Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Критерий оценки риска no 5 это

Приложение N 6. Критерии оценки рисков

Критерии оценки рисков
_______________________________________________________
полное наименование налогоплательщика, ИНН, КПП

Общее количество соответствия критериям налоговых рисков

Наименование критерия оценки рисков

Оценка критериев риска по периодам

Среднеотраслевой показатель за 2015

Среднеотраслевой показатель за 2016

Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности)

Осуществление видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты наличными денежными средствами, предоставление в значительных размерах займов другим организациям, что может свидетельствовать о сокрытии выручки (дохода)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля (в т.ч. содержащаяся в учетных данных, наличие ККТ) Приложение N 2 (п. 4)

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности (да, нет)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля

Для налогоплательщиков налоговых агентов и налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей по НДФЛ налоговыми рисками являются:

Отсутствие текущих платежей по НДФЛ при регулярном направлении денежных средств на выплату заработной платы (по данным банковских выписок), а также на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Применение налогоплательщиками — индивидуальными предпринимателями в декларациях 3-НДФЛ профессионального налогового вычета в размере, превышающем 95% от суммы полученного от предпринимательской деятельности дохода, что может свидетельствовать о включении в налоговый вычет расходов в завышенных размерах, повлекших получение незначительных сумм налоговой базы

Неотражение налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3-НДФЛ доходов от реализации имущества, а также доходов от реализации товаров (работ, услуг), выручка по которой была отражена в декларациях по НДС

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации, что может свидетельствовать о применении «конвертной схемы» выплаты заработной платы

Для плательщиков страховых взносов рисками являются:

Отсутствие текущих платежей по страховым взносам при регулярном направлении денежных средств на выплату заработной платы, перечислении текущих платежей по НДФЛ.

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля и из внешних источников Приложение N 4 (1-15)

Организация (индивидуальный предприниматель) относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов и исчисляет СВ по нескольким основаниям (основные тарифы, пониженные тарифы, дополнительные тарифы).

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля и из внешних источников

Наличие выплат физическим лицам, выполняющим разовые работы, через подотчетных лиц организации (индивидуального предпринимателя).

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля и из внешних источников

Заявлены значительные размеры сумм, не облагаемых страховыми взносами

Наличие выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории Российской Федерации (некорректное определение статуса)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля и из внешних источников

Наличие решений ФСС России о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля и от территориальных органов ФСС

Отклонение общей суммы исчисленных доходов физических лиц, отраженной в расчетах по форме 6-НДФЛ, от общей суммы выплат и вознаграждений исчисленных в пользу работников по данным РСВ

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля, Приложение N 4 (п. 17-19)

Отклонение в численности работников по данным РСВ от сведений, указанных в расчетах 6-НДФЛ, среднесписочной численности.

Занижение численности работников по сравнению с предыдущим отчетным (расчетным) периодом (с учетом нормальной миграции трудового населения, норм текучести кадров и пр. статистических данных).

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля и из внешних источников

Графа «Наличие риска» заполняется в следующем порядке:

— соответствует критериям оценки риска (отрицательная оценка), в том числе показатели ниже среднеотраслевых;

+ — положительная оценка, в том числе показатели выше среднеотраслевых;

X — не соответствует критериям оценки риска либо нет данных.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКОВ

В Приказе предусмотрены так называемые Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Обстоятельства, на которые нужно обратить внимание налогоплательщику при самостоятельной проверке соответствия финансово-хозяйственной деятельности указанным критериям оценки рисков.

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности)

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

10. Непредставление налоговому органу запрашиваемых документов

11. Необеспечение сохранности документов, а также их восстановления в случае утраты

12. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами)

13. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

14. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Прежде всего, как следует из Концепции, данными критериями руководствуются сами налоговики для выборки налогоплательщиков на выездную проверку.

Однако это не все критерии оценки рисков, по которым налоговики могут оценивать налогоплательщика. Им не запрещено учитывать и другие обстоятельства.

В частности, налоговому органу при оценке соответствия налогоплательщика критериям предписано анализировать возможность извлечения необоснованной налоговой выгоды (абз. 15 разд. 4 Концепции). Но даже если такой анализ ничего не показал, налоговикам ничто не мешает включить организацию в план проверок.

В Концепции не сказано, соответствие скольким критериям гарантирует включение налогоплательщика в план проверок. Поэтому даже при соответствии хотя бы одному критерию налогоплательщик может попасть под выездную проверку.

Обратите внимание!

С помощью критериев оценки рисков Концепция предлагает налогоплательщикам систематически самостоятельно проверять риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности и с их учетом своевременно уточнять свои налоговые обязательства (разд. 4 Концепции).

Следует подчеркнуть, что критерии носят рекомендательный характер и не обязательны для использования налогоплательщиками. Ведь такая обязанность не предусмотрена налоговым законодательством (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Поэтому уточнять налоговые обязательства необязательно. Но периодически оценивать риск включения в план выездных проверок, возможно, имеет смысл. Во всяком случае внимание со стороны налоговиков не станет для вас неожиданностью.

НИЗКАЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Налоговики могут заинтересоваться деятельностью налогоплательщика, если его налоговая нагрузка будет ниже среднего размера нагрузки по соответствующему виду экономической деятельности (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков).

В Приложении N 3 к Приказу приведены показатели налоговой нагрузки в расчете на одного налогоплательщика по основным видам экономической деятельности. С этими показателями налогоплательщику и надо сравнивать свои данные о налоговой нагрузке.

В настоящее время в указанном Приложении содержатся показатели нагрузки за 2006 — 2013 гг. В соответствии с п. 6 Приказа налоговики должны обновлять эти данные ежегодно и размещать их на официальном интернет-сайте ФНС России (http://www.nalog.ru).

Отметим, что на практике налоговики не всегда успевают обновить данные о показателях налоговой нагрузки. До момента их обновления должны использоваться данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены показатели налоговой нагрузки (п. 2 Приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@).

Читать еще:  Минимизация риска это

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Подготовлены на основании
Концепции системы планирования
выездных налоговых проверок,
утвержденных приказом ФНС России
от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.20071. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 1.
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога, равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

По налогу на прибыль организаций.

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.).

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации).

4) Официальные Интернет-сайты Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики составляет не более 100 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете составляет не более 100 млн. рублей;
— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации составляет не более 24,8 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей составляет не более 150 кв. метров;
— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 %.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п.3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п.п.4 п.1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая, с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 2.

В части налога на прибыль организаций:
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Двенадцатый критерий

  • На какие показатели деятельности ИП ориентируются инспекторы при выборе кандидатов для проведения проверки?
  • На какие сделки контролеры будут обращать внимание?
  • Какие признаки увеличивают риск возможной проверки?

Ильдар Резепов, начальник юридической службы ООО «Ай Пи Эр Медиа»

Оценка вероятности проверки

Опубликовано в журнале «Современный предприниматель» № 11 (ноябрь 2008 года)

Федеральная налоговая служба опубликовала 12-й критерий самостоятельной оценки рисков предпринимателей (приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ далее — Приказ). Речь идет о критериях отбора коммерсантов для проведения у них выездных налоговых проверок. Показатели определяют вероятность контроля, а также возможный объем налоговых претензий по его результатам.

Читать еще:  Налог ру риски бизнеса

Критерии оценки появились в прошлом году и разрабатывались на основе концепции планирования выездных проверок (утверждена приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, далее — Приказ от 30 мая 2007 г.). Подробно о них мы писали в «СП» № 10, 2007. Прежние критерии не изменились (таблица 1).

Таблица 1: Общедоступные критерии самостоятельно оценки рисков для налогоплательщиков

Сумма налогов, уплачиваемых ИП ниже среднего уровня по отрасли или по виду деятельности

Показатель определяется делением общей величины уплаченных налогов к выручке (обороту). Средние данные для сравнения приводятся в приложении 3 к Приказу от 30 мая 2007 г.

ИП отражает в отчетности убытки в течение нескольких лет подряд

Внимание привлекут убытки в течение 2-х и более календарных лет

Значительные суммы налоговых вычетов указанные в отчетности

Инспекторы обратят внимание если доля вычетов по НДС больше или равна 89 процентам от суммы начисленного налога за 12 месяцев

Соотношение доходов и расходов

Темп роста расходов предпринимателя превышает темпы роста доходов

Среднемесячная зарплата сотрудников

Выплаты ниже среднего уровня по данному виду деятельности в регионе

Информация об уровне зарплаты публикуется на официальных сайтах территориальных подразделений Росстата ( www.gks.ru ), сайтах региональных УФНС (их адреса можно найти на официальном сайте ФНС России). Кроме того можно подать запрос в местное отделение Росстата или налоговую

Работа на спецрежиме

Показатели деятельности периодически приближаются к предельным значениям, допускающим применение сперцежима

Инспекторы обратят внимание на ИП, если приближение (менее 5 процентов) к предельному значению произошло 2 и более раз в течение календарного года

Сумма вычета максимально приближена к сумме дохода ИП за календарный год

По мнению инспекторов доля вычетов не должна превышать 83 процента в общей сумме доходов бизнесмена

Работа через посредников

Заключение договоров с перекупщиками, или привлечение посредников (агентов, комиссионеров)

Предполагается, что ИП может получать необоснованную налоговую выгоду

Объяснения для инспекции

ИП не представляет инспекторам пояснения о показателях отчетности при получении соответствующих уведомлений из налоговой

Смена адреса места деятельности

Постоянное изменение места нахождения («миграция» между инспекциями)

Для фирм предусмотрено ограничение — 2 и более случая с момента госрегистрации юрлица. В отношении предпринимателей условие не оговаривается

Значительное отклонение уровня рентабельности от уровня для данного вида деятельности по данным статистики

Отклонение в сторону уменьшения на 10 процентов и более. Рентабельность показана в приложении 4 к Приказу от 30 мая 2007 г.

Деятельность с высоким налоговым риском

В деятельности ИП выявлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды (участия в налоговых схемах)

Новый 12-ый критерий называется «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». Он подразумевает рассмотрение деятельности и выявления в ней признаков, которые указывали бы на участие коммерсанта в различных схемах по уходу от уплаты налогов.

На основе анализа сложившейся арбитражной практики налоговая служба рассматривает 4 способа получения необоснованной налоговой выгоды (методы ухода от уплаты налогов). При этом ведомство уточняет, что сведения о способах ведения деятельности с высоким налоговым риском будут пополняться. Информация о новых схемах в дальнейшем будет размещаться на официальном сайте ФНС ( www.nalog.ru ) в рубрике «Права и обязанности налогоплательщиков», разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков». Рассмотрим схемы, которые инспекторы описали в Приказе.

Способ 1. «Однодневки»

Использование в хозяйственной деятельности фирм-«однодневок», то есть организаций, которые создаются для осуществления одной-двух сделок, впоследствии эти компании не исполняют свои налоговые обязательства (не платят налоги, не представляют отчетность и др.). Способ включает в себя 2 направления.

Первое связано с использованием «однодневок» для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам (НДС, акцизы) без соответствующего движения товаров, работ, услуг. Для этого лицо, желающее получить необоснованную налоговую выходу, заключает договоры с «однодневкой», то есть лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства.

Поясним. Коммерсант заключает договор с «однодневкой» (как правило «однодневкой» является юридическое лицо, организация). По сделке бизнесмен осуществляет расходы на приобретение товара (работы, услуги), однако покупка происходит на бумаге, реально товар не передается. В результате предприниматель за счет расходов, которые документально подтверждены, снизит сумму налогов, которые обязан перечислить. Ведь все формальные требования соблюдены — договор подписан, первичные документы оформлены.

Пример

ИП Сидоров заключает договор с ООО «Подделка» на покупку у компании товара. По договору Сидоров перечисляет фирме 118 000 руб., в том числе НДС — 18 000 руб. Реально товар не передавался, все первичные документы (накладные, счета-фактуры) оформлены и подписаны. На основе «первички» коммерсант ставит товар на учет и может принять НДС (18 000 руб.) к вычету, то есть уменьшить НДС, который у него будет к уплате по результатам деятельности за прошедший квартал на фиктивную сумму.

Второе направление — использование «однодневок» для увеличения добавленной стоимости товара, уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения (на производителей).

В Приказе ФНС приводит схему следующего содержания: производитель продает товар «однодневке» по цене, близкой к себестоимости, то есть с минимальной наценкой, а значит НДС с этой суммы тоже будет небольшим. «Однодневка» делает наценку и продает товар другой компании-«однодневке», цепочка продолжается и в итоге товар доходит до конечного потребителя. Здесь основная налоговая нагрузка возлагается на «однодневки» (фактически, они исполняют роль посредников), а последний продавец получает возможность принять к вычету всю «нацененную» сумму в качестве НДС, тем самым получает минимальную налоговую нагрузку. В свою очередь производитель также снижает свою налоговую нагрузку. Ведь у него наценка была минимальной, значит и НДС, который нужно перечислить в бюджет с реализации будет минимальным. При этом, как указывает налоговая служба, подозрительным коммерсантом может быть как производитель, так и конечный продавец.

Следует сказать, что «однодневки», как правило, являются зависимыми компаниями, то есть прямо или косвенно подконтрольны получателю необоснованной налоговой выгоды. К примеру, бизнесмен участвует в этой фирме или как учредитель, или иным образом (учредителями являются родственники, партнеры по бизнесу и т. д.).

Способ 2. Реализация недвижимости

Рассматривая получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества, ФНС выделяет следующих лиц, участвующих в схеме.

Группа — это совокупность лиц, осуществляющих деятельность на рынке недвижимости. В ее состав входят агентство недвижимости, а также взаимозависимые организации, некоторые из которых является «однодневками».

Далее названо агентство недвижимости — это одно из основных подразделений группы. Оно может выступать в роли инвестора, эмитента ценных бумаг, используемых для расчетов при покупке недвижимости.

И третье лицо — зависимые организации, которые формально являются инвесторами строительства или эмитентами векселей (выписывают векселя), как правило, не исполняющие свои налоговые обязательства, то есть «однодневки».

Внутри данного способа возможно множество схем. Примером может служить схема, согласно которой при заключении договора инвестирования покупатель принуждается к расчету векселями. Эти ценные бумаги он покупает у зависимых организаций-«однодневок» и передает их в качестве оплаты за недвижимость. Здесь минимизируется налог на доход, поскольку коммерсант уплачивает не с фактически реализованного товара, а с дохода, полученного от реализации векселя. Зачастую доход от векселя меньше номинала самого векселя.

Отметим: у покупателя возникает риск неполучения недвижимого имущества, поскольку зависимое лицо может исчезнуть, соответственно вексель данной компании не будет иметь экономической ценности, его невозможно использовать при расчетах с контрагентами.

Еще одна схема — использование расчетов путем деления суммы на две части, одна из которых — первоначальный взнос по инвестиционному договору, другая — страховая премия. Покупатель уплачивает первую сумму в счет исполнения договора агентству недвижимости, другую перечисляет страховщику для страховки различных рисков. Причем, страховка осуществляется в пользу третьего лица (агентства недвижимости). Страховая премия не включается в прибыль агентства недвижимости. Таким образом, коммерсант, являющийся агентством недвижимости, занижает стоимость квартир для целей налогообложения на сумму страховой премии. Страховщик в данной ситуации выступает зависимым лицом.

Читать еще:  Риск потери прибыли

Способ 3.

Схема используется при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции. Эта схема в большей степени касается организаций, поскольку предприниматели не могут заниматься производством алкоголя. Она основана на особенностях производства алкогольной продукции, которое может осуществляться из этилового спирта и спиртосодержащей продукции. На этиловый спирт налоговая нагрузка по акцизу выше, чем на спиртосодержащую продукцию. Играет роль разница в сумме акциза по приобретенной продукции, которую производитель заявляет к вычету: по спиртосодержащему сырью применяется вычет по ставке акциза в размере 173,5 руб., по спирту — 25,15 руб. Соответственно, если по документам указывать больший объем закупок спиртосодержащего сырья, налоговую нагрузку можно снизить.

ФНС называет ряд признаков, указывающих на применение схемы. В частности, отсутствие реальных операций по приобретению спиртосодержащей продукции, использованной по документам в качестве сырья при производстве. Поставки отражаются только по документам. Отсутствие у поставщика (производителя) технической базы для производства отраженного в учете объема продукции (отсутствует необходимое технологическое оборудование, коммуникации, квалифицированный персонал, сырье).

Способ 4. Наем инвалидов

Последняя схема, рассмотренная в Приказе, касается получения выгоды с использованием работников-инвалидов. Налоговая служба рассмотрела получение льготы по НДС, которая распространяется только на организации (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но схема работает и в отношении других налогов, в частности ЕСН. Предприниматели не должны платить соцналог с выплат инвалидам, если сумма не превышает 100 тыс. руб. на каждого (подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ). Кроме того, бизнесмены, у кого в штате инвалиды составляют не менее 50 процентов общего числа работников, а доля расходов на зарплату в общей сумме трат на оплату труда не менее 25 процентов, могут воспользоваться правом уменьшить свой доход на суммы, направленные на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так или иначе, инвалидная схема индивидуальных предпринимателей тоже затрагивает.

Сама схема выглядит так: коммерсант применяет труд инвалидов на бумаге, реально этих людей нет. Одновременно предприниматель заключает договор аутсорсинга, по которому он получает работников от сторонней фирмы. В этом случае отношения между бизнесменом и этими сотрудниками не являются трудовыми. Они трудятся на условиях гражданско-правового договора, а коммерсант получает налоговые выгоды по уплате различных налогов.

Дополнительные признаки

Помимо схем в Приказе приводятся признаки, на основе которых вашего партнера инспекторы могут счесть проблемным («однодневкой»), а сделку с таким контрагентом отнести к разряду сомнительных.

Эти признаки разделены на 2 группы: основные, указывающие на высокую степень риска и дополнительные, которые повышают риски, но не являются определяющими, и сами по себе, скорее всего, претензий не повлекут (таблица 2)

Фактор субъективности при оценке риска по качеству

Статус: Статья опубликована в журнале «Промышленное обозрение. Фармацевтическая отрасль» №5 (28) 2011, с. 116-119

Логика субъективности

В последнее время, инициативы ICH, FDA и Европейского агентства по лекарственным средствам активно пытаются увлечь специалистов фармацевтических предприятий в мир управления рисками. С одной стороны, управление рисками само по себе не считается сложной темой – процесс понятен, методология хорошо описана и легко воспринимаема. С другой стороны в странах бывшего СССР бытует устойчивое мнение о том, что эта методология некорректна по своей сути. Чего только стоят два эпизода из отечественной практики. Первый эпизод – это российские специалисты, лишенные рисков – из ГОСТ Р 52249-2009 исключено Приложение 20 с криминальной формулировкой«Этот текст изложен неконкретно и непригоден к практическому применению». Второй эпизод – полное игнорирование возможностей, связанных с управлением рисками со стороны регуляторных органов всех без исключения стран СНГ, например возможности сокращения объема входного контроля, объема испытаний при квалификации IQ/OQ, уменьшение объема и периодичности надзорных инспекций и уровня тотального государственного контроля и т.п.

На чем основано отрицание возможностей системы управления рисками у некоторых представителей нашей профессии? Первое,о чем сразу же заявляют скептики – это фактор субъективности, которым якобы сопровождается оценка рисков.Поэтому, давайте на этом и остановимся.

Что такое субъективность? Это все то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т.д. И ведь действительно все решения, принимаемые при оценке рисков, по своей сути субъективны. Эти решения совпадают со взглядами, с мировоззрением и степенью понимания принципов GMP в группе специалистов конкретного предприятия (словами ICHQ9, субъекта риска).Однако есть и другой вопрос: «А какие решенияможно назвать объективными?». Ведь любое принимаемое решение всегда связано с некой долей неопределенности,на чем бы оно ни основывалось. Не согласны? Очевидно, скажите, что допуск сырья в производство по результатам входного контроля – очень даже объективен, выпуск готовой продукции по результатам оценки досье серии – тоже объективен, принятие решения инспектором о степени соответствия предприятия принципам GMP – это априори объективное решение!Готов поспорить, ведь каждое из этих решений связано с неопределенностью. В отношении первого – всегда есть сомнения в репрезентативности пробы, в отношении второго – хочешь не хочешь, но появляются сомнения в действиях персонала и достоверности данных, представленных в досье серии, а в отношении последнего – все и всегда зависит от компетентности инспектора, его «политической» воли и поставленных перед ним заданий.А следовательно, всегда можно кинуть камень в сторону лица, принимающего решения,в отношении того, что его решения субъективны, а по большому счету и его позиция тоже субъективна. А на вопрос «Насколько мы объективны?», всегда есть ответ «Мы-то точно объективны!», все остальное субъективное мнение! Другими словами, понятие «субъективность» само по себе уже субъективно.

Зачем нам управление рисками?

Основная цель управления рисками – это получение разумной степени уверенности в правильности принимаемых решений, и уменьшение доли неопределенности в отношении последствий таких решений. Соответственно, нашей главной задачей при создании системы управления рисками должна стать не борьба с ветряными мельницами, а создание алгоритма принятия решений, основанных на фактах. Первое что мы должны сделать – организовать слаженную работу команды разнопрофильных специалистов, каждый из которых привносит свои знания, опыт и мнение в общие решения команды. Второе – использовать знания и факты для оценки компонентов риска. И третье – сохранить знания, накопленные командой, и что не менее важно, логику принятия того или иного решения. Первый и третий аспекты– это вопрос ответственности менеджмента предприятия. А вот второй аспект – это и есть фундамент всей методологии оценки рисков.

Что такое риск?

По определению, представленному в ICH Q9 (Часть 3 GMP), риск – это совокупность вероятности и тяжести последствий. Другими словами, критичность риска всегда определяется значением вероятности вреда, умноженного на значение тяжести его последствий.

Риск = Вероятность × Тяжесть последствий вреда

Именно поэтому все методы оценки рисков основаны на последовательном определении потенциальных опасностей, связанных с объектом оценки («Что может случиться?»), выявлении вероятности их появления («Какова вероятность, что это произойдет?») и оценке возможных последствий («Каковы могут быть последствия?»). Т.е. независимо от применяемого метода мы получаем ответ на каждый из трех ключевых вопросов, заявленных в ICHQ9. Ответы на эти вопросы всегда приведут нас к значению риска, которое может быть выражено качественно (риск неприемлемый, серьезный или незначительный) иликоличественно (величина риска в баллах).

Качественная оценка риска

При качественной оценке для установления величины риска (неприемлемый, серьезный или незначительный) необходимо использовать комбинацию принимаемых значений для величин вероятности (низкая, средняя и высокая) и тяжести последствий (низкая, средняя и высокая). Матрица принятия решений для такого случая представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1: Матрица качественной оценки рисков

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector