Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы и инструменты денежно кредитного регулирования

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитная политика реализуется путём проведения денежно-кредитного регулирования — совокупности мероприятий центробанка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.

Для управле­ния потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регу­лирования — организуемое государством в лице центрального банка управление денежным оборотом в целях поддержания ус­тойчивости национальной валюты и решения других макроэко­номических задач.

Как и любая другая, система денежно-кредитного регулиро­вания представляет собой совокупность элементов. К ним отно­сятся:

· принципы организации денежно-кредитного регулирова­ния;

· субъекты и объекты регулирования;

· методы и инструменты, а также механизм регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирова­ния являются основополагающим компонентом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы, и соблюдение которых делает ее устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принци­пов являются общими, свойственными любому государству с рыночной моделью экономики, однако некоторые из них инди­видуальны и отражают национальные особенности стран.

1. Принцип независимости центрального банка от исполни­тельной власти и подотчетности его органам законодательной власти.

2. Принцип централизованного управления системой де­нежно-кредитного регулирования.

3. Принцип построения иерархии целей при разработке де­нежно-кредитной политики для рассматриваемой системы.

4. Принцип единства и взаимодополняемости денежно-кредитной политики другими составляющими государственной макроэкономической политики.

5. Требование прозрачности и доступности обществу целей и задач, а также действий центрального банка.

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рас­сматривать в двух аспектах. В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц — владельцев денежных средств; в узком — только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование (центральные банки, зако­нодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денеж­но-кредитной сфере).

Объектами денежно-кредитного регулирования называют конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка (объем и структура денежной массы, налично-денежного оборота, де­нежная база, структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.).

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирова­ния являются также одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства. При этом методы являются более общими понятиями: они представ­ляют собой набор инструментов, объединенных каким-либо об­щим признаком (например, исходящих из их характера — эко­номические и административные и т.д.).

Механизм денежно-кредитного регулирования как элемент системы представляет собой условия и порядок использования методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а также организацию деятельности центральных банков по это­му использованию (регламентируется нормативными докумен­тами центрального банка).

В настоящее время исходят из схемы действия ос­новных каналов денежного передаточного (трансмис­сионного) механизма денежно-кредитной политики, приведенной на рисунке.

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования:

По характеру воздействия: прямое (административное) воздействие и кон­троль; косвенные (рыночные) методы и инструменты.

По объему влияния на рынок: общие (воздействуют на систему в целом); селективные (предполагают избирательное воз­действие на финансовый рынок).

К методам прямого контроля (административным) денежно-кредитной политики относится использование лимитов (пря­мых ограничений) и запретов, устанавливаемых цен­тральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.

Рыночные (экономические, косвенные) методы и инструменты предполагают воздействие центрального банка на по­ведение банков путем использования их экономичес­ких интересов. В этом случае, изменяя объем денеж­ной базы (резервных денег) или проценты по рефинан­сированию, центральный банк корректирует спрос на кредит и величину денежной мультипликации в эко­номике.

Важным условием эффективности использования косвенных методов является наличие такой денеж­но-кредитной системы, которая способствовала бы оп­тимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике. Последнее предполагает: обеспечение относительно стабильного экономи­ческого развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка.

Все методы и инструменты денежно-кредитного регулирования центрального банка группируются по несколь­ким классификационным признакам.

Первый подход предполагает учет сущности опера­ции. Здесь выделяют следующие методы:

Эмиссионная политика (включает инструменты де­нежной эмиссии и инструменты антиэмиссионного ха­рактера («стерилизация» денежной массы). Данные инструменты напрямую определяют объем денежного предложения со стороны центрального банка.

Различают следующие эмиссионные операции (ка­налы эмиссии):

·рефинансирование банков для целей регулирова­ния текущей ликвидности банковской системы;

·покупка центральным банком иностранной валю­ты: используется как для целей поддержания текущей ликвидности банков, так и для целей воздействия на курс национальной денежной единицы;

·кредитование центральным банком дефицита бюджета;

·участие центрального банка в уставных фондах банков;

·финансирование банков в чрезвычайных слу­чаях.

К инструментам антиэмиссионного характера на краткосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка; эмиссию краткосрочных ценных бумаг централь­ного банка.

К инструментам антиэмиссионного характера на долгосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в фонд обязатель­ных резервов (ФОР); продажу центральным банком иностранной ва­люты.

Процентная политика (или регулирование уровня процентных ставок) позволяет центробанку за счет изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования влиять на уровень спроса и предложе­ния кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности бан­ков и т.д. Центробанки используют следующие инструменты процентной политики:

·установление ставки рефинансирования, учетно­го процента (по переучету векселей);

·корректировка процентов по стандартным (основ­ным) операциям центрального банка (например, лом­бардная ставка и др.);

·изменение процентов по нестандартным операци­ям (проценты по санационным кредитам и др.).

Политика минимальных резервных требований также является одним из методов денежно-кредитной политики, используемых в целях долгосрочного воз­действия на банковский мультипликатор, уровень лик­видности и др. Под ним, как правило, понимают обяза­тельные отчисления банков от объема привлеченных ресурсов, формируемые ими в соответствии с требова­ниями центрального банка. В настоящее время задачи по­литики минимальных резервных требований сущес­твенно расширились. Сегодня это:

·корректировка спроса банков на заемные ресурсы центрального банка (изменение норматива отчислений позволяет центральному банку воздействовать на лик­видность банков как в краткосрочном, так и в долго­срочном периоде, что в конечном счете повышает эф­фективность процентной политики);

·регулирование кредитной экспансии банков, т.е. воздействие центрального банка на кредитно-депозит­ный мультипликатор.

Классификация методов и инструментов денеж­но-кредитной политики предполагает еще одну их группировку в зависимости от инициативы субъекта регулирования (центрального банка или иных банков). Это учитывается как при проведении операций поддер­жания ликвидности (рефинансировании), так и при проведении операций изъятия излишней денежной массы. В соответствии с этим выделяют:

Операции на открытом рынке (OOP) — любые операции (с ценными бумагами, иностранной валютой, рефинансирование банков и др.), осуществляемые цен­тральным банком на денежном рынке по своей инициа­тиве и за свой счет. Таким образом, основной отличи­тельной чертой этого метода является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции). OOP являются основными как с точки зрения краткосроч­ного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности бан­ков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики.

По цели операции OOP можно классифицировать следующим образом:

·корректирующие (защитные) операции, призван­ные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов;

·структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денеж­но-кредитную сферу (изменение качественных денеж­но-кредитных условий, таких, например, как обмен­ный курс национальной денежной единицы и др.)

Постоянно доступные механизмы регулирования ликвидности — метод, который предполагает иници­ативу банков на проведение тех или иных регулирую­щих операций. Постоянные механизмы регулирова­ния ликвидности банковской системы включают ряд инструментов поддержания и изъятия ресурсов и предполагают автоматический доступ банков к лик­видности центрального банком в случае возникающей необходимости, т.е. без получения согласия централь­ного банка. Это страхует банковскую систему от воз­никновения непредсказуемых кризисных ситуаций, связанных как с недостатком, так и с избытком лик­видности.

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования и особенности их применения в современной России.

Денежно-кредитное регулирование экономики– это комплекс мероприятий, проводимых Центральным банком (ЦБ), направленных на изменение параметров денежной массы.

Это значит, что Центральный банк влияет на денежную массу в экономике. И эта мера воздействует на динамику денежного оборота. Чуть ниже мы подробнее разберем методы денежно-кредитного регулирования

цели регулирования:

1. Создание условий для экономического роста.

2. Поддержание стабильных цен.

3. Обеспечение устойчивости процентных ставок на внутреннем денежном рынке, курса валют.

4. Достижение максимального уровня занятости населения.

5. Главная цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильных цен. Всё остальное является производными от них.

В условиях российской экономики поддержание стабильных цен зависит от последовательного снижения уровня инфляции. Именно она влияет на инвестиционный климат в стране и укрепление долгосрочного экономического роста

Читать еще:  Оптимальный уровень денежных средств

Инфляция – это снижение покупательной способности валюты вследствие ее обесценивания. Например, годовая инфляция зафиксирована на уровне 10%. Из этого следует то, что на 1000 рублей сегодня можно будет купить столько же товара, что и на 1100 через год. Денежно-кредитное регулирование ЦБ направлено в первую очередь на снижение уровня инфляции. Не стоит удивляться тому, что российские банки предоставляют дорогие кредиты. Это происходит по причине высокой инфляции. Также невозможно концентрировать в своих руках крупные суммы, так как с каждым днем капитал будут «съедать» невидимые законы рынка.

У ЦБ отсутствуют законодательные функции, поэтому его задача сводится лишь к сглаживанию конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.

ЦБ проводит денежно-кредитное регулирование:

1. Повышать эффективность деятельности участников денежного оборота.

2. Защищать интересы баланса участников рынка.

3. Ограждать от искусственного увеличения их издержек.

4. Создавать условия для инвестиций.

5. Развивать конкурентную среду на рынке.

6. Расширять рынок банковских услуг и улучшать их качество.

Роль денежно-кредитного регулирования огромна как для макроэкономики в целом, так и для каждого отдельного гражданина в частности. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда инфляция снижена. Это привело к уменьшению ставок по банковским депозитам, которые сегодня редко превышают 8% годовых. Однако в то же самое время экономические регуляторы искусственно снижают реальный баланс участников рынке через другие методы, например через девальвацию национальной валюты. Т.е. искусственное снижение стоимости рубля приводит к снижению его покупательской способности на мировых рынках. Учитывая тот факт, что наша страна все товары конечного потребления импортирует, мы наблюдаем значительный рост цен. Отсюда понятно, что денежно-кредитное регулирование в России имеет свою специфическую особенность, в отличие от других стран. Поэтому нельзя говорить о том, что для каждой страны есть универсальный рецепты правильной стратегии. Эффективные для одной страны методы могут привести к полному финансовому краху в другой.

Денежно-кредитное регулирование направлено на следующие объекты:

· Скорость оборота денег.

· Курс национальной валюты.

· Спрос и предложение национальной валюты.

· Объем денежной массы в экономике.

· Коэффициенты денежной мультипликации.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих показателей имеет временные рамки. Они устанавливаются на различных уровнях государственной власти.

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования:

— методы прямого контроля (административные). Направлены на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов, имеют форму директив, предписаний, инструкций, издаваемых центральным банком.

— рыночные (косвенные) методы. Они влияют на объекты регулирования (денежную массу, процентные ставки, валютный курс) при помощи рыночных механизмов, оказывают косвенное воздействие на рынок и не связаны с установлением прямых запретов или лимитов.

В Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» (статья 35) определены основные инструменты и методы ДКП Банка России:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование);

7) прямые количественные ограничения.

8) выпуск от своего имени облигаций

Различают 2 типа ДКП:

1.Рестрикционная ДКП (ограничительная или политика «дорогих денег») направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и сокращение объема кредитных операций банков, повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно «подкрепляется» бюджетно-налоговыми мероприятиями: увеличением налогов, сокращением государственных расходов и др. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются: сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревом» конъюнктуры рынка. (кредиты -, %ставки+, ден.масса -, инвестиции -, объем пр-ва -, ц/б и ин.вал.покупка)

2.Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета. В качестве целей осуществления экспансионистской ДКП выступают стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 757 ;

Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;

Различаютметоды и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики —это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определённых инструментов денежно-кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной политики —это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Базовые принципы применения этих инструментов:

1. Принцип эффективности: означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям;

2. Принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций;

3. Принцип последовательности: означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт;

4. Принцип надёжности требует минимизации финансовых и операционных рисков;

5. Стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

Центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:

Ø по характеру воздействия: прямые и косвенные;

Инструменты прямого воздействия –напрямую воздействуют на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы. К ним относятся:

1. Банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов;

2. Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и так далее;

3. Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским организациям;

4. Количественные ограничения–потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок;

5. Норма обязательных резервов – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк;

6. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;

7. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Косвенные инструменты оказывают воздействие на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы опосредованно. К ним относятся:

1. Официальная учетная ставка – ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

2. Операции на «открытом рынке» – операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки через определенное время (REPO);

3. Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;

4. Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;

5. Управление государственным долгом – эмиссия государственных ценных бумаг снижает ликвидность банков, связывает их средства;

6. Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Ø по способу воздействия: административные и рыночные

Административные методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем административные методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

К административным методам денежно-кредитной политики относятся:

1. лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;

2. ограничение объёма кредитов, выдаваемых кредитным организациям;

3. селективная кредитная политика, реализуемая посредством: установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;

4. портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;

5. валютные ограничения, включающие: продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу, лицензирование продажи иностранной валюты импортёрам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

Читать еще:  Денежная форма стоимости

Данные методы занимают определённое место в практике центральных банков развитых и развивающихся государств.

Рыночныеметоды регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов посредством формирования центральным банком определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными (прямыми), но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.

К рыночным (экономическим) методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:

1. нормативные методы, осуществляемые путём использования таких инструментов, как: отчисления в фонд обязательных резервов, коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пере­смотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вво­димых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени;

2. корректирующие методы, осуществляемые путём использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции.

К корректирующим методам относятся учетная политика и проведение операций на откры­том рынке. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным бан­ком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодично­стью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Большая часть эмиссионных банков в 70-е гг. XX в., использовали прямые (административные) методы; с начала 1980-х гг. в развитых, а с 1990-х гг.- многих других странах перешли в основном на рыночные (косвенные) инструменты. Такова общая тенденция. Это связано в основном с глобализацией мировой экономики и финансов, что сделало прямые методы недостаточно эффективными, хотя они и продолжают использоваться в большинстве переходных государств, в частности, из-за дешевизны их реализации.

Реакция рынка банковских услуг на административные методы вмешательства в деятельность банков более оперативная, чем на косвенные. Использование экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции банков на микроуровне, а эффект от их применение замедлен и неоднозначен.

Ø по форме воздействия: общие и селективные;

Общиеметоды являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективныеметоды регулируют конкретные виды кредита. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии экономического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Ø по параметрам регулирования: количественные и качественные;

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественныеинструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, то есть стоимости банковских кредитов.

Ø по срокам воздействия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Деление методов денежно-кредитного регулирования на данные виды осуществляется в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики.

Под долгосрочнымицелями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и другие). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования. Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии-операции с федеральными ценными бумагами).

Ø по объектам воздействия: предложение денег и спрос на деньги;

Таким образом, центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Характерной особенностью этих методов является то, что используются они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

— гибкость, т.е. возможность манёвра в применении данного инструмента

— возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции

— соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране.

Наибольшая эффективность достигается в случае использования всей совокупности экономических инструментов. При этом важен не только их набор, но и последовательность применения.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в центральном банке;

— процентные ставки по операциям центрального банка;

— операции банков на открытом рынке;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Использование столь широкого спектра инструментов денежно-кредитного регулирования дает возможность Центральному банку России оказывать влияние на ликвидность банковского сектора, конъюнктуру валютно-финансового рынка, регулировать и выравнивать доходность операций с различными финансовыми инструментами.

Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Усманов, А. А. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты / А. А. Усманов, А. Х. Базиев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54951/ (дата обращения: 07.04.2020).

В представленной статье автором сделана попытка выявить основную и ведущую роль Банка России как макроэкономического регулятора российской экономики и его важнейшей функции — денежно-кредитного регулирования.

Авторы делают вывод, что Банк России в России функции выполняет мегарегулятора, аосновными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; рефинансирование банков; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитное регулирование, финансовый рынок, ставка рефинансирования.

In the present article the author attempts to identify the main and leading role of the Bank of Russia as a macroeconomic regulator of the Russian economy and its most important function — monetary regulation. The author concludes that the Bank of Russia in Russia functions as a mega-regulator, and the main instruments of monetary policy of the Central Bank of Russia are: interest rates on operations of the Bank of Russia; mandatory reserve ratios; refinancing of banks; open market operations with government securities.

Keywords: Bank of Russia, monetary regulation, financial market, refinancing rate.

Финансовые рынки в настоящее время являются одной из наиболее регулируемых отраслей экономики. В последнее десятилетие в большинстве стран был совершены реформы, в результате которых функции регулирования и надзора за различными финансовыми рынками перешли к интегрированному регулятору. В России функции мегарегулятора выполняет Банк России, в область деятельности которого входит развитие финансового рынка 3, с. 16. Поскольку модель регулирования является сравнительно молодой, хотя и за несколько лет накоплен колоссальный опыт, в этих условиях особого внимания требуют вопросы дальнейших преобразований методов регулирования и надзора за финансовыми рынками.

В России разработчиком и проводником денежно-кредитной политики выступает ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на уровень инфляции, производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов 4, с. 30.

Одна из важнейших функциональных обязанностей ЦБ РФ регулировать денежные потоки, осуществляя, в том числе, денежно-кредитное регулирование. Используя в большинстве случаев административные методы (устанавливает прямые ограничения на деятельность коммерческих банков, провидит инспекции и ревизии, издает инструкции и др.), центральные банки, с целью регулировать банковскую сферу, используют и экономический инструментарий (см. рис.1)

Рис. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ 4, с. 31

Рассмотрим каждый из элементов денежно-кредитной политики, представленной на рисунке 1.

Минимальный резерв является одним из обязательных вкладов коммерческих банков в ЦБ РФ, размер такого резерва установлен на законодательном уровне. Если резервная норма будет превышена на несколько процентных пунктов это будет способствовать снижению избыточных резервов и понизит значение денежного мультипликатора. Как результат — возможности коммерческих банков на создание кредитных денег будут уменьшены. Норма минимальных резервов находится в зависимости от конъюнктуры и других факторов (вид или величина вкладов), способных изменять ее.

Читать еще:  Денежная система страны это форма организации

Любые операции на открытом рынке могут быть сведены к покупке или продаже ЦБ РФ государственных ценных бумаг. Применительно к высокой конъюнктуре, когда активность коммерческих банков особо повышена, следует понимать деятельность ЦБ РФ по выпуску на рынок ценных бумаг государственных облигаций по выгодным ценам. Покупка данных ценных бумаг непосредственно коммерческими банками будет свидетельствовать о том, что объем кредитования сокращается. Если в покупке ценных бумаг заинтересованы физические лица или фирмы, то размеры их банковских вкладов уменьшаются, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В данных ситуациях денежное предложение МS сокращается. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приведет к увеличению МS. Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах ХХ в. В реалиях современности операции на открытом рынке это ключевое средство контроля денежного предложения 2, с. 84.

Охарактеризуем теперь политику рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это ставка, которую взимает ЦБ РФ по кредитам. Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки могут увеличить свои кредитные ресурсы, привлекая средства ЦБ РФ. Если ставка повышается, то рефинансирование не является привлекательным инструментом и при прочих условиях может привести к тому, что кредитная активность будет понижена. Снижение ставки даст противоположный результат.

Данный инструмент монетарной политики является одним из старейших. Его начали внедрять и использовать в США начиная с 1913 г. Применительно к России отметим, что активное его использование связано с началом развития двухуровневой банковской системы. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 г.- ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210 % в октябре 1993 г.

Банк России установил единую ставку рефинансирования с 17 сентября по 16 декабря 2018 года. В итоге действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2018 год составляет 7,5 % годовых [6].

Наглядно динамика изменения ставки рефинансирования представлена в таблице 1.

Определенного периода, в течение которого действует процентная ставка рефинансирования, нет. Меняется она, в зависимости от состояния финансовой сферы и инфляционных ожиданий. Обычно рост показателя становится следствием удешевления национальной валюты, и наоборот. Чтобы легче было заинтересованным лицам определить размер ставки рефинансирования в разный период действия, используется таблица 1.

Динамика ставки рефинансирования 6

Период действия ключевой ставки

Методы и инструменты денежно кредитного регулирования

В России законодательно установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются следующие:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Главными инструментами кредитной политики любого центрального банка (ЦБ) являются: операции на открытом рынке, изменение и установление норматива обязательных резервов, изменение учетной ставки (монетарная политика).
Операции на открытом рынке, или на вторичном рынке казначейских ценных бумаг, в настоящее время в мировой экономической практике являются основным инструментом регулирования денежной массы. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами.
Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. Целью такой политики является регулирование кредитных ресурсов коммерческих банков.
В интересах сохранения или восстановления равновесия в экономике ЦБ иногда навязывает свою политику остальным банкам. Суть ее заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и таким образом регулирует предложение денег на денежном рынке. При этом банки не могут отказаться от покупки предлагаемых ценных бумаг.
Проведение Банком России операций на открытом рынке направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке осуществляются, как правило, через аукционную продажу и более эффективны в период повышения уровня инфляции.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России — установленный ЦБ размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации. Государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов.
Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. На рис. 4.3 приведена принципиальная схема действия данного инструмента регулирования.

Рис. 4.3. Механизм кредитно-денежной политики

Установление норм обязательных резервов решает экономические (обеспечение минимальной гарантированной стабильности банковской системы), социальные (обеспечение гарантий от полного разорения вкладчиков) и другие задачи. Хранение обязательных минимальных резервов в Центральном банке РФ введено в 1990 г. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
В настоящее время резервная норма в США составляет 12%. В России регулирование размера обязательных резервов производится Банком России ежемесячно. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Регулирование процентных ставок — это изменение (политика) учетной ставки, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка. Учетная ставка — ставка процента, по которой ЦБ кредитует комбанки или скупает их ценные бумаги.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. ЦБ своей учетной ставкой определяет нижнюю границу ставки банковского процента. Уменьшение ее делает займы для коммерческих банков дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения. Низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности.
Система процентных ставок Банка России во многом соответствует мировой практике. В систему входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. Экономический рост в России в последние годы при относительно невысоком уровне инфляции свидетельствует о рациональности складывающегося текущего уровня процентных ставок.
Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики в обеспечении развития экономики требуется расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономической деятельности.
Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует коммерческие банки. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Центральным банком сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.За 1992-2005 гг. величина ставки рефинансирования менялась много раз и в больших пределах: от 210% (октябрь 1993 г.) до 12% (декабрь 2005 г.).
Ломбардная ставка применяется для получения денежных средств под высоколиквидные финансовые активы. Центральный банк РФ проводит ломбардные аукционы. Ставка по ломбардным аукционам в связи с достаточным уровнем ликвидности коммерческих банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям по облигациям Банка России с коммерческими банками, в результате использования которых осуществляется абсорбирование свободной банковской ликвидности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector