Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установление ориентиров роста денежной массы это

Установление ориентиров роста денежной массы это

* Источник: Банк России. Официальный сайт в Интернете — http://www.cbr.ru.

В частности, на 1998 г. планировался рост денежной массы на 18-26%. Фактический рост был равен 21%, т. е. оказался внутри прогнозируемого интервала. Однако инфляция, измеренная индексом потребительских цен, составила 84% против 10-12% по прогнозу. Следовательно, прогноз в форме вилки не всегда соответствует результату, на который рассчитывают власти.
Гораздо более важное значение имеют другие показатели, непосредственно влияющие на предложение денег со стороны ЦБ, а именно:
а) размер эмиссии в результате выдачи кредитов правительству или коммерческим банкам;
б) изменение валютных резервов с соответствующим изменением рублевых средств;
в) покупка драгоценных металлов;
г) объем возможных операций на рынке государственных ценных бумаг.
Особую роль играют внешние заимствования монетарных властей в форме кредитов и размещения зарубежных ценных бумаг типа еврооблигаций, поскольку для расширения рублевой массы эти средства должны быть конвертированы в национальную валюту.
На рост денежной массы наряду с центробанком существенное влияние оказывает правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета.
Для многих стран с развивающейся экономикой чрезвычайно важно сотрудничество с МВФ, ибо меры по достижению макроэкономической (финансовой) стабилизации тесно связаны с предоставлением кредитов от международных финансовых организаций. В ответ монетарные власти должны выполнять жесткую денежно-кредитную программу, разработанную МВФ и другими международными организациями. Тесное сотрудничество России с МВФ началось в 1995 г., когда было прекращено финансирование федерального правительства за счет кредитной эмиссии Центробанка и отечественные кредиты были заменены кредитом МВФ. Ключевыми параметрами принятой программы кроме показателя роста агрегата М2 являлись: рост чистых международных валютных резервов (ЧВP) и чистых внутренних резервов (ЧВР). Первый показатель представляет собой разницу между официальными валютными резервами и кредитами международных финансовых организаций, второй — разницу между внутренним кредитом правительству и его резервами. Сам кредит — это сумма кредитов и государственных ценных бумаг, приобретенных негосударственными предприятиями, организациями и частными лицами. Определение этих параметров на перспективу (год, квартал и месяц) дает направления расширения предложения денег, которое связано с ростом валютных резервов и выпуска государственных ценных бумаг. При этом увеличение предложения денег за счет расширения кредитования коммерческих банков и продажи золота практически не предусматривается. После 1995 г. единственным исключением из этого правила была кредитная эмиссия, зафиксированная в Федеральном законе о федеральном бюджете на 1999 г. Ее размер не должен был превышать одну четвертую от всего планового объема финансирования дефицита.
После того как определено направление расширения предложения денег, в расчетах денежной программы обычно увязываются изменения параметров денежной базы с показателем денежной массы (агрегат М2) через мультипликатор (коэффициент связи), который с трудом поддается внешнему регулированию. Сам мультипликатор тесно связан со скоростью обращения денег. Обычно считается, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения может значительно уменьшиться.
Таким образом, методы денежно-кредитной политики взаимоувязаны с регулированием объема и структуры денежной массы. Эффективное применение этих методов и инструментов может улучшить экономическую ситуацию в стране, но лишь в условиях сбалансированной денежно-кредитной политики властей и при точном прогнозировании ее влияния на реальное производство.
К сфере денежно-кредитного регулирования примыкает контроль за деятельностью специализированных финансовых институтов, работающих с финансовыми активами. К финансовым активам относятся как собственно денежные средства (наличная национальная и иностранная валюта, средства на счетах банковской системы, банковские кредиты), так и другие формы активов (ценные бумаги, резервы страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и т. д.). Обращение этих активов тесно связано с обращением денежных средств, а деятельность финансовых организаций подлежит лицензированию и надзору.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ

1. Цели, задачи и функции органов денежно-кредитного регулирования национальной экономики.
2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования.
3. Показатели и структура денежной массы.
4. Роль и значение процентной политики центрального банка в денежнокредитном регулировании.
5. Операции на открытом рынке как составная часть денежно-кредитного регулирования.
6. Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики.

1. Федеральный закон РФ от 2 дек. 1990 г. в ред. от 20 июня 1996 г. № 80-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
2. Федеральный закон РФ от 2 дек. 1990 г. в ред. ФЗ от 5 февр. 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 г. // Деньги и кредит. 2000. № 2.
4. Гейвандов Г. Я. Центральный банк Российской Федерации / МНИМП. М., 1997.
5. Ольшанский А. И. Банковское кредитование. Российский и зарубежный опыт. М.: РДЛ, 1997.
6. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере: Периодические выпуски Банка России. 1993-2000.
7. Бюллетень банковской статистики: Текущие выпуски Банка России. 1993-2000.

Операции ЦБ;

ЦБ выполняют следующие основные виды операций: активные и пассивные.

Пассивные операции – это операции по привлечению ресурсов.

85% пассивных операций составляет эмиссия банкнот, которая осуществляется по 3 каналам и, соответственно, обеспечение эмиссии идет по трем каналам:

1. При кредитовании государства эмиссия банкнот обеспечивается ценными бумагами государства.

2. При кредитовании коммерческих банков эмиссия обеспечивается векселями и ценными бумагами.

3. Под прирост золотовалютных резервов эмиссия обеспечивается золотыми запасами и валютой (в странах с активными платежными балансами).

В этом проявляется связь пассивных и активных операций ЦБ. При осуществлении пассивной операции – эмиссия банкнот активной операции являются первичными.

ЦБ привлекает средства коммерческих банков (обязательные резервы), средства государственного бюджета, денежные средства Правительства, Казначейства, выпускает облигационные займы.

Активные операции — это операции по размещению банковских ресурсов.

Активные операции ЦБ можно разделить на:

1) учетно-ссудные операции;

2) банковские инвестиции.

Учетные операции – это операции по учету векселей коммерческих банков.

Ссудные операции – это выдача кредитов коммерческим банкам и государству.

Банковские инвестиции – это размещение, операции с ценными бумагами государства, но портфель ценных бумаг ЦБ не большой, т.к. выпущенные облигационные займы размещаются на открытом рынке и, как правило, держателями государственных ценных бумаг является население и коммерческие банки, и сберегательный банк.

4. Денежно-кредитная политика Центрального банка

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Цель денежно-кредитной политики заключается в регулировании хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может выражаться в кредитной экспансии и кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия стимулирует кредиты, увеличивает кредитные ресурсы коммерческих банков, что в результате повышает общую массу денег в обращении.

Кредитная рестрикциявлечет за собой ограничения возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и сдерживает насыщение экономики деньгами.

Все методы денежно-кредитной политики можно разделить на две группы:

1 группаобщие методы, которые влияют на РСК в целом. К общим методам относятся:

· учетная политика (регулирование процентных ставок ЦБ);

· операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг);

· изменение норм обязательных резервов.

2 группаселективные методы, которые предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных видов отраслей, крупных фирм и т.д. К селективным методам относятся:

· прямое ограничение кредитов путем установления лимитов по учету векселей;

· ограничение темпов роста кредитных операций;

· установление контроля по отдельным видам кредитов;

· установление максимальных процентов по отдельным вида вкладов.

Основными целями денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются стабилизация и укрепление покупательной способности рубля; обеспечение должного взаимодействия между учреждениями банковской системы внутри страны, а также с центральными банками других государств, с МВФ, Мировым банком и другими организациями.

Банк России использует тот же инструментарий ДКП, что и центральные банки во всем мире. Однако в РФ он дополнен мерами валютного регулирования.

Кроме того, ДКП дополняется банковским регулированием – системой мер, с помощью которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное, безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие явления и тенденции.

К основным методам денежно-кредитной политики ЦБ РФ относятся:

· регулирование нормативов обязательных резервов;

· проведение операций на открытом рынке;

· рефинансирование коммерческих банков;

· установление ориентиров роста денежной массы;

· введение прямых количественных ограничений.

· изменение процентной ставки по операциям Банка России;

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг. Суть метода заключается в покупке или продаже Центральным Банком РФ ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, а продавая их – изымает часть денег из обращения.

Читать еще:  Денежная реформа 1924

Рефинансирование банков – это предоставление Банком России кредитов коммерческим банкам, в том числе переучет векселей. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов и предоставления ломбардного кредита.

Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемы Центральным Банком РФ исходя из задач денежно-кредитной политики.

Ломбардный кредит – это форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог ценных бумаг.

Исходя из роли валютного курса и его влияние на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, устанавливает и публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам, регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция – она заключается в купле-продаже Банком России иностранной валюты на межбанковском или биржевом рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике.

Наряду с валютной интервенцией ЦБ РФ может применять ряд административных мер:

· решение об обязательной продаже части экспортной выручки;

· лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке;

· разработка совместно с Таможенным комитетом системы мер экономического и административного воздействия на экспортеров и импортеров – валютного контроля.

Обязательные резервы – это депонируемая в ЦБ часть обязательств кредитной организации. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок депонирования в ЦБ устанавливается Советом директоров Банка России.

Нормативы обязательных резервов в соответствии с российским законодательством не должны превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций.

Прямые количественные ограничения – это установление максимального уровня ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.

В соответствии с законодательством ЦБ РФ может применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях, в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Установление ориентиров роста денежной массы – это регулирование количества денег в обращении. ЦБ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Это называется денежным таргетированием.

Количество денег в обращении определяется величиной агрегата М2. При определении ориентиров роста денежной массы центральные банки исходят из предполагаемой динамики реального ВВП, уровня инфляции и скорости обращения денег. Первые два показателя находятся в прямой зависимости от М2, последний – в обратной.

Управление наличной денежной массой (агрегат М0) – это регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые Банком России

ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. ЦБ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Банк России в целях обеспечения надежности и устойчивости коммерческих банков устанавливает обязательные нормативы:

1) Нормативы ликвидности коммерческих банков определяются:

а) соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов;

б) соотношение ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, другие легко реализуемые активы) и суммарных активов.

2) Норматив достаточности капитала – определяется как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных с учетом риска.

3) Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан – предельное соотношение общей суммы вкладов граждан и величины собственных средств (капитала) банка.

4) Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам – определяется в процентах от собственных средств банка и не может превышать 20 %.

Кроме того, Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размера риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика — это политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. В ее основе лежат разные теории, и в частности теория монетаризма.

Монетаризм — экономическая теория, согласно которой изменение количества находящихся в обращении денег является определяющим фактором формирования цен, доходов и занятости.

Как экономическое учение монетаризм возник в середине 50-х годов и первоначально назывался доктриной Чикагской школы. Во главе ее стоял профессор М.Фридмен, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1976 г. С конца 70-х годов монетаризм стал наиболее популярной экономической школой и официальной экономической докт­риной правительств многих стран. С переходом рос­сийской экономики на рыночные отношения эта теория стала приме­няться и в нашей стране.

Экономические циклы связаны прежде всего со значительными ко­лебаниями в темпах роста денежной массы. Поэтому главным инструментом регулирования экономики монетаристы считают не бюджет, не норму ссудного процента, а изменение денежной массы, находящейся в обращении (отсюда и название теории).

В соответствии с денежным правилом (монетарным правилом) Фридмена увеличение денежной массы (на 3-5 % в год) надо прово­дить систематически, постепенно и независимо от конъюнктуры и цик­лических колебаний. Установление таких ориентиров роста денежной массы называется таргетированием.

Цель таргетирования заключается в том, чтобы стабильным рос­том денежной массы обеспечить экономический рост и сгладить конъ­юнктурные колебания.

В случае нарушения «правила», при темпе денежных вливаний в экономику более 3-5 % в год, будет происходить раскручивание инф­ляции, а при росте денежной массы менее 3-5 % в год темп прироста ВНП будет снижаться.

Современные теоретические модели монетарной политики являются синтезом кейнсианской теории денег, денежно-кредитного регулирова­ния и монетаризма. Так, если в долгосрочном плане в денежно-кре­дитной политике преобладает монетаристский подход, то в краткос­рочном плане центральные банки сосредоточивают свои усилия на ре­гулировании процентной ставки, а это является ключевым моментом кейнсианской теории.

В нашей стране единую государственную денежно-кредитную поли­тику разрабатывает и проводит Банк России. Ее основные направления на предстоящий год предоставляются не позднее 1 декабря в Государственную Думу. Предварительно основные направления единой государственной денежно-кредитной политики представляются Прези­денту и Правительству РФ.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики включают:

— анализ состояния и прогноз развития экономики страны;

— основные ориентиры, параметры и инструменты единой госу­дарственной денежно-кредитной политики.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России может устанав­ливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Кроме того, закон предусматривает возможность проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

В современных российских условиях высокие процентные ставки усугубляют экономическую си­туацию и не способствуют экономическому росту. Производственная сфера практически лишена возможности кредитования из-за высоких процентных ставок.

Обязательные резервы — это средства коммерческих банков, хра­нящиеся в центральном банке на беспроцентном счете в соответствии с принятыми нормами.

Депонирование части денежных средств, привлеченных коммерчес­кими банками в фонде обязательных резервов, производится с целью поддержания денежной массы на определенном уровне. Увеличивая или уменьшая норму отчислений, Центральный банк оказывает влияние на активность коммерческих банков на денежном рынке.

Величина и структура обязательных резервов в различных стра­нах неодинаковы. В нашей стране размер обязательных резервов и по­рядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом ди­ректоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

По состоянию на 8.07.2004 г. норматив обязательных резервов составлял 7%, с 1.08.2004 г. он равен 3,5% (по привлеченным средствам от банков-нерезидентов – 2%).

Средства, находящиеся в обязательных резервах, служат ресур­сом для поддержания ликвидности коммерческих банков и страховым фондом, который может быть использован для выплат компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка.

Операции на открытом рынке — это покупка или продажа на отк­рытом рынке ценных бумаг с целью регулирования объема денежной массы. Для этого используются различные виды обращающихся на рынке государственных ценных бумаг: казначейские векселя, государствен­ные облигации и прочие государственные ценные бумаги. Основная до­ля приходится на краткосрочные государственные ценные бумаги.

Читать еще:  Одномоментная денежная реформа это

Механизм операций на открытом рынке такой. В целях ограниче­ния денежной массы Центральный банк начинает активно предлагать государственные обязательства на открытом рынке. С увеличением предложения рыночная стоимость ценных бумаг уменьшается, процент­ные ставки по ним растут. Коммерческие банки активно скупают госу­дарственные обязательства, что приводит к сокращению банковских резервов, а следовательно, и к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков.

Для увеличения денежной массы в обращении Центральный банк начинает скупать государственные обязательства у банков. С увели­чением спроса на них рыночная цена этих бумаг растет, и процент­ная ставка по ним падает. Банки продают государственные обязатель­ства, что приводит к увеличению банковских резервов и, соответс­твенно, увеличению денежной массы.

Операции на открытом рынке — основной инструмент регулирова­ния денежной массы во многих экономически развитых странах. Важ­нейшими условиями их успешного использования являются развитая кредитная система и наличие развитого рынка ценных бумаг в стране.

Рефинансирование банков — это кредитование Банком России ком­мерческих банков. Рефинанси­рование банков проводится с целью увеличения кредитных ресурсов коммерческих банков, а также поддержания ликвидности их баланса.

Особая роль в процентной политике Банка России принадлежит ставке рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует остальные банки. Эта ставка является главным ориентиром при установлении коммерчес­кими банками рыночных процентных ставок.

Уровень ставки рефинансирования неоднократно изменялся: с 20% на 1.01.92 г. до максимального значения 210 % на 15.10.93 г. (после «черного» вторника 11 октября, когда резко упал курс рубля к дол­лару США). В конце 2004 г. ставка рефинансирования составляла 13%.

Ставка рефинансирования Банка России (аналогично официальным ставкам ЦБ в других странах) — один из главных инструментов денеж­но-кредитной политики. В ее основе лежит стремление повлиять на объем денежной массы и масштабы инфляции. Понижая ставку рефинан­сирования, банк делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения коммерческими банками кредитов на рынке, что влечет их удешевление. Такая политика проводится с целью оживления инвестиций и стимулирования экономического роста. Однако длительно проводимая политика «дешевых денег» является про­тиворечивой: с одной стороны, она стимулирует экономическую конъ­юнктуру, а с другой — способствует усилению инфляции.

Повышение ставки рефинансирования делает деньги дорогими, ве­дет к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но однов­ременно и к уменьшению инвестиционных ресурсов.

Валютные интервенции– купля-продажа Банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение де­нег.

Валютная интервенция — одна из форм валютной политики, кото­рая проводится Банком России с целью обеспечения устойчивости руб­ля.

Ориентиры роста денежной массы могут устанавливаться Банком России в виде одного или нескольких показателей денежной массы ис­ходя из основных направлений единой государственной денежно-кре­дитной политики.

Прямые количественные ограничения — это установление Банком России лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Прямые количественные ограничения Банк России вправе приме­нять в исключительных случаях и только после консультаций с Прави­тельством РФ.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России аналогичны применяемым центральными банками других стран. Однако в силу переходного состояния российской экономики, неразвитости ры­ночных отношений в производстве и кредитно-финансовой сфере, Банк России не может в полной мере использовать такие рыночные инстру­менты, как учет и переучет векселей, проведение ломбардных опера­ций и операций на открытом рынке. Поэтому в практике работы Банка России сочетаются рыночные и административные методы.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

8. Выпуск от своего имени облигаций. Банк России в целях реализации ДКП может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров утвердительного решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. (гл 7 ФЗ «О ЦБ РФ»)

8. Денежные системы: элементы, особенности функционирования современных систем

Денежная система – исторически сложившаяся форма организации и регулирования денежных отношений, закрепленная национальным законодательством.

Денежная система сформировалась в 16-18 вв. в связи с возникновением и развитием капиталистического производства.

Д.сист. делятся на сист. метал. обращения – это система, при кот ден.товар непосредственно обращается и выполняет все функции деньги. Система бумажно –кредитного обращенияэто ден система при кот все функции денег выполняют не разменные на золото бумажные и кредитные деньги.

Система металлического обращения делится на:

биметализм(д.сист. при которой в обращении 2 металла, вкл: 1) систему параллельной валюты – 2 металла используются в обращении свободно по рын. курсу обмениваются на рынке;. 2.) система двойной валюты – 2 металла использ в обращении по жестко фиксированному курсу, установлен гос-вом; 3) сист хромающ. валюты – 2 металла использ в обращении не на равных основаниях т.е. один металл вытесняет другой и

Читать еще:  Важнейшим условием стабильности денежной единицы является

монометализм (д.сист. при которой в обращении использ 1 металл в качестве всеобщ эквивалента. 1) золотомонетный стандарт – золотые или серебрянные монеты в качестве всеобщего эквивалента. 2) золотослитковый – в обращении использ бум или кредитные деньги, обеспеч золотом и обмениваемые на него при предъявлен опред кол-ва денег; 3) золотодивизионный — использ бум или кредитные деньги не разменные на золото, но размен на валюту (дивизы), в свою очередь разменную на золото, так называемое косвенное обеспечение денег.

Во всех денежных системах существует 5 элементов:

1 Денежная единица – установленный в закон-ном пор-ке денеж. знак, который является законным платежным ср-вом на территории страны и служит для соизмерения и выражения цен на товары.

1) с точки зрения делимости:

— денежные знаки с десятичной системой делимости

— недесятичной системой делимости.

2) с точки зрения конвертируемости денежного знака;

— неконвертируемые – не могут обмениваться на ден.знаки других стран.

— частичноконвертируемые –обмен не ден.знаки других стран разрешен только внутри страны.

— свободноконвертируемые – могут свободно обращаться за пределами страны.

3) с точки зрения как устанавл-ся обменный курс нац-ной валюты:

— денежные знаки с плавающим обменным курсом – устанавливается в процессе свободного обмена на свободном рынке одной валюты на другую в зависимости от спроса и предложения;

— фиксированный – устанавливается государством в зависимости от политической конъюнктуры (жестко фиксированный — уст-ся гос-м на длительный срок без учета экон.состояния страны. Мягко фиксированный – устанавливается гос-м в зависим-ти от изм-я выбранного показателя)

— с частично регулируемым обменным курсом – устанавливается ЦБ страны в зависимости от какого-то финансового индикатора

2 Масштаб цен – соотношение между стоимостью ден.единицы и ценами на товары и услуги(т. е. устанавливается покупательная способность ден. ед-цы и то кол-во товара, к-рое можно купить на нее)

Существует 2 способа установления масштаба цен:

1) в рыночной экономике масштаб цен устанавливается в процессе свободного рыночного обмена;

2) в социалистич. странах – устанавливается государством. Для этого создается специальный орган

3 Виды денег — это виды законных платежных средств, установленные законодательно.

Выделяют 2 вида денег:

В соответствии с которыми различают наличный и безналичный ден.оборот и %-е соотношение между ними называют структурой ден оборота.

Законными платежными ср-вами на терр. РФ явл-ся рубль и разменная монета, к-рая приравнивается к рублю в соотношении 1/100 (наличные; безналичные).

4 Эмиссионный механизм – законод-но установленный процесс обеспечения выпуска, хранения и изъятия из обращения денег.

1) наличная эмиссия – в настоящее время во всех странах нал. деньги эмитируются самим гос-вом, т.е. во всех странах существует государственная монополия на эмиссию наличных денег.

Во всех странах это осуществляет только ЦБ, в некоторых странах казначейство (т. е. смешанный механизм).

2) безналичная эмиссия ч/з кредитование (только ЦБ) ЦБ кредитует КБ-ки и Правительство (при наличии дефицита бюджета). КБ-ки кредитуют клиентов (физ. и юр. лиц), а Правительство финансирует бюджетные организации.

5 Органы, регулирующие ден. обращение (РФ).Под этим эл-том поним-ся сис-ма органов, контролир-щих и регулир-щих ден. оборот, наделенных правом контроля и надзора за суб-тами ден. оборота:

1) Закнодательные органы

Парламент страны (Федеральное собрание) – принимает законы, касающиеся денежных отношений

2) Исполнительные органы власти:

— Минфин принимает различные инструкции, положения, письма, касающиеся денежных отношений;

— ЦБ страны – инструкции, положения, письма;

3) Президент – указы в случае, если отсутствуют нормативные документы, касающиеся денежного оборота.

4) Органы, осущ-щие косв. управление денежными отношениями:

— Федеральная налоговая служба

— ФКЦБ – финансовая комиссия по ценным бумагам

Особенности современных денежных систем:

1) превалирующие позиции в эк-ке занимают финансовые рынки;

2) усиление роли государства в регулировании денежных систем;

3) усиление взаимосвязи внутренних ден. систем с м/д-ными;

4) усиление нестабильности фин-вых рынков и ден. сис-м в целом;

5) официальная отмена зол. стандарта практически во всех странах;

6) преимущ-ное развитие безналичного ДО перед наличным ДО;

7) используемые в обращении деньги явл-ся бумажно-кредитными. Бумаж. деньги выпуск-ся гос-вом в целях финансир-ния гос. расходов. Кредитные деньги выпуск-ся банками в рез-те кредитных операций.

8) выпуск банкнот в обращение только в порядке кредитования

9) усиление гос. регулирования ДО;

10) компь.теризация всех операций с деньгами.

9. Межбанковские расчеты (МБР) и система СВиФТ.

Межбанковские расчеты – расчеты, осуществляемые банками на основании отношений, установленных между ними, или в соответствии с заключенными с клиентами договорами на расчетно-кассовое обслуживание.

Законодательная база РФ

— ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

— Положение ЦБ «О межбанковских расчетах на территории РФ» 1997. и др.

Особенности МБР:

1. Осуществляются только в безналичной форме, в современном мире в электронной форме.

2. Производятся в пределах кредитового сальдо на кор.счете банка плательщика.

3. Используются официальные информационно-платежные средства для извещения о переводе денег в адрес получателя.(электронные платежи).

С точки зрения 1.участия банка в расчете различают внутрибанковские и МБР.2. с точки зрения применяемых платёжнох инструментов (требования, поручение, векселя, чеки, пластиковые карты) 3. с точки зрения применяемых клиентами плат.инструментов (банк.перевод, инкассо, аккредитив)

Все МБР основываются на схеме отправления межбанковских сообщений. Все МБР можно разделить на 3 вида: 1) чз ЦБ страны; 2) чз межбанковские счета (ЛОРО, НОСТРО); 3) чз небанковские учреждения (расчетные центры).

1)Через ЦБ МБР: Цель деятельности системы – обеспечение надежного, эффективного и безопасного осуществления расчетов.

В РФ более 90% всех МБР осущ.ч/з РКЦ ЦБ РФ

1. Банк и плательщик обслуживаются в одном РКЦ имеют свои счета. Плательщик денег выставляет платежное поручение к своему счету в Б- плательщика.

2.Получив плат поручение банк плательщика составляет и отправляет корреспонденцию и отправляет в РКЦ к своему счету.

3.Получив поручение(заявление на перевод) от банка РКЦ заполняет мемориал. ордер, в соответствии с ним счет банка плательщика уменьшается, счет банка получателя увеличив. После этого ЦБ в оба банка отправляется АВИЗО – сообщение, в банк плательщика дебетовое авизо, в банк получателя – кредитовое об изменеии ден.средств на счетах. КБ получив сообщение в конце операционного дня формируют выписку по счету клиента. Из банк выписки видно, что один счет увеличился, а др уменьшился. РКЦ не берут плату за перевод, но и не начисляют % на остатки.

Функции РКЦ: осуществление расчетов, кассовое обслуживание, осуществление учета и контроля расчетных операций.

Эта схема может выглядеть и по другому, если банк плательщика и получателя обслуживаются в разных РКЦ. Тогда может быть 2 варианта: или 2 РКЦ имеют счет др у друга, значит сообщение на перевод пойдет на прямую, а если не имеют счета – используется верхушка – РКЦ ЦБ РФ.

МФО(межфилиальный оборот) – оборот мд РКЦ. В настоящее время вся эта система компьютеризирована, объем платежей достигает гигантских цифр. Вся цепочка занимает 3-4 дня: от того момента, когда поручение принес плательщик и до того времени, когда деньги получил пол-ль.

2)чз межбанковские кор. Счета ЛОРО и НОСТРО.Данная система может быть использована если между 2 банками наблюдается постоянные, достаточно крупные суммы платежей. Для применения этой схемы банки должны открыть кор.сч. Счета могут открываться взаимные (на практике встречается редко), либо открывается один счет, т.е. используются односторонние кор отношения.

Банк плательщика открывает счет в банке получателя (для Б.плательщика это счет НОСТРО, а для Б.получателя ЛОРО) и отправляет поручение на перевод к своему счету в б- получателя. В соответствии с этим поручением, б- получателя кор счет уменьшает, др увел-ся.

Банк плательщ в банк получ поручение на перевод, банк получ (мо) в банк плательщика дебетовое авизо.

ЛОРО – счета банков корреспондентов в данном банке.

НОСТРО-счета данного банка в банках корреспондентах.

3) чз небанковские учреждения.Несколько банков создают расчетный центр, обычно в виде ООО.

Расчетн. палаты используют 2 метода осуществления платежей.

На валовой основе: предполагает что расч. палата сразу же после получения от банка клиента поручение на перевод производит все необходимые действия, т.е. в своем внутр. док-те (м/о) счет банка плательщика уменьшается, а получателя увеличивается и в адрес обоих направляются соответствующее авизо.

Клиринг (взаимозачет) все поступившие от банков клиентов поручения на перевод накапливаются в течении клирингового периода (пол дня, час, день). Этот период известен всем банкам, а в конце периода производится взаимозачет. В результате отправляется только 2 авизо (сальдовые).

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector