Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контроль над денежным предложением

Контроль Центрального Банка над денежным предложением.

В распоряжении Центрального Банка 3 важных инструмента, которые можно использовать для изменения денежного предложения:

Изменение нормы резервных требований

Изменение учетной ставки процента

Операции на открытом рынке

Нормы резервных требований.

Простейший способ для ЦБ изменения предложения денег – изменение нормы резервных требований, чтобы найти максимальную величину депозита, которая может быть поддержана определенной суммой денег в резервах. Необходимо разделить R/g=Д, Д-депозиты, g-норма резервных требований, R- резервы.

Уменьшение нормы резервных требований дает возможность банкам иметь больше депозитов при существенном объеме резервов. Поскольку банки создают больше депозитов, посредством предоставления займов, денежное предложение увеличивается. С другой стороны, если ЦБ хочет ограничить предложение денег, он может повысить норму резервных требований. В этом случае банки обнаружат, что они имеют недостаточные резервы и должны будут уменьшить депозиты, требуя возврата некоторых из своих займов. Результатом будет уменьшение денежного предложения.

По ряду причин ФРС не стремится использовать изменения резервных требований как средство контроля за денежным предложением. Изменение нормы резервных требований является грубым инструментом. Если норма резервных требований повысилась в 2 раза, то должно произойти двукратное уменьшение всех депозитов. Банки будут вынуждены потребовать немедленного погашения всех ссуд.

Начнется изъятие чековых вкладов заемщиков. Такие значительные изменения за короткий период приведут к резкому повышению процентных ставок, нормированию кредита, значительному сокращению инвестиций, к серьезному уменьшению ВВП и занятости. Таким образом, изменение нормы резервных требований слишком мощный инструмент монетарной политики, который необходимо использовать крайне осторожно. Фактически банки никогда не требуют возврата денежных кредитов.

Во-первых, ЦБ медленно расширяет денежные предложения, поскольку реальная экономика устойчиво растет. И этот рост требует все большего количества денег в обращении, поэтому когда говорят об ужесточении монетарной политики, имеют в виду, что ЦБ медленно уменьшает темпы роста денежного предложения, не уменьшая абсолютных его размеров. Даже если бы ЦБ действительно сокращал резервы, а не только сдерживал бы их экспансию, коммерческие банки могли бы пойти на уменьшение объемов новых займов, не требуя возврата старых займов.

Коммерческим банкам разрешено брать взаймы у ЦБ. Если коммерческий банк берет кредит у ЦБ размером 20 у.е., он может использовать эти деньги, как резервы и соответственно при норме резервных требований 20%, увеличить свои кредиты на сто денежных единиц. Увеличение кредита на сто денежных единиц означает увеличение на ту же сумму банковских депозитов.

Норма процента, которую они уплачивают ЦБ за эти кредиты, называется учетной ставкой. Заимствования банком у ЦБ таким образом ведет к росту денежного предложения. Коммерческие банки, которые берут кредиты у ЦБ, в конечном счете должны возвратить свои долги, когда они это делают, денежное предложение падает, на точно такую же сумму, на которую они первоначально возросли. ЦБ может оказать определенное влияние на величину кредитов, которые получают у него коммерческие банки. Чем выше учетная ставка процента, тем выше издержки заимствования, тем меньше кредитов захотят получать коммерческие банки. Если ЦБ хочет притормозить рост денежного предложения, он увеличит учетную ставку и таким образом, ограничит рост резервов и в конечном счете депозитов конечных средств. Изменение учетной ставки с целью обеспечения контроля за денежным предложением связано с некоторыми проблемами.

Хотя увеличение учетной ставки ослабляет желание коммерческих банков брать кредиты у ЦБ=> уменьшает их способность расширять денежные предложения, заранее никогда нельзя точно предугадать, какое влияние будут иметь любое конкретное изменение учетной ставки. Если банки имеют большой дефицит резервов, они могут занять у ЦБ, получая кредит , даже когда учетная ставка является достаточно высокой. Учетная ставка не может использоваться для контроля за денежным предложением с большой точностью, потому что ее влияние на спрос коммерческих банков, на резервы является неопределенным.

Изменение учетной ставки могут быть в значительной степени компенсированы изменением другой нормы процента. Например, если учетная ставка на уровне 10%, остаток уплаченный по казначейским векселям 9%, коммерческие банки не зачтут выгодным занимать у ЦБ, чтобы покупать казначейские векселя, поскольку они платили бы больше в форме сдержек заимствования, чем получали бы в процентном доходе, они потеряли бы, занимая у ЦБ. Если бы ставка, уплаченная по казначейским векселям, повысилась до 11%, коммерческим банкам было бы выгодно занимать деньги у ЦБ, чтобы покупать на эти деньги казначейские векселя, но даже если учетная ставка более низкая, чем ставка, которую коммерческие банки запрашивают за свои кредиты, и в этом случае, они не будут занимать больше суммы у ЦБ. Причина состоит в том, что ЦБ накладывает другие ограничения на поведения банков, направленное на получение кредитов. ЦБ практикует то, что называется «моральным воздействием», чтобы не допустить чрезмерных заимствований. В целом, изменения учетной ставки играет не очень большую роль в регулировании денежного предложения.

Политика открытого рынка.Министерство финансов является ответственным за сбор налогов и за платежи по их бумагам. Жалованье государственным служащим, платежи частным компаниям за производство планируемой продукции, выплачиваются пенсии и другие платежи, которые отражаются на счетах министерства финансов. Налоги, собираемые этим министерством, начисляются на эти же счета, если совокупные государственные расходы превышают налоговые поступления, закон требует, чтобы МИНФИН занимало недостаточные суммы.

G-T разность (сумма), которую ежегодно должно занимать государство, чтобы финансировать дефицит.

В США 3 типа ценных бумаг:

Казначейские векселя – выпускаются на срок от 15 дней до 1 года (3, 6 месяца чаще всего)

Среднесрочные казначейские облигации – они имеют купонный доход, выплачиваемый один раз в полгода. Минимальный размер облигации=номинал=1000$, От 1 до 10 лет.

Читать еще:  Государственные денежные фонды это

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Контроль над денежной массой

Изменение количества денег, движущихся в экономике, могут оказать значительное влияние на реальный выпуск продукции, занятость, уровень цен и другие экономические переменные.

Существование определенной связи между движением цен и долгосрочной динамикой денежной массы наблюдалось даже в древние времена.

Именно оно и было на основе количественной теории денег, которая существенно изменены в двадцатом веке, благодаря исследованиям монетаристов.

В центре внимания была структура денежной массы, его агрегаты, механизм влияния денежного предложения на цены.

Для стабильности экономики страны является очень важным контроль над количеством денег, и аналитики, политики и экономисты должны иметь возможность изменить предложение денег.

Инструментами государственного регулирования денежного обращения являются:

— формирование финансового рынка;

— проведение эффективной денежно-кредитной политики;

— осуществление налоговой политики;

— управление государственным долгом;

— контроль над денежной массой в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Для осуществления эффективного контроля над денежной массой необходимо:

внедрение в практику бухгалтерского учета, анализа и регулирования денежного обращения, системы коэффициентов умножения средств. Эти ставки отражают степень трансформации личных и безналичных денежных средств;

строго соблюдать монополии Центрального банка на осуществление эмиссии денег, введения в оборот банкнот во всех формах, что приводит к увеличению денежной массы;

регулировать денежное обращение на следующих принципах:

— разработка и внедрение системы показателей и нормативов (минимальные и максимальные пределы роста денежной массы и объема кредитования; лимиты денежных средств и резервов в банках);

— разработка и использование экономико-математического аппарата и функции спроса и предложения денег;

— прогнозирование потребностей в денежных средствах на макроэкономическом уровне, в отдельных отраслях и регионах;

полноценный отказ от различия принципов и сферы обращения наличных и безналичных денежных средств.

В настоящее время, в связи с тем, что кредитная политика тесно связана с деньгами, государство осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики.

В 70-х годах во многих странах было введено таргетирование — установление целевых показателей в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. Начиная с 1975 года, Федеральная резервная система США докладывают конгрессу по поводу запланированного сокращения денежной массы или темпов роста; регулярно публикует темп роста предложения денег, цели в течение 12 месяцев. [1]

Закон денежного обращения

Какое количество денег должно быть в обращении, можно определить, исходя из уравнения обмена. Закон денежного обращения определяет зависимость между структурой денег, уровнем цен, суммой денег, реальным объемом производства и скоростью оборота денежной массы.

Следующая формула выражает закон, который определяет количество денег в обращении:

где P1Q1 – сумма всех цен услуг и товаров, находящихся в обращении (количество товаров, умноженное на уровень цен);

Читать еще:  Денежная реформа графа е канкрина

М — количество денег, необходимых для обращения;

P2Q2 -сумма цен товаров, для которых еще не наступил срок оплаты кредита;

D1 — сумма платежей по наступившим долгам дебиторской задолженности;

D2 — сумма взаимно погашаемых платежей;

V — скорость оборота денег.

Рассмотрим факторы, которые определяют, какую сумму денег нужно обрабатывать.

Во-первых, количество денег в обращении оказывает обратное влияние на скорость оборота денег (V), которое измеряется в количестве оборотов денежной единицы за известный период времени.

В-вторых, степень развития безналичных расчетов отражается суммой взаимно погашающихся платежей (D2). Она имеет обратный эффект на количество денег в обращении: чем меньше денег, необходимых для обращения, тем больше долгов погашается путем урегулирования.

В-третьих, сумма денег, необходимая для того, чтобы погасить долги отражается суммой понесенных платежей (D1): чем большее количество денег необходимо для их реализации, тем более, существуют отсроченных платежей.

В-четвертых, сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит (P2Q2). Эффект обратной связи на количество денег, находящихся в обращении, оказывает степень развития кредита: чем меньшее количество денег, необходимых для лечения, тем более широко развит кредит.

В-пятых, сумма цен реализуемых на рынке товаров и услуг (P1Q1). С ростом числа единиц, проданных в стране товаров и услуг, увеличивается потребность в деньгах, и будет необходимо в два раза больше денег, чем раньше. На количество денег в обращении оказывает прямое влияние количество обращающихся товаров и предоставляемых услуг.

С ростом цен на все товары в два раза, будет наблюдаться увеличение количества денег в два раза. В этом смысле физический объем оборота (количество проданных товаров натуральных единицах — тоннах, метрах и т.д.) не может изменить. Уровень цен на сырьевые товары оказывает непосредственное влияние на количество денег в обращении. [9,c.34]

Глава 2 Денежный рынок

Денежный рынок

Иными словами, денежный рынок находится в равновесии, когда предполагаемая сумма денег соответствует спросу на деньги и денег в экономике столько, сколько необходимо для обеспечения ее стабильности. Денежный рынок-это механизм взаимодействия предложения и спроса. Иными словами, денежный рынок находится в равновесии, когда предполагаемая сумма денег соответствует спросу на деньги и денег в экономике столько, сколько необходимо для обеспечения ее стабильности. Если спрос больше чем предложение, в экономике возникает нехватка платежных средств, и это негативно влияет на систему расчетов, возникает товарный обмен.

Если предложение денег больше чем спрос, тогда начинается рост цен, люди пытаются избавиться от денег, они начинают «жечь им руки», ускоряется оборачиваемость денег и цены растут еще быстрее.

Население формирует спрос на деньги, которое осуществляет закупки товаров и услуг для личного потребления, для инвестиций, для предприятия, и для государства.

Спрос на количество денег в обращении определяется воздействием нескольких факторов.

Во-первых, уровень цен влияет на денежный спрос. С ростом цен, покупательная способность денежной единицы уменьшается, можно купить небольшое количество товаров и услуг, спрос на деньги увеличивается.

Во-вторых, спрос на деньги зависит от скорости обращения денежной массы — чем выше скорость, тем меньше денег.

В-третьих, количество денег в обращении зависит от объема номинального ВВП. Чем больше производительность товаров и услуг в стране, тем большее количество денег, необходимых для обеспечения сделок. Определить сумму денег для сделок можно путем деления номинального ВВП на скорость оборота денежной массы. В этом случае, чем больше объем ВНП требуют больше денег.

В-четвертых, спрос на деньги зависит от величины их альтернативного использования. Цена (стоимость) денег — это плата за пользование, представляющее процентную ставку. Если у вас есть деньги, то нам не хватает альтернативных возможностей их использования: мы можем покупать облигации или другие ценные бумаги, положить деньги в банк на иностранную валюту или золото, а так же срочных депозитов.

Контроль за денежной массой

Под контролем за денежной массой подразумевается комплекс мероприятий, осуществляемых Центральным банком и направленных на удержание величины денежной массы в допустимом интервале. Денежной массой при этом называется совокупность наличных и безналичных покупательных средств, которыми обладают частные и юридические лица страны, а также государство. Упрощенное представление денежной массы – все деньги страны.

Для чего государство должно контролировать денежную массу? Действует базовый экономический закон: чем больше количество денег, тем меньше их стоимость. Таким образом, производя эмиссию (то есть просто выпуская новые банкноты на печатном станке), ЦБ намерено идет на снижение цены денег относительно других валют. Что касается границ допустимого интервала, о котором говорилось в начале, то они не являются жестко регламентированными и зависят от денежно-кредитной политики страны. Денежно-кредитная политика в свою очередь зависит от сложившейся конъюнктуры валютного рынка. Так, денежная масса – это основной регулятор экономики для Центробанка.

Для того чтобы точно определить, каким должно быть значение денежной массы, используется знаменитое уравнение Ирвинга Фишера (о Фишере и его вкладе в экономику можно прочесть в этой статье — http://utmagazine.ru/posts/10027-kolichestvennaya-teoriya-deneg):

Учитывая, что M – это денежная масса, а P и Y – соответственно цены на товары и объемы производства, можно сделать вывод, что величина денежной массы прямо пропорциональна величине ВВП страны.

Принципы контроля за денежной массой

Эксперты выделяют несколько принципов, на которых должен основываться эффективный контроль за денежной массой:

  • Необходимо отказаться от разграничения наличных и безналичных средств.
  • Необходимо следить за тем, чтобы возможностью эмитировать дополнительные банкноты обладал исключительно Центробанк.
  • Следует использовать такой коэффициент, как денежный мультипликатор. Мультипликатор является отношением денежной массы к денежной базе страны.
  • Важно разработать систему контрольных точек и нормативов, а также использовать математические модели спроса-предложения денег (например, модель Джона Кейнса).
Читать еще:  Бюджет как фонд денежных средств

Способы влияния на денежную массу

Стоит сразу отметить, что печатный станок, который приводился в пример – самый грубый из методов влияния Центробанка на денежную массу. К нему, как правило, прибегают в последнюю очередь. Чаще ЦБ пытается регулировать денежную массу через безналичную ее часть, а именно через кредиты, так как это проще всего. У ЦБ есть несколько инструментов влияния на КБ – это:

  • Ставка рефинансирования – процентная ставка, по которой ЦБ кредитует коммерческие финансовые учреждения (чем выше ставка, тем ниже предложение кредита, следовательно, тем меньше денежная масса).
  • Норма резервирования – часть активов КБ, которая должна храниться на счетах ЦБ. Рост значения нормы ведет к снижению запасов активов КБ, а значит и к уменьшению кредитного предложения.

Также государство может влиять на денежную массу через показатель V из уравнения Фишера – скорость обращения денег. Например, понимая, что распространение электронной валюты ускоряет обращение денег, государство может ужесточить требования к электронным платежным системам. Пример из последнего – необходимость для клиента загружать копии паспорта на сервер, чтобы иметь возможность превратить электронные деньги в наличность.

С помощью контроля за денежной массой государство решает не только проблемы роста инфляции и экономических кризисов, но и стимулирует инвестиционную привлекательность отдельных отраслей экономики.

5. Предложение денег центральным банком

5. Предложение денег центральным банком

Вообще спрос на деньги – это общий объем находящихся в обращении денежных средств, которые используются как инструмент оплаты товаров и услуг и погашения долгов. Всего два субъекта в стране обеспечивают предложение денег: центральный банк, который выпускает наличность, и система коммерческих банков, предлагающих кредитные деньги. Соответственно, общий спрос на деньги выглядит как

где C – наличность;

D – депозиты. Они образуются путем накопления вкладов экономических субъектов, а затем распределяются на банковские нужды: резервное покрытие и кредиты и ссуды.

Как было сказано ранее, центральный банк страны – эмиссионный центр. Фактически он выполняет функцию государства по обеспечению страны деньгами. В центральный банк поступает из экономики импульс о нехватке денежных средств в обращении или о росте дефицита государственного бюджета. В результате возникает потребность в осуществлении эмиссии денежных средств, или их дополнительном печатании. Государству само по себе это выгодно не только потому, что позволяет значительно решить проблему бюджетного дефицита и государственного долга, но и вследствие того, что такие меры обеспечивают получение сеньоража (он равен отношению изменения денежной массы к уровню цен). Однако монетарный способ расширения денежного предложения имеет ряд явных недостатков. Прежде всего эмиссия, или искусственное увеличение денег в стране, вызывает резкий рост совокупного спроса, что в свою очередь вызывает рост цен. Возникает инфляция спроса. Затем по мере роста общего уровня цен, поднимаются цены на те ресурсы, которые предприятиям и фирмам необходимы для производства, в результате предельные издержки возрастают, и появляется инфляция издержек. Это явление опасно тем, что в совокупности с инфляцией спроса оно образует инфляционную спираль.

Описанная выше ситуация характерна для кризисной экономики, когда каждое увеличение денежное массы, которое, казалось бы, должно спасти экономику, все более закручивает инфляционную спираль. В целом эмиссия денежной массы – это вполне нормальное явление, которое должно периодически совершаться. Таким образом, ЦБ целиком и полностью контролирует объемы и движение денежной массы в рамках национальной и международной экономики.

ЦБ может контролировать денежное предложение путем регулярного анализа денежной базы и воздействия на нее. Денежная база – это деньги повышенной мощности, наличность, которая находится вне банковской системы, а также обязательные резервы коммерческих банков, которые хранятся в центральном банке страны. Денежная база рассчитывается как сумма наличности в обращении и резервов коммерческих банков, следовательно,

где MB – это денежная база;

R – обязательные и избыточные резервы.

Таким образом, первоначально ЦБ воздействует на величину резервов (поскольку самостоятельно устанавливает норму резервирования для коммерческих банков и может ее или понизить, или повысить) и наличности (путем изъятия денег или их эмиссии). Затем посредством мультипликативного эффекта предложение денег подвергается дальнейшим изменениям. Если норма обязательного резервирования снижается, это значит, что коммерческие банки могут все большую часть депозитов и имеющихся денег использовать для выдачи кредитов, ссуд, которые как раз и обеспечивают их прибыльность. В результате, поскольку предложение кредитов увеличивается, процентная ставка по ним начинает сокращаться, что вызывает рост спроса. Посредством этого общая сумма кредитов увеличивается, что и означает расширение денег в обращении, так они попадают в экономику.

Таким образом, можно выделить три основных инструмента центрального банка, которые обеспечивают динамику денежного предложения. Во-первых, это изменение ставки рефинансирования, которая определяет процент, по которому ЦБ кредитует коммерческие банки. Во-вторых, это изменение нормы обязательного резервирования, посредством чего определяется сумма кредитов, которые коммерческие банки реально могут выдать населению, фирмам и иным экономическим субъектам. В третьих, операции на открытом рынке, покупка облигаций также дают возможность регулировать величину денежной массы.

В заключение следует заметить, что ЦБ не может целиком и полностью регулировать денежное предложение по ряду причин:

1) коммерческие банки по своему усмотрению устанавливают норму избыточных резервов, поэтому количество кредитов не зависит от решения Банка России;

2) существует такой коэффициент, как наличность-депозиты. Дело в том, что население не весь объем наличных денег помещает на банковские вклады в виде депозитов, часть остается в виде кассовых остатков. Поэтому ЦБ не может предугадать динамику депозитов, от которых как раз и зависят кредитные возможности банков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector