Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основными видами государственных денежных фондов являются

Государственные и муниципальные денежные фонды: понятие, виды и значение

В Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует система денежных фондов, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Создание денежных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, проводить различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать задачи в сфере образования, культуры, здравоохранения и т.д.

В финансовом праве под «фондом» понимается не только особая форма образования, распределения и использования денежных средств для обеспечения финансирования мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств, но и собственно организация (орган), например Пенсионный фонд РФ.

Все множество денежных фондов, создаваемых органами власти, позволяет классифицировать их по различным основаниям.

В литературе предлагаются следующие виды классификаций денежных фондов:

по отношению к бюджетной системе;

по юридической природе;

по форме собственности;

по территориальному уровню;

по направлению расходования;

по целевому назначению расходования денежных средств;

по сроку действия;

по сфере финансирования;

по источникам формирования;

по форме расходования денежных средств;

от органов, их создающих.

По отношению к бюджетной системе выделяют бюджетные (образуемые в составе бюджета и исполняемые в рамках общего бюджетного процесса) и внебюджетные фонды (денежные средства, обособленные от бюджета и имеющие специфику в процедурах формирования, исполнения, представления отчетности и финансового контроля).

По юридической природе денежные фонды можно подразделить на фонды:

формируемые на основании федеральных законов;

создаваемые на основании законов субъектов РФ, в частности законов о бюджетах субъектов РФ, иных законов и подзаконных нормативных актов, принятых органами власти субъектов РФ;

создаваемые в силу указов Президента РФ;

образованные постановлениями Правительства РФ.

По форме собственности фонды подразделяются на негосударственные и муниципальные;

По территориальному уровню денежные фонды подразделяются на:

региональные (субъектов РФ);

По направлениям расходования денежных средств фонды бывают отраслевые и межотраслевые.

По целевому назначению расходования денежных средств фонды можно классифицировать на целевые и нецелевые, т.е. фонды, денежные средства которых используются на цели, соответствующие (или не соответствующие) источникам их формирования.

Денежные фонды различаются также по срокам действия. Следует выделять долгосрочные (не имеющие срока действия) и краткосрочные денежные фонды.

По сфере финансирования (как область направления денежных потоков в зависимости от финансирования функций государства) денежные фонды бывают экономическими, социальными, научными и др.

По источникам формирования (образования) фонды можно разделить на налоговые и неналоговые источники формирования.

По форме расходования фонды можно подразделить на те, основными видами расходования денежных средств которых являются пенсии и пособия, субсидии, субвенции и дотации в качестве финансовой поддержки.

Наконец, в зависимости от органов, их создающих, выделяются фонды Правительства РФ, Президента РФ и иных государственных органов;

Особенностью формируемых фондов является то, что они создаются только на основании нормативного правового акта (закона, постановления и др.), формируются компетентным органом, в большинстве случаев образуются с заранее установленной целью, подлежат государственному финансовому контролю, являются институтом финансовой системы.

Правовой статус денежных фондов регулируется значительным количеством нормативных актов. Помимо Конституции и Бюджетного кодекса РФ, важнейшую правовую базу функционирования названных фондов составляют: федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, федеральные законы об обязательном социальном страховании, обязательном медицинском, пенсионном страховании, иные федеральные законы; законодательство субъектов Федерации; решения представительных органов местного самоуправления по соответствующим вопросам; указы Президента РФ, регламентирующие порядок образования отдельных фондов; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Понятие, виды и значение государственных и муниципальных денежных фондов

В Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует система денежных фондов, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Традиционной формой организации финансовых ресурсов в масштабе страны является бюджет. Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент может вызвать необходимость в их перераспределении. Бюджет позволяет мобильно перераспределять финансовые ресурсы благодаря «незакрепленности» источников дохода бюджета за конкретными статьями расходов (ст. 35 БК РФ). Однако это преимущество бюджета в отдельных случаях превращается в его недостаток, так как расходы на некоторые программы оказываются, как правило, урезанными. Поэтому значение денежных фондов возрастает в условиях нестабильности экономических отношений, низкой собираемости бюджетных доходов, возрастания социальных расходов государства.

Создание денежных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, проводить различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать задачи в сфере образования, культуры, здравоохранения и т.д.

В финансовом праве под «фондом» понимается не только особая форма образования, распределения и использования денежных средств для обеспечения финансирования мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств, но и собственно организация (орган), например Пенсионный фонд РФ.

Все множество денежных фондов, создаваемых органами власти, позволяет классифицировать их по различным основаниям.

В литературе предлагаются следующие виды классификаций денежных фондов:

по отношению к бюджетной системе;

по юридической природе;

по форме собственности;

по территориальному уровню;

по направлению расходования;

по целевому назначению расходования денежных средств;

по сроку действия;

по сфере финансирования;

по источникам формирования;

по форме расходования денежных средств;

от органов, их создающих.

По отношению к бюджетной системе выделяют бюджетные (образуемые в составе бюджета и исполняемые в рамках общего бюджетного процесса) и внебюджетные фонды (денежные средства, обособленные от бюджета и имеющие специфику в процедурах формирования, исполнения, представления отчетности и финансового контроля).

Читать еще:  Для прогнозирования динамики изменения денежной массы

По юридической природе денежные фонды можно подразделить на фонды: формируемые на основании федеральных законов;

создаваемые на основании законов субъектов РФ, в частности законов о бюджетах субъектов РФ, иных законов и подзаконных нормативных актов, принятых органами власти субъектов РФ;

создаваемые в силу указов Президента РФ; образованные постановлениями Правительства РФ.

По форме собственности фонды подразделяются на негосударственные и муниципальные;

По территориальному уровню денежные фонды подразделяются на: федеральные;

региональные (субъектов РФ); местные (муниципальные).

По направлениям расходования денежных средств фонды бывают отраслевые и межотраслевые.

По целевому назначению расходования денежных средств фонды можно классифицировать на целевые и нецелевые, т.е. фонды, денежные средства которых используются на цели, соответствующие (или не соответствующие) источникам их формирования.

Денежные фонды различаются также по срокам действия. Следует выделять долгосрочные (не имеющие срока действия) и краткосрочные денежные фонды.

По сфере финансирования (как область направления денежных потоков в зависимости от финансирования функций государства) денежные фонды бывают экономическими, социальными, научными и др.

По источникам формирования (образования) фонды можно разделить на налоговые и неналоговые источники формирования.

По форме расходования фонды можно подразделить на те, основными видами расходования денежных средств которых являются пенсии и пособия, субсидии, субвенции и дотации в качестве финансовой поддержки.

Наконец, в зависимости от органов, их создающих, выделяются фонды Правительства РФ, Президента РФ и иных государственных органов;

Особенностью формируемых фондов является то, что они создаются только на основании нормативного правового акта (закона, постановления и др.), формируются компетентным органом, в большинстве случаев образуются с заранее установленной целью, подлежат государственному финансовому контролю, являются институтом финансовой системы.

Правовой статус денежных фондов регулируется значительным количеством нормативных актов. Помимо Конституции и Бюджетного кодекса РФ, важнейшую правовую базу функционирования названных фондов составляют: федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, федеральные законы об обязательном социальном страховании, обязательном медицинском, пенсионном страховании, иные федеральные законы; законодательство субъектов Федерации; решения представительных органов местного самоуправления по соответствующим вопросам; указы Президента РФ, регламентирующие порядок образования отдельных фондов; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Внебюджетные фонды

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Читать еще:  Эволюция денежных систем законы денежного обращения

Основы российского права

Целевые денежные фонды

Денежные средства, поступающие в государственный бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому, как правило, некоторые программы, особенно требующие капитальных расходов, не получают достаточного финансового обеспечения, что не соответствует интересам общества и государства. Поэтому для финансирования отдельных видов расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные счета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме тех, что определены в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат.

Существование целевых фондов позволяет успешней осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо большим желанием отдаст свои деньги, если будет знать, что они используются для вполне конкретных, определенных, социально полезных целей.

Источники средств целевых фондов определяются в актах о конкретных фондах. Основная масса денежных средств в фондах образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.

Совсем недавно целевые денежные фонды существовали лишь в одной форме — как внебюджетные фонды, однако с недавнего времени наметилось движение к уменьшению внебюджетных фондов и консолидации их в бюджете в форме целевых бюджетных фондов. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ оставшиеся федеральные и региональные государственные внебюджетные фонды признаны частью бюджетной системы РФ, что предполагает распространение на них общих норм бюджетного законодательства.

Сегодня существует три вида целевых денежных фондов.

Целевые бюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фонда. Особенностью данной разновидности целевых фондов является их включенность в федеральный бюджет, в силу чего правовым их основанием является ежегодно принимаемый Закон «О федеральном бюджете», а потому эти фонды не отличаются стабильностью существования. Наибольшей стабильностью существования отличаются Федеральный и территориальные дорожные фонды, Федеральный экологический фонд и др.

Государственные внебюджетные фонды, являясь частью бюджетной системы, могут создаваться на федеральном уровне либо на уровне субъекта Федерации и образуются вне бюджетов РФ или субъекта РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются одновременно с бюджетами соответствующих государственных образований.

Данная разновидность целевых фондов денежных средств участвует в обороте, как правило, в форме государственных учреждений, имеющих специальные счета, на которые поступают средства, подлежащие использованию на определенные цели. Средства внебюджетных фондов являются государственной собственностью. Распоряжение средствами фонда осуществляется соответствующими государственными органами.

На уровне Российской Федерации образованы следующие внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Бюджеты всех федеральных государственных внебюджетных фондов ежегодно утверждаются Федеральным Собранием вместе с федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Децентрализованные внебюджетные фонды не являются частью бюджетной системы РФ и, как правило, носят отраслевой либо межотраслевой характер. Как правило, решение об образовании и упразднении этой разновидности целевых фондов денежных средств принимается Правительством РФ. Оно же утверждает Положение об этих фондах. Так, Правительством РФ в разное время были созданы Фонд национально-культурного возрождения народов России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению децентрализованных внебюджетных фондов.

Вопрос: Понятие и виды государственных денежных фондов.

Ответ:Ст.2 п. 1.27. Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. Государственный целевой бюджетный фонд – совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели. ( п 1.29 ст. 2 БК РБ)

Распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности. ( п. 3 ст. 20 БК РБ)

Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и настоящим Кодексом. Утверждение ежегодно бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год осуществляется законодательными актами. Рассмотрение, утверждение и исполнение смет доходов и расходов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. ( п.1 ст. 21 БК РБ)

Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год принимаются Палатой представителей до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и далее рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.

Согласно ст. 10 Закона «О республиканском бюджете на 2012 год» установить, что в 2012 году: государственный целевой бюджетный фонд национального развития формируется и используется в сумме 1 024 313 000 тыс. рублей. Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами, другие источники по решению Президента Республики Беларусь и иные источники, не запрещенные законодательством.

Читать еще:  Форма образования и расходования денежных

Вопрос: Формирование и использование средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития

Ответ:Согласно ст.10 Закону «О республиканском бюджете на 2012 год» государственный целевой бюджетный фонд национального развития формируется и используется в сумме 1 024 313 000 тыс. рублей. Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами, другие источники по решению Президента Республики Беларусь и иные источники, не запрещенные законодательством. Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь. Министерством финансов Республики Беларусь на основании решений Президента Республики Беларусь, в соответствии с которыми формируются источники государственного целевого бюджетного фонда национального развития и определяются направления использования средств этого фонда, отражаются изменения показателей республиканского бюджета по доходам (часть первая статьи 1, абзац второй статьи 4 и приложение 2 к настоящему Закону), расходам (часть первая статьи 1, абзац третий статьи 4 и приложение 3 к настоящему Закону) и источникам финансирования дефицита (части вторая и третья статьи 1 и приложение 1 к настоящему Закону).

Тема «Понятие и источники государственных доходов»

Вопрос: Понятие и система государственных доходов.

Ответ: Доходы бюджетов классифицируются по следующим группам: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления. Налоговые доходы включают в себя: республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом. Пени и проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом учитываются в доходах бюджетов по подразделам классификации доходов бюджетов, предусмотренным для налогов, сборов (пошлин), за несвоевременную уплату которых начисляются пени или по которым предоставляются отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговый кредит. К неналоговым доходам относятся; доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы; другие неналоговые доходы. К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от: иностранных государств; международных организаций; другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются. ( ст.24 БК РБ)

Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя: налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе; безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов. Собственные доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь зачисляются в бюджеты по нормативам отчислений, в том числе установленным в виде нижнего уровня отчислений, от налоговых и неналоговых доходов, определенных статьями 30–37 настоящего Кодекса, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь и (или) законами.( ст.27 БК РБ)

К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы. Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) областных бюджетов в консолидированные бюджеты районов и бюджеты городов областного подчинения определяются решениями областных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. (ст. 28 БК РБ)

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) районных бюджетов, бюджетов городов областного подчинения в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. (ст. 28 БК РБ)

Вопрос: Налоговые доходы

Ответ: Согласно приложения 2 к Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» налоговые доходы составят 83 516 278 997,0 тыс. рублей

Согласно ст. 30 Бюджетного кодекса РБ в республиканский бюджет зачисляются следующие налоговые доходы: налог на прибыль – не менее 50 процентов; налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским лотереям – 100 процентов; налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр – 100 процентов; налог на добавленную стоимость – не более 70 процентов; акцизы – 100 процентов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь – 100 процентов; патентные пошлины – 100 процентов; экологический налог: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения, – 40 процентов; за сброс сточных вод, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения, – 40 процентов; за хранение, захоронение отходов производства, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения, – 40 процентов; за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, – 100 процентов; таможенные пошлины и таможенные сборы – 100 процентов; оффшорный сбор – 100 процентов; государственная пошлина, зачисляемая в республиканский бюджет в соответствии с актами законодательства, – 100 процентов; консульский сбор – 100 процентов; гербовый сбор – 100 процентов и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector