Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежная реформа в казахстане

Денежная реформа в Казахстане

Реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа:

Первый этап: 1992 -конец 1993 гг.Начавшаяся либерализация цен и ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудер­жимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.

В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к со­кращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.

В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После «скачка» неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные долги.

начался с момента введения национальной валюты -конец 1993 г. — 1995 г.

и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухуд­шение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.

В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, до­ходность которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);

в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 — 48,9%. Ре­альная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная — 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. — 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная — 368,2 млрд. тенге, или 58%).2

УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 «О введении национальной валюты Республики Казахстан » было положено начало денежной реформы.

Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:

1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан — тенге.

3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»

Анализ активов
Нематериальные активы по-английски называются гораздо более романтично — intangible («неосязаемые»). То есть в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к че .

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ»
В состав автоматизированной системы «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ» входит 3 АРМа: — АРМ «КАССИР». — АРМ «БУХГАЛТЕР». — АРМ «АДМИНИСТРАТОР». Каждый АРМ выполняет строго определенные функции на каждом этапе постр .

Анализ финансового состояния коммерческого банка
Содержание Введение. 3 Глава 1. Анализ и оценка финансового состояния банка. .

Денежная реформа Республики Казахстан 1993 года и ее необходимость

С распадом в декабре 1991 г. СССР Казахстан продолжал оставаться в «рублевой зоне». В 1992 г. выпущены в обращение купюры крупного достоинства-200, 500 и 1000 рублей.

23 июля 1993 г. Центральный банк России сообщил об изъятии советских денежных знаков образца 1961-1992 гг., а также российских купюр достоинством 5000 и 10000 рублей образца 1992 г. На обмен первоначально отводилась неделя. Сумма, подлежащая обмену, не могла превышать 35 тыс. рублей. Спустя 2 дня срок обмена был продлен до 1 сентября 1993 г., а лимит увеличен до 100 тыс. рублей на человека.

Денежная реформа в России привела к массовому сбросу денег старого образца в страны СНГ, в том числе в Казахстан.

Еще в первой половине 1992 года руководство Республики Казахстан предприняло шаги к выпуску собственной валюты. Контракт на выпуск новых денег был подписан с английской фирмой «Харрисон». В 1993 г. купюры достоинством 1, 3, 5, 10, 20, 50 и 100 тенге были доставлены в Казахстан. Они снабжены 18 степенями защиты от подделок.

12 ноября 1993 г. Президент Республики Казахстан подписал Указ «О введении национальной валюты Республики Казахстан». Этим Указом с 15 ноября была введена национальная валюта -тенге.

Обмен казначейских и банковских билетов Госбанка СССР и банка России образца 1961-1992 гг. на тенге был завершен к 18 часам 20 ноября.

Обмен наличных рублей, а также рублевые счета, вклады и обязательства обменивались на тенге по обменному курсу 1 тенге за 500 рублей.

Все граждане Республики Казахстан старше 16 лет могли обменять сумму в пределах 100 тыс. рублей. Обмен производился только один раз, о чем делалась отметка в паспорте. Суммы свыше 100 тыс. рублей зачислялись в тенге на специальный лицевой счет в банке без права использования на срок до 6 месяцев. Специальная комиссия рассматривала законность происхождения этих средств.

С 15 до 18 ноября население могло рассчитываться и тенге, и рублями.

В балансах предприятий рублевые активы и пассивы были пересчитаны в тенге за двое суток (15-16 ноября). В период обмена наличных денег и пересчета активов и пассивов банки не проводили операции с клиентурой.

Национальный Банк Республики Казахстан установил валютный курс тенге: 1 доллар США = 4,7 тенге. В последующие годы он резко вырос. Соответственно росли цены и заработная плата.

6. Денежная масса как количественный показатель денежного обращения. Понятие денежной базы.

Показателем денежного обращения является денежная масса, конкретный состав которой определяется спецификой кредитно-денежной системы той или иной страны.

В большинстве стран агрегат М1 — это совокупность наиболее ликвидных денег, включающий в себя наличные деньги в обороте и бессрочные депозиты. Некоторые страны относят сюда все текущие вклады, другие (Великобритания) только те депозиты, по которым не начисляются проценты. В США к mi относят также аккредитивы, выпущенные небанковскими организациями, в Японии — еще и депозиты с предварительным извещением за 7 дней.

Существенные различия имеются между странами при определении агрегатов М2 и М3.

Каждый последующий агрегат включает в себя все элементы предыдущего, является носителем большей массы денег, но менее ликвиден, чем предыдущий.

В Казахстане существует определенная методика расчета денежной массы, включающей следующие агрегаты — показатели объема и структуры денежной массы:

МО — наличные деньги, находящиеся в обращении

mi = mo + депозиты до востребования в национальной валюте небанковских юридических и физических лиц (переводимые депозиты).

М2 = mi + депозиты до востребования небанковских юридических и физических лиц в иностранной валюте + другие депозиты в национальной валюте (срочные и сберегательные).

М3 = М2 + другие депозиты в иностранной валюте.

Структура денежных агрегатов меняется с развитием инструментов денежного рынка и не является статичной.

Денежная база представляет собой первоначально созданные центральным банком денежные средства, отражаемые в его балансе и являющиеся базой для создания вторичных денег коммерческими банками.

Денежная база включает следующие компоненты:

• Наличные деньги вне Национального Банка;

• Средства банков второго уровня (обязательные и избыточные резервы) и других небанковских кредитных организаций на корреспондентском счете в Национальном Банке Республики Казахстан.

6. Сущность и факторы развития инфляции. Виды инфляции.

Инфляция – сложный социально-экономический процесс, который в разные периоды времени трактовался по-разному: как чрезмерный выпуск денежных знаков сверх потребностей оборота; как любое обесценение бумажных денег; как переполнение каналов обращения избыточной массой бумажных денег по сравнению с количеством золота, необходимого для обращения; как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования; как повышение общего уровня цен. Инфляцию следует рассматривать как:

нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;

явный или скрытый рост цен;

натурализация процессов обмена (бартерные сделки);

снижение жизненного уровня населения.

Факторы развития инфляции можно классифицировать по двум группам – внешние и внутренние.

К внутренним факторам относят:

— чрезмерные военные расходы, что способствует потере части общественного богатства, создает дополнттельный денежный спрос за счет военных ассигнований без соответствующего поступления товаров в оборот, порождает дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;

— необоснованное повышение цен и заработной платы;

— кризис государственных финансов;

— кредитная экспансия – расширение масштаба банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, что ведет к эмиссии денег в безналичной форме;

— чрезмерная эмиссия денег в наличной и безналичной форме, увеличение скорости их обращения.

— структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;

— обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии денег, что пополняет каналы денежного обращения, ведет к инфляции.

В зависимости от причин, вызывающих инфляцию, различают открытую, или ценовую инфляцию, которая выражается в систематическом повышении общего уровня цен, и подавленную, или скрытую, проявляющуюся в растущем дефиците товаров при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованным характером их установления.

Классификация инфляции возможна и на основе других критериев: социально-экономических условий, типа денежной системы страны, факторов и степени инфляционных процессов. Наибольшее распространение получила классификация инфляции по темпам нарастания цен:

нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3 – 3,5% в год; масштаб инфляции поддается контролю;

умеренная инфляция (ползучая) – темпы достигают до 10 % в год; такая инфляция признается относительно безвредной ;

Читать еще:  Прием и выдача наличных денежных средств

галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен от 20 до 200 % в год; в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и процесс экономического развития;

гиперинфляция – начинается при повышении цен более, чем на 50 % в месяц на протяжении длительного периода времени – полугодия или более; за год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота, уступая место товарному бартеру

Выделяют также такие виды инфляции, как: сбалансированная и несбалансированная; ожидаемая и неожидаемая; структурная; инфляция спроса и инфляция издержек.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для экономики темпов ее роста.

Основная литература:

1. Деньги, кредит, банки. Учебник под ред. Сейткасимова Г. С. – Алматы, Экономика, 1998 г., стр. 23 – 57.

2. Деньги, кредит, банки. Учебник под ред. Лаврушина О. И. – Москва, Финансы и статистика, 2004 г., стр. 185 – 225

Дополнительная литература:

1. А. Г. Мнацаканян. Деньги и кредит. Учебное пособие – Калининград, 2000 г., стр. 33 – 77.

2. В. А. Щегорцов, В. А. Таран. Деньги, кредит, банки. Учебник – Москва, 2005 г., стр.46 – 92.

3.Закон РК от 13.12.1993 г. «О денежной системе Республики Казахстан».

4. Указ Президента РК от 12.11.1993 г. «О введении национальной валюты Республики Казахстан».

5. Закон РК от 29.06.1998 г. «О платежах и переводах денег».

6. В. В. Усов. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. Учебное пособие – Москва, 1999 г., стр.100 -124.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под денежным оборотом?

2. Что подразумевается под наличным и безналичным денежным оборотом?

3. Какие формы безналичных расчетов используются в РК?

4. Каковы причины перехода от металлических к бумажным деньгам?

5. Что такое бумажные деньги?

6. Чем кредитные деньги отличаются от бумажных?

7. Охарактеризуйте виды кредитных денег.

8. Охарактеризуйте понятия денежной массы и денежной базы.

9. Какова структура денежных агрегатов в РК?

10.Что такое денежная система государства и каковы ее элементы?

11.Охарактеризуйте понятие биметаллизма и его разновидности.

12.Что такое монометаллизм? Каковы его разновидности?

13.Сущность и факторы развития инфляции.

14.Классификация видов инфляции.

15.Содержание и порядок проведения денежной реформы 1993 г. в РК.

Денежная реформа в Казахстане

1.2. Денежная реформа в Казахстане.

В июле 1993 года Россия ввела собственную национальную валюту, известив Казахстан за три дня до этого события. Цены взлетели. Деньги населения на сберегательных счетах стремительно обесценивались. В Казахстан хлынул поток советских купюр старого образца.

12 ноября 1993 года был подписан указ о введении валюты РК, этим указом с 15 ноября была введена национальная валюта – тенге. Обмен наличных рублей, а также рублевых счетов, вкладов и обязательств производился по курсу 1 тенге за 500 рублей. Обмен начался в 8 часов утра 15 ноября и завершился воцарением тенге в 20 часов 20 ноября 1993 года. Все граждане РК старше 16 лет могли обменять сумму в пределах 100 тысяч рублей. Обмен производился только один раз, о чем делалась отметка в паспорте. Суммы свыше 100 тысяч рублей зачислялись в тенге на специальный лицевой счет в банке без права использования на срок до шести месяцев. Законность происхождения этих сверхлимитных средств рассматривалась специальной комиссией. По решению комиссии эти средства могут быть разблокированы досрочно.

С 15 – 18 ноября население могло рассчитываться одновременно и в тенге и в рублях, поэтому выручка юридических лиц, а также лиц осуществляющих розничную торговлю и оказание платных услуг населению, принималась банками ежедневно: в тенге – без ограничений в банкнотах образца с 61-93 года достоинством 1,3,5,10,25,50,100,200,500 рублей.

Первые тенге были британцами по происхождению, так как контракт на изготовление банкнот был подписан с крупной английской компанией. На первое время республика была обеспечена наличными деньгами. Почти одновременно с появлением банкнот на Ульбинском металлургическом заводе в городе Усть-Каменогорске началась подготовка к выпуску первых казахстанских монет. А для того чтобы страна могла сама обеспечивать себя бумажными деньгами, в Алматы было решено создать банкнотную фабрику. Решение об этом было принято в мае 1992 года и зафиксировано в Указе президента РК «О создании печатной фабрики Национального государственного банка Республики Казахстан». РГП «Казахстанский монетный двор» получило свидетельство о регистрации в ноябре 1998 года.

Чтобы создать семь банкнот, была создана команда художников-дизайнеров под руководством Сулейменова Т., куда входили Алин М.К., Дузельханов А. На их плечи легла столь необычная и в то же время весьма ответственная работа. Дизайн банкнот должен быть как эстетичным с точки зрения художественного замысла и оформления, так и достаточно практичным с точки зрения их дальнейшего массового производства, т.е. полиграфического печатания. Идея названия национальной валюты принадлежит Сауку Такежанову, бывшему тогда председателю планово-бюджетной комиссии Верховного совета РК. Таким образом, на свет появились банкноты номиналом 1,3,5,10,20,50 и 100 тенге, а затем и 200,500,1000,5000 тенге. В настоящее время в обращении находятся банкноты образца 2006 года.

Тенге как национальная валюта, играет важную роль в истории нашей страны не только как экономическая основа независимости. В чем-то тенге – это уже полновесная часть самой нашей истории, знамение своего времени 15 лет со дня введения национальной валюты — тенге. Это одна из самых знаменательных дат со дня объявления независимости нашей страны. Именно введение национальной валюты позволило стране проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. За 15 лет тенге значительно окреп и стал одной из наиболее стабильных валют стран СНГ. Пятнадцать лет обращения казахстанской национальной валюты — тенге позволяют дать объективную оценку исторической значимости введения тенге для настоящего и будущего Казахстана. Введение собственной денежной единицы явилось базой для реализации Казахстаном экономического суверенитета. С введением национальной валюты были ускорены структурные преобразования, направленные на построение рыночной экономики. Для сохранения потомкам истории создания казахстанской валюты 13 ноября 1997 года был открыт музей Национального Банка. На сегодняшний день фонд музея насчитывает более 5 тысяч предметов материальной культуры. Здесь представлены медные и серебряные монеты XII – XIV вв., денежные знаки дореволюционной России, Временного правительства, РСФСР и СССР, а также денежные знаки стран СНГ. В фонде музея имеются русские золотые монеты достоинством 5 и 10 рублей выпуска 1898-1899 гг. с изображением царя Николая II, серебряные монеты с изображением Петра Великого, Екатерины II, Николая II. А также немецкие рейхсмарки, русско-польские монеты и монеты из Китая, Мексики, Польши, Австро-Венгрии. Среди экспонатов есть немало необычных, например “шелковые деньги”, “опиумные деньги”. Серебряная монета достоинством 5000 тенге весом в 1 кг из серебра 925 пробы, выпущенная к 10-летию независимости Казахстана, поражает и восхищает посетителей музея своим размером и дизайном.

1.3. Банковская система РК.

После получения суверенитета в декабре 1990 года Казахстан сразу же приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В январе 1991 года был принят Закон « О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», что явилось по существу началом банковской реформы и создания двухуровневой банковской системы в стране. Республиканский государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан.

Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан (далее — Национальный Банк) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус. Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. 14 апреля 1993г. был принят Закон «О банках в Республике Казахстан». В настоящее время действует Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года № 2155.

Организационная структура Национального банка состоит из центрального аппарата, совета директоров, правления, представительства в Москве, 16 территориальных филиалов, центра кассовых операций и хранения ценностей, а также 10 организаций и дочерних предприятий. В их состав входят: Казахстанский центр межбанковских расчетов НБК, Банковское сервисное бюро, Казахстанский монетный двор НБК, Банкнотная фабрика НБК, Казахстанский фонд гарантирования депозитов, Казахстанский Актуарный центр, Фонд гарантирования страховых выплат, Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», Резервный центр НБК «Q-BRO», Магистратура по программе MBA.

Высшим органом управления Нацбанка является Правление, возглавляемое председателем Нацбанка. Правление состоит из 9 человек в составе председателя, 4 должностных лиц Нацбанка, председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, одного представителя Президента и двух представителей от правительства. Члены Правления утверждаются Президентом РК. Состав правления Нацбанка представлен ниже:

1. Сайденов Анвар Галимуллаевич — Председатель НБ РК

2. Исекешев Асет Орентаевич — Помощник Президента РК

3. Жамишев Болат Бидахметович — Министр финансов РК

4. Султанов Бакыт Турлыханович — Министр экономики и бюджетного планирования РК

5. Бахмутова Елена Леонидовна — Председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

6. Акишев Данияр Талгатович — заместитель Председателя НБ РК

7. Альжанов Батырбек Асылбекович — заместитель Председателя НБ РК

8. Сартбаев Медет Максутович — заместитель Председателя НБ РК

9. Таджияков Бисенгали Шамгалиевич — заместитель Председателя НБ РК

Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

— разработка и проведение денежно-кредитной политики государства

— обеспечение функционирования платежных систем

— осуществление валютного регулирования и валютного контроля

— содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

Читать еще:  В основе денежной эмиссии лежат операции

— проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;

— осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;

— осуществление функции банка банков;

— осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

— организация функционирования платежных систем;

— осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;

— управление золотовалютными активами Национального Банка;

— осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др.

— осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.

Национальный банк – единственный государственный орган, обладающий эмиссионным правом выпуска банкнот в стране, единственного законного платежного средства. Нацбанк устанавливает порядок определения обменного курса валюты РК к денежным единицам иностранных государств.

Национальный банк РК расположен В городе Алматы , мкр. Коктем-3, дом 21.

В настоящий момент структура коммерческих банков в РК представлена 36 банками.

1. АО «Казахстанский инновационый коммерческий банк»

2. АО «Delta Bank»

3. АО «Kaspi Bank»

4. АО «Альянс Банк»

6. АО «Банк «Астана-Финанс»

7. АО «Банк ЦентрКредит»

10. АО «ДБ «RBS (Kazakhstan)»

11. АО «ДБ «Национальный Банк Пакистана» в Казахстане

12. АО «ДОЧЕРНИЙ БАНК «КАЗАХСТАН-ЗИРААТ ИНТЕРНЕШНЛ БАНК»

13. АО «Евразийский банк»

14. АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана»

15. АО «Заман-Банк»

16. АО «Казинвестбанк»

17. АО «Казкоммерцбанк»

18. АО «Мастербанк»

19. АО «Народный сберегательный банк Казахстана»

21. АО «СЕНИМ-БАНК»

22. АО «Ситибанк Казахстан»

23. АО «Торгово-промышленный Банк Китая в Алматы»

24. АО «Хоум Кредит Банк» (АО «МБ «Алма-Ата»)

25. АО «Цеснабанк»

26. АО «Эксимбанк Казахстан»

27. АО «ЭКСПРЕСС БАНК»

28. АО «БанкПозитив Казахстан (Дочерний банк Банка Апоалим Б.М.)»

29. АО «МЕТРОКОМБАНК»

30. АО ДБ «Альфа-Банк»

31. АО ДБ «Банк Китая в Казахстане»

32. АО ДБ «ТАИБ Казахский Банк»

33. АО СБ «ЛАРИБА-БАНК»

34. ДБ АО «HSBC Банк Казахстан»

35. ДБ АО «Сбербанк России»

36. Дочерняя организация Акционерного общества «БТА Банк» — Акционерное общество «Темiрбанк»

Лидирующие позиции закреплены за АО «БТА банк», АО «КАЗКОММЕРЦБАНК», АО «Народный Банк Казахстана», за ними следуют АО «Альянс Банк», АО «АТФБанк» и АО «Банк ЦентрКредит».

Будет ли в Казахстане денежная реформа? Кому предназначены 4 миллиарда долларов из государственной программы поддержки экономики? На вопросы отвечает министр финансов Н.Коржова

Жети кун, 21 октября 2007 года

ЕЩЁ РАЗ УТОЧНЮ, ЧТО СУММА В 4 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ, КОТОРУЮ ПРЕЗИДЕНТ ПОРУЧИЛ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РАЗБИТА НА ДВЕ ЧАСТИ — ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА УДАЛОСЬ ИЗЫСКАТЬ В БЮДЖЕТЕ ЭТОГО — 2007 ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗА СЧЁТ НЕОСВОЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ ПО ЛИНИЯМ РАЗНЫХ МИНИСТЕРСТВ И РЕГИОНАЛЬНЫХ АКИМАТОВ.

ОСТАВШИЕСЯ 2,5 МИЛЛИАРДА ЗАЛОЖЕНЫ В БЮДЖЕТЕ 2008 ГОДА, НО КАК ПОЯСНИЛА В ЭКСКЛЮЗИВНОМ ИНТЕРВЬЮ НАШЕЙ ПРОГРАММЕ МИНИСТР ФИНАНСОВ НАТАЛЬЯ КОРЖОВА, ЭТА СУММА МОЖЕТ И НЕ ПОНАДОБИТСЯ. ЭТО СВОЕГО РОДА СТРАХОВОЧНЫЙ ФОНД НА ТОТ СЛУЧАЙ, ЕСЛИ ЭКОНОМИКА ВДРУГ ПОТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ. НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ЭТИ ДЕНЬГИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ И НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ.

БОЛЕЕ ПРЕДМЕТНО ОБ ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА НАТАЛЬЯ КОРЖОВА РАССКАЗАЛА ЮЛИИ СИНЧУК, ПОПУТНО ПРОКОММЕНТИРОВАВ ПОЯВИВШУЮСЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОЙ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЕ.

— Наталья Артёмовна, в последнее время руководство Правительства много говорит о плане поддержки экономики и произошла даже некоторая путаница — этого плана с новыми программами, заложенными в бюджет 2008 года. Вы не могли бы прояснить этот вопрос.

НАТАЛЬЯ КОРЖОВА, Министр финансов РК:

— Тот план, который лежит сегодня в основе нашей работы, направлен на сохранение социально-экономической ситуации в стране. И не может быть иначе, потому что Казахстан — это часть мира, в глобальной экономике происходят те процессы, которые тоже нас касаются, и поэтому мы работаем сейчас над тем, что хотим упредить в Казахстане те или иные риски, которые могут быть. Сегодня ситуация стабильная, ВВП растет, все расходы поступают своевременно, осуществляются бесперебойно, повышены заработная плата, пособия на всех уровнях выплачиваются по тем датам, по которым положено их выплачивать. Тридцать четыре банка в стране мониторятся Национальным банком, отслеживается положение дел на депозитах, весь кредитный портфель банков второго уровня изучается ежедневно. Рабочий день министра финансов начинается с того, что изучается состояние единого казначейского счета. Я хочу сказать, что ситуация в финансово-банковском секторе стабильная.

— Наталья Артемовна, тот план, который принимает Правительство, он как-то связан с недавними изменениями и уточнениями в бюджет нынешнего года?

— Да, безусловно, он связан с этими уточнениями и нацелен на то, чтобы длинные деньги и дешевые деньги, которые мы сегодня изыскали в ходе уточнений бюджета 2007 года в сумме полтора миллиарда долларов направить через Фонд устойчивого развития «Казына» и через Казахстанскую ипотечную компанию на рефинансирование тех проектов, которые нужны экономике Казахстана. Нам необходимо поддержать темпы роста ВВП, малый и средний бизнес, предприятия, которые создаются, чтобы экономика страны была диверсифицирована, для того, чтобы были созданы рабочие места. Именно с этой целью и будут рефинансироваться кредиты банков второго уровня, а Казахстанская ипотечная компания, в свою очередь (безусловно, на возвратной основе) выкупит кредиты ипотечные. Банки второго уровня, получив средства, направят их в преимущественно строительную отрасль, потому как необходимо за счет этого дополнительно фондирования достроить те дома, которые связаны с долевым участием физических лиц.

— То есть, я правильно поняла, деньги выделяются не банкам второго уровня, а для экономики?

— Безусловно, речь и идет о том, чтобы поддержать реальный сектор экономики, чтобы сохранить темпы и уровень развития страны.

— Помимо строительства, какие сектора экономики ещё будут поддержаны?

— Малый и средний бизнес. Эти проекты будет продолжать кредитовать Банк развития и Фонд поддержки предпринимательства, которые входят в состав «Казыны».

— Хорошо, скажите, а зачем тогда зарезервировано 2,5 млрд. долларов в бюджете 2008 года?

— Для того, чтобы нам сработать на упреждение и сформировать некую провизию в бюджете, резерв на всякий случай, как это бывает в рачительной семье — нужно понимать, что могут понадобиться деньги, чтобы быстро реагировать на ситуацию. Поэтому мы аккумулируем 2,5 млрд. долларов для отдельных статей расходов бюджета. Но не факт, что эти деньги нам пригодятся. Если всё будет стабильно, если экономика будет развиваться прежними темпами, если всё будет проходить так, как прописано в наших планах, то вполне возможно мы пойдем в Парламент вновь просить уточнить бюджет и направить эти средства на реализацию других социальных бюджетных программ. При этом я хочу отметить, что ни с одной социально значимой программы мы не сняли ни одного тенге. Все программы, которые предполагалось профинансировать, все нашли отражение в проекте бюджета 2008 года. К приоритетам отнесено здравоохранение, образование, социальное обеспечение, газификация, строительство социально значимых объектов. Это говорит о том, что в бюджете следующего года все те расходы, которые предписывались в соответствии с Посланием главы государства «Казахстан в новом мире» увеличить — они увеличены.

— Скажите, почему нельзя было взять эти деньги из Национального фонда, ведь он создавался с целью некоего резерва государства?

— Видите, в этом нет необходимости. Ещё раз подчеркну, что сегодня ситуация в Казахстане стабильная. Национальный фонд — это закрома родины, они используются только в случаях, когда идет «кассовый разрыв», т.е. когда нет доходов в стране, не на что реализовывать социальные обязательства перед гражданами страны, это когда цены на нефть, металлы или другие наши базовые статьи доходов упали — и в результате бюджет недополучает ресурсы. В нашем случае бюджет не только получает ресурсы, он их получает с избытком, поэтому нет необходимости трогать ни Национальный фонд, ни золотовалютные резервы страны. Эти два источника — та подушка, которая всегда будет в государстве на случай возможного кризиса, которого в Казахстане нет и надеемся не будет.

— Ну и в завершении не могу не спросить Вас о том, не грядет ли в Казахстане денежная реформа? Уже появился слух, что нас ожидает деноминация…

— Нет, денежная реформа даже не обсуждается в Правительстве, это во-первых. Во-вторых, монетизация, наличие денежных купюр, средств в экономике сегодня адекватно её потребностям. Хочу сказать, что год назад мы заменили дизайн наших денежных купюр, отдали большие деньги и мировая практика такова — коль это было сделано, то ещё (как минимум) десятки лет будет продолжаться использование этих денег в экономике.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу ещё раз — нет, никакой денежной реформы не будет.

Денежные реформы Казахстана

Денежные реформы Казахстана.

Предпосылки денежной реформы
1991-1993 гг. Реформы в Казахстане в рамках единого экономического
пространства СНГ.
В декабре 1991 года Казахстан провозгласил свою независимость, и с это-
го времени экономическая реформа приобретает качественно новый характер.
Был провозглашен курс на разгосударствление и приватизацию, Конституция РК
впервые признала право частной собственности. Таким образом, было создано
необходимое условие для развития рыночных отношений в экономике. Однако в
это время Казахстан не имел возможности проводить самостоятельную
монетарную политику, имея единую денежную систему с другими государствами
бывшего СССР. Вместе с тем, отсутствие денежных рычагов значительно
ограничивало возможности макроэкономической стабилизации. Более того,
сохранение в руб- левой зоне вновь образовавшихся суверенных государств
создало проблему слабо контролируемых эмиссионных центров, что подстегнуло
инфляционные процессы в экономике. А если добавить к этому острый дефицит
наличностей и рождение наличной и безналичной стоимости, то становится
ясной причина введения национальных валют.
Особенно сильно темпы инфляции в Казахстане начали нарастать после
введения Россией в одностороннем порядке в июле 1993 года новых рублей.
Более того, Казахстан в буквальном смысле слова был «вытолкнут» из рублевой
зоны, что и привело к тому, что в ноябре 1993 года в республике была
введена национальная валюта, и этот момент явился отправным на пути
самостоятельного и независимого экономического развития.
Реформирование денежной системы:
Первый этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и
ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к
шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за
неудержимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия,
осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.
В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых
кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное
предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в
производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к
сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств
предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях
высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.
В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность
предприятий и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После
«скачка» неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее
накопленные долги.
Второй этап начался с момента введения национальной валюты -конец 1993
г. — 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-
кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения
денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали:
ухудшение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности,
увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов
производства.
В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность
которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);
в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 — 48,9%.
Реальная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности
выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства
были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений
собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей.
Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора
экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и
платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила
148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная — 51,99 млрд. тенге, или 35%),
а на конец 1995 г. — 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная — 368,2
млрд. тенге, или 58%).2
УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 «О
введении национальной валюты Республики Казахстан » было положено начало
денежной реформы.
Согласно этому указу, В соответствии со статьей 78 Конституции
Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики
Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:
1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов
(время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан
— тенге.
3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все
виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм
собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без
всяких ограничений.
Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О
денежной системе Республики Казахстан от 15 декабря 1993г.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации
денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу,
порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и
регулирование денежного обращения.
Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего
экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь
являются инфляция и т. н. кризис неплатежей.
Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он
оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие
национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным
кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную
напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической
дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное
внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в
республике.

Читать еще:  В ходе денежной реформы канкрина

Проблемы становления тенге
Проблемы внешние:

• После распада СССР на несколько независимых государств произошел
кризис финансовой системы, который охватил и Россию и Казахстан. В
Центробанке России накопилось множество необработанных документов со
всего бывшего Союза. Это задерживало международные расчеты, случались
потери крупных денежных сумм. Казахстанской стороне пришлось отправить
в Москву группу людей, чтобы они помогли там обработать платежи
казахстанских организаций и предприятий.

• Еще одной проблемой было отсутствие в Казахстане банков с мировым
рейтингом, да и у самой республики в то время был нулевой страновой
рейтинг. Но с момента появления на мировой арене РК очень хорошо себя
зарекомендовала, как поставщик превосходных по качеству драгоценных
металлов. И немного позже в нашу республику потянулось множество
иностранных инвесторов, нас стали узнавать на мировом нефтяном рынке.
И что самое главное, за рубежом сейчас знают не только Казахстан, но
и нашу валюту – тенге.

• В то время в стране существовал острый дефицит иностранной валюты.
Чтобы утолить этот валютный голод и подготовить почву для введения в
оборот собственных денег казахстанским финансистам пришлось изрядно
потрудиться. В результате многочисленных операций с драгоценными
металлами в стране был создан собственный валютный резерв в размере
452 млн. долларов.

• Постепенно рублей из России в Казахстан стало поступать все меньше и
меньше. Доходило до того, что казахстанские коммерсанты покупали друг
у друга наличный рубль за два безналичных рубля. После денежной
реформы в России все банкноты выпуска 1961-1991 годов были изъяты из
обращения. Как только просочились первые слухи об обмене денег в
России, как тут же в Казахстан устремились огромные потоки старых
рублей из различных регионов. Это привело к новому витку инфляции. Но
к такому развитию событий в Казахстане были готовы, и вскоре после
денежной реформы в России Н.А. Назарбаев объявил о введении
собственной валюты в РК. Если бы такой шаг не был обдуман заранее, то
денежная политика России могла бы повлечь за собой непоправимые
последствия для Казахстана.

• Проблемы внутренние:
• Все события тех лет проходили на фоне гиперинфляции, которая
составляла 3000 процентов в 1992 году, а на следующий год в 1993 –
2500 процентов. Поэтому требовалось действовать быстро, четко и
отлажено. Любые промедление или малейшая ошибка могли стоить
государственной казне миллионы, и тогда страна оказалась бы в
глубочайшем кризисе.
• Другой проблемой был отток высококлассных специалистов из
Национального банка в другие структуры. А объяснялось это тем, что сам
банк в то время был организацией убыточной, и работать там специалисты
отказывались. В начале девяностых годов аппарат банка насчитывал не
более двухсот – двухсот пятидесяти человек. А с такой численностью
персонала, да еще и с учетом большой текучести кадров трудно проводить
реформирование финансового сектора всей страны. Но благодаря усилиям
банковского руководства и энтузиазму сотрудников уже через пару лет в
конце 1993 года коллектив банка вырос до восьмисот человек.

• Проблемы возникали не только из-за отсутствия персонала, но также из-
за отсутствия определенных навыков и опыта работы в условиях
становления рынка. В стране, например, не было специалистов, которые
могли бы подсчитать, в каком объеме нужно выпускать тенге в первые
месяцы; обычно все подсчеты по эмиссии денег проводились в Москве. И
чтобы сделать необходимые вычисления пришлось прибегнуть к помощи
зарубежных экспертов. Аналогичные ситуации возникали повсеместно. И
поэтому для решения этой проблемы казахстанских банкиров в срочном
порядке отправляли на стажировку и обучение за рубеж, в основном в
Великобританию.

• На момент обретения независимости между казахстанскими банками не было
корреспондентских отношений. Все свои расчеты они проводили через
Нацбанк. А это вызывало задержки и приводило с путанице.
o Неуправляемость бюджета поставила государство на грань краха
финансовой системы. Происходили постоянные потери и
разграбление казенных денег. Затраты по обслуживанию бюджетных
счетов были чрезмерно высокими, поскольку коммерческие банки
хотели зарабатывать как можно больше на каждом виде оказываемых
услуг. В стране возникла кризисная ситуация, начались
банкротства банков, невыплаты зарплаты, закрытие счетов. Выходом
из этой ситуации послужило повсеместное воссоздание филиальной
сети Нацбанка и создание платежной системы через расчетно-
кассовые центры. Двести с лишним филиалов создавались,
оснащались техникой и кадрами, ремонтировались в течение
полугода. А когда у Нацбанка вновь появилась материальная база и
деньги (к тому времени активно проводились операции на
международном валютном рынке с ценными бумагами), он начал
создавать собственный денежный рынок. Коммерческие банки начали
открывать счета в Нацбанке и его филиалах. Таким образом, у
государства появилась возможность осуществлять контроль над их
действиями.

• Перед Казахстаном стояла задача – начать выпуск собственных денег. Но
в то время в стране не было банкнотной фабрики, ведь при Союзе даже
бланки аттестатов зрелости для школьников печатались в Москве. Поэтому
казахстанской стороне пришлось начинать с нуля. Оборудование для
печати банкнот, чеканки разменных монет и всей линии государственной
атрибутики закупалось за рубежом и доставлялось на место. Оперативно
и в сроки были обустроены банкнотная фабрика, монетный двор и
хранилище Гохрана.

• Одной из проблем является также то, что при обмене старых рублей на
тенге был выбран обменный курс 1 к 500. Это несмотря на то, что по
всем канонам экономической теории обменивать деньги нужно было по
курсу 1 к 1000. В дальнейшем эта ошибка правительства оказала
отрицательное влияние на престиж национальной валюты: в первые два
года тенге интенсивно падал.
• Одной немаловажной задачей при в
• ыпуске собственных денег было принять решение, . продолжение

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector