Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели и инструменты денежно кредитной политики

Цели и инструменты кредитно-денежной политики

Денежная политика — важнейший элемент современной макроэкономической политики и представляет собой совокуп­ность мероприятий, регламентирующих деятельность денеж­но-кредитной системы, с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей (укрепление денежной единицы, стабилизация цен и темпов экономического роста и пр.). Денежно-кредитная политика — политика правительства и центрального банка страны, направ­ленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитан­ное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.

Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема на­ционального производства, полная занятость, стабильный уро­вень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса на­циональной валюты и других параметров. Конечные цели кре­дитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредит­но-денежной политики непосредственно относятся к деятельно­сти центрального банка.

Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструмен­тов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кре­дита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.

Общими инструментами регулирования выступают:

1. Учетная политика. Одна из функций центрального бан­ка — предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Став­ка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставля­ются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у цен­трального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокра­щению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денеж­ного предложения. Снижение учетной ставки действует в обрат­ном направлении.

2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее вре­мя основным инструментом регулирования денежного предло­жения в развитых странах являются операции на открытом рын­ке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой ос­нову регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4 /3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке — покупка и прода­жа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, воз­можности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков — денежный капитал, ко­нторы й может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков — часть резервов, которую коммерческие бан­ки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммер­ческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов — процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных ре­зервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия де­нежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платеж­ных обязательств, а во-вторых, являются инструментом цен­трального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для не­предвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков — резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

Селективными методами регулирования являются:

1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на по­купку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.

2. Регулирование риска и ликвидности банковских предпри­ятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определя­ется не через оценку финансового положения должников, а че­рез соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа — необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставля­ет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потреби­тельского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже исполь­зуют предписываемую законом маржу. Маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая опла­чивается из собственных средств покупателя. Например, при мар­же в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спеку­лятивную скупку акций, и понижается — для оживления рынка.

Читать еще:  Влияние денежно кредитной политики на экономику

4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, типы

Сущность денежно-кредитной политики.Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики – стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процентных ставок.

Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики.Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

Изменение учетной ставки – старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка – это «цена» дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства.

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом. Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Предположим, центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Читать еще:  Характеристика элементов денежной системы россии

Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг, что делает пока невозможным его использование в Беларуси.

Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет им расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если количество денег в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.

Типы денежно-кредитной политики.Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Основные направления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.Состояние денежно-кредитной сферы республики в настоящее время можно назвать кризисным. Оно характеризуется увеличением денежной массы при устойчивом снижении реальных объемов производства, что способствует усилению материально-денежной разбалансированности; сравнительно высокими темпами роста кредитной эмиссии; значительными внешними заимствованиями, что также увеличивает количество денег в стране; кризисом неплатежей. Все это свидетельствует о дестабилизации денежного обращения в целом.

Исходя из состояния экономики страны Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, т.е. политику кредитной рестрикции. Она направлена на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении; стабилизацию курса белорусского рубля по отношению к доллару; активизацию инвестиционного процесса путем обеспечения кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики.

С целью укрепления курса белорусского рубля, нормализации платежного баланса республики, совершенствования валютного рынка отменены все ограничения на покупку учреждениями Национального банка, коммерческими банками иностранной валюты у населения; с 1 января 1995 г. отменена розничная торговля на иностранную валюту; предусматривается увеличение валютных резервов Национального банка; проводится государственная кампания по страхованию валютных кредитов; наращиваются усилия по укреплению банковского надзора, приближению его к международным стандартам. Все эти меры направлены на развитие рыночных отношений, стабилизацию денежной массы, искоренение причин инфляции. Реализация основных направлений денежно-кредитной политики будет способствовать оздоровлению экономической системы Республики Беларусь.

Читать еще:  Денежная система кратко

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector