Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

При проведении стимулирующей денежно кредитной политики

9.2. Цели и результаты денежно-кредитной политики

9.1.
Таблица 9.1. Способы проведения денежно-кредитной политики Политика Изменение нормы обязательных резервов Изменение ставки рефинансирования Операции на открытом рынке Стимулирующая Снижение Снижение Скупка государственных ценных бумаг Сдерживающая Увеличение Увеличение Продажа государственных ценных бумаг
• Классические представления о денежно-кредитной политике
Кембриджское уравнение:
М = kPY
или

где kY — желаемый объем реальных кассовых остатков;
— фактический объем реальных кассовых остатков.
Согласно представлениям классической школы:
• экономика имеет тенденцию к автоматическому поддержанию полной занятости ресурсов и, следовательно, к устойчивому соответствию совокупного выпуска своему потенциальному значению: Y = Y1;
• коэффициент предпочтения ликвидности k стабилен, поскольку зависит от платежных традиций общества, изменяющихся крайне медленно.
При увеличении денежной массы объем реальных кассовых остатков на руках у населения М/Р начинает превышать желаемое их значение kY. Избыточные деньги население предъявит в виде дополнительного спроса на товары и услуги. Но поскольку экономика функционирует на уровне полной занятости ресурсов, то рост совокупного спроса не может быть удовлетворен ростом совокупного предложения ввиду отсутствия свободных ресурсов. Поэтому увеличение совокупного спроса при неизменном объеме совокупного предложения приведет к росту уровня цен, которое будет продолжаться до тех пор, пока реальное значение кассовых остатков не вернется к желаемому уровню. Противоположный процесс будет происходить при сокращении денежной массы.
Следовательно, изменение денежной массы приводит только к пропорциональному изменению уровня цен, не затрагивая реального объема выпуска.
В терминах классической модели этот вывод означает, что:
• экономика характеризуется дихотомией (от греческого «рассечение на две части»);
• деньги в такой экономике нейтральны.
Классическая дихотомия — положение, гласящее, что величина и динамика показателей реального сектора в экономике не зависят от состояния денежного сектора.
Нейтральность денег — экономическая ситуация, в которой реальные значения экономических показателей не зависят от количества денег в обращении.
Таким образом, денежно-кредитная политика способна повлиять только на уровень цен и не способна изменить значения реального совокупного выпуска и занятости. Стимулирующая политика приведет к пропорциональному росту уровня цен, сдерживающая политика — к пропорциональному их снижению.
• Кейнсианские представления о денежно-кредитной политике
? При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики расширение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного предложения денег (рис. 9.13).

Рис. 9.13. Графическая интерпретация стимулирующей денежно-кредитной политики в кейнсианской модели

По мнению представителей кейнсианского направления, избыточные деньги население целиком направит на покупку государственных облигаций. При этом спрос на облигации вырастет и при прежней ставке процента станет избыточным. В результате рыночная цена увеличится, а доходность (номинальная процентная ставка) сократится до уровня i2. Поскольку в кейнсианской модели цены стабильны, то падение номинальной процентной ставки приводит к сокращению реальной процентной ставки на то же значение. Снижение же реальной процентной ставки по государственным облигациям сократит альтернативные издержки инвестирования и приведет к росту инвестиционного спроса, который, в свою очередь, вызовет мультипликационное расширение объема производства, совокупного дохода и занятости.
Следовательно, в кейнсианской модели экономика не дихотомна и деньги не нейтральны, потому что существует специальный передаточный механизм, через который деньги влияют на реальный сектор.
Передаточный механизм — последовательность событий, в результате которых изменение предложения денег изменяет реальные показатели, например, реальный объем совокупного выпуска и занятость (рис. 9.14).

Рис. 9.14. Передаточный механизм стимулирующей денежно-кредитной политики в кейнсианском представлении

Не-нейтральность денег — экономическая ситуация, в которой изменение количества денег в обращении влияет на реальные значения экономических показателей.
Таким образом, стимулирующая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости.
? При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики сокращение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного спроса на деньги (рис. 9.15).

Рис. 9.15. Графическая интерпретация сдерживающей денежно-кредитной политики в кейнсианской модели

По мнению представителей кейнсианского направления, при недостатке денег для спекулятивных целей спрос на облигации сократится, и при прежнем уровне процентной ставки возникнет избыток их предложения. В результате этого рыночная цена облигаций снизится, а их доходность (номинальная процентная ставка) увеличится до уровня . При стабильном уровне цен на то же значение вырастет и реальная ставка процента. Рост реальной процентной ставки по государственным облигациям увеличивает альтернативные издержки инвестирования и приводит к снижению инвестиционного спроса, которое, в свою очередь, вызовет мультипликационное сокращение объема производства, совокупного дохода и занятости (рис. 9.16).

Рис. 9.16. Передаточный механизм сдерживающей денежно-кредитной политики в кейнсианском представлении

Таким образом, сдерживающая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом снижение объема производства, совокупного дохода и занятости.
Точно так же как и в случае с фискальной политикой, основная задача недискреционной денежно-кредитной политики — предотвратить колебания совокупного спроса и дохода , а основная задача дискреционной денежно-кредитной политики — устранить негативные последствия этих колебаний.
Дискреционная денежно-кредитная политика должна поэтому иметь антициклическую направленность:
• во время спада центральному банку следует проводить стимулирующую политику, способствующую увеличению инвестиционного спроса;
• во время подъема центральному банку следует проводить сдерживающую политику с целью сокращения инвестиционного спроса.
Недискреционная денежно-кредитная политика должна быть направлена на поддержание стабильной процентной ставки, поскольку колебания доходности государственных ценных бумаг приводят к колебаниям инвестиционного спроса, а следовательно, и совокупного спроса. Основной причиной колебаний ставки процента служит спрос на деньги, который в кейнсианской модели полагается весьма нестабильным из-за наличия в нем спекулятивной составляющей. Следовательно, центральный банк должен манипулировать предложением денег так, чтобы нейтрализовать влияние колебаний спроса на деньги на процентную ставку (рис. 9.17, 9.18).

Рис. 9.17. Стабилизация процентной ставки при внезапном росте спроса на деньги

При росте спроса на деньги центральный банк должен увеличить предложение денег так, чтобы прирост денежной массы удовлетворил весь дополнительно возникший спрос на кассовые остатки. Тогда населению не придется для увеличения своих кассовых остатков продавать ценные бумаги, и ставка процента останется неизменной.

Рас 9.18. Стабилизация процентной ставки при внезапном сокращении спроса на деньги

При сокращении спроса на деньги центральный банк должен уменьшить предложение денег так, чтобы денежная масса сократилась в точном соответствии с падением спроса на кассовые остатки. Тогда у населения не возникнет избытка денег, который можно было бы вложить в покупку ценных бумаг, и ставка процента останется неизменной.
• Монетаристские представления о денежно-кредитной политике
Монетаризм — широко распространившаяся в 60-е годы нашего столетия экономическая концепция, по-новому трактующая роль денег и денежно-кредитной политики.
Основное положение монетаристской теории, в отличие от кейнсианской, заключается в том, что спрос на деньги стабилен и не зависит от факторов, определяющих предложение денег, а потому не подвержен случайным колебаниям.
? При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики. расширение предложения денег центральным банком по-прежнему приводит к возникновению избыточного предложения денег MS>Мd.
Но поскольку спрос на деньги стабилен, то избыточные деньги население в основном направит на покупку товаров и услуг. Это означает, что рост предложения денег сразу же вызывает увеличение совокупного спроса за счет увеличения потребительских расходов. Передаточный механизм денежно-кредитной политики при этом получается гораздо короче (рис. 9.19).

Рис. 9.19. Передаточный механизм стимулирующей денежно-кредитной политики в монетаристском представлении

Читать еще:  Централизованные денежные фонды это

Таким образом, стимулирующая кредитно-денежная политика имеет своим непосредственным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости.
? При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики сокращение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного спроса на деньги: MS

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политика. Монетарное правило М.Фридмена (автоматическая денежно-кредитная политика)

Представляет собой одну из важнейших подсистем экономической политики государства. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Д.к.п. осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства. В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе Д.к.п. лежит принцип «компенсационного регулирования». Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:- политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;- политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении. Политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления. Основными методами Д.к.п. являются: изменение ставки учетного процента; операции на открытом рынке; изменение норм обязательных резервов банков; а также специальные методы по регулированию отдельных видов кредита.

Основные инструменты денежно-кредитной политики:

Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ. Операции на открытом рынке. Валютные интервенции – вмешательство центрального банка на валютном рынке, то есть, купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы. Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран. . Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов. Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д. Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям. Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ. Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок. Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства. Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов. Политика «дешевых» и «дорогих» денег. Выделяют два вида денежно-кредитной политики – политику «дешевых» и «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег характеризуется снижением ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов. Также в целях стимуляции центральный банк покупает ценные бумаги у хозяйствующих субъектов. Это – стимулирующая политика, направленная на высвобождение денежных средств в экономике. Ее противоположностью является политика «дорогих» денег. Ее признаками являются повышение нормы обязательного резервирования и учетной ставки, а также скупка центробанком ценных бумаг. Инструменты фискальной политики применяются для стабилизации экономики в различные периоды циклических колебаний. В зависимостиот фазы цикла, в которой находится экономика, различаются два видафискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика предполагает увеличений государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов. Рост государственных расходов и снижение налогов направлено на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.Сдерживающая фискальная политика направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией в период экономического бума (сокращаются государственные закупки, увеличиваются налоги, снижаются трансферты).Фискальная политика реализуется двумя способами. В зависимости от способа воздействия фискальной политики на экономику, используется дискреционная и автоматическая политика. Дискреционная фискальная политика предполагает законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов.Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов: подоходных налогов,косвенных налогов, пособий по безработице. Величина инструментов фискальной политики не изменяется, но их наличие в экономике автоматически стабилизирует экономику, то есть сдерживает «при перегреве» и стимулирует деловую активность при спаде. Денежная масса влияет не на реальный, а на номинальный ВНП. Монетарные факторы «работают» на ценовые, стоимостные показатели. Поэтому под воздействием количественного роста денег происходит рост цен, а не увеличение реального объема общественного продукта. Это обстоятельство должно учитываться при выработке практических рекомендаций.

Читать еще:  Деньги и их функции денежные агрегаты

При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает ввести правило механического прироста денежной массы, который отражал бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта. Фридмен предлагает среднегодовой темп прироста денежной массы устанавливать в размере 4-5%. При этом он исходил из 3%-ного роста реального ВНП (для Соединенных Штатов) и небольшого снижения скорости обращения денег. Этот 4-5%-ный прирост денег должен идти непрерывно (месяц за месяцем, неделя за неделей).

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА;

К целям кредитно-денежной политики не относятся 1)устранение структурной безработицы 2)обеспечение высокого уровня занятости

«Мягкая» кредитно-денежная политика проводится в период экономического спада

При прочих равных условиях повышение Центральным Банком нормы обязательных резервов приведет к ограничению роста денежной массы

Покупка Центральным Банком государственных долговых ценных бумаг повлечет за собой увеличение денежной массы

Увеличивая денежную массу, Центральный Банк снижает процентную ставку, что приводит к увеличению инвестиций, совокупного спроса и росту ВНП

Увеличивая денежную массу, Центральный Банк снижает процентную ставку, что приводитк увеличению инвестиций, совокупного спроса и росту ВНД

Продажа Центральным Банком государственных долговых ценных бумаг, повлечет за собой сокращение денежной массы

Повышение Центральным Банком учетной ставки процента приводит к сдерживанию роста денежной массы

Если при неизменной процентной ставке реальный доход и уровень цен возрастут на 6%, то денежная масса в год увеличиться на 6%

При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики 1)увеличивается денежная масса в обращении 2)снижается курс национальной валюты

Если в экономике страны депрессия, то при проведении кредитно-денежной (монетарной) политики Центральный Банк должен скупать государственные облигации

К инструментам прямого регулирования не относят 1)операции на открытом рынке 2)изменение нормы обязательных резервов

Увеличение учетной ставки вызовет сокращение объема денежного предложения

Продажа государственных ценных бумаг центральным банком вызовет сокращение объема денежного предложения

В основе теории монетаризма лежит количественная теория денег

При прочих равных условиях повышение центральным банком нормы обязательных резервов приведет к ограничению роста денежной массы

Одновременный рост налогов и проведение «жесткой» кредитно-денежной политики приведет к снижению реального ВВП

В развитых странах основным способом регулирования денежной массы является операции на открытом рынке, проводимые Центральным Банком с государственными облигациями

Снижение Центральным Банком учетной ставки процента приводит к росту денежной массы

Согласно количественной теории денег (MV=PY) Центральный Банк, контролируя предложение денег, контролирует темп инфляции

К инструментам кредитно-денежной политики относятся 1)операции на открытом рынке с ценными бумагами 2)норма обязательного резервирования

К инструментам денежно-кредитной политики относится купля-продажа государственных облигаций

В результате политики «дешевых денег» происходит 1)рост занятости 2)рост объемов производства

При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики 1)снижается процентная ставка 2)снижается курс национальной валюты

Покупка Центральным Банком государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижение учетной ставки и обязательной резервной нормы представляет собой политику дешевых денег

Если долгосрочная кривая предложения денег горизонтальная, то целью Центрального Банка является сохранение стабильным номинального размера ссудного процента

Снижение процентной ставки приведет к росту инвестиций

Результатом проводимой Центральным Банком политики «дешевых денег» является рост экспорта

При прочих равных условиях повышение Центральным Банком нормы обязательных резервов приведет к ограничению роста денежной массы

Проводя жесткую кредитно-денежную политику, Центральный Банк продает государственные ценные бумаги

К целям денежно-кредитной политики относят 1)стабильность цен 2)положительный торговый баланс 3)экономический рост

Покупка Центральным Банком ценных бумаг на открытом рынке 1)запускает механизм мультипликативного расширения денежной массы 2)увеличивает предложение денег в экономике

К методам политики «дорогих денег» относятся 1)повышение учетной ставки 2)продажа Центральным Банком ценных бумаг

Политика «дешевых денег» предполагает 1)снижение резервной нормы 2)покупку государственных ценных бумаг

Политика «дешевых денег» направлена на 1)рост спроса на кредиты 2)прекращение спада производства

Если Центральный Банк страны продает большое количество государственных ценных бумаг это приводит к сокращению объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками

В период спада Центральному Банку целесообразно снижать ставку рефинансирования

К факторам, позволяющим реализовать имеющиеся у общества возможности к росту, относят 1)объем основного капитала 2)эффективность кредитно-финансовой системы

Жесткая монетарная политика реализуется путем воздействия на объем денежной массы в экономике

Если Центральный Банк продает большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, то он преследует при этом цель уменьшить общую массу денег в обращении

Политика дорогих денег приводит к сокращению денежной массы

Минимальная норма обязательных резервов устанавливается Центральным Банком

При прочих равных условиях снижение Центральным Банком нормы обязательных резервов приведет к росту денежной массы

Политика дешевых денег приводит к удешевлению кредита, а значит, росту совокупных расходов, инвестиций, объемов производства и занятости

Снижение ставки рефинансирования приводит к 1)росту инвестиционных расходов 2)снижению ставок кредитования коммерческих банков

Норма обязательных резервов вводится прежде всего как средство ограничения денежной массы

Если Центральный банк страны снижает норму резервных требований, то тем самым он способствует увеличению размеров денежного предложения

В условиях плавающего валютного курса рестрикционная денежно-кредитная политика приведёт к повышению номинального курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте

Сокращение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как … повышение учетной ставки

Целью понижения Центральным банком России ставки рефинансирования (учетной ставки) является … удешевление кредитов для населения и увеличение в стране совокупного спроса

Наиболее быстро действующим инструментом кредитно-денежной политики является … операции по купле – продажи государственных облигаций на открытом рынке

Для снижения в стране уровня инфляции центральный банк должен … продавать государственные облигации

Снижение центральным банком страны нормы обязательных резервов направлено на ….преодоление спада в экономике

Сокращение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как … повышение учетной ставки

При снижении Центральным банком нормы обязательных резервов …уровень инфляции повышается

Увеличение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как … покупка ценных бумаг на открытом рынке

Политика дорогих денег приводит к … ограничению инфляции

Увеличение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как … сокращение нормы резервирования

Увеличение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как … сокращение нормы резервирования

Политике дешевых денег присуще … понижение процентной ставки

Увеличение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как … уменьшение учетной ставки

При снижении Центральным банком нормы обязательных резервов …снижается уровень безработицы

Читать еще:  Денежная сумма выдаваемая в счет

Экономика. 11 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Денежно-кредитная политика Банка России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Инструменты монетарной политики.
  • Виды монетарной политики.

Глоссарий по теме урока: монетарная политика, финансовые институты, центральный банк, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), обязательные резервы, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Финансовая система страны (финансовые институты) – учреждения, которые занимаются передачей денег, кредитованием, инвестированием, заимствованием денежных средств, используя для этого различные финансовые инструменты. Банковская система является ключевым звеном финансовой системы страны. Суть банковской системы в том, чтобы аккумулировать свободные денежные средства населения и организаций с целью дальнейшего использования этих средств для кредитования.

Одной из функций Центрального банка как ключевого звена банковской системы является осуществление монетарной (кредитно-денежной) политики государства.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путём воздействия на денежное обращение и состояние кредитов.

Центральному банку принадлежит главная роль в проведении монетарной политики. Тем самым, он обеспечивает условия, необходимые для экономического роста, и добивается достижения тактических целей: поддержание высоких темпов экономического роста, уменьшение амплитуды циклических колебаний, сдерживание темпов инфляции.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежная масса.

Важнейшими инструментами монетарной политики, воздействующими на величину денежной массы, являются:

  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования;
  • изменение учётной ставки (ставки рефинансирования);
  • операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть депозитов коммерческих банков, которая должна храниться на счетах в Центральном банке.

Величина этих обязательных резервов устанавливается Центробанком как процент от общей суммы депозитов и рассчитывается по формуле:

где Rобяз – сумма обязательных резервов,

D – общая сумма депозитов,

rr – норма обязательных резервов (в процентах).

Для разного вида депозитов населения (до востребования или срочных) устанавливается разная норма обязательных резервов. Если у депозита выше степень ликвидности, то и выше норма резервирования.

Если Центробанк повышает норму банковского резервирования (норму обязательных резервов), то предложение денег в экономике сокращается, поскольку кредитные возможности коммерческого банка сокращаются. Эти возможности представляют собой разницу между суммой принесённых депозитов и величиной обязательных резервов.

Когда Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права выдавать в кредит, увеличивается. Денежная масса уменьшается, кредитные ресурсы дорожают, что снижает деловую активность.

Изменение нормы обязательных резервов Центральный банк использует только для значительного расширения или сжатия денежной массы.

Учётная ставка процента – это ставка процента, по которой коммерческие банки могут заимствовать у Центрального банка. В России эта процентная ставка называлась ставкой рефинансирования коммерческих банков. Коммерческие банки берут кредит у Центрального банка при нехватке у них собственных средств. Центральный банк тогда выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром в России сегодня является ключевая ставка Банка России. Введена ключевая ставка была Центральным Банком России в сентябре 2013 года. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю. Она играет ключевую роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции. Одновременно изменилась роль ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, которые Центральный банк предоставил кредитным организациям. Ставка рефинансирования стала использоваться, в основном, для начисления штрафов и расчёта налогооблагаемой базы по вкладам.

С 1 января 2016 года к ключевой ставке привязана ставка рефинансирования РФ, и их значения уравнялись. Фактически ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Сегодня, говоря о ключевой ставке, подразумевают и ставку рефинансирования. До 2016 года ставка рефинансирования устанавливалась независимо от ключевой ставки (в декабре 2015 г.: 8,25% – ставка рефинансирования, 11% – ключевая ставка). А с 1 января 2016 года Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования. Ключевая ставка, утвержденная ЦБ РФ 26.03.2018, составляет 7,25%.

Если Центральный России банк повышает ключевую (учётную) ставку, то кредиты, за которыми к нему обратились коммерческие банки, становятся более дорогими, а значит, не всем банкам доступными. Кредитные возможности банков и денежная масса уменьшаются, а в экономике начнет уменьшаться деловая активность.

Если же ключевая (учётная) ставка снижается, то коммерческие банки смогут взять больше кредитов у Центрального банка для увеличения своих кредитных возможностей, способствуя росту денежной массы. Кредитные ресурсы дешевеют, что повышает деловую активность.

Поскольку объём кредитов, взятых у Центрального банка, обычно не больше 3-4% общих банковских резервов, то изменение ключевой (учётной) ставки – не самый оперативный инструмент монетарной политики. Изменение ключевой (учётной) ставки – скорее информационный сигнал о направлении политики Центрального банка: объявление о её повышении информирует о начале сдерживающей монетарной политики для борьбы с высокой инфляцией.

Наиболее гибким оперативным инструментом контроля денежного предложения являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, преимущественно краткосрочных государственных облигаций.

Покупка Центральным банком государственных облигаций влияет на изменение предложения денег, воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежную массу. Покупка ценных бумаг Центральным банком часто используется как средство поддержки в период спада.

Если экономика «перегрета», то Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке. Так, он изымает деньги из обращения, уменьшая денежную массу. Это ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и сдерживает экономическую активность.

Выделяют два вида монетарной политики.

Рисунок 1 – Виды монетарной политики

Стимулирующую монетарную политику чаще называют политикой «дешёвых денег», а сдерживающую – политикой «дорогих денег».

Стабилизация экономики происходит при проведении Центральным банком стимулирующей монетарной политики во время экономического спада и сдерживающей монетарной политики во время «перегрева» (бума) экономики.

Примеры и разбор решения примеров тренировочного модуля

1. Текст задания:

Если Петров положил в банк «ВВВ» 25000 рублей, то при норме обязательных резервов 20% банк сможет дополнительно выдать в кредит сумму:

Правильный вариант: В) 20000 рублей.

  1. 25000 х 0,2 = 5000 (руб.) – банк перечислит в обязательные резервы.
  2. 25000 – 5000 = 20000 (руб.) – сумма дополнительных кредитов, которую может выдать банк.

2. Задание: Решите ребус.

Рисунок 2 – Ребус

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 133–137.
  2. Веселая Л. С., Буфетова А. Н. Основы экономической теории. Учебное пособие. – Н.: НГУ, 2016. – С. 124.
  3. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – С. 99–100.
  4. Экономика. Основы экономической теории: Углубленный уровень. Учебник для 10-11 классов в 2-х книгах / под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2015 – Кн.2 – 304 с. – С. 140–143.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector