Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность и цели денежно кредитной политики

Денежно-кредитная политика государства: понятие, сущность, цели и задачи

Денежно-кредитная политика является важной составной частью единой экономической политики государства. За ее проведение от­вечает Центральный эмиссионный банк страны.

Понятие денежно-кредитной политики можно рассмотреть в «узком» и «широком» значении. Вузком значении под денежно-кредитной политикой понимается обеспечение оптимального режима функционирования валютного курса, учетной политики и других ин­струментов, оказывающих влияние на процентные ставки на рынке краткосрочных капиталов. Вшироком толковании денежно-кредитная политика, оказывая воздействие на денежную массу, тем самым воз­действует и на инфляцию. Понятий денежно-кредитной политики до­вольно много, потому приведем лишь некоторые из них.

Вбанковской энциклопедии денежно-кредитная политика рассматривается как «действия специализированных государствен­ных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильно­сти экономического роста»

В.А. Ю. Симановский определяет денежно-кредитную политику как «управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям».

Денежно-кредитная политика основана на теоретических пред­ставлениях о роли денег и их влиянии на основные макроэкономи­ческие параметры: объем производства, цены, занятость, платежный баланс, валютный курс.

При осуществлении денежно-кредитной политики целесообразно выделить два направления:

поддержание и регулирование устойчивости самой денежно-кредитной сферы;

использование денежно-кредитной сферы в качестве инстру­мента воздействия на экономику и ее отдельные отрасли.

Мероприятия по проведению денежно-кредитной политики госу­дарством направлены на создание макроэкономического равновесия на товарном и денежном рынках, равновесия между объемом спро­са и предложения денег, обеспечению баланса между экспортом и импортом.

Так, в зависимости от срока реализации цели денежно-кредитной политики подразделяют на:

1. Тактические (оперативные, операционные) цели. Предполагают установление конкретного параметра, показателя, управление кото­рым необходимо осуществлять оперативно.

2. Промежуточные цели. Устанавливают определенные границы роста денежной массы с учетом соотношения между темпами роста ВВП и денежного предложения.

3. Стратегические (конечные) цели. Заключаются в снижении уровня инфляции при сохранении и, по возможности, ускорении темпов роста ВВП.

Стратегические цели представляют собой главные, долгосрочные цели денежно-кредитной политики. Они не могут измеряться непо­средственно, как это присуще денежным величинам, и не выступают индикаторами денежного рынка. Стратегия предусматривает выбор целей, определение их параметров, установление иерархии целей.

Стратегические (конечные) цели представляют собой глобаль­ные цели макроэкономического развития, присущие всем странам с рыночной экономикой и являющиеся для них постоянными. Как правило, это стратегические цели, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Данные цели включают поддержание низкого уровня инфляции и стабильности цен, обеспечение максимальной занято­сти, роста объемов производства, равновесия платежного баланса. Для того чтобы обеспечить их достижение, центральным банкам приходится разрабатывать промежуточные цели, которые дополняют стратегические цели, конкретизируют их.

Промежуточные цели — как правило, более конкретизирова­ны и доступны, ставятся при реализации, текущей (краткосрочной) денежно-кредитной политики. Их достижение направлено на дости­жение конечных целей. Ктаким целям относятся валютный курс, процентные ставки, денежная масса и др.

Критериями выбора промежуточных целей выступают: возмож­ность количественного выражения; взаимосвязь со стратегическими целями; легкость контроля и оперативного воздействия со стороны центрального банка.

Необходимость постановки промежуточных целей обусловлена следующим:

конечные цели измеряются периодически, со значительным отставанием от момента применения того или иного метода или ин­струмента; оценка эффективности применяемой денежно-кредитной политики по конечным целям (т. е. полученным результатам) затруд­нена, т. к. необходимо время на передачу импульсов к ее конечным целям.

Промежуточные цели обычно информируют участников рын­ка о решениях, принимаемых центральным банком относительно будущего поведения основных денежных параметров. Посколь­ку воздействие на инфляцию оказывается с некоторой задержкой во времени, т. е. с временными лагами, превышающими преде­лы календарного года, то наиболее эффективно цели денежно-кредитной политики могут быть достигнуты в течение среднесроч­ного периода.

Промежуточные цели могут устанавливаться как по количе­ственному, так и качественному принципу.

Центральный эмиссионный банк для достижения промежуточ­ных целей, соответственно, определяет набор тактических (опе­рационных) целей, таких, например, как денежные агрегаты, де­нежная масса, процентные ставки по межбанковским кредитам и государственным ценным бумагам и др.

Тактические цели обеспечивают достижение промежуточных це­лей и заключаются в регулировании основных экономических па­раметров посредством кредитно-банковской системы. Тактические цели реализуются, как правило, в течение краткосрочного периода, а их реализация обеспечивается многоплановыми мероприятиями цен­трального банка.

При выборе тактических целей важно учитывать такие их харак­теристики, как возможность оперативного контроля и воздействия на определенные экономические процессы и явления; возможность измерения достигнутых результатов.

Экономические цели денежно-кредитной политики направлены на поддержание экономической активности и снижение безработицы и включают:

регулирование темпов экономического развития.

сглаживание проявлений циклических колебаний на рынке капитала, рабочей силы;

обеспечение сбалансированности платежного баланса;

расширение объема денежно-кредитных операций и др.

Социальные цели денежно-кредитной политики призваны спо­собствовать повышению уровня и качества жизни населения, а так­же обеспечить доступность различных услуг.

Приоритетность реализации целей денежно-кредитной политики обусловлена:

состоянием системы государственных финансов;

степенью стабильности и устойчивости экономики;

сбалансированностью либо дисбалансом доходов и расходов государственного бюджета.

Читать еще:  Движение денежных потоков

Главной задачей денежно-кредитной политики, реализуемой центральными банками различных стран, являются регулирование и контроль за движением денежных и финансовых потоков в эко­номике с целью обеспечения стабильности национальной валюты и приемлемого уровня инфляции.

Всамом общем виде задачами монетарной политики является создание условий для экономических агентов, которые при осущест­влении своих действий должны координировать и согласовывать их с целями и задачами общеэкономической государственной полити­ки. Аналогично целям, среди задач, решаемых с помощью денежно-кредитной политики, можно выделить стратегические и тактиче­ские.

Стратегические задачи включают:

поддержание в долгосрочном периоде устойчивого экономи­ческого роста рыночными методами;

поддержание и стимулирование склонности населения к сбере­жениям путем размещения их в национальной банковской системе;

создание предпосылок для формирования сбережений насе­ления и организаций и последующей трансформации их в производ­ственные инвестиции;

сохранение доверия населения к национальным банковским институтам;

обеспечение надежности национальной банковской системы;

обеспечение сбалансированности платежного баланса страны и наращивание золотовалютных резервов.

Тактические задачи денежно-кредитной политики обусловле­ны обычно состоянием самой сферы денежно-кредитных отношений и предусматривают применение определенных денежно-кредитных методов, инструментов и рычагов воздействия на процессы, проис­ходящие в экономике.

Объектами воздействия денежно-кредитной политики выступают спрос на деньги и их предложение на денежном рынке, которые изменяются в результате действий денежных властей, коммерческих банков, решений реального сектора экономики и населения, в том числе: спрос и предложение денег;

состав и структура денежного оборота.

скорость обращения денежной массы и ее отдельных агрега­тов;

объем кредитов, предоставленных участникам денежного обо­рота, в том числе кредитным институтам;

банковский и денежный мультипликаторы;

состав и структура денежных доходов и расходов населения и других участников платежного оборота;

курс национальной валюты.—.

Выбор тех или иных объектов денежно-кредитного регулирова­ния определяется экономической ситуацией и предполагает, что цен­тральный банк может в зависимости от ситуации ориентироваться как на один, так и на несколько объектов одновременно.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают следую­щие органы:

Он решает следующие задачи:

обеспечение национальной экономики полноценной валют­ной системой;

влияние на кредитную деятельность коммерческих банков в интересах макроэкономики.

Другие органы денежно-кредитного регулирования2. (Министер­ство финансов, казначейство, государственные агентства и т. п.).

Вих компетенции — реализация отдельных направлений денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулиро­вания.

ВРоссии функцию денежных властей выполняют Банк России и Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, денежно-кредитная политика, оказывая воз­действие на стоимость ссудного капитала и национальной валюты, позволяет обеспечить нормальное функционирование реальной эко­номики: уровень занятости, инвестиции, уровень потребления, внеш­нюю торговлю, экономическую активность.

Сущность и цели денежно кредитной политики

Учебный портал

Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 9 Монетарная политика » 9.3 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики

9.3 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики

Монетарная, или денежно-кредитная, политика государства — это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем стимулирования кредита и денежной эмиссии либо их ограничением и сдерживанием.

Стимулирующая денежно-кредитная политика (кредитная экспансия) означает увеличение денежного предложения (денежной массы) в целях оживления экономической активности в стране. Она проводится в условиях падения производства и увеличения безработицы путем расширения сферы кредитования и снижения нормы процента для оживления конъюнктуры рынка.

Ограничительная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВВП в условиях экономического бума, сопровождаемого спекуляциями на рынке ценных бумаг, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В этих случаях центральные банки стремятся предотвратить перегрев экономики с помощью ограничения кредитования, повышения процентной ставки, ограничения эмиссии (выпуска в обращение) платежных средств.

Государство осуществляет денежно-кредитную политику через центральные (эмиссионные) банки. В нашей стране эта функция возложена на Банк России. Он является государственным и обладает значительной степенью самостоятельности в регулировании денежного обращения.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы — общие и селективные.

Общие методы воздействуют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные методы нацелены на регулирование конкретных видов кредита или кредитование отдельных отраслей экономики и крупных Предприятий.

Общими являются следующие методы денежно-кредитной политики.

1. Учетная (дисконтная) политика — один из наиболее старых и испытанных методов кредитного регулирования. Это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Она относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. В случае когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу, а через определенный срок, например квартал, для подтверждения отсрочки платежа он обычно выписывает вексель. Поставщик товара может либо ожидать наступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, коммерческий банк тем самым осуществляет его учет, но выплачивает продавцу не всю сумму, а лишь часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке, при этом последний удерживает в свою пользу также определенный процент, или учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее самую низкую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Уменьшение учетной ставки действует в обратном направлении: вызывает рост предоставления ссуд коммерческими банками и оживление инвестиционной активности. В России функцию учетной ставки выполняет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой осуществляется предоставление прямых кредитов, переучет векселей, ссуды под залог ценных бумаг, организация кредитных аукционов. В октябре 2006 г. учетная ставка рефинансирования была установлена на уровне 11%. С 29 января 2007 г. она составила 10,5%. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Банка России, составляет лишь незначительную часть привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки центрального банка стоит рассматривать скорее как индикатор общеэкономической ситуации в стране, информирующий экономических агентов о направлении изменения инфляционной ситуации.

Читать еще:  Какова особенность дискреционной денежно кредитной политики

2. Операции на открытом рынке — продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (государственных казначейских обязательств, а также облигаций промышленных компаний и банков и учитываемых центральным банком коммерческих векселей). Этот метод стал активно использоваться после Второй мировой войны, когда центральные банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики. При покупке ценных бумаг увеличивается, а при их продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что обусловливает изменение стоимости кредита, а значит, и спроса на деньги.

Операции на открытом рынке различаются по следующим критериям:

1) условия сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);

2) объекты сделок — операции с государственными или частными бумагами;

3) срочность сделки — краткосрочные операции с ценными бумагами (до трех месяцев) и долгосрочные (от года и более);

4) сфера проведения операций охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

5) способы установления ставок определяются центральным банком или рынком.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, обладавших вплоть до финансового кризиса в августе 1998 г. высокой ликвидностью и высокой степенью доходности. Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

3. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков — это метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые он был применен в США в 1933 г. Коммерческие банки обязаны часть своих депозитов хранить в центральном банке в виде обязательных резервов как гарантию выполнения своих обязательств перед клиентами. Их доля (норма обязательного резервирования) устанавливается законодательно Центробанком. Данный метод способствует укреплению банковской ликвидности, т.е. способности банков выполнять свои обязательства перед клиентами. В то же время эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменение нормы обязательных резервов определяет величину денежного мультипликатора, характеризующего кратность прирастания предложения денег в результате увеличения денежной базы. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций, что ведет к сокращению денежной массы. И наоборот, снижение нормы обязательного резервирования имеет своим следствием увеличение возможности кредитования коммерческими банками и рост денежного предложения. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежной массы и на инвестиционную активность.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, составляют (по состоянию на ноябрь 2006 г.) 3,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации — 3,5%; по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте — 3,5%.

Селективные методы денежно-кредитной политики, в частности, включают:

1) контроль по отдельным видам кредитов (кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских кредитов, ипотечного кредитования), осуществляемый, как правило, в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство ставит своей задачей перераспределение их в пользу определенных отраслей или ограничение общего объема потребительского спроса;

2) регулирование риска и ликвидности банковских операций в основном путем установления соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка.

В качестве приоритетных направлений государственной поддержки денежно-кредитной политики в России можно выделить:

Читать еще:  Денежный оборот россии

• стимулирование внешнеэкономической деятельности;

• инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отраслей промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение;

• обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства;

• ипотечное кредитование жилищного строительства.

Одновременно ЦБ РФ предполагает определить структурные приоритеты промышленности и региональной политики, создать систему финансовых стимулов развития реального сектора экономики, включая государственные гарантии по кредитам.

(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector