Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Селективные методы денежно кредитной политики

ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Денежно-кредитная политика — это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. Ее цель — регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.

Денежно-кредитная политика направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия) или на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных организаций).

Общие методы денежно-кредитной политики — это учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. Учетная (дисконтная) политика основана на превращении центрального банка в кредитора коммерческих банков. Коммерческие байки переучитывают у центрального банка свои векселя или получают кредиты под собственные долговые обязательства.

Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждает другие кредитные упреждения сокращать заимствования. Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости банковских кредитов.

В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Банка России (предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов). При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на производственные затраты и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.

Операции на открытом рынке — это продажа или покупка у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком). Посредством проведения операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в Отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и спроса на деньги.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости:

  • от условий сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО);
  • объектов-сделок — операции с государственными или частными бумагами;
  • срочности сделки — краткосрочные (до 3 месяцев) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными — бумагами;
  • сферы проведения операций — охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • способа установления ставок — определяемые центральным банком или рынком. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков способствует улучшению банковской ликвидности и ограничивает инвестиции. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на величину банковских резервов. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие.

Контроль по отдельным видам кредитов практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку; ипотечного кредита. Вводится контроль в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. При кредитовании банки должны соблюдать принцип, при котором размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка. Определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств.

Методы денежно-кредитной политики

Эти методы делятся на две группы:

— общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом);

— селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операций.

Следовательно, учетная (дисконтная) политика — это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости банковских кредитов.

В тех случаях, когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу после отгрузки товаров, а через определенный срок, например через 3 мес., для подтверждения отсрочки платежа они обычно выставляют вексель. Поставщик товара может использовать этот вексель следующим образом: либо ожидать поступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, осуществляя тем самым его учет, Коммерческий банк оплачивает не всю сумму, а лишь ее часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке. При этом последний также удерживает в свою пользу определенный процент — учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.

Читать еще:  Принципы построения денежной системы

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX — начале XX в. В 30—40-х гг. центральные банки проводили рекомендованную Дж.М. Кейнсом политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г.—1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах — от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономическою развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.

В России подобную функцию (учетной (дисконтной) политики) выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. С 30 сентября 2009 г. ставка рефинансирования составила 10 % годовых.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком). Они имели широкое распространение на протяжении всего послевоенного периода, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые вплоть до финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г., обладали высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

• у с л о в и й с д е л к и — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО);

• о б ъ е к т о в с д е л о к — операции с государственными или частными бумагами;

• с р о ч н о с т и с д е л к и — краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

• с ф е р ы п р о ве д е н и я о п е р а ц и й — охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

• с п о с о б а у с т а н о в л е н и я с т а в о к — определяемые центральными банком или рынком.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 01.08.09 норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации 2,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – 2,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – 2,5%.

К селективным методамденежно-кредитной политики относятся следующие.

Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Читать еще:  Денежное обращение в киевской руси

Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуру банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка; так, он в США — не более 10%, во Франции — 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

Классификация методов денежно-кредитного регулирования.

Методы денежно-кредитной политики (ДКП) – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты ДКП – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования (ДКР) и коммерческие банки как «проводники» ДКП – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Опер. на открытых рынках как осн. Кор-ий метод денежно-кредитной политики

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются изменение учётной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке заключаются в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.

Прямая -обычная покупка или продажа. Обратная — купля-продажа ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. По своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4–8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке- это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Учетная политика.

Учетная политика является важным инструментом денежно-кредитного регулирования. Метод регулирования учетных ставок наиболее быстро и непосредственно воздействует на денежное обращение. В большинстве государств учетная ставка является официальной ставкой центрального банка, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов.

Если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, удорожая тем самым кредитование банковских учреждений. Если же целью центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается достичь поставленной цели. Так, повышение учетной ставки не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредита в результате их повышенного предложения. В этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные ресурсы центрального банка.

Читать еще:  Денежная система российской федерации

Рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Это ведет к снижению рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, приводит к противоположным процессам. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования.

Официальная учётная ставка в значительной мере влияет и на экономику страны. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг. Таким образом, может образоваться излишний кредитный потенциал, который затруднит быстрое перетекание денег из секторов экономики. Наоборот, желая облегчить получение кредитов и проводя политику «дешевых денег», центральный банк снижает учетную ставку, вследствие чего происходит удешевление кредита, увеличение денег в обороте, что способствует расширению производства и экономическому росту. Снижение учетной ставки в этом случае может отрицательно повлиять на платежный баланс и валютный курс в результате отлива капитала в страны с более высокими ставками. Центральный банк страны может выступать на денежном рынке в качестве кредитора или в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношения спроса и предложения.

В стабильной экономике уровень учетной ставки повышается в период экономического роста и снижается в момент спада. Однако эта закономерность не выполняется в условиях высокой инфляции.

Учитывая положительные тенденции в развитии экономики, замедление инфляции, тенденцию к укреплению белорусского рубля, Национальный банк проводит политику снижения ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Национального банка, что способствует снижению всего спектра процентных ставок на финансовом рынке как в номинальном, так и в реальном выражении.

Селективный кредитный контроль

Селективный кредитный контроль – это применяемый государством инструмент в сфере кредитно-денежных отношений, направленный на ограничения пользования кредитными средствами в определенных видах деятельности.

Специфика селективного кредитного контроля

Селективная денежная политика имеет выборочный характер, поэтому, как правило, воздействие селективного контроля происходит на какую-то конкретную область кредитно-денежных отношений.

Селективный кредитный контроль происходит в основном в следующих сферах регулирования:

  • Отдельные виды кредитования. Под особым контролем государства кредиты под залог ценных бумаг, потребительские займы и ипотека. Цель контроля – ограничение процессов инфляции. Для этого вводятся нормы вкладов в зависимости от портфеля потребительского кредитования. Регулирование государством применяется, как правило, в условиях напряженной ситуации на рынке капиталов и ссуд;
  • Ликвидность и риски банковских операций. В рамках селективного кредитного контроля проводится оценка рисков организаций банковской сферы. После чего определяется оптимальное соотношение выданных займов и размера собственных средств банковской организации.

Кредитно-денежная политика осуществляется конкретными методами и инструментами селективного кредитного контроля.

Инструменты и методы селективного кредитного контроля

К селективным методам регулирования относятся:

  • Контроль отдельных видов кредитования. При увеличении объема конкретных видов кредитования, финансовые учреждения обязуются произвести депозитный взнос в пользу центрального банка для поддержания баланса движения денежных средств и снижения темпа инфляции;
  • Регулирование рисков финансовых учреждений. Операционная деятельность банков находится под особым контролем государства. Оценка ликвидности банковского предприятия предполагает вычисление соотношения между размером выданных займов и количеством собственных средств;
  • Маржа. Метод регулирования, применяемый на рынке ценных бумаг. Маржа – это ограничение, устанавливающее объем стоимости ценных бумаг, который должен быть выплачен без привлечения заемных средств. Спекуляция на фондовом рынке приводит к падению курса акций и разорению компаний и частных лиц. Маржа может меняться в зависимости от направленности государственного регулирования на фондовом рынке.
  • Увещевание. Крупные кредитно-денежные субъекты могут рекомендовать коммерческим банковским компаниям поменять свою политику. К примеру, ограничить увеличение кредитного портфеля, так как это может привести к отрицательным последствиям для экономики государства.

Цели и задачи кредитно-денежной политики достигаются с помощью следующих инструментов:

  • Продажа или покупка центральным банком ценных бумаг и кредитных обязательств у коммерческих банковских организаций. Тем самым оказывается влияние на предложение и движение потока денежных масс на свободном рынке;
  • Регулирование резервной нормы. Центральным банком устанавливаются ограничения на размер потребительского кредитного портфеля. Регулирование резерва также происходит при совершении операций с коммерческими банками на открытом рынке;
  • Изменение ставки. При повышении ставки, коммерческие банки вынуждены сократить заимствования, что приводит к снижению количества кредитных операций;
  • Эмиссия денег и управление наличностью. Регулирование потока денежных масс происходит с помощью установки учетной ставки и организации обращения и изъятия денег;
  • Валютное регулирование. Включает в себя управление внешними потоками денег и регулировку курса национальной валюты.

Все инструменты и методы селективного кредитного контроля могут оказывать как ужесточающее и ограничивающее влияние, так и способствовать расширению масштабов кредитования и ослаблению государственного вмешательства в денежные процессы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector