Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К централизованным фондам денежных средств относятся

Фонды денежных средств подразделяются на централизованные и децентрализованные

ü Государственные и местные бюджеты;

ü Пенсионный фонд;

ü Государственные целевые фонды социального страхования.

Децентрализованные — это денежные фонды субъектов хозяйствования всех форм собственности и уровней подчинения. К ним относятся:

ü Фонды основных средств;

ü Оборотные фонды;

ü Фонды обращения;

ü Фонды заработной платы;

ü Резервные фонды;

ü Фонды материального поощрения;

ü Фонды социально-культурного назначения;

ü Благотворительные фонды.

В условиях иерархичной системы управления (государственная и коммунальная форма собственности) и общественных объединений субъектов хозяйствования, из совокупности децентрализованных денежных фондов выделяют условно централизованные, которые формируют и используют органы управления высшего уровня или руководство общественных объединений ( ассоциаций, концернов, консорциумов и пр.)

По форме финансов. В экономической науке различают такие формы финансов как доходы, поступления, накопления, отчисления, расходы, т.е. элементы, характеризующие движение фондов денежных средств.

Финансы, как сложное общественное явление, наделено различными многоплановыми сущностными признаками и формами проявления.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми. Финансы обладают такими признаками,по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредствованы правовыми актами, которые регулируют денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия (при покупке – продаже, заимствовании денег, и тому подобное).

Первым признаком финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств (наличным или безналичным).Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налогов и сборов в бюджеты и целевые фонды, — во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Однако движение денежных средств само по себе не раскрывает сущность финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других), или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждение самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двухстороннее движение стоимости, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной. Поскольку на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, которые не требуют какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводительного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, вторым важным признаком финансов как экономической категории является распределительный и перераспределительный характер финансовых отношений.Однако и этого признака недостаточно для полной характеристики сущности финансов.

Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют разные экономические категории: финансы, кредит, цена, заработная плата. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов я хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, которые принимают участие в стоимостном распределении. Это происходит независимо от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, изменялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Рассмотрение финансовых ресурсов как материального носителя финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, которые принимают участие в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, третьим важным специфическим признаком финансов, отличающем их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Исходя из вышеизложенного отечественная наука рассматривает финансы как экономическую категорию, отражающую создание и использование денежных фондов в процесе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы пронизывают всю економику, а их характерные признаки присущи всем сферам и звеньям финансовой системы.

Централизованные децентрализованные фонды;

Централизованные денежные фонды, формируемые на макроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм аккумулирования, перераспределения и использования денежных средств, основанных на централизованном финансовом планировании, регулировании и контроле, необходимых для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей и выполнения функций государства и местного самоуправления.

К централизованным денежным фондам относятся:

— государственные и муниципальные бюджеты всех уровней бюджетной системы;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственные фонды страхования;

— государственный и муниципальный кредит, которые в совокупности представляют собой систему финансовых отношений между государством, муниципалитетом — с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой.

Читать еще:  Денежные фонды предприятия это

Источниками централизованных денежных фондов являются: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации, использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.

Децентрализованные денежные фонды, формируемые на микроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм организации и управления денежными средствами субъектов хозяйствования в процессе образования, распределения и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений, прибыли.

К ним относятся:

— фонды коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, в том числе финансовых посредников;

— фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений;

— фонды индивидуальных предпринимателей;

Функции, состав и структура фондов организаций, предпринимателей и домашних хозяйств, методы их формирования и направления использования определяются характером и уровнем развития производственных, социальных, культурных отношений, масштабами и ролью государства в национальной экономике.

На различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных средств. У предприятий это фонды собственных, заемных и привлеченных средств.

В состав собственныхсредств организаций входят:

— уставный, добавочный и резервный капиталы;

— фонды накопления, потребления и социальной сферы;

Кзаемным средствам относятся кредиты и займы.

К привлеченным средствам относится кредиторская задолженность.

Источниками децентрализованных финансовых ресурсовпредприятий выступают прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами и т.д.

В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят:

— денежные средства, предназначенные для текущих расходов;

— денежные средства, предназначенные для капитальных расходов;

— денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.

Источниками финансовых ресурсов домашних хозяйств являются:

— заработная плата, премии и надбавки к заработной плате;

— выплаты социального характера, осуществляемые работодателем;

— доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций;

— социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит.

Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями, домохозяйствами и финансово-кредитной системой и т.д.

Таким образом, финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Что такое централизованные финансы

Централизованные финансы относятся к бюджетной системе. Это фонды, которые нужны для обеспечения работы государственного и муниципального аппарата. В рамках системы бюджет и его особенности зависят от особенностей государственного строя.

Финансовая система многих государств представляет собой комплекс финансовых отношений. Одной частью которых являются централизованные финансы. Это бюджетные системы, государственное и муниципальное кредитование. Денежные ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или местного самоуправления.

Зачем нужны централизованные финансы

Они обеспечивают возможность государству выполнять свои основные функции:

  • создавать нормативно-правовую базу;
  • контролировать выполнение законодательных норм;
  • предоставлять комфортные условия для общества;
  • регулировать рыночные отношения;
  • стимулировать новые технологией.

В основе государственных денежных систем стоят бюджеты. На первый взгляд они могут показаться обособленными, но при решении крупномасштабных задач проводится укрепление финансовых институтов, формирование консолидированного бюджета.

Особенностью применения централизованных финансов является то, что они не только обеспечивают государственный аппарат управления, но и формируют военный запас страны. Большая роль отводится и их стимулирующей функции. Она проявляется путем перераспределения средств между нуждающимися предприятиями и организациями с целью поддержания важной для экономики отрасли хозяйствования.

Отличия централизованных финансов от децентрализованных

Централизованные формируются на макроуровне. Их источником случат доходы от государственных и муниципальных предприятий, прибыль от приватизации и продажи государственного или муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Децентрализованные фонды, в отличие от первых, формируются на микроуровне. Они представляют собой совокупность регулируемых форм организации, управление финансовыми потоками субъектов хозяйствования в процессе образования и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений. Такие системы представлены фондами коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателями.

Особенности централизованных финансов

Они являются подсистемой, главным звеном которой является бюджетная система, она зависит от формы государственного строя. Государственный бюджет является главным централизованных фондом, инструментом, позволяющим эффективно перераспределять средства. Основными его расходами являются:

  • выполнение политических функций государства;
  • решение вопросов относительно социальных потребностей;
  • введение инвестиций в отдельные отрасли экономической инфраструктуры.

Региональные потребности в деньгах обеспечивают местные бюджеты. Они отличаются своей самостоятельностью. Большая часть таких средств направляется на решение социальных потребностей. Дополнительно им может быть оказана помощь от государства в виде субсидий, дотаций, выпуска ссуд по государственные обязательства.

Централизованные финансы имеют собственные принципы функционирования. Они дают возможность выявить направление воздействия денежных потоков на развитие государственного или муниципального сектора. К основным принципам относится:

  • Использование в качестве базы на основе информационных потоков. Анализ поступающих сведений важен как при принятии решения, так и в процессе контроля за его выполнения.
  • Четкость ориентации. Все централизованные финансы затрагивают определенные интересы общества, но в любом случае они ориентированы на решение централизованных задач.
Читать еще:  Современные виды платежных средств денежных агрегатов

Таким образом, к основным функциям централизации относится планирование, организация, контроль. Формирование и распределение финансовых фондов осуществляется государством. Для этого в рамках различных нормативных актов определяются источники и приоритетные сферы для движения. Это же является одним из главных отличий от децентрализованных финансов в отношении которых не установлено строгое контролирование.

Децентрализованные финансы

Децентрализованные финансы

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 10707; Нарушение авторских прав?;

Финансовая система: централизованные и децентрализованные финансы

Распределительная, перераспределительная и контрольная функции финансов

Распределительная функция финансов реализуется во всех сферах общественной жизни, в материальном производстве, нематериальной сфере, сфере обращения.

2.5 Децентрализованные финансы

Основными субъектами распределения на микро уровне выступают юридические и физические лица, на макро уровне – государство в лице органов законодательной и исполнительной власти. Объектами распределения служит ВВП и национальный доход в денежной форме. Путем реализации распределительных функций осуществляется распределение и перераспределение новой стоимости. В основе распределительной функции лежат 3 последовательные ступени:

1. Формирование фондов денежных средств. На микро уровне формируются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, на макро уровне – создаются централизованные средства государства

2. Распределение денежных фондов через финансовые инструменты

3. Образование бюджета всех уровней и внебюджетных фондов

Перераспределительная функция финансов позволяет создавать денежные фонды на уровне организиции домашнего хозяйства, а также государства, образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения, осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между сферами и социальными группами, формировать необходимые резервы на уровне организации и государства. Сущность контрольной функции состоит в осуществлении контроля объективно существующих денежных отношений. Содержание финансового контроля состоит в том, чтобы сообщать обществу обо всех недостатках в денежных отношениях. Контрольная функция представляющая собой воспроизводственный процесс сигнализирует о возникающих отклонениях, пропорциях распределения ВВП и НД в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса. Смысл контрольной функции заключается в том, чтобы стимулировать наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных денежных средств с целью обеспечения эффективности общественного производства. Объектом контрольной функции финансов выступают финансовые показатели финансовой системы. По решению эффективности контроля зависит во многом от организации финансовой системы. Контрольная функция финансов проявляется во первых, еще до наступления распределительного процесса … во вторых, в процессе использования фондов денежных средств при исполнении намеченных программ, планов, смет, в третьих, в процессе подведения итогов, составлении оценок, исполнения денежных фондов. Контрольная функция реализуется по средствам:

1. Финансово-хозяйственного контроля в отдельных организациях на основе выполнения хозяйственных договоров осуществления коммерческого расчета

2. Финансово-бюджетного контроля при налоговых платежах и финансировании из бюджетных ресурсов

3. Кредитно-банковского контроля при использовании принципов кредитования и денежных расчетов

Финансовая система: централизованные и децентрализованные финансы

Под финансовой системой понимают совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется своими особенностями, формировании и использовании фондов денежных средств различным местам в общественном производстве. В рамках финансовой системы финансовые отношения в условиях рынка имеют некоторые общие черты:

1. Осуществляют распределение ВВП и НД

2. Участвуют в формировании фондов денежных средств в их использовании

3. Контролируют и регулируют распределительный процесс

В целом финансовая система государства включает 2 группы финансовых институтов: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы охватывают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды и призваны обеспечить структурную перестройку экономики ускорении НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост уровня жизни населения. При помощи централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макро уровне, путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения финансовых ресурсов для выравнивания темпов экономического и социального развития отдельных регионов. Внебюджетные фонды призваны расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Важной составляющей централизованных финансов является государственный кредит, характеризующий кредитные отношения, связанные с мобилизации государством временно свободных денежных средств экономических субъектов. Основой финансовой системы служат децентрализованные финансы. Это обусловлено тем, что именно здесь в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. От создания децентрализованных фондов денежных средств зависит в целом финансовое положение страны. К децентрализованным финансам принято относить финансы организаций и финансы домашних хозяйств. Финансы организаций участвуют в создании материального источника всех денежных фондов государства. Финансы организаций являются основой единой финансовой системы страны. С их помощью обслуживается процесс создания и распределение общественного продукта и НД. Они выступают главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От общего состояния финансов организаций напрямую зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовым ресурсам. Коммерческие организации в условиях рынка ведут деятельность на началась коммерческого расчета, основная цель которого заключается в обязательном получении прибыли. Хозяйственные субъекты самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения. Формируют необходимые средства для расширения производства продукции, прибегая к использованию собственных, кредитных ресурсов и возможностях финансового рынка. Финансы домашних хозяйств являются составной частью децентрализованных финансов. Исторически финансы домашних хозяйств сравнительно недавно включены в состав звеньев финансовой системы. Это вызвано тем, что финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию играют важную роль по регулированию платежеспособного спроса страны. Фактически определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через рамки семейного бюджета. Существует следующая зависимость: чем выше доходы членов общества, тем выше спрос на производимые материальные ценности и тем устойчивее экономическое положение организаций.

Читать еще:  Движение денежных потоков

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1026 | Нарушение авторских прав

К децентрализованным фондам денежных средств относятся

Финансы представляют собой систему фондов (например, централизован­ных, децентрализованных) и систему правовых институтов, регулирующих каж­дое из звеньев финансовой системы. Система правовых институтов обеспечива­ет систему фондов.

финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюд­жетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые вне­бюджетные фонды.

В связи с переходом к рыночной экономике очень важно по­нять роль государства в регулировании, аккумуляции, перераспре­делении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег

В отношении децентрализованных фондов государственное ре­гулирование выражается по-иному.

Если финансы предприятий федеральной и муниципальной форм собственности могут рассматриваться в целом как децентра­лизованные фонды государства, то финансы частных предпринима­телей должны анализироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций.

Однако во взаимоотношении этих фондов с государственны­ми централизованными и децентрализованными фондами денеж­ных средств осуществляются прямые и обратные связи по управ­лению производством, экономикой и социальными процессами в целом. Рассматривая внутриотраслевые фонды денежных средств, следует учитывать не только их связи с бюджетом, но и связи между собой.

Если учитывать, что финансы связаны с денежной системой, порождением которой они в свою очередь являются, то связь меж­ду всеми финансами государства, как централизованными, так и децентрализованными, становится еще более ясной.

Осуществляя финансовую деятельность, государство занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при формировании фондов денежных средств как по доходам, так и по расходам, учитывая, что конечной целью финансового планирова­ния является соответствие доходов расходам и, как идеальный ре­зультат, — получение по каждому фонду баланса доходов и расхо­дов денежных средств.

Любая финансовая деятельность в государстве предполагает ак­кумуляцию доходов и проведение необходимых расходов. Расходы могут превышать реально имеющиеся доходы, получаемые в целом в государственном хозяйстве, и тогда государство начинает изыски­вать дополнительные источники доходов для покрытия необходи­мых расходов, для чего используется банковский или государствен­ный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг; и в целом центра­лизованные фонды, в частности бюджетная система, планируются как видим, финансы отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве не только в области экономики и со­циальной сфере, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в государ­стве невозможно провести без перераспределения финансовых ре­сурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осу­ществляется в правовой форме.

Так, государственные финансы включают в себя: бюджеты всех уровней, в том числе государственные внебюджетные фонды (пен­сионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

Институт «финансы хозяйствующих субъектов» объединяет та­кие децентрализованные фонды, как финансы предприятий, орга­низаций, функционирующих на коммерческих основах; финансы учреждений и некоммерческих организаций; финансы общественных организаций.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представлен­ное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхо­вания: а) личное страхование; б) имущественное страхование; в) страхование ответственности; г) страхование предпринимательских рисков; д) перестрахование.

Институт кредитования образуют: 1) отношения, возникающие между клиентами и кредитными организациями по поводу привле­чения, размещения денежных средств; 2) отношения государствен­ного кредита.

Государственный кредит основан на добровольности платежей. Это деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств от юридических, физических лиц и других государств. Го­сударственный кредит осуществляется прежде всего через размеще­ние различных государственных займов, других ценных бумаг и де­нежно-вещевые лотереи. Государственный кредит широко приме­няется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридиче­ских лиц. В условиях становления рынка происходит и становление рынка ценных бумаг, и в связи с этим увеличивается выпуск госу­дарственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных займов и других Ценных бумаг, размещаемых среди коммерческих структур. Реали­зация государством этих ценных бумаг обеспечивает поступление в бюджет безинфляционных денег.

Как теоретическое понятие государственный кредит признает двусторон­нюю деятельность: и брать взаймы, и давать взаймы.

Государственный кредит — это также и внешние займы государ­ства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для ин­вестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям или у международных фондов, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Евро­пейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Государство в законе о бюджете предусматривает регулярно рас­ходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.

Банковский кредит — это сложная многосторонняя деятель­ность, предполагающая как мобилизацию денежных средств, где вся банковская система использует как ресурс для целей кредитова­ния добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, так и расходование средств путем выда­чи кредитов на тех же условиях.

Финансовая система как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кре­дитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансо­вую деятельность государства. Систему финансовых органов воз­главляет Министерство финансов РФ (Минфин России), которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим прове­дение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ, осуществляющим руководство в области кредита и контролирующим всю сеть кредитных органов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector