Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передаточный механизм кредитно денежной политики

more finance

Немного больше о финансах

Главное меню

Инвестиции

Инвестиционный процесс играет основополагающую роль в формировании структуры производства, в этой связи основные изменения, которые должны произойти в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям, в первую очередь касаются процесса принятия инвестиционных решений.

Передаточной механизм денежно-кредитной политики

Передаточный механизм — процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге — на реальный сектор экономики. Другими словами, передаточный механизм — процесс, при помощи которого решения по вопросам денежно-кредитной политики оказывают практическое воздействие на экономику, в целом, и уровень цен, в частности. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом [15, с. 30]. Существуют разные точки зрения по поводу того, каким именно образом денежно-кредитная политики воздействует на состояние экономики.

Монетарная политика имеет довольно значительный внешний лаг, связанный с действием передаточного механизм. Этот механизм означает, что от принятия решений о регулировании денежного предложения до конечного результата такого решения, выражающегося, обычно, в темпах экономического роста, должна произойти целая цепочка событий, которая включает ряд звеньев.

Представители кейнсианского направления считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Допустим, центральный банк решил изменить проводимую денежно-кредитную политику. С помощью ее инструментов он изменяет объем совокупных банковских резервов, воздействуя на предложения денег. Это вызывает повышение или понижение процентной ставки на денежном рынке. Величина этого изменения зависит от чувствительности спроса на деньги к уровню процентной ставки (крутизны кривой спроса): если кривая спроса является неэластичной (крутой), то даже небольшое снижение денежного предложения приведет к существенному росту процентной ставки и, наоборот, небольшое увеличение предложения денег существенно снизит уровень процентной ставки (рис. 1).

Это в свою очередь приведет к увеличению или уменьшению величины инвестиций в экономику: при росте ставки процента инвестиционные расходы сокращаются, при снижении растут. Величина изменения этих расходов зависит от чувствительности инвестиций к динамике ставки процента: если кривая инвестиций является пологой (то есть чувствительность инвестиций к ставке процента высокой), то даже незначительное изменение процентной ставки окажет серьезное влияние на объем инвестиций и наоборот (рис. 2). Наконец, изменение объема инвестиций, согласно эффекту мультипликации, приведет к увеличению или снижению уровня совокупного дохода [18, c. 546]. Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку. [Приложение Б]

Если сторонники кейнсианской теории полагают, что динамика совокупного дохода и занятости в большей степени определяется уровнем инвестиций, а не денежным фактором, то монетаристы утверждают, что изменения денежной массы оказывают непосредственное влияние на колебание деловой активности. Согласно монетарной концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики проще и состоит из меньшего числа звеньев. Допустим, центральный банк решил изменить предложение денег, что повлечет за собой расширение или сокращение совокупного спроса. Это в свою очередь приведет к изменению объема совокупного дохода. Следовательно, монетаристы доказали, что центральный банк должен регулировать предложение денег. [Приложение В]

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких либо результатов кредитно-денежной политики. Например, незначительная реакция ставки процента на изменение денежного предложения или отсутствие реакции инвестиционных расходов на динамику ставки процента (на размеры инвестиций помимо ставки процента влияют и другие факторы социально-политическая обстановка в стране, инфляционные ожидания, цены на ресурсы и т.п.) разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска [18, c. 548]. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Кроме того, даже в случае успешного срабатывания всех звеньев передаточного механизма, его полная реализация требует значительного времени. За этот период могут проявиться встречные механизмы, которые ослабят эффективность кредитно-денежной политики.

Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении кредитно-денежной политики. Например, если центральный банк проводит стимулирующую кредитно-денежную политику, расширяя объем предложения денег, то деньги становятся дешевле: ставка процента снижается. Это может побудить население перевести часть средств из депозитов в наличность. Тогда коэффициент депонирования увеличится, денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.

Версия рыночного равновесия А. Маршалла
Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки. Он считал, что термин « экон .

Вероятность банкротства предприятия ООО Башстрой
В настоящее время в России более 1/3 всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, оказалась в тяжелом экономическом положении. Проблема неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства должника, не исполняющего свои обязательства, — одна из наиболее ак .

Передаточный механизм кредитно-денежной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Звенья передаточного механизма:

1) изменение величины реального предложения денег в результате проведения ЦБ соответствующей политики;

2) изменение ставки процента на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Нарушение в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решений до его результата), так как влияние ее на размер ВНП в значительной степени связано через колебания ставки процента с изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это осложняет ее проведение, так как запаздывание результата может ухудшить ситуацию. Например, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике ЦБ, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти.

Степень независимости определяется на основе некоторых критериев:

— частоты сменяемости руководства ЦБ;

— границ участия банка в кредитовании государственного сектора;

— решения проблем бюджетного дефицита.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если ЦБ ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным Банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике.

Читать еще:  Закон денежного обращения определяет

Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением ЦБ). Финансирование дополнительных расходов долговым способом (через выпуск облигаций) окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же ЦБ одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита государственного бюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизацией дефицита) или путем продажи государственных облигаций (долговое финансирование) частному сектору. Долговое финансирование считается не инфляционным способом, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора — они переводятся в ценные бумаги.

Вопрос 33. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.

Модель IS-LM (инвестиции (I) сбережения (S), предпочтение ликвидности (L), деньги (M)) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса (AD).

Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента (r) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.

Модель, разработанная английским экономистом Дж. Хиксом (последователь Дж.М. Кейнса), базируется на кейнсианских теоретических положениях, согласно которым национальной объем производства (ВНП) равен национальному доходу (Y).

Для построения модели IS-LM необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки.

Основной параметр товарного рынка – ВНП (Y), который определяет спрос на деньги для сделок (Dt), а значит и общий спрос на деньги (Dm) и r, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень r влияет на объем плановых I, составляющих совокупные расходы (AD=C+I+G+Xn).

Согласно Кейнсу, равновесие на рынке товаров определяется AD= Y. Таким образом, денежный и товарный рынки взаимосвязаны через Y, I, r (рис. 35.1, а-в).

Товарный рынок. Снижение процентной ставки (r1->r2) приводит к росту плановых инвестиций (I1->I2) (рис. 35.1,а), а следовательно, и к росту совокупных расходов (AD1->AD2) (рис. 35.1,б), что приводит к достижению нового равновесного национального дохода Y 2 (т.Е2).

Рис.35.1. Равновесие на товарном рынке. Кривая IS

Таким образом мы получили кривую IS, имеющие нисходящий вид (обратная зависимость между уровнем r и величиной AD, а также Y. Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии (все точки вне ее – неравновесие товарного рынка).

Денежный рынок. Рост национального дохода (Y1->Y2) увеличивает рост спроса на деньги (Dm1 -> Dm2). При неизменном предложении денег (Sm) это приводит к росту r (рис. 35.2,а). Таким образом, при национальном доходе Y2 (рис. 35.2,б).

Рис. 35.2. Равновесие денежного рынка. Кривая LM

Кривая LM имеет положительный наклон (прямая зависимость между Y и r) и отражает равновесие денежного рынка.

Изменение положения IS может быть вызвано изменением потребления, государственных расходов, чистых налогов. Смещение LM – изменением спроса на деньги, предложением денег.

Рост государственных расходов (G — объект регулирования фискальной политики) влияет на рост совокупных расходов (AD), что увеличивает национальный объем производства (Y). Это приводит к сдвигу IS в положительный IS1 – новое равновесие в т.E1 (рис. 35.3,а). Рост национального дохода (Y) увеличивает спрос на деньги, что ведет к росту r – новое равновесие.

.

Рис. 35.3. Сдвиг кривых IS и LM

Таким образом модель IS-LM показывает, что рост государственных расходов вызывает увеличение объема национального производства (Y -> Y1) и рост процентной ставки (r ->r1).

Причем Y возрастает в меньшей степени, чем можно было ожидать. Это связано с ростом r, которая снижает мультипликационный эффект государственных расходов: а) прирост G частично вытесняет I (эффект вытеснения). Эффект вытеснения снижает эффективность стимулирующей фискальной политики.

Увеличение предложения денег, превышающее спрос, приводит к понижению r. Это приводит к сдвигу LM в положение LM1 (рис. 35.3,б). На товарном рынке при снижении r увеличивается I, что приводит к росту AD и в конечном итоге к росту национального дохода (Y). Причем с учетом мультипликационного эффекта национальный доход увеличивается до Y1 (Dr

Передаточный механизм кредитно-денежной политики

Монетарная политика имеет довольно значительный внешний лаг, связанный с действием так называемого передаточного механизм. Этот механизм означает, что от принятия решений о регулировании денежного предложения до конечного результата такого решения, выражающегося, обычно, в темпах экономического роста, должна произойти целая цепочка событий, которая включает следующие звенья:

1) изменение величины предложения денег приводит к изменению цента на денежном рынке; величина этого изменения зависит от чувствительности спроса на деньги к уровню процентной ставки (крутизны кривой спроса); если кривая спроса является неэластичной (крутой), то даже небольшое снижение денежного предложения приведет к существенному росту процентной ставки и наоборот: небольшое увеличение предложения денег существенно снизит уровень процентной ставки (рис.15.3).

2) изменение ставки процента приведет к изменению величины инвестиций в экономику: при росте ставки процента инвестиционные расходы сокращаются, при снижении растут. Величина изменения этих расходов зависит от чувствительности инвестиций к динамике ставки процента: если кривая инвестиций является пологой (то есть чувствительность инвестиций к ставке процента высокой), то даже незначительное изменение процентной ставки окажет серьезное влияние на объем инвестиций и наоборот (рис.15.4).

3) изменение объема инвестиций приведет, в соответствии с теорией Кейнса, к изменению объема ВНП, и величина этого изменения будет зависеть от значения простого мультипликатора Кейнса: чем больше мультипликатор тем большее влияние окажет изменение инвестиционных расходов на величину ВНП. И наоборот.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких либо результатов кредитно-денежной политики. Например, незначительная реакция ставки процента на изменение денежного предложения или отсутствие реакции инвестиционных расходов на динамику ставки процента (на размеры инвестиций помимо ставки процента влияют и другие факторы социально-политическая обстановка в стране, инфляционные ожидания, цены на ресурсы и т.п.) разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Кроме того, даже в случае успешного срабатывания всех звеньев передаточного механизма, его полная реализация требует значительного времени, обычно не менее 12 лет. За этот период могут проявиться встречные механизмы, которые ослабят эффективность кредитно-денежной политики. Так, например, если центральный банк ставит задачу удержания ставки процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, то он при этом наращивает денежное предложение. Однако, если по каким-то причинам (например, вследствие роста государственных расходов) в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги (согласно уравнению обмена Фишера, реальный ВНП является одним из параметров этого спроса). В этом случае кривая спроса на деньги смещается вправо вверх, что приводит к росту ставки процента. Для того, чтобы удержать ее на прежнем уровне центробанк должен еще более увеличить денежное предложение, что не может не вызвать инфляцию.

Читать еще:  Денежное обращение и кредит учебник

Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении кредитно-денежной политики. Например, если центральный банк проводит стимулирующую кредитно-денежную политику, расширяя объем предложения денег, то деньги становятся дешевле: ставка процента снижается. Это может побудить население перевести часть средств из депозитов в наличность. Тогда коэффициент депонирования увеличится, денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.

Следует также учитывать, что кредитно-денежная политика не проводится изолированно: она испытывает воздействие бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Так, например, на предложение денег влияние оказывают операции по купле продаже иностранной валюты центральным банком: при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается, а при продаже уменьшается. Если в экономике наблюдается бюджетный дефицит, финансирование которого осуществляется долговым способом, то есть через выпуск облигаций, то часть денежной массы будет связана, что вызовет рост процентной ставки. Если же центральный банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить 4 звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

1) изменение величины реального предложения денег в результате проведения Центральным банком соответствующей политики;

2) изменение ставки процента на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения расположены еще две промежуточных ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

Изменение рыночной ставки процента (2) происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как вследствие, скажем, расширительной денежной политики Центрального банка, на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге — снижение ставки процента (см. рис. 7.3а).

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой L D . Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая L D ), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки (рис. 7.3б, 7.3в).

Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода.

Отметим также необходимость учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменения совокупного спроса, что связано с наклоном кривой AS.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным банком одного из целевых параметров, скажем, ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, Центральный банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но, если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги (реальный ВНП — один из параметров спроса на деньги: ). При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.

Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении денежно-кредитной политики. Например, если Центральный банк считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов сr и rr. Население может перевести часть средств из депозитов в наличность и отношение увеличится, банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит отношение . В результате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.

Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), т.к. влияние ее на размер ВНП в значительной степени связано через колебания ставки процента с изменением инвестиционной активности экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, т.к. запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может, дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального банка, а также степенью независимости Центрального банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального банка.

Читать еще:  Закон о денежной системе российской федерации

В развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономерность: чем больше независимость (как формальная, так и неформальная) Центрального банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается). Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный банк проводит стерилизацию притока или опока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, происшедшие вследствие валютных операций, изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инструментов денежной политики.

Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций («эффект вытеснения») и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора — они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.

Передаточный механизм кредитно-денежной политики;

В проведении кредитно-денежной политики существует два подхода. Первый подход заложен Д.М. Кейнсом. Он считал, что денежная масса влияет на ставку процента, которая воздействует на объем инвестиций и, соответственно, экономический рост и занятость. Кейнс утверждал, что кредитно-денежная политика может быть неэффективной из-за непредсказуемости скорости обращения денег и ликвидной ловушки. Смысл ликвидной ловушки заключается в том, что существует на рынке денег ситуация очень неэластичного предложения денег от ставки процента. В этом случае Национальному банку требуются значительные усилия по увеличению денежной массы в стране, чтобы незначительно изменить ставку процента, а это может спровоцировать инфляцию (Рис.5.10).

Рис. 5.10 Ликвидная ловушка

Кредитно-денежная политика имеет, по мнению кейнсианцев, сложный передаточный механизм достижения конечных целей:

— изменение объема реального предложения денег в результате действий центрального банка;

— изменение ставки процента на рынке денег;

— реакция совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов, на изменение ставки процента;

— изменение объема ВНП в ответ на изменение совокупного спроса.

Достаточно сложные процессы наблюдаются в каждом звене передаточного механизма. Изменение ставки процента происходит посредством изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как у них в результате действий Центрального банка изменилось количество наличных денег. Следствием этого является продажа или покупка других видов активов. Степень этих изменений зависит от эластичности спроса на деньги от ставки процента. Если спрос на деньги эластичен, то рост предложения денег приведет к незначительным изменениям ставки процента (механизм ликвидной ловушки).

При анализе совокупного спроса следует обратить внимание на эластичность инвестиций к изменению ставки процента, так как от этого будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного спроса. При этом рост объема инвестиций не обязательно может вызвать рост объема совокупного спроса в силу сокращения других компонентов совокупного спроса. Необходимо учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменение совокупного спроса, так как фирмы могут просто поднять цены на свою продукцию.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к сбою в ожидаемых результатах кредитно-денежной политики. Эти нарушения особенно сильны в странах с переходной экономикой, так как инвестиционная активность фирм связана не столько со ставкой процента на рынке денег, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Поэтому ей в кейнсианстве отводилась второстепенная роль по сравнению с бюджетно-налоговой. Она должна была обеспечить «дешевые деньги» для решения проблемы эффективного спроса за счет эмиссии денег центральным банком и поддержания низкой ставки процента.

Второй подход разработан в теории монетаризма, опирающейся на количественную теорию денег, утверждавшей, что рост денежной массы вызывает, при прочих равных условиях, рост цен. Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в хозяйственном механизме и поэтому кредитно-денежная политика – наиболее эффективный инструмент экономического регулирования. Изменение денежной массы влияет на структуру портфеля активов и ведет к изменению объема инвестиций и расходов на потребление, даже если ставка процента не изменилась. Центральные банки могут непосредственно регулировать количество денег в стране, используя небольшую базу денежных активов. Они выступают за проведение жесткой кредитно-денежной политики, не зависящей от конъюнктуры рынка. Эмиссия денег должна осуществляться постоянным темпом, ориентированным на долгосрочные темпы роста экономики страны. Эмиссия денег являлась главной промежуточной целью, а ставка процента играла вспомогательную роль. Главная цель кредитно-денежной политики должна быть инфляция, которая рассматривалась как долгосрочный денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к объему произведенной продукции.

Простейший и единственный способ, по мнению монетаристов, сдержать инфляцию в рыночной экономике — сжать денежную массу. В переходных экономиках, и это подтверждает опыт Польши, стран Балтии, Чехии, только комплекс мероприятий мог позволить разорвать инфляционный цикл. Такой комплекс мер включает не только элементы кредитно-денежной политики, но и стабилизацию реального обменного курса; регулирование отдельных производственных, но не потребительских цен; жесткий контроль за каналами целевых денежных потоков; стимулирование сбережений в национальной валюте; повышение платежеспособного спроса на отечественные товары; регулирование денежной массы, адекватное росту цен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector