Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитная политика сущность инструменты

Денежно кредитная политика сущность инструменты

Учебный портал

Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 9 Монетарная политика » 9.3 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики

9.3 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики

Монетарная, или денежно-кредитная, политика государства — это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем стимулирования кредита и денежной эмиссии либо их ограничением и сдерживанием.

Стимулирующая денежно-кредитная политика (кредитная экспансия) означает увеличение денежного предложения (денежной массы) в целях оживления экономической активности в стране. Она проводится в условиях падения производства и увеличения безработицы путем расширения сферы кредитования и снижения нормы процента для оживления конъюнктуры рынка.

Ограничительная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВВП в условиях экономического бума, сопровождаемого спекуляциями на рынке ценных бумаг, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В этих случаях центральные банки стремятся предотвратить перегрев экономики с помощью ограничения кредитования, повышения процентной ставки, ограничения эмиссии (выпуска в обращение) платежных средств.

Государство осуществляет денежно-кредитную политику через центральные (эмиссионные) банки. В нашей стране эта функция возложена на Банк России. Он является государственным и обладает значительной степенью самостоятельности в регулировании денежного обращения.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы — общие и селективные.

Общие методы воздействуют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные методы нацелены на регулирование конкретных видов кредита или кредитование отдельных отраслей экономики и крупных Предприятий.

Общими являются следующие методы денежно-кредитной политики.

1. Учетная (дисконтная) политика — один из наиболее старых и испытанных методов кредитного регулирования. Это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Она относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. В случае когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу, а через определенный срок, например квартал, для подтверждения отсрочки платежа он обычно выписывает вексель. Поставщик товара может либо ожидать наступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, коммерческий банк тем самым осуществляет его учет, но выплачивает продавцу не всю сумму, а лишь часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке, при этом последний удерживает в свою пользу также определенный процент, или учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее самую низкую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Уменьшение учетной ставки действует в обратном направлении: вызывает рост предоставления ссуд коммерческими банками и оживление инвестиционной активности. В России функцию учетной ставки выполняет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой осуществляется предоставление прямых кредитов, переучет векселей, ссуды под залог ценных бумаг, организация кредитных аукционов. В октябре 2006 г. учетная ставка рефинансирования была установлена на уровне 11%. С 29 января 2007 г. она составила 10,5%. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Банка России, составляет лишь незначительную часть привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки центрального банка стоит рассматривать скорее как индикатор общеэкономической ситуации в стране, информирующий экономических агентов о направлении изменения инфляционной ситуации.

2. Операции на открытом рынке — продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (государственных казначейских обязательств, а также облигаций промышленных компаний и банков и учитываемых центральным банком коммерческих векселей). Этот метод стал активно использоваться после Второй мировой войны, когда центральные банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики. При покупке ценных бумаг увеличивается, а при их продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что обусловливает изменение стоимости кредита, а значит, и спроса на деньги.

Операции на открытом рынке различаются по следующим критериям:

1) условия сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);

2) объекты сделок — операции с государственными или частными бумагами;

3) срочность сделки — краткосрочные операции с ценными бумагами (до трех месяцев) и долгосрочные (от года и более);

4) сфера проведения операций охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

5) способы установления ставок определяются центральным банком или рынком.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, обладавших вплоть до финансового кризиса в августе 1998 г. высокой ликвидностью и высокой степенью доходности. Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

3. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков — это метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые он был применен в США в 1933 г. Коммерческие банки обязаны часть своих депозитов хранить в центральном банке в виде обязательных резервов как гарантию выполнения своих обязательств перед клиентами. Их доля (норма обязательного резервирования) устанавливается законодательно Центробанком. Данный метод способствует укреплению банковской ликвидности, т.е. способности банков выполнять свои обязательства перед клиентами. В то же время эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменение нормы обязательных резервов определяет величину денежного мультипликатора, характеризующего кратность прирастания предложения денег в результате увеличения денежной базы. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций, что ведет к сокращению денежной массы. И наоборот, снижение нормы обязательного резервирования имеет своим следствием увеличение возможности кредитования коммерческими банками и рост денежного предложения. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежной массы и на инвестиционную активность.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, составляют (по состоянию на ноябрь 2006 г.) 3,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации — 3,5%; по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте — 3,5%.

Селективные методы денежно-кредитной политики, в частности, включают:

1) контроль по отдельным видам кредитов (кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских кредитов, ипотечного кредитования), осуществляемый, как правило, в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство ставит своей задачей перераспределение их в пользу определенных отраслей или ограничение общего объема потребительского спроса;

2) регулирование риска и ликвидности банковских операций в основном путем установления соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка.

В качестве приоритетных направлений государственной поддержки денежно-кредитной политики в России можно выделить:

Читать еще:  Деньги и денежная система государства

• стимулирование внешнеэкономической деятельности;

• инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отраслей промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение;

• обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства;

• ипотечное кредитование жилищного строительства.

Одновременно ЦБ РФ предполагает определить структурные приоритеты промышленности и региональной политики, создать систему финансовых стимулов развития реального сектора экономики, включая государственные гарантии по кредитам.

(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Сущность монетарной политики государства

Содержание:

Характеристика монетарной политики

Монетарная политика (или денежно-кредитная, или ДКП) представляет собой совокупность государственных мероприятий в сфере денежного обращения и кредита

Эту политику проводит Центральный банк Российской Федерации (или Банк России, или ЦБРФ), как правило, согласовав ее с Министерством финансов.

Цели и инструменты монетарной политики

ДКП преследует следующие основные цели:

  • обеспечение экономического роста,
  • сдерживание инфляции,
  • поддержание стабильности российского рубля

Замечание 1

В РФ и ЕС сдерживание инфляции – главная цель монетарной политики

Наиболее распространенными инструментами монетарной политики являются:

  • эмиссия денег,
  • процентная политика,
  • установление нормативов обязательных резервов,
  • операции на открытом рынке.

Рассмотрим каждый инструмент подробнее

Сущность эмиссии

Государство проводит денежную эмиссию посредством выпуска наличных и безналичных денег. В процессе развития государства и совершенствования технологий наличные деньги занимают все меньшую долю в денежной массе, поэтому во многих развитых странах их эмиссия все реже используется государством в качестве инструмента монетарной политики.

Эмиссию безналичных денег осуществляют центральные банки государства, путем предоставления кредитов коммерческим банкам (процесс рефинансирования). Этот инструмент также теряет свою актуальность в развитых странах, которые все чаще прибегают к операциям центрального банка и министерства финансов на открытых рынках.

Особенности процентной политики

Процентная политика направлена на регулирование процентной ставки в стране.

Процентная ставка представляет собой ставку, по которой выдаются кредиты. С точки зрения теории спроса на деньги в процентной ставке выражена цена денег

В некоторых странах ее все еще называют учетной ставкой, или ставкой, по которой коммерческие банки продавали центральному банку векселя своих клиентов (иными словами происходил переучет векселей) в обмен на кредиты или получали у него кредит под залог таких векселей (или своих собственных)

Процентная ставка регулируется центральными банками посредством рефинансирования коммерческих банков, которые используют полученные средства в целях кредитования своих клиентов. Таким образом, процентная ставка в основном и определяется ставкой рефинансирования, из-за чего ее часто называют базовой ставкой (англ. prime rate).

Базовая ставка в США (federal funds rate) – это ставка, устанавливаемая Федеральной резервной системой (ФРС) по своим краткосрочным кредитам (так называемым overnight — на один день) для банков-членов ФРС. И поскольку такие банки являются ведущими банками США, остальные банки страны (которых около 7500) также используют эту ставку как ориентир в своей деятельности.

Базовая ставка в России представляет собой ставку рефинансирования ЦБ РФ (с 16.12.2019 по 09.02.2020 она составляет 6,25%). По этой ставке ЦБ РФ также предоставляет краткосрочные кредиты overnight, но помимо этого Банк России предоставляет коммерческим банкам и другие кредиты: ломбардные (под залог ценных бумаг), прямого и обратного РЕПО и др.

Коммерческие банки используют займы центрального банка, когда они сталкиваются с необходимостью срочного пополнения активов либо для выхода из трудного финансового положения (когда центральный банк играет роль «кредитора последней инстанции»). Заемные средства у центрального банка являются дополнительными активами коммерческих банков, а также основой для мультипликативного увеличения ими денежной массы.

Воздействуя на ставку рефинансирования, ЦБ РФ изменяет предложение денег в стране, что подтверждается примером 1.

Высокая ставка рефинансирования ведет к меньшим объемам заимствований у ЦБ РФ. В результате коммерческие банки выдают своим клиентам меньше кредитов, а чем меньше кредитные возможности коммерческих банков, тем меньше денежная масса в стране. Соответственно снижение ставки рефинансирования ведет к увеличению денежной массы

Нормативы обязательных резервов

Установление нормативов обязательных резервов является другим важным инструментом денежно-кредитной политики государства. Однако ЦБ РФ прибегает к этому инструменту в тех случаях, когда необходимо существенным образом расширить или сократить денежную массу. В примере 2 обозначим зависимость денежной массы от размеров нормативов обязательных резервов.

Увеличение размеров нормативов обязательных резервов ведет к уменьшению кредитных возможностей коммерческого банка (ведь ему приходится резервировать больше денег, а не выдавать их населению). В результате сокращаются кредитные возможности коммерческих банков и, соответственно, сокращается кредитный мультипликатор. Даже незначительные изменения размеров нормативов обязательных резервов могут спровоцировать существенные изменения денежной массы

Необходимость операций на открытом рынке

Под операциями на открытом рынке понимается покупка или продажа центральным банком государственных ценных бумаг для коммерческих банков

Когда коммерческие банки покупают государственные ценные бумаги, они расходуют свои ресурсы, поэтому денежная масса уменьшается. Когда они продают центральному банку государственные ценные бумаги, денежная масса увеличивается, потому что увеличиваются средства коммерческих банков

В России в настоящее время сравнительно небольшой объем выпущенных государственных бумаг, поэтому операции на открытом рынке не особенно популярны. В развитых странах из-за большого государственного долга имеется и большой объем рынка государственных бумаг, но значение открытых операций велико не только поэтому. Данные операции также являются оперативным и при этом выгодным для продавцов и покупателей государственных бумаг средством регулирования денежной массы.

Развитые страны используют операции на открытом рынке в качестве главного инструмента регулирования денежной массы. В качестве объекта таких операций выступают преимущественно казначейские векселя и государственные облигации.

Государственные облигации отличаются от векселей казначейства следующим образом: доход от государственных облигаций получается в виде фиксированного от номинала облигации процента (при этом облигации могут продаваться не по номиналу), а казначейские векселя приносят доход равный разнице между ценой продажи центральным банков ценных бумаг и ценой их покупки, по которой он обязан будет их выкупить через некоторый срок (так называемой цене обратного выкупа).

Центральные банки торгуют государственными облигациями и векселями как с коммерческими банками, так и с населением. При этом эта торговля выгодна как коммерческим банкам, так и населению, что отражено в примере 4.

При покупке государственных ценных бумаг центральным банком спрос на них увеличивается, что ведет к росту их цены (например, выше номинала). В результате население и коммерческие банки начинают продавать государственные ценные бумаги центральному банку, так как рассчитывают получить доход от разницы цен покупки и продажи. Когда центральный банк продает государственные ценные бумаги, их цена уменьшается, т.е. их становится выгодно покупать

18. Кредитно-денежная политика государства: сущность, цели, инструменты, результаты. Норма обязательных резервов. Роль учетных ставок процента Центрального Банка. Операции на открытом рынке.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

1. Экономический рост

2. Полная занятость

3. Стабильность цен

4. Устойчивый платёжный баланс

Читать еще:  Влияние денежно кредитной политики на экономику

5. Промежуточные целевые ориентиры

6. Денежная масса

7. Ставка процента

8. Обменный курс

1. Лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента

2. Изменение нормы обязательных резервов

3. Изменение учётной ставки (ставки рефинансирования)

4. Операции на открытом рынке

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объёмов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным вкладам они ниже, чем по вкладам до востребования). Сейчас обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций ЦБ, а также для межбанковских расчётов.

Банки могут хранить и избыточные резервы- суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребностей в ликвидных средствах.

Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведёт к сокращению денежной массы.. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учётной ставки или ставки рефинансирования, по которой ЦБ выдаёт кредиты коммерческим банкам. Если учётная ставка повышается, то объём заимствований у ЦБ сокращается, а следовательно уменьшаются операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. Более того, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учётной ставки действует в обратном направлении.

В отличие от межбанковского кредита ссуды ЦБ, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную массу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Однако объём кредитов, получаемых коммерческими банками, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учётной ставки ЦБ стоит рассматривать скорее как индикатор проводимой им политики.

Операции на открытом рынке – это третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднён в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Этот инструмент кредитно-денежной политики предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бываю краткосрочные государственные облигации.

Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счёте этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продаёт свои ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную массу через операции на открытом рынке, ЦБ регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции совершаются ЦБ в форме соглашений об обратном выкупе ( банк продаёт ценные бумаги с обязательством выкупить их по определённой (более высокой) цене через некоторый срок.

19. Кругооборот расходов и доходов как отражение взаимосвязей между макроэкономическими агентами и макроэкономическими рынками.

20. Кругооборот расходов и доходов: инвестиции, экспорт и государственные расходы как инъекции.

21. Кругооборот расходов и доходов: сбережения, импорт, налоги как изъятия.

Денежно кредитная политика сущность инструменты

Учебный портал

Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 9 Монетарная политика » 9.3 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики

9.3 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики

Монетарная, или денежно-кредитная, политика государства — это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем стимулирования кредита и денежной эмиссии либо их ограничением и сдерживанием.

Стимулирующая денежно-кредитная политика (кредитная экспансия) означает увеличение денежного предложения (денежной массы) в целях оживления экономической активности в стране. Она проводится в условиях падения производства и увеличения безработицы путем расширения сферы кредитования и снижения нормы процента для оживления конъюнктуры рынка.

Ограничительная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВВП в условиях экономического бума, сопровождаемого спекуляциями на рынке ценных бумаг, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В этих случаях центральные банки стремятся предотвратить перегрев экономики с помощью ограничения кредитования, повышения процентной ставки, ограничения эмиссии (выпуска в обращение) платежных средств.

Государство осуществляет денежно-кредитную политику через центральные (эмиссионные) банки. В нашей стране эта функция возложена на Банк России. Он является государственным и обладает значительной степенью самостоятельности в регулировании денежного обращения.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы — общие и селективные.

Общие методы воздействуют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные методы нацелены на регулирование конкретных видов кредита или кредитование отдельных отраслей экономики и крупных Предприятий.

Общими являются следующие методы денежно-кредитной политики.

1. Учетная (дисконтная) политика — один из наиболее старых и испытанных методов кредитного регулирования. Это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Она относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. В случае когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу, а через определенный срок, например квартал, для подтверждения отсрочки платежа он обычно выписывает вексель. Поставщик товара может либо ожидать наступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, коммерческий банк тем самым осуществляет его учет, но выплачивает продавцу не всю сумму, а лишь часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке, при этом последний удерживает в свою пользу также определенный процент, или учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее самую низкую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Уменьшение учетной ставки действует в обратном направлении: вызывает рост предоставления ссуд коммерческими банками и оживление инвестиционной активности. В России функцию учетной ставки выполняет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой осуществляется предоставление прямых кредитов, переучет векселей, ссуды под залог ценных бумаг, организация кредитных аукционов. В октябре 2006 г. учетная ставка рефинансирования была установлена на уровне 11%. С 29 января 2007 г. она составила 10,5%. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Банка России, составляет лишь незначительную часть привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки центрального банка стоит рассматривать скорее как индикатор общеэкономической ситуации в стране, информирующий экономических агентов о направлении изменения инфляционной ситуации.

Читать еще:  Денежное обращение и денежный оборот

2. Операции на открытом рынке — продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (государственных казначейских обязательств, а также облигаций промышленных компаний и банков и учитываемых центральным банком коммерческих векселей). Этот метод стал активно использоваться после Второй мировой войны, когда центральные банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики. При покупке ценных бумаг увеличивается, а при их продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что обусловливает изменение стоимости кредита, а значит, и спроса на деньги.

Операции на открытом рынке различаются по следующим критериям:

1) условия сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);

2) объекты сделок — операции с государственными или частными бумагами;

3) срочность сделки — краткосрочные операции с ценными бумагами (до трех месяцев) и долгосрочные (от года и более);

4) сфера проведения операций охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

5) способы установления ставок определяются центральным банком или рынком.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, обладавших вплоть до финансового кризиса в августе 1998 г. высокой ликвидностью и высокой степенью доходности. Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

3. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков — это метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые он был применен в США в 1933 г. Коммерческие банки обязаны часть своих депозитов хранить в центральном банке в виде обязательных резервов как гарантию выполнения своих обязательств перед клиентами. Их доля (норма обязательного резервирования) устанавливается законодательно Центробанком. Данный метод способствует укреплению банковской ликвидности, т.е. способности банков выполнять свои обязательства перед клиентами. В то же время эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменение нормы обязательных резервов определяет величину денежного мультипликатора, характеризующего кратность прирастания предложения денег в результате увеличения денежной базы. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций, что ведет к сокращению денежной массы. И наоборот, снижение нормы обязательного резервирования имеет своим следствием увеличение возможности кредитования коммерческими банками и рост денежного предложения. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежной массы и на инвестиционную активность.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, составляют (по состоянию на ноябрь 2006 г.) 3,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации — 3,5%; по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте — 3,5%.

Селективные методы денежно-кредитной политики, в частности, включают:

1) контроль по отдельным видам кредитов (кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских кредитов, ипотечного кредитования), осуществляемый, как правило, в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство ставит своей задачей перераспределение их в пользу определенных отраслей или ограничение общего объема потребительского спроса;

2) регулирование риска и ликвидности банковских операций в основном путем установления соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка.

В качестве приоритетных направлений государственной поддержки денежно-кредитной политики в России можно выделить:

• стимулирование внешнеэкономической деятельности;

• инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отраслей промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение;

• обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства;

• ипотечное кредитование жилищного строительства.

Одновременно ЦБ РФ предполагает определить структурные приоритеты промышленности и региональной политики, создать систему финансовых стимулов развития реального сектора экономики, включая государственные гарантии по кредитам.

(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Денежно-кредитная политика: сущность и цели, инструменты и типы;

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Методы денежно-кредитной политики:Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Виды монетарных политик

Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

снижение нормы резервных требований

снижение учетной ставки процента

покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

повышение нормы резервных требований

повышение учетной ставки процента

продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector