Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы денежно кредитного регулирования

Общая характеристика методов денежно-кредитного регулирования

Основным критерием эффективности денежно-кредитного регулирования является обеспечение экономики денежной массой, которая как по количественным, так и качественным параметрам соответствует реальному спросу на деньги. Иными словами, центральный банк страны, используя систему методов и инструментов монетарного регулирования, должен обеспечить необходимую сбалансированность спроса и предложения денег как основного условия укрепления их покупательной способности.

В основе выбора системы методов [2] денежно-кредитного регулирования лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа банков к ликвидности центрального банка в зависимости от экономической ситуации.

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации методов денежно-кредитного регулирования.

По объёму воздействия на рынок:

– общие (воздействуют на систему в целом);

– селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).

По характеру воздействия:

– методы прямого (административного) регулирования и контроля;

– косвенные (экономические, рыночные) методы .

Так, применение методов и инструментов[3] монетарного регулирования может быть как всеобщим, так и селективным. В первом случае мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы; во втором – на отдельные кредитно-финансовые институты либо их группы (или на определенные виды банковской деятельности).

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. К ним относят использование лимитов (прямых ограничений), устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.

Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над процентными ставками или объемом депозитов и кредитов банков. Однако прямые инструменты являются «грубым» средством регулирования экономики. Поэтому административное регулирование должно использоваться лишь в условиях временного кризиса финансовой системы или недостаточного развития финансовых рынков.

Косвенные методы влияют на поведение субъектов монетарного регулирования путем воздействия на их экономические интересы при помощи рыночных механизмов. Это означает, что центральный банк, изменяя объём резервных денег или их цену, регулирует спрос экономических агентов на кредит и, соответственно, величину денежной мультипликации в экономике.

Эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка и базируется на существовании высокоорганизованных и эффективно функционирующих финансовых рынков, а также относительного единообразия формирования процентных ставок в различных секторах экономики и во всех регионах страны. Поэтому использование экономических методов и инструментов предполагает достижение относительно стабильного экономического развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка; наличие денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике.

Все экономические методы группируются по нескольким классификационным признакам.

Первый подход предполагает выделение инструментов исходя из сущности операции:

1. Эмиссионная политика (инструменты денежной эмиссии и инструменты антиэмиссионного характера («стерилизация» денежной массы). Данные инструменты напрямую определяют объём денежного предложения со стороны центрального банка. Выделяют следующие эмиссионные инструменты:

— рефинансирование банков для целей регулирования текущей ликвидности банковской системы. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам под залог ценных бумаг, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя);

— покупка центральным банком иностранной валюты. Используется как для целей поддержания текущей ликвидности банков, так и для целей воздействия на курс национальной денежной единицы;

— кредитование центральным банком дефицита бюджета;

— участие центрального банка в уставных фондах банков

— финансирование банков в чрезвычайных случаях.

К инструментам антиэмиссионного характера относят:

— привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов (ФОР);

— продажу центральным банком иностранной валюты;

— привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка;

— эмиссию краткосрочных ценных бумаг центрального банка.

2. Инструменты процентной политики за счёт изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования позволяют центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, на объём и структуру денежной массы, на уровень ликвидности банков и т.д. Центральные банки могут использовать следующие инструменты процентной политики:

— установление ставки рефинансирования (кредитования) для банков – ставки, которая обладает для участников рынка так называемым «сигнальным эффектом» в отношении, как динамики инфляции, так и направления денежно-кредитной политики (рост ставки означает кредитную рестрикцию, снижение – кредитную экспансию);

— определение учетной ставки – ставки, используемой центральным банком при осуществлении им операций по переучету векселей юридических лиц (величина ее определяется исходя из базовой ставки рефинансирования);

— установление и корректировка ставок по основным (стандартным) операциям центрального банка (например, ставки по операциям регулирования ликвидности банков);

— определение ставок по нестандартным операциям центрального банка (по льготным кредитам и пр.)

3. Политика минимальных резервных требований также является одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых в целях долгосрочного воздействия на банковский мультипликатор, уровень ликвидности и пр. Под этим инструментом, как правило, понимают обязательные отчисления коммерческих банков от объёма привлечённых ресурсов, формируемые ими в соответствии с требованиями центрального банка.

Изначально использование данного метода предполагало страхование ликвидности банков по вкладам клиентов. Впоследствии функции политики минимальных резервных требований существенно расширились:

— Регулирование спроса банков на заёмные ресурсы центрального банка (изменение норматива отчислений позволяет центральному банку воздействовать на ликвидность банков, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, что в конечном итоге повышает эффективность процентной политики);

— Регулирование кредитной экспансии банков, то есть воздействие на кредитно-депозитный мультипликатор;

— Выполнение роли пруденциального норматива, направленного на страхование возврата депозитов клиентам банка.

Вторая классификация методов и инструментов предполагает группировку инструментов в зависимости от роли центрального банка (его инициативы) при использовании тех или иных инструментов монетарного регулирования как при поддержании ликвидности (рефинансировании), так и при проведении операций изъятия ликвидности.

1. Операции на открытом рынке (ООР), осуществляемые центральным банком на денежном рынке по собственной инициативе, являются основными как с точки зрения оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики. Их основной отличительной чертой является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции).

ООР могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (в том числе, аукционах) или в любое время и в любом объёме по усмотрению центрального банка. Различают следующие виды ООР:

— регулярные плановые операции, при которых центральный банк заранее объявляет об их проведении для банков или для широкого круга участников (кредитный или депозитный аукцион);

— нерегулярные операции, используемые центральным банком по мере возникающей необходимости, например, в ответ на неожиданные краткосрочные нарушения экономического равновесия. Среди них выделяют нерегулярные плановые операции, дата проведения которых (например, аукциона) заранее неизвестна. Кроме того, между центральным банком и банком-контрагентом могут проводится двусторонние операции, о которых не сообщается другим банкам ни до, ни после их проведения.

По цели операции ООР делятся следующим образом:

— корректирующие (защитные) операции, призванные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов;

— структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение ее качественных параметров, таких как обменный курс национальной денежной единицы и пр.)

ООР могут проводиться различными методами:

— операции с ценными бумагами;

— рефинансирование центральным банком коммерческих банков;

— операции с иностранной валютой.

2. Постоянно доступные инструменты – инструменты, которые могут быть использованы банками без получения согласия Национального банка. Постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы (иначе, постоянно доступные инструменты) предполагают автоматический доступ коммерческих банков к системе регулирования ликвидности центрального банка в случае возникающей необходимости. Согласие центрального банка или его инициатива (в отличие от операций на открытом рынке) не требуется. Иными словами, данный метод денежно-кредитного регулирования предполагает исключительно инициативу коммерческих банков на проведение той или иной операции.

Значение постоянно доступных инструментов заключается в выполнении ими роли своеобразных «каналов» притока или оттока ликвидности, обеспечивающих безопасность денежно-кредитной системы в случае каких-либо непредвиденных шоков или несоответствующих ситуации регулирующих действий центрального банка. Тем самым, постоянные механизмы страхуют банковскую систему от возникновения кризисных ситуаций, связанных как с недостатком, так и с избытком ликвидности.

Все постоянно действующие механизмы делятся на постоянные механизмы рефинансирования и постоянный депозитный механизм. Постоянные механизмы рефинансирования позволяют банкам заимствовать средства у центрального банка по собственной инициативе в случае возникающей необходимости. Иными словами, эти инструменты используются для повышения уровня ликвидности в банковской системе.Постоянный депозитный механизм позволяет банкам в любое время депонировать в центральном банке любой объём избыточной ликвидности, что служит гарантированным каналом её оттока из системы.

Таким образом, рациональное построение системы методов и инструментов регулирования денежной массы дает возможность центральному банку держать под контролем ее объем, регулировать качественные параметры (структуру) и, тем самым, позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства.

С целью минимизации рисков и обеспечения стабильности денежно-кредитной системы центральные банки развитых стран придерживаются следующих принципов использования методов денежно-кредитного регулирования:

Читать еще:  Денежная реформа 1924

— равное отношение ко всем субъектам регулирования, стандартизация правил и процедур проведения операций;

— простота и транспарентность действий центрального банка для участников рынка;

— универсальность, взаимозаменяемость, последовательность и надежность операций.

Критерием эффективности системы методов и инструментов денежно-кредитного регулирования является обеспечение возможности для центрального банка точно и оперативно получать ожидаемый результат.

Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;

Различаютметоды и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики —это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определённых инструментов денежно-кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной политики —это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Базовые принципы применения этих инструментов:

1. Принцип эффективности: означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям;

2. Принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций;

3. Принцип последовательности: означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт;

4. Принцип надёжности требует минимизации финансовых и операционных рисков;

5. Стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

Центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:

Ø по характеру воздействия: прямые и косвенные;

Инструменты прямого воздействия –напрямую воздействуют на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы. К ним относятся:

1. Банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов;

2. Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и так далее;

3. Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским организациям;

4. Количественные ограничения–потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок;

5. Норма обязательных резервов – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк;

6. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;

7. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Косвенные инструменты оказывают воздействие на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы опосредованно. К ним относятся:

1. Официальная учетная ставка – ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

2. Операции на «открытом рынке» – операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки через определенное время (REPO);

3. Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;

4. Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;

5. Управление государственным долгом – эмиссия государственных ценных бумаг снижает ликвидность банков, связывает их средства;

6. Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Ø по способу воздействия: административные и рыночные

Административные методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем административные методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

К административным методам денежно-кредитной политики относятся:

1. лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;

2. ограничение объёма кредитов, выдаваемых кредитным организациям;

3. селективная кредитная политика, реализуемая посредством: установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;

4. портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;

5. валютные ограничения, включающие: продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу, лицензирование продажи иностранной валюты импортёрам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

Данные методы занимают определённое место в практике центральных банков развитых и развивающихся государств.

Рыночныеметоды регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов посредством формирования центральным банком определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными (прямыми), но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.

К рыночным (экономическим) методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:

1. нормативные методы, осуществляемые путём использования таких инструментов, как: отчисления в фонд обязательных резервов, коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пере­смотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вво­димых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени;

2. корректирующие методы, осуществляемые путём использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции.

К корректирующим методам относятся учетная политика и проведение операций на откры­том рынке. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным бан­ком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодично­стью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Большая часть эмиссионных банков в 70-е гг. XX в., использовали прямые (административные) методы; с начала 1980-х гг. в развитых, а с 1990-х гг.- многих других странах перешли в основном на рыночные (косвенные) инструменты. Такова общая тенденция. Это связано в основном с глобализацией мировой экономики и финансов, что сделало прямые методы недостаточно эффективными, хотя они и продолжают использоваться в большинстве переходных государств, в частности, из-за дешевизны их реализации.

Реакция рынка банковских услуг на административные методы вмешательства в деятельность банков более оперативная, чем на косвенные. Использование экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции банков на микроуровне, а эффект от их применение замедлен и неоднозначен.

Ø по форме воздействия: общие и селективные;

Общиеметоды являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективныеметоды регулируют конкретные виды кредита. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии экономического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Ø по параметрам регулирования: количественные и качественные;

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественныеинструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, то есть стоимости банковских кредитов.

Ø по срокам воздействия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Деление методов денежно-кредитного регулирования на данные виды осуществляется в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики.

Под долгосрочнымицелями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и другие). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования. Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии-операции с федеральными ценными бумагами).

Ø по объектам воздействия: предложение денег и спрос на деньги;

Таким образом, центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Характерной особенностью этих методов является то, что используются они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

Читать еще:  Основные принципы организации безналичного денежного оборота

— гибкость, т.е. возможность манёвра в применении данного инструмента

— возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции

— соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране.

Наибольшая эффективность достигается в случае использования всей совокупности экономических инструментов. При этом важен не только их набор, но и последовательность применения.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в центральном банке;

— процентные ставки по операциям центрального банка;

— операции банков на открытом рынке;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Использование столь широкого спектра инструментов денежно-кредитного регулирования дает возможность Центральному банку России оказывать влияние на ликвидность банковского сектора, конъюнктуру валютно-финансового рынка, регулировать и выравнивать доходность операций с различными финансовыми инструментами.

Тема 73. Методы денежно-кредитного регулирования экономики

Тема 73. Методы денежно-кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия, т. е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых “перегревами” конъюнктуры – кредитная рестрикция. Достижение этих целей происходит с помощью нескольких методов денежно-кредитного регулирования:

I. Установление верхнего и нижнего пределов денежной массы, находящейся в обращении. Введение таких пределов позволяет контролировать пропорции воспроизводства общественного продукта и предпринимательскую активность рыночных хозяйственных структур. В РФ возникла уникальная система централизованного регулирования денежного обращения, разработанная отечественными экономистами (Шевчук Денис, Деньги Кредит Банки конспект лекций, Финансы и кредит, Экономическая теория конспект лекций, История экономики учебное пособие). Эта система основывается на кассовом планировании оборота наличных денег рыночных хозяйствующих структур и банковских органов. 1) На первом этапе предприятия и организации представляют заявки на наличные деньги (кассовые заявки) в обслуживающий банк. 2) На втором этапе низовые банки и их вышестоящие звенья на основе кассовых заявок предприятий составляют свои кассовые программы, в которых отражается потребность в наличных денежных средствах в зоне их деятельности. Эти программы представляются в ЦБ; 3) На третьем этапе ЦБ составляет сводную программу кассовых оборотов низовых банков и их обеспечения ресурсами эмиссионного фонда. Эта программа является составной частью рефинансирования банков; 4) На четвёртом этапе местным банкам сообщаются выделенные им эмиссионные ресурсы ЦБ; 5) На пятом этапе осуществляется территориальное управление кассовыми оборотами низовых банков с перераспределением свободных денежных средств между отдельными краями, областями, республиками и регионами. Опыт РФ показал, что составление кассовых программ позволяет банкам контролировать состояние денежного обращения, подготовиться к операциям с наличными деньгами и не допускать задержек их выдачи.

II. Установление фиксированных процентных ставок по кредитам для коммерческих банков. Изменение процентных ставок либо расширяет, либо сжимает денежный рынок, что оказывает соответствующее воздействие на товаропроизводящие отрасли народного хозяйства. Как правило, снижение процентных ставок вызывает рост деловой активности, оживление производства и продвижения товаров на целевые рынки. Повышение ставок приводит к противоположному экономическому эффекту. Комбинирование процентных ставок позволяет ЦБ управлять ценами на кредит и эффективно использовать его для развития национальной экономики. Ставка рефинансирования ЦБ.

III. Установление норм обязательного резервирования на счетах в ЦБ. Резервированные части оборотных капиталов КБ позволяет ограничить эмиссию новых денег и при необходимости оказывать кредитную помощь банкам, испытывающим временные финансовые затруднения. Расчёт нормы обязательных резервов проводится на основе привлечённых ресурсов банка, т. е. остатков денежных средств на счетах текущих, срочных и сберегательных вкладов (по счетам до востребования16 %, по срочным от 31 до 90 дней 13 %, свыше 90 дней – 10 %, по счетам в валюте – 5 %).

IV. Использование части эмиссионных фондов ЦБ для покупки облигаций госзаймов и прямого покрытия дефицита бюджета.

ЦБ выполняет функцию кассового обслуживания бюджета и становится кассиром государства. Посредством проведения ЦБ операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ц.б.) или уменьшается (при продаже ц.б.) объем собственных резервов КБ в отдельности и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

V. Покупка золота и инвалюты для регулирования платёжного баланса и курса

ЦБ является главным депозитарием золото-валютных резеров страны. Центробанку разрешено проводить валютные интервенции для воздействия на курс и на суммарный спрос и предложение денег. При ухудшении платёжного баланса ЦБ прибегает к валютным интервенциям на ММВБ, поддерживая таким образом валютный коридор.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Усманов, А. А. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты / А. А. Усманов, А. Х. Базиев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54951/ (дата обращения: 07.04.2020).

В представленной статье автором сделана попытка выявить основную и ведущую роль Банка России как макроэкономического регулятора российской экономики и его важнейшей функции — денежно-кредитного регулирования.

Авторы делают вывод, что Банк России в России функции выполняет мегарегулятора, аосновными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; рефинансирование банков; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитное регулирование, финансовый рынок, ставка рефинансирования.

In the present article the author attempts to identify the main and leading role of the Bank of Russia as a macroeconomic regulator of the Russian economy and its most important function — monetary regulation. The author concludes that the Bank of Russia in Russia functions as a mega-regulator, and the main instruments of monetary policy of the Central Bank of Russia are: interest rates on operations of the Bank of Russia; mandatory reserve ratios; refinancing of banks; open market operations with government securities.

Keywords: Bank of Russia, monetary regulation, financial market, refinancing rate.

Финансовые рынки в настоящее время являются одной из наиболее регулируемых отраслей экономики. В последнее десятилетие в большинстве стран был совершены реформы, в результате которых функции регулирования и надзора за различными финансовыми рынками перешли к интегрированному регулятору. В России функции мегарегулятора выполняет Банк России, в область деятельности которого входит развитие финансового рынка 3, с. 16. Поскольку модель регулирования является сравнительно молодой, хотя и за несколько лет накоплен колоссальный опыт, в этих условиях особого внимания требуют вопросы дальнейших преобразований методов регулирования и надзора за финансовыми рынками.

В России разработчиком и проводником денежно-кредитной политики выступает ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на уровень инфляции, производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов 4, с. 30.

Одна из важнейших функциональных обязанностей ЦБ РФ регулировать денежные потоки, осуществляя, в том числе, денежно-кредитное регулирование. Используя в большинстве случаев административные методы (устанавливает прямые ограничения на деятельность коммерческих банков, провидит инспекции и ревизии, издает инструкции и др.), центральные банки, с целью регулировать банковскую сферу, используют и экономический инструментарий (см. рис.1)

Рис. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ 4, с. 31

Рассмотрим каждый из элементов денежно-кредитной политики, представленной на рисунке 1.

Минимальный резерв является одним из обязательных вкладов коммерческих банков в ЦБ РФ, размер такого резерва установлен на законодательном уровне. Если резервная норма будет превышена на несколько процентных пунктов это будет способствовать снижению избыточных резервов и понизит значение денежного мультипликатора. Как результат — возможности коммерческих банков на создание кредитных денег будут уменьшены. Норма минимальных резервов находится в зависимости от конъюнктуры и других факторов (вид или величина вкладов), способных изменять ее.

Любые операции на открытом рынке могут быть сведены к покупке или продаже ЦБ РФ государственных ценных бумаг. Применительно к высокой конъюнктуре, когда активность коммерческих банков особо повышена, следует понимать деятельность ЦБ РФ по выпуску на рынок ценных бумаг государственных облигаций по выгодным ценам. Покупка данных ценных бумаг непосредственно коммерческими банками будет свидетельствовать о том, что объем кредитования сокращается. Если в покупке ценных бумаг заинтересованы физические лица или фирмы, то размеры их банковских вкладов уменьшаются, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В данных ситуациях денежное предложение МS сокращается. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приведет к увеличению МS. Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах ХХ в. В реалиях современности операции на открытом рынке это ключевое средство контроля денежного предложения 2, с. 84.

Читать еще:  Количественные законы денежного обращения

Охарактеризуем теперь политику рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это ставка, которую взимает ЦБ РФ по кредитам. Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки могут увеличить свои кредитные ресурсы, привлекая средства ЦБ РФ. Если ставка повышается, то рефинансирование не является привлекательным инструментом и при прочих условиях может привести к тому, что кредитная активность будет понижена. Снижение ставки даст противоположный результат.

Данный инструмент монетарной политики является одним из старейших. Его начали внедрять и использовать в США начиная с 1913 г. Применительно к России отметим, что активное его использование связано с началом развития двухуровневой банковской системы. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 г.- ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210 % в октябре 1993 г.

Банк России установил единую ставку рефинансирования с 17 сентября по 16 декабря 2018 года. В итоге действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2018 год составляет 7,5 % годовых [6].

Наглядно динамика изменения ставки рефинансирования представлена в таблице 1.

Определенного периода, в течение которого действует процентная ставка рефинансирования, нет. Меняется она, в зависимости от состояния финансовой сферы и инфляционных ожиданий. Обычно рост показателя становится следствием удешевления национальной валюты, и наоборот. Чтобы легче было заинтересованным лицам определить размер ставки рефинансирования в разный период действия, используется таблица 1.

Динамика ставки рефинансирования 6

Период действия ключевой ставки

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитная политика реализуется путём проведения денежно-кредитного регулирования — совокупности мероприятий центробанка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.

Для управле­ния потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регу­лирования — организуемое государством в лице центрального банка управление денежным оборотом в целях поддержания ус­тойчивости национальной валюты и решения других макроэко­номических задач.

Как и любая другая, система денежно-кредитного регулиро­вания представляет собой совокупность элементов. К ним отно­сятся:

· принципы организации денежно-кредитного регулирова­ния;

· субъекты и объекты регулирования;

· методы и инструменты, а также механизм регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирова­ния являются основополагающим компонентом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы, и соблюдение которых делает ее устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принци­пов являются общими, свойственными любому государству с рыночной моделью экономики, однако некоторые из них инди­видуальны и отражают национальные особенности стран.

1. Принцип независимости центрального банка от исполни­тельной власти и подотчетности его органам законодательной власти.

2. Принцип централизованного управления системой де­нежно-кредитного регулирования.

3. Принцип построения иерархии целей при разработке де­нежно-кредитной политики для рассматриваемой системы.

4. Принцип единства и взаимодополняемости денежно-кредитной политики другими составляющими государственной макроэкономической политики.

5. Требование прозрачности и доступности обществу целей и задач, а также действий центрального банка.

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рас­сматривать в двух аспектах. В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц — владельцев денежных средств; в узком — только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование (центральные банки, зако­нодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денеж­но-кредитной сфере).

Объектами денежно-кредитного регулирования называют конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка (объем и структура денежной массы, налично-денежного оборота, де­нежная база, структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.).

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирова­ния являются также одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства. При этом методы являются более общими понятиями: они представ­ляют собой набор инструментов, объединенных каким-либо об­щим признаком (например, исходящих из их характера — эко­номические и административные и т.д.).

Механизм денежно-кредитного регулирования как элемент системы представляет собой условия и порядок использования методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а также организацию деятельности центральных банков по это­му использованию (регламентируется нормативными докумен­тами центрального банка).

В настоящее время исходят из схемы действия ос­новных каналов денежного передаточного (трансмис­сионного) механизма денежно-кредитной политики, приведенной на рисунке.

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования:

По характеру воздействия: прямое (административное) воздействие и кон­троль; косвенные (рыночные) методы и инструменты.

По объему влияния на рынок: общие (воздействуют на систему в целом); селективные (предполагают избирательное воз­действие на финансовый рынок).

К методам прямого контроля (административным) денежно-кредитной политики относится использование лимитов (пря­мых ограничений) и запретов, устанавливаемых цен­тральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.

Рыночные (экономические, косвенные) методы и инструменты предполагают воздействие центрального банка на по­ведение банков путем использования их экономичес­ких интересов. В этом случае, изменяя объем денеж­ной базы (резервных денег) или проценты по рефинан­сированию, центральный банк корректирует спрос на кредит и величину денежной мультипликации в эко­номике.

Важным условием эффективности использования косвенных методов является наличие такой денеж­но-кредитной системы, которая способствовала бы оп­тимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике. Последнее предполагает: обеспечение относительно стабильного экономи­ческого развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка.

Все методы и инструменты денежно-кредитного регулирования центрального банка группируются по несколь­ким классификационным признакам.

Первый подход предполагает учет сущности опера­ции. Здесь выделяют следующие методы:

Эмиссионная политика (включает инструменты де­нежной эмиссии и инструменты антиэмиссионного ха­рактера («стерилизация» денежной массы). Данные инструменты напрямую определяют объем денежного предложения со стороны центрального банка.

Различают следующие эмиссионные операции (ка­налы эмиссии):

·рефинансирование банков для целей регулирова­ния текущей ликвидности банковской системы;

·покупка центральным банком иностранной валю­ты: используется как для целей поддержания текущей ликвидности банков, так и для целей воздействия на курс национальной денежной единицы;

·кредитование центральным банком дефицита бюджета;

·участие центрального банка в уставных фондах банков;

·финансирование банков в чрезвычайных слу­чаях.

К инструментам антиэмиссионного характера на краткосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка; эмиссию краткосрочных ценных бумаг централь­ного банка.

К инструментам антиэмиссионного характера на долгосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в фонд обязатель­ных резервов (ФОР); продажу центральным банком иностранной ва­люты.

Процентная политика (или регулирование уровня процентных ставок) позволяет центробанку за счет изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования влиять на уровень спроса и предложе­ния кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности бан­ков и т.д. Центробанки используют следующие инструменты процентной политики:

·установление ставки рефинансирования, учетно­го процента (по переучету векселей);

·корректировка процентов по стандартным (основ­ным) операциям центрального банка (например, лом­бардная ставка и др.);

·изменение процентов по нестандартным операци­ям (проценты по санационным кредитам и др.).

Политика минимальных резервных требований также является одним из методов денежно-кредитной политики, используемых в целях долгосрочного воз­действия на банковский мультипликатор, уровень лик­видности и др. Под ним, как правило, понимают обяза­тельные отчисления банков от объема привлеченных ресурсов, формируемые ими в соответствии с требова­ниями центрального банка. В настоящее время задачи по­литики минимальных резервных требований сущес­твенно расширились. Сегодня это:

·корректировка спроса банков на заемные ресурсы центрального банка (изменение норматива отчислений позволяет центральному банку воздействовать на лик­видность банков как в краткосрочном, так и в долго­срочном периоде, что в конечном счете повышает эф­фективность процентной политики);

·регулирование кредитной экспансии банков, т.е. воздействие центрального банка на кредитно-депозит­ный мультипликатор.

Классификация методов и инструментов денеж­но-кредитной политики предполагает еще одну их группировку в зависимости от инициативы субъекта регулирования (центрального банка или иных банков). Это учитывается как при проведении операций поддер­жания ликвидности (рефинансировании), так и при проведении операций изъятия излишней денежной массы. В соответствии с этим выделяют:

Операции на открытом рынке (OOP) — любые операции (с ценными бумагами, иностранной валютой, рефинансирование банков и др.), осуществляемые цен­тральным банком на денежном рынке по своей инициа­тиве и за свой счет. Таким образом, основной отличи­тельной чертой этого метода является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции). OOP являются основными как с точки зрения краткосроч­ного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности бан­ков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики.

По цели операции OOP можно классифицировать следующим образом:

·корректирующие (защитные) операции, призван­ные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов;

·структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денеж­но-кредитную сферу (изменение качественных денеж­но-кредитных условий, таких, например, как обмен­ный курс национальной денежной единицы и др.)

Постоянно доступные механизмы регулирования ликвидности — метод, который предполагает иници­ативу банков на проведение тех или иных регулирую­щих операций. Постоянные механизмы регулирова­ния ликвидности банковской системы включают ряд инструментов поддержания и изъятия ресурсов и предполагают автоматический доступ банков к лик­видности центрального банком в случае возникающей необходимости, т.е. без получения согласия централь­ного банка. Это страхует банковскую систему от воз­никновения непредсказуемых кризисных ситуаций, связанных как с недостатком, так и с избытком лик­видности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector