Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Целевые денежные фонды понятие классификация

Государственные и муниципальные целевые фонды: понятие, классификация, основы правового регулирования

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств появились в финансовой системе России недавно. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г.

Целевые денежные фондыэто особая форма образования, распределения и использования денежных средств целевого назначения для обеспечения финансирования конкретных мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств.

Определились четыре вида государственных и местных фондов:

а) государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;

б) целевые бюджетные фонды;

в) государственные целевые фонды Правительства РФ;

г) государственные отраслевые денежные фонды.

Общими для всех целевых фондов являются следующие черты:

а) они имеют строго определенную цель создания и функционирования;

б) их вправе создавать только компетентные государственные и муниципальные органы;

в) их правовое положение регулируется (помимо БК РФ) либо Положением о конкретном фонде, либо основным финансово-плановым актом соответствующего уровня (законом; решением о бюджете на текущий финансовый год).

Указанные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по территориальному уровню функционирования — на федеральные, субъектов Федерации, местные (муниципальные);

2) по форме собственности — на государственные (федеральные и региональные) и муниципальные;

3) по времени функционирования — на постоянные и временные;

4) по целевому назначению — на экономические, научно-исследовательские, природоохранительные, социальные и т. д.;

5) по органам, их создающим и (или) осуществляющим контроль за их деятельностью, — на образование представительными или исполнитель-ными органами власти;

6) по связи с бюджетом — на бюджетные (в составе бюджета) и внебюджетные (за рамками бюджета, имеющие самостоятельный орган управления);

7) по правовой основе образования — образованные на основе федеральных законов, указов Президента РФ, законов субъектов РФ, подзаконных актов субъектов РФ, решений органов местного самоуправления.

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:

— фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;

— правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.

Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе федеральные законы «О дорожных фондах в РФ», «О занятости населения в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.

Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондовдано и в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ.

Правовой режим целевых бюджетных фондов определяется законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, иными законами, а также положениями, утверждаемыми Правительством РФ и исполнительными органами власти субъектов РФ.

Целевые денежные фонды понятие классификация

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 011)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (0)
Читать еще:  Денежные системы их сущность и виды

История возникновения и развития целевых денежных фондов уходит в далекое прошлое. Создание целевых денежных фондов было связано с тайной деятельностью правительств различных государств. Специальные денежные фонды были характерны для финансовой деятельности государства задолго до появления единого государственного бюджета. Средства данных фондов шли на покрытие расходов в военной сфере, для научных исследований, экономического развития и др. В дальнейшем государство вынуждено было создать единый государственный бюджет. Однако функционирование многих специальных денежных фондов сохранилось. Такая картина характерна для Великобритании, Германии, Японии и других развитых государств. Россия не была исключением. Так, в XIX в. чрезвычайные потребности российского государства могли быть покрыты путем использования резервного фонда или запасной казны. В дальнейшем, к началу XX в., использованию резервного фонда стали предпочитать повышение налогов и заключение займов, а при формировании бюджета в советские времена государство совершенно отказалось от создания какихлибо специализированных фондов. Финансирование мероприятий проводилось только в рамках единого госу-дарственного бюджета.

1.4.1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств появились в финансовой системе России недав­но. Первоначально они создавались преимущественно как государ­ственные внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие фонды.

С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресур­сы. Через государственный бюджет, как показала практика про­шлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно прово­дить в жизнь те или иные социальные и экономические програм­мы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.

Вместе с тем с 1994 г. в федеральном бюджете, а затем и в бюд­жетах субъектов РФ стали формироваться целевые бюджетные фонды.*

* СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108.

К числу целевых государственных фондов относятся и создаю­щиеся иногда отраслевые денежные фонды. Эти фонды, как пра­вило, не называются внебюджетными, однако средства на их обра­зование, помимо других источников, нередко поступают из феде­рального бюджета.

Наконец, существует целый ряд целевых государственных фон­дов, которые создаются Правительством РФ в виде государствен­ных учреждений или государственных некоммерческих органи­заций.

Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств — достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации отно­сительно долгосрочных целей. В связи с достижением этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоян­но идет процесс создания новых и расформирования «отработан­ных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФ про­исходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему. С 1995 г. и по сей день согласно федеральным законам о федеральном бюджете на очередной год целый ряд фондов, кото­рые являлись внебюджетными, ежегодно консолидируются (включаются) в федеральный бюджет.*

*См.. ст. 17Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год»; ст.10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год».

Итак, на сегодняшний день определились четыре вида государ­ственных и местных фондов:

а) государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;

б) целевые бюджетные фонды;

в) государственные целевые фонды Правительства РФ;

г) государственные отраслевые денежные фонды.

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные осо­бенности:

— фонды создаются компетентными органами со строго опреде­ленной целью, используются сугубо по целевому назначению;

— правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государст­венной власти или местного самоуправления.

Государственные и муниципальные (местные) денежные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:

а) по целевому назначению;

б) по способу образования;

в) по уровню управления фондом;

г) по юридической природе.

В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населе­ния РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования РФ. Остальные целевые фонды следует отнести к экономическим.

Читать еще:  Примеры централизованных денежных фондов

По способу образования целевые государственные и муници­пальные фонды денежных средств подразделяются на: а) бюджет­ные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюджетом; б) внебюджетные, которые образуются отдельно от него. В 1999 г. вместе с федеральным бюджетом были образованы: Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управле­ния, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологичес­ких ресурсов.

В зависимости от уровня управления целевые фонды подразде­ляются на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и муниципальные. Федеральные целевые денежные фонды — это такие, которые создаются исключительно на федеральном уровне. К их числу относятся: все целевые фонды Правительства РФ, от­раслевые денежные фонды (федеральных органов исполнительной власти). Многие государственные внебюджетные фонды являются только федеральными. Региональные и муниципальные фонды — это такие, которые создаются соответствующими органами на уровне субъектов РФ или муниципальных образований. В частнос­ти, к их числу относятся: территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальные дорожные фонды, экологические фонды и др.

С точки зрения юридической природы целевые фонды подразде­ляются на две группы: а) фонды, которые создаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решени­ям компетентных органов; 2) фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и поста­новлений Правительства РФ. В первую группу включаются самые различные фонды, создаваемые субъектами РФ и муниципальны­ми образованиями в соответствии с их конституциями и уставами, а также внебюджетные фонды развития жилищного строительст­ва, которые согласно Указу Президента РФ «О разработке и внед­рении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» от 24 декабря 1993 г. могут создаваться на региональном и муници­пальном уровнях, и др. Во вторую группу включаются: Пенсион­ный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, дорожные фонды в РФ и др.

Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе федеральные законы «О дорожных фондах в РФ», «О занятости населения в РФ», «О ме­дицинском страховании граждан в РФ», о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.

Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150). В нем оп­ределяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхова­ния РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхо­вания, Государственного фонда занятости населения РФ.

Понятие и виды целевых фондов;

Правовое регулирование целевых фондов в РФ

Целевые фонды возникли в начале 90-х годов прошлого века в связи с необходимостью обеспечения финансирования бюджетных расходов, которые были связаны с социальными обязательствами государства.

Кроме того, формирование целевых фондов было необходимо для обеспечения финансирования дефицита бюджета.

Первыми целевыми фондами в РФ были государственные внебюджетные фонды.

Целевые внебюджетный фонды решили ряд задач, которые были связаны с необходимостью обеспечения социальных обязательств. В дальнейшем для решения задач, связанных с обеспечением экономической деятельности активно стали формироваться целевые бюджетные фонды. В таких условиях целевые бюджетные фонды начали образовываться в составе федерального бюджета. н-р, дорожный фонд России, фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Целевой фонд – совокупность бюджетных средств, который используются на строго определенные цели. При этом не допускается использование средств целевого фонда без внесения изменений в закон (решения) о бюджете.

Классификация целевых фондов

От порядка формирования и целеиспользования:

1. Фонды, которые формируются независимо от бюджета.

2. Целевые бюджетные фонды – они формируются в составе соответствующего бюджета (это часть средств соответствующего бюджета)

· Резервный фонд президента РФ: цель – финансирование непредвиденных расходов. Не может превышать 1% от общего объема дохода федерального бюджета. Средства не могут быть использованы на освещение деятельности президента РФ, а также на проведение соответствующих избирательных кампаний.

Читать еще:  Наличный денежный оборот в рф

· Фонд финансовой поддержки субъекта РФ. Это часть средств федерального бюджета, которая используется для финансирования (оказания финансовой поддержки). При этом средства данного целевого бюджетного фонда расходуется в форме межбюджетных трансфертов.

По правовой природе:

1. Фонды, которые образуются в соответствии с предписаниями соответствующего закона. Это государственные внебюджетные фонды, резервные фонды субъектов РФ, резервный фонд президента РФ.

2. Фонды, которые создаются в соответствии с предписаниями закона и если имеется разрешение уполномоченного органа власти. Сюда включаются резервные фонды органов исполнительной власти. Формируются для финансирования непредвиденных расходов.

По уровню формирования соответствующего целевого фонда:

1. Целевые фонды, формируемые на федеральном уровне (н-р, фонд национального благосостояния, резервный фонд, фонд финансовой поддержки субъекта РФ и др.)

2. формируется и используется государственные внебюджетные фонды, резервные фонды субъектов РФ, резервные фонды органов исполнительной власти субъектов РФ, фонд финансовой поддержки МО.

3. Формируются на муниципальном уровне. Н-р, это фонды выравнивания обеспеченности сельских поселений (на уровне муниципальных районов). Резервные фонды местных администраций. Формируются территориальный фонды фонда обязательного медицинского образования.

От назначения соответствующего фонда:

1. Социальные. Это все внебюджетные обязательный фонды.

2. Экономические. Эти фонды используются либо для финансирования дефицита бюджета, либо для финансирования развития или стимулирования экономической деятельности. Сюда относится резервный фонд РФ, инвестиционный фонд РФ (его средства используются для финансирования развития новых технология, а также для совершенствования соответствующих производственных процессов.

Целевые бюджетные фонды: понятие, виды, значение

Бюджетный фонд – форма денежного фонда, образуемая в соответствии с законодательством РФ. Представляет собой обособленные в бюджетной системе финансовые средства, управляемые и используемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования приоритетных направлений экономики государства.

Многообразие форм бюджетных фондов позволяет разделить их на:

    1. собственно целевые бюджетные фонды;
    2. фонды, образованные в составе расходов бюджетов;
    3. резервные фонды.

Характерные черты целевого бюджетного фонда:

    • узкая целевая направленность;
    • образуется за счет доходов целевого назначения;
    • доходы, поступающие в фонд, связаны с конкретными направлениями расходования;
    • поступление средств и их расходование происходит каждый год в течение всего периода существования фонда;
    • привязка длительности функционирования к продолжительности достижения той цели, ради которой создан.

Все целевые бюджетные фонды были ликвидированы Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Однако в теории бюджетного права они имеют место быть. Характерными чертами целевого фонда обладают:

    инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды);

Согласно ст. 179.2 БК РФ, и нвестиционный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного п артнерства.

Указанные фонды не является ни «подушкой безопасности» для экономики, каким был Стабилизационный фонд РФ, ни механизмом координации расходов на выполнение функций государства. У инвестиционного фонда есть своя цель — стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов, и достигается она не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов частно-государственного партнерства, когда власть и бизнес совместно вкладывают средства в наиболее значимые и дорогостоящие проекты, вместе несут риски и владеют создаваемыми объектами.

Роль и значение целевых бюджетных фондов:

    • они являются финансовой базой обеспечения выполнения определенных целей бюджетной политики;
    • образование целевых бюджетных фондов используется как один из методов стимулирования отдельных направлений социально-экономического развития общества;
    • целевые бюджетные фонды служат гарантией надлежащего использования средств, мобилизация которых имеет целевой характер.

Виды целевых бюджетных фондов:

    1. государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
    2. муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.

К государственным относились фонды финансовой поддержки, которые были образованы в составе федерального бюджета РФ для достижения целей государства на определенном этапе развития экономики (например, Фонд финансовой поддержки субъектов ФФПС, Федеральный Фонд софинансирования расходов, Федеральный фонд компенсаций).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector