Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова особенность дискреционной денежно кредитной политики

Дискреционная кредитно-денежная политика и «политика по правилам»

Дискреционная (гибкая) кредитно-денежная политика

направлена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фаз среднесрочного экономического цикла. Теоретически такая политика базируется на кейнсианских представлениях о стабилизирующий роли государства в сфере управления совокупным спросом.

Стимулирующая дискреционная политика – это политика «дешевых» денег

, которая используется ЦБ при спадах производства. Она основана на кейнсианских представлениях о трансмиссионном, т.е. передаточном, механизме изменений в экономике, вызванных ростом или уменьшением денежного предложения. Речь идет о цепочке взаимосвязей макроэкономических переменных. Так, ЦБ увеличивает денежное предложение, что (при прочих равных условиях) вызывает падение ставки процента. Более низкая ставка процента стимулирует процессы инвестирования, поскольку займы становятся более дешевыми. Рост инвестиций как элемента совокупного спроса приводит к росту ВВП.

В упрощенной форме последовательность изменений макроэкономических переменных при политике «дешевых» денег можно представить следующим образом:

MS(растет) i (снижается) I (растут) AD (растет) Y (растет)

Напротив, сдерживающая кредитно – денежная политика, или политика «дорогих» денег, проводится при «перегревах» экономики, сопровождающихся инфляцией.

Трансмиссионный механизм действует следующим образом:

MS(снижается) i (растет) I (уменьшаются) AD (уменьшается) Y (уменьшается). Так, повышение учетной ставки ФРС до 2,25%, о чем было сказано ранее, многими аналитиками было расценено как конец эпохи «дешевых» денег в США.

Рис. 1. Влияние изменения предложения денег на ставку процента: а) увеличение предложения денег; б) уменьшение предложения денег

Первоначально (рис. А) равновесная ставка процента находилась на уровне i0. Если ЦБ принимает решение о расширении предложения денег для стимулирования совокупного спроса, то кривая Ms1 и ставка процента установится на более низком уровне i1. В случае сдерживающей кредитно – денежной политики (рис. Б) ЦБ уменьшает предложение денег и кривая Ms сдвигается влево в положение Ms2. равновесная ставка процента повышается до уровня i2.

Стимулирующая и сдерживающая кредитно-денежная политика ЦБ

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Кредитно-денежная (монетарная) политика это деятельность государства, направленная на решение основных макроэкономических задач и предполагающая использование кредитно-денежных инструментов.

Кредитно-денежная политика может быть двух типов: дискреционная и недискреционная (автоматическая).

Дискреционная кредитно-денежная политика бывает сти­мулирующая и сдерживающая.

Дискреционная кредитно-денежная политика — это целенаправ­ленная политика, способствующая стимулированию или сдержива­нию деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла

Стимулирующая дискреционная политика (политика «деше­вых» денег) проводится при спаде производства. Последова­тельность кредитно-денежных мероприятий при этом будет следующая: рост денежной массы, снижение процента, рост инвестиций, рост реального объема производства.

В формальном виде: МS (увеличение) = r(снижение) => I (увеличение) => Y (увеличение).

Графически стимулирующая кредитно-денежная политика может быть представлена следующим образом:

Сдерживающая дискреционная политика (политика «доро­гих» денег) проводится при инфляции, опасности кризиса пе­репроизводства. Последовательность кредитно-денежных ме­роприятий при этом будет обратная: снижение денежной мас­сы, рост процента, снижение инвестиций, снижение реального объема производства. В формальном виде: МS (снижение) => r(увеличение) => I (снижение) => Y (снижение).

Графически сдерживающая кредитно-денежная политика может быть представлена следующим образом:

В любом случае первоначальный шаг — воздействие на денежную массу. Каким образом можно увеличивать или уменьшать денежную массу? Для этого используются три основных инструмента кредитно-денежной политики централь­ного банка:

• изменение минимальной нормы обязательных резервов;

• учетно-процентная (дисконтная) политика;

• операции на открытом рынке.

Изменение минимальной нормы обязательных резервов — это один из самых традиционных инструментов регулирования, используемый Центральным банком.

Обязательные резервы – это часть кредитных ресурсов банков, содержащаяся на открытом в центральном банке беспроцентном счете.

Обязательные резервы выполняют две задачи: страховую, так как не позволяют коммерческому банку полностью использо­вать все средства и тем самым создают резерв ликвидности, и регулирующую. Регулирование с помощью нормы обязательных резервов заключается в том, что повышая или снижая коммерческим банкам норму обязательных резервов, ЦБ ограничивает или, наоборот, расширяет их возможности осуществлять кредитование.

Учетно-процентная (дисконтная) политика — это измене­ние ставки дисконта, или учетной ставки.

Официальная учетная ставка – это ставка центрального банка, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам и кредитным учреждениям. В России эта ставка носит название ставки рефинансирования. Повышая или понижая официальную учетную ставку, ЦБ оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

Повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. Происходит активизация платежного баланса, увеличивается предложение иностранной валюты, что ведет к снижению курса иностранной валюты и повышению курса национальной валюты. Снижение учетной ставки приводит к противоположным результатам.

Операции с ценными бумагами на открытом рынке – это операции центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг. Такие действия ЦБ влияют на объем ресурсов коммерческих банков.

Читать еще:  Цена денежной единицы одной страны выраженная

Центральный банк, продавая ценные бумаги на открытом рынке, уменьшает ресурсы коммерческих банков и их возможности предоставлять ссуды клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, ЦБ предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд.

В мировой банковской практике широко используются и другие инструменты денежно-кредитной политики ЦБ. К ним относятся:

· контроль над рынком капиталов;

· допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных;

· валютные интервенции – купля-продажа значительных объемов валюты для воздействия на величину спроса и предложения (т.е. на курс) национальной денежной единицы;

· таргетирование – установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы и др.

Использование инструментов денежно-кредитной политики может быть эффективным только в условиях их тесной увязки с бюджетной и налоговой политикой, законодательной деятельностью.

Недискреционная (автоматическая) кредитно-денежная политика — это следование монетарному правилу, которое гласит: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реально­го ВВП. А значит автоматическая денежно-кредитная политика состоит в последовательном изменении денежной массы.

По мнению монетаристов, главную ответственность за ста­бильность покупательной способности денег несет правитель­ство, в чьих руках находится денежное предложение. Колеба­ния денежного предложения в целях стабилизации процента, т.е. дискреционные мероприятия, лишь усиливают цикличе­ские колебания. Постоянство темпов роста денежной массы дает возможность избегать этих колебаний.

Более того, основоположник монетаризма М. Фридмен вы­двигал идею принятия монетарной конституции, т.е. законода­тельного установления монетарного правила, согласно которо­му денежное предложение должно возрастать на 3 — 5% в год. Монетарное правило не было принято, но в некоторых запад­ных странах в 1970-е годы стали применять практику денежно­го таргетирования — установления верхнего и нижнего пределов денежной массы на определен­ный период.

В 1970 — 1980 гг. в западных странах под влиянием монета­ризма произошло переосмысление кредитно-денежной полити­ки, осуществляемой центральными банками. На практике это привело к переносу центра тяжести с традиционного ориенти­ра — динамики процентной ставки на изменение величины и темпов роста денежной массы.

В кредитно-денежной политике существует так называе­мая дилемма целей, которая означает невозможность одно­временного регулирования денежной массы и процентной ставки.

Например, если в качестве цели стабилизации мы выбира­ем денежную массу, то в случае роста спроса на деньги мы до­пускаем колебания процентной ставки.

Если в качестве цели стабилизации мы выбираем процент­ную ставку, то в случае роста спроса на деньги мы допускаем колебания денежной массы.

Монетаристы выбирают в качестве цели денежную массу, а кейнсианцы — процентную ставку. Монетаристы исходят из основополагающего влияния денежного предложения на все макроэкономические показатели, а кейнсианцы видят в неста­бильности процентных ставок, вызывающей нестабильность инвестиций, основную причину циклических колебаний и предлагают с этим бороться.

На практике кредитно-денежная политика не бывает сто­процентно кеинсианскои или монетаристскои, но представля­ет собой различные сочетания взглядов представителей обеих школ.

Основные инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка. Сдерживающая и стимулирующая дискреционная кредитно-денежная политика

Описание: Сдерживающая и стимулирующая дискреционная кредитноденежная политика. Кредитноденежная монетарная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами кредитноденежной политика Центрального банка являются: операции на открытом рынке учетнопроцентная дисконтная политика регулирование обязательной нормы банковского резервирования.

Дата добавления: 2014-07-24

Размер файла: 4.21 KB

Работу скачали: 6 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Основные инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка. Сдерживающая и стимулирующая дискреционная кредитно-денежная политика.

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. ЦБ преследует цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политика Центрального банка являются: операции на открытом рынке, учетно-процентная (дисконтная) политика, регулирование обязательной нормы банковского резервирования .

Суть операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже государственных долговых ценных бумаг.

Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка (в России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования ); кроме того, используется ломбардная ставка , представляющая собой процентную ставку, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств.

Регулирование обязательной нормы банковского резервирования ( rr ) позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-денежную политику.

Читать еще:  Денежные агрегаты в сша

Можно выделить две разновидности кредитно-денежной политики:

мягкую (политика «дешевых денег»)

жесткую (политика «дорогих денег»)

В первом случае ЦБ покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, снижает учетную ставку процента, снижает обязательную норму банковского резервирования; мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики. Во втором случае ЦБ продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, повышает учетную ставку процента, повышает обязательную норму банковского резервирования; жесткая кредитно-денежная политика носит ограничительный характер.

Поводя кредитно-денежную политику, Центральный банк влияет на конечный спрос через ряд последовательных звеньев: денежную массу, норму процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

Невозможность одновременного контроля предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики .

Некоторые страны прибегают также к автоматической кредитно-денежной политике , суть которой сводится к т.н. монетарному правилу : масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (3-5% в год). Однако строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики ЦБ.

Дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику;

. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая — в фазе бума.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики — контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилами». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3—5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

«Политика по правилам». Теория М. Фридмана

«Политика по правилам», или жесткая монетарная политика — политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как крайний случай представляется относительно вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы.

Кредитно-денежная «политика по правилам» (жесткая кредитно-денежная политика)

Такая политика была предложена монетаристами во главе с М. Фридманом. Многие годы Фридман доказывал, что денежно-кредитная политика должна проводиться по правилам, и эта идея стала важной частью монетаристской доктрины.

Монетаристы убеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в стране в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. По мнению монетаристов, денежное предложение является единственно важным фактором, оказывающим воздействие на уровень производства, цены и занятость.

Так как скорость обращения денег у монетаристов стабильна в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение денежного предложения, то само денежное предложение оказывает предсказуемое воздействие на уровень совокупного спроса.

С точки зрения монетаристов, предлагаемая кейнсианцами политика дорогих и дешевых денег вредна и бессмысленна. Главная причина макроэкономической неустойчивости лежит в сфере денежных процессов. Инфляция, безработица, спад производства не характерны для рыночной системы как таковой, а проистекают от неправильной денежной политики, осуществляемой государством.

Проведение эффективной финансовой политики согласно монетаристским рекомендациям предполагает:

1. Отказ от произвольных изменений в налоговой или денежно-кредитной политике ради поставленных экономико-политических целей. Экономика, по их мнению, крайне сложная и еще недостаточно изученная система, поэтому государственное вмешательство, направленное на устранение различных кризисных явлений вызывает обратный эффект, т.е. вносит еще больший хаос;

. Отказ от бюджетной политики в кейнсианском понимании (как инструмента антициклической политики) и замена ее другой политикой, предполагающей, что государство будет играть роль служащего, который будет планировать расходы и налоги без необходимости обеспечивать экономическую стабильность;

. Главным инструментом по поддержанию долгосрочной стабильности должна стать денежно-кредитная политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном росте денежного предложения в соответствии с монетарным правилом.

Читать еще:  Денежная реформа канкрина

Монетарное правило означает ежегодное расширение денежного предложения в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВВП. По оценкам монетаристов, денежное предложение должно устойчиво возрастать в пределах 3-5% в год (для США);

. Законодательное установление монетарного правила с учетом многолетних тенденций в динамике ключевых экономических показателей.

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector