Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация денежно кредитного регулирования

Система денежно-кредитного регулирования.

Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Системой денежно-кредитного регулирования называют организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.

Как любая другая, система ДКР представляет собой совокупность элементов, её составляющих. К ним относятся:

— принципы организации денежно-кредитного регулирования;

— субъекты и объекты регулирования;

— методы и инструменты, а также механизм регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим элементом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.

1. Принцип независимости центрального банка от исполнительной власти и подотчётности его органам законодательной власти. Это предполагает:

— институциональную независимость – законодательное закрепление за центральным банком исключительного права выработки и осуществления денежно-кредитной политики;

— материальную независимость – осуществление деятельности за счёт собственных доходов;

— личную независимость – высшие органы центрального банка определяются законодательной властью и не зависят от исполнительной власти.

2. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что:

— деятельность всей системы управляется из единого центра – центрального банка;

— все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.

3. Принцип построения иерархии целей при разработке ДКП для рассматриваемой системы, который должен учитывать:

— специфику экономики государства и особенности этапа развития;

— ориентацию на достижение долгосрочного макроэкономического эффекта;

4. Единство и взаимодополняемость ДКП другими составляющими государственной макроэкономической политики.

5. Цели и задачи, а также действия центрального банка должны быть прозрачными и понятными обществу (иначе, принцип регулирования ожиданий субъектов экономики). Для этого необходимо:

— постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикация статистики, отчётов и т.д.

— безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств, то есть:

— центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать;

— число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;

— планируемые показатели должны быть реально выполнимыми.

— необходимо предусматривать пространство для манёвра на стадии утверждения целевых показателей (с учётом возможных прогнозируемых отклонений).

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в двух аспектах: в широком и узком смысле слова. В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц – владельцев денежных средств. В узком – только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование. Это — центральные банки, законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно-кредитной сфере.

Объектами ДКР называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка (объём и структура денежной массы, денежная база, структура процентных ставок, объём и структура налично-денежного оборота, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.).

Методы и инструменты ДКР являются также одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства. При этом методы являются более общими понятиями, чем инструменты. Они представляют собой набор инструментов ДКР, объединённых каким-либо общим признаком (например, характер используемых инструментов: экономические и административные и т.д.)

Механизм ДКР как элемент системы представляет собой условия и порядок использования методов и инструментов ДКР, а также организацию деятельности центральных банков по этому использованию (регламентируется нормативными документами центрального банка).

Принципы и основные концепции организации денежно — кредитного регулирования

Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим элементом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.

Рассмотрим эти принципы на примере системы денежно-кредитного регулирования в России.

1. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что деятельность всей системы денежно-кредитного регулирования (поскольку она подчинена единой цели – реализации денежно-кредитной политики государства) управляется из единого центра – Центрального банка Российской Федерации.

2. Принцип единства денежно-кредитной политики состоит в том, что все субъекты системы денежно-кредитного регулирования руководствуются единой денежно-кредитной политикой независимо от того, находятся они в центре или на местах. Их деятельность регламентируется едиными нормативными документами, обязательными для выполнения на всей территории страны.

3. Принцип неподчиненности центрального банка органам исполнительной власти и подотчетности его органам законодательного власти – парламенту.Применение этого принципа связано с тем, что, хотя правительственные органы, как и центральный банк, являются частью государственного аппарата, главная приоритетная задача центрального банка – поддержание устойчивости национальной валюты – может расходиться с текущими политическими задачами правительства и его органов. Отсюда возникает опасность, что центральный банк, если он будет подчинен правительственным органам, окажется втянутым в решение сиюминутных, конъюнктурных задач в ущерб его главной стратегической задаче.

Денежно-кредитное регулирование реализуется на практике путем разработки и претворения в жизнь денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность централизованно разработанных государством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений, направленных на укрепление устойчивости национальных валют, борьбу с инфляцией, а также на воздействие через денежный оборот на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, улучшения народно-хозяйственных пропорций, повышения эффективности производства, обеспечения занятости и решения других стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

Читать еще:  Сущность и виды денежно кредитной политики

Помимо указанного понимания денежно-кредитной политики, ее также можно рассматривать как программный документ, содержащий в качестве основных положений описание и механизм реализации разработанных мероприятий в области денежно-кредитного регулирования.

В современных условиях все государства с рыночными моделями экономики используют две концепции денежно-кредитной политики. Первая обычно называется политикой кредитной экспансии, или «дешевых» денег. Ее теоретической основой является количественная теория денег, развитая в дальнейшем Д. Кейнсом, А. Маршаллом, А. Пигу, И. Фишером и другими экономистами. Теоретической основой второй концепции – политики кредитной рестрикции, или «дорогих» денег, считается монетаризм: теория, развитая в экономических трудах К. Бруннера, А. Мельцера, Ф. Кейгена, М. Фридмена. Между обеими этими теориями больше общего, чем различного. Не случайно Д. Кейнс со временем перешел с позиций количественной теории на монетаризм, а М. Фридмен прямо включил количественную теорию в свою версию монетаризма.

Политика кредитной экспансии предполагает использование комплекса инструментов денежно-кредитной политики для роста денежной массы в обороте, увеличения в связи с этим функционирующего капитала, роста занятости и повышения в конечном счете темпов воспроизводственного процесса. Кредитная экспансия в целом выражается в смягчении условий кредитования, снижении процентных ставок и, соответственно, в расширении масштабов кредитования. Как правило, данная концепция денежно-кредитной политики используется, когда в стране наблюдается спад производства, экономический кризис или застой, рост безработицы.
Концепция кредитной рестрикции предполагает использование комплекса инструментов денежно-кредитной политики для сокращения денежной массы в обороте. Кредитная рестрикция в отличие от экспансии означает ужесточение условий кредитования, повышение процентных ставок и ограничение объема кредитных операций. Такая политика обычно сопровождается сокращением государственных расходов и используется в основном для борьбы с инфляцией и ее последствиями, а также в период экономического роста (для предотвращения кризисов перепроизводства). Применяется эта концепция также в период подготовки и проведения денежных реформ, особенно конфискационного типа.

Основы организации системы денежно-кредитного регулирования

Как и любая другая, система денежно-кредитного регулирования представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов, ее составляющих. К ним относятся: принципы организации, субъекты, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим элементом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной.

Рассмотрим эти принципы на примере системы денежно-кредитного регулирования в России.

1.Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что деятельность всей системы денежно-кредитного регулирования управляется из единого центра – ЦБ Российской Федерации.

2.Принцип единства денежно-кредитной политики состоит в том, что все субъекты системы денежно-кредитного регулирования руководствуются единой денежно-кредитной политикой независимо от того, находятся они в центре или на местах

3.Принцип неподчиненности центрального банка органам исполнительной власти и подотчетности его органам законодательного власти – парламенту. Применение этого принципа связано с тем, что, хотя правительственные органы, как и центральный банк, являются частью государственного аппарата, главная приоритетная задача центрального банка – поддержание устойчивости национальной валюты – может расходиться с текущими политическими задачами правительства и его органов. Отсюда возникает опасность, что центральный банк, если он будет подчинен правительственным органам, окажется втянутым в решение сиюминутных, конъюнктурных задач в ущерб его главной стратегической задаче.

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в широком и узком смыслах. Если рассматривать их в широком смысле, то следует включать в их состав юридических и физических лиц, как осуществляющих денежно-кредитное регулирование, так и тех, на которых денежно-кредитное регулирование воздействует. Субъекты денежно-кредитного регулирования обычно рассматриваются в узком смысле, т.е. к ним относят только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование.

К субъектам денежно-кредитного регулирования относятся прежде всего центральные банки или аналогичные институты, законодательные органы, поскольку они могут издавать законы и подзаконные акты, затрагивающие систему денежно-кредитного регулирования, государственные министерства и ведомства, например министерства экономики, финансов, которые также обладают правом издавать нормативные акты, влияющие на денежно-кредитное регулирование.

Объектами денежно-кредитного регулирования называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования:

• объем денежной массы, находящейся в обороте (М, М1, М2, М3);

• структура денежной массы;

• объем и структура денежных доходов и расходов населения;

• объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через банк;

• скорость оборота денег;

• коэффициент банковской мультипликации;

• объем кредитов, предоставляемых центральными банками правительствам;

• объем кредитов, предоставляемых центральными банками другим кредитным организациям;

• объем кредитов, выдаваемых юридическим и физическим лицам.

Механизм денежно-кредитного регулирования как элемент системы представляет собой совокупность методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а также условия и порядок их использования, включая организацию соответствующей деятельности центральных банков.

Экономические методы включают в себя набор инструментов, оказывающих экономическое воздействие на объекты денежно-кредитного регулирования. Их особенностью является определенная свобода выбора субъектов денежно-кредитного регулирования в принятии решений, вытекающих из применения экономических инструментов, т. е. данные методы действуют с позиции стимулирования желательного с точки зрения регулятора поведения экономических субъектов. Административные методы включают в себя набор инструментов, оказывающих административное воздействие на объекты денежно-кредитного регулирования. Они являются директивными, т.е. обязывающими принимать только строго определенные решения и не оставляющими свободы выбора для субъектов денежно-кредитного регулирования. Данные методы в отличие от экономических действуют с позиции жестких предписаний и запретов для экономических субъектов.

Читать еще:  Методы и инструменты денежно кредитного регулирования

Кроме того, существуют методы тотального и селективного воздействия. При тотальной политике мероприятия центрального банка распространяются на всех регулируемых субъектов, при селективной — на отдельные институты, их группы или на отдельные виды деятельности. Так, тотальный характер имеет повышение нормы обязательного резервирования, а селективный характер имеют операции на открытом рынке.

Организация денежно кредитного регулирования

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 594 715
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 556 501

Юрий Анатольевич Соколов, Светлана Евгеньевна Дубова, Анна Сергеевна Кутузова

Организация денежно-кредитного регулирования: учебное пособие

Рекомендовано УМО в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»

д-р псих, н., проф., акад. РАО Д.П. Фельдштейн

Зам. главного редактора

д-р псих, н., проф., акад. РАО С.К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

д-р псих, н., проф., акад. РАО Ш.А. Амонашвили;

д-р пед. н., член-корр. РАО В. А. Болотов;

д-р псих, н., проф., акад. РАО А.А. Деркач;

д-р псих, н., проф., акад. PAO^l.//. Донцов;

д-р псих, н., проф., акад. РАО П.В. Дубровина;

д-р псих, н., проф. В.П. Зинченко;

д-р филол. н., проф., акад. РАО В.Г. Костомаров;

д-р пед. н., проф., акад. FAO Н.Н. Малофеев;

д-р физ. – мат. н., проф., акад. РАО В.Л. Матросов;

д-р пед. н., проф., акад. РАО НД Никандров;

д-р псих, н., проф., акад. РАО В.В. Рубцов;

д-р пед. н., проф., акад. РАОМ5. Рыжаков;

д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко

В учебном курсе «Организация денежно-кредитного регулирования» рассматриваются теоретические основы денежно-кредитного регулирования и денежно-кредитной политики, ее инструменты и особенности их применения.

«Организация денежно-кредитного регулирования» – практическая дисциплина, базирующаяся на знании студентами теоретического курса «Деньги. Кредит. Банки» и прикладного курса «Организация деятельности коммерческого банка».

Целью данного курса является формирование у учащихся системного представления об организации и механизме реализации денежно-кредитного регулирования. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

– рассмотрение организации и регулирования наличного денежного обращения, механизма денежной эмиссии и депозитного мультипликатора;

– изучение основных концепций, целей, методов и институциональной базы денежно-кредитного регулирования;

– исследование инструментария денежно-кредитного регулирования;

– анализ практики применения инструментов денежно-кредитного регулирования в России;

– изучение теоретических основ осуществления банковского регулирования и надзора как дополнения денежно-кредитного регулирования.

По окончании изучения курса студенты должны:

• знать механизм эмиссии денег и функционирования депозитного мультипликатора;

• иметь целостное представление о системе денежно-кредитного регулирования и ее месте в системе государственного регулирования экономики;

• ориентироваться в особенностях применения инструментов денежно-кредитного регулирования и их воздействии на денежное предложение и экономику в целом;

• предвидеть последствия реализации мер денежно-кредитной политики применительно к конкретным экономическим условиям;

• уметь анализировать и верно интерпретировать важнейшие макроэкономические индикаторы состояния денежно-кредитной сферы.

Глава 1 Денежный оборот: содержание, структура, организация. Депозитная эмиссия и депозитный мультипликатор

1.1. Денежный оборот и его структура

В экономической литературе можно встретить значительное количество определений и понятий, характеризующих денежный оборот: «платежный оборот», «денежно-платежный оборот», «денежное обращение» и, наконец, «денежный оборот». Весьма часто эти определения понимаются по-разному, что вносит путаницу в характеристику денежного оборота и его частей и не позволяет раскрыть их экономическое содержание[1].

Так, в «Финансово-кредитном словаре»[2] денежный оборот определяется как «проявление сущности денег в их движении», которое «охватывает процессы распределения и обмена». Однако сущность денег проявляется и в их функциях, и в их формах, хотя далеко не все функции денег связаны с их движением и не во всех формах совершается движение денег. Так, функцию меры стоимости деньги выполняют до того, как они вступают в денежный оборот (любой гражданин, покупая товар на рынке, сначала торгуется, при этом затраты продавца мысленно сопоставляются с уровнем доходов покупателя, и только после этого деньги начинают совершать движение от покупателя к продавцу навстречу обратному движению товара). Деньги, находящиеся в функции накопления, на длительное время уходят из денежного оборота и не совершают никакого движения. В современном мире не участвуют в движении денег золотые слитки, выполняющие исключительно функцию сокровища (большая их часть находится в государственных золотых резервах). Золотые и серебряные монеты совершают движение в основном на нумизматических рынках, т. е. уже не как деньги, а как товар (их потребительная стоимость состоит уже не в свойстве всеобщей обмениваемости, а в нумизматической ценности). Таким образом, в денежном обороте деньги выполняют только три функции: обращения, платежа и сбережения (последняя функция связана с тем, что движение невозможно без остановок, будь то на счетах банков, на руках у населения или в кассах предприятий, фирм, организаций, финансовых институтов).

Рис. 1.1. Функции денег в денежном обороте

При этом деньги как экономическая категория выполняют все функции одновременно, в то время как каждый отдельно взятый денежный знак выполняет в отдельно взятый момент только одну функцию.

Читать еще:  Денежные сбережения это

Важнейшей чертой современного денежного оборота является утрата им характера стоимостного оборота. Действительно, в обороте уже не участвуют товарные и золотые деньги, имеющие собственную внутреннюю стоимость, которая в конечном счете и определяла их покупательную силу. Современные денежные знаки имеют лишь представительную стоимость. Ею их наделяет государство, законодательно устанавливая обязательность их приема при платежах и поддерживая с помощью денежно-кредитного регулирования их покупательную силу. Таким образом, покупательная сила денежных знаков в современных условиях определяется экономическим и политическим состоянием государства, прежде всего его стабильностью, а также эффективностью организации системы денежно-кредитного регулирования[3].

Денежные знаки, участвующие в денежном обороте, существуют в разных видах, постоянно трансформируясь из одного вида в другой. Наличные денежные знаки могут быть использованы в виде разменной монеты, казначейских и банковских билетов (в России с 1992 г. используются только банковские билеты и разменная монета). Безналичные денежные знаки, исходя из международной практики, принято различать по степени их ликвидности. Они существуют как записи по депозитным счетам коммерческих банков (на бумажных, магнитных или других носителях).

В западной экономической литературе, где сущность денег выводится через их функции, к деньгам относят различные виды ценных бумаг, в той или иной мере выполняющих функцию платежа (обращения): векселя, переводные депозитные и сберегательные сертификаты, акции и облигации.

Однако на самом деле движение этих ценных бумаг всегда ограничено в пространстве и во времени, и они не обладают уникальным свойством денег, их единственной потребительной стоимостью – всеобщей обмениваемостью на все товары и услуги. Так, переводные депозитные сертификаты хотя и совершают обращение, но только между клиентами данного коммерческого банка или его банка-корреспондента, с которым заключен соответствующий договор. Период их оборота также ограничен временем, на которое выпущен депозитный сертификат. То же можно сказать и о банковских векселях. Коммерческие векселя (тратты) также совершают движение только между юридическими лицами, имеющими между собой постоянные связи, и только в течение срока действия данного векселя.

Организация денежно кредитного регулирования

Системой денежно-кредитного регулирования называется организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач [23] .
Как и любая другая, система денежно-кредитного регулирования представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов, ее составляющих. К ним относятся: принципы организации, субъекты, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования.
Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим элементом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.
Рассмотрим эти принципы на примере системы денежно-кредитного регулирования в России.

1. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что деятельность всей системы денежно-кредитного регулирования (поскольку она подчинена единой цели – реализации денежно-кредитной политики государства) управляется из единого центра – Центрального банка Российской Федерации.

2. Принцип единства денежно-кредитной политики состоит в том, что все субъекты системы денежно-кредитного регулирования руководствуются единой денежно-кредитной политикой независимо от того, находятся они в центре или на местах. Их деятельность регламентируется едиными нормативными документами, обязательными для выполнения на всей территории страны.

3. Принцип неподчиненности центрального банка органам исполнительной власти и подотчетности его органам законодательного власти – парламенту. Применение этого принципа связано с тем, что, хотя правительственные органы, как и центральный банк, являются частью государственного аппарата, главная приоритетная задача центрального банка – поддержание устойчивости национальной валюты – может расходиться с текущими политическими задачами правительства и его органов. Отсюда возникает опасность, что центральный банк, если он будет подчинен правительственным органам, окажется втянутым в решение сиюминутных, конъюнктурных задач в ущерб его главной стратегической задаче.

Вместе с тем общество должно быть информировано, насколько эффективно действует система денежно-кредитного регулирования. В большинстве стран для оценки деятельности системы денежно-кредитного регулирования используется подотчетность центральных банков парламентам. В России руководство Центрального банка регулярно докладывает о своей деятельности на заседаниях Государственной Думы, два раза в год на этих заседаниях рассматриваются разработанные Центральным банком «Основные направления денежно-кредитной политики». Государственная Дума утверждает и руководителей Центрального банка России.
Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в широком и узком смыслах. Если рассматривать их в широком смысле, то следует включать в их состав юридических и физических лиц, как осуществляющих денежно-кредитное регулирование, так и тех, на которых денежно-кредитное регулирование воздействует. Совершенно ясно, что в этом случае субъектами денежно-кредитного регулирования будут все владельцы денежных средств. Поэтому субъекты денежно-кредитного регулирования обычно рассматриваются в узком смысле, т. е. к ним относят только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование.
К субъектам денежно-кредитного регулирования относятся прежде всего центральные банки или аналогичные институты, законодательные органы, поскольку они могут издавать законы и подзаконные акты, затрагивающие систему денежно-кредитного регулирования, государственные министерства и ведомства, например министерства экономики, финансов, которые также обладают правом издавать нормативные акты, влияющие на денежно-кредитное регулирование.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector