Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фактическое право на доход

Фактическое право на доход и применение соглашений об избежании двойного налогообложения

Правило о «фактическом праве на доход» — еще одно нововведение в российском налоговом законодательстве, принятое в рамках закона о деофшоризации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ). Не отменяя приоритет норм международных налоговых соглашений над российским законодательством, оно существенно уточняет механизм применения таких соглашений.

Основная идея такова: правомерно пользоваться освобождениями от налога или пониженными налоговыми ставками, предусмотренными международным налоговым соглашением, сможет только та иностранная организация, которая является «фактическим получателем» этого дохода (вправе самостоятельно им распоряжаться, не имеет обязательств по его дальнейшему перечислению иным лицам и пр.), и это должен учитывать российский налоговый агент (источник выплаты).

Цель – ограничить практику злоупотребления льготными положениями международных налоговых соглашений при осуществлении трансграничных выплат дохода (в частности, дивидендов в рамках холдинговых структур, роялти по лицензионным и сублицензионным соглашениями, процентов по займам при внутригрупповом финансировании).

Согласно п. 2 ст. 7 НК РФ, лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо (или иностранная структура без образования юридического лица, далее — ИСБОЮЛ), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (или ИСБОЮЛ) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (или ИСБОЮЛ).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, также признается лицо (или ИСБОЮЛ), в интересах которого иное лицо (или иная ИСБОЮЛ) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (или ИСБОЮЛ), указанной в абзаце первом п. 2 ст. 7 НК РФ, или непосредственно таким иным лицом (или иной ИСБОЮЛ).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые указанными лицами (или ИСБОЮЛ), а также принимаемые ими риски.

Если соглашением об избежании двойного налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения, в отношении доходов от источников в РФ для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в РФ не имело бы права на применение льгот или освобождений, предусмотренных налоговым соглашением.

Согласно п. 4 ст. 7 НК РФ, в случае выплаты доходов от источников в РФ иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:

1) если лицо, имеющее фактическое право на доходы – это резидент РФ (согласно НК РФ), налогообложение выплачиваемого дохода производится в соответствии с главами 23 или 25 НК РФ, без удержания налога у источника в РФ при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации — источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом ФНС России;

2) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора РФ по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора РФ применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором РФ.

Рекомендуемая форма сообщения о выплате доходов в адрес иностранного лица, не имеющего фактического права на их получение, содержится в Письме ФНС России от 20 апреля 2015 г. № ГД-4-3/6713@.

Позднее будет утвержден «Порядок информирования налогового органа источником выплаты доходов о выплате доходов иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), и такое лицо признаётся в соответствии с НК РФ налоговым резидентом РФ» (в настоящее время разрабатывается).

Как и ранее, при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Однако, теперь, помимо вышеуказанного подтверждения, налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров РФ вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Согласно редакции п. 1 ст. 312 НК РФ, вступающей в силу с 01.01.2017, предоставление иностранной организацией указанного подтверждения будет являться основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Статья 312 НК РФ предусматривает специальные правила, касающиеся выплаты дивидендов:

В случае, если в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров РФ), положения международных договоров РФ могут быть применены к иному лицу, если такое лицо прямо и (или) косвенно участвует в российской организации, выплатившей доход в виде дивидендов, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, документов, указанных в ст. 312 НК РФ.

При этом право на применение положений международных договоров РФ возникает у последующего лица, которое прямо участвует в лице, признавшем отсутствие фактического права на доход в виде дивидендов, в той части, которая соответствует такой доле участия. В случае признания последующим лицом отсутствия фактического права на доход в виде дивидендов, выплаченных российской организацией, право на применение положений международных договоров РФ возникает у последующего лица в соответствующей последовательности участия.

В случае, если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент РФ, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены налоговые ставки, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в ст. 312 НК РФ.

Применение ставки, установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ (0%), осуществляется при выполнении следующих дополнительных условий:

  • доля участия российского лица, имеющего фактическое право на дивиденды, в уставном (складочном) капитале (фонде) российского лица, выплачивающего дивиденды, а также иностранных организациях, через которые им осуществляется участие в капитале такого российского лица, составляет не менее 50% в период с даты выплаты дивидендов до окончания налогового периода, в котором осуществляется выплата дивидендов;
  • сумма дивидендов, фактическое право на которые имеет российское лицо, составляет не менее 50% от общей суммы распределяемых дивидендов.

Налоговый агент, выплачивающий доход в виде дивидендов, для применения положений международных договоров РФ и (или) ставок налога, установленных НК РФ, в дополнение к документам, указанным в пункте 1 статьи 312, вправе запросить у иностранной организации, получившей доход в виде дивидендов, и лица, имеющего фактическое право на дивиденды, следующую информацию (документы):

1) подтверждение, что эта иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров РФ);

2) информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, распределившей дивиденды, а также государства (территории) налогового резидентства лица).

Особенности исчисления и уплаты налога с доходов в виде дивидендов, удерживаемого налоговым агентом, установленные статьей 312 НК РФ, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, выплачивающими доход в виде дивидендов, в случае, если фактическим получателем дохода признается физическое лицо – налоговый резидент РФ. При этом применяется налоговая ставка, установленная пунктом 4 статьи 224 НК РФ (с 1 января 2015 г. – 13%, а не 9% как было ранее).

Фактическое право на доход у холдинговых компаний: обновленная позиция ФНС России

13 августа 2019 г. на сайте ФНС России опубликовано письмо от 08.08.2019 № ЕД-4-13/15696@ «О фактическом праве холдинговых компаний на доход от источников в Российской Федерации». Оно свидетельствует о достаточно серьезном изменении подхода Службы к проблеме, которая уже много лет является предметом налоговых споров и профессиональных дискуссий.

Читать еще:  Постановление правительства рф 1452

Холдинговые и инвестиционные компании встречаются во многих транснациональных структурах. Их функции обычно ограничиваются сделками по приобретению и отчуждению акций, долей участия в других (операционных и прочих) компаниях группы, инвестиционной и финансовой деятельностью, защитой активов от недобросовестных действий третьих лиц и т.д. Соответственно, их деятельность и существенность присутствия в стране регистрации (персонал, офис, объем сделок) зачастую менее масштабны, чем, например, у операционных компаний.

До сих пор налоговые органы следовали подходу, что такие компании ни в каких случаях не обладают фактическим правом на получаемые ими дивиденды и иные доходы и, следовательно, не могут пользоваться пониженной ставкой налога, взимаемого у источника выплаты.

В письме от 08.08.2019 № ЕД-4-13/15696@ ФНС России справедливо указывает на недопустимость формального подхода к этому вопросу: «Упоминание «холдинговой деятельности» и «инвестирования» среди заявленных видов деятельности иностранного получателя дохода, не может являться самостоятельным и достаточным критерием в пользу наличия или отсутствия фактического права на доход».

ФНС разъясняет налоговым инспекциям, что в таких случаях «необходимо проводить анализ на наличие признаков искусственности в деятельности холдинговой компании, в том числе признаков отсутствия самостоятельности в части принимаемых решений по отношению к принадлежащему компании активу и в отношении рассматриваемого дохода от источника в Российской Федерации».

Это разъяснение – безусловно, важный шаг в направлении сближения российской правоприменительной практики и концепции фактического права на доход, как она понимается в Комментариях к Модельной конвенции ОЭСР. Ключевой признак фактического права на доход – это самостоятельность в распоряжении доходом, а не количество сотрудников, площадь офиса или уплачиваемые холдинговой компанией налоги. Поэтому создание существенного присутствия в стране регистрации, возможно, может оправдать пользование льготами по соглашениям об избежании двойного налогообложения, но является лишь косвенным, но не единственно возможным и не всегда достаточным, свидетельством самостоятельности компании.

Очевидно, следующая проблема, которую предстоит разрешить на практике, — это выявление признаков несамостоятельности в принятии решений холдинговой компанией. Ведь каждая компания, состоящая в группе, испытывает влияние или даже «подконтрольна» (в терминологии налоговых органов) материнской компании, головной компании группы или даже конечным бенефициарам. Это нормальное свойство любой группы компаний, а не только тех из них, кто хочет воспользоваться налоговыми льготами. Необходимо разграничить влияние головной компании, акционеров на дочерние общества, которое, безусловно, имеет место в любой группе, от ситуации, когда руководство дочерних обществ согласовывает с головной компанией любые существенные управленческие решения и фактически самостоятельных решений не принимает.

Остается надеяться, что в ближайшее время ФНС России определится и в этом вопросе, а налоговые органы перестанут ссылаться на «подконтрольность» каждый раз, когда им требуется обосновать вывод о незаконной налоговой оптимизации.

О чем подумать, что сделать

Позиция ФНС России может стать серьезным аргументом в случае разногласий с налоговыми инспекциями по поводу фактического права на доход у получателя – холдинговой компании. Между тем, транснациональным группам, в составе которых есть такие компании, следует изучить степень самостоятельности руководства холдинговых компаний при принятии решений – как в отношении распоряжения полученными доходами, так и в отношении принадлежащих им активов. Этот анализ должен быть проведен не только по формальным корпоративным документам, в которых установлены полномочия руководства компании, но и по иным документам, которые могут свидетельствовать о самостоятельности принимаемых решений. Компании следует собрать доказательства («защитный файл»), которые в случае претензий налогового органа могут подтвердить достаточную степень самостоятельности холдинговой компании.

Помощь консультантов

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом консультирования по вопросам международного налогообложения и готовы оказать необходимую помощь в анализе холдинговых компаний – получателей дивидендов в рамках транснациональной группы. По итогам анализа мы предоставим обоснованную оценку о наличии у этих компаний фактического права на доход и риска отказа в признании этих компаний фактическими получателями дохода, дадим рекомендации о формировании «защитного файла» — доказательств самостоятельности холдинговых компаний для целей применения соглашений.

Подтверждение фактического права на получение дохода

Российская организация перечисляет по лицензионному договору авансовые платежи и роялти иностранной организации, в страну с которой у РФ существует конвенция об избежании двойного налогообложения. Если до даты выплаты дохода иностранной компании налоговый агент получит документальное подтверждение, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве с которым у РФ существует конвенция об избежании двойного налогообложения и подтверждение фактического права на получение дохода, у налогового агента появляется основание для освобождения такого дохода от удержания налога.

Подаются ли до выплаты дохода документы подтверждающие основание для освобождения от налога в налоговый орган или достаточно просто располагать ими? Если подаются, то в какой форме? В п.2 статьи 312 НК РФ описана только процедура возврата уже перечисленного налога по конвенции. Какова процедура освобождения? Существует ли форма заявления для этого случая?

В какой форме должно быть подтверждение фактического права на получение дохода? В виде гарантийного письма?

До даты выплаты доходов документы, подтверждающие постоянное место нахождения иностранной организации и фактическое право на получение дохода, представляются налоговому агенту. Законодательно не установлено требования о представлении этих документов в налоговые органы до даты выплаты доходов. Поэтому налоговый агент должен просто располагать ими. Оформлять в данном случае какое-либо заявление для применения положений международных соглашений не нужно.

Форма документа, а также требования к составлению подтверждения фактического права иностранной организации на доход законодательно не установлены. По разъяснениям Минфина, предпочтение отдается содержательной части документов. С нашей точки зрения, такой документ может быть получен в форме гарантийного (заверительного) письма, подтверждающего, в частности, тот факт, что иностранная компания ведет самостоятельную коммерческую деятельность и самостоятельно распоряжается полученным доходом. При этом НК РФ не обязывает налогового агента самостоятельно выявлять лицо, имеющее фактическое право на получение доходов.

В п.1 ст.312 НК РФ указано, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Таким образом, подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, а также подтверждение того, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода, представляется до даты выплаты доходов налоговому агенту. Тогда налоговый агент вправе применять положения международных соглашений. В этом случае налоговому агенту достаточно располагать указанными документами до даты выплаты доходов.

При этом следует иметь в виду, что сведения о документе, подтверждающем постоянное местонахождение (резидентство) в иностранном государстве, указываются в Разделе 3 Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утв. Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ (строки 060 — 080 подраздела 3.1, строки 050 — 070 подраздела 3.3). В частности, указываются дата и номер такого документа.

Представлять непосредственно само подтверждение в налоговые органы в данном случае не требуется, за исключением случая, когда налоговые органы затребуют документ в рамках проверки (п.1 ст.93 НК РФ). Таким образом, документ должен быть в наличии. При этом если иностранная организация представила подтверждение до даты выплаты доходов, дополнительно представлять налоговому агенту (или в налоговые органы) какое-либо заявление не требуется.

Что касается подтверждения того, что иностранная организация имеет фактическое право на доход, то согласно п.2 ст.7 НК РФ лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Читать еще:  Полномочия правительства рязанской области

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абз.1 п.2 ст.7 НК РФ, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в п.2 ст.7 НК РФ (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски. При этом наличие фактического права на доходы определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.

Форма или требования к документу, подтверждающему фактическое право иностранной организации на соответствующий доход, законодательно не установлены. Как указывает Минфин, отсутствие в НК РФ упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации (Письма Минфина России от 27.12.2018 N 03-08-05/95476, от 13.11.2018 N 03-08-05/81549 и др.).

В этой связи наряду с другими документами (информацией) в качестве подтверждений наличия у иностранного получателя фактического права на получаемый доход могут приниматься в том числе письменные подтверждения иностранной организации статуса бенефициарного собственника в отношении дохода от российского источника в форме письма, подписываемого директорами иностранной организации (Письмо Минфина России от 19.12.2018 N 03-08-05/92537). В письме от 21.11.2017 N 03-08-05/76939 также отмечено, что наряду с другими документами (информацией) могут приниматься в том числе документы финансовой отчетности, составленной по стандартам МСФО, заверенные аудиторской компанией.

Таким образом, поскольку конкретного перечня документов, необходимых для определения фактического получателя дохода, в НК РФ не содержится, перечень, форма, содержание и порядок получения документов, подтверждающих (опровергающих) фактическое право иностранных организаций на выплачиваемые доходы, организация определяет самостоятельно, исходя из конкретных операций, совершаемых ею с иностранными организациями, а также субъектно-правового состава этих иностранных организаций.

По смыслу подтверждение фактического права на получение дохода может быть получено в виде любого документа. В том числе, такое подтверждение, на наш взгляд, может быть получено в форме гарантийного (заверительного) письма, подтверждающего, в частности, тот факт, что иностранная компания ведет самостоятельную коммерческую деятельность и самостоятельно распоряжается полученным доходом.

Добавим: п. 1 ст. 312 НК РФ формально не обязывает налогового агента самостоятельно выявлять фактического получателя дохода.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Лицо, имеющее фактическое право на доходы

Лицо, имеющее фактическое право на доходы — лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Комментарий

Термин «Лицо, имеющее фактическое право на доходы» был введен федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» .

Смысл этого понятия в том, что если для получения налоговой выгоды используются номинальные лица, то суть налоговых правоотношений и налоговые последствия устанавливается с учетом лиц, имеющих фактическое право на доходы.

Пример

Российская организация выплачивает дивиденды иностранной компании AA ltd из Республики Кипр. Акционером компании AA ltd является компания BB ltd из Британских Виргинских островов (BVI).

У России с Республикой Кипр действует соглашение об избежании двойного налогообложения, по которому ставка налога на дивиденды составляет 5% (вместо базовой ставки 15%).

Налоговый орган выяснил, что AA ltd не является фактическим получателем дохода, так как не имеет штата сотрудников (только руководитель), а полученные от российской компании дивиденды в полном объеме были в течение недели перечислены в пользу BB ltd из Британских Виргинских островов.

В таком случае в применении льготной ставки налога на дивиденды 5% (по соглашению об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр) может быть отказано и применена ставка налога на дивиденды 15% (по ст. 284 НК, так как у России нет соглашения об избежании двойного налогообложения с BVI).

Термин «Лицо, имеющее фактическое право на доходы» связан с Концепцией бенефициарного собственника — применяемая в налогообложении концепция, согласно которой льгота в виде пониженной ставки налога при выплате доходов иностранной компании, применяемая согласно международного соглашения, применяется только если эта иностранная компания является бенефициарным собственником.

Обзор судебной практики по вопросу «Лицо, имеющее фактическое право на доходы» представлен документах:

Статья 7 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ):

2. Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом настоящего пункта, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски. При этом наличие фактического права на доходы определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.

3. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

4. При выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы, при этом налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:

1) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с настоящим Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации — источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.

3) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое не распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса.

Связаные темы

Концепция бенефициарного собственника — применяемая в налогообложении концепция, согласно которой льгота в виде пониженной ставки налога при выплате доходов иностранной компании, применяемая согласно международного соглашения, применяется только если эта иностранная компания является бенефициарным собственником.

Читать еще:  Как правильно начислить резерв по отпускам

Эффективная ставка налога — реальная налоговая ставка конкретного налогоплательщика, которая определяется как отношение налога, фактически начисленого за период к налоговой базе (экономическая базе) за этот же период.

Фактическое право на доход и НДФЛ

У работодателя существуют обязанности налогового агента в отношении подоходного налога с выплат в пользу работников. Об этом напоминает Минфин России в письме от 20.01.2020 № 03-04-07/2404.

Налоговый агент по НДФЛ

Налоговые агенты – это лица, которые обязаны исчислить, удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет.
Налоговыми агентами по НДФЛ признаются:

нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой или имеющие адвокатские кабинеты;

обособленные подразделения иностранных компаний.

Они обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых физическим лицам – налогоплательщикам, и перечислять в бюджет НДФЛ (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ).
Для реализации своих обязанностей налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Уплата НДФЛ должна производиться исключительно с выплат физическим лицам. Уплачивать налоги из собственных средств налоговый агент не вправе.
Обратите внимание: в Налоговом кодексе установлены разные сроки уплаты для различных видов выплат.

Резидент или нет?

Для правильного исчисления налога нужно установить, является ли физическое лицо резидентом или нет. Это важно, так как для них установлены разные налоговые ставки для налогового резидента – 13 процентов, для нерезидента – 30 процентов.
Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на выезды его за пределы территории РФ для лечения или обучения на срок менее 6 месяцев, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с работами (услугами) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Фактическое право на доход

Налогообложение доходов зависит от того, известно ли источнику выплаты лицо, имеющее фактическое право на доходы. Это такое лицо, которое имеет право самостоятельно пользоваться или распоряжаться доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться этим доходом (п. 2 ст. 7 НК РФ).
Обратите внимание: выполнение лицом функций в качестве управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц или в их интересах, не может являться основанием для признания его лицом, имеющим фактическое право на доход. Об этом писал Минфин России в письме от 02.10.2019 г. № 03-08-05/75776.
Таким образом, российская организация, выплачивающая доход, должна оценивать, является ли ее иностранный контрагент фактическим получателем выплачиваемого дохода. Если получателем дохода оказывается иностранное лицо, то налоги определяются по правилам международного соглашения страны, резидентом которой является. Но нужно подтвердить, что упомянутый получатель имеет постоянное местонахождение за рубежом.

Фактический получатель дохода – налоговый резидент РФ

Если же получатель дохода обладает статусом резидента Российской Федерации, то налогообложение производится в соответствии с Налоговым кодексом.
Чиновники в комментируемом письме отмечают, если при выплате дохода иностранному получателю, фактическим правом на который обладает российское физическое лицо, налоговый агент обязан удержать с суммы такой выплаты соответствующую сумму НДФЛ.
Фактическое право на доходы нужно определять по каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.

Сроки уплаты НДФЛ

Удержанный НДФЛ надо перечислить в бюджет в следующие сроки (п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ):

с зарплаты, включая выплаченный за первую половину месяца аванс, – не позднее дня, следующего за днем выплаты зарплаты за месяц (окончательный расчет);

с зарплаты при увольнении — не позднее дня, следующего за днем выплаты зарплаты при увольнении;

с отпускных и больничных (включая пособие по уходу за больным ребенком) — не позднее последнего дня месяца, в котором выплачивались отпускные или больничные (п. 6 ст. 226 НК РФ);

любые другие доходы, включая доходы в натуральной форме, — не позднее дня, следующего за днем выплаты любых других доходов.

Если крайний срок перечисления НДФЛ выпадает на выходной, то он переносится на ближайший рабочий день.

Когда нет возможности удержать НДФЛ

В случаях, когда кому-либо выплачен доход, но нет возможности удержать налог из этого дохода, предстоит сообщить об этом в инспекцию — до 1 марта. Сообщают в инспекцию по установленной форме — в виде справки 2-НДФЛ, в которой проставляют признак «2». В ней указывают сумму дохода, с которого не удержан налог, и сумму неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Физическому лицу придется заплатить не удержанный с него работодателем налог самостоятельно не позднее 1 декабря. Инспекция пришлет ему налоговое уведомление, поэтому декларацию 3-НДФЛ ему подавать не придется (подп. 4 п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).

Неуплата НДФЛ

Невыполнение налоговым агентом своих обязанностей — повод для штрафа со стороны контролирующих органов.
Если вы должны были удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, но не удержали и (или) не перечислили его, то налоговый орган вас оштрафует. Штраф установлен частью 1 статьи 123 Налогового кодекса, устанавливающей ответственность налогового агента:

за неудержание налога или неполное удержание налога;

неперечисление налога (удержали, но не перечислили налог);

несвоеврменное перечисление налога (удержали, но не перечислили налог в срок);

неполное перечисление налога (удержали, но перечислили не всю сумму налога).

Размер штрафа — 20% от суммы налога, которую вы не удержали и (или) не перечислили в бюджет.
Но штрафа можно избежать при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет представлен в налоговый орган в срок;

в нем отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджет сумма налога, не перечисленная в срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу.

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-04-07/2404 от 20.01.2020

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел Письмо от 10.12.2019 по вопросу исполнения организацией функции налогового агента по налогу на доходы физических лиц и сообщает.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что при выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы, и, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации – источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом в указанном случае российской организацией, выплачивающей доход, не удерживается налог с иностранного лица, не имеющего фактического права на выплачиваемые доходы (их часть), однако согласно соответствующим положениям Кодекса она будет выступать налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским резидентом – фактическим получателем.

Согласно положениям пункта 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате на основании пункта 4 статьи 226 Кодекса.

Аналогичный по сути порядок исчисления, удержания и уплаты налога налоговыми агентами предусмотрен положениями статьи 226.1 Кодекса в отношении доходов по операциям с ценными бумагами, по операциям с производными финансовыми инструментами.

Таким образом, при выплате дохода иностранному получателю, фактическим правом на который обладает российское физическое лицо, российский налоговый агент обязан удержать с суммы такой выплаты соответствующую сумму налога на доходы физических лиц.

Дополнительно информируем, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector