Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные денежные фонды это

Государственные и муниципальные денежные фонды: понятие, виды и значение

В Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует система денежных фондов, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Создание денежных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, проводить различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать задачи в сфере образования, культуры, здравоохранения и т.д.

В финансовом праве под «фондом» понимается не только особая форма образования, распределения и использования денежных средств для обеспечения финансирования мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств, но и собственно организация (орган), например Пенсионный фонд РФ.

Все множество денежных фондов, создаваемых органами власти, позволяет классифицировать их по различным основаниям.

В литературе предлагаются следующие виды классификаций денежных фондов:

по отношению к бюджетной системе;

по юридической природе;

по форме собственности;

по территориальному уровню;

по направлению расходования;

по целевому назначению расходования денежных средств;

по сроку действия;

по сфере финансирования;

по источникам формирования;

по форме расходования денежных средств;

от органов, их создающих.

По отношению к бюджетной системе выделяют бюджетные (образуемые в составе бюджета и исполняемые в рамках общего бюджетного процесса) и внебюджетные фонды (денежные средства, обособленные от бюджета и имеющие специфику в процедурах формирования, исполнения, представления отчетности и финансового контроля).

По юридической природе денежные фонды можно подразделить на фонды:

формируемые на основании федеральных законов;

создаваемые на основании законов субъектов РФ, в частности законов о бюджетах субъектов РФ, иных законов и подзаконных нормативных актов, принятых органами власти субъектов РФ;

создаваемые в силу указов Президента РФ;

образованные постановлениями Правительства РФ.

По форме собственности фонды подразделяются на негосударственные и муниципальные;

По территориальному уровню денежные фонды подразделяются на:

региональные (субъектов РФ);

По направлениям расходования денежных средств фонды бывают отраслевые и межотраслевые.

По целевому назначению расходования денежных средств фонды можно классифицировать на целевые и нецелевые, т.е. фонды, денежные средства которых используются на цели, соответствующие (или не соответствующие) источникам их формирования.

Денежные фонды различаются также по срокам действия. Следует выделять долгосрочные (не имеющие срока действия) и краткосрочные денежные фонды.

По сфере финансирования (как область направления денежных потоков в зависимости от финансирования функций государства) денежные фонды бывают экономическими, социальными, научными и др.

По источникам формирования (образования) фонды можно разделить на налоговые и неналоговые источники формирования.

По форме расходования фонды можно подразделить на те, основными видами расходования денежных средств которых являются пенсии и пособия, субсидии, субвенции и дотации в качестве финансовой поддержки.

Наконец, в зависимости от органов, их создающих, выделяются фонды Правительства РФ, Президента РФ и иных государственных органов;

Особенностью формируемых фондов является то, что они создаются только на основании нормативного правового акта (закона, постановления и др.), формируются компетентным органом, в большинстве случаев образуются с заранее установленной целью, подлежат государственному финансовому контролю, являются институтом финансовой системы.

Правовой статус денежных фондов регулируется значительным количеством нормативных актов. Помимо Конституции и Бюджетного кодекса РФ, важнейшую правовую базу функционирования названных фондов составляют: федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, федеральные законы об обязательном социальном страховании, обязательном медицинском, пенсионном страховании, иные федеральные законы; законодательство субъектов Федерации; решения представительных органов местного самоуправления по соответствующим вопросам; указы Президента РФ, регламентирующие порядок образования отдельных фондов; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Денежные фонды

Денежные фонды — это часть финансовых ресурсов, cпециально выделенная в виде фондов целевого использования. [1] Так, денежные фонды, в которых средства выделены для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а средства, предназначенные для выплаты заработной платы, соответственно образуют фонд оплаты труда.

Денежные фонды представляют собой часть денежных средств государства и предприятия (организации, учреждения).

Денежные фонды могут быть в виде:

  • фондов накопления для целей учета затрат на производство;
  • инвестиционных фондов (формируются за счет собственных и заемных ресурсов).
  • фонда потребления (состоит из фонда потребления собственника и фонда поддержки трудовых ресурсов).

Фонд потребления подразделяется на:

  • фонд заработной платы;
  • социального характера;
  • прочие фонды потребления.

Источником этих фондов является себестоимость, издержки и прибыль.

Фонд заработной платы – оплата за отработанное рабочее время по тарифам или тарифным ставкам, в процентах от выручки, премии и вознаграждения, единовременные поощрительные выплаты, материальная помощь и т.д.

Фонды социального характера формируются за счет чистой прибыли.

Примечания

  1. А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия.М.: Юнити-Дана, 2009. ISBN 978-5-238-01610-8

Литература

  • А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия.М.: Юнити-Дана, 2009. ISBN 978-5-238-01610-8

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Денежные фонды» в других словарях:

ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ — специально выделенные, относительно обособленные части денежных средств, предназначенные для определенных целей, выполняющие определенную функцию. Например, денежные средства, выделенные для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а… … Экономический словарь

Читать еще:  Денежные реформы рк

Денежные Фонды — См. Фонды денежные Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

денежные фонды — специально выделенные, относительно обособленные части денежных средств, предназначенные для определенных целей, выполняющие определенную функцию. Например, денежные средства, выделенные для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а… … Словарь экономических терминов

Денежные фонды — внебюджетные денежные средства, предназначенные для улучшения питания и культурно бытового обслуживания солдат, матросов, курсантов, сержантов и старшин. Д.ф. военной части создается за счет средств, поступающих от экономии хлеба, чая, кофе,… … Пограничный словарь

ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ — специально выделенные, относительно обособленные части денежных средств, предназначенные для определенных целей, выполняющие определенную функцию. Например, денежные средства, выделенные для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а… … Энциклопедический словарь экономики и права

Целевые государственные и муниципальные денежные фонды — это форма формирования, распределения и использования денежных средств, выделяемых для целевого финансирования отдельных направлений деятельности государства и муниципальных образований. Различают фонды: по территориальному уровню; признаку… … Большой юридический словарь

GENERAL PURPOSE MONEY FUNDS — общецелевые денежные фонды — взаимные фонды, инвестирующие свои активы в основном в депозитные сертификаты и краткосрочные коммерческие бумаги … Глоссарий финансовых и биржевых терминов

GOVERNMENT-ONLY MONEY FUNDS — правительственные денежные фонды — взаимные фонды, вкладывающие свои активы в казначейские векселя и краткосрочные обязательства правительства США. Несут наименьший риск среди денежных фондов, потому что их вложения обеспечены гарантией правительства … Глоссарий финансовых и биржевых терминов

Фонды социалистического предприятия — в СССР, совокупность материальных ценностей и денежных средств, используемых для обеспечения производственно хозяйственной деятельности и экономического стимулирования работников. Подразделяются на 2 группы: производственные фонды,… … Большая советская энциклопедия

ФОНДЫ ДЕНЕЖНЫЕ — (см. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Внебюджетные фонды

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Основы российского права

Целевые денежные фонды

Денежные средства, поступающие в государственный бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому, как правило, некоторые программы, особенно требующие капитальных расходов, не получают достаточного финансового обеспечения, что не соответствует интересам общества и государства. Поэтому для финансирования отдельных видов расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные счета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме тех, что определены в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат.

Читать еще:  Номинальный денежный поток

Существование целевых фондов позволяет успешней осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо большим желанием отдаст свои деньги, если будет знать, что они используются для вполне конкретных, определенных, социально полезных целей.

Источники средств целевых фондов определяются в актах о конкретных фондах. Основная масса денежных средств в фондах образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.

Совсем недавно целевые денежные фонды существовали лишь в одной форме — как внебюджетные фонды, однако с недавнего времени наметилось движение к уменьшению внебюджетных фондов и консолидации их в бюджете в форме целевых бюджетных фондов. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ оставшиеся федеральные и региональные государственные внебюджетные фонды признаны частью бюджетной системы РФ, что предполагает распространение на них общих норм бюджетного законодательства.

Сегодня существует три вида целевых денежных фондов.

Целевые бюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фонда. Особенностью данной разновидности целевых фондов является их включенность в федеральный бюджет, в силу чего правовым их основанием является ежегодно принимаемый Закон «О федеральном бюджете», а потому эти фонды не отличаются стабильностью существования. Наибольшей стабильностью существования отличаются Федеральный и территориальные дорожные фонды, Федеральный экологический фонд и др.

Государственные внебюджетные фонды, являясь частью бюджетной системы, могут создаваться на федеральном уровне либо на уровне субъекта Федерации и образуются вне бюджетов РФ или субъекта РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются одновременно с бюджетами соответствующих государственных образований.

Данная разновидность целевых фондов денежных средств участвует в обороте, как правило, в форме государственных учреждений, имеющих специальные счета, на которые поступают средства, подлежащие использованию на определенные цели. Средства внебюджетных фондов являются государственной собственностью. Распоряжение средствами фонда осуществляется соответствующими государственными органами.

На уровне Российской Федерации образованы следующие внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Бюджеты всех федеральных государственных внебюджетных фондов ежегодно утверждаются Федеральным Собранием вместе с федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Децентрализованные внебюджетные фонды не являются частью бюджетной системы РФ и, как правило, носят отраслевой либо межотраслевой характер. Как правило, решение об образовании и упразднении этой разновидности целевых фондов денежных средств принимается Правительством РФ. Оно же утверждает Положение об этих фондах. Так, Правительством РФ в разное время были созданы Фонд национально-культурного возрождения народов России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению децентрализованных внебюджетных фондов.

Государственные денежные фонды это

16. Государственные внебюджетные фонды, источники формирования, направления использования

Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и органов местного самоуправления, не входящих в состав соответствующих бюджетов и имеющих строго целевое назначение. Расходование внебюджетных фондов носит строго целевой характер, направление денежных средств ограничивается одной сферой. Внебюджетные фонды подразделяются на:

• централизованные — имеющие общегосударственное значение и используемые для решения общегосударственных задач;

• децентрализованные – территориальные внебюджетные фонды, создаваемые по решению региональных и местных органов власти для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и т.п. задач.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Таким образом, в системе пенсионного обеспечения РФ были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

ОПС в РФ осуществляется страховщиком , которым является ПФ РФ (государственное учреждение). или негосударственные пенсионные фонды.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; адвокаты; физические лица;

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

Читать еще:  Денежная реформа е ф канкрина

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счёт:

▪ страховых взносов — обязательных платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;

▪ средств федерального бюджета;

▪ сумм пеней и иных финансовых санкций;

▪ доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств;

▪ добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ направляются на следующие цели:

1) выплата в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

2) доставка пенсий, выплачиваемых за счёт средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

3) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ (включая содержание его центральных и территориальных органов);

4) иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

Деятельность ФСС РФ регулируется постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда (в т.ч. санаторно-курортными учреждения) являются федеральной собственностью.

ФСС РФ включает:

· региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

· центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства.

Основными задачами ФСС РФ являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий:

• по временной нетрудоспособности,

• беременности и родам,

• при рождении ребёнка,

• по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет,

• социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг,

• санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

4) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа

страховых взносов на государственное социальное страхование.

Средства Фонда образуются за счет:

• отчислений от единого социального налога;

• отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;

• отчислений от единого налога на вмененный доход;

• страховых взносов субъектов хозяйствования на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

• ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях.

Фонд обязательного медицинского страхования — внебюджетный фонд РФ, созданный для реализации политики в области здравоохранения и медицинского страхования населения.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и реализуется в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС.

Для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Обязательное медицинское страхование предполагает:

• финансирование медицинской помощи населению за счет страховых взносов, которые платят предприятия, государство, население;

• организационное разделение тех, кто предоставляет медицинские услуги населению, и тех, кто их оплачивает, то есть разделение производителей и покупателей;

• конкуренцию между производителями за получение финансовых средств от покупателей;

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:

• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — для неработающего населения;

• организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты,

• физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками,

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд выступают:

• любые хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности;

• органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан.

Объект платежей – фонд оплаты труда, начисленный по всем основаниям. Взносы на обязательное медицинское страхование включаются работодателем в себестоимость продукции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector