, составляют письменное заключение. Это письменное заключение направляется на рассмотрение в коллегиальный орган управления СРО, который по итогам рассмотрения представленных документов должен в трехдневный срок с момента рассмотрения утвердить заявление или отказать в его утверждении.

Условиями членства в СРО являются также внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг для реализации своих полномочий на территории субъектов РФ имеет право, с предварительным согласованием с ЦБ РФ, создавать свои филиалы и представительства. Она обязана осуществлять контроль за деятельностью своих филиалов и представительств, а также несет ответственность за их деятельность.

10.3 САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СРО)

Помимо федерального и регионального уровней регулирования РЦБ, важным

элементом системы регулирования должны стать саморегулируемые организа-

ции профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО).

Их роль заключается в том, чтобы на основании опыта, накопленного не-

посредственно участниками рынка, вырабатывать более детальные, чем ФКЦБ

нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем самым приближать

регулятора рынка к его участнику.

В то же время и сами участники заинтересованы в определенных общих

нормах: стандартах деятельности, документов и форм, в ряде случаев — в

контроле деятельности партнеров. Эти функции лучше выполняет орган, рас-

положенный ближе к непосредственным участникам рынка, чем государствен-

ный регулирующий орган. Таким органом и является СРО.

Таким образом, эффективная деятельность СРО основана на следующих

* участники рынка лучше всех знают, какие механизмы контроля и прави-

ла необходимы на практике;

* они обязаны финансировать контроль своей деятельности;

* их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях;

* они заинтересованы в выполнении высоких этических норм их коллега-

Важно учитывать при этом, что правила и стандарты, разрабатываемые и

вводимые СРО, должны соответствовать требованиям регулирующего органа,

т. е. фактически они могут только уточнять и усиливать их.

В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 48), СРО — это

добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, действующее в

соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой ор-

ганизации. СРО учреждается профессиональными участниками рынка ценных

бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников

рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рын-

ке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиен-

тов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами

саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведе-

ния операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность

на рынке ценных бумаг.

СРО в соответствии с требованиями осуществления профессиональной дея-

тельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными ФКЦБ,

устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления про-

фессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения

операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

СРО имеет следующие права:

* получать информацию по результатам проверок деятельности своих чле-

нов, осуществляемых в порядке, установленном ФКЦБ (региональным отделе-

* разрабатывать в соответствии с законом правила и стандарты осу-

ществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами

своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

* контролировать соблюдение своими членами принятых СРО правил и

стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с цен-

* в соответствии с квалификационными требованиями ФКЦБ разрабатывать

учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и

персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на

рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им

Основной задачей ФКЦБ является разработка правил и стандартов, в со-

ответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к госу-

дарственному регулированию саморегулирование рынка ценных бумаг, т. е.

подготовка правовой базы для саморегулирования участников рынка.

Поскольку СРО приобретает довольно значительные права в отношении ее

членов, законом предусматривается строгий контроль за ней со стороны ре-

гулирующих государственных органов. В частности, статус СРО приобретает-

ся только на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ. ФКЦБ контролирует пра-

вила СРО с тем, чтобы не допустить дискриминации одних ее членов други-

ми, обеспечить должный контроль за ними.

Так, согласно ст. 50 Закона «О рынке ценных бумаг», предусмотрены

следующие требования, предъявляемые к СРО:

* организация должна быть учреждена не менее, чем десятью профессио-

нальными участниками рынка ценных бумаг;

* для получения лицензии в ФКЦБ представляются заверенные копии доку-

ментов о создании саморегулируемой организации, правила и положения ор-

ганизации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми чле-

нами саморегулируемой организации.

Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать

требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в

(1) профессиональной квалификации персонала (за исключением техничес-

(2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;

(3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;

(4) документации, ведения учета и отчетности;

(5) минимальной величины их собственных средств;

(6) правил вступления в организацию профессионального участника рынка

ценных бумаг и выхода или исключения из нее;

(7) равных прав на представительство при выборах в органы управления

организации и участие в управлении организацией;

(8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов орга-

(9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и

жалоб клиентов — членов организации;

(10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по

возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом ор-

ганизации его профессиональной деятельности, а также неправомерных

действий члена организации или его должностных лиц и/или персонала;

(11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов органи-

(12) процедур проведения проверок соблюдения членами организации ус-

тановленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и

Читать еще:  Дивиденды и проценты по ценным бумагам

порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;

(13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должност-

ных лиц и/или персонала и порядка их применения;

(14) требований по обеспечению открытости информации для проверок,

проводимых по инициативе организации;

(15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам ор-

ганизации, и порядка их учета.

Саморегулируемая организация, являющаяся организатором торговли, обя-

зана помимо указанных выше требований установить и соблюдать правила:

* заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;

* проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (кли-

ринговых и/или расчетных операций);

* оформления и учета документов, используемых членами организации при

заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами;

* разрешения споров, возникающих между членами организации при совер-

шении операций с ценными бумагами и расчетов по ним, включая денежные;

* процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения, о

ценах и об объемах сделок с ценными бумагами, совершаемых членами орга-

* оказания услуг лицам, не являющимся членами организации.

ФКЦБ имеет право отказать в выдаче лицензии, если в представленных

организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах

не содержится соответствующих требований, перечисленных в настоящей

статье, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:

* возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами чле-

* необоснованная дискриминация членов организации;

* необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из

* ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных

участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаг-

раждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;

* регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не

соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;

* предоставление недостоверной или неполной информации.

Отзыв лицензии саморегулируемой организации производится в случае ус-

тановления ФКЦБ нарушений законодательства РФ о ценных бумагах, требова-

ний и стандартов, установленных ФКЦБ, правил и положений саморегулируе-

мой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.

Саморегулируемая организация обязана представлять в Федеральную ко-

миссию данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, по-

ложения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием

причин и целей таких изменений. Изменения и дополнения считаются приня-

тыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления Феде-

ральной комиссией не направлено письменное уведомление об отказе с ука-

занием его причин.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем заключается роль саморегулируемых организаций на рынке цен-

2. На каких предпосылках основана эффективная деятельность саморегу-

3. Перечислите основные требования к саморегулируемой организации в

соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг».

Обучение

Learning

Образование

Education

Исследования

Research

Комментарии

Commentaries

Статьи, книги, аналитика

Макроэкономика

Юрий Корчагин Как дышим в России Остались мы без футбола, без свободы перемещения, ограниченной опасениями коронавируса, с небольшими ожиданиями американских подвохов (больше никто такими подлостями не занимается, людям жизнь не отравляет. .

Экономика регионов

Кризис, санкции, а у Воронежской области за три квартала 2018 года 5,5% роста промышленного производства. Неплохо. Область в целом сравнительно успешно проходит период полисистемного кризиса в стране и международных санкций. Причем, тенденция стабильного роста ВРП, пусть и .

Человеческий капитал

Известно, что национальный человеческий капитал — главный драйвер и фактор процессов развития и роста экономики, общества и государства. Однако в последние десятилетия инвестиции в человеческий капитал снижались в долях ВВП. К тому же, они были в 2-3 раза и более ниже по .

Инвестиции и инновации

Под интеллектуальной собственностью в этом рейтинге понимаются изобретения (патенты), полезные модели и промышленные образцы. Их использование отражает в определенной степени научно-техническую креативность субъекта РФ, корпорации, фирмы, конкретного производства. В .

Кризисные явления в экономике

В условиях международных санкций каких-то особых тревожных опасений, ожиданий или даже разговоров насчет неких врагов в народе нет. Как жили, так и живем. Люди работают в обычном режиме, ежемесячно получают зарплату и пенсии. Магазины заполнены продовольствием и .

Региональные и муниципальные финансы

Долги регионов РФ велики. Они составляли на 1.01.2017г. по бюджетным кредитам 1,1 триллиона рублей, а всего — 2,2 трл руб. Долги весьма неравномерны и считать их необходимо на душу населения, тогда картина с долгами будет более ясной. Кто из губернаторов норовил жить в долг, а кто .

Бюджеты и межбюджетные отношения

Бюджетный упадок городов продолжается в 2016-2017 годах В рейтинге по бюджетной обеспеченности городов — миллионников за 2017 год лидеры — Ростов-на-Дону, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь. Самые бедные — Омск и Воронеж (см. рейтинг). В городах с низкой бюджетной обеспеченностью продолжают в первую очередь деградировать образование, культура, экология и инфраструктура, включая дороги. А бюджетно сильные города развиваются, хотя в связи с кризисом и у них проблем .

Инфляция

В годовом исчислении инфляция в стране составила в сентябре 2017г. Всего лишь 3% после 3,3% в августе, 3,9% в июле и 4,4% в июне. В целом годовая инфляция в РФ пока держится ниже целевого ориентира (таргета) Центробанка в 4% (к концу года). Высокая инфляция, а в пресловутых 90-х .

Информационные технологии и процессы в экономике и обществе

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=183 В российской информационной системе, статистике, в средствах массовой информации наступили крутые перемены. И большинство из них со знаком минус. Словно ускоренно возвращаемся в советские времена по всем информационным .

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1. Финансовый рынок и место в нем рынка ценных бумаг Финансовый рынок — это рынок обращения финансовых активов. Действует он в форме совокупности кредитного рынка, рынка ценных бумаг (РЦБ), страхового рынка и других частных рынков, через которые происходит .

Информационно-инновационная экономика (экономика знаний)

Концепции, стратегии и программы развития России

Многие российские проблемы связаны с замедлением темпов роста ВВП. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП РФ в 2018 году 1,7% ВВП. Standart & Poor’s Global .

Теория и практика государственного регулирования экономики

Мое поколение родилось и выросло в послевоенное время. Это было время восстановления страны, время быстрого роста экономики и одновременно время прекращения сталинских репрессий, освобождения людей от тотального страха перед ними, время хрущевской оттепели. Это .

Кризисы, финансы, экономика, развитие. Статьи ведущих экономистов РФ и наши комментарии.

Юрий Корчагин Когда надо было сохранять СССР? О прошлом, о распаде СССР возникают такие мысли и вопросы. Можно ли было сохранить СССР? И что для этого надо было сделать. Наиболее стабильным и растущим в части экономики СССР был в 1970-е годы. У СССР были союзники, и сам он .

Государственное регулирование экономики (учебное пособие). Логунов В.Н., Корчагин Ю.А.

ЛОГУНОВ В.Н., КОРЧАГИН Ю.А. Учебное пособие ББК 65.010.3 УДК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. — Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с. .

Портреты вождей, злодеев и лидеров России ХХ века

20-02-2013 00:55:00 Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» В мае 1956 года министр обороны СССР маршал Жуков подготовил текст доклада, с которым ему предстояло выступить на .

Разное

Юрий Корчагин Внутренние проблемы для россиян более важны, нежели мировые В международной политике пока затишье. И это хорошо во всех отношениях. В Сирии Асад руководит страной по пословице пан или пропал. Хватит у него сил удержаться прочно во власти, то останется .

Корчагин Ю.А. Экономика регионов и региональное развитие

Согласно публичному заявлению губернатора Алексея Гордеева, в стране сложилась «дефективная система госуправления», которая «не способна противостоять коррупционным явлениям». Критика его коснулась в основном Правительства РФ. В то время как система управления страной полностью зависит от высшей власти — от Президента РФ. В частности, премьера подбирает Президент РФ, утверждает основных министров также он. Президент и ответственен за эффективность системы управления в .

Деньги, кредит, банки. Корчагин Ю.А. Учебное пособие.

УДК 336.7(075.8) ББК 65.262(2Рос)я73 К 72 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор И. П. Богомолова; доктор экономических наук, профессор А.Н. Полозова. К 72 Корчагин Ю. А. Деньги Кредит Банки: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. — .

Учебные пособия, конспекты лекций, методические указания

7.1. Общие сведения Динамические методы инвестиционного анализа учитывают динамику поступлений (доходов) и выплат (инвестиций) во времени. Делается это с помощью метода сложных процентов и дисконтирования платежей к одному и тому же моменту времени. Однако и эти методы ограниченны. Так самые первые поступления не совсем правильно приравнивать к самым последним. Первые поступления можно уже как-то использовать, в т.ч. в качестве инвестиций. А последние так использовать невозможно. .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector