Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитная система италии

GLOBFIN.RU

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ФИНАНСЫ и ИНВЕСТИЦИИ

История развития денежной системы Италии

Денежная единица и денежное обращение в Италии до введения евро

Денежная система Италии за свое многовековое существование претерпела немало изменений. Для нее были характерны и периоды монометаллизма и период биметаллизма, который она совместно с Францией, Бельгией и Швейцарией пыталась сохранить при помощи международного соглашения — так называемого Латинского монетного союза в 1865 году. В соответствии с этим соглашением была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5. Однако биметаллизм уже не соответствовал требованиям денежного обра­щения и был заменен с 1895 года на золотомонетный стандарт. В оборот были введены монеты достоинством 10, 20, 50, 100 лир, золотой паритет установлен в 0,290323 г золота за одну лиру.

В годы Первой мировой войны и в период вплоть до 1923 года Италия отказалась от свободного размена банкнот на золото. Золотой стандарт был восстановлен в виде золотослиткового стандарта лишь в 1928 году. В 1933 году Италия присоединилась к золотому блоку — группе европейских стран (Франции, Голландии, Бельгии, Швейцарии) по поддержанию действующего золотого стандарта при неизменных паритетах иностранных валют. Но уже в 1936 году паритет снизился до 0,046772 г, а после Второй мировой войны Италия перестала фиксировать золотое содержание лиры в МВФ, так как высокая инфляция потребовала снижения ее курса по отношению к доллару. Курс лиры был установлен по отношению к доллару в 1949 году и, оставаясь неизменным в течение 22 лет вплоть до 1972 года, составлял 625 лир за 1 долл. США. К концу 1990-х годов 1628 лир = 1 долл. США. Золотое содержание было установлено в 1960 году и составило 0,001422 г. В 1979 году Италия вошла в ЕВС и установила курс по отношению к ЭКЮ — 1148,15 лир.

Денежной единицей Италии до момента введения евро являлась лира, которая делилась на 100 чентезимо. Реально же в силу высокого обесценения лиры такого размена не происходило. Уже после Второй мировой войны было решено выпускать банкноты минимальным достоинством 1000 лир. Для Италии были характерны не только банкноты (кредитные деньги), но и бумажные деньги, выпускаемые казначейством. К ним относились мелкие деньги (достоинством менее 1000 лир).

Эмиссионным центром до перехода на евро выступал Банк Италии, которому было предоставлено такое право только в 1926 году. До этого существовало 5 эмиссионных институтов. С 1893 года их стало 3 — Банк Италии в Риме, Банк Неаполя и Банк Сицилии. Эмиссия денег осуществлялась в соответствии с нормами, установленными законом под наблюдением казначейства. В Главном управлении казначейства существовал специальный отдел, в функции которого входил контроль за денежным обращением, за выпуском банкнот и бумажных денег, заменой старых денег. Решение о выпуске банкнот принималось после изучения спроса на наличные деньги в зависимости от величины актива платежного баланса, потребностей кассы казначейства, интенсивности обращения к центральному банку кредитных учреждений. В качестве обеспечения нового выпуска могли выступать либо иностранная валюта, либо казначейские векселя и долгосрочные государственные обязательства новых выпусков, либо коммерческие векселя и государственные ценные бумаги, находящиеся в коммерческих банках. Окончательное решение о новом выпуске принималось руководством казначейства, а на центральный банк возлагалось материальное осуществление денежной эмиссии. Для технических работ по подготовке и печатанию денег Банк Италии имел собственное предприятие.

Решение о выпуске бумажных (казначейских) денег принимало Главное управление казначейства. Монеты изготавливались на монетном дворе. Казначейские билеты печатались Государственным полиграфическим институтом.

Особенности денежного обращения Италии как члена Европейского валютного союза

Италия всегда была активным участником мировою валютного рынка. Уже в 1865 году она наряду с Францией, Бельгией, Швейцарией учредила Латинский монетный союз, основным требованием которого было свободное хождение в этих странах любых денежных знаков стран-участниц. Впоследствии Италия стала членом МВФ.

Процессы интеграции, происходящие в Европе, затронули и Италию. В 1969 году на встрече лидеров стран, вошедших в ЕЭС при его создании (Бельгия, Италия, Франция, Люксембург, Нидерланды, ФРГ), была определена цель единой валютной системы. В соответствии с ней единая валютная система должна была быть сформирована в 1978 году. Однако осуществление этого проекта было отложено. 13 марта 1979 года Италия вошла в единую валютную систему. Курс лиры был установлен на уровне 1148,15 лир за ЭКЮ. В дальнейшем курс лиры начал колебаться.

Кризис начала 1990-х гг. для Италии стал тяжелым испытанием. Период 1992-1993 гг. характеризовался несколькими девальвациями лиры. В конце 1992 года Италии пришлось выйти из ЕВС. Позитивные сдвиги наметились только в 1995 году, когда доходы государства возросли на 1,2% ВВП с одновременным снижением расходов на 2,7%. Дальнейшее оздоровление государственных финансов стало невозможным без особых мер по пресечению налоговых правонарушений и усиления контроля за расходами государственного бюджета. В то же время в отличие от стран со стабильной экономикой (например, Германии) в 1996 году в Италии наблюдалось активное сальдо платежного баланса — 42 млрд. долл. (3-5% ВВП). 29 ноября 1996 года Италия вновь присоединилась к ЕВС в механизме ЕРМ-1.

Концепция единой валюты обрела реальные очертания на встрече глав государств — членов ЕС в Дублине в декабре 1996 года. В соответствии с этой концепцией единая валюта «евро» была введена с 1 января 1999 года, причем вначале в безналичной форме, а затем с 2002 года — в наличной.

В Италии переход к «евро» рассматривался как своеобразный национальный надпартийный императив. Для введения в оборот «евро» страна должна была отвечать определенным критериям, таким, как:

  • дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;
  • государственный долг не должен превышать 60% ВВП;
  • годовая инфляция должна быть не более чем на 1,5 процентных пункта к усредненному уровню инфляции в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в 1996 году – 3-3,3%);
  • средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки должна быть не более чем на 2 процентных пункта к усредненному уровню этих ставок в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в 1996 году — 9%);
  • соблюдение установленных пределов колебаний в существующем в ЕС механизме стабилизации обменных валютных курсов (ЕРМ-1).

В 1996 году Италия соответствовала только одному из пяти критериев — участвовала в ЕС и ее валюта была достаточно стабильной. По всем остальным показателям она существенно выходила за оговоренные пределы. Например, по итогам 1996 года Италия имела дефицит государственного бюджета 6,8% ВВП (не более 3% ВВП), а государственный долг — 124% ВВП (60% ВВП).

Италия придерживалась концепции приблизительного выполнения требований, так как в противном случае ей пришлось бы принять решение о дополнительной бюджетной экономии в 26 трлн. лир. Тем не менее, Италия целенаправленно готовила себя к введению в 1999 году «евро». На 1997 год был сформирован чрезвычайный бюджет, ориентированный на критерии присоединения к «евро». При этом в бюджет заложены поистине драконовские меры по сокращению государственных расходов и собираемости налогов. Рестрикционная политика правительства, ограничение роста заработной платы и высокие проценты привели к снижению частного потребления. Оно упало в 1996 году на 0,8%. Темпы роста ВВП замедлились. В 1997 году объем производства вырос на 2,7%, по сравнению с 1996 года. Италия гасила дефицит чрезвычайным «европейским налогом».

Для проведения безналичных расчетов в «евро» Италия наряду с другими странами создала единую систему расчетов ТАРГЕТ при помощи специальной связи.

Для введения наличных расчетов в «евро» в Италии, как и в других странах, проводились информационные кампании для ознакомления граждан с новой денежной единицей, между странами происходит обмен информацией. В школьные программы были включены курсы, посвященные «евро».

Введение «евро», естественно, потребовало затрат. Основную тяжесть приняли на себя банковские учреждения, которым предстояло модифицировать компьютерные системы обработки данных и обслуживания клиентов, а к 2002 году полностью заменить автоматы для выдачи денег и проверки купюр и вести параллельные расчеты в двух валютах. По оценке Банковской федерации ЕС, на это потребовалось около 10-12 млрд. ЭКЮ, что составляло 2% годового оборота банковских операций. В то же время, несмотря ни на колоссальные расходы, связанные с внедрением новой денежной единицы, ни на отклонение от необходимых критериев, Италия ввела «евро» с 1 января 1999 года в числе первых 15 стран. Введение «евро» привело к оздоровлению государственных финансов, что высвободило крупные средства, которые тратились на обслуживание государственного долга (в Италии «съедалось» 20% бюджетных расходов). Это позволило увеличить затраты на создание новых рабочих мест и социальные нужды.

По материалам книги «Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова» — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 622 с.

Кредитная система Италии

Банковская система Италии весьма специфична — в отличие от других капиталистических стран традиционные разделения между государственным и частным правом и между рыночной и планируемой экономикой не могут быть заложены в ее основу. Это во многом объясняется историческим развитием банковской системы этого государства.

Сложившаяся еще в начале XX в. двухуровневая кредитно-банковская система Италии продолжает существовать и в настоящее время. Первый ее уровень — центральный банк — Банк Италии, второй уровень представлен коммерческими и специализированными банками.

Читать еще:  Сущность безналичного денежного оборота

На вершине пирамиды кредитных учреждений находится Банк Италии. Он выступает и в качестве посредника в сфере кредитования, и в качестве банка банков; кроме того, он осуществляет эмиссию денег и контролирует деятельность других банков.

Банк д’Италия — центральный банк Итальянской республики. Правовое положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом: его права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время. Банк д’Италия был образован в 1893 г. в результате слияния трех крупных банков: Banco Nazionale Renio, Banco Nazionale Toscana и Banco Toscana di Credito per le nazionale induatrie. Первоначально Банк д’Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания Центробанк Италии является эмиссионным банком (до 1926 г. эмиссию денег наравне с центральным банком осуществляли Banco di Napoli и Banco di Cizilia, а с 1926 г. Банк д’Италия становится монополистом).

В 1926 г. в ходе реорганизации итальянской системы кредитных учреждений Банк д’Италия был поставлен во главе банковской системы. На него были возложены контрольные функции. Банк может давать правительству конкретные рекомендации по вопросам валютно-финансовой политики согласно закону от 7 марта 1938 г.

Собственно банковскую систему Италии составляют «обычные кредитные банки», осуществляющие краткосрочное кредитование (сроком до 18 месяцев). Закон подразделяет кредитные банки на следующие категории:

государственные (публично-правовые) банки;

банки национальных интересов;

сберегательные и ссудные банки 1-го класса;

сельскохозяйственные и ремесленные банки;

отделения иностранных банков в Италии;

центральные кредитные учреждения.

Основным источником средств обычных кредитных банков являются поступления на текущие счета. Кредит предоставляется в виде банковской ссуды.

Характерной чертой этих банков является то, что все они имеют форму фондов. Первоначально капитал этих кредитных учреждений формируется за счет пожертвований частных лиц или переводов, поступающих от правительства и других государственных органов (учреждений), и за счет удержания прибыли. Часть прибыли отводится на финансирование общественно полезной или благотворительной деятельности, а также направляется на нужды здравоохранения или культуры. В своей посреднической деятельности публично-правовые (государственные) банки используют те же приемы, что и банки частного сектора.

В свою очередь, операции публично-правовых банков осуществляются через широкую сеть коммуникаций внутри страны, через их отделения и филиалы за рубежом и через систему специального кредитования, охватывающую множество отраслей экономики.

Государственные кредитные учреждения (19,3% депозитов, 19,3% кредитов и 23% штата служащих) являются собственностью государства. Присутствие государства в банковском секторе усиливается в отличие от других стран политизацией при назначении на руководящие посты.

Три банка национальных интересов (БНИ) — это второй вид участия государства в банковском секторе (11,4% депозитов, 14% кредитов и 17,5% штата служащих. Государство приобрело их в результате крупной финансовой реформы. Согласно банковскому закону 1936 г. банки были разделены на занимающиеся кредитованием движимого имущества, инвестиционные и депозитные. Таким образом, три БНИ стали депозитными банками.

Несмотря на то, что директора БНИ имели ярко выраженные политические симпатии, они часто демонстрировали свою независимость от любых партий, в отличие от «государственных кредитных учреждений».

Обычные кредитные банки — это юридические лица частного права; чаще всего они имеют форму компании.

Активные и пассивные операции этой категории банков не слишком отличаются от аналогичных операций публично-правовых банков и банков национальных интересов. Отличие заключается лишь в составе держателей акций банков этой категории: следовательно, существует и иная система контроля за их деятельностью.

По характеру осуществляемых операций кооперативные народные банки схожи с обычными банками. Кооперативные банки освобождены от контроля, установленного для других видов кооперативных товариществ.

Основное отличие кооперативных банков заключается в том, что капитал кооперативного банка должен быть распределен между определенным количеством его членов; причем их не может быть меньше 400.

Сберегательные банки — это юридические лица публичного права. Сберегательные банки учреждались в виде фондов или ассоциаций.

На сберегательные банки распространяется специальное правовое регулирование. Эти банки обычно предоставляют кредит под обеспечение недвижимости, учет векселей ограничивается векселями с двойным акцептом. Ссуды предоставляются под обеспечение ценных бумаг правительства или ценных бумаг, гарантии по которым предоставили государственные органы. Помимо краткосрочных ссуд, некоторые сберегательные банки осуществляют средне- и долгосрочное кредитование через специальные подразделения этих банков.

Ссудные банки 1-го класса похожи на сберегательные банки: они предоставляют ссуды под залог движимого имущества. Ссудные банки подразделяются на две категории: ссудные банки 1-го и 2-го класса. Если первые осуществляют те же операции, что и сберегательные банки, то вторые подпадают под действие специального законодательства, им предоставлено право предоставлять авансы под обеспечение и давать ссуду под залог, а также предоставлять личные ссуды под залог, составляющий 1/5 от общей суммы заработка ссудополучателя. Пассивные операции обеих категорий ссудных банков осуществляются посредством вкладов. Прибыли ссудных банков распределяются по следующей схеме: 0,9 совокупного дохода идет на пополнение резервных фондов банков, 0,1 дохода — на благотворительные цели.

Сельскохозяйственные и ремесленные банки — это кооперативные банки с ограниченной либо с неограниченной ответственностью. Их деятельность имеет четко выраженный местный характер. Обычно подразделения этих банков располагаются в небольших городах. Такие банки осуществляют свою деятельность на основе принципа целевого специализированного кредитования.

Центральные кредитные учреждения — это корпорации, создаваемые банками различных категорий. Кредитные учреждения выполняют многообразные функции — от оказания финансовой и технической помощи до координации деятельности банков.

Специальные кредитные учреждения предоставляют средне- и долгосрочные кредиты (на срок свыше 18 месяцев. Среднесрочными считаются кредиты, предоставляемые на срок свыше 12 месяцев).

Средства специальных кредитных учреждений формируются за счет вкладов, передаваемых этим учреждениям на срок не менее 18 месяцев, а также за счет выпуска бумаг с фиксированным процентом дохода. Специальные кредитные учреждения осуществляют средне- и долгосрочное кредитование под обеспечение.

Заемщики специальных кредитных учреждений зачастую пользуются субсидиями, предоставленными правительством под процентные ставки.

В соответствии с законом о банковской деятельности 1936 г. все учреждения системы средне- и долгосрочного кредитования объединены в одну группу — «Специальные кредитные учреждения», без учета существующих между ними различий. Для того чтобы провести различие между кредитными учреждениями этой системы, можно воспользоваться такими критериями, как правовая форма, географические пределы деятельности и выполняемые функции.

Государственное регулирование банковской системы в Италии осуществляется в первую очередь путем принятия нормативных актов, регламентирующих банковскую деятельность кредитных учреждений.

В систему органов, осуществляющих контроль за работой банковской системы Италии, входят:

межминистерский Комитет по кредитованию и сбережениям;

Центральный банк Италии;

председатель правления (управляющий) Центрального банка Италии.

Денежная система Италии

Новое направление в экономической политике Италии (получило название «линии Эйнауди — Меникелла», по фамилиям министра казначейства и управляющего центральным банком)

Денежная система Италии

Другие курсовые по предмету

После второй мировой войны Италия длительное время не фиксировала золотого содержания лиры в Международном валютном фонде (МВФ), поскольку необычайно высокие темпы ее внутреннего обесценения вынуждали правительство систематически снижать курс лиры к доллару. В сентябре 1949 г. в результате проведения мероприятий по стабилизации покупательной способности лиры ее курс был установлен по соотношению: 1 долл. = 625 лирам. Этот курс не менялся в течение 22 лет вплоть до девальвации доллара в декабре 1971 г. Золотое содержание лиры, определяемое из этого курса, равнялось 0,001422 г. Оно было зафиксировано в МВФ только в марте 1960 г.

Бурная инфляция, разразившаяся в конце войны и в первые годы восстановительного периода, подняла уровень цен на такую высоту, что делить лиру на чентезимы потеряло всякий практический смысл. Минимальный номинал банкнот, выпускаемых Банком Италии, был установлен в 1000 лир. Более мелкие деньги (билеты и монеты) выпускались казначейством. Отказавшись от денежной реформы и сохранив масштаб цен в обесценившихся лирах, итальянское правительство тем самым узаконило астрономические цифры, которыми измеряются макроэкономические категории (например, денежная масса в конце 1975 г. превысила 114 триллионов лир).

В начале 90-х годов прошлого века в Италии функционировало пять эмиссионных институтов. В августе 1893 г. в результате слияния трех из них (Национального банка королевства, Национального тосканского банка и Тосканского кредитного банка) был образован Банк Италии в Риме. Оставшиеся два эмиссионных учреждения — Банк Неаполя и Банк Сицилии — значительно уступали ему по масштабам операций: в 1925 г. обращение банкнот Банка Италии в четыре раза превышало обращение банкнот двух других банков, вместе взятых. С июля 1926 г. Банк Италии становится единственным в стране эмиссионным институтом.

Эмиссия банкнот осуществляется Банком Италии в соответствии с нормами, установленными законом, под наблюдением казначейства. В главном управлении казначейства имеется специальный отдел, в функции которого входит контроль за денежным обращением, в частности за выпуском банкнот и казначейских денег, заменой старых денежных знаков, уничтожением пришедшей в негодность денежной массы.

На эмиссионный институт возлагается выпуск банкнот в количестве, обеспечивающем потребности рынка. Решение о выпуске новой партии банкнот принимается после изучения спроса на наличные деньги в зависимости от величины актива платежного баланса, потребностей кассы казначейства и интенсивности обращения к центральному банку со стороны кредитных учреждений. В качестве обеспечения выпускаемых банкнот в первом случае служит иностранная валюта, владельцы которой желают конвертировать ее в лиры; во втором — казначейские векселя и долгосрочные государственные обязательства новых выпусков и в третьем — коммерческие векселя и государственные или гарантированные государством ценные бумаги, находящиеся в распоряжении коммерческих банков. Окончательное решение о новом выпуске банковских денег принимается руководством казначейства, в то время как на центральный банк возлагается материальное осуществление денежной эмиссии.

Читать еще:  Мобилизация денежных средств это

Для технической работы по подготовке и печатанию банковских билетов Банк Италии имеет собственные предприятия с полным циклом производства. На всех операциях по производству новых и уничтожению износившихся или поврежденных банкнот обязательно присутствие представителя казначейства. Закон не позволяет ни эмиссионному институту, ни казначейству единолично выпускать банкноты в обращение.

Он предусматривает, в частности, на каждом новом билете оттиск специального государственного штемпеля («голова медузы» или «лев Святого Марка»), который производится отделом казначейства по наблюдению и контролю за денежным обращением. Решение о новых выпусках казначейских денег, обращение которых значительно меньше обращения банкнот, принимается главным управлением казначейства; монеты изготавливаются на монетном дворе, казначейские билеты печатаются Государственным полиграфическим институтом.

Наконец 1975 г. в обращении находилось 1209,5 млн. банкнот различного достоинства на общую сумму 12921,3 млрд. лир. При этом банкноты в 1000 лир составили 34,2% общего количества билетов (3,2% общей суммы), в 2000 лир -0,7 (0,1), в 5000 лир -7 (3,3), в 10000 лир -50,5 (47,3), в 50000 лир -5,4 (25,3) и в 100000 лир -2,2% (20,5%). В 1975 г. на предприятиях Банка Италии было произведено новых банкнот на 2938,6 млрд. лир, из которых 1512,1 млрд. заменили износившиеся и поврежденные билеты. Обращение казначейских денег, наконец, 1975 г. составило 315,5 млрд. лир. На монетном дворе чеканят монеты достоинством в 10, 20, 50, 100 и 500 лир; кроме того, выпускаются казначейские билеты достоинством в 500 лир.

Банковские и казначейские билеты, а также монеты входят в совокупную денежную массу, которая состоит из платежных и покупательных средств, обслуживающих товарное обращение. Ее компонентами являются наличные деньги и отдельные виды банковских депозитов. Среди последних основную нагрузку несут бессрочные текущие счета предприятий, посредством которых осуществляются безналичные расчеты. Имеются такие виды сберегательных депозитов, владелец которых одновременно со сберегательной получает чековую книжку; эти депозиты также обслуживают товарооборот и являются компонентом непосредственно денежной массы, однако удельный вес их незначителен. Другие формы банковских депозитов (срочные и бессрочные сберегательные вклады, срочные текущие счета) не принимают непосредственного участия в товарном обращении и получили название «почти-денег».

Вместе с тем роль их далеко не пассивна, поскольку в случае возросшей потребности в наличных деньгах эти депозиты могут быть истребованы вкладчиками и пущены в обращение. Следовательно, в них заложена возможность быстрого прироста непосредственно денежной массы с соответствующим влиянием на спрос и цены.

Банкноты и казначейские деньги являются наиболее активным компонентом денежной массы. Их постоянное движение от населения к кредитным учреждениям и обратно ведет к созданию новых банковских депозитов в размерах, значительно превышающих их собственный объем. Каждый прирост наличных денег в обращении вызывает кратное увеличение прироста банковских депозитов. Теоретически величина этого множительного эффекта зависит от коэффициента обязательных резервов, однако на практике устанавливается более сложная корреляция между динамикой банкнотного обращения и банковских депозитов, на которую воздействуют многочисленные конъюнктурные факторы. В качестве общей тенденции можно отметить рост отношения банковских депозитов к сумме обращающихся банкнот и казначейских денег. В 1950 г. оно составило 2, в 1960 г. — 3,6, в 1970 г. -5,8 и в 1974 г. -7,1.

Среднегодовые темпы прироста банкнот и казначейских денег за 1950-1970 гг. были 9,35%. В 70-е годы темпы прироста денежного обращения существенно возросли. В 1971-1975 гг. они достигли среднегодового уровня в 14,1%. Для динамики второго компонента денежной массы — бессрочных текущих счетов — характерны опережающие темпы роста по сравнению с наличными деньгами. В 1950-1970 гг. среднегодовые темпы прироста равнялись 16,8%. В результате увеличивается удельный вес остатков на текущих счетах в совокупной денежной массе.

Если в 1950 г. их доля равнялась 45%, то в 1960 г. она поднялась до 56, в 1970 г. — до 76 и в 1975 г. — до 79%. Отсюда следует, что по мере роста производства в структуре денежной массы, обслуживающей товарооборот, ведущую роль начинают играть безналичные расчеты. Такое смещение отношений двух основных денежных компонентов объясняется тем, что углубление производственной специализации и кооперирования сопровождается интенсификацией межотраслевых поставок полуфабрикатов и вспомогательных материалов, расчеты по которым производятся преимущественно через банки. Наличные деньги обслуживают главным образом оборот потребительских товаров, масштабы которого относительно снижаются по сравнению с растущим объемом промежуточного производства и соответствующим увеличением межотраслевых поставок. Аналогичная картина происходит и в других капиталистических странах.

В составе «почти-денег» наиболее высокими темпами росли сберегательные депозиты, в то время как срочные вклады на текущих счетах играли второстепенную роль. Итальянская статистика пользуется двумя агрегатными показателями: M1 (наличные деньги в обращении плюс текущие банковские счета) и M2 (M1 плюс все виды банковских депозитов).

2.2 Денежная политика

Последняя серебряная итальянская монета 2011 года посвящена 100-летнему юбилею здания, в котором долгие годы располагался сам монетный двор Италии.

На аверсе изображен фасад дворца, текст под изображением: «PALAZZO DELLA ZECCA». Надпись вдоль буртика (сверху и снизу): «REPUBLICA ITALIANA».

На реверсе выгравирована скульптура, расположенная на фасаде здания. Вверху монеты указаны годы — «1911» и «2011». Внизу номинал — «5 EURO», а также знак монетного двора (буква «R») и клеймо мастера (буква «m»).

Римский монетный двор имеет многовековую историю. Ведь первые монеты чеканились в этом древнем городе ещё во времена Римской империи. В Средние века монетный двор был перенесён в Папскую область. В 1870 году с аннексией Рима Итальянским королевством Папский монетный двор стал Королевским монетным двором, в котором после закрытия всех других монетных дворов Италии было сконцентрировано все денежное производство.

Новое здание монетного двора — «Palazzo della Zecca» (дословно «Дворец монетного двора») расположенное по адресу Principe Umberto, 4, было торжественно открыто 27 декабря 1911 года

Денежная единица и денежное обращение

В соответствии с этим соглашением была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5. Однако биметаллизм уже не соответствовал требованиям денежного обращения и был заменен с 1895 г. на золотомонетный стандарт.
Денежной единицей Италии становится лира (100 чентезимо). В оборот были введены монеты достоинством 10, 20, 50, 100 лир, золотой паритет установлен в 0,290323 г золота іа одну лиру.
В годы Первой мировой войны и в период вплоть до 1923 і. Италия отказалась от свободного размена банкнот на золото. Золотой стандарт бьп восстановлен в виде золотослиткового стандарта лишь в 1928 г. В 1933 г. Италия присоедини іась к золотому блоку — группе европейских стран (Франции. Голландии, Бельгии, Швейцарии) по поддержанию действующего золотого стандарта при неизменных паритетах иностранных валют. Но уже в 1936 г. паритет снизился до 0,046772 г. а после Второй мировой войны Италия перестала фиксировать золотое содержание лиры в МВФ, так как высокая инфляция потребовала снижения ее курса по отношению к доллару. Впоследствии курс снизился до 1628 лир за до.шар США. Из-за высокого обесценения лиры размена на чентезимо не стало. В силу этого было решено, во-первых, не осуществлять размена на чентезимо и. во-вторых, выпускать банкноты минимальным достоинством 100 лир.
Для Италии были характерны не только банкноты (кредитные деньги), но и бумажные деньги, выпускаемые казначейством. К ним относятся мелкие деныи (достоинством менее 1000 лир).

Курс лиры был установлен по отношению к доллару в 1949 г. и, оставаясь неизменным в течение 22 лет вплоть до 1972 г., составлял 625 лир за 1 долл. США. Золотое содержание было установлено в 1960 г. и составило 0.001422 г. В 1979 г. Италия вошла в ЕВС и установила курс по отношению к экю — 1148,15 лир. С 1 января 1999 г. в Италии лира перестала существовать, и основной денежной единицей стал евро, вытеснив лиру из безналичного оборота, а затем с 1 января 2002 г. и из наличного оборота. Обмен происходил по курсу 1926,27 лир за один евро.
Денежная масса Италии в 1975 г. составила более 114 трлн лир, в 1989 г. — более 166 трлн, в 19% г. — около 830 трлн лир. В 1997 г. в соответствии с программой постепенного перехода к европейской денежной единице евро в Италии было введено в оборот 0,5 млрд евро. В настоящее время в обороте находится семь видов банкнот номиналом от до 500 евро и восемь монет достоинством от один евроцента до 2 евро.
Эмиссионным центром выступает Банк Италии, которому было предоставлено такое право только в 1926 г. До этого существовало пять эмиссионных институтов. С 1893 г. их стало три — Банк Италии в Риме, Банк Неаполя, Банк Сицилии. Эмиссия денег осуществляется в соответствии с нормами, установленными законом ЕЦБ под наблюдением казначейства. В Главном управлении казначейства существует специальный отдел, в функции которого входит контроль за денежным обращением, выпуском банкнот и бумажных денег, заменой старых денег.
Решение о выпуске банкнот принимается после изучения спроса на наличные деньги в зависимости от величины актива платежного баланса, потребностей кассы казначейства, интенсивности обращения к центральному банку кредитных учреждений. В качестве обеспечения нового выпуска могут выступать либо иностранная валюта, либо казначейские векселя и долгосрочные государственные обязательства новых выпусков, либо коммерческие векселя и государственные ценные бумаги, находящиеся в коммерческих банках.
Окончательное решение о новом выпуске принимается руководством казначейства (в последнее время на основе целевых ориентиров), а на центральный банк возлагается материальное осуществление денежной эмиссии. Для технических работ по подготовке и печатанию денег Банк Италии имеет собственное предприятие. Монеты изготавливаются на монетном дворе.
Платежи на территории Италии осуществляются в наличной и безналичной ([юрмах. В качестве безналичных расчетов широкое распространение имеют жирорасчеты, которые вначале осуществлялись через специальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении денежных средств при помощи специальных жироприказов. В
целом в Италии широкое распространение имеет наличный оборот. Основная доля покупок приходится на наличные деньги.
Существование двух форм расчетов приводит к тому, что совокупная денежная масса исчисляется как сумма наличных денег, банковских депозитов (бессрочных текущих счетов) предприятия, сберегательных депозитов, владельцы которых получают по ним чековую книжку, срочных и бессрочных сберегательных вкладов, срочных текущих счетов.
Наиболее часто в статистике используются два агрегата денежной массы: М[ — наличные деньги и текущие банковские счета (в млрд лир) и М3 — М| плюс все виды банковских депозитов.

Читать еще:  В основе денежной эмиссии лежат операции

Особенности денежной системы и денежного обращения Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:19, реферат

Описание

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI-XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического способа производства происходят существенные изменения в денежной системе.

Работа состоит из 1 файл

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ. Особенности денежного обращения Италии как члена Европейского союза Финансовый мир Европы.doc

Особенности денежной системы и денежного обращения Италии.

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI-XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического способа производства происходят существенные изменения в денежной системе.

К важнейшим компонентам денежной системы относятся:

1) национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг;

2) система кредитных и бумажных денег, различных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

3) система эмиссии денег, т. е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

4) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

Денежная система Италии за свое многовековое существование претерпела немало изменений. Италия всегда была активным участником мировою валютного рынка. Для нее были характерны и периоды монометаллизма и период биметаллизма, который она совместно с Францией, Бельгией и Швейцарией пыталась сохранить при помощи международного соглашения — так называемого Латинского монетного союза в 1865 г.

В соответствии с этим соглашением была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5. Однако биметаллизм уже не соответствовал требованиям денежного обращения и был заменен с 1895 г. на золотомонетный стандарт. В оборот были введены монеты достоинством 10, 20, 50, 100 лир, золотой паритет установлен в 0,290323 г золота за одну лиру.

В годы Первой мировой войны и в период вплоть до 1923 г. Италия отказалась от свободного размена банкнот на золото. Золотой стандарт был восстановлен в виде золотослиткового стандарта лишь в 1928 г.

В 1933 г. Италия присоединилась к золотому блоку — группе европейских стран (Франции, Голландии, Бельгии, Швейцарии) по поддержанию действующего золотого стандарта при неизменных паритетах иностранных валют.

Но уже в 1936 г. паритет снизился до 0,046772 г, а после Второй мировой войны Италия перестала фиксировать золотое содержание лиры в МВФ, так как высокая инфляция потребовала снижения ее курса по отношению к доллару.

Впоследствии Италия становится членом МВФ. В условиях современной валютной системы Италия придерживается режима самостоятельного свободного «плавания» валюты по отношению к другим валютам. Несмотря на это, в Италии с 1961 г. действуют ограничения по согласованию с МВФ по ввозу и вывозу национальной валюты. Валютный контроль осуществляется Итальянским валютным бюро.

Процессы интеграции, происходящие в Европе, затронули и Италию. В 1969 г. на встрече лидеров стран, вошедших в ЕЭС при его создании (Бельгия, Италия, Франция, Люксембург, Нидерланды, ФРГ), была определена цель единой валютной системы. В соответствии с ней единая валютная система должна была быть сформирована в 1978 г. Однако осуществление этого проекта было отложено.

13 марта 1979 г. Италия вошла в единую валютную систему. Курс лиры был установлен на уровне 1148,15 лир за ЭКЮ. В дальнейшем курс лиры начал колебаться.

Кризис начала 90-х гг. для Италии стал тяжелым испытанием. Период 1992—1993 гг. характеризовался несколькими девальвациями лиры. В конце 1992 г. Италии пришлось выйти из ЕВС. Позитивные сдвиги наметились только в 1995 г., когда доходы государства возросли на 1,2% ВВП с одновременным снижением расходов на 2,7%. Дальнейшее оздоровление государственных финансов стало невозможным без особых мер по пресечению налоговых правонарушений и усиления контроля за расходами государственного бюджета.

В то же время в отличие от стран со стабильной экономикой (например, ФРГ) в 1996 г. в Италии наблюдалось активное сальдо платежного баланса — 42- млрд долл. (3—5% ВВП). 29 ноября 1996 г. Италия вновь присоединилась к ЕВС в механизме ЕРМ-1.
Концепция единой валюты обрела реальные очертания на встрече глав государств — членов ЕС в Дублине в декабре 1996 г. В соответствии с этой концепцией единая валюта «евро» должна быть введена с 1 января 1999 г., причем вначале в безналичной форме, а затем с 2002 г. — в наличной.

В Италии переход к «евро» рассматривается как своеобразный национальный надпартийный императив. За это выступает левоцентристская коалиция. Для введения в оборот «евро» страна должна отвечать определенным критериям, таким, как:

1) годовая инфляция должна быть не более чем на 1,5 процентных пункта к усредненному уровню инфляции в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в 1996 г. — 3—3,3%);

2) средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки должна быть не более чем на 2 процентных пункта к усредненному уровню этих ставок в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в 1996 г. — 9%);

3) соблюдение установленных пределов колебаний в существующем в ЕС механизме стабилизации обменных валютных курсов (ЕРМ-1).

В 1996 г. Италия соответствовала только одному из пяти критериев — участвовала в ЕС и ее валюта была достаточно стабильной. По всем остальным показателям она существенно выходит за оговоренные пределы. Например, по итогам 1996 г. Италия имела дефицит государственного бюджета 6,8% ВВП (не более 3% ВВП), а государственный долг — 124% ВВП (60% ВВП).

Италия придерживается концепции приблизительного выполнения требований, так как в противном случае ей пришлось бы принять решение о дополнительной бюджетной экономии в 26 трлн лир. Тем не менее Италия целенаправленно готовила себя к введению в 1999 г. «евро». На 1997 г. был сформирован чрезвычайный бюджет, ориентированный на критерии присоединения к «евро». При этом в бюджет заложены поистине драконовские меры по сокращению государственных расходов и собираемости налогов. Рестрикционная политика правительства, ограничение роста заработной платы и высокие проценты привели к снижению частного потребления. Оно упало в 1996 г. на 0,8%. Темпы роста ВВП замедлились. В 1997 г. объем производства вырос на 2,7%, по сравнению с 1996 г. Италия гасит дефицит чрезвычайным «европейским налогом» .

Для проведения безналичных расчетов в «евро» Италия наряду с другими странами создает единую систему расчетов ТАРГЕТ при помощи специальной связи.

Для введения наличных расчетов в «евро» в Италии, как и в других странах, проводятся информационные кампании для ознакомления граждан с новой денежной единицей, между странами происходит обмен информацией.

В школьные программы были включены курсы, посвященные «евро».
Введение «евро», естественно, потребовало затрат. Основную тяжесть приняли на себя банковские учреждения, которым предстояло модифицировать компьютерные системы обработки данных и обслуживания клиентов, а к 2002 г. полностью заменить автоматы для выдачи денег и проверки купюр и вести параллельные расчеты в двух валютах. По оценке Банковской федерации ЕС, на это потребовалось около 10—12 млрд ЭКЮ, что составляет 2% годового оборота банковских операций. Процесс адаптации занял около 3 лет и требовал до 100 тыс. ЭКЮ. На обязательную двойную индексацию цен ушло еще 25 млрд. ЭКЮ.

В то же время считается, что введение «евро» должно было привести к оздоровлению государственных финансов, что высвободит крупные средства, которые тратятся на обслуживание государственного долга (в Италии «съедается» 20% бюджетных расходов). Это позволило бы увеличить затраты на создание новых рабочих мест и социальные нужды.
В целом, несмотря ни на колоссальные расходы, связанные с внедрением новой денежной единицы, ни на отклонение от необходимых критериев, Италия ввело «евро» с 1 января 1999 г. в числе первых 15 стран.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector