Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежные реформы рк

Денежная реформа Республики Казахстан 1993 года и ее необходимость

С распадом в декабре 1991 г. СССР Казахстан продолжал оставаться в «рублевой зоне». В 1992 г. выпущены в обращение купюры крупного достоинства-200, 500 и 1000 рублей.

23 июля 1993 г. Центральный банк России сообщил об изъятии советских денежных знаков образца 1961-1992 гг., а также российских купюр достоинством 5000 и 10000 рублей образца 1992 г. На обмен первоначально отводилась неделя. Сумма, подлежащая обмену, не могла превышать 35 тыс. рублей. Спустя 2 дня срок обмена был продлен до 1 сентября 1993 г., а лимит увеличен до 100 тыс. рублей на человека.

Денежная реформа в России привела к массовому сбросу денег старого образца в страны СНГ, в том числе в Казахстан.

Еще в первой половине 1992 года руководство Республики Казахстан предприняло шаги к выпуску собственной валюты. Контракт на выпуск новых денег был подписан с английской фирмой «Харрисон». В 1993 г. купюры достоинством 1, 3, 5, 10, 20, 50 и 100 тенге были доставлены в Казахстан. Они снабжены 18 степенями защиты от подделок.

12 ноября 1993 г. Президент Республики Казахстан подписал Указ «О введении национальной валюты Республики Казахстан». Этим Указом с 15 ноября была введена национальная валюта -тенге.

Обмен казначейских и банковских билетов Госбанка СССР и банка России образца 1961-1992 гг. на тенге был завершен к 18 часам 20 ноября.

Обмен наличных рублей, а также рублевые счета, вклады и обязательства обменивались на тенге по обменному курсу 1 тенге за 500 рублей.

Все граждане Республики Казахстан старше 16 лет могли обменять сумму в пределах 100 тыс. рублей. Обмен производился только один раз, о чем делалась отметка в паспорте. Суммы свыше 100 тыс. рублей зачислялись в тенге на специальный лицевой счет в банке без права использования на срок до 6 месяцев. Специальная комиссия рассматривала законность происхождения этих средств.

С 15 до 18 ноября население могло рассчитываться и тенге, и рублями.

В балансах предприятий рублевые активы и пассивы были пересчитаны в тенге за двое суток (15-16 ноября). В период обмена наличных денег и пересчета активов и пассивов банки не проводили операции с клиентурой.

Национальный Банк Республики Казахстан установил валютный курс тенге: 1 доллар США = 4,7 тенге. В последующие годы он резко вырос. Соответственно росли цены и заработная плата.

6. Денежная масса как количественный показатель денежного обращения. Понятие денежной базы.

Показателем денежного обращения является денежная масса, конкретный состав которой определяется спецификой кредитно-денежной системы той или иной страны.

В большинстве стран агрегат М1 — это совокупность наиболее ликвидных денег, включающий в себя наличные деньги в обороте и бессрочные депозиты. Некоторые страны относят сюда все текущие вклады, другие (Великобритания) только те депозиты, по которым не начисляются проценты. В США к mi относят также аккредитивы, выпущенные небанковскими организациями, в Японии — еще и депозиты с предварительным извещением за 7 дней.

Существенные различия имеются между странами при определении агрегатов М2 и М3.

Каждый последующий агрегат включает в себя все элементы предыдущего, является носителем большей массы денег, но менее ликвиден, чем предыдущий.

В Казахстане существует определенная методика расчета денежной массы, включающей следующие агрегаты — показатели объема и структуры денежной массы:

МО — наличные деньги, находящиеся в обращении

mi = mo + депозиты до востребования в национальной валюте небанковских юридических и физических лиц (переводимые депозиты).

М2 = mi + депозиты до востребования небанковских юридических и физических лиц в иностранной валюте + другие депозиты в национальной валюте (срочные и сберегательные).

М3 = М2 + другие депозиты в иностранной валюте.

Структура денежных агрегатов меняется с развитием инструментов денежного рынка и не является статичной.

Денежная база представляет собой первоначально созданные центральным банком денежные средства, отражаемые в его балансе и являющиеся базой для создания вторичных денег коммерческими банками.

Денежная база включает следующие компоненты:

• Наличные деньги вне Национального Банка;

• Средства банков второго уровня (обязательные и избыточные резервы) и других небанковских кредитных организаций на корреспондентском счете в Национальном Банке Республики Казахстан.

6. Сущность и факторы развития инфляции. Виды инфляции.

Инфляция – сложный социально-экономический процесс, который в разные периоды времени трактовался по-разному: как чрезмерный выпуск денежных знаков сверх потребностей оборота; как любое обесценение бумажных денег; как переполнение каналов обращения избыточной массой бумажных денег по сравнению с количеством золота, необходимого для обращения; как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования; как повышение общего уровня цен. Инфляцию следует рассматривать как:

нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;

явный или скрытый рост цен;

натурализация процессов обмена (бартерные сделки);

снижение жизненного уровня населения.

Факторы развития инфляции можно классифицировать по двум группам – внешние и внутренние.

К внутренним факторам относят:

— чрезмерные военные расходы, что способствует потере части общественного богатства, создает дополнттельный денежный спрос за счет военных ассигнований без соответствующего поступления товаров в оборот, порождает дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;

— необоснованное повышение цен и заработной платы;

— кризис государственных финансов;

— кредитная экспансия – расширение масштаба банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, что ведет к эмиссии денег в безналичной форме;

— чрезмерная эмиссия денег в наличной и безналичной форме, увеличение скорости их обращения.

— структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;

— обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии денег, что пополняет каналы денежного обращения, ведет к инфляции.

В зависимости от причин, вызывающих инфляцию, различают открытую, или ценовую инфляцию, которая выражается в систематическом повышении общего уровня цен, и подавленную, или скрытую, проявляющуюся в растущем дефиците товаров при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованным характером их установления.

Классификация инфляции возможна и на основе других критериев: социально-экономических условий, типа денежной системы страны, факторов и степени инфляционных процессов. Наибольшее распространение получила классификация инфляции по темпам нарастания цен:

нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3 – 3,5% в год; масштаб инфляции поддается контролю;

умеренная инфляция (ползучая) – темпы достигают до 10 % в год; такая инфляция признается относительно безвредной ;

галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен от 20 до 200 % в год; в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и процесс экономического развития;

гиперинфляция – начинается при повышении цен более, чем на 50 % в месяц на протяжении длительного периода времени – полугодия или более; за год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота, уступая место товарному бартеру

Выделяют также такие виды инфляции, как: сбалансированная и несбалансированная; ожидаемая и неожидаемая; структурная; инфляция спроса и инфляция издержек.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для экономики темпов ее роста.

Основная литература:

1. Деньги, кредит, банки. Учебник под ред. Сейткасимова Г. С. – Алматы, Экономика, 1998 г., стр. 23 – 57.

2. Деньги, кредит, банки. Учебник под ред. Лаврушина О. И. – Москва, Финансы и статистика, 2004 г., стр. 185 – 225

Дополнительная литература:

1. А. Г. Мнацаканян. Деньги и кредит. Учебное пособие – Калининград, 2000 г., стр. 33 – 77.

2. В. А. Щегорцов, В. А. Таран. Деньги, кредит, банки. Учебник – Москва, 2005 г., стр.46 – 92.

3.Закон РК от 13.12.1993 г. «О денежной системе Республики Казахстан».

4. Указ Президента РК от 12.11.1993 г. «О введении национальной валюты Республики Казахстан».

5. Закон РК от 29.06.1998 г. «О платежах и переводах денег».

6. В. В. Усов. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. Учебное пособие – Москва, 1999 г., стр.100 -124.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под денежным оборотом?

2. Что подразумевается под наличным и безналичным денежным оборотом?

3. Какие формы безналичных расчетов используются в РК?

4. Каковы причины перехода от металлических к бумажным деньгам?

5. Что такое бумажные деньги?

6. Чем кредитные деньги отличаются от бумажных?

Читать еще:  Формы денежных систем

7. Охарактеризуйте виды кредитных денег.

8. Охарактеризуйте понятия денежной массы и денежной базы.

9. Какова структура денежных агрегатов в РК?

10.Что такое денежная система государства и каковы ее элементы?

11.Охарактеризуйте понятие биметаллизма и его разновидности.

12.Что такое монометаллизм? Каковы его разновидности?

13.Сущность и факторы развития инфляции.

14.Классификация видов инфляции.

15.Содержание и порядок проведения денежной реформы 1993 г. в РК.

Будет ли в Казахстане денежная реформа? Кому предназначены 4 миллиарда долларов из государственной программы поддержки экономики? На вопросы отвечает министр финансов Н.Коржова

Жети кун, 21 октября 2007 года

ЕЩЁ РАЗ УТОЧНЮ, ЧТО СУММА В 4 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ, КОТОРУЮ ПРЕЗИДЕНТ ПОРУЧИЛ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РАЗБИТА НА ДВЕ ЧАСТИ — ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА УДАЛОСЬ ИЗЫСКАТЬ В БЮДЖЕТЕ ЭТОГО — 2007 ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗА СЧЁТ НЕОСВОЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ ПО ЛИНИЯМ РАЗНЫХ МИНИСТЕРСТВ И РЕГИОНАЛЬНЫХ АКИМАТОВ.

ОСТАВШИЕСЯ 2,5 МИЛЛИАРДА ЗАЛОЖЕНЫ В БЮДЖЕТЕ 2008 ГОДА, НО КАК ПОЯСНИЛА В ЭКСКЛЮЗИВНОМ ИНТЕРВЬЮ НАШЕЙ ПРОГРАММЕ МИНИСТР ФИНАНСОВ НАТАЛЬЯ КОРЖОВА, ЭТА СУММА МОЖЕТ И НЕ ПОНАДОБИТСЯ. ЭТО СВОЕГО РОДА СТРАХОВОЧНЫЙ ФОНД НА ТОТ СЛУЧАЙ, ЕСЛИ ЭКОНОМИКА ВДРУГ ПОТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ. НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ЭТИ ДЕНЬГИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ И НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ.

БОЛЕЕ ПРЕДМЕТНО ОБ ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА НАТАЛЬЯ КОРЖОВА РАССКАЗАЛА ЮЛИИ СИНЧУК, ПОПУТНО ПРОКОММЕНТИРОВАВ ПОЯВИВШУЮСЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОЙ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЕ.

— Наталья Артёмовна, в последнее время руководство Правительства много говорит о плане поддержки экономики и произошла даже некоторая путаница — этого плана с новыми программами, заложенными в бюджет 2008 года. Вы не могли бы прояснить этот вопрос.

НАТАЛЬЯ КОРЖОВА, Министр финансов РК:

— Тот план, который лежит сегодня в основе нашей работы, направлен на сохранение социально-экономической ситуации в стране. И не может быть иначе, потому что Казахстан — это часть мира, в глобальной экономике происходят те процессы, которые тоже нас касаются, и поэтому мы работаем сейчас над тем, что хотим упредить в Казахстане те или иные риски, которые могут быть. Сегодня ситуация стабильная, ВВП растет, все расходы поступают своевременно, осуществляются бесперебойно, повышены заработная плата, пособия на всех уровнях выплачиваются по тем датам, по которым положено их выплачивать. Тридцать четыре банка в стране мониторятся Национальным банком, отслеживается положение дел на депозитах, весь кредитный портфель банков второго уровня изучается ежедневно. Рабочий день министра финансов начинается с того, что изучается состояние единого казначейского счета. Я хочу сказать, что ситуация в финансово-банковском секторе стабильная.

— Наталья Артемовна, тот план, который принимает Правительство, он как-то связан с недавними изменениями и уточнениями в бюджет нынешнего года?

— Да, безусловно, он связан с этими уточнениями и нацелен на то, чтобы длинные деньги и дешевые деньги, которые мы сегодня изыскали в ходе уточнений бюджета 2007 года в сумме полтора миллиарда долларов направить через Фонд устойчивого развития «Казына» и через Казахстанскую ипотечную компанию на рефинансирование тех проектов, которые нужны экономике Казахстана. Нам необходимо поддержать темпы роста ВВП, малый и средний бизнес, предприятия, которые создаются, чтобы экономика страны была диверсифицирована, для того, чтобы были созданы рабочие места. Именно с этой целью и будут рефинансироваться кредиты банков второго уровня, а Казахстанская ипотечная компания, в свою очередь (безусловно, на возвратной основе) выкупит кредиты ипотечные. Банки второго уровня, получив средства, направят их в преимущественно строительную отрасль, потому как необходимо за счет этого дополнительно фондирования достроить те дома, которые связаны с долевым участием физических лиц.

— То есть, я правильно поняла, деньги выделяются не банкам второго уровня, а для экономики?

— Безусловно, речь и идет о том, чтобы поддержать реальный сектор экономики, чтобы сохранить темпы и уровень развития страны.

— Помимо строительства, какие сектора экономики ещё будут поддержаны?

— Малый и средний бизнес. Эти проекты будет продолжать кредитовать Банк развития и Фонд поддержки предпринимательства, которые входят в состав «Казыны».

— Хорошо, скажите, а зачем тогда зарезервировано 2,5 млрд. долларов в бюджете 2008 года?

— Для того, чтобы нам сработать на упреждение и сформировать некую провизию в бюджете, резерв на всякий случай, как это бывает в рачительной семье — нужно понимать, что могут понадобиться деньги, чтобы быстро реагировать на ситуацию. Поэтому мы аккумулируем 2,5 млрд. долларов для отдельных статей расходов бюджета. Но не факт, что эти деньги нам пригодятся. Если всё будет стабильно, если экономика будет развиваться прежними темпами, если всё будет проходить так, как прописано в наших планах, то вполне возможно мы пойдем в Парламент вновь просить уточнить бюджет и направить эти средства на реализацию других социальных бюджетных программ. При этом я хочу отметить, что ни с одной социально значимой программы мы не сняли ни одного тенге. Все программы, которые предполагалось профинансировать, все нашли отражение в проекте бюджета 2008 года. К приоритетам отнесено здравоохранение, образование, социальное обеспечение, газификация, строительство социально значимых объектов. Это говорит о том, что в бюджете следующего года все те расходы, которые предписывались в соответствии с Посланием главы государства «Казахстан в новом мире» увеличить — они увеличены.

— Скажите, почему нельзя было взять эти деньги из Национального фонда, ведь он создавался с целью некоего резерва государства?

— Видите, в этом нет необходимости. Ещё раз подчеркну, что сегодня ситуация в Казахстане стабильная. Национальный фонд — это закрома родины, они используются только в случаях, когда идет «кассовый разрыв», т.е. когда нет доходов в стране, не на что реализовывать социальные обязательства перед гражданами страны, это когда цены на нефть, металлы или другие наши базовые статьи доходов упали — и в результате бюджет недополучает ресурсы. В нашем случае бюджет не только получает ресурсы, он их получает с избытком, поэтому нет необходимости трогать ни Национальный фонд, ни золотовалютные резервы страны. Эти два источника — та подушка, которая всегда будет в государстве на случай возможного кризиса, которого в Казахстане нет и надеемся не будет.

— Ну и в завершении не могу не спросить Вас о том, не грядет ли в Казахстане денежная реформа? Уже появился слух, что нас ожидает деноминация…

— Нет, денежная реформа даже не обсуждается в Правительстве, это во-первых. Во-вторых, монетизация, наличие денежных купюр, средств в экономике сегодня адекватно её потребностям. Хочу сказать, что год назад мы заменили дизайн наших денежных купюр, отдали большие деньги и мировая практика такова — коль это было сделано, то ещё (как минимум) десятки лет будет продолжаться использование этих денег в экономике.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу ещё раз — нет, никакой денежной реформы не будет.

Денежная реформа в Казахстане

Реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа:

Первый этап: 1992 -конец 1993 гг.Начавшаяся либерализация цен и ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудер­жимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.

В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к со­кращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.

В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После «скачка» неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные долги.

начался с момента введения национальной валюты -конец 1993 г. — 1995 г.

и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухуд­шение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.

В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, до­ходность которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);

в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 — 48,9%. Ре­альная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная — 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. — 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная — 368,2 млрд. тенге, или 58%).2

Читать еще:  Номинальный денежный поток

УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 «О введении национальной валюты Республики Казахстан » было положено начало денежной реформы.

Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:

1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан — тенге.

3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»

Денежно-кредитная политика Национального банка Киргизской Республики
Содержание: Введение 3 ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика. .

Анализ активов
Нематериальные активы по-английски называются гораздо более романтично — intangible («неосязаемые»). То есть в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к че .

Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом (по-английски marketing, от market — рынок) называют современную систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на комплексном анализе рынка, .

Экономику Казахстана ждут радикальные реформы

24 января 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев провел расширенное заседание правительства. Перечислив положительные результаты работы Кабмина, глава государства также сказал, что есть вопросы качества экономического развития. За 11 месяцев 2019 года объем ссудного портфеля к ВВП снизился с 23% до 22%.

«В прошлом году мы, к сожалению, стали «чемпионами» Евразийского экономического союза по уровню инфляции. Большая проблема – отсутствие значительного роста производительности труда. Это проблема. Медленно растет доля несырьевого экспорта», – констатировал глава государства.

Он поставил ряд задач и дал поручения министрам и акимам, высказался по актуальным вопросам и обозначил приоритеты. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz собрал цитаты Касым-Жомарта Токаева по основным поручениям, прозвучавшим на заседании правительства.

Новая программа радикальных реформ экономики

«Считаю важным подготовить программу глубоких, возможно, радикальных реформ экономики страны. Нам нужен новый экономический курс, который даст четкое видение ключевых проблем и методов их решения. Реформы, как известно, требуют воли и решительности. Именно к этому я призываю правительство. Пока же основные решения принимаются государственным аппаратом медленно, с оглядкой на многочисленные нормативные акты, со ссылкой на необходимость межведомственного согласования. Так работать в условиях ужесточения международной конкуренции и с учетом справедливых требований народа уже нельзя. Реформы придется проводить буквально «через колено»

Модернизация фискальной политики

«Применение налоговых льгот при решении развития той или иной отрасли стало повсеместным. Предоставить налоговые льготы, конечно, проще и быстрее, нежели системно развивать отрасли, создавать рынки сбыта, настраивать отраслевое регулирование. Но необходимо помнить, что налоги – это народные деньги, за счет которых решаются долгосрочные общегосударственные задачи. А льготы же получают отдельные отрасли и предприятия»

«Объем условных потерь только в рамках свободных экономических зон составляет более 2 триллионов тенге. Из бюджета в инфраструктуру 13 СЭЗ дополнительно вложено 340 млрд тенге. За этот период от СЭЗ получено только 170 млрд тенге налогов. Создано всего 18 тысяч постоянных рабочих мест. Практически все СЭЗ имеют проблемы с качественным заполнением, то есть плохо управляются. Поручаю правительству проанализировать весь спектр предоставляемых налоговых преференций на предмет их эффективности и целесообразности»

«Поручаю правительству проанализировать весь спектр предоставляемых налоговых преференций на предмет их эффективности и целесообразности. Конечно же, закрывать все СЭЗ нельзя, нужно вдумчиво рассмотреть эту проблему, сбалансированно подойти к ее решению»

«Да, мы освободили от налогов микро- и малый бизнес, чтобы дать импульс его развитию, это было оправдано и с социальной, и даже с политической точки зрения. Но повсеместное освобождение от налогов может привести к серьезным негативным последствиям. Только в 2018 году было предоставлено льгот на сумму 4,5 трлн тенге. Доходы консолидированного бюджета сократились с 32% от ВВП в 2005 году до 18% в 2019 году».

«Средства от приватизации активов должны напрямую направляться в Национальный фонд для будущих поколений. Необходимо исключить дублирование функций Нацфонда путем создания альтернативных фондов в национальных компаниях».

«Собственники, то есть акиматы, министерства, нацкомпании, регулярно ходатайствуют о пересмотре списков и переносе сроков. Из плана приватизации исключено 127 объектов, в том числе, в 2019 году — 20 объектов. Министерства финансов и нацэкономики должны наладить четкий мониторинг и контроль всего процесса приватизации, вне зависимости от ведомственной принадлежности».

«Поручаю правительству доложить о результатах в срок до 1 мая текущего года. Следует определить расходы, которые можно безболезненно отложить. Предлагаю в качестве первой меры объявить долгосрочный мораторий на расходы по приобретению дорогостоящего транспорта и мебели, на проведение различных форумов, семинаров, конференций. Мероприятия в нашей стране должны приносить ярко выраженную практическую и идеологическую пользу».

Безопасность внутреннего рынка

Для обеспечения безопасности внутреннего рынка президент поручил правительству разработать Программу торговой политики до 2025 года, развивать Национальную систему сертификации, вернуть доверие к Национальным стандартам, а также подготовить и принять до конца текущего года Закон «О техническом регулировании».

Навести порядок в закупках и городских перевозках

«До 49% закупок в государственных органах и от 70% до 90% в закупках квазигосударственного сектора по-прежнему осуществляются из одного источника. Следует прекратить закуп неконкурентными способами, сведя до абсолютного минимума так называемые исключительные обстоятельства. К примеру, в 8 регионах созданы муниципальные автопарки при достаточном наличии частных перевозчиков. Правительство обязано навести порядок в сфере городских пассажирских перевозок. Это важный социальный вопрос. Срок исполнения – 2 месяца».

«На всю страну прогремел скандал с банкротством автобусных компаний в Алматы и Шымкенте. Подобного рода скандалы и инциденты ни в коем случае допускать нельзя, я обращаю внимание акимов. Банкротятся одни компании и тут же создаются, в том числе и за государственные средства, другие. Это абсолютно недопустимо. Вместо системного решения проблемы с субсидированием перевозок, акиматы создают новые предприятия с государственным участием, вливают туда бюджетные средства».

Стабильность господдержки в АПК

«У нас есть пятилетняя Программа развития АПК. В ней прописаны цели, задачи, конкретные производственные и экономические показатели отрасли. То есть с планами и приоритетами правительство определилось. В то же время меры поддержки, то есть субсидии, меняются каждый год! За последние 5 лет сумма составила более 2 трлн тенге, при этом субсидии менялись 47 раз. Я поручал Правительству обеспечить стабильность мер господдержки, повысить их эффективность. Данное поручение пока не выполнено. Жду решений и конкретных предложений».

Использование пенсионных накоплений

«Что касается использования части пенсионных отчислений на приобретение жилья и иные нужды. Сделан первый шаг в решении этого важного вопроса. Наша цель – не раздать все накопления сейчас, оставив людей без достойной пенсии в старости. Нужно создать стимул для выведения зарплат из тени, чтобы люди начали требовать от работодателей платить пенсионные взносы. Правительство и Национальный Банк начинают реализацию этой реформы. Постепенно следует расширять круг граждан, которым можно предоставить такую возможность».

«Серьезный вопрос — менталитет и стиль работы госслужащих. Они должны быть ориентированы на результат, а не на бесконечную переписку и перекладывание ответственности. С другой стороны, апатия и безынициативность, нерешительность — также результат чересчур пристального внимания правоохранительных органов к госслужащим. Нередко управленческие решения трактуются коррупционно мотивированными. В этой ответственной работе не может быть предвзятости. В итоге забюрократизированный процесс согласований приводит к принятию выхолощенных документов, ориентированных на формальную сторону исполнения поручений, а не на достижение реальных результатов».

«Нам предстоит определиться со структурой госаппарата, определить задачи, полномочия, оптимальную численность госорганов. Госуправление — это аппарат, то есть люди, с которых общество будет спрашивать за успех или неудачу. Здесь потребуется серьезная реформа, которая утвердит принципы меритократии».

Читать еще:  Фонды денежных средств организаций это

«До конца года мы должны сделать качественный рывок в реформе госуправления. Создан молодежный кадровый резерв, но этого недостаточно».

«Членам правительства и акимам даю возможность исправить недостатки. Поручения, данные сегодня в ходе заседания, необходимо исполнить с большой ответственностью. Весной мы вернемся к этому вопросу, тогда мы примем конкретные меры по освобождению от должностей лиц, которые по разным причинам не смогли на должном уровне осуществить возложенные на них задачи».

Регистрация авто из стран ЕАЭС

«Большинство ввезенных в страну таких автомобилей не ставится на учет. Таких транспортных средств десятки тысяч. Я даю поручение Генеральной прокуратуре дать правовую оценку сложившейся ситуации. Для разрешения данной проблемы правительству в месячный срок в разовом порядке следует обеспечить временную регистрацию автомобилей, ввезенных по состоянию на 1 февраля 2020 года гражданами Казахстана из стран ЕАЭС для личного пользования. Регистрация на эти автомобили будет действовать до 1 марта 2021 года. При этом граждане должны уплатить регистрационный сбор и госпошлину. Временная регистрация должна осуществляться без права отчуждения и передачи в пользование и распоряжение другим лицам. До 1 марта 2021 года автовладельцы должны уплатить таможенные пошлины и утилизационный сбор с постановкой автомобиля на постоянный учет, либо вывезти его из страны, либо осуществить иное, не запрещенное законодательством действие».

«В ходе реализации системы ОСМС ни один человек не должен быть лишен возможности получать медицинскую помощь из-за каких-либо недоработок государственных органов. Я сейчас это предупреждаю. Все спорные моменты при определении статуса и страхового покрытия должны решаться в пользу пациента».

«Он (Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения) вызвал оживленную дискуссию в нашем обществе. Поэтому данный документ должен обсуждаться открыто, должен учитывать все приемлемые рекомендации Всемирной организации здравоохранения и ОЭСР».

Будет ли в Казахстане денежная реформа? Кому предназначены 4 миллиарда долларов из государственной программы поддержки экономики? На вопросы отвечает министр финансов Н.Коржова

Жети кун, 21 октября 2007 года

ЕЩЁ РАЗ УТОЧНЮ, ЧТО СУММА В 4 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ, КОТОРУЮ ПРЕЗИДЕНТ ПОРУЧИЛ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РАЗБИТА НА ДВЕ ЧАСТИ — ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА УДАЛОСЬ ИЗЫСКАТЬ В БЮДЖЕТЕ ЭТОГО — 2007 ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗА СЧЁТ НЕОСВОЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ ПО ЛИНИЯМ РАЗНЫХ МИНИСТЕРСТВ И РЕГИОНАЛЬНЫХ АКИМАТОВ.

ОСТАВШИЕСЯ 2,5 МИЛЛИАРДА ЗАЛОЖЕНЫ В БЮДЖЕТЕ 2008 ГОДА, НО КАК ПОЯСНИЛА В ЭКСКЛЮЗИВНОМ ИНТЕРВЬЮ НАШЕЙ ПРОГРАММЕ МИНИСТР ФИНАНСОВ НАТАЛЬЯ КОРЖОВА, ЭТА СУММА МОЖЕТ И НЕ ПОНАДОБИТСЯ. ЭТО СВОЕГО РОДА СТРАХОВОЧНЫЙ ФОНД НА ТОТ СЛУЧАЙ, ЕСЛИ ЭКОНОМИКА ВДРУГ ПОТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ. НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ЭТИ ДЕНЬГИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ И НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ.

БОЛЕЕ ПРЕДМЕТНО ОБ ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА НАТАЛЬЯ КОРЖОВА РАССКАЗАЛА ЮЛИИ СИНЧУК, ПОПУТНО ПРОКОММЕНТИРОВАВ ПОЯВИВШУЮСЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОЙ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЕ.

— Наталья Артёмовна, в последнее время руководство Правительства много говорит о плане поддержки экономики и произошла даже некоторая путаница — этого плана с новыми программами, заложенными в бюджет 2008 года. Вы не могли бы прояснить этот вопрос.

НАТАЛЬЯ КОРЖОВА, Министр финансов РК:

— Тот план, который лежит сегодня в основе нашей работы, направлен на сохранение социально-экономической ситуации в стране. И не может быть иначе, потому что Казахстан — это часть мира, в глобальной экономике происходят те процессы, которые тоже нас касаются, и поэтому мы работаем сейчас над тем, что хотим упредить в Казахстане те или иные риски, которые могут быть. Сегодня ситуация стабильная, ВВП растет, все расходы поступают своевременно, осуществляются бесперебойно, повышены заработная плата, пособия на всех уровнях выплачиваются по тем датам, по которым положено их выплачивать. Тридцать четыре банка в стране мониторятся Национальным банком, отслеживается положение дел на депозитах, весь кредитный портфель банков второго уровня изучается ежедневно. Рабочий день министра финансов начинается с того, что изучается состояние единого казначейского счета. Я хочу сказать, что ситуация в финансово-банковском секторе стабильная.

— Наталья Артемовна, тот план, который принимает Правительство, он как-то связан с недавними изменениями и уточнениями в бюджет нынешнего года?

— Да, безусловно, он связан с этими уточнениями и нацелен на то, чтобы длинные деньги и дешевые деньги, которые мы сегодня изыскали в ходе уточнений бюджета 2007 года в сумме полтора миллиарда долларов направить через Фонд устойчивого развития «Казына» и через Казахстанскую ипотечную компанию на рефинансирование тех проектов, которые нужны экономике Казахстана. Нам необходимо поддержать темпы роста ВВП, малый и средний бизнес, предприятия, которые создаются, чтобы экономика страны была диверсифицирована, для того, чтобы были созданы рабочие места. Именно с этой целью и будут рефинансироваться кредиты банков второго уровня, а Казахстанская ипотечная компания, в свою очередь (безусловно, на возвратной основе) выкупит кредиты ипотечные. Банки второго уровня, получив средства, направят их в преимущественно строительную отрасль, потому как необходимо за счет этого дополнительно фондирования достроить те дома, которые связаны с долевым участием физических лиц.

— То есть, я правильно поняла, деньги выделяются не банкам второго уровня, а для экономики?

— Безусловно, речь и идет о том, чтобы поддержать реальный сектор экономики, чтобы сохранить темпы и уровень развития страны.

— Помимо строительства, какие сектора экономики ещё будут поддержаны?

— Малый и средний бизнес. Эти проекты будет продолжать кредитовать Банк развития и Фонд поддержки предпринимательства, которые входят в состав «Казыны».

— Хорошо, скажите, а зачем тогда зарезервировано 2,5 млрд. долларов в бюджете 2008 года?

— Для того, чтобы нам сработать на упреждение и сформировать некую провизию в бюджете, резерв на всякий случай, как это бывает в рачительной семье — нужно понимать, что могут понадобиться деньги, чтобы быстро реагировать на ситуацию. Поэтому мы аккумулируем 2,5 млрд. долларов для отдельных статей расходов бюджета. Но не факт, что эти деньги нам пригодятся. Если всё будет стабильно, если экономика будет развиваться прежними темпами, если всё будет проходить так, как прописано в наших планах, то вполне возможно мы пойдем в Парламент вновь просить уточнить бюджет и направить эти средства на реализацию других социальных бюджетных программ. При этом я хочу отметить, что ни с одной социально значимой программы мы не сняли ни одного тенге. Все программы, которые предполагалось профинансировать, все нашли отражение в проекте бюджета 2008 года. К приоритетам отнесено здравоохранение, образование, социальное обеспечение, газификация, строительство социально значимых объектов. Это говорит о том, что в бюджете следующего года все те расходы, которые предписывались в соответствии с Посланием главы государства «Казахстан в новом мире» увеличить — они увеличены.

— Скажите, почему нельзя было взять эти деньги из Национального фонда, ведь он создавался с целью некоего резерва государства?

— Видите, в этом нет необходимости. Ещё раз подчеркну, что сегодня ситуация в Казахстане стабильная. Национальный фонд — это закрома родины, они используются только в случаях, когда идет «кассовый разрыв», т.е. когда нет доходов в стране, не на что реализовывать социальные обязательства перед гражданами страны, это когда цены на нефть, металлы или другие наши базовые статьи доходов упали — и в результате бюджет недополучает ресурсы. В нашем случае бюджет не только получает ресурсы, он их получает с избытком, поэтому нет необходимости трогать ни Национальный фонд, ни золотовалютные резервы страны. Эти два источника — та подушка, которая всегда будет в государстве на случай возможного кризиса, которого в Казахстане нет и надеемся не будет.

— Ну и в завершении не могу не спросить Вас о том, не грядет ли в Казахстане денежная реформа? Уже появился слух, что нас ожидает деноминация…

— Нет, денежная реформа даже не обсуждается в Правительстве, это во-первых. Во-вторых, монетизация, наличие денежных купюр, средств в экономике сегодня адекватно её потребностям. Хочу сказать, что год назад мы заменили дизайн наших денежных купюр, отдали большие деньги и мировая практика такова — коль это было сделано, то ещё (как минимум) десятки лет будет продолжаться использование этих денег в экономике.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу ещё раз — нет, никакой денежной реформы не будет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector