Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Частота проверок для средней категории риска

Памятка Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

1. Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

2. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806.

В настоящее время риск-ориентированный подход распространен на 39 видов государственного контроля (надзора). Так, с августа 2016 года с применением риск-ориентированного подхода осуществляется государственный контроль (надзор) органами государственного пожарного надзора, надзора в области связи, санитарно-эпидемиологического надзора. В феврале 2017 года риск-ориентированпый подход распространен на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется соответствующим органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются постановлениями Правительства Российской Федерации отдельно по каждому из видов государственного контроля (надзора).

5. Законодательством предусмотрены следующие категории риска и классы опасности.

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий риск

плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

плановая проверка проводится не чаще одного

раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

плановые проверки не проводятся

Присвоенная категория риска и класс опасности влияют на частоту проведения мероприятий государственного контроля (надзора). Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся плановые проверки.

Объекты контроля, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшей категории риска или классу опасности и плановые проверки в отношении таких объектов не проводятся.

6. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.

7. Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

8. Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).

Заявление должно содержать следующие сведения: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту); информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности; адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); об отказе в удовлетворении заявления.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявлепия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

Читать еще:  Критическое значение коэффициента риска это

Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.

В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

Как узнать категорию риска компании для трудовой проверки

Риск — это экономическая категория, отражающая вероятность возникновения неблагоприятных последствий с учетом влияния обстоятельств, которые можно или нельзя контролировать. Например, наниматели рискуют быть наказанными, если они игнорируют нормы ТК РФ. С 2018 года при проверке работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства используется риск-ориентированный подход, а все организации и ИП делятся по категориям риска.

Закон требует публиковать категории рисков предприятия на официальном сайте Роструд РФ, чтобы у бизнеса была информация. И ведомство регулярно публикует эти данные, ежегодно обновляя сведения. Но общественности доступен только перечень работодателей по категориям риска «высокий» и «значительный». Их в первую очередь проверяют, т. к. Роспотребнадзор и иные органы считают предприятия этого уровня самыми неблагополучными (нарушения регистрируются вновь и вновь).

Способа, как узнать категорию риска организации по ИНН на сайте Роструда, пока не придумали. Единственное — вы по ИНН проверяете себя в списках работодателей с высоким и значительным уровнем опасности.

Если в этих двух списках вас нет, как узнать, какую категорию риска присвоил компании или предпринимателю Роструд? Самое простое — подать запрос в ГИТ. Ответ на запрос, по закону, присылают в течение 15 рабочих дней.

В чем суть риск-ориентированного подхода

Использование риск-ориентированного подхода (РОП) предусмотрено:

  • ст. 8.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

РОП — это способ организации надзора, в рамках которого суровость проведения проверок контролирующими органами зависит от присвоенной категории риска по охране труда компаниям и ИП. При присвоении класса опасности во внимание принимается тяжесть результатов несоблюдения ТК РФ.

При проведении проверок используется подход, при котором пристальное внимание проверяющих органов уделяется потенциально неблагополучным предприятиям. Благодаря этому, число проверок в отношении добросовестных работодателей уменьшается.

Как оценивают степень опасности причинения вреда

На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — это Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.

В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность. В зависимости от этого показателя работодателей делят на следующие классы:

С 1 января 2020 года все предприятия обязаны перейти на новые правила оценки категорий риска и классов опасности

Опубликовано: 18.11.2019 Рубрика: Новости Автор: Единый Стандарт

В Постановление Правительства Российской Федерации № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (от 17 августа 2016) был внесён ряд поправок, касающихся отнесения юридических лиц к определённому классу профриска. Также были установлены сроки перехода предприятий к новым правилам оценки риска и опасности их деятельности. Так, 1 января 2020 г. официально вступает в силу новый порядок определения класса профессиональных рисков на предприятиях всех форм собственности.

Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан создать у себя систему управления охраной труда (ред., – СУОТ). И именно оценка профрисков является обязательным этапом при формировании СУОТ. Данные меры необходимы, чтобы исключить или минимизировать риски на рабочем месте сотрудника.

В Постановлении представлен перечень видов регионального государственного надзора, при проведении которых определение категории риска является обязательной мерой. Это экологический, строительный, жилищный, ветеринарный госконтроль, а также контроль в сфере регулируемых тарифов, защиты граждан от чрезвычайных ситуаций и надзор за состоянием автомобильных трасс регионального значения. Надзор по каждому критерию осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Суть нововведения заключается в том, что от категории риска и класса опасности объекта зависит форма, периодичность и объём региональных государственных проверок. Данная мера является обязательной и позволяет оптимизировать процесс государственного контроля (надзора) как для подконтрольного предприятия, так и для органов контроля. Порядок и сроки проведения проверки регламентированы положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В случае соответствия организации различным категориям риска, предприятию присваивается более высокие из них. И наоборот, объекты, которым не присвоены классы опасности, относятся к низким классам опасности. Информация о соответствии предприятия наивысшему классу опасности считается открытой и должна быть представлена на официальном сайте общего доступа. При оценке рисков также оценивается степень тяжести потенциального вреда при несоблюдении юридическими лицами обязательных требований, а также уровень сложности устранения возможных последствий.

Постановление регламентирует санкции при нарушениях порядка проведения оценки рисков. При первичном нарушении порядка оценки или игнорировании обязательных требований со стороны подконтрольного объекта, данное предприятие облагается штрафными санкциями до 80 тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП), при повторных нарушениях организации грозит административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. В свою очередь, юридическое лицо также имеет право подать заявление об изменении класса профриска или, в случае несогласия с решением уполномоченных органов о присвоении категории опасности, обжаловать таковое в административном порядке.

Читать еще:  Коэффициент риска рассчитывается как

Для проведения оценки профрисков не нужно иметь аккредитацию и лицензию, работодатель может это сделать самостоятельно. Исходя из практики, обращаться желательно к экспертам, которые имеют опыт разработки документации в области СУОТ, а также в компании, которые занимаются проведением специальной оценки условий труда. Потому как на сегодняшний день нет четких рекомендаций по формированию документации по результатам оценки профрисков, а также использованию методик при определении рисков, поэтому опыт работы в этой области является преимуществом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Батя-Роструд Определил Перечень Организаций, Деятельность Которых Отнесена к Категориям Высокого и Значительного Риска!

Приветствую, уважаемые друзья! Как мы уже знаем, проверки ГИТ должны осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, вопрос только в том, где и как узнать к какой категории риска отнесена организация. Про перечень организаций, которые были отнесены к категориям высокого и значительного риска, далее и пойдёт речь. Только сначала предыстория.

С чего начинался риск-ориентированный подход

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197 были внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875.

Изменениями было определено, что государственная инспекций труда должна осуществлять проверки с применением риск-ориентированного подхода.

Постановлением № 197 было определенно, что деятельность работодателей должна быть отнесена к определённой категории риска в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806.

Кто и как определят категорию риска

Отнесение деятельности к категориям риска осуществляется на основании:

  • решения главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • решения главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Какая периодичность проверок ГИТ с учётом риск-ориентированного подхода

Проведение плановых проверок ГИТ в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей зависит от присвоенной категории риска и должно осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

При низкой категории риска плановые проверки проводиться не должны.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», для работодателей, отнесённых к категории высокого риска, плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).

Более подробную информацию о риск-ориентированном подходе можно получить из прошлых заметок:

Перечни организаций, отнесённые к категориям высокого и значительного риска

Перечни организаций по категориям рисков размещены на сайте Роструда в разделе Планы проверок.

К высокому риску были отнесены организации согласно приказу Роструда от 14.06.2017 г. № 350 «Об отнесении деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к категории высокого риска». Этот же перечень организаций можно посмотреть на официальном сайте Роструда здесь.

Приказ Роструда № 350 опубликован не был.

Посмотреть перечень организаций, отнесённых к категории значительно риска, можно также на официальном сайте Роструда, а именно здесь.

Отслеживать обновление перечней нужно здесь.

Самостоятельно определить категорию риска можно с помощью онлайн калькулятора категории риска.

На этом всё. Если заметка оказалась полезной, то не проходим мимо рейтинговых звёздочек и формы комментариев, которые расположены чуть ниже 😉 Спасибо за участие!

Изменилась периодичность проведения плановых проверок в зависимости от категории пожарного риска

Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 года № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившее в силу 19 октября 2019 года, существенно ужесточило требования пожарной безопасности в отношении плановых проверок.

Более того, с отсрочкой до 1 января 2021 года оно отменит действующие Критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска, то есть целиком Приложение к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290, а также все изменения, которые в него вносились до текущего момента постановлениями Правительства РФ:

1. от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

2. от 26 мая 2018 года № 601 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290».

3. от 21 декабря 2018 года № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

На чем же отразились текущие перемены?

· Во-первых, это учащение существующих плановых проверок.

· Во-вторых, это «перестановка» групп объектов защиты между категориями риска, обобщение их описаний, переименование, снятие привязки объектов к подклассам по функциональной пожарной опасности.

Читать еще:  Ставка рыночного риска это

· В-третьих, это изменение условий понижения/повышения категории риска.

Результат этих нововведений мы обобщили в таблице ниже.

Таблица 1. Частотность плановых проверок объектов защиты, относящихся к различным категориям пожарного риска

(согласно Приложению к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре от 09.10.2019)

Классы / категории опасности

Категории пожарного риска

Описание группы объектов защиты

Периодичность проведения плановых проверок

1. Дошкольные и другие учреждения с одновременным пребыванием (или проживанием) более 10 детей.

2. Детские лагеря с круглосуточным пребыванием детей.

3. Геронтологические центры, специальные дома для инвалидов с одновременным пребыванием более 10 человек.

4. Объекты спецназначения для мобилизационной подготовки и мобилизации.

1. Объекты с временным пребыванием более 5000 человек единовременно (кроме объектов транспортной инфраструктуры).

2. Учебные заведения начального, основного и среднего общего образования.

3. Социальные и медицинские учреждения с проживанием или временным пребыванием людей в ночное время (кроме объектов чрезвычайно высокого риска).

4. Объекты обороны, военной инфраструктуры и спецназначения для стационарной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения.

1. Объекты для проживания или временного пребывания более 1000 человек единовременно (кроме жилых домов и объектов чрезвычайно высокого и высокого риска).

2. Культурно-просветительные и зрелищные организации в закрытых помещениях (кроме объектов высокого и чрезвычайно высокого риска).

3. Социальные и медицинские учреждения с временным пребыванием людей (кроме объектов высокого и чрезвычайно высокого риска).

4. Объекты высотой более 50 метров (кроме жилых домов и объектов чрезвычайно высокого и высокого риска).

5. Жилые «высотки» более 75 метров в высоту.

6. Учебные заведения профессионального образования и общежития образовательных организаций.

7. Объекты метрополитенов, автомобильные и ж/д тоннели, обеспеченные техническими средствами противопожарной защиты.

8. Аэропорты федерального значения, ж/д вокзалы вместимостью более 700 человек, морские и речные пассажирские порты.

9. Объекты категорий повышенной взрывопожароопасности и взрывопожароопасности.

10. Объекты, критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия.

11. Государственные объекты хранения материальных ценностей (Госрезерв, книгохранидища, архивы, таможенные терминалы).

12. Объекты обороны, безопасности, военной инфраструктуры и спецназначения.

13. Учреждения УИС и следственные изоляторы.

1. Объекты для проживания или временного пребывания более 200 человек единовременно (кроме жилых домов и объектов значительного, высокого и чрезвычайно высокого риска).

2. Жилые «высотки» от 28 м (кроме объектов значительного, высокого и чрезвычайно высокого риска).

3. Аэропорты локального значения, ж/д вокзалы вместимостью до 700 человек, морские и речные порты, автовокзалы.

4. Объекты категории пожароопасности.

5. Наружные установки категорий повышенной взрывопожароопасности и пожароопасности.

6. Дипломатические и консульские учреждения, представительства РФ за рубежом.

1. Объекты для проживания или временного пребывания более 50 человек единовременно (кроме жилых домов и объектов среднего, значительного, высокого и чрезвычайно высокого риска).

2. Объекты категорий умеренной и пониженной пожароопасности.

3. Наружные установки (кроме установок среднего и значительного риска).

Все объекты, не отнесенные к более высоким категориям риска.

Из таблицы можно увидеть, что в категории чрезвычайно высокого риска впервые появились объекты защиты, в то время как до выхода постановления Правительства РФ от 9 октября 2019 года № 1303 эта категория хотя уже и существовала (см. Приложение к «Правилам отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806), но «пустовала».

Плановые проверки теперь разрешено проводить чаще на 1–4 года, в зависимости от присвоенной объекту категории риска.

Кроме того, ФГПН в отношении территорий садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, земельных участков отныне осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований.

Основанием для проведения плановой проверки теперь является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты:

· ввода объекта защиты в эксплуатацию;

· окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.

В перечне (таблице) видов деятельности (утвержден постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 944) в сферах здравоохранения и образования, социальной сфере, осуществляемых ИП и частными организациями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, из столбца «Органы, осуществляющие проверки» был исключен государственный пожарный надзор в позициях, касающихся:

· оказания амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи;

· дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования.

Теперь в их отношении ГПН с установленной периодичностью не будет проводиться.

Что же касается правил понижения/повышения категории риска определенных объектов защиты, то они изменились следующим образом:

1. Поднимать или опускать объект защиты из одной категории риска в другую можно только на одну ступень.

2. В случаях, когда объект подходит для его помещения сразу в несколько категорий риска, он должен быть отнесен к категории с наибольшим риском.

3. Категорию высокого риска теперь можно понизить до категории значительного риска, и наоборот, значительный риск при наличии неблагоприятных условий может быть поднят до категории высокого риска (такие возможности, вероятно, появились из-за смещения (расширения) всей «шкалы» на одну ступень вверх, поскольку ранее понижать категорию риска с уровня «высокого» не представлялось возможным).

Кстати, МЧС России поручена разработка новых Критериев, проект которых должен быть представлен в Правительство РФ к декабрю 2020 года. По всей вероятности, они и заменят нынешнее Приложение к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, и начнут действовать в 2021 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector