Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструменты денежно кредитного регулирования экономики

Инструменты денежно кредитного регулирования экономики

В России законодательно установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются следующие:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Главными инструментами кредитной политики любого центрального банка (ЦБ) являются: операции на открытом рынке, изменение и установление норматива обязательных резервов, изменение учетной ставки (монетарная политика).
Операции на открытом рынке, или на вторичном рынке казначейских ценных бумаг, в настоящее время в мировой экономической практике являются основным инструментом регулирования денежной массы. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами.
Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. Целью такой политики является регулирование кредитных ресурсов коммерческих банков.
В интересах сохранения или восстановления равновесия в экономике ЦБ иногда навязывает свою политику остальным банкам. Суть ее заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и таким образом регулирует предложение денег на денежном рынке. При этом банки не могут отказаться от покупки предлагаемых ценных бумаг.
Проведение Банком России операций на открытом рынке направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке осуществляются, как правило, через аукционную продажу и более эффективны в период повышения уровня инфляции.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России — установленный ЦБ размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации. Государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов.
Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. На рис. 4.3 приведена принципиальная схема действия данного инструмента регулирования.

Рис. 4.3. Механизм кредитно-денежной политики

Установление норм обязательных резервов решает экономические (обеспечение минимальной гарантированной стабильности банковской системы), социальные (обеспечение гарантий от полного разорения вкладчиков) и другие задачи. Хранение обязательных минимальных резервов в Центральном банке РФ введено в 1990 г. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
В настоящее время резервная норма в США составляет 12%. В России регулирование размера обязательных резервов производится Банком России ежемесячно. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Регулирование процентных ставок — это изменение (политика) учетной ставки, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка. Учетная ставка — ставка процента, по которой ЦБ кредитует комбанки или скупает их ценные бумаги.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. ЦБ своей учетной ставкой определяет нижнюю границу ставки банковского процента. Уменьшение ее делает займы для коммерческих банков дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения. Низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности.
Система процентных ставок Банка России во многом соответствует мировой практике. В систему входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. Экономический рост в России в последние годы при относительно невысоком уровне инфляции свидетельствует о рациональности складывающегося текущего уровня процентных ставок.
Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики в обеспечении развития экономики требуется расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономической деятельности.
Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует коммерческие банки. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Центральным банком сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.За 1992-2005 гг. величина ставки рефинансирования менялась много раз и в больших пределах: от 210% (октябрь 1993 г.) до 12% (декабрь 2005 г.).
Ломбардная ставка применяется для получения денежных средств под высоколиквидные финансовые активы. Центральный банк РФ проводит ломбардные аукционы. Ставка по ломбардным аукционам в связи с достаточным уровнем ликвидности коммерческих банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям по облигациям Банка России с коммерческими банками, в результате использования которых осуществляется абсорбирование свободной банковской ликвидности.

42. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитная политика (ДКП) — сов-ть мероприятий в области денежного обращения, направ. на изменение денежной массы в стране. ДКП является составной частью единой государственной экономической политики.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования (ДКР).

Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

Заключается в проведении центр банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: снижение нормы резервных требований, снижение учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Состоит в использовании центр. банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: повышение нормы резервных требований, повыш. учетной ставки процента, продажа центр. банком госуд. цб

Методы ДКП — совокупность приемов и операций, посредством кот. субъекты ДКП воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

А) Прямые методы — административные меры в форме различных директив ЦБ. Это лицензирование, предоставление отчётности (баланс каждый день), ведение временного управления, квотирование отдельных видов операций, ограничение на открытие филиалов и представительств, отзыв лицензии. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения ЦБ.

Б) Косвенные методы воздействуют на мотивацию поведения хозяйств. субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг (период времени между моментом возникнов. потребности в применении той или иной меры в сфере ДКП и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации), последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Читать еще:  Денежная форма стоимости

Так же различают общие и селективные методы: общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Общие оказывают влияние на рынок ссудного капитала в целом.

1) регулирование учётной ставки — основывается на регулировании финансового рынка путём изменения учётного процента по ссудам, предоставляемым ЦБ коммерческим банкам. Если ЦБ проводит ДКП, направленную на увеличение денежной массы (экспансионная политика), то учётная ставка будет уменьшаться. При сокращении объёма денежной массы (рестрикционная, сдерживающая политика, политика «дорогих денег») учётная ставка будет увеличиваться.

2) операции на открытом рынке — заключается в покупке и продаже ЦБ государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Если ЦБ проводит рестрикционную политику, то он будет продавать ценные бумаги по курсу ниже рыночного, связывая таким образом ликвидность банков 2-го уровня (это делается для оттока кредитных ресурсов с ссудного рынка). Если ЦБ проводит экспансионную политику, то он будет покупать ценные бумаги по курсу несколько выше рыночного. Успех политики открытого рынка зависит от ряда факторов: КБ будут покупать бумаги открытого рынка только при малом спросе на кредиты, а также тогда, когда ЦБ будет предлагать бумаги открытого рынка на более выгодных условиях, чем условия предоставления кредита. Это самый гибкий инструмент ДКП.

3) управление нормами обязательных резервов- вклады ком. банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определённом соотношении к банковским обязательствам, т.е. вкладам клиентов. Минимальные резервы — наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все КБ либо в форме наличных денег, либо в виде депозитов в ЦБ. Минимальные резервы имеют двоякое значение: они должны поддерживать определённый уровень ликвидности КБ; они являются инструментом денежно-кредитного регулирования. В случае проведения рестрикционной политики норма обязательного резервирования будет увеличиваться, значит банки 2-го уровня будут иметь меньше ресурсов для кредитования предприятий.

4) установление экономических нормативов — ЦБ регулирует деятельность КБ, устанавливая для них показатели и нормативы, обязательные для исполнения.

Денежно-кредитные инструменты регулирования экономики

Денежно-кредитные инструменты регулирования экономики

Каким же образом Центральный банк воздействует на экономические процессы? Об инфляции и валютном курсе несколько позже (в соответствующей главе), а сейчас об инструментарии воздействия на темпы экономического роста и активность экономики.

Первый и главный инструмент – процентная ставка, которую иногда называют учетной, а чаще – ставкой рефинансирования. Такое название она получила, потому что по такой ставке Центральный банк предоставляет кредитные средства коммерческим банкам. Но почему отношения между коммерческим банками и их регулятором оказывают такое глубокое влияние на всю остальную экономику? И почему вообще коммерческие банки ориентируются в своей деятельности на этот показатель? На второй вопрос ответить проще. Дело в том, что коммерческие банки в конце каждого дня должны составлять баланс (активные и пассивные операции, сведенные в таблицу), при котором сумма активов должна до копейки соответствовать сумме пассивов. Нередко в конце операционного дня обнаруживается, что баланс свести не удается, поскольку не хватает пассивов. В таком случае банк обращается к регулятору за кредитами «овернайт» («overnight»), то есть, кредитами «на ночь». Они предназначены только для того, чтобы закрыть баланс, а утром должны быть возвращены источнику – Центральному банку. (В случае, если в конце дня остаются «неиспользованные» пассивы, их просто отправляют на межбанковский рынок или размещают на депозите в Центральном банке). Таким образом, коммерческие банки оказываются привязанными к регулятору не только административно, но и экономически, так как в основе всех их ставок лежит ставка рефинансирования. Именно на основе этой ставки строятся все взаимоотношения между коммерческими банками и Центральным банком.

Естественно, в своей дальнейшей деятельности коммерческие банки ориентируются на величину ставки рефинансирования: например, при установлении собственной кредитной ставки. Повышение или понижение ставки по кредитам (реальному сектору, населению) оказывает, соответственно, сдерживающее или стимулирующее воздействие на деловую активность, так как, если экономические власти решают, что экономика набрала слишком высокие темпы, что возникла угроза кризиса перепроизводства – процентную ставку можно повысить и, таким образом, сделать менее доступным кредит и затормозить развитие. Наоборот, вялые темпы экономического роста можно (при прочих равных условиях) подхлестнуть с помощью более низких ставок по кредитам, то есть, снизив ставку рефинансирования. Кроме того, Центральный банк, пользующийся колоссальным авторитетом в деловом сообществе, меняя процентную ставку, посылает своеобразный сигнал, к которому все прислушиваются: ведь процентная ставка не выступает изолированно, она применяется в сочетании с другими мерами государственного регулирования экономики. Она просто более заметна, понятна и ее изменение не требует никаких дополнительных процедур, кроме решения самого центрального банка. Именно поэтому, ставка Центрального банка становится фактически осью, вокруг которой крутится вся экономическая жизнь.

Вторым инструментом воздействия на кредитную активность банков, а через них на остальную экономику, выступает фонд обязательных резервов. Центральный банк требует замораживания части пассивов на своих счетах в целях как регулирования объема кредитных ресурсов (чем меньше пассивы, тем меньше кредитов может выдать банк), так и в качестве страхового резерва. Заметим, что если в большинстве стран фонд обязательного резервирования воспринимается, в первую очередь, как инструмент регулирования кредитной активности банков, то, в нашей экономике, как страховой фонд на случай возникающих у банка сложностей. Поэтому в процессе надзора за банками (инспекционных проверок) регулятор с особым пристрастием следит за правильностью расчета фонда обязательного резервирования, тем более, что коммерческие банки (поскольку для них такой фонд означает сокращение ресурсов, а значит, возможности заработать) стремятся рассчитать его по возможному минимуму.

И, наконец, операции на открытом рынке. Они также выступают в качестве регулятора кредитной функции, но в несколько своеобразной форме. Государство выпускает краткосрочные долговые обязательства, которые пользуются большим спросом у банков. Доход они приносят не столь высокий, но зато обладают высокой ликвидностью и к тому же, будучи государственными, охотно принимаются в залог (например, при необходимости межбанковского кредитования или получения залогового или ломбардного кредита у центрального банка). Используя такие особенности своих краткосрочных ценных бумаг, государство может предложить их банкам и таким образом «связать» часть их средств, отвлечь их от кредитования. В другой ситуации, когда необходимо поощрить кредитную деятельность, государство выкупает свои ценные бумаги, освобождая средства банков для кредитной деятельности. Возможность операций с государственными ценными бумагами объясняется не только привлекательностью самих инструментов, но тем обстоятельством, что от предложений со стороны государства, мягко говоря, не принято отказываться. Центральный банк располагает, также, определенным инструментарием воздействия на экономику по каналам денежного обращения, а именно, путем варьирования денежной массы.

Денежно-кредитные рычаги воздействия на экономику, которые находятся в распоряжении Центрального банка, являются достаточно мягкими по сравнению с другими средствами воздействия (например, бюджетными, налоговыми) и в полной мере раскрываются только в сочетании с остальными регулирующими мероприятиями государства и, соответственно, его регулирующих органов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;

Различаютметоды и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики —это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определённых инструментов денежно-кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной политики —это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Читать еще:  Методы моделирования денежных потоков

Базовые принципы применения этих инструментов:

1. Принцип эффективности: означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям;

2. Принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций;

3. Принцип последовательности: означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт;

4. Принцип надёжности требует минимизации финансовых и операционных рисков;

5. Стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

Центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:

Ø по характеру воздействия: прямые и косвенные;

Инструменты прямого воздействия –напрямую воздействуют на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы. К ним относятся:

1. Банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов;

2. Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и так далее;

3. Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским организациям;

4. Количественные ограничения–потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок;

5. Норма обязательных резервов – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк;

6. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;

7. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Косвенные инструменты оказывают воздействие на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы опосредованно. К ним относятся:

1. Официальная учетная ставка – ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

2. Операции на «открытом рынке» – операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки через определенное время (REPO);

3. Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;

4. Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;

5. Управление государственным долгом – эмиссия государственных ценных бумаг снижает ликвидность банков, связывает их средства;

6. Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Ø по способу воздействия: административные и рыночные

Административные методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем административные методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

К административным методам денежно-кредитной политики относятся:

1. лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;

2. ограничение объёма кредитов, выдаваемых кредитным организациям;

3. селективная кредитная политика, реализуемая посредством: установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;

4. портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;

5. валютные ограничения, включающие: продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу, лицензирование продажи иностранной валюты импортёрам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

Данные методы занимают определённое место в практике центральных банков развитых и развивающихся государств.

Рыночныеметоды регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов посредством формирования центральным банком определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными (прямыми), но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.

К рыночным (экономическим) методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:

1. нормативные методы, осуществляемые путём использования таких инструментов, как: отчисления в фонд обязательных резервов, коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пере­смотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вво­димых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени;

2. корректирующие методы, осуществляемые путём использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции.

К корректирующим методам относятся учетная политика и проведение операций на откры­том рынке. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным бан­ком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодично­стью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Большая часть эмиссионных банков в 70-е гг. XX в., использовали прямые (административные) методы; с начала 1980-х гг. в развитых, а с 1990-х гг.- многих других странах перешли в основном на рыночные (косвенные) инструменты. Такова общая тенденция. Это связано в основном с глобализацией мировой экономики и финансов, что сделало прямые методы недостаточно эффективными, хотя они и продолжают использоваться в большинстве переходных государств, в частности, из-за дешевизны их реализации.

Реакция рынка банковских услуг на административные методы вмешательства в деятельность банков более оперативная, чем на косвенные. Использование экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции банков на микроуровне, а эффект от их применение замедлен и неоднозначен.

Ø по форме воздействия: общие и селективные;

Общиеметоды являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективныеметоды регулируют конкретные виды кредита. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии экономического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Ø по параметрам регулирования: количественные и качественные;

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественныеинструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, то есть стоимости банковских кредитов.

Ø по срокам воздействия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Деление методов денежно-кредитного регулирования на данные виды осуществляется в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики.

Под долгосрочнымицелями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и другие). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования. Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии-операции с федеральными ценными бумагами).

Читать еще:  Принципы организации денежного обращения в рф

Ø по объектам воздействия: предложение денег и спрос на деньги;

Таким образом, центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Характерной особенностью этих методов является то, что используются они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

— гибкость, т.е. возможность манёвра в применении данного инструмента

— возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции

— соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране.

Наибольшая эффективность достигается в случае использования всей совокупности экономических инструментов. При этом важен не только их набор, но и последовательность применения.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в центральном банке;

— процентные ставки по операциям центрального банка;

— операции банков на открытом рынке;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Использование столь широкого спектра инструментов денежно-кредитного регулирования дает возможность Центральному банку России оказывать влияние на ликвидность банковского сектора, конъюнктуру валютно-финансового рынка, регулировать и выравнивать доходность операций с различными финансовыми инструментами.

Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Усманов, А. А. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты / А. А. Усманов, А. Х. Базиев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54951/ (дата обращения: 07.04.2020).

В представленной статье автором сделана попытка выявить основную и ведущую роль Банка России как макроэкономического регулятора российской экономики и его важнейшей функции — денежно-кредитного регулирования.

Авторы делают вывод, что Банк России в России функции выполняет мегарегулятора, аосновными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; рефинансирование банков; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитное регулирование, финансовый рынок, ставка рефинансирования.

In the present article the author attempts to identify the main and leading role of the Bank of Russia as a macroeconomic regulator of the Russian economy and its most important function — monetary regulation. The author concludes that the Bank of Russia in Russia functions as a mega-regulator, and the main instruments of monetary policy of the Central Bank of Russia are: interest rates on operations of the Bank of Russia; mandatory reserve ratios; refinancing of banks; open market operations with government securities.

Keywords: Bank of Russia, monetary regulation, financial market, refinancing rate.

Финансовые рынки в настоящее время являются одной из наиболее регулируемых отраслей экономики. В последнее десятилетие в большинстве стран был совершены реформы, в результате которых функции регулирования и надзора за различными финансовыми рынками перешли к интегрированному регулятору. В России функции мегарегулятора выполняет Банк России, в область деятельности которого входит развитие финансового рынка 3, с. 16. Поскольку модель регулирования является сравнительно молодой, хотя и за несколько лет накоплен колоссальный опыт, в этих условиях особого внимания требуют вопросы дальнейших преобразований методов регулирования и надзора за финансовыми рынками.

В России разработчиком и проводником денежно-кредитной политики выступает ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на уровень инфляции, производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов 4, с. 30.

Одна из важнейших функциональных обязанностей ЦБ РФ регулировать денежные потоки, осуществляя, в том числе, денежно-кредитное регулирование. Используя в большинстве случаев административные методы (устанавливает прямые ограничения на деятельность коммерческих банков, провидит инспекции и ревизии, издает инструкции и др.), центральные банки, с целью регулировать банковскую сферу, используют и экономический инструментарий (см. рис.1)

Рис. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ 4, с. 31

Рассмотрим каждый из элементов денежно-кредитной политики, представленной на рисунке 1.

Минимальный резерв является одним из обязательных вкладов коммерческих банков в ЦБ РФ, размер такого резерва установлен на законодательном уровне. Если резервная норма будет превышена на несколько процентных пунктов это будет способствовать снижению избыточных резервов и понизит значение денежного мультипликатора. Как результат — возможности коммерческих банков на создание кредитных денег будут уменьшены. Норма минимальных резервов находится в зависимости от конъюнктуры и других факторов (вид или величина вкладов), способных изменять ее.

Любые операции на открытом рынке могут быть сведены к покупке или продаже ЦБ РФ государственных ценных бумаг. Применительно к высокой конъюнктуре, когда активность коммерческих банков особо повышена, следует понимать деятельность ЦБ РФ по выпуску на рынок ценных бумаг государственных облигаций по выгодным ценам. Покупка данных ценных бумаг непосредственно коммерческими банками будет свидетельствовать о том, что объем кредитования сокращается. Если в покупке ценных бумаг заинтересованы физические лица или фирмы, то размеры их банковских вкладов уменьшаются, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В данных ситуациях денежное предложение МS сокращается. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приведет к увеличению МS. Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах ХХ в. В реалиях современности операции на открытом рынке это ключевое средство контроля денежного предложения 2, с. 84.

Охарактеризуем теперь политику рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это ставка, которую взимает ЦБ РФ по кредитам. Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки могут увеличить свои кредитные ресурсы, привлекая средства ЦБ РФ. Если ставка повышается, то рефинансирование не является привлекательным инструментом и при прочих условиях может привести к тому, что кредитная активность будет понижена. Снижение ставки даст противоположный результат.

Данный инструмент монетарной политики является одним из старейших. Его начали внедрять и использовать в США начиная с 1913 г. Применительно к России отметим, что активное его использование связано с началом развития двухуровневой банковской системы. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 г.- ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210 % в октябре 1993 г.

Банк России установил единую ставку рефинансирования с 17 сентября по 16 декабря 2018 года. В итоге действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2018 год составляет 7,5 % годовых [6].

Наглядно динамика изменения ставки рефинансирования представлена в таблице 1.

Определенного периода, в течение которого действует процентная ставка рефинансирования, нет. Меняется она, в зависимости от состояния финансовой сферы и инфляционных ожиданий. Обычно рост показателя становится следствием удешевления национальной валюты, и наоборот. Чтобы легче было заинтересованным лицам определить размер ставки рефинансирования в разный период действия, используется таблица 1.

Динамика ставки рефинансирования 6

Период действия ключевой ставки

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector