Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежные отношения внутри бюджетной системы страны

Межбюджетные отношения, направления их развития

Ключевое значение в решении вопроса сбалансированности бюджетов имеют межбюджетные отношения, представляющие собой денежные отношения внутри бюджетной системы страны, связанные с распределением и перераспределением средств между бюджетами одного или разных уровней, вследствие нехватки разграниченных доходов для осуществления разграниченных расходов или компенсации расходов, вызванной решениями вышестоящего органа власти или передачей объекта из подчинения органа власти одного уровня – другому.

Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.

Начиная с 90-ых годов законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации постоянно пытались найти наилучшие пути и методы регулирования межбюджетных отношений, в связи с чем в бюджетное законодательство часто вносились изменения и дополнения.

Межбюджетные отношения складываются из двух составляющих:

Рис. 9. Межбюджетные отношения

Под бюджетным федерализмом понимается форма организации межбюджетных отношений, которая позволяет сочетать фискальные интересы федерации с самостоятельностью региональных и местных бюджетов. Межбюджетные трансферты — средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой.

Межбюджетные отношения это один из основных элементов бюджетного устройства нашей страны, оказывающих влияние на жизнь всего населения Российской Федерации. Главной проблематикой в данном вопросе является неравенство регионов и муниципальных образований, сложившееся в результате социально — экономических, климатических, географических и иных факторов. Реформирование в этом направлении идет почти 15 лет, но актуальность задачи сохраняется до сих пор.

Традиционно выделяют выравнивающую и стимулирующую функции межбюджетного регулирования. В течение долгого периода времени на региональном уровне наблюдается ясное преобладание выравнивающей функции над стимулирующей.

Межбюджетные отношения строятся на таких принципах как: разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, самостоятельности бюджетов и равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Следовательно, для выравнивания доходов местных бюджетов власти субъектов РФ и осуществляют межбюджетное регулирование.

Межбюджетные взаимоотношения согласно ст. 6 БК РФ — это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения формируются в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но строиться они могут на разных основах (принципах). Условно различают унитарные (Великобритания, Италия, Казахстан, Франция, Турция, Япония и др.) и федеративные (Германия, Канада, Россия, США и др.) бюджетные системы.

Бюджетные системы федеративных государств отличает значительная самостоятельность органов власти субъектов федерации, т.е. второго после центрального правительства уровня власти в стране, в части установления налоговых ставок и введения новых налогов, распределения расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов. В странах с федеративным устройством расходные обязательства бюджетов субъектов федерации гораздо шире, чем у бюджетов аналогичного уровня в унитарных государствах. Для последних характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны, а в федеративных государствах указанные параметры могут отличаться по субъектам (в зависимости от регионального законодательства).

Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм — это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Основная проблема бюджетного федерализма — как в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко и на постоянной основе распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Важная роль в организации межбюджетных отношений отводится межбюджетным трансфертам, которые согласно БК РФ представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты имеют различные формы. Так, из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы межбюджетные трансферты предоставляются в форме:

1. Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

2. Субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации

3. Субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации

4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации

5. Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу, на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Межбюджетные отношения должны способствовать финансовому обеспечению первоочередных расходов, связанных с выплатой заработной платы, социальным обеспечением, предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также расходов на поддержку реализации основных направлений государственной политики на региональном и местном уровнях.

На федеральном уровне должны быть созданы необходимые условия для повышения налоговой автономии субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, что станет предпосылкой для повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов. Налоги, уплачиваемые налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, должны быть увязаны с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг (оказываемых функций), что, в свою очередь, приведет к повышению ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2016 — 2018 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

-обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

-сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;

-повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;

-продолжение консолидации межбюджетных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ.

Прогнозируемые основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации представлены в таблице 11.

Прогноз основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 — 2017 годах

Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм;

Вопрос

Политика в области межбюджетных отношенийодин из наиболее «наболевших» вопросов современной бюджетной системы Российской Федерации. Реформирование межбюджетных отношений в России постепенно превратилось в некий постоянный процесс. Сменяются концепции, программы, уточняется бюджетное законодательство, при этом оптимальная модель взаимодействия всех уровней управления в системе бюджетных полномочий и ресурсов пока не найдена. Так что же такое межбюджетные отношения?

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Читать еще:  Что относится к денежным обязательствам

Таким образом, межбюджетные отношения – это денежные отношения внутри бюджетной системы страны, связанные с распределением и перераспределением средств между бюджетами одного или разных уровней, вследствие нехватки разграниченных доходов для осуществления разграниченных расходов или компенсации расходов, вызванной решениями вышестоящего органа власти или передачей объекта из подчинения органа власти одного уровня – другому.

Межбюджетные отношения существуют в любом государстве (как в унитарном, так и федеративном), но складываться они могут на разных принципах. Основными принципами функционирования унитарного государства являются высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем прав нижестоящих органов власти, что безусловно накладывает отпечаток на межбюджетные отношения. Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных принципах. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

В настоящее время в научной литературе нет четкого определения понятия «бюджетный федерализм». Однако, с нашей точки зрения, бюджетный федерализм – первичное разграничение полномочий, доходов и расходов между уровнями управления, предполагающее выполнение следующих условий:

§ равенство (что не означает тождество) бюджетных прав субъектов Федерации;

§ разграничение бюджетных полномочий между органами власти разного уровня в соответствии с возложенными на них задачами и функциями;

§ разграничение бюджетных расходов и доходов между звеньями бюджетной системы в соответствии с бюджетными полномочиями органов власти разного уровня;

§ прозрачность межбюджетных отношений.

В настоящее время нет единого мнения по поводу границ принципа федерализма: одни авторы считают, что категория «бюджетный федерализм» лежит в основе построения бюджетной системы федеративного государства, другие относят его к бюджетным системам всех государств.

В настоящее время российские специалисты выделяют две основные модели бюджетного федерализма – американскую и западно-европейскую (германскую). Сравнительную характеристику моделей бюджетного федерализма содержит табл.1.

Сравнительная характеристика моделей бюджетного федерализма

Бюджетное устройство и межбюджетные отношения в РФ

Бюджетное устройство это организация бюджетной системы, включающая в себя:

1) структуру бюджетной системы;

2) организационные принципы построения бюджетной системы;

3) взаимосвязь бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного

устройства. Под которой понимается внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней .

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации Разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если нижестоящий бюджет не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Таким образом, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основании федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например: бюджеты районов в городе и бюджет города образует консолидированный бюджет города. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета.

Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение года с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

1. единство бюджетной системы РФ;

2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3. самостоятельности бюджетов;

4. равенство бюджетных прав субъектов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6. сбалансированности бюджета;

7. эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

10. достоверности бюджета;

11. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, связанных с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным

уровням бюджетной системы РФ;

2. разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4.выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

5. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

С одной стороны, система межбюджетных отношений во многом зависит от финансовых возможностей федеральной власти, а с другой – является важным фактором экономического развития и, соответственно, влияет на наполняемость федерального бюджета.

Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизм реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление межбюджетными отношениями.

Читать еще:  Теория дисконтированного денежного потока

Естественно, что полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти достичь трудно, поэтому недостаток средств, как правило, приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов. Более того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться в целях воздействия на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти.

В соответствии с принципами межбюджетных отношений отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации – в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы – это налоги или доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами полностью или частично на постоянной основе в соответствии с действующим законодательством.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым законодательными (представительными) органами власти вышестоящего территориального уровня, при утверждении бюджета на очередной финансовый год, устанавливаются на временной (не менее чем на год) и на долговременной с указанием срока (не менее трех лет) основе нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты нижестоящего уровня.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и регионального фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Для сбалансированности территориальных бюджетов используются также дотации, субвенции и субсидии.

Дотации – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. Различают текущие и инвестиционные субвенции в зависимости от их целевого характера и условий предоставления.

Субсидии – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Значительным источником формирования доходной части территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет.

Тема 3. Бюджетная система и бюджет государства

Тема 3. Бюджетная система и бюджет государства

Чтение книг — престижно, современно, выгодно.

Знания — тоже капитал, который всегда с тобой.

17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы

Необходимо отметить, что важнейшей задачей любого государства является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надежная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему страны.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет государства — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет является основным финансовым планом государства, он дает органам власти реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. В бюджете фиксируются конкретные направления расходования средств, направления перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики. Бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие основные задачи: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства; контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета (основная) проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на различных уровнях государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50 % ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, ускорять или снижать рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Читать еще:  Правовые основы функционирования денежной системы рф

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Доходы бюджета выступают в денежной форме и обезличено.

Доходы бюджета могут иметь налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются получатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета имеют в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство государства и его принципы

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система — совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Построение бюджетной системы зависит также от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованьями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех система права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. Внутри государств — членов конфедерации действуют собственные бюджетные и налоговые системы. За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

6. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм.

Политика в области межбюджетных отношений — один из наиболее «наболевших» вопросов современной бюджетной системы Российской Федерации. Реформирование межбюджетных отношений в России постепенно превратилось в некий постоянный процесс.

Таким образом, межбюджетные отношения складываются из двух составляющих:

Сущность межбюджетных отношений

Выбор механизмов межбюджетного выравнивания – основная задача при реализации межбюджетных отношений, поскольку, межбюджетной выравнивание — объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые вследствие исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.

Действующий механизм оказания финансовой помощи региональным бюджетам начал складываться с 1994 г., когда впервые был образован Фонд финансовой поддержки регионов РФ (ФФПР). Переход к современной методике предоставления финансовой помощи бюджетам субфедерального уровня осуществлялся поэтапно. В настоящее время финансовая помощь субъектам Российской Федерации осуществляется в виде межбюджетных трансфертов.
В соответствии со ст.6 БКРФмежбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета:
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
субсидии бюджетам субъектов РФ;
субвенции бюджетам субъектов РФ;
иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ;
межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
В настоящее время межбюджетные трансферты бюджетам субъектам РФ направляются из 3 фондов, формируемых в составе федерального бюджета, хотя с 2001 года их было 5.
Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector