Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К централизованным денежным фондам относят

Фонды денежных средств подразделяются на централизованные и децентрализованные

ü Государственные и местные бюджеты;

ü Пенсионный фонд;

ü Государственные целевые фонды социального страхования.

Децентрализованные — это денежные фонды субъектов хозяйствования всех форм собственности и уровней подчинения. К ним относятся:

ü Фонды основных средств;

ü Оборотные фонды;

ü Фонды обращения;

ü Фонды заработной платы;

ü Резервные фонды;

ü Фонды материального поощрения;

ü Фонды социально-культурного назначения;

ü Благотворительные фонды.

В условиях иерархичной системы управления (государственная и коммунальная форма собственности) и общественных объединений субъектов хозяйствования, из совокупности децентрализованных денежных фондов выделяют условно централизованные, которые формируют и используют органы управления высшего уровня или руководство общественных объединений ( ассоциаций, концернов, консорциумов и пр.)

По форме финансов. В экономической науке различают такие формы финансов как доходы, поступления, накопления, отчисления, расходы, т.е. элементы, характеризующие движение фондов денежных средств.

Финансы, как сложное общественное явление, наделено различными многоплановыми сущностными признаками и формами проявления.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми. Финансы обладают такими признаками,по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредствованы правовыми актами, которые регулируют денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия (при покупке – продаже, заимствовании денег, и тому подобное).

Первым признаком финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств (наличным или безналичным).Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налогов и сборов в бюджеты и целевые фонды, — во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Однако движение денежных средств само по себе не раскрывает сущность финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других), или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждение самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двухстороннее движение стоимости, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной. Поскольку на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, которые не требуют какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводительного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, вторым важным признаком финансов как экономической категории является распределительный и перераспределительный характер финансовых отношений.Однако и этого признака недостаточно для полной характеристики сущности финансов.

Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют разные экономические категории: финансы, кредит, цена, заработная плата. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов я хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, которые принимают участие в стоимостном распределении. Это происходит независимо от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, изменялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Рассмотрение финансовых ресурсов как материального носителя финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, которые принимают участие в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, третьим важным специфическим признаком финансов, отличающем их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Исходя из вышеизложенного отечественная наука рассматривает финансы как экономическую категорию, отражающую создание и использование денежных фондов в процесе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы пронизывают всю економику, а их характерные признаки присущи всем сферам и звеньям финансовой системы.

Централизованные децентрализованные фонды;

Централизованные денежные фонды, формируемые на макроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм аккумулирования, перераспределения и использования денежных средств, основанных на централизованном финансовом планировании, регулировании и контроле, необходимых для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей и выполнения функций государства и местного самоуправления.

Читать еще:  Важнейшим условием стабильности денежной единицы является

К централизованным денежным фондам относятся:

— государственные и муниципальные бюджеты всех уровней бюджетной системы;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственные фонды страхования;

— государственный и муниципальный кредит, которые в совокупности представляют собой систему финансовых отношений между государством, муниципалитетом — с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой.

Источниками централизованных денежных фондов являются: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации, использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.

Децентрализованные денежные фонды, формируемые на микроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм организации и управления денежными средствами субъектов хозяйствования в процессе образования, распределения и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений, прибыли.

К ним относятся:

— фонды коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, в том числе финансовых посредников;

— фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений;

— фонды индивидуальных предпринимателей;

Функции, состав и структура фондов организаций, предпринимателей и домашних хозяйств, методы их формирования и направления использования определяются характером и уровнем развития производственных, социальных, культурных отношений, масштабами и ролью государства в национальной экономике.

На различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных средств. У предприятий это фонды собственных, заемных и привлеченных средств.

В состав собственныхсредств организаций входят:

— уставный, добавочный и резервный капиталы;

— фонды накопления, потребления и социальной сферы;

Кзаемным средствам относятся кредиты и займы.

К привлеченным средствам относится кредиторская задолженность.

Источниками децентрализованных финансовых ресурсовпредприятий выступают прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами и т.д.

В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят:

— денежные средства, предназначенные для текущих расходов;

— денежные средства, предназначенные для капитальных расходов;

— денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.

Источниками финансовых ресурсов домашних хозяйств являются:

— заработная плата, премии и надбавки к заработной плате;

— выплаты социального характера, осуществляемые работодателем;

— доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций;

— социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит.

Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями, домохозяйствами и финансово-кредитной системой и т.д.

Таким образом, финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Что такое централизованные финансы

Централизованные финансы относятся к бюджетной системе. Это фонды, которые нужны для обеспечения работы государственного и муниципального аппарата. В рамках системы бюджет и его особенности зависят от особенностей государственного строя.

Финансовая система многих государств представляет собой комплекс финансовых отношений. Одной частью которых являются централизованные финансы. Это бюджетные системы, государственное и муниципальное кредитование. Денежные ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или местного самоуправления.

Зачем нужны централизованные финансы

Они обеспечивают возможность государству выполнять свои основные функции:

  • создавать нормативно-правовую базу;
  • контролировать выполнение законодательных норм;
  • предоставлять комфортные условия для общества;
  • регулировать рыночные отношения;
  • стимулировать новые технологией.

В основе государственных денежных систем стоят бюджеты. На первый взгляд они могут показаться обособленными, но при решении крупномасштабных задач проводится укрепление финансовых институтов, формирование консолидированного бюджета.

Особенностью применения централизованных финансов является то, что они не только обеспечивают государственный аппарат управления, но и формируют военный запас страны. Большая роль отводится и их стимулирующей функции. Она проявляется путем перераспределения средств между нуждающимися предприятиями и организациями с целью поддержания важной для экономики отрасли хозяйствования.

Отличия централизованных финансов от децентрализованных

Централизованные формируются на макроуровне. Их источником случат доходы от государственных и муниципальных предприятий, прибыль от приватизации и продажи государственного или муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Децентрализованные фонды, в отличие от первых, формируются на микроуровне. Они представляют собой совокупность регулируемых форм организации, управление финансовыми потоками субъектов хозяйствования в процессе образования и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений. Такие системы представлены фондами коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателями.

Читать еще:  Современное состояние денежной системы

Особенности централизованных финансов

Они являются подсистемой, главным звеном которой является бюджетная система, она зависит от формы государственного строя. Государственный бюджет является главным централизованных фондом, инструментом, позволяющим эффективно перераспределять средства. Основными его расходами являются:

  • выполнение политических функций государства;
  • решение вопросов относительно социальных потребностей;
  • введение инвестиций в отдельные отрасли экономической инфраструктуры.

Региональные потребности в деньгах обеспечивают местные бюджеты. Они отличаются своей самостоятельностью. Большая часть таких средств направляется на решение социальных потребностей. Дополнительно им может быть оказана помощь от государства в виде субсидий, дотаций, выпуска ссуд по государственные обязательства.

Централизованные финансы имеют собственные принципы функционирования. Они дают возможность выявить направление воздействия денежных потоков на развитие государственного или муниципального сектора. К основным принципам относится:

  • Использование в качестве базы на основе информационных потоков. Анализ поступающих сведений важен как при принятии решения, так и в процессе контроля за его выполнения.
  • Четкость ориентации. Все централизованные финансы затрагивают определенные интересы общества, но в любом случае они ориентированы на решение централизованных задач.

Таким образом, к основным функциям централизации относится планирование, организация, контроль. Формирование и распределение финансовых фондов осуществляется государством. Для этого в рамках различных нормативных актов определяются источники и приоритетные сферы для движения. Это же является одним из главных отличий от децентрализованных финансов в отношении которых не установлено строгое контролирование.

ТЕМА 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1. Финансы и их функции. Государственные финансы

Финансы представляют собой экономическую категорию, функционирующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новое содержание в каждой из них. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Термин «финансы» произошел от латинского слова finansia, что в переводе означает денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами, которые являются обязательным условием их существования. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем. Финансовые отношения – это, прежде всего, денежные отношения.

Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире сферы финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т. е. децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов является валовой внутренний продукт и национальный доход.

Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта. Характерными признаками финансов являются:

  • распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;
  • односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;
  • создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее определение финансов. Финансы – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода. Без участи финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т. е. в сфере материального производства. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т. д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Однако доходы, получаемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. В связи с этим необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, здравоохранение и др.), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения – пенсионеров, студентов, многодетных матерей и др.

В различных государствах действуют различные финансовые системы. В одних случаях более удачно выражающие объективно функционирующие экономические отношения, в других – менее удачно. Однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их содержанием и потому органически им присуща.

Читать еще:  Централизованные денежные средства это

Наряду с распределительной, к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются. Цель финансового контроля – рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов.

Распределительная и контрольная функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением. Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов – регулирующей. Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:

1) это всегда денежные отношения;

2) эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

3) эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Таким образом, фонды государственных денежных средств делятся на централизованные и децентрализованные.

К централизованным фондам денежных средств (или централизованным финансам) относятся денежные средства, поступающие в собственность государства, а незначительная часть – во временное пользование. Это прежде всего налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи, которые аккумулируются в бюджетной системе или государственных внебюджетных фондах. Централизованными денежными средствами являются и те деньги, которые поступают во временное распоряжение государства через государственный кредит, государственное страхование, банковский кредит (когда государство выступает заемщиком) и заемные зарубежные денежные средства.

К децентрализованным государственным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций исключительно государственной собственности.

Финансовые ресурсы. Централизованные и децентрализованные финансы

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Финансовые ресурсы предназначены:

§ для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;

§ осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;

§ оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;

§ финансирования других затрат.

Финансовые ресурсы подразделяются на:

§ централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

§ децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства,. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствий с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 160 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector