Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежная система административно командной экономики

Денежная система командно-административной экономики

Классификация денежных систем

Элементы денежной системы

Денежная система, как отмечалось выше, представляет собой систему, в рамках которой отдельные элементы находятся в определенном структурированном единстве. Совокупность элементов денежной системы можно условно разделить на следующие блоки:

1) базовый (фундаментальный);

2) управленческий (функциональный);

Базовый (фундаментальный) блок

включает такие элементы:

¨ сущность и функции денег;

¨ формы и виды денег;

¨ денежная масса и ее структура;

¨ денежный оборот, его организация и структура;

¨ принципы организации денежной системы.

Управленческий (функциональный) блок

включает такие элементы:

¨ принципы управления денежной системой;

¨ механизм (методы и инструменты) денежно-кредитного регулирования;

¨ порядок установления валютного курса;

¨ порядок проведения безналичных расчетов.

включаются элементы, обслуживающие ее функционирование, а именно:

нормативно-правовая база (законы о денежной системе, о центральном банке, о банках и банковской деятельности, нормативные акты центрального банка, регулирующие порядок эмиссии, организацию денежного оборота и т. д.);

информационно-аналитический элемент (анализ состояния денежного рынка, объема и структуры денежной массы, денежной эмиссии, уровня монетизации экономики, скорости оборота денег, изменения покупательной способности денег согласно разработанной методологии анализа и т. д.);

технологический элемент (технология денежной эмиссии, способы защиты купюр от подделок, способы защиты от фальшивомонетничества, способы инкассации наличных денег, их пересчета, технология безналичных расчетов и пр.);

институциональные элементы (законодательные органы и правительство, в задачу которых входит установление юридических норм и основных правил путем издания законов и нормативных актов в области денежных отношений, центральный банк, казначейство, банки различных видов, кроме центрального).

Металлические денежные системы

В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.

Разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный стандарт (золотовалютный) стандарт.

Исторически первым был золотомонетный стандарт.

При золотослитковом стандарте в обращении не имели хождения золотые монеты и не происходила их свободная чеканка. Обмен банкнот осуществлялся при предъявлении определенной их суммы только на золотые слитки.

Золотодевизный стандарт характерен тем, что банкноты обмениваются на девизы, т. е. на иностранную валюту, разменную на золото. Созданная в 1944 году Бреттонвудская валютная система — это система межгосударственного золотодевизного стандарта.

С 30-х годов ХХ века в мире начали функционировать денежные системы, построенные на обороте не разменных на золото кредитных денег, осуществлен демонтаж золотого стандарта.

Неметаллические денежные системы

Характерными чертами современных денежных систем, основанных на обороте кредитных денег, являются:

¨ отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото, переход к не разменным на золото кредитным деньгам;

¨ развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного;

¨ усиление государственного регулирования денежного обращения. Эмиссия современных банкнот не связана с золотом, но существуют определенные инструменты, сдерживающие эту эмиссию, — прежде всего денежно-кредитная политика центрального банка.

Денежная система командно-административной экономики характеризуется следующими особенностями:

¨ сосредоточение наличного и безналичного денежного оборота в едином государственном банке;

¨ законодательное разграничение денежного оборота на налично-денежный (обслуживает распределение предметов потребления и услуг) и безналичный (обслуживает распределение средств производства);

¨ обязательное хранение средств предприятий на счетах в государственном банке, при этом клиенты банка не имеют возможности изъять по первому требованию со своего счета денежные средства в наиболее удобной для них форме и в необходимом размере;

¨ отсутствие возможностей выбора клиентами банков, формы, сроков, размеров получения наличных денег с банковских счетов;

¨ нормирование государством расходов предприятий из получаемой ими выручки наличными деньгами;

¨ прямое директивное управление денежным оборотом;

¨ выпуск денег в оборот в соответствии с выполнением государственного плана экономического развития;

¨ сочетание товарного и золотого обеспечения денежных знаков;

¨ законодательное установление масштаба цен и курса национальной валюты;

¨ монополия государственного банка в привлечении сбережений населения.

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не «продать», а «припрятать»).

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».
Читать еще:  Налично денежное обращение принципы организации

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием «новая экономическая политика» (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.

5.3. ДенеЖная система административно- командной экономики

Денежная система административно-командной экономики была сформирована в ходе денежной реформы 1922—1924 гг. В законодательном порядке были определены все элементы денежной системы страны (СССР): •

Читать еще:  Сущность денежных потоков

денежной единицей стал червонец, или 10 рублей; •

золотое содержание червонца было установлено в 1 золотник 78,24 доли чистого золота, что равнялось содержанию золота в дореволюционной золотой десятирублевой монете; •

монопольное право выпуска червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку СССР; •

эмиссия Червонцев осуществлялась Госбанком СССР в ходе краткосрочного кредитования народного хозяйства; . •

банковские ссуды в червонцах замещали собой, как правило, коммерческие векселя, поэтому их эмиссия ограничивалась потребностями хозяйственного оборота в платежных средствах; •

для поддержания устойчивости червонцев по отношению к золоту государство допускало в известных пределах обмен червонцев на золото в монетах и слитках и на устойчивую иностранную валюту; •

банковские билеты (червонцы) были кредитными деньгами не . только по форме, но и по существу, так как их эмиссия ограничив валась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящимися на балансе Госбанка СССР.

К началу 1924 г. в стране начался выпуск казначейских билетов, но в связи с передачей в 1925 г. права эмиссии казначейских билетов Госбанку СССР казначейский характер сохранился лишь для эмиссии металлической монеты.

Образованная в 30-е гг., денежная система просуществовала фактически с некоторыми небольшими изменениями вплоть до распада СССР, т.е. до 1991 г.

Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявились экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения.

Контроль за массой наличных денег осуществлялся методом прямого планирования ее величины и темпов роста. Так, путем составления кассового плана Госбанка СССР определяли потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом постране, так и по регионам.

В кассовом плане устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и на конец планируемого периода, что позволило определить размер эмиссии или изъятия денег из обращения,

Степень обеспечения наличных денег товарами и услугами в планируемом периоде устанавливали с помощью баланса денежных доходов и расходов населения, формирование которого было связано сдвижением наличных денег. Однако данная сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением указанных планов была далеко не совершенной, так как в стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.

5.3. денежная система административно-командной экономики

5.3. денежная система административно-командной экономики

Денежная система административно-командной экономики была сформирована в ходе денежной реформы 1922—1924 гг. В законодательном порядке были определены все элементы денежной системы страны (СССР):

денежной единицей стал червонец, или 10 рублей;

золотое содержание червонца было установлено в 1 золотник 78,24 доли чистого золота, что равнялось содержанию золота в дореволюционной золотой десятирублевой монете;

монопольное право выпуска червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку СССР;

эмиссия червонцев осуществлялась Госбанком СССР в ходе краткосрочного кредитования народного хозяйства; .

банковские ссуды в червонцах замещали собой, как правило, коммерческие векселя, поэтому их эмиссия ограничивалась потребностями хозяйственного оборота в платежных средствах;

для поддержания устойчивости червонцев по отношению к золоту государство допускало в известных пределах обмен червонцев на золото в монетах и слитках и на устойчивую иностранную валюту;

банковские билеты (червонцы) были кредитными деньгами не . только по форме, но и по существу, так как их эмиссия ограничив валась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящимися на балансе Госбанка СССР.

К началу 1924 г. в стране начался выпуск казначейских билетов, но в связи с передачей в 1925 г. права эмиссии казначейских билетов Госбанку СССР казначейский характер сохранился лишь для эмиссии металлической монеты.

Образованная в 30-е гг., денежная система просуществовала фактически с некоторыми небольшими изменениями вплоть до распада СССР, т.е. до 1991 г.

Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявились экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения.

Контроль за массой наличных денег осуществлялся методом прямого планирования ее величины и темпов роста. Так, путем составления кассового плана Госбанка СССР определяли потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом постране, так и по регионам.

В кассовом плане устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и на конец планируемого периода, что позволило определить размер эмиссии или изъятия денег из обращения.

Степень обеспечения наличных денег товарами и услугами в планируемом периоде устанавливали с помощью баланса денежных доходов и расходов населения, формирование которого было связано сдвижением наличных денег. Однако данная сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением указанных планов была далеко не совершенной, так как в стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.

5.4. Состояние и перспективы разбития денежной системы б Российской Федерации

Читать еще:  Рассчитать денежную базу

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.:

официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;

исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;

соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;

видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;

образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;

натерритории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

• разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

С октября 2000 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2000 г. № 199-П.

Правительство РФ совместно с ЦБ РФ разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий и организаций в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет — это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения и т.д.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, так как у них имеются операционные кассы. С 1 июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также со счетов по вкладам граждан.

6. рынок ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ: функции. СТРУКТУРА и инстрг*?нт4рия

КРЕДИТ-КОНСУЛЬТ

все о кредитовании и финансах…

  • Беззалоговые кредиты
  • До 25 000 грн.

  • Переуступка прав по кредиту
  • Конфискат
  • Доска объявлений

  • Рынок страхования
  • Страхование в Украине
  • Страхование КАСКО
  • Страховка ОСАГО

Денежная система административно-командной экономики. Характеристика денежной системы стран с рыночной экономикой

Денежная система командно-административной экономики носит на себе яркий отпечаток системы хозяйствования. Данная система характеризуется слабым динамизмом и фактическим регулированием всего процесса денежного оборота. Государственным приказом устанавливается не только специфика используемых средств обращения и метод их выпуска в оборот, но и курс обмена и система учета различных средств платежа. Контроль за массой наличных денег обеспечивается с помощью прямого планирования ее объемов и темпов роста.

Так же директивно устанавливается обменный курс. Кроме того, в условиях жесткой централизации и всеобщего планирования понятие о денежном обращении было связано исключительно с наличными средствами. Путем составления кассового плана Госбанк СССР определял потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и по регионам.

Данный подход был основан на двух факторах:

1) глобальное планирование всех хозяйственных процессов, вытекающее из жесткой централизации власти;

2) идеологическое стремление к созданию общества без денежных средств как таковых.

Данная специфика приводит к существованию одноуровневой банковской системы, включающей по сути только центральный банк и его подразделения. Кроме того, в экономической системе подобного типа происходит частая замена денежного обращения прямыми товарными взаимозачетами между предприятиями и выдачей товаров по нормативно распределенным карточкам или талонам. Кроме того, данная система предполагает жесткое регулирование валютных отношений, приводящее к регламентации не только всех валютных операций, но и ограничению списка потенциальных собственников валюты других стран до минимума.

Яркой противоположностью денежной системы командно-административной экономики является денежная система рынка. При данной системе курс валюты и ее распределение основаны на спросе и предложении, существующем на данное денежное средство. В данном случае используется двухуровневая банковская система, что позволяет применять эффект банковского мультипликатора и, соответственно, приводит к децентрализованному выпуску денежных средств. Данная система предполагает свободный обмен и продажу любых валют при определении их стоимости посредством рыночного механизма взаимодействия спроса предложения. Здесь государственное регулирование в данном случае сводится к эмиссии наличных денег, установлению определенных норм относительно общего состояния валютной системы государства и установлению национальной валюты.

Все остальные вопросы не предполагают вмешательства государственных органов и решаются посредством взаимодействия конкретных, заинтересованных в данной сделке экономических субъектов. Следует учитывать, что в практике не существует чисто рыночной системы хозяйствования, в результате и денежная система стран бывает более ли менее ограничена со стороны государства.

Тем не менее данное ограничение более мягко и как правило, использует рыночные механизмы воздействия, а не административное давление.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector