Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Форма образования и расходования денежных

Тема 3. Государственный бюджет

1. Экономическая сущность бюджета и принципы построения

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Госбюджет – главное звено финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

— вмешательство в экономику;

— поддержание государственного аппарата управления;

— правоохранительные органы и судоустройство;

— медицина, здравоохранение и образование;

Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Госбюджет выполняет следующие функции:

— перераспределительную (перераспределение ВВП);

— регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

— стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

— контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

— образование доходов бюджета;

— использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Принципы построения госбюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая политика (в т.ч. налоговая).

Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления»;

Финансовая система — это совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В финансовом отношении

· необходимость сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему,

· снижения размеров социальных расхо­дов,

· стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам — ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности. Выдвигается необхо­димость борьбы с бюджетным дефицитом и порождаемой им инфляцией.

· предлагают сократить общий объем государственных инвестиций и изменить их структуру: увеличить удельный вес затрат, связанных с поощрением НТП, развитием образования, науки; особое место должны занять «инвестиции в человека».

Как мы уже говорили

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет

В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные займы.

Государственный бюджет – это система бюджетов, включающая в себя центральный и территориальные бюджеты.

Его главнейшие функ­ции:

· проведение в жизнь финансовой политики,

· организация выполне­ния финансовой программы правительства.

Бюджет представляет центра­лизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоя­щее время государственные бюджеты перераспределяют до 40 %, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Читать еще:  Структура денежно кредитной системы

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу «полного» бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды.

Собственно правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономичес­кими и социальными функциями государства. В составе его расходов — военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70 % всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита.

Доверительные фонды носят целевой характер. Большинство из них связано с деятельностью отдельных видов государственной производст­венной инфраструктуры (содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций). Крупнейшими фондами являются фонды социаль­ного страхования (различные виды пенсионного обеспечения, пособия по болезни, безработице). Доходы доверительных фондов образуются от эксплуатации государственной собственности. Фонды социального стра­хования в частном секторе создаются за счет взносов работающих и предпринимателей, а для государственных служащих — из взносов самих служащих и федерального правительства.

До 1991 года в СССР осуществлялся принцип «демократического централизма».В основе этого принципа лежала сугубо централизованная система формирования государственного бюджета с последующим распределением средств между республиканскими, региональными и местными бюджетами. Государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социаль­но-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и народно-хозяйственный план составлялись и утверждались одновременно и в тесной взаимоувязке.

Основными источниками общегосударственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство уста­навливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти цели­ком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций общественного воспроизводства. Об­щегосударственные финансы расходовались на здравоохранение, обра­зование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.

Но такая предельно централизованная мобилизация основной час­ти денежных средств общества и их использование для выполнения директивных заданий народнохозяйственного плана имели те же не­преодолимые недостатки, которые присущи командно-административ­ной системе в целом.

В настоящее время в России и ряде европейских государств используется принцип «фискального федерализма».

1. экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней (раздельная правовая база, формирование, утверждение, использование)

2. взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства по совместному соглашению

3. укрепление доходной части местных бюджетов

4. создание целевых бюджетных фондов для осуществления республиканских и межрегиональных программ

5. применение системы субвенций (компенсации недополученных доходов в связи с неравномерностью их распределения между регионами).

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход обществен­ного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения пра­вительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

В связи с этим различают:

экспансивную (расширительную) бюджетную политику — выражается в увели­чении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост.

рестриктивную (ограни­чительную) бюджетную политику — означает уменьшение расходов и повыше­ние налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяй­ственную конъюнктуру.

Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере:

— если экспансивная бюджет­ная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это углубляет инфляционные тенденции.

— если рестриктивная бюджетная политика сочетается с жест­кими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономичес­кий кризис.

Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент дол­госрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отно­шении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. Такое предназначение бюджетного механизма во многом зависит от источни­ков, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.

Принципы российского бюджета:

– единство бюджетной системы;

– разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Бюджетная система РФ. Бюджет является формой образования и расходования фонда денеж­ных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бюджет является формой образования и расходования фонда денеж­ных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, для реализации фи­нансовой политики государства. Бюджет — основной инструмент про­верки сбалансированности финансовой системы, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов.

Читать еще:  Денежные системы их сущность и виды

Бюджет можно также рассматривать как систему экономических от­ношений, на базе которой осуществляется планирование доходов и рас­ходов государства. В государственном бюджете концентрируется часть национального дохода, которая подлежит последующему перераспре­делению. Федеральные, региональные и местные органы власти через механизмы бюджетных отношений получают в свое распоряжение опре­деленную часть перераспределенного национального дохода, которая на­правляется на строго определенные цели в зависимости от разграниче­ния функций между уровнями управления.

Бюджет как финансовый документ представляет собой смету дохо­дов и расходов на определенный период, чаще всего на год, в которой определены источники поступления доходов и каналы расходования средств. Доходы государственного бюджета формируются за счет нало­гов, сборов, обязательных платежей. Расходование средств государствен­ного бюджета осуществляется по следующим направлениям: финансиро­вание социально-экономических программ, финансирование социальной и экономической инфраструктуры, т. е. финансовое обеспечение оборо­носпособности страны, здравоохранения и образования, науки и др.

Сущность и функции бюджета определяются особенностями полити­ческого строя и социально-экономической системы. В условиях рыноч­ной экономики усиливается социальная направленность бюджета, что выражается в его ориентации на реализацию программ по повышению защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кри­зисных явлений.

Бюджет представляет систему экономических отношений между госу­дарством, экономическими субъектами и населением. При помощи бюд­жета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления. Госу­дарство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социаль­ной политики.

Основными функциями государственного бюджета являются:

1) государственное регулирование экономических и социальных про­цессов в стране посредством финансовых механизмов;

2) перераспределение национального дохода по территории и по сфе­рам народного хозяйства;

3) контроль образования и использования централизованных фондов денежных средств.

Основным документом, регулирующим бюджетные отношения в стра­не, является Бюджетный кодекс РФ. В Бюджетном кодексе РФ бюджет представлен как многогранная экономическая категория, охватывающая такие аспекты, как источники формирования бюджета, формы движения бюджетных средств, специфические общественные отношения, составля­ющие суть этих процессов.

Бюджет также может рассматриваться как финансовый баланс стра­ны (региона, муниципального образования), представляющий собой юридически оформленный документ, который формируется и испол­няется в установленном порядке. Составление бюджета и контроль его исполнения находятся в исключительной компетенции государствен­ных федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Механизм функционирования бюджетов разных уровней раскры­вается в понятии «бюджетное устройство», под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, ее струк­тура, взаимосвязь между отдельными Звеньями. Бюджетное устрой­ство основывается на следующих принципах:

2. единство бюджетной системы РФ, которое означает единство правовой базы, принципов организации и функционирования бюд­жетной системы, денежной системы, форм бюджетной докумен­тации, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ;

3. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной си­стемы РФ, означающее закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами госу­дарственной власти РФ, ее субъектами и органами местного само­управления;

1. самостоятельность бюджетов, которая предполагает право субъек­тов бюджетных отношений самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня;

2. принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований означает определение бюджетных полномочий в соответствии с едиными принципами и требованиями;

3. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов, означающая, что все до­ходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные по­ступления, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

4. сбалансированность бюджета, означающая, что объем предусмот­ренных расходов должен соответствовать суммарному объему до­ходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

5. эффективность и экономность использования бюджетных средств, означающие, что при составлении и исполнении бюджетов уполно­моченные органы и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с исполь­зованием наименьшего объема средств;

6. общее (совокупное) покрытие расходов, предполагающее по­крытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита;

7. гласность, означающая: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обя­зательную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюд­жетов и др.;

1. достоверность бюджета, предусматривающая полное соответствие представленной в документах финансовой информации действи­тельным фактам и явлениям в финансовой сфере;

2. адресность и целевой характер бюджетных средств, означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкрет­ных получателей бюджетных средств с обозначением реальных целей, на финансирование которых эти средства направляются.

Под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономи­ческих отношениях и государственном устройстве РФ, регулируе­мая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов.

Федеральный бюджет представляет форму образования и расхо­дования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) является формой образования и расхо­дования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это форма образо­вания и расходования денежных средств, предназначенных для обес­печения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюд­жет субъекта РФ. Федеральный бюджет и консолидированные бюдже­ты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Таким образом, консолидированный бюджет представляет собой свод бюдже­тов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей терри­тории.

Читать еще:  Будущая стоимость денежного потока формула

В основе бюджетной системы РФ лежит бюджетное законодатель­ство РФ, в составе которого представлены: Бюджетный кодекс РФ, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы о федераль­ном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о бюдже­тах субъектов РФ на соответствующий год, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иные федеральные законы, зако­ны субъектов РФ и нормативные прайовые акты представительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ — это свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных правоотношений, устанавливающий об­щие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного про­цесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Правовое регулирование бюджетных отношений и бюджетная по­литика государства должны соответствовать целям финансовой по­литики государства. Под бюджетной политикой понимаются формы и методы мобилизации финансовых ресурсов и их распределения. Важной задачей является обеспечение сбалансированности бюдже­тов всех уровней и повышения эффективности функционирования бюджетной системы. Необходимыми условиями для решения этой задачи являются: 1) обеспечение согласованности между обязатель­ствами и финансовыми ресурсами; 2) обеспечение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях; 3) совершенствование порядка финансирования расходов за счет средств федерального бюджета; 4) оптимизация контроля обязательств бюджетных учреждений; 5) по­вышение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фон­дов и др.

Бюджетное право

Бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства

Как мы уже отметили, основу бюджетной системы государства составляют бюджеты. На их эффективное формирование нацелена реализация принципов бюджетной системы.

Бюджетные фонды занимают ведущее место в финансовой системе государства в целом. В бюджетных фондах — бюджетах (бюджете Российской Федерации, бюджетах субъектов РФ, бюджетах муниципальных образований) сосредоточивается основная масса централизованных финансовых ресурсов.

Бюджет как самостоятельная категория имеет три аспекта:

Как материальная категория бюджет представляет собой государственный централизованный фонд денежных средств. Статья 6 БК РФ гласит: «Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Сосредоточенные в бюджете денежные ресурсы имеют экономическую природу, выражают экономические отношения. В силу этого существует и экономическое понимание бюджета — как совокупности экономических отношений, связанных с распределением и перераспределением национального дохода с целью финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджет призван выражать общегосударственные интересы. Поэтому связанные с ним отношения регулируются нормами права. Отсюда правовой аспект бюджета: бюджет — финансовый план общественно-территориального образования, который разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, закона субъекта РФ, правового акта представительного органа местного самоуправления (ст. 11 БК РФ). Бюджет Российской Федерации утверждается в форме федерального закона. Бюджет субъекта РФ утверждается в форме закона субъекта РФ, бюджет муниципального образования — в форме акта, принимаемого представительным органом власти муниципального образования, либо в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Бюджет состоит из определенных частей. В его составе выделяются: расходная часть; доходная часть; источники финансирования дефицита бюджета. В состав бюджета также входят: Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета; резервные фонды; целевые бюджетные фонды; фонды, сосредоточивающие средства для выделения межбюджетных трансфертов.

Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, характеризующиеся признаками безвозмездности и безвозвратности (ст. 6 БК РФ).

Расходы бюджета — выделяемые из бюджета денежные средства (ст. 6 БК РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета включаются в бюджет при условии, что бюджет принимается с дефицитом (превышением расходов над доходами) либо в бюджете предусмотрены расходы на погашение государственного (муниципального) долга (п. 1 ст. 92 БК РФ).

Стабилизационный фонд создан в федеральном бюджете в 2004 г. Его правовой режим определяется Главой 13 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»[Малько А.В., ред. Теория государства и права . М. : КНОРУС, 2010.]. Стабилизационный фонд РФ — часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (ст. 96 1 БК РФ).

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти. Из анализа ст. 81 БК РФ можно сделать вывод , что резервный фонд бюджета представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансового покрытия потребностей государства и местного самоуправления в осуществлении непредвиденных расходов. Частным примером резервных фондов является резервный фонд Президента РФ (ст. 82 БК РФ).

Входящие в состав бюджета целевые бюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по целевому назначению по отдельной смете (ст. 17 БК РФ). Из указанного определения можно выделить следующие квалификационные признаки целевого бюджетного фонда:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector