Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитная политика теория и практика

Денежно-кредитная политика: теория и практика — Моисеев С.Р.

Автор: Моисеев С.Р.

Жанр: Экономика

Издательство: Московская финансово-промышленная академия

Формат: PDF

Качество: OCR

Количество страниц: 784

ИСТОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

  1. Зарождение центрального банка
    1. Центральный банк как форма денежных властей
    2. Происхождение бумажных денег
    3. Появление центральных банков в промышленно развитых странах
    4. Банк Амстердама: первая расчетная монополия Северной Европы
    5. Предыстория центрального банка Дании и Норвегии
    6. Роль первых центральных банков в национальной экономике
    7. Западные центральные банки после Второй мировой войны
  2. Денежно-кредитная история стран африканского континента
    1. Валютный колониализм
    2. Обретение денежно-кредитной независимости
    3. Перспективы валютной реинтеграции
  3. Ближний Восток
    1. Арабская денежная система
    2. Выпуск монет в государстве Османов
    3. Закат османской экономики
    4. Денежное обращение и финансовое посредничество в Османской империи
    5. Возникновение в Османской империи эмиссионного банка
    6. Валютные правления Ближнего Востока
    7. Деколонизация
    8. Серебряная валютная зона
    9. Денежно-кредитная независимость средиземноморских колоний
    10. Банковская монополия в социалистических странах
    11. Денежно-кредитная политика во второй половине XX в
  4. Австралия, Новая Зеландия и Океания
    1. Безденежная уголовная колония
    2. «Дырявые доллары»
    3. Конгломерат денежных стандартов
    4. Свободная банковская эмиссия
    5. Победа частной эмиссии над новозеландским валютным правлением
    6. Банковский кризис 1890-х годов
    7. Провал Управления банкнотной эмиссией
    8. Квазицентральный банк
    9. Последняя национализация денег в британских колониях
    10. Австрало-британское влияние на тихоокеанских архипелагах
    11. Японизация и долларизация Океании
  5. Южная и Средняя Азия
    1. Открытие Индии
    2. От частной к правительственной эмиссии
    3. Резервный Банк Индии
    4. Иностранные колонии в Индии
    5. Валютное правление на Цейлоне и в Бирме
    6. Персия, Афганистан и Пакистан
  6. Юго-Восточная Азия
    1. Доколониальная валютная система
    2. Европейская колонизация Юго-Восточной Азии
    3. Административно-экономическая организация колоний
    4. Филиппины: от частной монополии к Фонду золотого стандарта
    5. Японская валютная зона
    6. Послевоенные изменения и валютные институты
    7. Нидерландская Индия
    8. Гонконгский доллар

ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

  1. Введение в деятельность центрального банка
    1. Зачем нужен центральный банк?
    2. Кому принадлежит центральный банк?
  2. Иерархия целей, таргетирование и инструментарий центрального банка
    1. Иерархия целей в политике таргетирования
    2. Трилемма денежно-кредитной политики и выбор операционной цели
    3. Инструменты денежно-кредитной политики
    4. Оптимальный выбор инструмента денежно-кредитной политики в анализе У. Пула
  3. Цели и инструменты Банка России
    1. Операционные цели и денежно-кредитные инструменты банка России
    2. Управление ликвидностью банковского сектора в 2007-2008 гг

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА

  1. Управление валютным курсом
    1. Политика валютного курса
    2. Классификация режимов валютного курса
  2. Валютное правление
    1. Валютные правления в современном мире
    2. Начальные условия функционирования валютного правления
    3. Денежно-кредитные характеристики валютных правлений
    4. Аргентинский кризис 2001-2002 гг
    5. Европейское будущее валютных правлений
  3. Таргетирование реального валютного курса
    1. Реальный валютный курс в политике центрального банка
    2. Концепция таргетирования реального курса
    3. Международный опыт таргетирования
    4. Неформальное таргетирование реального валютного курса
    5. Обзор моделей таргетирования реального курса
    6. Реальный курс рубля в политике Банка России
  4. Валютные интервенции центральных банков
    1. Цели валютных интервенций центрального банка
    2. Инструментарий интервенций
    3. Стерилизованные versus нестерилизованные интервенции
    4. Требования МВФ к валютным интервенциям
    5. Международный опыт интервенций
    6. Характеристики интервенций, извлечение прибыли и аргументы «против»
    7. Секретность интервенций
    8. Операции Банка России на валютном рынке
    9. Отличительные особенности валютных интервенций Банка России
    10. Оценка интервенций Банка России по критериям эффективности
    11. Эконометрический анализ эффектов интервенций

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Взлет и падение монетаризма: история денежного таргетирования
    1. Предвестники монетаризма
    2. Рождение денежной теории
    3. Сент-луисская контрреволюция
    4. Таргетирование денежного предложения
    5. Монетаризм на практике
    6. Коллизии «прагматичного монетаризма»
    7. Что осталось от монетаризма?
  2. Инструментарий центрального банка: применение РЧдодели для прогнозирования инфляции

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ

  1. Новая «священная корова»
    1. Происхождение инфляционного таргетирования
    2. Модель таргетирования инфляции
    3. Какую инфляцию считать оптимальной?
    4. Какой индекс цен таргетировать?
    5. Назначение цели и отчетность
    6. Дискуссия вокруг таргетирования инфляции
    7. Условия введения таргетирования инфляции
  2. Правила денежно-кредитной политики при таргетировании инфляции
    1. Концепция правил экономической политики
    2. Эволюция правил и их наиболее известные формы
    3. Правило Тэйлора
    4. Индекс конъюнктуры денежного рынка
    5. Классификация правил денежно-кредитной политики
    6. Эмпирический анализ: расчет ставки рефинансирования по правилу Тэйлора
    7. Эмпирический анализ: денежная база по правилу МакКаллама
  3. Денежно-кредитный инструментарий инфляционного таргетирования
    1. Обзор операционных целей денежно-кредитной политики в условиях таргетирования инфляции
    2. Операции постоянного действия
    3. Частный случай процентного коридора: управление банковской ликвидностью Резервным банком Новой Зеландии
    4. Операции на открытом рынке
    5. Обязательные резервы
    6. Наблюдения и выводы для денежно-кредитной политики Банка России
  4. Потенциал таргетирования инфляции в России
    1. Макроэкономический анализ детерминант инфляции
    2. Влияние «плавающего» курса рубля на инфляцию
    3. Анализ последствий шоков денежно-кредитной политики
    4. Денежно-кредитные инструменты регулирования инфляции
    5. Потенциальные сроки введения инфляционного таргетирования

ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

  1. Транспарентность денежно-кредитной политики
    1. «Тихая революция»
    2. Что такое транспарентность?
    3. Научное зарождение идеи транспарентности
    4. Преимущества и недостатки транспарентности
    5. Предсказуемость, доверие и репутация
    6. Стандарт информационной политики центрального банка
    7. Транспарентность Банка России
    8. Предложения по повышению транспарентности Банка России
  2. Независимость центрального банка
    1. Концепция независимости центрального банка
    2. Финансирование правительства центральным банком
    3. Право правительства отменить решение центрального банка
    4. Оценка независимости центрального банка
    5. Влияние независимости на результаты деятельности центрального банка
  3. Аналитическая и исследовательская деятельность в центральных банках
    1. Информационная асимметрия в деятельности центрального банка
    2. Внутренняя и внешняя потребность в моделировании
    3. Подходы к моделированию в центральном банке
    4. Множественность выбора в экономико-математическом моделировании
    5. Разработка базовых моделей в Европе и СНГ
    6. Организация работы исследовательского подразделения центрального банка

ПРЯМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

  1. Политэкономия финансовой репрессии
    1. Благие намерения и развитие
    2. Модели финансовой репрессии
    3. Администрирование финансовыми ресурсами через систему госбанков
    4. Государственные банки в России
    5. Инструменты финансовой репрессии
  2. Обязательные резервы
    1. Резервы в банковском деле
    2. Терминология обязательного резервирования
    3. Функции обязательных резервов
    4. Выплаты по обязательным резервам
    5. Срочность обязательных резервов
    6. Финансовая система с полным резервированием
    7. Практика резервных требований в развивающихся и переходных экономиках

КОСВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

  1. Операции центрального банка на денежном рынке
    1. Современное состояние межбанковского рынка
    2. Функции межбанковского рынка и его диспропорции
    3. Эффективность межбанковского рынка как механизма перераспределения ликвидности
    4. Процентная ставка межбанковского рынка как операционная цель
    5. Инфраструктура межбанковского кредитного рынка
  2. Коридор процентных ставок центрального банка
    1. Концепция процентного коридора
    2. Коридор процентных ставок в России
    3. Критика процентного коридора
    4. Ширина процентного коридора: пассивный и активный подход
    5. Инерция процентной политики
  3. Рефинансирование кредитных организаций
    1. Контрагенты центрального банка
    2. Приемлемые активы в операциях рефинансирования
    3. Операции рефинансирования Банка России
    4. Риск-менеджмент центрального банка
  4. Операции центральных банков на открытом рынке ценных бумаг (по материалам МВФ)
    1. Введение в операции на открытом рынке
    2. Объекты операций на открытом рынке
    3. Взаимосвязь операций на открытом рынке с другими инструментами денежно-кредитной политики
    4. Государственный долговой менеджмент
    5. Внедрение операций на открытом рынке в развивающихся странах
    6. Формирование рыночной архитектуры
    7. Развитие операций на открытом рынке
  5. Эффективность управления ликвидностью банковского сектора через рынок РЕПО
    1. Современное состояние рынка междилерского РЕПО
    2. Влияние Банка России на рынок РЕПО
    3. Ограничения рынка РЕПО

Заключение: эффективность центрального банка

Теоретические основы денежно-кредитной политики государства. Банковская система

9.2. Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом — с другой.

И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по -разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос и предложение денег.

Читать еще:  Кредитный характер денежной эмиссии

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций — к изменению в уровне национального производства.

Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Формирование теории монетаризма в 60-70-х годах ХХ в. происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги — главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен.

В них излагаются основные положения теории монетаризма, а именно:

  • монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, имеют экзогенный характер. Они являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку»;
  • монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей»;
  • для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;
  • монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции очевидны чистые убытки.

Таким образом, динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.

Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег. Уравнение количественной теории денег — тождество , по которому произведение предложения денег и скорости их обращения равняется совокупному объему номинальных доходов. Дополнив уравнение предположением о постоянной скорости обращения денег, можно объяснить совокупный объем номинальных расходов согласно количественной теории денег.

Американский экономист-математик Ирвинг Фишер (1867-1947), формализовав названные взаимосвязи, сформулировал следующее уравнение обмена:

Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового внутреннего продукта.

Уравнение обмена И. Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательная способность денег, объем реального национального продукта. Например, при постоянных V и Q изменение денежного предложения (М) будет прямо влиять на цены. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той же или большей степени.

Причинно-следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом валового национального продукта осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия через промежуточную категорию — » портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивид.

Количественная теория денег, подчеркивает Фридмен, это, прежде всего, теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм — деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы . Совокупный спрос возрастает, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

«Денежное правило» Милтона Фридмена

«Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.

Особенности применения монетаризма в отдельных странах

Интерес к рекомендациям монетаристов о применении «денежного правила» на практике «вспыхнул» в начале 70-х годов ХХ в., когда кейнсианская концепция «формирования эффективного совокупного спроса» посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулирования на фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильности валютных курсов показала свою неэффективность. Монетаристские рецепты с конца 70- начала 80-х годов реализовались в известные программы «неоконсерваторов» — «рейганомика» в США, «тетчеризм» в Великобритании. В 1975 г. конгресс США обязал Федеральную резервную систему (ФРС) публиковать в печати основные макроэкономические показатели состояния финансовых рынков: денежные агрегаты, основные процентные ставки, доходность по государственным облигациям. Для государств — членов ЕЭС были приняты параметры: прирост объема денежной массы (не более 5-8% в год), изменение валютного курса (не более 5-6% в год).

Политика монетаризма в тот период оказалась успешной в экономической практике многих стран, в том числе результатом ее реализации стало денежное оздоровление экономики в Израиле, модернизация на рыночных основах в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Однако, сам Фридмен отмечает, что пользоваться монетарными рычагами следует очень осторожно. Показывая возможности монетарной политики, он рассуждает также и о ее пределах, ведь «наше знание о взаимосвязях между денежной массой, ценами и производством настолько ограничено, что оперирование ими на практике может принести больше вреда, чем пользы». Развивая мысль Джона Стюарта Милля, Фридмен сравнивает деньги с механизмом, очень эффективным, но и очень капризным, поломка которого повергает в конвульсии все другие механизмы . Фридмен пишет: «Деньги только механизм, но механизм в высшей степени эффективный. Без него нам не удалось бы достичь тех поразительных успехов в росте производства и уровня жизни, которые произошли за последние два столетия, — никакая другая чудесная машина не смогла бы столь безболезненно и с малыми затратами труда окончательно поставить крест на нашей деревенской жизни. Но от других машин деньги отличает то, что эта машина слишком капризна и при поломке повергает в конвульсии все другие механизмы . Каждая из больших депрессий в стране была вызвана либо обострилась из-за нарушения денежного обращения». Поэтому М. Фридмен советует экономистам и политикам избегать резких скачков, давая обществу возможность приспособиться к некоторому постоянному темпу роста определенного денежного агрегата, не переоценивать хорошую политику и не повторять ошибок плохой. «Ошибки возникают не по злому умыслу экономистов или политиков, а из-за пороков экономической науки». То, насколько прав был Фридмен, показывает опыт применения монетаристской концепции в России.

Читать еще:  Денежное выражение износа основных фондов

Обучение

Learning

Образование

Education

Исследования

Research

Комментарии

Commentaries

Статьи, книги, аналитика

Макроэкономика

Юрий Корчагин Как дышим в России Остались мы без футбола, без свободы перемещения, ограниченной опасениями коронавируса, с небольшими ожиданиями американских подвохов (больше никто такими подлостями не занимается, людям жизнь не отравляет. .

Экономика регионов

Кризис, санкции, а у Воронежской области за три квартала 2018 года 5,5% роста промышленного производства. Неплохо. Область в целом сравнительно успешно проходит период полисистемного кризиса в стране и международных санкций. Причем, тенденция стабильного роста ВРП, пусть и .

Человеческий капитал

Известно, что национальный человеческий капитал — главный драйвер и фактор процессов развития и роста экономики, общества и государства. Однако в последние десятилетия инвестиции в человеческий капитал снижались в долях ВВП. К тому же, они были в 2-3 раза и более ниже по .

Инвестиции и инновации

Под интеллектуальной собственностью в этом рейтинге понимаются изобретения (патенты), полезные модели и промышленные образцы. Их использование отражает в определенной степени научно-техническую креативность субъекта РФ, корпорации, фирмы, конкретного производства. В .

Кризисные явления в экономике

В условиях международных санкций каких-то особых тревожных опасений, ожиданий или даже разговоров насчет неких врагов в народе нет. Как жили, так и живем. Люди работают в обычном режиме, ежемесячно получают зарплату и пенсии. Магазины заполнены продовольствием и .

Региональные и муниципальные финансы

Долги регионов РФ велики. Они составляли на 1.01.2017г. по бюджетным кредитам 1,1 триллиона рублей, а всего — 2,2 трл руб. Долги весьма неравномерны и считать их необходимо на душу населения, тогда картина с долгами будет более ясной. Кто из губернаторов норовил жить в долг, а кто .

Бюджеты и межбюджетные отношения

Бюджетный упадок городов продолжается в 2016-2017 годах В рейтинге по бюджетной обеспеченности городов — миллионников за 2017 год лидеры — Ростов-на-Дону, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь. Самые бедные — Омск и Воронеж (см. рейтинг). В городах с низкой бюджетной обеспеченностью продолжают в первую очередь деградировать образование, культура, экология и инфраструктура, включая дороги. А бюджетно сильные города развиваются, хотя в связи с кризисом и у них проблем .

Инфляция

В годовом исчислении инфляция в стране составила в сентябре 2017г. Всего лишь 3% после 3,3% в августе, 3,9% в июле и 4,4% в июне. В целом годовая инфляция в РФ пока держится ниже целевого ориентира (таргета) Центробанка в 4% (к концу года). Высокая инфляция, а в пресловутых 90-х .

Информационные технологии и процессы в экономике и обществе

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=183 В российской информационной системе, статистике, в средствах массовой информации наступили крутые перемены. И большинство из них со знаком минус. Словно ускоренно возвращаемся в советские времена по всем информационным .

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1. Финансовый рынок и место в нем рынка ценных бумаг Финансовый рынок — это рынок обращения финансовых активов. Действует он в форме совокупности кредитного рынка, рынка ценных бумаг (РЦБ), страхового рынка и других частных рынков, через которые происходит .

Информационно-инновационная экономика (экономика знаний)

Концепции, стратегии и программы развития России

Многие российские проблемы связаны с замедлением темпов роста ВВП. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП РФ в 2018 году 1,7% ВВП. Standart & Poor’s Global .

Теория и практика государственного регулирования экономики

Мое поколение родилось и выросло в послевоенное время. Это было время восстановления страны, время быстрого роста экономики и одновременно время прекращения сталинских репрессий, освобождения людей от тотального страха перед ними, время хрущевской оттепели. Это .

Кризисы, финансы, экономика, развитие. Статьи ведущих экономистов РФ и наши комментарии.

Юрий Корчагин Когда надо было сохранять СССР? О прошлом, о распаде СССР возникают такие мысли и вопросы. Можно ли было сохранить СССР? И что для этого надо было сделать. Наиболее стабильным и растущим в части экономики СССР был в 1970-е годы. У СССР были союзники, и сам он .

Государственное регулирование экономики (учебное пособие). Логунов В.Н., Корчагин Ю.А.

ЛОГУНОВ В.Н., КОРЧАГИН Ю.А. Учебное пособие ББК 65.010.3 УДК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. — Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с. .

Портреты вождей, злодеев и лидеров России ХХ века

20-02-2013 00:55:00 Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» В мае 1956 года министр обороны СССР маршал Жуков подготовил текст доклада, с которым ему предстояло выступить на .

Разное

Юрий Корчагин Внутренние проблемы для россиян более важны, нежели мировые В международной политике пока затишье. И это хорошо во всех отношениях. В Сирии Асад руководит страной по пословице пан или пропал. Хватит у него сил удержаться прочно во власти, то останется .

Корчагин Ю.А. Экономика регионов и региональное развитие

Согласно публичному заявлению губернатора Алексея Гордеева, в стране сложилась «дефективная система госуправления», которая «не способна противостоять коррупционным явлениям». Критика его коснулась в основном Правительства РФ. В то время как система управления страной полностью зависит от высшей власти — от Президента РФ. В частности, премьера подбирает Президент РФ, утверждает основных министров также он. Президент и ответственен за эффективность системы управления в .

Деньги, кредит, банки. Корчагин Ю.А. Учебное пособие.

УДК 336.7(075.8) ББК 65.262(2Рос)я73 К 72 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор И. П. Богомолова; доктор экономических наук, профессор А.Н. Полозова. К 72 Корчагин Ю. А. Деньги Кредит Банки: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. — .

Учебные пособия, конспекты лекций, методические указания

7.1. Общие сведения Динамические методы инвестиционного анализа учитывают динамику поступлений (доходов) и выплат (инвестиций) во времени. Делается это с помощью метода сложных процентов и дисконтирования платежей к одному и тому же моменту времени. Однако и эти методы ограниченны. Так самые первые поступления не совсем правильно приравнивать к самым последним. Первые поступления можно уже как-то использовать, в т.ч. в качестве инвестиций. А последние так использовать невозможно. .

Тема заседания кружка: «Денежно-кредитная политика: теория и практика в России»

Заседание №__8__, дата__1 июня 2015_______________________________

Тема заседания кружка: «Денежно-кредитная политика:

Ведущий преподаватель: , доцент каф. ЭТ

Кредитно-банковская система – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Кредитная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений. Стоит отметить, что особое место в ней занимает центральный банк.

Известны различные модели построения центральных (национальных) банков. В большинстве стран они будут государственными учреждениями (Германия, Франция). В США, Швейцарии они организованы как акционерные общества.

Главная задача центральных банков – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями будут разработка и реализация денежно-кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций для правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд и т. д.).

Читать еще:  Экономическая сущность денежной системы

Особое положение центральных банков в кредитной системе пробудет в том, что они не ставят перед собой цели получения максимальной прибыли и не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками.

Стоит отметить – они традиционно не обслуживают население и предприятия. Эти функции выполняют коммерческие банки.

Коммерческие банки будут основой кредитной системы. Современные банки организованы традиционно в форме акционерного предприятия. Стоит заметить, что они выполняют следующие функции: прием и хранение депозитов вкладчиков; выдача средств со счетов и выполнение перечислений; размещение аккумулированных денежных средств путем выдачи ссуд, покупки ценных бумаг и т. д.

Соответственно операции банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и посреднические (выполнение операций по поручению клиентов).

Цели денежно-кредитной политики. Цели классифицируются на конечные и промежуточные. Конечные цели: экономический рост; полная занятость; стабильность цен; устойчивый платежный баланс. Промежуточные целевые ориентиры: денежная масса; ставка процента; обменный курс.

Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности центрального (Национального) банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Инструменты денежно-кредитной политики включают:

· лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

· изменение нормы обязательных резервов;

· изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

Инструменты косвенного регулирования денежной системы: изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном (Национальном) банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. При этом это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская данные деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Другим инструментом денежно-кредитного регулирования будет изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. В случае если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального (Национального) банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд.

При этом, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

В отличие от межбанковского кредита ссуды центрального (Национального) банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.

Операции на открытом рынке – третий способ контроля за денежной массой. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу центральным (Национальным) банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность центрального (Национального) банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом).Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации. Когда центральный (Национальный) банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в центральном (Национальном) банке для подобных операций), Соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. В случае если центральный (Национальный) банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т. д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т. д. Принцип лимитирования традиционно используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулирования относится контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т. д.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. Так, в условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Стоит заметить, что она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т. е. на сокращение предложения денег. Центральный (Национальный) банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. В случае если данные меры оказываются недостаточно эффективными, центральный (Национальный) банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т. д. Стоит сказать – политика «дорогих денег» будет основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Стоит заметить, что она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Стоит сказать, для этого центральный (Национальный) банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. К примеру, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. В случае если крайне важно изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью.

Основные понятия темы

Кредитно-банковская система. Центральный (Национальный) банк. Коммерческие банки. Инструменты кредитно-денежной политики. Обязательные резервы. Избыточные резервы. Учетная ставка (ставка рефинансирования).Уместно отметить, что операции на открытом рынке. Соглашения об обратном выкупе (РЕПО). Административные методы регулирования денежной массы. Стоит сказать — политика «дорогих денег». Стоит сказать — политика «дешевых денег». Передаточный механизм. Внешний лаг денежной политики. Степень независимости центрального (Национального) банка.

Список рекомендуемой литературы

1. Федеральный Закон от 01.01.2001 г. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Положение Банка России от 01.01.2001 г.

3. Березина , как инструмент денежно-кредитного регулирования // БДМ. Банки и деловой мир. 2006.

4. Братко банк в банковской системе России. — М.: Спарк, 2004.

5. Гейвандов банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Моск. независимый ин-т права, 2003.

6. Организация деятельности центрального банка: учебник / , , ; под общ. ред. . — М.: КНОРУС, 2006.

7. Свиридов дело. Серия «Экономика и управление». — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.

8. Макеев -кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005.

9. Сборник Законов Российской Федерации. — М.: Изд-во «Ось-89», 2008.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector