Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Камеральная проверка расчета по страховым взносам

Камеральная проверка плательщиков страховых взносов

Комментарий к статье 34 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: Камеральная проверка

Статья 34. Камеральная проверка

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Частью 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Нарушение порядка проведения камеральной проверки является основанием, влекущим прекращение всех правовых последствий материалов такой проверки, иными словами, плательщик не может быть привлечен к ответственности по результатам камеральной проверки, если эта проверка проведена с нарушением норм законодательства.
В силу ч. 3 ст. 34 Закона N 212-ФЗ если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.07.2006 N 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
В Постановлении от 01.08.2008 N А82-9454/2007-27 ФАС Волго-Вятского округа указал, что налоговый орган обязан при выявлении в представленной декларации ошибок или противоречий истребовать у проверяемого лица необходимые пояснения.
Таким образом, данный вывод можно применить и при проведении органами контроля в рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам. Следовательно, если орган контроля выявил в представленном расчете ошибки или противоречия, он должен истребовать у плательщика взносов необходимые пояснения и только после этого выносить решение о привлечении к ответственности.
Закон N 212-ФЗ предусматривает сроки проведения камеральной проверки и сроки, предоставляемые плательщику страховых взносов для передачи в орган контроля уплаты страховых взносов необходимых пояснений и исправлений, равные срокам, установленным ранее действующим законодательством по уплате ЕСН (ст. 88 НК РФ).
Закон N 212-ФЗ не содержит такого понятия, как «повторная камеральная проверка».
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании ч. 5 ст. 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
В силу ч. 6 ст. 34 Закона N 212-ФЗ, если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона N 212-ФЗ при проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи со смежностью предметов регулирования к правоотношениям в сфере уплаты страховых взносов по аналогии могут быть применены нормы законодательства о налогах и сборах.
Существует проблема: правомерно ли со стороны органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе камеральной проверки истребовать все документы, касающиеся хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов?
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.07.2004 N А66-9798-03 указал, что если в требовании налогового органа о представлении документов не содержится четкого названия запрашиваемых документов, то такое требование может быть признано недействительным, если налогоплательщик по каким-либо причинам не представил запрашиваемые документы в налоговый орган или нарушил срок представления документов.
Указанный вывод можно отнести и к отношениям в сфере уплаты страховых взносов.

Читать еще:  Расчеты по корпоративной карте проводки

Пример.
Суть спора.
В ходе камеральной налоговой проверки правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на имущество налоговая инспекция истребовала у налогоплательщика ряд документов. Налогоплательщик заявил об отказе в исполнении требования о представлении документов.
Решением налогового органа налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за непредставление истребованных документов в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению налогоплательщика, истребование налоговым органом в порядке камеральной проверки любых документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого, неправомерно.
Позиция суда.
Решением суда первой инстанции признано недействительным решение налогового органа о привлечении истца к ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции одобрил решение нижестоящих судов и сделал следующие выводы.
Истребование налоговым органом документов, перечисленных в письме к налогоплательщику, противоречит сущности камеральных проверок, позволяя налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой установлен особый порядок.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.
Согласно ч. 1, 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии с ч. 3 и 4 указанной статьи, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Анализируя указанные положения, суд пришел к обоснованному выводу, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2003 N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1).

Как давать пояснения к расчету по взносам

Если в расчете по взносам отражены необлагаемые суммы либо пониженные тарифы, то при камеральной проверке расчета ИФНС направит вам требование. В нем она запросит документы, подтверждающие обоснованность отражения таких сумм и тарифов. Ваша задача — правильно ответить на это требование.

— Наталья Владимировна, поясните, пожалуйста, такую ситуацию. При сдаче расчета за I квартал 2017 г. компания получила уведомление об ошибке 0400500003, что свидетельствует о несовпадении персональных данных работников с данными базы ФНС. Она направила в ИФНС письмо о том, что данные по двум сотрудникам достоверны, и приложила к письму ксерокопии паспортов, ИНН и СНИЛС. Но при сдаче расчета за полугодие компания вновь получила уведомление об ошибке 0400500003. Что теперь нужно сделать? Как ответить на требование?

— Учитывая, что компания ранее представляла документы на сотрудников, по которым были выявлены расхождения по СНИЛС и ИНН, при сдаче расчета за полугодие повторно представлять копии документов не требуется. Ранее направленные документы служат основанием для проведения уточняющих мероприятий.

В ответ на требование можно написать, что ксерокопии паспортов, ИНН и СНИЛС по работникам организация направляла в ИФНС по итогам I квартала 2017 г.

Читать еще:  Больничный замена расчетного периода

— Из инспекции пришло требование представить сведения, детализирующие не облагаемые взносами суммы, отраженные в расчете за полугодие. У организации это больничные, пособие по уходу за ребенком, суточные и др. Каким образом нужно оформить ответ на это требование? Необходимо ли указывать, по каким физлицам (их ф. и. о.) были необлагаемые выплаты?

— В НК прямо прописано, что инспекция при проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам может требовать сведения и документы, подтверждающие, в частности, обоснованность отражения сумм, не облагаемых взносами на основании ст. 422 НК РФ.

При получении такого требования организация представляет информацию в произвольной форме, с разбивкой общей необлагаемой суммы на категории. Например, общая сумма необлагаемых выплат — такая-то, из них: пособия по болезни — такая-то сумма, материальная помощь — такая-то сумма, суточные — такая-то сумма и так далее. Представлять детализацию по каждой категории (по каждому физическому лицу) не требуется.

— В организации генеральный директор — гражданин Украины, который работает по патенту (временно пребывающий в РФ безвизовый иностранец). Взносы на ОМС с его доходов не начисляются. Взносы на ВНиМ рассчитываются по тарифу 1,8%. В расчете за полугодие так все и отразили. Сейчас пришло требование из инспекции о том, что нужно представить пояснения и документы, подтверждающие право на применение льготных тарифов. Как ответить на этот запрос и какие документы надо направить в ИФНС?

— При проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция вправе истребовать у плательщика взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность применения пониженных тарифов.

Учитывая, что организация производит выплаты иностранным гражданам, в качестве документов, подтверждающих применение пониженных тарифов, могут быть документы, дающие право вести трудовую деятельность на территории России. Особенности регулирования трудовых отношений с иностранными работниками установлены Законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Поскольку в организации работает временно пребывающий в РФ безвизовый иностранец, которого можно нанимать на работу только при наличии у него патента, то в инспекцию по директору — гражданину Украины нужно направить ксерокопии патента, миграционной карты, а также его паспорта.

— При проверке расчета по взносам ИФНС потребовала представить по иностранным работникам (гражданам Узбекистана, Таджикистана, работающим по патенту) копии иностранных паспортов, патентов, миграционных карт. Но некоторые работники уже уволились, и представить по ним ксерокопии документов невозможно, поскольку их не делали. На фирме имеются экземпляры трудовых договоров, подписанные такими работниками. В них указаны их паспортные данные и реквизиты патента. Также есть личные карточки этих работников (форма Т-2). Можно ли направить копии этих документов для подтверждения ставки 1,8%?

— Наличие патента (естественно, действующего) у иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, является для работодателя (заказчика) одним из определяющих факторов для привлечения такого гражданина к трудовой деятельности. В качестве документов, подтверждающих применение ставки взносов в размере 1,8%, являются документы, дающие право вести трудовую деятельность на территории РФ, в частности это патент.

Так как этих документов у фирмы нет, то она может представить те документы, которые у нее имеются. Инспекция сможет проверить указанные в трудовом договоре данные о выданном патенте по своей базе, если фирма как налоговый агент получала из ИФНС уведомление, подтверждающее ее право уменьшать исчисленную сумму НДФЛ по доходам иностранца на уплаченные иностранцем фиксированные авансовые платежи. Ведь для выдачи такого уведомления ИФНС должна была владеть информацией от МВД (ФМС) о факте заключения налоговым агентом трудового или гражданско-правового договора и выдачи иностранному гражданину патента.

И если данные о выданном иностранцу патенте подтвердятся, тогда и право на тариф 1,8% будет подтверждено.

— Фирма применяет УСН и платит взносы по льготному тарифу (20% взносов на ОПС). Получили требование представить документы, подтверждающие пониженный тариф: выписку из ЕГРЮЛ с кодом по ОКВЭД2, книгу учета доходов и расходов, договоры на реализацию товаров (работ, услуг), документы, подтверждающие получение льготной выручки (платежные поручения). Действительно ли нужно направлять все эти документы? Надо ли представлять выписку из ЕГРЮЛ, если эти данные ИФНС может проверить сама? И к тому же код по ОКВЭД2 указан на титульном листе расчета.

— Предметом камеральной проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. В ходе проверки инспектор проводит проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

Вместе с тем ИФНС в рамках камеральной проверки вправе истребовать необходимые документы в случае применения плательщиком пониженных тарифов страховых взносов.

Для организаций, применяющих УСН, главный критерий, позволяющий уплачивать взносы по пониженным тарифам, — доля выручки от основного вида деятельности, который поименован в подп.5 п.1 ст.427 НК РФ, составляет не менее 70% доходов на УСН. Документы, подтверждающие это, в частности, могут быть такие:

  • копия книги учета доходов и расходов, в которой отражаются все полученные при УСН доходы;
  • расчетно-платежные документы, подтверждающие получение льготной выручки по упрощенке.
Читать еще:  Расчет действительной стоимости доли в ооо

Представлять выписку из ЕГРЮЛ не требуется.

— Главный бухгалтер уехала в отпуск после сдачи расчета. А из ИФНС пришло требование в течение 5 дней представить пояснения к расчету из-за несовпадения контрольных соотношений, а также документы по необлагаемым суммам или же внести в расчет исправления. Вернуться к сроку представления пояснений главбух не успеет. А никто, кроме нее, дать их не может, так как этот расчет делала она. Можно ли как-то перенести срок направления пояснений и документов, чтобы избежать штрафов за их непредставление? Например, направить в ИФНС письмо, что главбух в отпуске и, как только вернется, все представит?

— Если плательщик взносов не может представить истребуемые документы и пояснения в отведенный срок, он в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет ИФНС:

  • о невозможности представить в указанный срок документы;
  • о причине, по которой это невозможно сделать (главный бухгалтер в отпуске и, кроме нее, никто не может дать пояснения и представить документы);
  • о сроке, в течение которого появится возможность представить эти документы и пояснения.

Уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов подается в ИФНС по форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@.

В течение 2 дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить срок представления, о чем выносится отдельное решение.

Камеральная проверка страховых взносов

КТО ПРОВОДИТ ПРОВЕРКУ

Камеральную проверку страховых взносов могут проводить только два ведомства – Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

Проверку в отношении взносов на пенсионное и медицинское страхование проводит Пенсионный фонд РФ. Взносы по социальному страхованию, а также выплаты, связанные с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством, проверяет ФСС России. Это следует из статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ).

КАК ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА

После того как турфирма сдала расчет, начинается камеральная проверка. По сути, это счетная проверка данных, отраженных в расчетах. Их чиновники фондов сопоставляют с имеющейся у них информацией.

При этом ФСС России может истребовать у турфирмы и другие документы, связанные с оплатой больничных и детских пособий (ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

На проверку Законом № 212-ФЗ предусмотрено три месяца. Если нарушений не выявлено, то акт проверки ревизоры не составляют. В этом случае турфирму вообще могут не известить о результатах проверки.

Другое дело, если во время проверки будут выявлены ошибки и неточности. В этом случае турфирме в течение пяти дней придется дать чиновникам пояснения или внести исправления в расчет.

Обратите внимание: чтобы доказать свою правоту, турфирма может представить фонду выписки из регистров бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет. Помните, это право, а не обязанность плательщика. Ведь законом не установлен перечень документов, которыми плательщик мог бы подтвердить правильность расчета страховых взносов. Однако в интересах организации дать объяснения или сделать исправления.

Если пояснения и документы не удовлетворят проверяющих или турфирма их вовсе не представит, то ревизоры составят акт. На это инспекторам отводится 10 дней с момента окончания проверки. Формы актов камеральных проверок утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.

Акт вручается турфирме в течение пяти дней после того, как он будет подписан. Если турфирма по каким-либо причинам не захочет его получить, он направляется ей заказным письмом. И в таком случае считается, что акт получен на шестой день с момента отправления (п. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ

Получив акт, плательщик может представить свои возражения по нему. На это ему отводится 15 дней, которые отсчитываются с момента получения акта. Подтвердить возражения нужно документами – оригиналами или их заверенными копиями (ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Материалы камеральной проверки рассматривает руководитель фонда. Плательщик также может участвовать в этой процедуре через своего представителя. Далее руководитель фонда выносит решение либо о привлечении организации к ответственности, либо об отказе в этом (ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (он может быть продлен, но не более чем на месяц).

В течение пяти дней после этого копия решения вручается плательщику лично (или иным способом, который позволяет определить дату получения решения) либо направляется по почте. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня, когда оно было вручено плательщику.

В решении указывается срок, в течение которого его можно обжаловать, а также порядок обжалования. Далее в адрес турфирмы направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафа и указывается, когда эти суммы нужно погасить. Если турфирма пропустит эти сроки, то задолженность будет взыскана в принудительном порядке с ее банковского счета или за счет иного имущества.

Статья напечатана в журнале «Учет туристической деятельности» №4, апрель 2010 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector