Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акт инвентаризации расчетов с бюджетом

Инвентаризация расчетов

Образец приказа о проведении инвентаризации расчетов

Инвентаризация должна проводиться в любой организации, это установлено ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В процессе инвентаризации необходимо сопоставить фактическое наличие объектов с данными бухгалтерского учета, одним из обязательных этапов является инвентаризация расчетов.

Необходимость проведения инвентаризации

Порядок инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). Также определены ситуации, в которых инвентаризация обязательна (пункты 1.5, 1.6 Приказа № 49), в частности перед составлением годовой отчетности.

Кроме того, организация сама вправе определить, когда и как проводить инвентаризацию. Например, детально порядок инвентаризации расчетов может быть предусмотрен в локальном акте, положении по инвентаризации, с указанием сроков, процедуры и порядка оформления документов.

При этом организация вправе разработать собственные формы документов или использовать унифицированные формы, в частности акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17 и справку к акту, с указанием документа, подтверждающего задолженность.

Проведение инвентаризации расчетов

Инвентаризация расчетов регламентируется пунктами 3.44 — 3.48 Приказа № 49, согласно которым проверяются расчеты со всеми дебиторами и кредиторами. Необходимо проверить данные по счетам 60, 62, 68, 70, 71, 73, 76, а также расчеты с иными дебиторами и кредиторами.

Отдельно приказ о проведении инвентаризации расчетов можно не составлять, если этот этап проводится в рамках инвентаризации всех объектов и обязательств организации.

Скачать образец приказа о проведении инвентаризации расчетов

До проведения инвентаризации необходимо вести постоянную работу по контролю за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, формировать документальное подтверждение. Часто предприятия обращают пристальное внимание на получение задолженности, но своевременное перечисление платежей имеет не меньшее значение, так как повлечет штрафные санкции, особенно в отношении бюджетных платежей, поэтому надо особое внимание обратить на налоговую инвентаризацию.

В рамках инвентаризации:

  • проводится проверка наличия документов;
  • осуществляется сверка с отражением в учете числящейся задолженности;
  • выявляется просроченная задолженность.

При наличии большого объема операций и количества контрагентов в целях внутреннего контроля организацией может быть установлено проведение инвентаризация расчетов чаще одного раза в год.

Инвентаризация по налогам и сборам

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с налоговым органом по платежам в бюджет.

Согласно подп. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ предоставление справок по платежам и проведение сверок являются обязанностями налоговых органов. Результаты совместной сверки налоговых платежей оформляются актом. Порядок проведения сверки установлен п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ в редакции от 21.01.2013 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Для проведения в организации инвентаризации расчетов по налогам и сборам необходимо получить акт сверки расчетов. Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ в редакции от 23.01.2014 утверждена форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

В акт инвентаризации включаются данные, исходя из акта сверки с налоговым органом, которые сверяются с отражением в учете. По результатам инвентаризации при необходимости предпринимаются меры по возврату переплаты из бюджета и погашению недоимки.

Инвентаризация расчетов с контрагентами

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с контрагентами – поставщиками, покупателями и иными дебиторами и кредиторами. Это может быть установлено в локальном порядке проведения инвентаризации расчетов с указанием сроков ежегодной инвентаризации и сроков начала процедуры сверки с контрагентами в рамках подготовки к годовой инвентаризации.

Акт сверки составляется в двух экземплярах и направляется всем дебиторам и кредиторам. Установленной формы не существует, поэтому организация может разработать собственную форму акта. Рекомендуется указывать достаточно подробно информацию, а не только сальдо на дату сверки.

Надо учитывать, что акт сверки – это не просто формальность для инвентаризационных документов, а документ, подтверждающий взаиморасчеты с контрагентом, и в случае разногласий акт сверки может фигурировать в суде. Поэтому необходимо отнестись ответственно и к разработке формата документа, и к внесению данных. В первую очередь необходимо указать данные контрагента, данные договора, чтобы не было разногласий, в рамках какой сделки и с кем проводится сверка. Можно подробно указать платежи, особенно если были просрочки, а также общую сумму за период. Зависит от того, насколько удобно это организации и отражает расчеты. Обязательно подписание акта сверки уполномоченным лицом контрагента. Рекомендуется проверить полномочия на подписание, особенно в случае наличия задолженности.

Инвентаризация расчетов с контрагентами является серьёзным этапом инвентаризации, и может быть выделена рабочая комиссия для проведения только этого этапа.

В процессе инвентаризации проводится сверка всех документов с данными учета, может обнаружиться ненаправление актов контрагенту или подписание с разногласиями. Поэтому надо проверить договорные условия, указание на сроки исполнения обязательств. Затем сверить их с отражением в учете задолженности и сопоставить с условиями договора.

В процессе инвентаризации выявляется и задолженность, срок взыскания которой истек. Надлежащее оформление результатов инвентаризации имеет важное значение для отражения не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Так, суд подтвердил правомерность доначисления налога на прибыль в связи с тем, что дебиторская задолженность была списана без документального оформления. В решении суда указано, в том числе, об отсутствии актов инвентаризации на конец налогового периода (Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 305-КГ15-13588 по делу N А40-29510/2014 ).

Читать еще:  Расчет налогов с заработной платы

Помимо инвентаризации с покупателями, поставщиками, необходимо проверить расчеты с иными дебиторами и кредиторами, в частности, провести инвентаризацию расчетов с банками, особенно при наличии кредитных обязательств.

В случае выявления сумм с истекшим сроком давности акты инвентаризации будут одним из оснований для списания таких сумм на финансовые результаты организации.

Акт инвентаризации расчетов с бюджетом

Продолжаем серию публикаций по проведению инвентаризации имущества и обязательств в организациях. И сегодняшняя наша статья будет посвящена инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

В программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 для проведения инвентаризации расчетов с бюджетом не предусмотрено специальных документов. Но как и в случае с инвентаризацией ТМЦ начать процедуру нужно с издания приказа. Для этого создайте новый документ «Акт инвентаризации расчетов», который можно найти в разделах Покупки/Продажи. Далее действуем по аналогии с инвентаризацией ТМЦ.

Первым делом необходимо заполнить вкладки «Проведение инвентаризации» и «Инвентаризационная комиссия»:

Распечатываем форму ИНВ-22 «Приказ о проведении инвентаризации» и даем ознакомиться с ним всем участникам под роспись (подробнее о том, как это сделать, читайте в статье Инвентаризация ТМЦ в 1С: Бухгалтерии). После этого приступаем непосредственно к проведению самой инвентаризации.

Здесь следует понимать, что данные об остатках по счетам расчетов с бюджетом (счет 68 и счет 69) в программе не будут соответствовать информации, предоставленной вам по запросу ИФНС и фондами. Это связано с тем, что данные о начислениях налогов и взносов попадут в ваши лицевые счета не ранее того, как вы сдадите соответствующие налоговые декларации и расчеты. Поэтому для инвентаризации вам необходимо взять информацию по остаткам из ИФНС и фондов на близкую к отчетной дату, запросив у них сверку. Налоговики и фонды проведут сверку расчетов по заявлению от организации.

Заявление на сверку можно представить в налоговую лично, по почте или через личный кабинет на сайте ФНС. Если вы используете сервис 1С-Отчетность, то запросить различные виды сверок можно прямо из программы по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Для этого зайдите в раздел «Отчеты», далее «Регламентированные отчеты». На вкладке «Сверка» нас интересует кнопка «Запросить сверку».

При предоставлении заявления лично в ИФНС налогоплательщик в течение пяти дней получит акт сверки (утв. приказом ФНС от 16.12.2016 г. № ММВ-7-17/685@). Бухгалтер организации сверит данные в акте. Если разногласий нет, то подпишет его и отправит обратно.

Если запрос на сверку направлен по ТКС, то налоговики пришлют акт сверки для информирования. Его подписывать и возвращать налоговикам не нужно (п. 2.22 приложения № 1 к приказу ФНС от 13.06.2013 г. № ММВ-7-6/196@). Если организация обнаружит в акте расхождения, то она подаст в инспекцию заявление на бумаге. Если при получении акта компания не согласится с ним, она в графе 4 разд. 1 акта укажет свои суммы. После этого инспекторы проверят данные по своей базе.

Когда расхождения возникли из-за ошибки ИФНС, то инспекторы должны ее устранить (п. 3.1.5, 3.1.6 регламента, утв. приказом ФНС от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444@). Если же расхождения образовались из-за Вашей ошибки, то ИФНС известит Вас об этом, направив уведомление, в котором укажет, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Организация должна отразить свои данные в графе «Данные заинтересованного лица» разд. 2 акта и написать запрос в свободной форме с указанием причин ошибки и просьбой ее исправить. Вместе с копиями подтверждающих документов передайте все это в инспекцию. Контролеры повторно проверят информацию, исправят ошибки и оформят новый разд. 1 с учетом изменений.

ВАЖНО! Наличие акта сверки расчетов без представления первичных документов (платежных поручений, первоначальных и уточненных деклараций) не может служить доказательством излишней уплаты налога.

После того как у вас на руках будет подписанный акт сверки, вам нужно составить дополнительные справки-расчеты, которые подтвердят суммы остатков на 31 декабря, отраженных в учете:

Как уже говорилось выше, в типовой 1С: Бухгалтерии ред. 3.0 не предусмотрено формирование формы ИНВ-17 и справки к акту ИНВ-17 по счетам 68 и 69. Поэтому заполнить их придется вручную.

Для Вашего удобства скачать вышеуказанные формы документов можно здесь:

Сначала заполняем Справку к форме ИНВ-17. В ней подробно отражаются данные дебитора/кредитора и «история задолженности»: за что возник долг, реквизиты документа, образовавшего задолженность:

Данные, указанные в справке, подтверждаются актами сверки с бюджетом и внебюджетными фондами и другими первичными документами, обосновывающими суммы задолженности.

Затем данные из справки в сжатом виде переносим в акт:

Распечатанные документы подписываются членами инвентаризационной комиссии.

Автор статьи: Анна Куликова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Инвентаризация расчетов: проблемы и решения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.03.2016 2016-03-15

Статья просмотрена: 4837 раз

Библиографическое описание:

Макарова, О. В. Инвентаризация расчетов: проблемы и решения / О. В. Макарова, Ю. С. Котельник. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 493-498. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26874/ (дата обращения: 08.04.2020).

Актуальность темы. Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов. Инвентаризация расчетов является наиболее сложным и проблемным вопросом в современных условиях.

Читать еще:  Расчет командировки в выходной день

Актуальность статьи обусловлена большим интересом к данной теме в современной науке в частности со стороны таких авторов как Супряга Р. А., Боровская И. В., Тепляков А. Б., с другой стороны, ее недостаточным раскрытием и разработанностью практического материала для применения финансовыми службами хозяйствующих субъектов. Таким образом, рассмотрение вопросов инвентаризации расчетов носит теоретическую и практическую значимость.

Объектом исследования в статье выбран анализ условий проведения инвентаризации расчетов коммерческих организаций Российской Федерации и разработка практических рекомендаций по ее проведению.

Целью статьи является формулировка этапов проведения инвентаризации расчетов для корректного практического отражения результатов инвентаризации при составлении годовой финансовой отчетности.

Основной материал. Годовая инвентаризация расчетов проводится, как правило, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом с целью подготовить данные для составления достоверной годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация проводится путем проверки достоверности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета на конец года. Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов приведены в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 [7].

В ходе инвентаризации расчетов проверяется правильность и обоснованность дебиторской и кредиторской задолженности, которая числится у хозяйствующего субъекта и выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Инвентаризация расчетов включает проверку расчетов:

 с банками по займам (кредитам);

 с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам;

 работниками, в том числе подотчетными лицами;

 другими дебиторами и кредиторами.

Предлагаем семь правил, которым в обязательном порядке надо следовать при проведении инвентаризации расчетов и при отражении ее результатов в бухгалтерском учете.

Правило первое. Создать специальную комиссию.

Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия, состав которой утверждается руководителем в обязательном порядке. В состав инвентаризационной комиссии могут входить: представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, инженеры и другие). Следует обратить особое внимание на важные аспекты данного правила, такие как:

  1. В состав инвентаризационной комиссии не могут входить материально-ответственные лица, но они в обязательном порядке должны присутствовать при ее проведении.
  2. Ни один из членов комиссии не должен отсутствовать во время проведения инвентаризации, в обратном случае, что все результаты могут быть признаны недействительными.

Также важно знать другие случаи обязательного проведения инвентаризации расчетов:

 ликвидация или реорганизация организации;

 смена руководителя организации;

 имущество подлежит выкупу или передается в аренду;

 выявление факта хищения, порчи имущества, пожар и другое.

Правило второе. Издать приказ руководителя.

Приказ о проведении инвентаризации (либо другой распорядительный документ) является обязательным аспектом. Унифицированная форма приказа № ИНВ-22 утверждена Госкомстатом России (Постановление от 18.08.1998 г. № 88). И хотя с 1 января 2013 года с вступлением в силу Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [5] формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, большинство бухгалтеров предпочитают использовать именно эту форму приказа.

В приказе нужно обязательно отразить: состав инвентаризационной комиссии, причину и срок инвентаризации, объекты инвентаризации.

Правило третье. Подготовка кпроведению инепосредственно проведение инвентаризации расчетов.

Остановимся на этом правиле поподробнее и рассмотрим все виды расчетов организаций.

Инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками.

Инвентаризация расчетов с покупателями, заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами, кредиторами заключается в проверке сумм, которые числятся на счетах:

 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:

 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для проверки сумм на указанных счетах организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами сверки. Данная сверка с контрагентами и является подготовительным этапом к самой процедуре инвентаризации. Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нем указывается дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров, работ, услуг, а также сумма оплаты с реквизитами платежных документов. Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй — направляется в организацию, с которой проводится сверка. Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные. Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте. После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.

Помимо актов сверки, для проверки состояния расчетов с поставщиками, покупателями используются такие первичные документы, как: договора, товарные накладные, акты выполненных работ и другие документы.

Инвентаризационная комиссия проверяет все документы, касающиеся дебиторской и кредиторской задолженности, и на их основании определяет общую сумму каждого вида задолженности. Кроме того, устанавливается сумма дебиторской задолженности, подтвержденная дебиторами, не подтвержденная дебиторами, а также с истекшим сроком исковой давности.

Кроме того, при инвентаризации расчетов проверяется правильность документального оформления взаиморасчетов, если они имели место. В действующем законодательстве для подтверждения данной операции единой формы документов не установлено, в связи с чем, организации используют самостоятельно разработанные виды документов, например: соглашение о погашении взаимных обязательств, акт зачета взаимных требований и другие. В документах, отражающих операции по взаиморасчетам должны быть обязательно отражены сведения о том, по какому товару (работе или услуге), на какую сумму и в счет какого обязательства производится взаиморасчет.

Читать еще:  Разблокировка расчетного счета налоговой сроки

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности не отражаются отдельно с делением на краткосрочную (срок ее погашения ожидается в течение года после отчетной даты) и долгосрочную (срок ее погашения ожидается не раньше, чем через год после отчетной даты) и также с делением на дебиторскую и краткосрочную. Данный учет бухгалтера вынуждены вести в разрезе аналитического учета с составлением пояснительных записок к финансовой отчетности. Чтобы определить суммы краткосрочной и долгосрочной задолженности, во время инвентаризации проверяются сроки погашения дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухгалтерского учета на конец отчетного года.

Данная особенность учета и отражения в финансовой отчетности краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженностей является, по-моему мнению, несовершенством учета.

Порядок проведения инвентаризации прочих расчетов

Обязательной инвентаризации в бухгалтерском учете подлежат расчеты, отражаемые на следующих счетах:

 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Правильность и обоснованность сумм по этим счетам проверяется следующим образом.

При инвентаризации расчетов с банками по полученным кредитам проверяется наличие и содержание кредитных договоров, своевременность и правильность отражения на счетах сумм полученных и возвращенных кредитов, их целевое использование, а также правильность отражения в учете процентов за пользование заемными средствами.

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, сборов и взносов; исчисленных в налоговых декларациях и с суммами, перечисленными в бюджет и фонды.

Согласно пункту 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н суммы расчетов с банками и бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе неурегулированных сумм по счетам бухгалтерского учета не допускается. С этой целью проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухгалтерском учете, с суммами, отраженными в налоговой инспекции по лицевому счету организации.

При инвентаризации расчетов с работниками проверяются счета 70, 71, 73 и 76. Так, по счету 70 проверяется правильность отражения задолженности перед работниками, сумм начисленной заработной платы, выплаченной заработной платы, переплат работникам. В частности проверяется, не числятся ли на этом счете не выплаченные работникам в срок (из-за неявки) суммы заработной платы, которые своевременно не задепонированы. Если подобные суммы обнаружены, их следует в обязательном порядке задепонировать, то есть списать со счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на счет 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам».

Для инвентаризации расчетов с подотчетными лицами анализируются данные авансовых отчетов работников. По этим документам проверяется соответствие выданных и возвращенных средств данным бухучета, сроки отчетности составленной подотчетными лицами, а также устанавливается целевое использование израсходованных сумм. Кроме того, проверяется наличие подтверждающих оправдательных документов, а также выявляются суммы, срок выдачи которых под отчет истек.

Инвентаризацией расчетов по прочим операциям проверяются расчеты организации с работниками по предоставлению и погашению займов, как с начислением процентов за пользование, так и беспроцентных, уплате процентов по ним, возмещению материального ущерба работниками в результате брака, хищений и недостач денежных средств, материальных ценностей и прочее.

Правило четвертое. Занести полученные данные винвентаризационные описи сприложением справок.

Формы инвентаризационных описей (актов) можно разработать самостоятельно либо использовать формы представленные в приложениях к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и обязательств № 34н [6].

Результаты инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками, например, оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме № ИНВ-17. В этой справке указываются:

 реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;

 дата и причина возникновения задолженности;

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17. В нем отражаются:

 наименование организации дебитора (кредитора);

 счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

 суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

 суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

По расчетам с банками, бюджетом и внебюджетными фондами строго утвержденных форм не существует, организации вправе разрабатывать формы актов и описей самостоятельно. Предлагается форма Акта инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами (Таблица 1).

Акт инвентаризации расчетов сбюджетом, внебюджетными фондами по налогам исборам

Видыналогов исборов

По данным учета организации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector