Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджет как фонд денежных средств

Сущность государственного бюджета. Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств

Бюджетные отношения вне государства не существуют, т. к. их функционирование направлено на удовлетворение общественных потребностей посредством государства. Бюджет обусловлен наличием государства, но бюджетные отношения объективны, являются частью общих отношений экономической системы и являются частью базиса, а не надстройки. Выступая формой существования объективных финансовых отношений бюджет можно рассматривать как самостоятельную категорию. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет – это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением.

В экономической литературе принадлежность бюджета к финансовой категории не оспаривается, но единого определения его сущности и роли в распределительном процессе нет. Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений. К сущностным свойствам бюджетных отношений принято относить их денежный характер. Бюджетные отношения участвуют в перераспределении, главным образом, чистого дохода для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.

Бюджетным отношениям свойственны следующие особенности:

1) они опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимания налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

2) объектом бюджетного перераспределения может выступать не только часть чистого дохода, но и часть стоимости необходимого продукта;

3) сфера действия бюджетных отношений ограничивается бюджетным процессом;

4) участниками бюджетных отношений выступают:

– государство в лице органов власти различных уровней;

– предприятия, организации, учреждения;

5) бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы страны;

6) бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством.

Учет специфики бюджетных отношений необходим при разработке оптимальной модели их построения и определения направления движения бюджетных потоков при реализации бюджетной политики.

Несмотря на значительное количество опознавательных характеристик, единой терминологии в отношении бюджета до настоящего времени не выработано. Термин бюджет в научной литературе и законодательных актах используется для обозначения различных по своей природе объектов. В трудах Александрова и Вознесенского бюджет рассматривается как экономическая категория; Козак – как совокупность денежных отношений; Ткачук – как основной финансовый план государства; Дробозина – как основной централизованный фонд денежных средств.

Экономическая сущность объективных бюджетных отношений остается неизменной в различных общественно-экономических формациях. Меняются лишь их формы, роль в общественном воспроизводстве. В процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. Бюджетный фонд получает название бюджетный план, в котором бюджет как система денежных отношений выражается количественно. Бюджетный план принимает силу закона. В нем отражаются доходы государства, направления и пропорции распределения централизованных финансовых ресурсов, размер дефицита бюджета и основные направления финансовой политики страны. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса, регламентируются законодательством (бюджетным кодексом). Бюджетный план преобладает в общей системе финансовых планов, т. к. отражается часть финансовых ресурсов всех звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством. Это обуславливает необходимость планирования платежей в бюджетный фонд и ассигнований из него. Устанавливаемые в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и ассигнованиям имеют общественную направленность и охватывают практически всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая тем самым активное воздействие на процесс их образования и использования. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая влияние на принятие хозяйственных решений, касающихся их текущей деятельности. Бюджетные отношения после утверждения бюджетного плана принимают форму государственных обязательств. Поэтому в нем предусмотрены принципы формирования доходов. Цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательным для всех государств, вовлеченных в бюджетный процесс.

Бюджет является составной частью финансов, центральным звеном финансовой системы страны бюджет – это система специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства не определенных этапах общественного развития.

Бюджетные отношения сопровождаются движением множества денежных потоков с образованием и использованием бюджетного фонда. Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, придает им определенные формы. Бюджет становится важнейшим элементом государственного регулирования экономических и социальных процессов.

Бюджетные фонды

Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

Система бюджетных фондов

Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг. ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств. Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

Бюджетные фонды РФ

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Использование бюджетного фонда

Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

“Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

Федеральные бюджетные фонды

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

  • федеральный фонд компенсаций,
  • федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,
  • фонд софинансирования социальных расходов,
  • федеральный фонд развития регионов,
  • резервные бюджетные и другие фонды.

Бюджетные и внебюджетные фонды

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств. Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства. Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).

Читать еще:  Денежно кредитная политика цб рф

Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств

1.2 Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств

В процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетным фонде. Правомерно сказать, что бюджетный фонд выступает лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета.

Бюджетный план является организационной формой воплощения бюджетных отношений и принимает силу закона. В нем отражаются доходы государства, направления, и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретней финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.

Механизм исполнения республиканского бюджета по доходам предусматривает:

— зачисление доходов, включая доходы государственных целевых бюджетных фондов, на единый казначейский счет (ЕКС) Главного государственного казначейства, открытый в Национальном банке Республики Беларусь;

— распределение регулирующих налогов в соответствии с Законом о бюджете на текущий год;

— учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах в соответствии с действующей бюджетной классификацией;

— возврат излишне уплаченных сумм.

Казначейская система исполнения доходной части бюджета предусматривает поэтапное движение денежных потоков.

Началом процесса исполнения доходной части бюджета следует считать уплату юридическими и физическими лицами налогов и неналоговых платежей в бюджет.

На первом этапе денежные средства, уплачиваемые налогоплательщиками в республиканский бюджет в качестве налогов и других обязательных платежей, перечисляются с их счетов на счета органов взыскания (инспекции ГНК, таможни), открытые в обслуживающих учреждениях банка.

На втором этапе платежи в бюджет, поступившие на транзитные счета органов взыскания, подлежат зачислению на субсчет ЕКС, открытый в АСБ «Беларусбанк». Производится это банками на основании постоянно действующего поручения органов взыскания.

И, наконец, на третьем этапе АСБ «Беларусбанк» осуществляет списание средств с субсчета ЕКС», открытого в данном банке, на единый казначейский счет Главного государственного казначейства Министерства финансов на основании постоянно действующего его поручения.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством. Утвержденный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный фонд.

Бюджетный план доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством.

Устанавливаемые в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и ассигнованиям обладают всеобщностью и охватывают, по сути, всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая активное воздействие на процесс их образования и использования. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, создаваемый экономическими субъектами, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая тем самым влияние на принятие субъектами хозяйствования решений, касающихся их текущей хозяйственной деятельности. В этом проявляется распределительная функция бюджета.[16, с.24]

Главное государственное казначейство производит финансирование расходов республиканского бюджета обычно в следующей очередности:

– в первую очередь осуществляются платежи: по отчислениям в бюджеты областей и г. Минска по утвержденным нормативам, выплате заработной платы, начислениям на заработную плату, пенсий, стипендий, других трансфертов населению и погашению государственного внутреннего и внешнего долгов;

– во вторую очередь осуществляются платежи: по расчетам с нижестоящими бюджетами, за продукты питания, медикаменты, связь, транспорт, коммунальные услуги и по другим текущим расходам организаций, финансируемых за счет средств бюджета, капитальным расходам;

– в третью очередь осуществляются все остальные платежи.[13, с. 76]

Бюджетные взаимоотношения после утверждения бюджетного плана как закона страны принимают форму государственных обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.

1.3. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда — характерен сегодня для большинства развитых стран.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций попытаемся дать его определение.[1, с.251]

Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию финансово-кредитной системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

В ситуации спада производства, других негативных явлений, бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает (увеличивается) отрицательное бюджетное сальдо.

Безусловно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета.

Имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.

Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько позиций, сколько и вариантов составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом), либо сбалансированным.

Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал Д. Кейнс, снабдив его научной базой, что бюджетный дефицит — это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п.

Читать еще:  Денежная система страны это форма организации

Часто дефицит оправдывается тем, что заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в условиях стран с переходной экономикой, включая и Беларусь.

Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

— увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

— увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

— увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

— увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

— увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

— сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

— уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

— сокращение доходов из-за их низкой собираемости и др.

Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Тема 3. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

(1) вмешательство в экономику;

(2) поддержание государственного аппарата управления;

(3) правоохранительные органы и судоустройство;

(4) медицина, здравоохранение и образование;

(5) оборона страны.

Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Госбюджет выполняет следующие функции:

— перераспределительную (перераспределение ВВП);

— регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

— стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

— контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

q образование доходов бюджета;

q использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Госбюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.

Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов гос. власти и управления.

С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Роль госбюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РФ

Бюджет может быть рассмотрен как категория экономическая, то есть централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия госу­дарственных расходов. Бюджет как правовая категория представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначен­ных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации — далее «БК РФ»). В данном определении выделяются следующие признаки:

1. Бюджет — это общегосударственный, централизованный фонд денеж­ных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.

2. Бюджет — это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.

3. Бюджет — это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы (см. схему 21).

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов трех уровней:

— первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюд­жеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— третий уровень — местные бюджеты (ст. 10 БК РФ) (см. схему 22). Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, пе­речисленных в главе 5 БК РФ (ст. 28-38) (см. схему 23).

Доходы и расходы бюджетов всех уровней группируются соответствую­щим образом, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов. Груп­пировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы на­зывается бюджетной классификацией (ст. 18 БК РФ), которая включает:

Читать еще:  В ходе денежной реформы канкрина

— классификацию доходов бюджетов РФ;

— функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

— экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

— классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

— классификацию источников внешнего финансирования дефицита фе­дерального бюджета;

— классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъ­ектов РФ, муниципальных образований;

— классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государ­ственных внешних активов РФ;

— ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (ст. 20-25 БК РФ) (см. схему 24).

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федера­ции и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

— социальное обеспечение по возрасту;

— социальное обеспечение по болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством о социальном обеспечении;

— социальное обеспечение в случае безработицы;

— охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Фонд социального страхования Российской Федерации;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

— Государственный фонд занятости населения Российской Федераций (гла­ва 17 БК РФ) (см. схему 25).

Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность ор­ганов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Финансовый (бюджет­ный) год устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Все стадии бюджетного процесса охарактеризованы в третьей части БК РФ (см. схему 26).

В бюджетном процессе принимают участие различные государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, перечисленными в главе 19 БК РФ (см. схему 27).

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней ис­пользуются различные методы бюджетного регулирования:

— закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установлен­ном порядке поступают в соответствующий бюджет;

регулирующие доходы доходы, которые в целях сбалансирования до­ходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;

дотации бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и без­возвратной основах для покрытия текущих расходов;

субвенция бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

трансферт

перевод средств из фонда финансовой поддержки реги­онов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;

-секвестр специальный механизм бюджетного регулирования, за­ключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;

бюджетная ссуда бюджетные средства, предоставляемые другому бю­джету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (ст. 6 БК РФ) (см. схему 28).

В главе 25 БК Российской Федерации, посвященной регулированию ис­полнения федерального бюджета, особое внимание уделено установлению очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых сче­тов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК РФ). При наличии на сче­те бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) достаточной сум­мы денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления под­твержденных платежных обязательств и других документов на списание. Ес­ли средств на счете бюджета недостаточно для удовлетворения всех требова­ний, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляется списание по судебным актам, преду­сматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государ­ственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

во вторую очередь осуществляется списание по судебным актам, пре­дусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также воз­мещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в ре­зультате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ор­ганов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или орга­нов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному пра­вовому акту;

в третью очередь осуществляется списание, предусматривающее воз­врат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

в четвертую очередь осуществляется списание по платежным доку­ментам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;

в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очере­ди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (см. схему 29).

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бю­джетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бю­джетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджет­ного законодательства, которое влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения:

— предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

— изъятие бюджетных средств;

— приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

— иные меры, предусмотренные БК РФ (статья 282 БК РФ) (см. схему 30).

Применять меры принуждения могут руководители органов Федераль­ного казначейства и их заместители, которые вправе:

— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, исполь­зуемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных Кодексом;

— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежа­щих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

— списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользо­вание бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

— взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уп­латы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленны­ми на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

— выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

— составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

— взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или пе­речисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

— приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сро­ком до одного месяца (ст. 284 БК РФ) (см. схему 31).

В БК Российской Федерации впервые названы виды нарушений бюджет­ного законодательства (ст. 289-306 БК РФ) (см. схему 32).

Схема 21. Понятие бюджета

Схема 22. Бюджетная система государства

Схема 23. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации

Схема 24. Состав бюджетной классификации Российской Федерации

Схема 25. Понятие и виды государственных внебюджетных фондов

Схема 26. Бюджетный процесс

Схема 27. Участники бюджетного процесса

Схема 28. Бюджетное регулирование

Схема 29. Очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств

Схема 30. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства

Схема 31. Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector