Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы денежной эмиссии

Правовые основы денежной системы РФ

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Российской Федерации.

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка, . денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

В настоящее время в результате правового регулирования денежного обращения создана денежная система РФ , включающая

  • официальную денежную единицу,
  • эмиссию наличных денег,
  • организацию наличного денежного обращения.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права. Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Подробнее задачи и полномочия Банка России в этой сфере сформулированы в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в главе VI, в соответствии с которой официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты старого образца из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны.

В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Денежное обращение может выступать в форме наличного и безналичного денежного обращения. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки. Центральный банк имеет оборотную кассу и резервные фонды. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды ЦБ РФ используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они просто передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов. В настоящее время в соответствии с законодательством страны существуют такие формы безналичных расчетов, как аккредитив, платежное поручение, вексель, чек, кредитная карточка, электронные формы расчетов и другие. Для хранения безналичных денег и осуществления расчетов в кредитных организациях открываются различные виды счетов (текущий, расчетный, бюджетный, депозитный и др.).

У юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, установленного обслуживающим данное лицо банком. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства РФ или Банка России.

В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

Тема 9. РАСЧЕТНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Правовые основы денежной системы

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.

Правовой основой денежного обращения выступают: нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 30 декабря 2008 года), «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.12.2008 года), нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 4 августа 1997 года, Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости россиских денежных знаков и масштаба цен» от 18 сентября 1997 года). Нормативную базу денежного обращения составляют также акты Центрального банка Российской Федерации.

Читать еще:  При проведении стимулирующей денежно кредитной политики

Денежная система РФ — это вся совокупность денежных знаков, находящихся в обращении на территории России. В настоящее время денежная система включает в себя:

— официальную денежную единицу (банкноты — билеты Банка России, а также металлическую монету);

— эмиссию наличных денег;

— организацию наличного денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже) и публикуется Центральным банком РФ. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.

В зависимости от изменения курса валюты различают процессы ревальвации и девальвации. Ревальвация — повышение курса валюты по отношению к валютам других стран, международным счетным единицам. Девальвация — обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам.

В Российской Федерации правом осуществления эмиссии наличных денег, то есть дополнительного выпуска в обращение денежных знаков, наделен только Банк России. Центральный банк РФ имеет оборотную кассу и резервные фонды.

В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды Банка России используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет Директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа представляет собой- полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот

8.1. Денежная эмиссия и ее формы. Отличие эмиссии от выпуска денег в хозяйственный оборот

Денежная эмиссия (лат. emissio — выпуск) — создание и поступление в денежный оборот различных платежных средств.

Поскольку набор платежных средств, используемых в хозяйственном обороте и эмитируемых его участниками, может быть достаточно велик и разнообразен в стоимостной форме (по номиналу и по сумме, а также в своей оценке исчислен в деньгах), то денежная эмиссия как процесс предстает в широком смысле.

Денежная эмиссия в узком смысле — создание национальных валют банковской системой (в том числе центральными банками) и казначействами отдельных государств.

Понятие денежной эмиссии, таким образом, неоднородно.

Под собственно денежной эмиссией понимается выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы.

Денежную эмиссию обусловливают следующие факторы.

  1. Увеличение и расширение товарной массы, рост товарного производства под влиянием увеличения числа субъектов рыночных отношений, активность и организованность производства и торговли, увеличивающие товарное предложение и снижающие при этом порчу и потерю товаров, а также другие факторы, действующие при прочих равных условиях.
  2. Рост цен, не связанный с изменением свойств и качества товаров и услуг: спекулятивные операции участников денежного оборота, неадекватная налоговая политика государства при отсутствии конкретных условий формирования цен, появление различного рода посредников, усиление влияния монопольных цен или криминальной среды.
  3. Снижение скорости обращения денег: увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы и сбережений населения, слабая организация производства и торговли, дефицит и неадекватность товарного предложения, политические и административные ограничения, общие и системные риски.

Под действием этих факторов формируются условия, неизменно вызывающие неоднородность денежной эмиссии и соответственно различные формы денежной эмиссии.

Денежную эмиссию можно рассматривать как создание различных платежных средств в наличной и безналичной формах.

При адекватной реакции государства в лице центрального банка на прогнозируемую динамику денежного оборота денежная эмиссия выступает в организованной форме. При отсутствии соответствующей реакции эмиссия принимает неорганизованную, стихийную форму.

Часто в соответствии с принятым законодательством (утвержденным парламентом законом о государственном бюджете) объемы денежной эмиссии приобретают официальную форму. Если же денежная эмиссия осуществлена без учета или в нарушение принятого законодательства, она принимает неофициальную форму.

С точки зрения соблюдения прогнозируемой или отвечающей потребностям экономики динамики объема и структуры денежной массы эмиссия принимает стабилизирующую форму. При наполнении оборота денежными суррогатами эмиссия становится дестабилизирующей.

Депозитная эмиссия денег представляет собой увеличение центральным банком своих кредитных вложений путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах кредитных институтов. Безналичные деньги выпускаются в хозяйственный оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуды своим клиентам.

Бюджетная эмиссия денег предстает как выпуск денег на покрытие дефицита государственного бюджета, государственных расходов путем приобретения центральным банком государственных ценных бумаг при их первичном размещении или размещение на вторичном рынке.

Банкнотная эмиссия денег (эмиссия банкнот и монет) непосредственно осуществляется центральными банками, казначейская эмиссия денег (эмиссия казначейских билетов и монет) — казначействами, обладающими эмиссионным правом.

Законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков является составной частью денежной системы государства (эмиссионная система).

Регулирующая эмиссия денег вносит временные корректировки в состав и структуру денежной массы и осуществляется в рамках использования отдельных инструментов денежно-кредитной политики центрального банка.

«Эмиссия денег» и «выпуск денег в хозяйственный оборот» — понятия неравнозначные.

Выпуск денег в современных условиях выступает и как поступление денег в хозяйственный оборот. Хозяйственный оборот представляет собой функционирование экономики отдельного государства под воздействием различных внутренних и внешних хозяйственных явлений.

Выпуск денег под влиянием различных факторов означает распределение платежных средств через кредитные институты (банки) среди участников хозяйственного оборота, испытывающих потребность в деньгах. При активном выпуске платежных средств по сравнению с их возвратом (оттоком) наблюдается тенденция к увеличению денежной массы. Но выпуск денег в хозяйственный оборот происходит постоянно и может не сопровождаться ростом денежной массы.

Большая часть денег (денежной массы) создается посредством расширения кредитов коммерческих банков благодаря увеличению их депозитной основы. Банковская система государства способна создавать и изымать безналичные деньги, реализуя тем самым фундаментальное свойство расширения или сокращения депозитов (безналичных платежных средств) путем многократного увеличения вновь появляющихся свободных резервов, как и многократного сокращения депозитов (безналичных платежных средств) при уменьшении свободных резервов.

Читать еще:  Бюджетом называется система императивных денежных отношений

Этот процесс получил название депозитной эмиссии, или выпуска денег в хозяйственный оборот путем создания безналичных платежных средств. Вследствие осуществления безналичных расчетов денежные средства на счетах клиентов в банках отражают записи остатков оборотов. Предоставляя кредиты клиентам, банки открывают им счета на суммы выданных кредитов, тем самым формируя долговые требования. Фактически банки превращают долговые требования к своим клиентам в платежные средства. Депозиты мобилизуются клиентами банков посредством поручений по перечислениям в процессе безналичных расчетов. Процесс создания и ликвидации депозитов имеет объективные границы, зависящие от состояния спроса на деньги, ликвидности кредитных институтов (банков), величины их свободных резервов и других факторов.

Эмиссия безналичных денег первична и осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых денег на корреспондентские счета в кредитных институтах (банках) в виде кредитов центрального банка или бюджетных ассигнований. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах кредитных институтов (банков).

Наличные деньги завозятся в территориальные подразделения центрального банка или непосредственно в кредитные институты и затем предоставляются им взамен списания аналогичной суммы безналичных денег с их корреспондентских счетов.

Таким образом участники хозяйственного оборота получают наличные деньги в виде банкнот и монет при одновременном списании безналичных сумм с их текущих счетов.

Выделяются внешняя и внутренняя безналичная денежная эмиссия.

Источниками внешней безналичной денежной эмиссии (с учетом внутреннего валютного рынка) являются:

  • приобретение центральным банком иностранной валюты;
  • выручка от использования заграничной собственности;
  • получение кредитов от международных финансовых организаций;
  • иностранные инвестиции (особенно портфельные);
  • покупка-продажа наличной иностранной валюты населением, стимулированная неорганизованным импортом.

Источниками внутренней безналичной денежной эмиссии в границах страны являются предоставляемые банковской системой кредиты:

  • экономике;
  • государству;
  • иностранному государству.

Во всех трех случаях внутренней безналичной денежной эмиссии происходит превращение в платежные средства банковских требований к участникам хозяйственного оборота.

Кредитные институты (банки) могут выдавать кредиты только в пределах имеющихся у них ресурсов, т. е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах.

Кредитный характер денежной эмиссии является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства.

В условиях рыночной экономики эмиссионная функция концентрируется и разделяется между участниками хозяйственного оборота как разница между притоком и оттоком платежных средств в рамках двухуровневой банковской системы:

  1. эмиссия безналичных денег проводится банковской системой (полностью коммерческими банками и частично центральным банком);
  2. эмиссия наличных денег — центральным банком.

В странах с административно-распределительной системой хозяйства эмиссия безналичных денег осуществлялась на основе кредитных планов путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов.

В странах с рыночной моделью экономики, после того как монополия на безналичную денежную эмиссию была разрушена, действие подобного механизма стало невозможным.

Вопрос 59: Понятие денежной системы РФ. Правовые основы и принципы организации денежного обращения;

Элементы денежной системы РФ:

1) официальная денежная единица;

2) эмиссия наличных денег;

3) организация денежного обращения.

Официальная денежная единица(валюта) РФ — рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары (работы, услуги) может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения ‘не может быть менее одного года, но не должен превышать 5 лет. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, в том числе в сфере денежного обращения, возложено на Правительство РФ. Защита и обеспечение устойчивости рубля является одной из основных функций Центрального банка РФ.

В целях организации на территории РФ наличного денежного обращенияна Банк России возлагаются следующие функции:

1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3) установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

4) определение порядка ведения кассовых операций.

Совет директоров принимает решения:

1)о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца;

2) об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;

3) утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Эмиссия наличных денег(банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России.

Денежная система— форма организации денежного обращения в государстве.

В Российской Федерации денежную систему составляют:

1) официальная денежная единица;

2) порядок эмиссии денег, т. е. их выпуск;

3) организация и регулирование денежного обращения.

Формы регулирования денежной системы:

1) денежная реформа— преобразование денежной системы;

2> деноминация— техническая операция по замене старых денег новыми, при этом одна новая денежная единица приравнивается к нескольким старым, что позволяет существенно снизить денежную массу. Учет изменения покупательной способности денежных средств при определении величин номиналов целевых долговых обязательств РФ осуществляется при помощи коэффициентов деноминации. Коэффициенты деноминации рассчитываются с использованием необходимого социального набора и базовой стоимости необходимого социального набора.

Денежная система регулируется не только конституционными нормами, но и нормами финансового права (в части признания платежеспособности денежных знаков, регулирования порядка обращения наличных и безналичных денег, основ организации расчетов); иными отраслями права — гражданского права (в части вопросов собственности, в части расчетов при заключении гражданско-правовых сделок и т. д.), административного права (когда речь идет об административной ответственность за правонарушение в сфере денежного обращения.

Классификация нормативно-правовых актов, закрепляющих основы денежной системы по их юридической силе:

1) Конституция РФ — устанавливает общие положения (основы) организации денежной системы в РФ;

2) федеральные конституционные законы: ФКЗ от 17.12.1997 г, № 2-ФКЗ ≪О Правительстве РФ≫ устанавливает полномочия Правительства РФ в отношении организации денежной системы РФ;

3) Федеральные законы: ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ ≪О Центральном банке РФ (Банке России)≫ — на данном этапе основной нормативно-правовой акт, закрепляющий порядок организации наличного денежного обращения, эмиссии, устанавливающий основы кредитноденежной политики РФ;

4) нормативно-правовые акты Президента РФ – например, Указ Президента РФ ≪Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен≫ от 04.08.1997 г.;

Читать еще:  Защитные оговорки в международных денежных обязательствах

5)нормативно-правовые акты Правительства РФ — постановление от 18.09.1997 г. ≪О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен≫;

6) нормативно-правовые акты Центрального банка РФ:

а) Положение ЦБР от03.10.2002 г. № 2-П ≪О безналичных расчетах в РФ≫;

б) Положение ЦБР от 01.04.2003 г. № 222-П ≪О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ≫;

в) Положение ЦБР от 09.10.2002 г. № 199-П ≪О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ≫;

г) Положение ЦБР от 03.10.2002 г. № 2-П ≪О безналичных расчетах в РФ≫.

Правовые основы денежной системы РФ

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Российской Федерации.

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка, . денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

В настоящее время в результате правового регулирования денежного обращения создана денежная система РФ , включающая

  • официальную денежную единицу,
  • эмиссию наличных денег,
  • организацию наличного денежного обращения.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права. Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Подробнее задачи и полномочия Банка России в этой сфере сформулированы в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в главе VI, в соответствии с которой официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты старого образца из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны.

В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Денежное обращение может выступать в форме наличного и безналичного денежного обращения. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки. Центральный банк имеет оборотную кассу и резервные фонды. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды ЦБ РФ используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они просто передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов. В настоящее время в соответствии с законодательством страны существуют такие формы безналичных расчетов, как аккредитив, платежное поручение, вексель, чек, кредитная карточка, электронные формы расчетов и другие. Для хранения безналичных денег и осуществления расчетов в кредитных организациях открываются различные виды счетов (текущий, расчетный, бюджетный, депозитный и др.).

У юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, установленного обслуживающим данное лицо банком. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства РФ или Банка России.

В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector