Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструменты денежного регулирования

Инструменты монетарного регулирования.

Отход от золотого обеспечения денежной массы снял ограничения в экономическом развитии общества, но в то же время лишил денежную сферу саморегуляции. Поэтому в современной денежной системе бумажных и кредитных денег бесконтрольная эмиссия денежных знаков создает условия для дезорганизации денежного обращения, повышает вероятность инфляции и требует управления и контроля. Эту функцию осуществляет центральный банк.

Деятельность центрального банка по управлению и контролю за денежным обращением называется денежно-кредитной политикой.

Высшей (стратегической) целью денежно-кредитной политики является достижение стабильного уровня цен, полной занятости, роста реального объема производства, устойчивого платежного баланса. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели — изменение денежного предложения, темпов его роста, корректировка ставки процента и обменного курса валюты. Для достижения последних центральный банк может использовать следующие инструменты: изменение учетной ставки процента, норм обязательных резервов для банков, проведение операций на открытом рынке ценных бумаг.

Учетная ставка процента (ставка рефинансирования) — ставка межбанковского процента, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их долговых обязательств или путем переучета коммерческих векселей. Изменение учетной ставки процента называется дисконтной политикой.

Если центральный банк ставит цель увеличить предложение денег, необходимое для роста совокупных расходов (в том числе инвестиций) в условиях экономического спада, то он снижает ставку процента. И наоборот, если центральный банк стремится снизить предложение денег с целью сдерживания инфляции, то он увеличивает учетную ставку процента. Последнее ведет к снижению заимствований денег коммерческими банками у центрального банка, а юридических и физических лиц — у коммерческих банков. Данный процесс может иметь негативное влияние на экономику, так как вызывает сокращение инвестиций, а значит, снижение объемов производства. Для их устранения государство должно заранее продумать изменения в фискальной политике — снижение ставок по налогам, систему налоговых кредитов и субсидий для предприятий.

Вторым инструментом денежного регулирования является норма обязательных резервов. Это сумма денежных средств, которую коммерческие банки обязаны хранить на специальном счете в центральном банке. Деньги, находящиеся в резерве, не приносят коммерческим банкам прибыли, так как не могут быть использованы для кредитования клиентов банка. Поэтому чем выше норма резервов, тем меньше кредитов выдают банки. Это снижает эффект мультипликационного расширения банковских депозитов. Таким образом, увеличение норм обязательных резервов уменьшает предложение денег, и наоборот, их снижение ведет к росту предложения денег в экономике.

Следующим регулятором денежной массы являются операции на открытом рынке ценных бумаг. Использование этого инструмента имеет эффект только в условиях развитого рынка ценных бумаг. Государство продает облигации инвестиционным брокерам и дилерам, которые перепродают их коммерческим банкам, юридическим и физическим лицам, что вызывает сокращение количества денег в обращении. Если возникает необходимость увеличения количества денег, то государство скупает свои ценные бумаги на вторичном рынке.

Два последних инструмента являются наиболее эффективными, так как позволяют увеличить предложение денег, не затрагивая эмиссионного механизма, а следовательно, не вызывают значительного всплеска инфляции и не влияют на размер инвестиций в экономику.

Проводимая в 90-е гг. в России денежно-кредитная политика носила ярко выраженный антиинфляционный характер и была направлена на сокращение предложения денег.

Исходя из состояния экономики, государство может проводить одну из двух видов денежно-кредитной политики. Если экономика находится в условиях спада, то для стимулирования совокупных расходов государство увеличивает предложение денег. Для этого проводится покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, сокращаются нормы обязательных резервов и учетная ставка. Такая политика называется политикой «дешевых» денег. Ее цель — сделать кредит доступным. В условиях экономического подъема, когда усиливаются инфляционные процессы, государство стремится сократить денежное предложение. В этом случае инструменты используются в обратном направлении, а проводимая денежно-кредитная политика называется политикой «дорогих» денег.

Увеличение предложения денег с целью стимулирования совокупных расходов имеет положительный эффект только в краткосрочном периоде и вызывает рост объемов производства. В долгосрочном периоде эта связь нарушается, поэтому увеличение денежной массы приводит к нарастанию инфляционных процессов.

Кейнсианцы рассматривают экономику в краткосрочном периоде и считают, что спрос на деньги нестабилен и зависит от субъективных факторов. Поэтому регулирование предложения денег считается бессмысленным. Только процентная ставка способна уравновесить спрос и предложение денег. Центральный банк имеет возможность воздействовать на ставку процента через мультипликационное изменение предложения денег. Если в результате операций центрального банка предложение денег увеличивается, то это приводит к росту спроса на облигации или другие ценные бумаги. В результате значения номинальной и реальной ставок снижаются. Низкая процентная ставка стимулирует инвестиции, что способствует росту объемов производства и занятости.

Проведение такой политики требует от центрального банка осторожности. Безмерное наращивание денежной массы может привести экономику в «ликвидную ловушку». Это ситуация, когда в народное хозяйство поступает возрастающая денежная масса, но при этом ставка процента остается очень низкой и неизменной. В результате спрос на деньги перестает реагировать на изменение количества денег и ставку процента. Низкая процентная ставка не является в этом случае стимулом для инвестиций, поскольку не покрывает всего риска, связанного с ними. А увеличение предложения денег вызывает инфляцию. Кейнсианцы считают, что в этом случае инструменты денежно-кредитной политики оказываются малопригодными для регулирования экономики. По их мнению, более эффективными являются инструменты бюджетно-налоговой политики.

Представители монетаристской концепции, разработанной в конце 60-х гг. известным экономистом М. Фридменом, рассматривают экономику в долгосрочном периоде. По их мнению, на долгосрочных временных интервалах процентная ставка утрачивает связь со спросом и предложением и не оказывает воздействия на денежный рынок. «Только деньги имеют значение», — утверждают монетаристы. Увеличение количества денег вызывает увеличение совокупного спроса напрямую, что приводит к росту номинального ВНП.

В современных условиях центральные банки промышленно развитых стран используют модели регулирования, находящиеся между крайностями кейнсианской и монетаристской концепций.

Инструменты денежного регулирования

В России законодательно установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются следующие:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Главными инструментами кредитной политики любого центрального банка (ЦБ) являются: операции на открытом рынке, изменение и установление норматива обязательных резервов, изменение учетной ставки (монетарная политика).
Операции на открытом рынке, или на вторичном рынке казначейских ценных бумаг, в настоящее время в мировой экономической практике являются основным инструментом регулирования денежной массы. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами.
Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. Целью такой политики является регулирование кредитных ресурсов коммерческих банков.
В интересах сохранения или восстановления равновесия в экономике ЦБ иногда навязывает свою политику остальным банкам. Суть ее заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и таким образом регулирует предложение денег на денежном рынке. При этом банки не могут отказаться от покупки предлагаемых ценных бумаг.
Проведение Банком России операций на открытом рынке направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке осуществляются, как правило, через аукционную продажу и более эффективны в период повышения уровня инфляции.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России — установленный ЦБ размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации. Государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов.
Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. На рис. 4.3 приведена принципиальная схема действия данного инструмента регулирования.

Читать еще:  Отвлеченные денежные средства

Рис. 4.3. Механизм кредитно-денежной политики

Установление норм обязательных резервов решает экономические (обеспечение минимальной гарантированной стабильности банковской системы), социальные (обеспечение гарантий от полного разорения вкладчиков) и другие задачи. Хранение обязательных минимальных резервов в Центральном банке РФ введено в 1990 г. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
В настоящее время резервная норма в США составляет 12%. В России регулирование размера обязательных резервов производится Банком России ежемесячно. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Регулирование процентных ставок — это изменение (политика) учетной ставки, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка. Учетная ставка — ставка процента, по которой ЦБ кредитует комбанки или скупает их ценные бумаги.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. ЦБ своей учетной ставкой определяет нижнюю границу ставки банковского процента. Уменьшение ее делает займы для коммерческих банков дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения. Низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности.
Система процентных ставок Банка России во многом соответствует мировой практике. В систему входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. Экономический рост в России в последние годы при относительно невысоком уровне инфляции свидетельствует о рациональности складывающегося текущего уровня процентных ставок.
Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики в обеспечении развития экономики требуется расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономической деятельности.
Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует коммерческие банки. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Центральным банком сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.За 1992-2005 гг. величина ставки рефинансирования менялась много раз и в больших пределах: от 210% (октябрь 1993 г.) до 12% (декабрь 2005 г.).
Ломбардная ставка применяется для получения денежных средств под высоколиквидные финансовые активы. Центральный банк РФ проводит ломбардные аукционы. Ставка по ломбардным аукционам в связи с достаточным уровнем ликвидности коммерческих банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям по облигациям Банка России с коммерческими банками, в результате использования которых осуществляется абсорбирование свободной банковской ликвидности.

Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;

Различаютметоды и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики —это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определённых инструментов денежно-кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной политики —это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Базовые принципы применения этих инструментов:

1. Принцип эффективности: означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям;

2. Принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций;

3. Принцип последовательности: означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт;

4. Принцип надёжности требует минимизации финансовых и операционных рисков;

5. Стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

Центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:

Ø по характеру воздействия: прямые и косвенные;

Инструменты прямого воздействия –напрямую воздействуют на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы. К ним относятся:

1. Банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов;

2. Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и так далее;

3. Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским организациям;

4. Количественные ограничения–потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок;

5. Норма обязательных резервов – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк;

6. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;

7. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Косвенные инструменты оказывают воздействие на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы опосредованно. К ним относятся:

1. Официальная учетная ставка – ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

2. Операции на «открытом рынке» – операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки через определенное время (REPO);

3. Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;

4. Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;

5. Управление государственным долгом – эмиссия государственных ценных бумаг снижает ликвидность банков, связывает их средства;

6. Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Ø по способу воздействия: административные и рыночные

Административные методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем административные методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

К административным методам денежно-кредитной политики относятся:

1. лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;

2. ограничение объёма кредитов, выдаваемых кредитным организациям;

3. селективная кредитная политика, реализуемая посредством: установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;

Читать еще:  Межхозяйственный денежный кредит пример

4. портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;

5. валютные ограничения, включающие: продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу, лицензирование продажи иностранной валюты импортёрам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

Данные методы занимают определённое место в практике центральных банков развитых и развивающихся государств.

Рыночныеметоды регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов посредством формирования центральным банком определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными (прямыми), но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.

К рыночным (экономическим) методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:

1. нормативные методы, осуществляемые путём использования таких инструментов, как: отчисления в фонд обязательных резервов, коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пере­смотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вво­димых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени;

2. корректирующие методы, осуществляемые путём использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции.

К корректирующим методам относятся учетная политика и проведение операций на откры­том рынке. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным бан­ком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодично­стью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Большая часть эмиссионных банков в 70-е гг. XX в., использовали прямые (административные) методы; с начала 1980-х гг. в развитых, а с 1990-х гг.- многих других странах перешли в основном на рыночные (косвенные) инструменты. Такова общая тенденция. Это связано в основном с глобализацией мировой экономики и финансов, что сделало прямые методы недостаточно эффективными, хотя они и продолжают использоваться в большинстве переходных государств, в частности, из-за дешевизны их реализации.

Реакция рынка банковских услуг на административные методы вмешательства в деятельность банков более оперативная, чем на косвенные. Использование экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции банков на микроуровне, а эффект от их применение замедлен и неоднозначен.

Ø по форме воздействия: общие и селективные;

Общиеметоды являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективныеметоды регулируют конкретные виды кредита. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии экономического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Ø по параметрам регулирования: количественные и качественные;

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественныеинструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, то есть стоимости банковских кредитов.

Ø по срокам воздействия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Деление методов денежно-кредитного регулирования на данные виды осуществляется в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики.

Под долгосрочнымицелями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и другие). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования. Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии-операции с федеральными ценными бумагами).

Ø по объектам воздействия: предложение денег и спрос на деньги;

Таким образом, центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Характерной особенностью этих методов является то, что используются они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

— гибкость, т.е. возможность манёвра в применении данного инструмента

— возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции

— соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране.

Наибольшая эффективность достигается в случае использования всей совокупности экономических инструментов. При этом важен не только их набор, но и последовательность применения.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в центральном банке;

— процентные ставки по операциям центрального банка;

— операции банков на открытом рынке;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Использование столь широкого спектра инструментов денежно-кредитного регулирования дает возможность Центральному банку России оказывать влияние на ликвидность банковского сектора, конъюнктуру валютно-финансового рынка, регулировать и выравнивать доходность операций с различными финансовыми инструментами.

Инструменты монетарной политики

Монетарная политика — комплекс макроэкономических мероприятий для обеспечения ценовой и финансовой устойчивости в экономике.

Рассматривается как одна из форм стабилизационной стратегии, направленной на устранение экономических колебаний, где в качестве объекта выступает денежная масса.

Денежно-кредитная политика влияет на процессы в экономике через механизм процентных ставок, главным показателем является ключевая ставка ЦБ.

Монетарная политика позволяет реализовать комплекс макроэкономических целей:

  • создание условий для уменьшения безработицы;
  • преодоление инфляции;
  • смягчение последствий циклических колебаний;
  • поддержание устойчивости платежного баланса;
  • повышение государственных доходов;
  • обеспечение роста экономики.

Инструменты

Осуществление кредитно-денежной политики — одна из ключевых функций Центробанка. Реализация этой задачи предполагает использование определенных инструментов: корректировка норм обязательных резервов для банков, изменение ключевой ставки, проведение операций на рынке ценных бумаг.

  • Норма обязательных резервов — некоторая доля активов финучреждений, хранящаяся на счетах ЦБ. Выступает как ограничитель выпуска кредитных денег и регулятор ликвидности финансового рынка. Повышение показателя вызывает меньшее предложение денег из-за снижения кредитного портфеля ЦБ и размера банковского мультипликатора.
  • Ключевая ставка — представляет собой минимальную процентную ставку, ориентируясь на которую, регулятор предоставляет займы финучреждениям. Привлеченные подобным образом средства, рассматриваются как дополнительные резервы ЦБ и выступают основой для мультипликационного роста денежного предложения. Корректируя значение этого показателя, ЦБ определяет приток денежных средств. При увеличении ключевой ставки банки сокращают объем кредитных продуктов, так как рассматривают ее в качестве издержек для приобретения резервов. В итоге денежная масса уменьшается. Понижение ключевой ставки вызывает противоположный эффект.
  • Операции на открытом рынке — процесс приобретения-продажи регулятором государственных долговых бумаг на вторичных фондовых рынках. Чаще всего объектом рыночных сделок выступают ГКО, корпоративные бумаги и казначейские векселя. Приобретение гособлигаций ЦБ способствует увеличению резервов финучреждений, что приводит к расширению их кредитного потенциала. В результате сделки на открытом рынке определяют объем предложения денег через воздействие на денежную базу.

Варьирование инструментов монетаризма позволяет Центробанку осуществлять политику дешевых и дорогих денег. В первом случае регулятор понижает стоимость кредитных денег, стимулируя активность на рынке капиталов и расширяя совокупные доходы и производство. Данная стратегия осуществляется за счет сокращения ключевой ставки и нормы обязательных резервов, а также приобретения гособлигаций. Политика дорогих денег ставит задачу борьбы с инфляцией посредством снижения предложения денежной массы. Подобная цель достигается с помощью продажи регулятором государственных долговых бумаг, а также за счет повышения нормы обязательных резервов и изменением КС.

Читать еще:  Денежные сбережения это

Инструменты монетаризма классифицируются как косвенные методы, превалирующие в рыночной системе. При этом Центробанк может использовать приемы административного воздействия для изменения условий некоторых видов кредитов.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Денежно-кредитное регулирование является одним из направлений государственного регулирования экономики, осуществляемого в целях обеспечения реального и устойчивого экономического роста, необходимого уровня занятости населения, устойчивости покупательной способности национальной валюты, стабильности внешнеэкономических связей.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:

1) изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;

2) процентная политика центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

3) операции открытого рынка.

Традиционным инструментом денежно-кредитного регулирования является использование обязательных резервов. Обязательные резервы – это часть привлеченных кредитной организацией ресурсов, которая должна храниться в Центральном Банке. Обязательные резервы позволяют кредитной организации обеспечить достаточную ликвидность, регулирование величины денежной массы на основе банковского мультипликатора.

Механизм действия этого инструмента заключается в следующем:

– если Центральный Банк увеличивает норму обязательных резервов, то сокращаются избыточные резервы банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликативное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

– при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку даже незначительные изменения нормы обязательных резервов способны вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков.

Создание минимальных резервов, с одной стороны, он гарантирует соблюдение ликвидности коммерческого банка, С другой стороны, вся сумма образованного резерва используется только при прекращении банком всех обязательств. Поэтому, формируемый в Банке России резервный фонд является фондом всей банковской системы России и служит для обеспечения ликвидности не конкретного банка, а совокупной банковской системы.

Целям обеспечения стабильности должны служить такие правила использования депонированных средств, при которых кредитная организация имела бы возможность еще до отзыва у нее лицензии, при возникновении каких-либо финансовых затруднений, получить право распоряжения соответствующими средствами, которые затем при стабилизации своего положения она обязана была бы возвратить в фонд обязательных резервов. Практику такого использования обязательных резервов реализует в своей денежно- кредитной политике, например, Европейский центральный банк. Так, если у Банка возникают проблемы с ликвидностью, он имеет возможность обратиться к средствам обязательных резервов и использовать их на цели поддержания собственной ликвидности, опускаясь, таким образом, ниже нормы минимальных резервов. Затем банк обязан вернуть на счет в Центральном банке большую сумму денежных средств, чтобы соблюсти месячную норму минимальных резервов. Если фактический объем минимальных резервов будет больше или равен норме, требование о поддержании обязательных резервов считается выполненным. В случае невыполнения указанных требований со стороны Центрального банка возможны следующие санкции: уплата до 5% от ставки рефинансирования на недостающую сумму; внесение вплоть до двойного размера ставки рефинансирования на недостающую сумму; внесение беспроцентного взноса в размере до трехкратного превышения недостающей суммы; отстранение от операций на открытом рынке и исключение из числа пользующихся правом рефинансирования.

Согласно п.1.9. Положения Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций» N 507-Пот 1 декабря 2015 г. на сумму обязательных резервов проценты не начисляются. Указанная норма не выгодна коммерческим банкам поскольку пассивы, привлекаемые банками, стоят довольно дорого и бесплатное их отвлечение в инструменты денежного регулирования недопустимо.

Учитывая изложенное, применительно к России возможно альтернативное решение рассматриваемой проблемы, которое позволило бы соблюсти интересы как регулятора, так и кредитных организаций. Целесообразно включить вст. 38Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» пункт следующего содержания: «Банк России начисляет проценты на обязательные резервы кредитных организаций, депонируемые в Банке России, в размере и в порядке, устанавливаемом Советом директоров, если размер обязательных резервов установлен на уровне, превышающем 20% обязательств кредитной организации».

Указанные изменения, с одной стороны, позволили бы кредитным организациям получать некую компенсацию при отвлечении значительных денежных средств, которые хотя и призваны обеспечить стабильность их финансового положения и гарантировать интересы кредиторов, но доступ к ним у кредитных организаций отсутствует, и они не могут использовать их для осуществления своей текущей банковской деятельности.

С другой стороны, такое решение позволило бы сделать политику минимальных резервов Банка России более взвешенной, так как наряду с уже существующими ограничениями по установлению регулятором размера обязательных резервов на уровне, не превышающем 20% обязательств кредитной организации, и запретом единовременного изменения минимальных резервов более чем на пять пунктов в законодательстве появилась бы дополнительная гарантия соответствия действий Банка России в рамках его полномочий по денежно-кредитному регулированию действительным потребностям банковского рынка в обеспечении его стабильности.

Процентная политика Центрального Банка может быть представлена двумя направлениями: 1) политика регулирования займов коммерческих банков у Центрального банка; 2) депозитная политика Центрального банка. Другими словами – это политика учетной ставки или ставки рефинансирования.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный Банк. Ее уменьшение делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликативное увеличение количества денег в обращении. Увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы не выгодными. Некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются их вернуть, в силу доровизны. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.

Использование этого инструмента денежно-кредитного регулирования показывает, что результаты денежно-кредитной политики мало предсказуемы. Снижение ставки рефинансирования рассматривается как мера, расширяющая денежное предложение. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь, спрос на депозиты уменьшится – мультипликатор уменьшится, но, как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно- кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочной периоде снижение ставки рефинансирования является расширительной мерой, а в долгосрочном периоде – сдерживающей.

Операции Центрального Банка на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитного регулирования. Они оказывают влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует сокращение или расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения Центральным Банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, Центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Решение по использованию того или иного набора инструментов принимается с учетом изменения макроэкономических показателей, состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и товарных рынков, проводимой финансовой политики.

Список литературы

1. О Центральном Банке российской Федерации (Банке России): Федеральный Закон № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года. [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http: // www.consultant.ru (Дата обращения 13.01.2017).

2. Об обязательных резервах кредитных организаций: Положение Банка России N 507-П от 1 декабря 2015 года.[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http: // www.consultant.ru (Дата обращения 13.01.2017).

3. Лаут Е.Б Минимальные резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования // Предпринимательское право. 2007. № 1 [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http: // www.consultant.ru (Дата обращения 13.01.2017).

4. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник /под ред. М.А.Абрамовой, Л.И.Гончаренко, Е.В.Маркиной. – М.: Издательство Юрайт, 2014.-551 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector