Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы денежной системы рф

Правовые основы денежной системы Российской Федерации.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.

Правовой основой денежного обращения выступают: нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен», Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Нормативную базу денежного обращения составляют также акты Центрального банка Российской Федерации.

Денежная система РФ — это вся совокупность денежных знаков, находящихся в обращении на территории России. В настоящее время денежная система включает в себя:

— официальную денежную единицу (банкноты — билеты Банка России, а также металлическую монету);

— эмиссию наличных денег;

— организацию наличного денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже) и публикуется Центральным банком РФ. Валюта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.

В зависимости от изменения курса валюты различают процессы ревальвации и девальвации. Ревальвация — повышение курса валюты по отношению к валютам других стран, международным счетным единицам. Девальвация — обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам.

В РФ правом осуществления эмиссии наличных денег, то есть дополнительного выпуска в обращение денежных знаков, наделен только Банк России. Центральный банк РФ имеет оборотную кассу и резервные фонды.

В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды Банка России используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет Директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа представляет собой полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Правовые основы денежной системы в РФ

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.

Правовой основой денежного обращения выступают: нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 30 декабря 2008 года), «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.12.2008 года), нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 4 августа 1997 года, Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 18 сентября 1997 года). Нормативную базу денежного обращения составляют также акты Центрального банка Российской Федерации.

Денежная система РФ — это вся совокупность денежных знаков, находящихся в обращении на территории России. В настоящее время денежная система включает в себя:

— официальную денежную единицу (банкноты — билеты Банка России, а также металлическую монету);

— эмиссию наличных денег;

— организацию наличного денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже) и публикуется Центральным банком РФ. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.

В зависимости от изменения курса валюты различают процессы ревальвации и девальвации. Ревальвация — повышение курса валюты по отношению к валютам других стран, международным счетным единицам. Девальвация — обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам. В Российской Федерации правом осуществления эмиссии наличных денег, то есть дополнительного выпуска в обращение денежных знаков, наделен только Банк России. Центральный банк РФ имеет оборотную кассу и резервные фонды. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды Банка России используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет Директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа представляет собой — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Право выбирать форму расчетов — наличную или безналичную — принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. В Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие валюты уточнено и охватывает: первым элементом денежной системы является валюта РФ.

1. денежные знаки в виде банкнот и монеты ЦБ РФ, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

2. средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и публикуется ЦБ РФ. Валюта РФ включает банкноты (банковские билеты) и монеты ЦБ РФ, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ РФ, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны. Банкноты и монеты ЦБ РФ не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

Читать еще:  Цена денежной единицы одной страны выраженная

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не может превышать пяти лет. ЦБ РФ вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. О выпуске новых денежных знаков ЦБ РФ обязан предварительно информировать Правительство РФ.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации наличного денежного обращения — третьего элемента денежной системы на территории страны на ЦБ РФ возлагаются следующие функции:

— o прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

— o установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— o установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

— o определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Организация наличного денежного обращения и обеспечение его устойчивости и эффективности – важнейшие задачи государства, решаемые Центральным банком. Форма организации денежного обращения в стране, как правило, формируется исторически, получает закрепление в национальном законодатель­стве и называется денежной системой. Эмиссия наличных денег и организация их обращения в России осуществляется исключительно Банком России. Наличный денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

— централизация организации и регулирования денежного обращения;

— эластичность и экономичность денежного обращения;

— комплексность организации денежного обращения;

— регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными денежными средствами в соответствии с их реальными экономическими потребностями;

— регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами.

Нормативные основы реализации указанных принципов заложены в инструкциях ЦБ РФ, регламентирующих операции с наличными деньгами. Установленный порядок кассовых операций представляет собой совокупность правил приема, выдачи, хранения, инкассации наличных денег хозяйствующими субъектами и кредитными организациями.

Правовые основы денежной системы РФ

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Российской Федерации.

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка, . денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

В настоящее время в результате правового регулирования денежного обращения создана денежная система РФ , включающая

  • официальную денежную единицу,
  • эмиссию наличных денег,
  • организацию наличного денежного обращения.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права. Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Подробнее задачи и полномочия Банка России в этой сфере сформулированы в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в главе VI, в соответствии с которой официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты старого образца из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны.

В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Денежное обращение может выступать в форме наличного и безналичного денежного обращения. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки. Центральный банк имеет оборотную кассу и резервные фонды. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды ЦБ РФ используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они просто передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов. В настоящее время в соответствии с законодательством страны существуют такие формы безналичных расчетов, как аккредитив, платежное поручение, вексель, чек, кредитная карточка, электронные формы расчетов и другие. Для хранения безналичных денег и осуществления расчетов в кредитных организациях открываются различные виды счетов (текущий, расчетный, бюджетный, депозитный и др.).

У юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, установленного обслуживающим данное лицо банком. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства РФ или Банка России.

В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

Правовые основы денежной системы Российской Федерации

Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает в себя: официальную Денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; правовое Регулирование денежного обращения.

Финансовое право России. Особенная часть

Денежной единицей страны является рубль, который состоит из 100 копеек, имеет одинаковую платежную силу на всей тер­ритории Российской Федерации. Выпуск и обращение других денежных единиц и денежных суррогатов не допускается.

Читать еще:  Организация наличного денежного обращения

Рубль до 1990 г. по закону имел твердо фиксированное золо­тое содержание, равное 0,987412 г золота. Это количество золо­та, зафиксированное в денежной единице, являлось масштабом цен, который за время существования бывшего Советского Со­юза неоднократно менялся. В результате денежной реформы 1922—1924 гг. в обращении находились кредитные деньги: чер­вонец, казначейские билеты достоинством 1, 2, 5 рублей и раз­менная монета. Червонец представлял в обороте 7,7 г золота, равных бывшей 10-рублевой золотой монете царской чеканки, а 1 казначейский рубль содержал в обороте 0,77 г золота, что яв­лялось масштабом цен. С 1928 г. обмен червонцев на золото был отменен, рубль законодательно утратил золотое содержание. Был установлен твердый валютный паритет между франком и рублем: 1 французский франк равнялся 3 рублям. С 1937 г., когда рухнул «золотой блок», возглавляемый Францией, и ре­зервной валютой стал доллар, был установлен валютный пари­тет рубля и доллара: 1 доллар приравнивался к 5 рублям 30 ко­пейкам. По этому паритету шли расчеты во внешней торговле. И только с марта 1950 г. наша валюта была откреплена от дол­лара, законодательно было выработано твердо фиксированное золотое содержание рубля, равное 0,222168 г золота, что явля­лось масштабом цен. Валютный курс рубля устанавливался пу­тем сравнения золотого содержания иностранной валюты и руб­ля. С января 1961 г. масштаб цен был изменен: золотое содержа­ние рубля было увеличено в 4,44 раза и стало составлять по закону 0,987412 г золота. Масштаб цен утратил свой экономи­ческий смысл, поскольку Ямайской валютной реформой 1976— 1978 гг. официальная цена на золото и золотое содержание де­нежных единиц была отменена. В связи с переходом России к рыночной экономике и потерей рублем покупательной способ­ности, соответствующей его золотому содержанию, с 1992 г. это золотое содержание утратилось. Цены на товары и услуги уста­навливаются в рублях. Золото перестало быть основой нашей денежной системы, но сохранилось как стратегический металл, имеющийся у каждой страны в золотовалютных запасах, на ко-

Глава 25. Правовые основы денежного обращения и расчетов 647

торый можно купить валюту и получить в иностранных банках кредит под залог золота.

Сегодня в нашей стране функционируют банковские билеты и разменная металлическая монета. До 1992 г. в обращении кроме банковских билетов находились казначейские билеты достоинством 1, 3, 5 рублей. С 1992 г. они изъяты из обращения, а структура современной денежной массы состоит из кредитных денег и монет.

Эмиссия представляет собой выпуск денег в обращение. Эмиссионная система — законодательно установленный поря­док выпуска в обращение уполномоченным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денеж­ной массы в обращении включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в зависимости от по­требностей экономики. Федеральным законом о Центральном банке РФ предусматривается монопольное право указанного банка на эмиссию денег и эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в обращении. Налично-денежный оборот об­служивается банкнотами и металлической разменной монетой. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредито­вании коммерческих банков, государства и увеличении золото­валютных резервов. В первом случае он обеспечивается вексе­лями и другими банковскими обязательствами и ценными бумагами, во втором — государственными долговыми обязатель­ствами, а при покупке золота и иностранной валюты — соответ­ственно золотом и валютой. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы Центрального банка РФ. Выполняя эту функцию, он определяет порядок ведения кассовых операций, устанавли­вает правила перевозки, хранения и инкассации наличных де­нег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и метал­лической монеты, определяет признаки платежеспособности денежных запасов, а также порядок замены или уничтожения поврежденных банкнот и монет.

В основе механизма эмиссионно-кассового регулирования денежной массы лежит соотношение централизованного моно­польного права на эмиссию денег Центрального банка РФ с де­централизованной системой их выпуска и изъятия по территори­ям страны. Функцию эмиссионного кассового регулирования Денежной массы выполняют расчетно-кассовые центры при Го-

Финансовое право России. Особенная часть

ловных территориальных управлениях Центрального банка РФ. В них по его разрешению создаются резервные фонды денежных знаков и монет. Основное назначение резервных фондов заклю­чается в обеспечении эмиссии денежных знаков в обращение, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет новыми, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.

Кроме резервных фондов при расчетно-кассовом центре су­ществует оборотная касса, в которую принимаются и из кото­рой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Их остаток в оборотной кассе лимитируется, а при превышении установленного лимита в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция произво­дится автоматически без специального разрешения Централь­ного банка РФ и считается изъятием денег из обращения. Если в оборотной кассе расчетно-кассового центра не хватает налич­ности для обслуживания банков и клиентов, требуется эмисси­онное разрешение — подкрепление оборотной кассы из резерв­ных фондов Центрального банка РФ. Эта операция по перечис­лению наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу уже является эмиссией. Правление Центрального банка РФ выдает разрешение на выпуск денег в обращение в пределах эмиссионной директивы, т. е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ в соот­ветствии с денежно-кредитной политикой на предстоящий пе­риод (год). Механизм эмиссионно-кассового регулирования позволяет экономно и рационально регулировать и перераспре­делять наличную денежную массу на определенной территории, оперативно удовлетворять потребности регионов в денежных знаках.

На расчетно-кассовые центры главных территориальных уп­равлений Центрального банка РФ возложено кассовое обслужи­вание коммерческих банков, причем эти отношения носят до­говорной характер. Выдача денежной наличности банкам и дру­гим юридическим лицам, прием от них излишков денег, а также кассовое обслуживание производятся с отражением всех опера­ций по корреспондентским счетам банков и счетам других юри­дических лиц. Излишки денежной наличности сдаются в обо­ротную кассу расчетно-кассового центра, обработанными, сформированными и упакованными в установленном порядке.

Глава 25. Правовые основы денежного обращения и расчетов 649

В зависимости от объемов работы расчетно-кассового центра и с учетом экономической целесообразности по согласованию с Главным территориальным управлением при расчетно-кассовом центре может быть создан участок инкассации для перевозки ценностей. Услуги, оказываемые им для банков и клиентов, производятся на платной договорной основе. Кассовое обслу» живание коммерческих банков предполагает представление за 45 дней до начала очередного квартала в территориальное уп­равление Центрального банка РФ прогноза ожидаемых поступ­лений и выдач наличных денег, а также подкреплений или из­лишков в предстоящем квартале. Эти данные используются для планирования деятельности расчетно-кассового центра, опре­деления общей потребности в эмиссии наличных денег по реги­ону. В коммерческих банках для проведения операций с налич­ными денежными знаками имеется операционная касса, через которую осуществляется работа по приему, пересчету и выдаче денежной наличности, поступающей от клиентов. Для нее так­же устанавливается лимит остатка денежной наличности на ко­нец дня, которая должна сдаваться в расчетно-кассовом центре. Недостаток наличных денег для проведения операций с клиен­тами должен оформляться заявкой и передаваться в главное территориальное управление Центрального банка РФ. После получения разрешения на подкрепление операционной кассы банка наличные деньги передаются в кассу банка, и делается соответствующая проводка по корреспондентскому счету в рас­четно-кассовый центр.

Правовое регулирование денежной системы означает, что де­нежная система России, как и любого другого государства явля­ется объектом правотворчества компетентных органов.

Денежная система Российской Федерации имеет конститу­ционную основу. В соответствии с Конституцией РФ финансо­вое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки относятся к предметам исключительного ведения Россий­ской Федерации (п. «ж» ст. 71). Таким образом, денежная сис­тема является одновременно объектом правового регулирования конституционного права и финансового права.

Непосредственное правовое регулирование денежной систе­мы осуществляется нормами финансового права, которые опре­деляют статус денежной системы Российской Федерации, уста­навливают признаки платежеспособности денежных знаков,

Финансовое право России. Особенная часть

регулируют порядок обращения наличных денег, основы орга­низации и формы расчетов и т. п. Именно посредством финан­сово-правового регулирования обеспечивается действенное функционирование денежной системы.

Комплексное финансово-правовое регулирование денежной системы осуществляется Федеральным законом «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)». Определен­ные общественные отношения в сфере денежной системы регу­лируются Федеральным законом «О банках и банковской дея­тельности».

Вопросы финансово-технического характера, обеспечиваю­щие функционирование денежной системы (изготовление де­нежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения по­врежденных денежных знаков и др.), регулируются норматив­ными актами Центрального банка РФ, издаваемыми в соответ­ствии с действующим законодательством.

В целях развития политики государства по ограничению на-лично-денежного обращения при необходимости принимаются нормативные акты и по отдельным аспектам наличного денеж­ного обращения.

Значимость денежной системы для развития всего государ­ства обусловила ее правовое регулирование и иными отраслями права.

Так, нормы гражданского права устанавливают право соб­ственности на деньги (денежные знаки) и порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.

Нормы административного права устанавливают ответствен­ность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Наиболее строгие меры ответственности за совершение пра­вонарушений, направленных против функционирования и ус­тойчивости денежной системы (в основном — фальшивомонет­ничество), установлены УК РФ.

Таким образом, денежная система России представляет со­бой типичную современную бумажно-денежную систему с ис­пользованием знаков стоимости, не разменных на золото, регу­лируемую Центральным банком РФ посредством экономиче­ских нормативов и инструментов денежно-кредитной политики.

Читать еще:  Фонды денежных средств

Глава 25. Правовые основы денежного обращения и расчетов 651

Денежная система РФ: понятие, состав, правовые основы.

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства).

Денежная система – это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно.

Денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги). Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют.

Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Основной элемент денежной системы РФ – официальная денежная единица (валюта) РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в РФ введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы, единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег 3) установление признаков платежности денежных знаков порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в РФ.

Правовую основу функционирования денежной системы РФ, исходя из конституционных положений, составляет федеральное законодательство. Многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере организации и функционирования денежной системы, обусловили правовое регулирование данной сферы одновременно несколькими отраслями права – гражданским, административным, уголовным. Однако базисными являются нормы финансового права, так как именно они регулируют отношения, связанные с самой организацией (построением, структурой и т. п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной системы, как наиболее тесно связанные с государственными и социально-экономическими интересами общества.

Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулируются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих нормативный характер). Они уточняют и конкретизируют общие положения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в гл. VII названного Закона. Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.

Одним из способов обеспечения стабильности рубля является регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения так называемого валютного коридора, когда ЦБ РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т. е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр, выпуск наличных денег, обладающих средствами защиты, позволяющими избежать их подделки.

Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система страны отражает состояние его экономики.

В соответствии с Конституцией РФ в РФ существует централизованное управление денежной системой, т. к. финансовое, валютное регулирование, денежная эмиссия, а также федеральные банки находятся в ведении самой Федерации.

45. Дискуссионные вопросы правового определения денег. «Денежные суррогаты», «денежные инструменты», «электронные деньги», «криптовалюты».

Важным критерием степени развитости денежного обращения любой страны является наличие или отсутствие в обращении заменителей денег, или суррогатов.

Денежные суррогаты — это заменители официальных форм денег, введенные в обращение произвольно хозяйствующими субъектами для осуществления платежей.

Денежные суррогаты могут выполнять функцию средства платежа, но не могут служить средством сбережения и определять пропорцию обмена товаров. Денежные суррогаты в отличие от денег не обладают абсолютной ликвидностью, поскольку имеют ограниченное обращение, не могут обеспечить сохранение покупательной способности, поскольку во вторичном обращении принимаются с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала.

Основной причиной появления денежных суррогатов, как отмечают многие экономисты, является недостаток официальных денежных знаков, который может быть в результате проведения государством чрезмерно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на устранение негативных инфляционных процессов. Основным показателем, характеризующим степень обеспеченности экономики деньгами, является коэффициент монетизации, который определяется как процентное соотношение показателя денежной массы и ВВП. Так, коэффициент монетизации в 1990 г. в России составлял от 12 до 20%, в то время как в развитых странах это соотношение составляло 60-70%. Другой причиной введения в обращение денежных суррогатов являлся разрыв хозяйственных связей.

В зависимости от специфики организации денежных отношений и характера их участников денежные суррогаты можно разделить на:

• государственные (казначейские обязательства, налоговые льготы, региональные деньги и др.);

• коммерческие (финансовые векселя, расписки);

• прочие (талоны, товарные документы).

К основным причинам использования денежных суррогатов в России в начальный период перехода к рыночной экономике можно отнести:

o замещение денег в качестве средства платежа ввиду недостаточности наличных денег, неразвитости безналичных расчетов в условиях перестройки банковской системы, отсутствие электронных денег;

o скрытые убытки предприятий в переходный период к рыночным условиям хозяйствования;

o уклонение от многочисленных налогов, что приводило к снижению поступления денежных средств в бюджет и увеличению его дефицита;

o инфляционные процессы, связанные с отпуском цен в условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования;

o деформация товарного векселя как инструмента коммерческого кредитования в России.

Все вышеперечисленные причины способствовали развитию денежных суррогатов в России в виде финансовых инструментов, необеспеченного коммерческого кредита и бартера. В частности, для погашения неплатежей, сумма которых в 1991 — 1996 гг. составляла более 2 млрд руб., в основном неплатежи в бюджет, Минфином России были выпущены казначейские векселя для проведения взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами, коммерческими банками и бюджетными организациями, что сделало возможным функционирование платежной системы в нормальном режиме.

Финансовый инструмент — «квазиденьги», финансовый документ (ценная бумага, денежное обязательство, фьючерс, опцион и т. п.), продажа или передача которого обеспечивает получение денежных средств.

Это, по сути, любой контракт, результатом которого является появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта[1][2]. Различают инструменты денежного рынка или инструменты рынка капиталов.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные, (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector