Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается спецсчет от расчетного счета

10 важных нюансов работы со спецсчетами

Cпециальный счет в банке — это реквизиты, которые используют электронные площадки, чтобы заблокировать деньги в качестве обеспечения заявки и списать плату за победу в госзакупках по 44-ФЗ.

Что такое спецсчет в банке для юридических лиц

Это нововведение пришло с изменениями, которые вступили в силу 01.07.2018. Это обычный расчетный счет, на котором банк блокирует или снимает деньги по обращению любой из восьми ЭТП для торгов по 44-ФЗ. Его используют участники госзакупок со стороны поставщика. А придумали его, чтобы упростить процесс обеспечения заявок во время конкурентных торгов, в электронных конкурсах и аукционах.

О том, как открыть спец счета для учета госзаказов, что это и как с ним работать, рассказали в видео.

Видеоинструкция: «Как открыть спецсчет»

Обязательно ли открывать

В ст. 44-ФЗ указано, что спецсчет для участия в торгах — это инструмент, который помогает обеспечить заявку. Поэтому если участвуете исключительно в тендерах без обеспечения, можете не открывать его. Напомним, с 01.07.2018 заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечить заявку, если НМЦК не превышает 1 млн руб.

Если участвуете в конкурсах и предоставляете банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки, то с 01.07.2019 это снова стало возможно.

Если участвуете в госзакупках со стартовой ценой до миллиона и собираетесь перечислять плату за победу на банковские реквизиты площадки, то обойдетесь без спецсчета.

Когда начали открывать

Новая система уже работает.

Официально открывают спецсчет для обеспечения госконтрактов с 31.08.2018. И мейте в виду, что не все банки оказались к этому готовы. 31 августа мы попытались открыть специальные счета в двух крупнейших банках. Сбербанк предложил открыть обычный расчетный, а впоследствии подписать дополнительное соглашение, которое позволит использовать его для участия в торгах. А вот ВТБ открывает полноценный специальный счет. В конце статьи с качайте необходимые документы. Мы прилагаем их в качестве примера того, как документально организована процедура.

В какой банк обращаться

Распоряжением правительства № 1451-р от 13.07.2018 утвердили закрытый перечень банков, в которых разрешили открыть спецсчет:

  1. Сбербанк.
  2. ВТБ.
  3. Газпромбанк.
  4. Российский Сельскохозяйственный банк.
  5. Альфа-Банк.
  6. Московский Кредитный банк.
  7. Открытие.
  8. Райффайзенбанк.
  9. Росбанк.
  10. Всероссийский банк развития регионов.
  11. Промсвязьбанк.
  12. Россия.
  13. Санкт-Петербург.
  14. Совкомбанк.
  15. Российский национальный коммерческий банк.
  16. ОТП.
  17. ЮниКредит.
  18. Возрождение.
  19. Тинькофф.
  20. АК БАРС.
  21. Северный морской путь.
  22. Новикомбанк.
  23. Хоум Кредит энд Финанс.
  24. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства.
  25. ДОМ.РФ.

У меня уже есть счет в одном из банков перечня. Открывать отдельный?

В этом случае открывать отдельный не нужно. Используйте имеющийся расчетный. Для этого подпишите допсоглашение с банком (постановление правительства № 626 от 30.05.2018).

Сколько открывать

Достаточно одного спецсчета для участия в госзакупках. Электронные площадки подписали соглашения о взаимодействии с каждым из банков из распоряжения 1451-р. В этом один из плюсов нововведения: теперь не держат деньги на нескольких электронных площадках. Один счет используют для всех торгов.

Не запрещено иметь их в нескольких банках. Это подтверждает позиция Минфина.

Когда заблокируют деньги?

В ч. 20 ст. 44 44-ФЗ указано, когда блокируются деньги на спецсчете 44 ФЗ, — это произойдет в течение часа после окончания приема заявок. Точное время устанавливает заказчик.

Из этого вытекает важный нюанс работы — не обязательно иметь всю сумму обеспечения заявки в момент ее подачи. Следите, чтобы ко времени окончания приема заявок денег было достаточно. Иначе заявку автоматически отклонят, и переподать ее не получится.

Когда разблокируют деньги?

В течение одного рабочего дня после того, как:

  • заявку отклонили;
  • участник не подал ни одного предложения в ходе торгов;
  • участник не прошел предквалификационный отбор;
  • участника отстранили от участия;
  • был подписан контракт, за вычетом платы за победу.

Инструкция, как вывести деньги со спецсчета обратно на расчетный счет, в разных банках отличается. Вот, например, инструкция банка Тинькофф, как вернуть деньги со спецсчета на расчетный:

  1. Зайдите в личный кабинет.
  2. Убедитесь, что деньги разблокированы.
  3. Выберите операцию «Перевод между счетами».
  4. Укажите номер своего расчетного.
  5. Переведите деньги со специального на расчетный.

Банки начисляют процент?

Есть банки, которые начисляют процент на сумму, которая находится на специальном счете для обеспечения заявок в электронных процедурах. Сумма процентов зависит от банка, она прописывается в договоре или допсоглашении.

С отдельного счета списывают плату за победу?

Работа со спецсчетами по госзаказам заключается еще в оплате победы. Если у победителя есть специальный счет, то деньги за победу снимут с него. Если нет, электронная площадка потребует перечислить нужную сумму на банковский.

Такое нововведение пришло с июльскими изменениями. С этой даты ЭТП формально обязаны брать с победителя закупки 1% от начальной цены контракта. У становили верхние границы. А электронные площадки утвердили тарифы на основе этих ограничений. Плата не превышает:

  • 2000 рублей, если закупка проходит с ограничениями для малого бизнеса и СОНКО;
  • 6000 рублей для всех остальных госзакупок. (5000 + НДС 20%).

Платить придется только победителю госзакупки. Для остальных поставщиков участие бесплатно.

Понадобится ли для торгов по 223-ФЗ?

В ч. 13 ст. 3.4 223-ФЗ указано, нужен ли спецсчет для 223 ФЗ, — да, если относитесь к малому и среднему предпринимательству и планируете участвовать в закупках по 223-ФЗ для этих организаций. Только в этом случае действует требование обеспечивать заявки через спецсчет. Проходить они будут на тех же ЭТП, что и госзакупки по 44-ФЗ.

Читать еще:  Расчеты по договору доверительного управления имуществом

Во всех остальных случаях для участия в торгах по 223-ФЗ специальный счет не нужен.

Какие существуют отличия между специальными и расчетными счетами

Назначение спецсчетов

Специальный счет оформляется в одном из 23 разрешенных властями банков. Данный тип банковского счета нужен поставщикам, чтобы участвовать в государственных закупках.

Поставщики хранят на спецсчетах собственные средства, которые автоматически блокируются, когда происходит процесс выявления победителя. Придумано это для того, чтобы выигравшая компания после победы в конкурсе не уклонялась от заключения контракта. После его подписания деньги размораживаются.

У проигравших участников торгов разблокировка наступает почти сразу – в течение 1 часа после рассмотрения заявки заказчиком.

Таким образом, банк, взаимодействуя с электронной торговой площадкой, где проходят торги, блокирует на спецсчете средства поставщика. Это главная функция спецсчета для госзакупок.

Отличия между спецсчетом и расчетником

Как известно, расчетный счет (он же «РКО») предназначен для ведения предпринимательской деятельности. С его помощью отправляются и принимаются платежи от контрагентов согласно заключенным ранее договорам. Все операции при этом происходят в безналичной форме.

Спецсчет и расчетный счет мало чем отличаются между собой. Связано это с тем, что спецсчет – частный случай расчетного счета. Когда сотрудник банка выполняет процедуру по его открытию, он по сути создает расчетный счет с дополнительным функционалом, о котором было написано вначале.

Поэтому специальный счет способен на 100% выполнять те же задачи, что и РКО (оплата налогов, страховых взносов, аренды, получение или перечисление средств за выполненные работы и т.д.).

Несмотря на это, участники закупок не ограничиваются одним только спецсчетом, а пользуются им в связке с РКО. На это есть ряд причин:

  • Во-первых, почти у каждой организации и предпринимателя на момент открытия специального счета уже есть РКО.
  • Во-вторых, некоторые опасаются, что налоговую инспекцию может не устроить применение спецсчета вместо обычного расчетного.
  • В-третьих, за минимальным остатком на спецсчете, необходимым для блокировки, труднее следить, если с него регулярно производятся расходы.

Управление и отслеживание событий также осуществляется с помощью общих инструментов. Это не только интернет-банк, где расчетный и специальный счета расположены рядом в одном списке, но и одинаковые SMS-сообщения о списании или пополнении.

Как выглядит список в Сбербанк Бизнес Онлайн

Также, как и на некоторых тарифах по РКО, на остаток по специальным счетам начисляются ежемесячные проценты.

Можно ли отличить спецсчет по номеру

Короткий ответ – нельзя. Так как спецсчет от расчетного фактически ничем не отличается, то генерация его номера происходит по общим правилам формирования номеров РКО.

Так номер любого расчетного и специального счета всегда начинается с восьми первых одинаковых цифр: либо «40802.810», либо «40702.810» (зависит от того ИП это или ООО). Далее за ними идет одна цифра, означающая контрольную сумму (проверочный код), по которой программы вычисляют корректность введенного номера. Следующие четыре цифры – номер отделения, открывшего счет банка. Последние семь цифр – номер счета внутри отделения.

Таким образом разницы между номерами специальных и расчетных счетов нет. А значит отличить их методом сравнения или расшифровки не удастся.

На портале госзакупок в едином реестре поставщиков также не содержится информации о специальных счетах. Поэтому воспользоваться этой базой данных для проверки также не получится.

Расчетный и специальный в одном лице

Есть банки, которые вместо открытия отдельного спецсчета, создают расчетный с функцией специального (сразу два в одном). К ним относятся: Совкомбанк, Санкт-Петербург и ВБРР.

“Гособоронзаказ”: специальный счет и расчетный. В чем разница?

Дискуссия: «Гособоронзаказ»: специальный счет и правоприменительная практика.
(Заключительная часть)

Часть 1:
«ФЗ «О гособоронзаказе» — слишком много вопросов!»

Часть 2:
«Гособоронзаказ»: разбираемся в деталях.

«Гособоронзаказ»: специальный счет и правоприменительная практика.

(Заключительная часть)

Текст: Анатолий Диденко
адвокат, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Ряд вопросов, поставленных ФЗ-275, еще не получили своего разрешения в принципе. Речь идет, например, о различиях в правовом режиме обычного расчетного счета организации и специального счета в уполномоченном банке.

Если провести аналогию с высказыванием «Каждый снайпер – стрелок, но не каждый стрелок – снайпер», то, исходя из толкования положений нового закона, мы получим «Каждый специальный счет – расчетный счет, но не каждый расчетный счет – специальный счет».

Закон говорит о порядке расходования средств со специальных счетов, но при этом не содержит запрета на пополнение специального счета собственными средствами предприятия. В законе нет ограничений на приход средств не только от государственного заказчика, но и из иных источников. Казалось бы, зачем предприятию пополнять специальный счет собственными средствами, если их списание жестко регламентировано и перечень расходных операций закрытый? Но этот закрытый перечень не предусматривает расходов на расчетно-кассовое обслуживание.

Действительно, даже при максимально лояльном подходе уполномоченного банка к тарифам на обслуживание специальных счетов и при установленном 275-ФЗ требовании о безвозмездном банковском сопровождении представители уполномоченных банков уже назвали стоимость проведения платежного поручения. Это 25 рублей.

Из каких средств предприятие должно платить комиссию банка?

Видимо, исключительно из собственных. Тогда с какого счета? Со специального или с расчетного? И можно ли отнести эти расходы на себестоимость государственного оборонного заказа? И, если в уполномоченный банк судебный пристав приносит исполнительный лист, предусматривающий безакцептное списание денежных средств со счета предприятия-должника, может ли банк отказать в исполнении, нарушив федеральное законодательство об исполнительном производстве, или обязан исполнить документ, нарушив при этом законодательство о государственном оборонном заказе? Ведь 275-ФЗ регламентирует и ограничивает исключительно добровольные расходные операции по специальным счетам, но никак не принудительные. Как в этой ситуации поступить банку и предприятию-клиенту? Это только частный случай будущей правоприменительной практики, требующий разъяснения.

Читать еще:  Строка 020 расчета страховых взносов

Предприятиям следует воспользоваться предоставленной ФАС и МО возможностью участвовать в обсуждении подобных вопросов на различных площадках.

Если не делегировать своих специалистов, с недоверием относиться к консалтингу в сфере ОПК, ограничиваться формальным ожиданием волшебных рецептов, выписанных «сверху», при этом приостанавливая работу «до выяснения», то велика вероятность сорвать выполнение оборонного заказа или, рискнув разобраться самостоятельно, совершить ошибку, оставшись один на один со сложными правовыми и финансовыми вопросами.

А ведь мы пока обозначили только один из них. Есть ли у каждого предприятия готовые ответы на остальные? Например, на такие:

  • Как планируется при выполнении обязанности предоставить доступ к коммерческой тайне с целью проведения контроля целевого использования бюджетных средств, перечисленных по гособоронзаказу, проводить разграничение между средствами, перечисленными по ГО и иными финансовыми потоками компании?
  • Ограничивает ли получение государственным заказчиком дополнительных бюджетных ассигнований в случае срыва исполнителем государственного оборонного заказа, право заказчика дополнительно предъявить к исполнителю иск о возмещении убытков, включая упущенную выгоду?
  • Подразумевается ли под обязанностью ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту обязанность ведения отдельного бухгалтерского, управленческого или налогового (по определению, консолидированного) учета?
  • Как правильно истолковать различие между запретом действий, «влекущих за собой», и действий, «направленных на», с точки зрения квалифицирующих признаков по критерию умысел/неосторожность? Особенно, учитывая разницу в ответственности с точки зрения уголовного законодательства?
  • Как будет соотноситься административный регламент о проведении проверок предприятий с режимом секретности, предусмотренным для отдельных предприятий ОПК?

Вряд ли штатным сотрудникам отдельного предприятия, при всем их профессионализме, будет очень просто быстро ответить на подобные вопросы, поставленные перед ними.

Конечно, оборонно-промышленному комплексу не привыкать работать в тяжелых условиях. Но, может быть, эта тяжесть кажущаяся? Тем более, государство и экспертное сообщество готовы оказать помощь. Ведь императивная норма в новом законе только одна – не сорвать выполнение государственного оборонного заказа. Все остальное – лишь правоприменительная практика, в формировании которой нам и предлагают участвовать, причем на начальной стадии. Кооперация необходима не только в производственном процессе, не правда ли? А опыт кооперации у нас есть…

Расчетный счет и лицевой счет: в чем разница

Для совершения любых банковских операций необходимо открывать счет. Условно их классифицируют на два типа: лицевой и расчетный. Именно через них проводятся все транзакции как между предпринимателями, так и физическими лицами. А ещё практически каждый такой счет можно закрепить за платежной картой, что позволяет более комфортно распоряжаться средствами и всегда иметь к ним доступ. Однако, расчетный счет и лицевой счет, разница между ними в чем заключается?

Читайте в статье

Общие положения

С практической точки зрения – и лицевые, и расчетные используются для проведения финансовых транзакций. Но можно выделить 4 главных различия:

  1. Расчетный можно закрепить не только за физическим лицом, а и за всей коммерческой организацией. Лицевые допускается открывать только физлицам, в редких случаях их закрепляют за бюджетными организациями (если все проходящие транзакции не будут превышать 100 тысяч рублей).
  2. Также разница между лицевым и расчетным счетом заключается в том, что последние нельзя использовать для совершения переводов на лицевые.
  3. Расчетный счет обязательно открывают при регистрации юридического лица, при этом к сводке по всем проведенным операциям имеет доступ ФНС.
  4. Расчетный счет допускается использовать для проведения коммерческих финансовых транзакций. Лицевые – нет. Согласно действующих законодательных нормативов, получение коммерческих переводов относится к ведению предпринимательской деятельности, для чего открытие расчетного счета – обязательно.

А ещё обслуживание расчетного счета практически во всех случаях подразумевает уплату абонентской платы в пользу банка, причем, достигать она может и несколько тысяч рублей в месяц. С лицевыми в этом плане все гораздо выгодней, однако максимальная сумма перевода ограничена в 100 тысяч рублей за одну транзакцию.

Может ли физическое лицо открыть расчетный счет

Физическое лицо может открыть расчетный счет при занятии частной практикой. В качестве примера можно привести юристов, адвокатов, консультантов узкой специализации, мастеров-ремонтеров и так далее. Все они относятся к категории самозанятых. Но и регистрировать расчетный им не обязательно – можно деньги принимать наличными, а далее – официально отчитываться о своих доходах/расходах, уплачивая положенные налоги (в зависимости от выбранной системы налогообложения).

А использование лицевого банковского счета для получения оплаты за предоставленные услуги может повлечь и административное наказание. Банк также вправе запросить подтвердить законность получения средств и в том случае, если будет установлено, что деньги получены за предпринимательскую деятельность – данные передаются в региональное представительство налоговой службы.

Сфера применения

Согласно условий, которые устанавливают банки, лицевые счета могут использоваться для:

  • хранения персональных средств;
  • оплаты услуг страхования, мобильных провайдеров, финансового сектора;
  • оплаты товаров.

Т акже их допускается использовать для извлечения прибыли, полученной с помощью банковских депозитов и иных инвестиций, которые представляет банк, выступающий в этом случае в качестве брокера (за исключением тех ситуаций, когда по закону необходимо регистрировать индивидуальный инвестиционный).

Расчетные счета могут применяться для:

  • ведения коммерческой деятельности;
  • проведения денежных переводов между юридическими лицами или ИП;
  • распределения средств между всем составом руководителей коммерческой организации (в данном случае он используется в качестве транзакционного узла).
Читать еще:  Возврат на расчетный счет

Рассматривая отличия расчетного и лицевого счета также стоит упомянуть, что первый может состоять из 25 цифр (20+5 резервных), лицевые – только из 20 (в будущем планируется расширение).

При регистрации расчетного счета в банк необходимо обязательно подавать выписку из налоговой, подтверждающей факт добавления индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр (соответственно, ЕГРИП или ЕГРЮЛ). В противном случае – банк откажет в регистрации, так как это запрещено ему на основании законодательных нормативов. А для ООО и иных компаний, где форма собственности предусматривает, что активами владеет не единственное лицо – также потребуется копия устава (для определения размера уставного капитала и доли каждого их участников состава руководителей).

Итого, чем отличается расчетный счет от лицевого? Его можно использовать для проведения коммерческих платежей между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. При этом банк самостоятельно занимается переводом средств в пользу государства (в качестве налогов) по установленной тарифной сетке. Лицевые же используются для хранения средств и оплаты услуг, предоставляемых физическим лицам.

“Гособоронзаказ”: специальный счет и расчетный. В чем разница?

Дискуссия: «Гособоронзаказ»: специальный счет и правоприменительная практика.
(Заключительная часть)

Часть 1:
«ФЗ «О гособоронзаказе» — слишком много вопросов!»

Часть 2:
«Гособоронзаказ»: разбираемся в деталях.

«Гособоронзаказ»: специальный счет и правоприменительная практика.

(Заключительная часть)

Текст: Анатолий Диденко
адвокат, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Ряд вопросов, поставленных ФЗ-275, еще не получили своего разрешения в принципе. Речь идет, например, о различиях в правовом режиме обычного расчетного счета организации и специального счета в уполномоченном банке.

Если провести аналогию с высказыванием «Каждый снайпер – стрелок, но не каждый стрелок – снайпер», то, исходя из толкования положений нового закона, мы получим «Каждый специальный счет – расчетный счет, но не каждый расчетный счет – специальный счет».

Закон говорит о порядке расходования средств со специальных счетов, но при этом не содержит запрета на пополнение специального счета собственными средствами предприятия. В законе нет ограничений на приход средств не только от государственного заказчика, но и из иных источников. Казалось бы, зачем предприятию пополнять специальный счет собственными средствами, если их списание жестко регламентировано и перечень расходных операций закрытый? Но этот закрытый перечень не предусматривает расходов на расчетно-кассовое обслуживание.

Действительно, даже при максимально лояльном подходе уполномоченного банка к тарифам на обслуживание специальных счетов и при установленном 275-ФЗ требовании о безвозмездном банковском сопровождении представители уполномоченных банков уже назвали стоимость проведения платежного поручения. Это 25 рублей.

Из каких средств предприятие должно платить комиссию банка?

Видимо, исключительно из собственных. Тогда с какого счета? Со специального или с расчетного? И можно ли отнести эти расходы на себестоимость государственного оборонного заказа? И, если в уполномоченный банк судебный пристав приносит исполнительный лист, предусматривающий безакцептное списание денежных средств со счета предприятия-должника, может ли банк отказать в исполнении, нарушив федеральное законодательство об исполнительном производстве, или обязан исполнить документ, нарушив при этом законодательство о государственном оборонном заказе? Ведь 275-ФЗ регламентирует и ограничивает исключительно добровольные расходные операции по специальным счетам, но никак не принудительные. Как в этой ситуации поступить банку и предприятию-клиенту? Это только частный случай будущей правоприменительной практики, требующий разъяснения.

Предприятиям следует воспользоваться предоставленной ФАС и МО возможностью участвовать в обсуждении подобных вопросов на различных площадках.

Если не делегировать своих специалистов, с недоверием относиться к консалтингу в сфере ОПК, ограничиваться формальным ожиданием волшебных рецептов, выписанных «сверху», при этом приостанавливая работу «до выяснения», то велика вероятность сорвать выполнение оборонного заказа или, рискнув разобраться самостоятельно, совершить ошибку, оставшись один на один со сложными правовыми и финансовыми вопросами.

А ведь мы пока обозначили только один из них. Есть ли у каждого предприятия готовые ответы на остальные? Например, на такие:

  • Как планируется при выполнении обязанности предоставить доступ к коммерческой тайне с целью проведения контроля целевого использования бюджетных средств, перечисленных по гособоронзаказу, проводить разграничение между средствами, перечисленными по ГО и иными финансовыми потоками компании?
  • Ограничивает ли получение государственным заказчиком дополнительных бюджетных ассигнований в случае срыва исполнителем государственного оборонного заказа, право заказчика дополнительно предъявить к исполнителю иск о возмещении убытков, включая упущенную выгоду?
  • Подразумевается ли под обязанностью ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту обязанность ведения отдельного бухгалтерского, управленческого или налогового (по определению, консолидированного) учета?
  • Как правильно истолковать различие между запретом действий, «влекущих за собой», и действий, «направленных на», с точки зрения квалифицирующих признаков по критерию умысел/неосторожность? Особенно, учитывая разницу в ответственности с точки зрения уголовного законодательства?
  • Как будет соотноситься административный регламент о проведении проверок предприятий с режимом секретности, предусмотренным для отдельных предприятий ОПК?

Вряд ли штатным сотрудникам отдельного предприятия, при всем их профессионализме, будет очень просто быстро ответить на подобные вопросы, поставленные перед ними.

Конечно, оборонно-промышленному комплексу не привыкать работать в тяжелых условиях. Но, может быть, эта тяжесть кажущаяся? Тем более, государство и экспертное сообщество готовы оказать помощь. Ведь императивная норма в новом законе только одна – не сорвать выполнение государственного оборонного заказа. Все остальное – лишь правоприменительная практика, в формировании которой нам и предлагают участвовать, причем на начальной стадии. Кооперация необходима не только в производственном процессе, не правда ли? А опыт кооперации у нас есть…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector