Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление налоговыми рисками на предприятии

Управление налоговыми рисками на предприятии

Управлять налоговыми рисками – значит прогнозировать наступление положительного или отрицательного результата и заранее принимать меры к снижению степени риска. В связи с тем, что налоговый риск определяется вероятностными показателями, характеризующими возможные финансовые потери (возможный дополнительный доход), возникает необходимость разработки специальных процедур и методик оценки и прогнозирования развития различных ситуаций поведения субъектов управления в условиях таких рисков [9].

Финансово – хозяйственная деятельность предприятия сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания финансового положения организации. Одной из значимых групп риска являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций. Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного потока.

Налоговые риски, которые могут быть оценены в денежном выражении, целесообразно относить к финансовым рискам, ввиду того, что деньги являются материальной основой финансовых отношений. Кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений.

Нефинансовыми можно считать только налоговые риски, связанные с уголовной ответственностью. Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Чтобы оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения, на предприятии должна быть создана целая система управления налоговыми рисками.

Система управления налоговыми рисками начинается с управленческого решения о ее создании. Обычно эта система включает организационную структуру, процедуры, функции, ответственность работников подразделений, отвечающих за управление ­налоговыми рисками.

В целом управление налоговыми рисками осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Управление рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних ­консультантов. Управление налоговыми рисками за счет внешних источников осуществляется посредством привлечения сторонних налоговых ­консультантов или контролирующих служб.

Эффективность управления налоговыми рисками зависит от множества факторов: от подхода предприятия к данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; от степени ­вовлеченности персонала в процесс принятия решений.

Управление налоговыми рисками предполагает следующие действия [12]:

o формирование политики управления налоговыми рисками;

o формирование подходов к управлению налоговыми рисками;

o характеристика налоговых рисков;

o идентификация отдельных видов налоговых рисков;

o оценка информации, необходимой для определения уровня налоговых рисков;

o определение факторов, влияющих на налоговые риски;

o установление предельно допустимого уровня налоговых рисков;

o определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам налоговых рисков;

o выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов налоговых рисков;

o оценка результативности нейтрализации налоговых рисков;

o организация мониторинга налоговых рисков;

o оценка результативности мониторинга налоговых рисков.

Формы управления налоговыми рисками

Примечание: данные взяты из [13]

Существуют различные подходы и формы управления налоговыми рисками. Необходимо отметить, что самой эффективной формой управления является «активная», так как именно она предшествует возникновению налогового риска, а использование всей информации и средств воздействия по минимизации налоговых рисков даёт максимальный эффект.

Таким образом, субъекты должны выбирать такую стратегию налогового управления, которая позволит уменьшить налоговые риски. Располагая информацией о возможном налоговом риске органы налогового управления должны принимать меры по более эффективному управлению налоговыми потоками.

Необходимо отметить, что под налоговыми рисками понимают еще и риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых резервов, кредитование бюджета, т. е. риски неэффективного налогообложения. Следовательно, успешное управление налоговыми рисками позволяет предприятию экономить, поскольку налоговые риски – это не только риск налоговых доначислений, а и инструмент для повышения эффективности налогообложения: недопущение переплат налогов, использования налоговых льгот, налоговых резервов, отсутствие кредитования бюджета.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что управление налоговыми рисками подразумевает прогнозирование наступления положительного или отрицательного результата, и тем самым заранее принимать меры к снижению степени риска. Так как с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности предприятия, то одной из значимых групп риска являются налоговые. Именно поэтому, чтобы оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их, на предприятии должна быть создана целая система управления налоговыми рисками.

Данная система должна включать в себя организационную структуру, процедуры, функции, ответственность работников подразделений, отвечающих за управление ­налоговыми рисками. В целом управление налоговыми рисками осуществляется за счет внутренних и внешних источников.

Эффективность управления налоговыми рисками зависит от таких факторов как подход предприятия к данному вопросу, количества и квалифицированности персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками, от степени ­вовлеченности персонала в процесс принятия решений.

Из существующих форм управления налоговыми рисками, «активная» является наиболее эффективной формой, так как именно она позволяет минимизировать налоговые риски с максимальным эффектом.

Управление налоговыми рисками

Сегодня налогоплательщики сталкиваются с множеством налоговых рисков. Например с риском недобросовестности налоговых органов. От умения управлять налоговыми рисками зависит финансовая устойчивость организации. Настоящая статья поможет организации оценить свои налоговые риски, выбрать правильную методику управления налоговыми рисками, не забывая о специфике своего режима налогообложения.

Несмотря на то, что государство дает налогоплательщику возможность минимизировать свои налоговые платежи, многие до сих пор плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования.

Долгое время налоговые органы при проверке налогоплательщиков изучали в первую очередь форму, а не содержание сделок, по которым уплачивались налоги. Такой подход давал возможность налогоплательщику заключать сделку с единственной целью — минимизировать налоги. Однако впоследствии подход налоговых органов изменился и теперь они считают, что сделки должны быть направлены, прежде всего, на достижение хозяйственного результата. Если сделка осуществляется только с целью минимизировать налоги, она может быть признана недействительной. Российским законодательством предусмотрены специальные процедуры, позволяющие разграничить реальные сделки и сделки, заключаемые с целью получения налоговых выгод.

Налогоплательщик может проконтролировать налоговые риски своей компании в процессе налогового планирования.

Среди критериев, перечисленных в приложении №2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, налоговые органы, отбирая кандидатов на выездную проверку, используют показатели налоговой нагрузки и рентабельности. Ежегодно среднесоленые значения для них обновляются на сайте ФНС России в разделе «Контрольная работа».

К примеру, инспекторы хотят знать, какую долю доходов налогоплательщик отдает государству. Они соотносят сумму уплаченных налогов с выручкой, то есть сумму налогов уплаченных в течение года делят на процентную величину выручки за год без НДС по данным бухгалтерского учета. Показатели выручки берут по данным Росстата, то есть сумму без НДС.

Таким образом, налогоплательщики могут самостоятельно рассчитать показатели своей компании и сравнить с теми, что опубликовали инспекторы. Если показатели налоговой нагрузки, а также рентабельности активов и продаж заметно меньше в сравнении со средне отраслевыми значениями, то высоки налоговые риски и шансы выездной налоговой проверки.

С другой стороны, если налоговая нагрузка значительно выше средних значений по отрасли, то налогоплательщик заинтересован в оптимизации налоговых платежей.

По мнению некоторых аудиторских компаний, в результате мероприятий налогового планирования налоговая нагрузка может быть уменьшена до 15%. Более существенное снижение налоговой нагрузки увеличивает налоговые риски.

Соответственно, значительно снижая налоговую нагрузку, организация должна быть готовой к возможным спорам с налоговыми органами. Чаще всего они возникают из-за проблемы толкования налогового законодательства фискальными органами и налогоплательщиками.

Следствием противостояния налогоплательщиков и налоговых органов являются ошибки в процессе исполнения налогового обязательства, что порождает налоговые споры, вызывает чувство несправедливости, толкает на уклонение от уплаты налогов.

Итак, налоговый риск – это вероятность возникновения финансовых потерь, связанных с неопределенностью процессов исчисления и уплаты налогов и вызванных неоднозначностью и неточностью налогового законодательства.

Читать еще:  Какие бывают риски на предприятии

Налоговые риски классифицируют по различным основаниям: по субъектам несущим риск, по возможным последствиям, по причинам их возникновения и т.д.

Все риски делятся на три большие группы.

Риски, наступающие до налогового спора, к примеру, риск неправильного оформления хозяйственных операций, недобросовестности контрагентов и т.д.

Риски в процессе проведения (выездной) налоговой проверки: риск нехватки времени, риск некачественного юридического сопровождения и т.д.

Риски, возникающие в процессе налогового спора, состоящего из этапов: написание разногласий на акт, досудебное обжалование, судебное обжалование.

На каждом этапе существуют риски налоговых споров, которые возможно нейтрализовать при помощи конкретных последовательных мероприятий. Они делятся на этапы — идентификация рисков, систематизация причин их возникновения и комплекс мероприятий по их предотвращению.

Предлагаем следующий комплекс мер:

  • на этапе проведения налоговой проверки — обратиться за юридической помощью и заранее начать готовить доказательственную базу;
  • при выборе кандидатуры налогового адвоката следует предварительно ознакомиться (провести анализ), в каких налоговых спорах он принимал участие и каков был результат судебного разбирательства;
  • использовать возможность дачи пояснений налоговым инспекторам, проводящим проверку;
  • произвести оценку судебной перспективы, проанализировать судебную практику по аналогичным делам;
  • знать законодательно-процессуальную последовательность продвижения документов и рассмотрения налогового спора;
  • сопоставить возможные судебные издержки с суммой, которую вероятно отыграть;
  • правильно оформлять хозяйственные операции, повышать квалификацию бухгалтера, налогового работника, проводить добровольный аудит;
  • избегать сомнительных схем минимизации налоговых платежей и сомнительных контрагентов;
  • осуществлять все расчеты через расчетный счет;
  • внедрять систему управления налоговыми рисками и использовать современные методы управления разными видами налоговых рисков.

Эта методика управления рисками налоговых споров позволит организациям грамотно распределять свои ресурсы и эффективно расходовать денежные средства в процессе досудебного и судебного обжалования результатов налоговых проверок.

Управление налоговыми рисками

Практически ежедневно как в первую, так и во вторую часть Налогового кодекса вносятся точечные поправки. Как правила, эти поправки имеют целью устранения двоякого понимания тех или иных норм. Так же изменения вносятся после сформировавшейся судебной практики по конкретной норме Налогового кодекса.

К сожалению, в сегодняшней бизнес среде очень низка финансовая и, в том числе, налоговая грамотность. Небольшой процент главных бухгалтеров и финансовых директоров понимает необходимость налогового планирования и управление налоговыми рисками, как важной составляющей финансового менеджмента.

Кроме того, предприниматели в своем большинстве не осознают все возрастающей роли информированности налоговой службы о деятельности налогоплательщиков.

С 2013 года Федеральная налоговая служба последовательно ужесточает контроль за плательщиками налогов, сборов, платежей. Цель данного ужесточения – предотвратить нарушения действующего законодательства.

Так, руководитель Налоговой службы Михаил Мишустин, выступая на XVI Съезде партии «Единая Россия» (январь 2017 года) сообщил, что за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16% и по темпам роста на 10 процентных пунктов опережали экономику, что свидетельствует о сокращении теневого сектора. По итогам 2016 года при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений – в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн рублей, что на 700 млрд рублей, или на 5% больше, чем в 2015 году.

Выросли все бюджетообразующие налоги:

  • НДС поступило 2,7 трлн рублей, на 8,5% больше;
  • налога на прибыль поступило 2,8 трлн рублей, на 6,6% больше;
  • НДФЛ – более 3 трлн рублей, рост на 7,5%;
  • акцизов – 1,3 трлн рублей, рост на 27,6%, в том числе акцизов на алкогольную продукцию – на 27%.

Михаил Мишустин напомнил, что в резолюции к форуму «Единой России» в июне 2016 года говорилось о необходимости «перехода от тотальных проверок к умному контролю, когда количество проверок прямо зависят от потенциальной опасности бизнеса». В связи с этим он отметил, что основываясь на риск-ориентированном подходе, ФНС России удалось кардинально повысить эффективность контроля и снизить количество проверок.

За пять лет количество выездных проверок снизилось в 2,2 раза (с 67 до 31 тысячи). За 2016 год их число сократилось ещё на 5 тысяч (на 14,5%). При этом эффективность проверок выросла в несколько раз. Одновременно с этим работа автоматизированной системы контроля за НДС позволила в 12 раз снизить количество заявлений о возмещении налога высокорисковыми организациями. Только в 2016 году 148 тысяч налогоплательщиков самостоятельно представили уточненные налоговые декларации.

Глава ФНС России также отметил, что Служба уделяет большое внимание поддержке и развитию малого и среднего бизнеса: «Малый бизнес мы проверяем только в случае высокого риска. Это подтверждается цифрами. Если в 2011 году проверяли троих представителей малого бизнеса из 1000, то сегодня – всего одного из 1500».

Одновременно с 2011 года эффективность таких проверок в среднем выросла в три раза. О снижении нагрузки говорят результаты досудебного урегулирования налоговых споров: за пять лет их число сократилось почти в три раза. При этом в пользу бюджета сегодня рассматривается 80% оспариваемых сумм, тогда как в 2010 году – было всего 44%. [1]

Таким образом, ФНС России показывает, что у нее в настоящий момент времени достаточно ресурсов, чтобы контролировать тех налогоплательщиков, которые уклоняются (умышленно или нет) от декларирования своих реальных налоговых обязательств.

Налоговые правонарушения и преступления, также как уголовные и административные, представляют не меньшую опасность, так как затрагивают интересы государства и угрожают экономической безопасности страны. [2]

В таблице информационное взаимодействие с различными государственными структурами (Приложение № 1), видно какой объем информации поступает в базы данных налогового ведомства. Фактически каждый налогоплательщик (как физическое, так и юридическое лицо) подает о себе большой объем информации. Например, в декларациях, отчетах, расчетах, балансах, в различных пояснениях. При проведении камерального налогового контроля налоговики вправе запрашивать сведения по движению денежных средств по расчетным, валютным и иным счетам конкретного лица. С 01.02.2017 года введены онлайн кассы. Теперь и движение наличных денежных средств также налоговики контролируют практически в постоянном режиме. Любые сведения по регистрационным действиям с недвижимым и движимым имуществом так же оперативно попадают в базу данных ФНС. Вызовы на допрос, информация, получаемая по встречным проверкам и различным запросам, вот только часть информационного взаимодействия.

Фактически деятельность каждого налогоплательщика открыта для налогового ведомства, сотрудникам которого уже и нет необходимости выходить на выездные налоговые проверки для сбора доказательной базы в совершении налогового правонарушения.

Те налогоплательщики, которые используют в своей деятельности различные высокорисковые схемы (например, с применением фирм однодневок), в первую очередь попадают в зону внимания налоговых органов.

Теперь вернемся к управлению налоговыми рисками. Предприниматели, которые не учитывают постоянное информационное обеспечение и расширение возможностей налогового ведомства попадают в финансовые ловушки, которые сами себе и создают.

Приведем пример одного налогового спора.

Предприниматель применял специальный налоговый режим в виде единого налога на вменённый доход, совмещая его с упрощенной системой налогообложения. Основной вид деятельности розничная и оптовая торговля текстильными изделиями (мужскими костюмами, рубашками, галстуками).

Проанализировав движение по расчетному счету данного предпринимателя, получив ответы по запросам о деятельности контрагентов, проведя допросы сотрудников, налоговики пришли к выводу о наличии схемы ухода от налогов, в связи с чем была назначена выездная налоговая проверка. По результатам проверки было вынесено решение о привлечение предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения. По результатам налоговой проверки предпринимателю было предложено уплатить в бюджет 22 570 829 руб. 74 коп. В том числе штрафных санкций 4 808 079 руб. 85 коп.и пени 2 400 975 руб. 89 коп.

Читать еще:  Стоимость ниже риска

Фактически, до и в ходе налоговой проверки налоговики, собрав массивную доказательную базу, выявили применение предпринимателем схемы незаконной налоговой минимизации своих обязательств перед бюджетом.

Не вдаваясь в подробности деталей данного спора, обратим внимания на последствия непродуманной налоговой оптимизации. После вынесения решения по акту проверки, предприниматель вынужден был прекратить свой бизнес. До настоящего времени продолжается судебное разбирательство, и он продолжает нести судебные расходы.

Не редкость ухода в процедуру банкротства организации после выездной налоговой проверки. То есть, результаты налоговых проверок становятся неприятным сюрпризом для налогоплательщиков. Данные факты говорят о том, что предприниматели либо не учитывают реальные возможности ФНС России по проведению налогового контроля, либо не до оценивают ресурсы налогового ведомства.

Такие примеры не редкость в нашей практике.

Характерная черта малого и среднего предпринимательства – не умение прогнозировать налоговые риски, а это в свою очередь влияет на финансовое состояние организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что при снижении количества проверок налоговое ведомство оперативно реагирует на применение налогоплательщиками сомнительных схем ухода от своей налоговой обязанности.

Не умение планировать налоговые риски и предвидеть в связи с этим свои финансовые потери нередко ставит бизнес под угрозу.

[1] Сайт ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/ftsmission/

[2]Статистика налоговых правонарушений

в российской федерации, мероприятия по предупреждению налоговой преступности. М. Карцева

Управление налоговыми рисками


Беседу провела Екатерина Степина,
эксперт по финансовому законодательству

Мы поговорили с главным бухгалтером компании «М. Видео» Наталией Александровной Смирновой о том, как в условиях изменений в законодательстве грамотно управлять налоговыми рисками, о способах взаимодействия с налоговой инспекцией и об особенностях работы отдела методологии компании «М. Видео».
«М. Видео» — лидер среди российских розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Сеть «М. Видео» ведет свою деятельность с 1993 года. Кроме того, «М. Видео» — единственная публичная российская непродуктовая сеть. Торговля акциями ОАО «Компания «М. Видео» идет на крупнейших российских биржевых площадках — РТС и ММВБ. Компания насчитывает более 17 тысяч сотрудников.

В основе компании одно юридическое лицо

Наталия Александровна, расскажите как выглядит юридическая структура компании?

Юридическая структура компании максимально упрощена. В основе одно юридическое лицо, в которое входят все магазины. В упрощенной структуре проще контролировать риски. С 2007 года мы стремимся упростить организационную структуру, так как ей легче управлять.

В упрощенной структуре легче контролировать риски

В чем плюсы упрощенной структуры?

Так мы можем избежать двойного налогообложения в рамках одного бизнеса, ведь в ситуации с несколькими юридическими лицами компании часто оказывают друг другу услуги, выполняют работы.
Также нам не нужно придумывать, как перераспределить денежные ресурсы между юридическими лицами. Не возникает контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами — разными компаниями, то есть закон о трансфертном ценообразовании мы не применяем. А значит, нет лишнего внимания со стороны налоговой инспекции.

Для упрощения структуры была проведена централизация бухгалтерии

Какие мероприятия по упрощению структуры были проведены?

В этом году была завершена централизация бухгалтерии. Ранее наш департамент делился на два отдела: офис и региональный уровень. Бухгалтеры по регионам вели учет затрат в магазинах. Такая система не позволяла управлять затратами и анализировать налоговые риски быстро и качественно. Поэтому было решено сократить бухгалтеров в регионах и сделать единую бухгалтерию в составе финансовой службы компании.
Теперь вся бухгалтерия находится в Москве, это около ста человек. При централизации департамента мы имеем всю информацию еще на стадии согласования платежей, что позволяет анализировать состав документов, давать рекомендации по их заполнению. Также мы имеем единую базу всей первичной документации, архив находится в одном месте, это удобно и эффективно.

А как вы решаете вопрос с первичными документами? Ждете, пока все они придут в Москву?

Все первичные документы у нас обрабатывает централизованная бухгалтерия в Москве. Но для этого мы не всегда ждем, пока до нас дойдут бумажные оригиналы «первички». Мы успешно используем электронный документооборот. Документ в регионе сканируется, заводится в систему и становится виден в центральной бухгалтерии в Москве. На основании таких электронных копий «первички» ведется своевременный учет и контролируются все расходы.
Оригиналы документов нам доставляет курьерская служба и на случай налоговой проверки у нас всегда есть бумажная «первичка».

Применение электронных счетов-фактур пока затруднительно

А электронные счета-фактуры вы начали применять?

Пока это затруднительно, так как наши контрагенты не готовы перейти на электронный документооборот. Ведь для того, чтобы обмениваться электронными счетами-фактурами, у нас и у контрагента должен быть единый провайдер в сфере электронных услуг. Но, к сожалению, у всех провайдеры разные. И это актуальная проблема для отрасли в целом. Отмечу, что налоговая инспекция пока не готова принимать большой объем электронных документов и в ближайшее время вопрос вряд ли разрешится. Поэтому, на мой взгляд, будущее электронного документооборота в нашей стране достаточно туманно.

Работа ведется по внешним и внутренним факторам рисков

Наталия Александровна, давайте подробнее поговорим о рисках. Как выглядит ваша программа по управлению рисками? На что вы нацелены в первую очередь?

Мы работаем над внешними и внутренними факторами рисков. Есть спорные вопросы, которые не находят понимания уже среди методологов, или вопросы, которые имеют публичную огласку — их материальность для нас значима. В таком случае мы обязательно заказываем экспертную оценку в консалтинговых компаниях или пишем запросы в Минфин и ФНС России. Также, чтобы быть в курсе событий, мы все время участвуем во всевозможных рабочих группах по налоговым спорам. Обмениваемся мнением с нашими контрагентами, мониторим арбитражную практику. В нашей компании введен обязательный отчет по налоговым рискам в составе годовой отчетности, которая предоставляется руководству. Все эти действия помогают минимизировать внешние риски.

Отдел методологии анализирует все контракты

Как вы снижаете влияние внутренних факторов на формирование налоговых рисков?

У нас есть отдел методологии, который согласовывает все контракты, которые рождаются в компании. На этапе согласования методолог определяет налоговые риски, просчитывает их по каждой сделке и прописывает для бухгалтерии метод учета данных операций. Ведутся реестры сделок или процессов, в которых, на наш взгляд, есть риски.
Методологи отвечают за учетную политику компании, сопровождают проверки и аудит. В их ответственность также входит контроль исполнения бухгалтерами дисциплины в рамках Налогового кодекса.

В компании проходят семинары по спорным вопросам

Налажена ли коммуникация между подразделениями? Как вы сообщаете о рисках коллегам?

Мы проводим коммуникацию по налоговым вопросам и спорам для бизнес-подразделений компании. Есть такая практика — семинары по спорным вопросам или по изменениям в законодательстве. Причем выступать на семинарах в качестве лектора могут как представители компании, так и сторонние специалисты из консалтинга.

Грамотная система КРI позволяет минимизировать риски

Как вы контролируете выполнение намеченных стратегий и задач?

Как правило, наиболее существенные налоговые риски возникают на этапе планирования крупных сделок и принятия ключевых бизнес-решений. Для нас очень важно правильно отразить и проконтролировать такие процессы.
Анализ отчетности и ключевых показателей, таких как эффективная ставка налога на прибыль — это основные KPI (ключевые показатели эффективности) на текущий год для нашего департамента. Вообще, грамотно выстроенная система KPI дает возможность совершенствовать учет и тем самым минимизировать налоговые риски.

Читать еще:  Безрисковая ставка цб рф

Для персонала созданы комфортные условия работы

Вы много внимания уделяете своему персоналу?

Да, мы внимательны к своим специалистам, создаем комфортные условия работы. Отсутствие стрессовых ситуаций, авральной работы — это норма жизни для нашего департамента, которая дает свои плоды. Бухгалтеры не делают ошибок, у них больше времени остается на анализ ситуации, на внесение предложений по совершенствованию. Мы также заинтересованы в развитии своих сотрудников, предоставляем им возможность обучаться. Например, все методологи изучают МСФО и получают сертификаты DipIFR, ведь наша компания обязана применять международные стандарты и публиковать отчетность, так как акции компании продаются на открытых площадках.

Сложные сделки обсуждаются заранее с налоговой инспекцией

А как вы взаимодействуете с налоговой инспекцией? Помогает ли ФНС снизить налоговые риски вашей компании?

Мы с налоговым органом всегда ведем активные переговоры. Когда появляется сделка, по которой могут возникнуть налоговые риски, мы обсуждаем эту сделку с инспекцией до того, как подпишем договор с контрагентом. Либо мы пишем запрос, либо я приезжаю лично и обсуждаю с контролерами спорные моменты по сделке. Пока я не пойму позиции налоговиков и не буду уверена, что сделка не принесет убытков, я не смогу грамотно определить величину риска.
Поэтому у нашей компании на сегодняшний день нет глобальных споров с налоговыми органами, мы не имеем судебной практики по налоговым претензиям.

Налоговые риски и их оценка

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector