Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кредит это денежные отношения возникающие

Кредит это денежные отношения возникающие

Кредиты – одна из самых известных современному человеку финансовых сделок. Так или иначе, этот термин понятен каждому. Отношение к кредитам у всех разное: есть ярые противники, есть и фанаты, готовые брать в кредит всё. Но никто не станет спорить, что кредит является двигателем современной экономики и финансовой системы всего мира. Рассмотрим, что такое кредит, откуда и почему он возник.

Кредит (лат. creditum — заём от лат. credere — доверять) или кредитные отношения — общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита (коммерческий кредит, банковский кредит и др.) (1)

Понятие «кредит» существует на протяжении тысяч лет. Кредитные отношения в процессе своего становления видоизменялись в связи с изменением общественно-экономических отношений и прошли несколько этапов: зарождение, становление и регулирование.

Необходимость в кредитных отношениях стала появляться еще в момент начала разделения общества на бедных и богатых в период первобытной общины. В руках одних были сосредоточены финансовые средства, у других ощущалась их нехватка.
На первых этапах «кредитования» кредитор не зарабатывал на том, что давал в долг, это была вынужденная мера, так как у более бедных была жизненная необходимость брать в долг, у них не хватало зерна и продуктов питания, они брали в долг в надежде, что на следующий год их урожай будет больше, и они смогут вернуть взятое. Наказанием за несвоевременную выплату кредита было лишение свободы, или рабство, где не отдавший долг был обязан трудиться на благо кредитора, только позднее компенсация за оказанную услугу стала имущественной (материальной). (2)

Первым этапом — зарождением кредитных отношений можно считать кредитные отношения, появившиеся на этапе перехода от натурального хозяйства к товарному. С появлением денег возникают более сложные кредитные отношения — продажа товаров с отсрочкой платежа.

Несовпадение периодов производства и обращения различных товаров, сезонные условия их производства и реализации приводили к тому, что одним производителям приходилось покупать товары у других еще до продажи собственных товаров. Поэтому покупатель становился заемщиком, а продавец — кредитором. Появились простейшие формы коммерческого кредитования.

Развитие общественного разделения труда и появление частной собственности в период разложения натурального хозяйства послужили толчком к значительной имущественной дифференциации, которая привела к появлению ростовщичество. Оно сыграло значительную роль в становлении кредитных отношений.

Появление денег и последовавшее за этим развитие денежного обмена стали основой перехода к денежной форме ростовщичества.

По свидетельству греческого историка Плутарха, в Древней Греции в XV-XI вв. до н.э. весь простой народ был в долгу у богатых, причем должники часто брали в долг деньги под залог самих себя, и за неуплату долгов многие были вынуждены продавать в рабство своих детей.

Характерной особенностью ростовщического кредита являлся чрезвычайно высокий уровень процента, который приводил к разорению многих товаропроизводителей вплоть до потери ими имущества и даже свободы.

Таким образом, ростовщический кредит оказывал значительное влияние на всю экономику и социальную жизнь античного общества.

Широкое распространение кредитных отношений привело к зарождению банкирского промысла. Первоначально он возник как дополнительное занятие менял, которые обменивал монеты различных городов и государств. Наряду с торговлей деньгами менялы постепенно перешли к приему на хранение денег, их переводу по поручению клиентов, стали заниматься кредитованием под залог домов и земель.

Особым видом кредитования в античном мире были морские торговые кредиты. Заемщиками выступали купцы, но зародившийся банковский промысел по своей сути был ростовщическим.

Второй этап исторического развития кредитных отношений — их становление. На данном этапе произошло дальнейшее развитие товарного кредитования. В средние века коммерческий кредит широко практиковался по всей Европе. Появились векселя, которые постепенно превратились в инструменты коммерческого кредита (векселя становятся средством оплаты).

На данном этапе возникли новые формы кредитных отношений — отношения с участием посредника. Возродился и стал набирать силу банковский промысел.

В большинстве европейских стран в период с конца XVII в. в течение полутора веков появились акционерные и крупные банки, что означало ликвидацию монопольного положения ростовщичества и создание национальных кредитных систем, отвечающих интересам развития промышленности и торговли.

Третий этап исторического развития кредита — переход к регулируемым кредитным отношениям. основным признаком которого является всеохватывающий характер кредитных отношений.

Кредитные отношения глубоко проникают в денежное обращение, сферу производства и потребления, международные отношения.

Все хозяйствующие субъекты: население, государство — становятся одновременно заемщиками и кредиторами.

Международная торговля практически полностью опосредована кредитными сделками.

С появлением кредитных карт повседневная купля-продажа товаров приобретает кредитный характер.

Получают развитие различные специализированные кредитно-финансовые институты: сберегательные банки, сберегательные ассоциации, кредитные союзы. (3)

Важная характеристика современного этапа развития кредитных отношений — регулирование кредитных отношений государством и центральным банком. Они регулируют денежное обращение, осуществляют меры по развитию кредитно-банковской сферы.

В современных условиях кредитные отношения имеют исключительное значение для развития экономики и общества в целом. Это важно помнить при рассмотрении любых финансовых проблем.

1.1. Кредитные отношения и кредит

Кредитные отношения функционируют в системе экономических отношений. В основе их лежит движение особого вида капитала — ссудного капитала. Кредитные отношения — это обособленная часть экономических отношений, связанная с предоставлением стоимости (средств) в ссуду и возвратом ее вместе с определенным процентом.

В современном хозяйстве значительно расширяются границы кредитных отношений. Кредит обслуживает все большую долю товарных потоков, заменяя традиционные товарно-денежные связи обмена. Кредит необходим как важное средство обеспечения финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Кредитные отношения сочетают в себе две подсистемы:

1) кредитно-денежные отношения;

2) кредитно-товарные отношения.

В ссуду может предоставляться стоимость как в денежной, так и в товарной форме.

Роль и место кредитных отношений в национальной экономике зависит от состояния самой экономики. Современный кредит и кредитные отношения в Украине носят переходный характер, они отражают кризисное состояние отечественной экономической системы.

Следует различать денежные отношения, финансовые отношения и кредитные отношения. Денежные отношения являются наиболее широким образованием; они связаны, прежде всего, с измерением стоимости (цены) различных товаров и услуг, а также с осуществлением оплаты за товары и услуги в безналичной и наличной формах. В рыночном хозяйстве деньги опосредуют движение всей системы экономических отношений, оборот всех видов капитала, процесс воспроизводства национального продукта.

Финансовые отношения — это часть денежных отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (фирм) и граждан (домохозяйств). В воспроизводственном процессе финансовые отношения выражают прежде всего отношения распределения. Характер и содержание финансовых отношений в основных чертах всегда определяется характером денежных отношений.

Кредитные отношения имеют возвратный и возмездный характер. Распределительные и перераспределительные процессы в экономике происходят не только через финансы, но и путем использования кредита. Кредитные отношения связаны с движением ссудного капитала.

Взаимосвязь и взаимозависимость между денежными, финансовыми и кредитными отношениями чрезвычайно сложные и противоречивые. В экономике бывшего СССР, по сути, не было четкого разграничения процессов финансирования и кредитования. В условиях, когда объем кредитных ресурсов определялся объемами кредитных вложений, необходимых народному хозяйству (это устанавливалось в централизованном государственном плане), не было контроля за соблюдением ликвидности баланса банков, периодически осуществлялось списание задолженности предприятий (особенно колхозов) по займам, кредит превращался в разновидность государственных финансов. Лишь в рыночной экономике кредитные ресурсы становятся полноценным объектом купли-продажи, відособлюючись от финансовых ресурсов.

Кредитные отношения возникают и действуют между двумя субъектами: кредитором, который предоставляет ссуду и заемщиком, который получает заем. Движущим мотивом предоставления займа во временное пользование является получение дохода в форме ссудного процента. Целью кредитора является получение прибыли (процента); целью заемщика — удовлетворение временной потребности в дополнительных денежных ресурсах. Со стороны кредитора заем является актом коммерческого продажи на определенный срок денежных средств.

В группу кредиторов относят, прежде всего, кредитные учреждения, среди которых главное место занимают банки. Но кроме банков в кредитные отношения вступают и небанковские кредитные учреждения — кредитные кооперативы и союзы, ломбарды, кассы взаимопомощи, пункты проката и т.д.

Кредит — это форма проявления кредитных отношений, форма движения ссудного капитала. Кредит выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком, возникающие при получении займа, пользовании им и его возвращении. Кредиторы предоставляют, а заемщики получают стоимость (капитал) в заем, возвращая ее затем с процентом. Кредит как форма движения ссудного капитала объединяет в себе два процесса: 1) аккумуляцию временно свободных денежных средств; 2) вложения, либо размещение этих средств. В условиях развитого рыночного хозяйства кредит является обязательным атрибутом механизма хозяйствования для всех экономических субъектов.

Читать еще:  Таблица элементы денежной системы

Исторически первой формой кредита было ростовщичество. Особенность ростовщичества — непроизводственный характер предоставления займа под высокие проценты годовых.

Упоминания о первых обособленных кредитных операциях относятся к VI в. до н.э. В древнем Вавилоне практиковалась вкладная операция: прием вкладов и уплата по ним процентов. Такие же операции проводились и в Древней Греции в IV в. до н. есть. Эти первые кредитные операции выполняли, как правило, древние храмы.

Кредитные операции в современном понимании содержания кредита впервые начали осуществляться в некоторых итальянских городах (Венеции, Генуе и т.д.) в XIV и XV вв.

Необходимость кредитных отношений связана с объективной разногласием во времени движения материальных и денежных потоков, возникающая в процессе воспроизводства общественного продукта: в одних сферах хозяйства осуществляется высвобождение средств, в других — возникает потребность в них. Снять такое расхождение (противоречие) и позволяет кредит.

Потребность в кредите возникает из-за разницы в величине и сроках возврата капитала, авансированного в производство, а также в связи с необходимостью одновременной инвестиции крупных денежных средств для расширения производственного процесса. Традиционно возникновения потребности в кредите связывают с сезонностью производства. В этом плане, например, сельское хозяйство не может не опираться на использование кредитов.

Наряду с необходимостью кредитных отношений, вследствие образования временно свободных капиталов и их движения формируется и возможность кредита. Развитые кредитные отношения связаны с созданием соответствующей институциональной среды — сети специальных кредитных институтов, которые специализируются на осуществлении кредитных операций. Кредитные учреждения организуют и обслуживают движение ссудного капитала, обеспечивает его привлечение, аккумуляцию и перераспределение в те сферы народного хозяйства, где возникает дефицит средств.

Кредитование — это кредитный процесс, включающий совокупность механизмов реализации кредитных отношений. Юридической основой системы кредитования является кредитный договор. Все вопросы по поводу кредитования, решаются непосредственно между двумя сторонами: кредитором и заемщиком. Кредитный договор предусматривает возникновение определенных обязанностей каждой из сторон. Одновременно субъекты кредитных отношений обладают и определенными правами и отвечают за соблюдение и выполнение договорных условий.

Объектом кредитных отношений является стоимость, которая предоставляется в заем с целью получения прибыли. Еще со времен командной экономики выделяются два объекта и соответственно методы кредитования: 1) по обороту; 2) за остатком. В процессе кредитования за оборотом ссуда предоставляется для оплаты материальных ценностей, которые поступают к покупателю, и расходов, которые им проводятся. При кредитовании по остатку ссуды предоставляются на покрытие временных остатков материальных ценностей и невозмещенных затрат. В первом случае объектом кредитных отношений являются обращение стоимости (материальных ценностей и затрат, которые кредитуются), во втором — остаток стоимости на определенную дату.

В экономической науке рассматриваются две основные теории кредита. Натуралистическая теория трактует кредит как способ перераспределения имеющихся капиталов. Самыми известными представителями этой теории были А. Смит (1723-1790), Д. Рикардо (1772-1823), К. Маркс (1818-1883). Эти выдающиеся экономисты выводили сущность кредита из особенностей процесса производства. Объектом кредитования при этом считались средства производства и средства существования рабочих. Капіталотворча теория исходит из того, что кредит создает капитал и является двигателем расширенного воспроизводства капитала. Основоположником этой теории считается английский экономист Дж. Ло (1671-1729). Идея его финансовой системы заключалась в том, чтобы с помощью кредита поддерживать постоянное процветание в экономике. Расширяя объемы кредитования и выпуская деньги, банки создают капитал и тем самым увеличивают богатство и занятость. Объемы кредитования определяются при этом капіталотворчими возможностями банков.

Государственный кредит

Понятие, сущность и функции государственного кредита

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:

  • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
  • складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.

Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

  • добровольность;
  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Читать еще:  Движение денежных потоков

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По субъектам эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления.

По субъекту — держателю ценных бумаг:

  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

По способу размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Кредит это денежные отношения возникающие

Кредиты – одна из самых известных современному человеку финансовых сделок. Так или иначе, этот термин понятен каждому. Отношение к кредитам у всех разное: есть ярые противники, есть и фанаты, готовые брать в кредит всё. Но никто не станет спорить, что кредит является двигателем современной экономики и финансовой системы всего мира. Рассмотрим, что такое кредит, откуда и почему он возник.

Кредит (лат. creditum — заём от лат. credere — доверять) или кредитные отношения — общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита (коммерческий кредит, банковский кредит и др.) (1)

Понятие «кредит» существует на протяжении тысяч лет. Кредитные отношения в процессе своего становления видоизменялись в связи с изменением общественно-экономических отношений и прошли несколько этапов: зарождение, становление и регулирование.

Необходимость в кредитных отношениях стала появляться еще в момент начала разделения общества на бедных и богатых в период первобытной общины. В руках одних были сосредоточены финансовые средства, у других ощущалась их нехватка.
На первых этапах «кредитования» кредитор не зарабатывал на том, что давал в долг, это была вынужденная мера, так как у более бедных была жизненная необходимость брать в долг, у них не хватало зерна и продуктов питания, они брали в долг в надежде, что на следующий год их урожай будет больше, и они смогут вернуть взятое. Наказанием за несвоевременную выплату кредита было лишение свободы, или рабство, где не отдавший долг был обязан трудиться на благо кредитора, только позднее компенсация за оказанную услугу стала имущественной (материальной). (2)

Первым этапом — зарождением кредитных отношений можно считать кредитные отношения, появившиеся на этапе перехода от натурального хозяйства к товарному. С появлением денег возникают более сложные кредитные отношения — продажа товаров с отсрочкой платежа.

Несовпадение периодов производства и обращения различных товаров, сезонные условия их производства и реализации приводили к тому, что одним производителям приходилось покупать товары у других еще до продажи собственных товаров. Поэтому покупатель становился заемщиком, а продавец — кредитором. Появились простейшие формы коммерческого кредитования.

Развитие общественного разделения труда и появление частной собственности в период разложения натурального хозяйства послужили толчком к значительной имущественной дифференциации, которая привела к появлению ростовщичество. Оно сыграло значительную роль в становлении кредитных отношений.

Появление денег и последовавшее за этим развитие денежного обмена стали основой перехода к денежной форме ростовщичества.

По свидетельству греческого историка Плутарха, в Древней Греции в XV-XI вв. до н.э. весь простой народ был в долгу у богатых, причем должники часто брали в долг деньги под залог самих себя, и за неуплату долгов многие были вынуждены продавать в рабство своих детей.

Характерной особенностью ростовщического кредита являлся чрезвычайно высокий уровень процента, который приводил к разорению многих товаропроизводителей вплоть до потери ими имущества и даже свободы.

Таким образом, ростовщический кредит оказывал значительное влияние на всю экономику и социальную жизнь античного общества.

Широкое распространение кредитных отношений привело к зарождению банкирского промысла. Первоначально он возник как дополнительное занятие менял, которые обменивал монеты различных городов и государств. Наряду с торговлей деньгами менялы постепенно перешли к приему на хранение денег, их переводу по поручению клиентов, стали заниматься кредитованием под залог домов и земель.

Особым видом кредитования в античном мире были морские торговые кредиты. Заемщиками выступали купцы, но зародившийся банковский промысел по своей сути был ростовщическим.

Второй этап исторического развития кредитных отношений — их становление. На данном этапе произошло дальнейшее развитие товарного кредитования. В средние века коммерческий кредит широко практиковался по всей Европе. Появились векселя, которые постепенно превратились в инструменты коммерческого кредита (векселя становятся средством оплаты).

На данном этапе возникли новые формы кредитных отношений — отношения с участием посредника. Возродился и стал набирать силу банковский промысел.

Читать еще:  Качественные показатели денежного обращения

В большинстве европейских стран в период с конца XVII в. в течение полутора веков появились акционерные и крупные банки, что означало ликвидацию монопольного положения ростовщичества и создание национальных кредитных систем, отвечающих интересам развития промышленности и торговли.

Третий этап исторического развития кредита — переход к регулируемым кредитным отношениям. основным признаком которого является всеохватывающий характер кредитных отношений.

Кредитные отношения глубоко проникают в денежное обращение, сферу производства и потребления, международные отношения.

Все хозяйствующие субъекты: население, государство — становятся одновременно заемщиками и кредиторами.

Международная торговля практически полностью опосредована кредитными сделками.

С появлением кредитных карт повседневная купля-продажа товаров приобретает кредитный характер.

Получают развитие различные специализированные кредитно-финансовые институты: сберегательные банки, сберегательные ассоциации, кредитные союзы. (3)

Важная характеристика современного этапа развития кредитных отношений — регулирование кредитных отношений государством и центральным банком. Они регулируют денежное обращение, осуществляют меры по развитию кредитно-банковской сферы.

В современных условиях кредитные отношения имеют исключительное значение для развития экономики и общества в целом. Это важно помнить при рассмотрении любых финансовых проблем.

Государственный кредит

Найдено 12 определений термина Государственный кредит

Государственный кредит

совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора

Кредит Государственный

кредит в виде государственного займа, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора — физические и юридические лица.

Государственный кредит

Государственный кредит — в узком смысле — кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа.

Кредит государственный

заем денежных средств государством у населения и других субъектов, оформленный в виде государственных займов, целевых беспроцентных займов, казначейских обязательств.

КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

кредит, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора — физические и юридические лица, приобретающие государственные ценные бумаги (облигации, казначейские сертификаты и др.).

Кредит государственный

совокупность финансовых отношений по поводу мобилизации государством части временно свободных денежных средств предприятий и граждан на условиях возвратности, срочности и платности для финансирования государственных расходов.

КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных внутренних займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти.

Государственный кредит

денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Кредит, к-рым пользуются правительство страны, штат, округ, муниципалитет и т. п. Г.к. основан на тех же принципах, что и коммерческий, с.-х. и банковский кредиты, а также кредит в др. формах. Т. о., правительство, штат или муниципалитет могут иметь хорошую или плохую кредитоспособность в зависимости от их способности платить по своим обязательствам и репутации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

англ. public credit) – совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами – физические и/или юридические лица. На практике Г.к. осуществляется путем приобретения кредиторами гос. облигаций или иных гос. ценных бумаг, удостоверяющих их право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или оговоренного в кредитном договоре иного имущества, установленного процента, а также иных имущественных прав в сроки, предусмотр. условиями выпуска гос. займа в обращение. В зависимости от того, является ли кредитор резидентом данной страны или нет, различают внутренний и внешний Г. к. Сумма всех кредитов (займов) на определ. момент времени составляет государственный долг (см. Долг государственный). Г. к. может осуществляться в принудительном или добровольном порядке

Государственный кредит

совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица. Особой разновидностью государственного кредита является предоставление государством гарантий по ссудам. На практике понятие государственного кредита часто имеет более узкое толкование и обозначает только выдачу государством ссуд заемщикам внутри страны и за рубежом. Государственное кредитование в рыночной экономике выступает дополнением к частному и охватывает главным образом непривлекательные для последнего сферы: сельское хозяйство, жилищное строительство, малый бизнес, т. е. те области экономики, в которых с повышенным риском действуют мелкие заемщики, нуждающиеся в ссудах под низкий процент. Важнейшим направлением государственного кредитования является создание льготных условий для внешнеэкономической деятельности. Возрастает значение государственных ссуд как средства реализации структурной политики. С их помощью стимулируются новые наукоемкие производства и реконструируются базисные отрасли.

Государственный кредит

кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, по которым заемщиком или кредитором является государство, а юридические и физические лица – лишь кредиторами.

Различают внутренние государственные займы (предоставляют в национальной валюте, государство является заемщиком) и внешние (государство и международные финансово-кредитные институты могут быть заемщиком и кредитором, предоставляют их в национальной и иностранной валюте).

По срокам погашения государственные займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

По видам доходности различают процентные государственные займы (физические и юридические лица получают фиксированный доход) и выигрышные (доход выплачивается при условии выхода облигаций в тираж погашения).

Цель государственных займов (как основной формы государственного кредита) – мобилизация средств для расходов государственного бюджета.

Государственные займы существуют в натуральной (погашаются продуктами) и денежной формах, являются добровольными и принудительными.

Орудия государственных денежных займов – облигации, обязательства казначейства и другие кредитные документы, которые выпускают центральное правительство и местные органы власти. Основной способ размещения государственных займов – подписка среди населения через банки и сберегательные кассы, а также продажа на бирже и с аукциона.

Государственные займы существовали еще в рабовладельческом обществе. При капитализме они были преимущественно добровольные, а во время войн – принудительные. Кредиторами являются банки, страховые компании, акционерные общества и физические лица. Облигации, которые выпускает государство, – ликвидные активы (могут быть платежными средствами, продаваться) и дают право их владельцам на получение определенной гарантированной доли государственных доходов. Кроме государственных рыночных облигаций существуют нерыночные (не продаются и не покупаются на рынке). Они могут предъявляться к погашению до окончания срока займа, но по более низким процентам.

Необходимость государственных займов обусловлена растущими военными расходами, которые повышают спрос на ссудный капитал. Из-за огромной суммы государственного долга государство не в состоянии погасить их, поэтому ему необходимы новые займы для рефинансирования старого государственного долга. Все это способствует повышению процентной ставки. Так в США проценты на государственные облигации в период с 1946 по 1970 гг. выросли в среднем с 1 до 8%. Погашение государством своих ценных бумаг означает, по сути, замену одних облигаций другими. С увеличением объемов погашаемых государственных облигаций, государство вынуждено выпускать новые государственные займы. На величину займов центрального правительства в некоторых странах законодательно устанавливается лимит. Это дает возможность министерству финансов разместить свои ценные бумаги через другие правительственные учреждения, которые не подпадают под действие постановлений законодательных органов.

В последние три десятилетия государственные займы используют как средство регулирования экономики – их выпуск и размещение дает возможность субсидировать отдельные отрасли экономики, смешанные компании и т.д. Благодаря этому часть государственных займов используется продуктивно, способствует развитию технологического способа производства, ослабляет фиктивную природу государственных ценных бумаг. В середине 90-х гг. доля государства в заемных фондах США составляла до 40%, тогда как в начале XX ст. – меньше 10%. В капиталистических странах государственные займы размещали принудительно во время войн. В годы Второй мировой войны за счет этих займов в США покрывалось 54% всех государственных расходов, в Японии – 58, в Германии – 61%. Принудительными были государственные займы в бывшем СССР. В 1922-23 гг. выпускали займы в натуральной форме, во время первых пяти лет проводилась подписка на займы среди населения. До войны за счет таких займов в государственный бюджет поступило почти 50 млрд. руб. (5% государственного бюджета), в годы Второй мировой войны – 76 млрд. руб. (до 10% государственного бюджета), в 1946-58 – 260 млрд. руб. (в ценах 1961 г.), что составило менее 2% государственного бюджета. Послевоенные государственные займы погашались обесцененными по своей покупательной способности деньгами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector