Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объекты и субъекты денежно кредитной политики

ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Государственная денежно-кредитная политика традиционно рас­сматривается как важнейшее направление экономической политики государства.

Высшая цель государственной денежно-кредитной политики за­ключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъ­юнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориен­тируется на более конкретные и доступные цели, например, на фикса­цию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. Объектамиденежно-кредитной политики являются спрос и пред­ложение на денежном рынке. Субъектамиденежно-кредитной по­литики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной по­литики государства и коммерческие банки. Денежный рынок является частью финансового рынка и отра­жает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование рав­новесной «цены» денег.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ.Под предложением денег (money supply — MS) понимается де­нежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов.

Предложение денег графически отображается обычно вертикаль­ной прямой, поскольку предполагается, что на каждый данный момент создано определенное, фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 25.2, Ms1).

Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то рисунком денежного предложения будет действительно вертикальная пря­мая (рис. 25.2, Ms1).

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кре­дитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетар­ной политики графическое отображение денежного предложения бу­дет представлено горизонтальной прямой (рис. 25.2, Ms2).

3. Третий вариант графического отображения денежного пред­ложения — наклонная кривая (рис. 25.2, Ms3). Такая графическая форма денежного предложения показывает, что денежно-кредитная полити­ка допускает колебания и денежной массы в обращении, и нормы про­цента.

Рис. 25.2. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики:

, — денеж­ное предложение при монетарной политике, на­правленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; — денежное предложение при гибкой денежно-кредитной политике; денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента

СПРОС НА ДЕНЬГИ.Спрос на деньги (MDmoney demand) формируется:

1) из спроса на деньги как на средство обращения (т.е., деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок);

2) из спроса на деньги как на средство сохранения стоимости
(спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спе­кулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального валового национального продукта (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше соверша­ется сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.

С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента, и тогда графическое отображение спроса на деньги для сделок будет выглядеть следующим обра­зом (рис. 25.3).

Рис. 25.3. Операционный спрос

На рисунке 25.4 спрос на деньги как средство сохранения стоимости за­висит от величины номинальной став­ки процента (обратно пропорциональ­но). При владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по срав­нению с использованием сбережений в виде ценных бумаг.

Рис. 25.4 Спрос на деньги как на активы

Распределение финансовых ак­тивов, например, на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента. Чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги, и наоборот.

Итак, общий спрос на деньги за­висит от номинальной ставки процен­та и объема номинального валового национального продукта.

Соответственно, графическое отображение общего спроса на деньги будет выглядеть следующим образом (рис. 25.5).

Рис. 25.5 Общий спрос на деньги

На рисунке 25.5 номинальная процентная ставка — на вертикальной оси, общий спрос на деньги — на гори­зонтальной оси. Функциональная за­висимость этих параметров даст сово­купность кривых, каждая из которых соответствует определенному уровню номинального ВВП. Перемещения вдоль кривой показывают изменения процентной ставки. При высо­ких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, по­скольку все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бума­ги. Спрос же на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.

МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА.В целом денежный рынок может иметь следующее графическое отображение (рис. 25.6).

Рис. 25.6. Графическое отображение денежного рынка

На этом рисунке 25.6 точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денеж­ном рынке. Это равновесная ставка процента, т.е. альтернативная сто­имость хранения не приносящих проценты денег.

Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. оно по­стоянно меняется под воздействием ряда факторов. Представим, что меняется предложение денег, а спрос на деньги остается постоянным.

При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов, не приносящих процентов, покупая другие финансовые активы (напри­мер, облигации). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная ставка или альтернатив­ная стоимость хранения не принося­щих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при боль­шем предложении денег и меньшем проценте.

Читать еще:  К целям кредитно денежной политики относятся

Если предложение денег выросло, то график предложения денег перемещается вправо;

• при неизменном спросе на деньги равновесная ставка процен­та снижается.

При уменьшении предложения денег будут происходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денеж­ном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количе­стве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

Предположим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложе­ние остается неизменным. Например, спрос на деньги возрос вследствие роста номинального ВВП. Это означает, что требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а на­селение и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной фор­ме. Но при неизменном предложении денег равновесие может устано­виться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента).

Если спрос на деньги вырос, то:

1) кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх;

2) при неизменном предложении денег процентная ставка повы­шается.

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении бу­дут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке ус­танавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

ВЫБОР ЦЕЛЕЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на день­ги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Это жест­кая или гибкая денежно-кредитная политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором допускается сво­бодное колебание массы денег в обращении и процентной став­ки. Приведем несколько вариантов.

1. Сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями, ион нежелателен. С помощью денежно-кредитной политики можно 4сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» эконо­мики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым — повышения деловой активности в результате уве­личения инвестиционного спроса.

2. Сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен. В таком случае любое увеличение денежного предложения будет «рас­кручивать» инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной поли­тики будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном, фиксированном уровне. Графически денежное пред­ложение при этом будет отображаться вертикальной прямой.

3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она ведь меняется под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что сказывается и на норме процента, и на объеме производ­ства, и на ценах (вспомним здесь уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие измене­ния скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обра­щении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графическим отображением денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.

Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении он использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрега­тов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регули­руется центральным банком и в процессе осуществления кредитной по­литики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия центрального банка пополняет ресурсы коммер­ческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличива­ют общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым — по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет и стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является не­обходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковская система служит тем ка­налом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Поэтому более подробно остановимся на структуре банковской системы и ее особенностях в России.

Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать дости­жению макроэкономического равновесия.

В общем виде цель государственного регулирования экономики – дости­жение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Иногда говорят, что целью государственного регу­лирования экономики является одновременное достижение всех поставленных целей в «магическом четырехугольнике» (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Достижение поставленных целей в «магическом четырехугольнике»

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной полити­ки государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной заня­тости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной поли­тики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фик­сацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обяза­тельных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.

Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации эко­номики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валю­ты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, центральному банку необходимо учитывать складывающий­ся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержа­ния реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.

Читать еще:  Централизованные фонды денежных средств формируются

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функция­ми проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повли­ять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.

Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране.

Следует заметить, что в зависимости от причин, вызвавших изменение спро­са на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая денежно-кредитная политика, т.е. выбор такого варианта моне­тарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

1. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повыше­ние процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение дело­вой активности. И, наоборот, в случае циклического спада следует добиваться сни­жения нормы процента и тем самым повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса.

2. Если сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет «раскручивать» инфляционную спи­раль. Цель денежно-кредитной политики в этом случае – поддержание объема денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графиком денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая.

3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на нор­ме процента, и на объеме производства, и на ценах (уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придер­живается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графиком денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.

Итак, объектами денежно-кредитной политикиявляются спрос на деньги и их предложение. Субъектами денежно-кредитной политикивыступают, как отмечалось, банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агре­гаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется цен­тральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансияцентрального банка увеличивает ресурсы коммер­ческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредитная рестрикциявлечет за собой ограничение возможностей коммер­ческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денеж­ными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществ­ления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее эко­номики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерыв­ность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передаются импульсы денежно-кредитного регулирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать и как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны цен­трального банка.

Объекты и субъекты денежно-кредитной политики цб рф

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т. е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

В общем виде в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

§ политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

§ политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.

В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Читать еще:  Роль денежно кредитной политики

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают Прямые и Косвенные Методы.

Прямые методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

В России также происходил постепенный отказ от прямых методов проведения денежно-кредитной политики (с 1995 года Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики, были отменены ограничения на объем вкладов населения, центральный банк отказался от подавления инфляции только одним способом – сжатием денежной массы в обращении).

Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также Общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости от объекта воздействия. Это – Методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на Денежное предложение, и Методы, регулирующие Спрос на денежном рынке.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денежного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Выбор методов денежно-кредитной политики центральным банком, зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику – спрос не деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег.

С 2004 года Банк России отмечал, что для повышения эффективности денежно-кредитной политики он переходит к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы Банк России учитывает изменения в спросе банковской системы на резервы и использует процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике возрастает. Эти положения отражают переход к активному использованию рыночных методов проведения денежно-кредитной политики в России. Но на практике данные методы плохо работают из-за недоступности уровня ставок по кредитам и ставки рефинансирования.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

3. Операции на открытом рынке.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector