Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизмы осуществления денежной политики

Механизм монетарной политики

Во всех странах Центральные Банки формируют и осуще­ствляют кредитно-денежную политику, контролируют и коор­динируют деятельность коммерческих банков.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование количества денег в обращении (денежного предложения) в целях воздействия на объем национального производства, занятость и цены.

Конечной целью проводимой Центральным бан­ком и государственными институтами денежно-кредитной полити­ки является организация стабильности денежного обращения, обес­печивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Денежно-кредитная политикасостоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада в уве­личении предложения денег для стимулирования поощрения расхо­дов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляци­ей, в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

Современная монетарная политика базируется на основных положениях монетаризма – экономической школы, рассматривающей деньги как важнейший фактор экономического развития и утверждающая, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя массу денег в обращении.

Основные положения современного монетаризма могут быть сведены к следующему:

1) «деньги имеют значение», они в экономике играют первостепенную роль. Деньги – главный элемент экономической системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

2) ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики;

3) поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным фактором, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

4) все нарушения макроэкономического равновесия являются следствием неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

5) денежное предложение – экзогенная (задаваемая извне) величина, не зависящая от состояния экономики;

6) рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства в экономику должно быть ограничено воздействием на количество денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – вот разделяемые монетаристами воззрения;

7) в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объём ВНП, в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объёма реального ВНП;

8) рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно темпами, равными темпу роста реального ВНП».

9) фискальная политика малоэффективна и основной упор должен делаться на монетарную политику.

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80-х – начале 90-х годов ХХ века и позволившей улучшить экономическое положение этих стран. В частности, в США уровень инфляции сократился с 13,5% в 1980 г. до 4,1% в 1988 г., а безработица упала с 9,7% в 1982 г. до 5,5% в 1988 г.

Механизм воздействия монетарной политики на объём национального производства и занятость таков:

1) исходя из задач, стоящих перед страной, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение, реакцией на эти действия является падение (рост) процентной ставки;

2) изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом, центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;

3) изменение инвестиций с мультипликационным эффектом отражается на объёме ВНП.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как «кейнсианский передаточный механизм» (см. рис. 1).

Рисунок 1. Механизм воздействия денежного предложения на национальный объем производства а) денежный рынок; б) рынок капиталов; в) производство

При данном денежном спросе (Dm) и предложении денег (Sm) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1. При инвестициях I1 объем ВНП равен ВНП1.

Увеличение предложения до Sm1 снижает процентную ставку до i2, соответственно расширяя инвестиции до I2. Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до ВНП2.

Таким образом, прирост денежной массы повышает совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.

Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздей­ствует на предложение и спрос на денежном рынке. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг, установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты вли­яют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму про­цента и предложение денег.

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 1753 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики государства

1. Цели, задачи и основы формирования денежно-кредитной политики государства. Регулирование денежного обращения.

2. Инструменты и рычаги, применяемые государством для регулирования кредитных ресурсов. Роль Центрального банка.

3. Государственные методы регулирования ценообразованием.

4. Недопущение финансовых рисков на этапе финансового кризиса.

Денежно-кредитная политика государства – составная часть экономической политики государства, направленная на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты, нормальных условий функционирования рынка. Денежно-кредитная политика – это инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономической системе в достижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции.

Цели денежно-кредитной политики:

поддержание равновесия на денежном рынке, контроль и регулирование денежной массы в обращении;

борьба с инфляционными явлениями в экономике, регулирование курса национальных валют

регулирование экономического цикла и выравнивание конъюнктуры

обеспечение реального сектора экономики дешёвыми кредитными ресурсами

Денежно-кредитная политика проводится посредством регулирования денежного обращения, установления ставки рефинансирования, установления валютного коридора и т.п. Все перечисленные средства оказывают косвенное и общее воздействие на экономику, поэтому количественный результат применения этих средств чрезвычайно трудно поддаётся предварительной оценке.

В вопросе роли денег в макроэкономическом развитии выделяется три макроэкономических подхода:

Великая депрессия 1929-1933 гг. поставила под сомнение многие положения этой школы, в частности положение, в котором фактически исключалась возможность кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Это означало неспособность количественной теории денег разрешить проблемы, вызванные кризисами. Необходимо было использовать ряд государственных мер, регулирующих экономику, в том числе и меры, использующие денежные регуляторы.

Кейнсианский подход. С выходом книги видного экономиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г. ) произошла настоящая революция во взглядах на макроэкономическую политику вообще и в том числе на денежную политику. Дж.Кейнс считал необходимым государственное воздействие на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса в экономике. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство: Y = C +G + I + XN; где Y — номинальный объём ВНП, C – потребительские расходы, G – государственные расходы на покупку товаров и услуг, XN – чистый экспорт. При этом решающее значение отводилось инвестиционному спросу, так как колебания в инвестициях через мультипликативный эффект вызовут большие изменения в производстве и занятости. А уровень инвестиций, в основном, зависит от процентных ставок, их рост будет уменьшать уровень инвестиций, а следовательно, будут падать объём производства и занятость, а снижение, напротив, будет стимулировать производство и занятость. В свою очередь, процентная ставка определяется уровнем денежной массы – ее рост вызовет падение процентной ставки и рост инвестиций, и наоборот, ее снижение приведет к росту процентной ставки и снижению инвестиций. Это означает, что условия денежного обращения через колебания процентной ставки оказывают сильное воздействие на экономику в целом.

Читать еще:  Основные инструменты денежно кредитной политики

Цепочка причинно-следственных связей такова: рост денежной массы вызовет снижение процентной ставки, это приведёт к росту инвестиций, а следовательно, к росту дохода и занятости, т.е. процентная ставка – это главный рычаг, посредством которого денежное обращение воздействует на экономику.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух величин: номинального национального дохода и ставки процента, потому что считал, что спрос на деньги включает два элемента: а) трансакционный спрос или спрос на деньги для сделок. Он учитывает трансакционный мотив, когда нужны деньги для запланированных расходов. Трансакционный спрос зависит от уровня номинального национального дохода: чем выше его уровень, тем выше уровень расходов и нужно больше денег для сделок.

б) спекулятивный спрос связан с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие этого спроса обусловлено тем, что люди в каждом конкретном случае решают какую долю дохода направить на потребление, а какую – на сбережения и в какой форме хранить эти сбережения. Ценные бумаги приносят доход, хотя имеется определённый риск, так как изменение ставки процента приводит к изменению курса ценных бумаг: чем выше ставка процента, тем ниже курс. В этих условиях возникает всеобщее стремление к предпочтению ликвидности. Отсюда вытекает вывод, что спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ставкой процента.

Используя методы денежно-кредитного регулирования, государство может оказывать воздействие на ставку процента, а через неё – на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Монетаристская количественная теория денег. С конца 60-х годов ХХ века всё явственнее стали проявляться просчёты в кейнсианской теории, а именно недооценка опасности инфляционных процессов, преувеличение роли государственных расходов, бюджетных механизмов, переоценка реального эффекта дефицитного финансирования. Это способствовало пересмотру роли денег в экономике и возврату к монетаристским теориям. М. Фридмен и его последователи, известные в экономической теории как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег. Главными постулатами этой теории являются:

— рыночная система обладает способностью автоматически, на основе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Возникающие в экономике трудности навязываются внешними факторами и являются результатом ошибочных действий государственных органов. А сама рыночная экономика имеет достаточный запас прочности, которая заложена в природе частного хозяйства.

— «ни одно правительство не может быть мудрее рынка». Поэтому необходимо ограничивать государственное вмешательство в экономике. Доводы: а) государственное вмешательство блокирует действие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие; б) оно ориентировано на краткосрочную перспективу, а для разрешения возникающих трудностей нужен временной простор, длительное время, это под силу только самому рынку; в) государство может создавать спрос и управлять им (через госрасходы, налоги, займы и т.д.), оно может увеличить товарное предложение.

— перенос центра тяжести исследований и практических рекомендаций в область кредитно-денежных дел. Деньги во всём своём многообразии могут быть стихийным регулятором экономических процессов. При этом внимание сосредотачивается вокруг денежной массы, её размеров, темпов роста и скорости обращения денег.

Современная денежная теория всё более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианской теории, монетаризма, неоклассической теории «экономики предложения» и других.

Важной задачей денежно-кредитной политики является регулирование денежной массы. Центральный банк страны, имеющий монопольное право осуществлять эмиссию денег, использует для этого соответствующие механизмы.

Центральный банк является главной инстанцией, применяющий кредитные инструменты ГРЭ. Кроме него в сфере кредита действуют и другие государственные институты, которые участвуют в кредитных операциях, но не регулируют денежное обращение и движение частного ссудного капитала в стране, хотя и влияют на него.

Денежная масса — эта общая сумма современных денежных средств, принимаемая продавцом в обмен на товары и услуги. Структура денежной массы включает 6 элементов.

Механизмы осуществления государством монетарной политики

Общая характеристика монетарной политики государства

В экономической теории традиционно большое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с определением роли и места государства в регулировании экономических процессов, а также в выработке тех или иных моделей политики экономического развития.

Одной из таких моделей функционирования государства в сфере экономики выступает монетарная политика (именуемая также кредитно-денежной политикой государства), определение которой в специальной литературе предлагается формулировать следующим образом:

Монетарная политика – это совокупность идей и концепций, принятых на государственном уровне, применительно к регулированию объема денежной массы, находящейся в обращении в каждый момент времени.

Основной целью выработки и реализации монетарной политики, а также ее социальным предназначением выступает то, что она позволяет обеспечивать стабильность уровня цен, а также полезную занятость население и рост уровня экономического производства. Иными словами, монетарная политика преследует в качестве цели своей реализации достижение и сохранение финансовой стабильности в стране, а также укрепление курса национальной валюты.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Закономерным признаком монетарной политики любого государства выступает также то, что на практике она реализуется с применением конкретных механизмов, реализуемых органами государственной власти.

Так, основным субъектом, в ведении которого находится реализация механизма монетарной политики, выступает Центральный Банк.

Кроме того, важное значение для формирования целостного представления о содержании монетарной политики принадлежит рассмотрению вопросов о видах соответствующей экономической политики. Так, анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что к числу таких видов относятся:

  1. Стимулирующая монетарная политика, преобладающая в периоды экономического спада и призванная, в этой связи, стимулировать активное развитие экономики и деловой активности населения в краткосрочной перспективе, в том числе, для целей борьбы с распространением безработицы;
  2. Сдерживающая монетарная политика, напротив, преобладает во время пиковой стадии экономического цикла, и призвана, в некотором смысле «сдержать» деловую активность субъектов экономической деятельности, для недопущения неконтролируемого роста инфляции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Понятие и виды методов осуществления монетарной политики государства

Переходя к непосредственному рассмотрению вопроса о механизмах осуществления монетарной политики отметим, что соответствующая политика на практике может проводиться с использованием самых разнообразных механизмов, определение которых следует формулировать следующим образом:

Читать еще:  Принципы организации денежно кредитного регулирования

Методы осуществления монетарной политики государства – это совокупность законодательно определенных, научно-обоснованных приемов и способов, посредством применения которой субъекты монетарной политики оказывают воздействие на объекты соответствующей политики для достижения поставленных на конкретной стадии экономического цикла целей.

Также следует остановиться на анализе видов механизмов, используемых уполномоченными субъектами при реализации монетарной политики. Таковыми выступают:

  1. Прямые методы, выражающиеся в мерах административного воздействия, оформленных, например, в виде директивных указаний Центрального Банка РФ, направленных на регулирование объема денежной массы (объема денежного предложения) и корректировку их цены на финансовом рынке. В числе конкретных примеров прямых методов реализации монетарной политики могут быть названы корректировка лимитов роста кредитования или привлечения депозитных средств кредитными организациями;
  2. Косвенные методы, упорядочивающее воздействие которых направлено на корректировку мотивации поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Очевидно, что последствия использования данной группы методов менее контролируемы и предсказуемы, однако они также позволяют достигать целей, поставленных перед монетарной (кредитно-денежной) политикой на конкретном историческом этапе.

При этом обратим внимание на то, что наряду с непосредственным применением обозначенных категорий общих методов реализации монетарной политики, ее проведение также осуществляется путем различных механизмов, основные из которых будут охарактеризованы ниже.

Механизмы осуществления монетарной политики в стране

Продолжая характеристику монетарной политики государства, отметим, что важную роль наряду с приведенными выше методами, играют разнообразные механизмы ее осуществления. При этом в качестве наиболее распространенных механизмов в обозначенной сфере следует выделять:

  • Механизмы совершения операций на открытом рынке – совокупность методов, заключающихся в продаже Центральным Банком ценных бумаг коммерческим кредитным организациям, что позволяет изымать часть денежных средств из резервов последних, увеличивая тем самым процентные ставки кредитования и уменьшая возможность предложения ими денежных средств населению и субъектам экономической деятельности;
  • Корректировка объема минимальных резервов – действенный и простой механизм осуществления монетарной политики, направленный также на изменения объема денежной массы: повышение объема минимальных резервов в ЦБ приводит к уменьшению объема массы денежных средств, находящихся в обороте, и наоборот;
  • Изменение учетной ставки рефинансирования, которая отражает стоимость кредитов, предоставляемых Центральным Банком коммерческим кредитным организациям. Посредством соответствующего изменения регулируется спрос кредитных организаций на соответствующие займы, а также корректируется стоимость конечных кредитных продуктов, предлагаемых бизнесу и гражданам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Денежно-кредитная политика: определение, механизм, инструменты и виды

Для устойчивой и стабильной денежно-кредитной системы необходим гибкий механизм денежно-кредитного регулирования экономики. С этой целью проводят денежно-кредитную политику представляющую собой совокупность мероприятий, осуществляемых Центральным банком и направленных на регулирование денежной массы, обращающейся в данный момент в стране. Денежно-кредитная политика, направленная на расширение денежной массы, кредитных отношений и стимулирование денежно-кредитной эмиссии, называется кредитной экспансией. Если денежно-кредитная политика направлена на снижение деловой активности в периоды экономического подъема или сдерживание инфляционных

процессов. и соответственно на ограничение денежно-кредитной эмиссии, то она называется кредитной рестрикцией.

Инструментами денежно-кредитной политики являются:

установление обязательных резервных норм (требований);

операции с государственными ценными бумагами.

Установление минимальных резервных норм (требований).

Минимальные резервные нормы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочные, бессрочные депозиты), их величины.

Резервная норма = (Обязательные резервы банка) / (Обязательства банка по депозитам)

Данный инструмент денежно-кредитной политики предполагает достижение более тесной связи между эмиссией денег и потребностью в них.

Центральный банк предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам, осуществляя тем самым операции рефинансирования. В свою очередь, коммерческие банки также кредитуют уже хозяйствующие субъекты и население с целью получения прибыли в виде ссудных процентов. Таким образом, чем выше будет ставка рефинансирования для коммерческих банков, тем дороже будут кредитные ресурсы для субъектов рынка и наоборот. Применяя данный инструмент денежно-кредитной политики, увеличивая или уменьшая ставку рефинансирования, Центральный банк имеет в распоряжении гибкий механизм регулирования предложения денег, а также косвенно воздействует на ссудные ставки коммерческих банков.

Кредиты рефинансирования дают коммерческим банкам возможность минимизировать запасы своих ликвидных активов, которые можно позаимствовать у Центробанка. Различают учетные и ломбардные кредиты рефинансирования.

Учетные (дисконтные) кредиты — ссуды, предоставляемые ЦБ банковским организациям под учет векселей, т.е. выдаваемые ЦБ посредством покупки у банков векселей до истечения срока обращения. Ломбардные кредиты — предоставляемые ЦБ кредитным организациям процентные ссуды под залог государственных бумаг.

Учетная операция Центрального банка — это действия Центробанка по покупке высоколиквидных ценных бумаг раньше срока их погашения у коммерческих банков. Таким образом, официальная учетная ставка Центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков государственных облигаций, векселей с удержанием в свою пользу определенного процента. Назначая величину учетной ставки, Центральный банк определяет низшую планку учетной ставки коммерческих банков. Величина учетной ставки напрямую влияет на ставку рефинансирования. Чем выше уровень учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ и наоборот.

Проведение операций на открытом рынке.

Данные операции предполагают аукционную куплю продажу государственных ценных бумаг. При покупке ценных бумаг Центробанком на открытом рынке увеличивается объем ресурсов. коммерческих банков, и, наоборот, при продаже ценных бумаг денежная масса будет уменьшаться. Как следствие, данные действия в конечном итоге влияют на величину стоимости кредитных ресурсов. в банковской системе в целом.

В зависимости от экономической ситуации Центральный банк, используя название инструмента, проводит политику «дешевых» и «дорогих» денег. Дж. Кейнс считал, что для борьбы с растущей безработицей и спадом производства необходимо проводить политику «дешевых» денег. Таким образом, политика «дешевых» денег включает следующие меры:

1) понижение величины обязательных резервных норм;

2) понижение ставки по кредитам рефинансирования;

3) повышение учетной ставки;

4) покупка государственных бумаг на открытом рынке.

Конечным итогом действий Центрального банка будет создание благоприятных условий роста инвестиций.

Политика «дорогих» денег по мнению Дж. Кейнса должна проводиться в случае усиливающегося роста инфляции для чего применяют следующие действия:

повышение величины обязательных резервных норм

повышение ставки по кредитам рефинансирования

понижение учетной ставки

продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке

Данные действия ограничивают рост предложения денег а кредитные ресурсы коммерческих банков становятся дорогими.

Концептуальные основы денежно-кредитной политики в данном ее виде получили широкое распространение в странах с рыночной экономикой, особенно монетарные принципы распространены в Евросоюзе. Это свидетельствует об ее эффективности и способности решать экономические проблемы.

Читать еще:  Денежное обращение в китае

Тема 12 Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики государства

1.Формирование денежно-кредитной политики РК

Основное место среди экономических средств государственного регулирования экономики занимают денежно-кредитные. Они являются наиболее известными во всей истории регулирования рыночных отношений государством.

С помощью денежно-кредитных инструментов государство воздействует на предложение свободных денег и изменяет цену (процентную ставку) ссудного капитала. Таким образом, оно регулирует спрос на кредиты и их использование в народном хозяйстве.

Денежно-кредитная политика государства — это совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

К преимуществам денежно-кредитной политики как средства государственного регулирования экономики можно отнести ее гибкость и быстроту.

Конечная цель денежно-кредитной политики государства —

организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

В современной теории государственного регулирования экономики выделяют два основных направления в проведении денежно-кредитной политики — кейнсианская и монетаристская .

Кейнсианская теория денежно-кредитного регулирования возникла, как и само кейнсианское направление в экономической теории, после крупного мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. (Великая депрессия), который показал невозможность саморегулирования рыночной экономики.

Дж. М. Кейнс выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой предложил во избежание экономических кризисов и обеспечения занятости активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность с помощью преимущественно финансовых инструментов регулирования. В этих условиях денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль. Q Ha должна была обеспечить проведение политики «дешевых денег»л—то естБ’ политики низких процентных ставок для стимулирования эффективного спроса личного потребления и инвестиций. В результате проведения такой политики увеличивался дефицит государственного бюджета, расширялась денежная эмиссия центрального банка и, следовательно, снижалась покупательная способность денег.

Кейнсианская концепция дефицитного финансирования была господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики в развитых странах вплоть до середины 70-х гг. XX века. Стагфляция, структурные кризисы, мировой валютный кризис

вызвали необходимость выработки новой концепции в области государственного регулирования. Такой концепцией стал монетаризм -теоретическая основа денежно-кредитного регулирования.

Согласно монетаристской концепции, деньги занимают ключевое место в системе экономических связей, поэтому монетарные мероприятия Центрального банка представляют собой наиболее эффективный инструмент регулирования экономики вообще и проведения антиинфляционной политики в частности.

Монетаристы считают необходимым проведение жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от конъюнктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция такой политики -контролировать выпуск денег в обращение в соответствии с долговременным темпом роста экономики.

В качестве основы денежно-кредитной политики монетаристы предлагают правило согласно которому денежное предложение должно увеличиваться в соответствии с ростом реального чистого национального продукта в долгосрочном периоде. Таким образом, центральным моментом регулирования экономики монетаристы считают управление предложением денег.

Государственная экономическая политика, в основном ориентированная на использование денежно-кредитных средств, называется монетаристской.Ее применение предполагает наличие развитых рыночных отношений, эффективную институциональную и юридическую инфраструктуру, развитую предпринимательскую психологию и кредитные отношения, невысокие прогнозируемые темпы инфляции.

В большинстве стран с рыночной экономикой в настоящее время главной инстанцией, применяющей денежно-кредитные инструменты государственного регулирования экономики, является Центральный банк (ЦБ), а в Казахстане — Национальный банк. Он выступает как субъект государственной экономической политики, в большей или меньшей степени реально независимый от правительства. Он имеет монопольное право осуществлять эмиссию денег в стране.

К денежно-кредитным средствам государственного регулирования экономики, прежде всего, относят: учетную ставку Центрального банка, количественные ограничения кредита, изменение резервной нормы, операции на открытом рынке.

В сфере кредитных отношений, кроме ЦБ, действуют и другие государственные институты: государственные банки и фонды со специальными функциями, Министерство финансов и финансовые органы. Они участвуют в кредитных операциях, но не регулируют денежное обращение и движение частного ссудного капитала в стране, хотя и влияют на него.

2. Нормативно-правовые основы регулирования денежного обращения

К функциям Центрального банка относится изменение учетной ставки (или дисконта, или ставки рефинансирования).

Банковский процент (вне зависимости от вида, целей, сроков, обеспеченности кредита) исторически складывался в результате взаимодействия спроса и предложения ссудного капитала. Мировая практика кредитных отношений показывает, что низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению деловой активности, и наоборот.

Во всех странах государство (Центральный банк) определяет учетную ставку на рынке ссудных капиталов. Процент, периодически,изменяемый ЦБ, называют официальной учетной ставкой или учетной ставкой Центрального банка.Эта ставка выражается в дисконте,то есть проценте, взимаемом при переучете векселей, передаваемых коммерческими банками ЦБ (коммерческие банки получили их в виде обеспечения кредитов от юридических и физических лиц), проценте, взимаемом с частных банков при выдаче им кредита под залог ценных бумаг. Все остальные ставки по различным видам кредитов являются производными.

Центральный банк — главный кредитор всех остальных финансовых институтов.

На основе процента по полученным от Центрального банка кредитам калькулируются ставки коммерческих банков, под которые они выдают полученные средства вместе с собственными и привлеченными в виде вкладов, в качестве кредитов клиентам.

Изменяя учетную ставку в соответствии с целями государственного регулирования экономики, ЦБ воздействует на соотношение спроса и предложения денег в стране. Повышение официальной учетной ставки приводит к удорожанию кредита, снижению спроса на него и, следовательно, к снижению притока денег в экономику. При понижении ставки ситуация развивается в обратном направлении: удешевление кредита ведет к росту спроса на него, дополнительные денежные средства поступают в обращение. За счет них финансируются инвестиции, пополняются оборотные средства предприятий, приобретаются товары длительного пользования, ценные бумаги, осуществляется строительство объектов инфраструктуры и жилья. Таким образом, изменение учетной ставки, кроме непосредственного воздействия на хозяйственную активность, оказывает сильное влияние на состояние экономики.

Как правило, изменение официальной учетной ставки осуществляется невысокими темпами — чаще по 0,25%, реже по 0,5%. Изменения учетной ставки оказывают сильное влияние на состояние экономики, прежде всего за счет влияния на деловую активность. Устойчивая тенденция к снижению учетной ставки свидетельствует о курсе экономической политики государства на ее стимулирование, что в конечном итоге ведет к росту инвестиций, объемов производства, занятости.

Изменение учетной ставки оказывает сильное влияние и на внешнеэкономическую деятельность страны, на состояние ее платежного баланса и национальной валюты. В зависимости от величины учетной ставки и тенденций ееизменения планируется движение (в страну или из страны) потоков отечественного и иностранного краткосрочного капитала.

Государство должно применять учетную ставку в качестве инструмента регулирования экономики в сочетании с другими денежно-кредитными и бюджетными средствами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector