Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежное таргетирование это

Таргетирование.

Таргетированием называется выбор тактической цели для проведения монетарной политики (нормы процента или денежной массы).

Если ЦБ выбирает тактической целью денежную массу, значит при использовании своих инструментов он стремится обеспечить определенный темп прироста или сокращения денежной массы. ЦБ стремится поддерживать денежную массу на целевом уровне вне зависимости от колебаний спроса на деньги. Кривая предложения денег в этом случае приобретает знакомую нам вертикальную конфигурацию (рис. 8.2.1.).

Рис. 8.2.1. Выбор денежной массы в качестве тактической цели.

При выборе денежной массы в качестве тактической цели ЦБ теряет контроль над нормой процента. Это иллюстрирует график на рисунке 8.2.1. Предположим, на денежном рынке установилось равновесие в точке А, определяющей равновесный уровень нормы процента и реальной денежной массы . Допустим, в результате действия какого-либо из факторов происходит рост спроса на деньги. Кривая спроса на деньги сдвигается вправо ( ). Хозяйствующие субъекты стремятся больше занимать на финансовых рынках, в том числе, у коммерческих банков. У банков сокращаются резервы для проведения активных операций и они стремятся больше занимать у центрального банка. Однако ЦБ не желает увеличивать резервы банков, так как это может привести к приросту денежной массы выше целевого уровня. Поэтому рост спроса на деньги не сказывается на уровне денежной массы ( ), но приводит к резкому изменению цены денег – нормы процента до . Получается, что если ЦБ таргетирует денежную массу, он перестает даже косвенно контролировать процентные ставки.

Если же ЦБ выбирает тактической целью норму процента, тогда он стремится обеспечить определенный уровень процентных ставок в течение года. В этом случае ЦБ вне зависимости от колебаний спроса на деньги стремится поддерживать на целевом уровне процентные ставки. Кривая предложения денег в этом случае приобретает совершенно другую конфигурацию – горизонтальную. (рис. 8.2.2.).

Рис. 8.2.2. Выбор нормы процента в качестве тактической цели.

При выборе нормы процента в качестве тактической цели ЦБ теряет контроль над денежной массой. Это показано на графике на рисунке 8.2.2. Предположим, на денежном рынке установилось равновесие в точке C, определяющей равновесный уровень нормы процента и реальной денежной массы . Допустим, снова происходит рост спроса на деньги. Кривая спроса на деньги сдвигается вправо ( ). Это означает, что хозяйствующие субъекты стремятся больше занимать. У банков сокращаются резервы для проведения активных операций и они желают занять у центрального банка. При этом ЦБ не желает, чтобы в результате роста спроса на деньги возросли процентные ставки и проводит операции таким образом, чтобы увеличить резервы коммерческих банков, то есть удовлетворяет их потребности. Теперь рост спроса на деньги не сказывается на уровне нормы процента ( ). Норма процента остается на целевом для ЦБ уровне, однако его операции по поддержанию ликвидности банковской системы приводят к изменению денежной массы до уровня . В данном случае, очевидно, что если ЦБ таргетирует норму процента, он перестает контролировать объем денежной массы.

Читать еще:  Утрата золотом денежных функций

Возможен случай, когда ЦБ не устанавливает жестких тактических целей ни для нормы процента, ни для денежной массы. Это означает, что ЦБ допускает некоторое расширение или сокращение денежной массы при некотором снижении или росте процентных ставок. ЦБ устанавливает «коридор» для колебаний и нормы процента, и денежной массы. В этом случае график предложения денег выглядит как восходящая линия (рис. 8.2.3.).

Рис. 8.2.3. «Коридор» для колебаний нормы процента и денежной массы.

Рисунок 8.2.3. показывает, что если в результате роста спроса на деньги начинает расти норма процента, то ЦБ вводит в банковскую систему дополнительное количество резервов с тем, чтобы не допустить этого роста. Однако, так как сдерживание процентных ставок связано с ростом денежной массы и, возможно, инфляции, ЦБ позволяет норме процента незначительно вырасти. Поэтому денежная масса растет не так интенсивно, как в случае фиксации нормы процента.

График на рисунке 8.2.3. наиболее близок к той модели денежного рынка, которую использует Банк России с 2000 г. ЦБРФ считает, что колебания нормы процента более вредны для экономики, чем колебания денежной массы. Поэтому, хотя ЦБРФ и не фиксирует норму процента, он позволяет ей колебаться в сторону повышения лишь в незначительных пределах. Такой эластичный график предложения денег предполагает, что Банк России намного меньше контролирует денежную массу. Такой выбор Банка России связан с тем, что происходила смена приоритетов. Формально, конечной целью его денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен. Однако, анализ применения инструментов показывает, что ЦБР стремится стимулировать экономический рост. Он предполагает добиваться экономического роста (при максимально возможном сдерживании инфляции) путем снижения процентных ставок и стимулирования ими частных расходов.

Вопросы для самоконтроля:

Читать еще:  Виды и элементы денежной системы

1. Какие конечные цели денежно-кредитной политики может выбирать центральный банк?

2. Почему ЦБ устанавливает для себя иерархию целей, а не стремится достичь сразу конечной цели?

3. Может ли центральный банк регулировать норму процента с помощью изменений денежной базы?

4. На какую процентную ставку повлияют операции ЦБ на открытом рынке с ценными бумагами?

5. Что такое таргетирование? Какова цель таргетирования денежной массы? нормы процента?

6. Может ли ЦБ таргетировать одновременно и денежную массу и норму процента? Чем определяется выбор между таргетированием денежной массы и нормы процента?

7. Покажите на графике, каким образом таргетирование денежной массы приводит к потере контроля над нормой процента. Почему при таргетировании нормы процента теряется контроль над денежной массой.

8. Верно ли утверждение: «Если бы спрос на деньги не колебался, то центральный банк мог бы избрать в качестве своих промежуточных целей и денежную массу, и норму процента одновременно».

9. Если денежные власти определяют состояние экономики таковым, что график IS мало подвержен смещению, какую цель они скорее выберут: таргетирование ставки процента или денежной массы?

10. Предположим, что спрос на деньги и величину денежного мультипликатора денежные власти считают стабильными. Какой выбор промежуточных целей будет более предпочтительным в этом случае: таргетирование нормы процента или денежной массы?

1) Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. – Л., 1991. С. 268-281; 352-362.

2) Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. – М., СПб., 1994. С. 290-296; 382-395.

Читать еще:  Порядок работы с денежной наличностью

3) Миллер Р. Л., Ван-Хуз Д. Д. Современные деньги и банковское дело: Учебник для вузов. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 645-671; 673-710.

4) Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. / Пер. с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 499-522.

5) Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2002. № 18. С. 38-51.

6) Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год // Вестник Банка России. 2002. №68.

7) Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2003 года // Вестник Банка России. №50. С. 3-8.

8) Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. С. 457-477.

8.3. Активная и пассивная монетарная политика.

Денежно-кредитная политика может проводиться с разной эффективностью. Иногда центральные банки действительно обеспечивают стабильное развитие экономики. Но бывают случаи, когда именно их политика приводит к экономическим кризисам. Поэтому среди экономистов продолжается спор об эффективности монетарной политики. Существует две основные концепции проведения денежно-кредитной политики.

  1. Кейнсианская (активная) концепция.
  2. Неоклассическая (пассивная) концепция.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector