Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструменты денежно кредитной политики рф

Инструменты денежно-кредитной политики Банка России

Мировая практика располагает широким инструментарием реализации денежно-кредитной политики государства. В Российской Федерации набор таких инструментов определяется статьей 35 Закона «О Центральном банке». Это:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Девятым инструментом денежно-кредитной политики Банка России являются его депозитные операции.

В конечном итоге все эти инструменты связаны с регулированием количества денег в обращении и направлены прежде всего на решение главной задачи Центрального банка — защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Банк России может воздействовать на объем денежной массы, устанавливая и изменяя ставки по своим операциям (ставки рефинансирования). Законом предусматривается, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. В принципе процентные ставки должны представлять собой минимальные ставки, по которым осуществляются банковские операции. Изменение ставки рефинансирования означает изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам.

То есть получив кредит в Центральном банке по действующей на конкретный момент ставке рефинансирования, коммерческий банк должен выдать кредит клиенту, обеспечив себе какую-то маржу. Разумеется, что эта ставка будет реальной и оказывать влияние на объем кредитования (денежной массы в стране), если свободно работает система рефинансирования. Если же система рефинансирования пробуксовывает или не работает, то и ставка рефинансирования может оказаться чисто символической.

В условиях начавшегося роста цен для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков Центральный банк с 1 января 1991 г. установил ставку рефинансирования по предоставленным им кредитам в размере 20%. Максимального значения она достигла 15 октября 1993 г. — 210%, затем многократно снижалась и повышалась, достигнув в июне 2007 г., накануне кризиса, минимальной величины 10%.

2. Нормативы обязательных резервов (или резервные требования) представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке. Размер обязательных резервов, подлежащих депонированию, а также порядок их депонирования в ЦБустанавливается Советом директоров Банка России в процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных коммерческими банками от небанковских учреждений. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Размер этого штрафа по закону не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Увеличивая или уменьшая норму резервирования, ЦБуменьшает или увеличивает ресурсы банков и тем самым регулирует их активность на денежном рынке. Средства, находящиеся в обязательных резервах, служат ресурсом для поддержания ликвидности коммерческих банков и страховым фондом, который может быть использован для выплат компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка. На обязательные резервы депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на проведение банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России на погашение задолженности вкладчикам и кредиторам.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

Нормы обязательных резервов неодинаковы в разных странах. Внутри каждой страны они зависят от «качества» привлекаемых ресурсов, устойчивости банковской системы, состояния дел в экономике и на денежном рынке, а также приоритетов экономической политики государства.

В случае проведения кредитной экспансии нормы резервирования понижаются, кредитные ресурсы увеличиваются, проценты за кредит снижаются. Это способствует «подогреву» экономики.

Повышение норм обязательного резервирования ведет к сокращению кредитных ресурсов, к удорожанию банковских кредитов, либо к снижению банковской маржи и прибыли и охлаждению конъюнктуры.

Читать еще:  Денежная реформа в казахстане

3. Наиболее распространенным и мобильным инструментом денежно-кредитной политики центрального банка во многих странах являются операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами.

Механизм действия этих операций заключается в том, что в случае необходимости ограничения денежной массы в обращении, Центральный банк начинает активно предлагать государственные обязательства на открытом рынке. С увеличением предложения рыночная цена таких обязательств падает. Банки и население активно скупают их, что приводит к сокращению банковских ресурсов, а значит, и предлагаемых кредитов пропорционально кредитному мультипликатору.

Для увеличения денежной массы в обращении (с целью стимулирования спроса и роста экономики) Центральный банк начинает скупать государственные обязательства у банков и населения. С увеличением спроса на ценные бумаги их рыночная цена растет, население и банки продают государственные обязательства, что приводит к увеличению банковских ресурсов и к соответствующему увеличению денежной массы.

4. Под рефинансированием банков понимается кредитование Банком России коммерческих банков посредством переучета векселей, ломбардных операций, соглашений об обратном выкупе, участия в валютных свопах. Правовой основой для отношений рефинансирования банков Центральным банком являются законодательство и нормативные документы ЦБ РФ, устанавливающие порядок, формы и пределы рефинансирования.

5. Валютные интервенции осуществляются с целью поддержания курса национальной валюты. Существуют два основных вида валютной политики — дисконтная и девизная. Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но нередко направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Установление высоких учетных ставок способствует приливу капитала в страну с целью получения большего дохода и может быть выгодно и стране-импортеру капитала. Так, в 1980-е годы правительство Р. Рейгана в США подняло учетную ставку до 21%, что привело к огромному приливу капиталов из Западной Европы, Японии, Латинской Америки, стран ОПЕК, который правительство США использовало для реконструкции своей экономики.

Девизная политика — купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке страны, валютные интервенции для поддержания курса иностранной валюты или в целях сглаживания колебаний валютных курсов. Покупая за счет золотовалютных резервов национальную валюту, Центральный банк увеличивает спрос на нее и таким образом повышает ее курс. Напротив, продавая национальную валюту, он увеличивает ее предложение и снижает курс национальной валюты по отношению к иностранной.

Регулируя валютный курс, Центральный банк воздействует на экспорт, импорт, внешнеторговые и внутренние цены (в национальной валюте) и другие параметры экономики. Например, повышение курса национальной валюты способствует расширению импорта, поскольку делает импортируемые товары более дешевыми в национальной валюте, сокращению экспорта, поскольку снижается экспортная выручка в национальной валюте. И наоборот, понижение курса национальной валюты способствует росту экспорта (увеличению выручки в национальной валюте), и снижению импорта (ввиду роста цен в национальной валюте, как это было после дефолта 1998г.). А это способствует росту актива торгового и платежного баланса — проблема, острота которой в России пока не ощущается ввиду высоких цен на энергоносители на мировом рынке.

Сегодня в России основным инструментом валютного регулирования являются валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

7. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

8. Для регулирования денежной массы в обращении банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

9. Важным инструментом денежно-кредитной политики Банка России в последние годы являются депозитные операции, т.е. привлечение свободных банковских ресурсов на их депозитные счета в ЦБ РФ, выплачивая им за это определенный процент.

Читать еще:  Денежные средства ценности запасы

Мы рассмотрели использование девяти инструментов денежно-кредитной политики Банка России с точки зрения воздействия на хозяйственную конъюнктуру на экономический рост и занятость. Но у центрального банка любой страны есть более свойственная ему забота — борьба с инфляцией. К сожалению, эти две задачи — стимулирование экономического роста и занятости, с одной стороны, и стабильности цен, с другой, — сталкиваются между собой. Для стимулирования экономического роста и сокращения безработицы центральному банку необходимо проводить политику кредитной экспансии — снижать ставку рефинансирования, норм обязательного резервирования, скупать долговые обязательства (ценные бумаги) на фондовом рынке, расширять рефинансирование (кредитование) коммерческих банков, сокращать их депозиты на счетах в Центробанке. А для борьбы с инфляцией нужно проводить прямо противоположную политику, политику кредитных рестрикций — повышать ставку рефинансирования, норм обязательного резервирования, продавать долговые обязательства на фондовом рынке, сокращать рефинансирование коммерческих банков, наращивать их депозиты на счетах в центробанке, т.е., проводить «стерилизацию» излишней банковской ликвидности.

И что делать Банку России в ситуации подобной той, которая сложилась осенью 2007г., когда, с одной стороны, из-за кризиса на американском ипотечном рынке значительно возросли процентные ставки по кредитам в том числе и для российских банков (кризис ликвидности), а с другой стороны, резко начали расти цены особенно на продовольствие? Несмотря на очень переменчивые высказывания руководителей ЦБ РФ в пользу то одной позиции, то другой, в целом Банк России пока что, на этот раз справился с задачей, значительно увеличив краткосрочное кредитование банков и сняв напряжение с ликвидностью.

Но это не сняло проблем эффективности денежно-кредитной политики и использования национальных финансовых ресурсов.

Вопросы для самопроверки

1. Объясните, чем обусловлено существование двух направлений денежно-кредитной политики государства: денежно-кредитной экспансии и денежно-кредитной рестрикции.

2. Какое из этих двух направлений является преобладающим в денежно-кредитной политике РФ и почему?

3. Попытайтесь доказать, что методы борьбы с инфляцией и безработицей противоположны.

4. Назовите этапы развития банковской системы Российской Федерации.

5. Пользуясь ст. 35 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» перечислите инструменты денежно-кредитной политики, применяемые в Российской Федерации. Объясните, в чем заключается их взаимосвязь

6. Попытайтесь объяснить, в чем заключается ограниченность денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ. В чем теоретические и экономические корни этой ограниченности?

7. Каковы задачи и функции Центрального банка Российской Федерации?

8. Насколько эффективно, по вашему мнению, работают основные инструменты денежно-кредитной политики, проводимой в ЦБ РФ?

9. Каков уровень обязательного резервирования в РФ и каково его воздействие на развитие кредитных отношений в российской экономике?

10. Чем объясняется низкая эффективность антиинфляционной политики ЦБ РФ?

11. Каковы основные причины инфляции в Российской Федерации?

12. Каковы основные направления совершенствования денежно-кредитной политики РФ?

Инструменты денежно-кредитной политики

Система инструментов денежно-кредитной политики

С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.

1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.

Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.

Читать еще:  Денежно кредитная политика сущность инструменты

Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.

Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).

В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.

Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.

Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.

В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.

Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки.

В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.

В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector