Multi-finance.ru

Обзор финансовых рынков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наличные расчеты с нерезидентами в рублях

Организация — резидент РФ принимает наличные денежные средства от физических лиц — нерезидентов РФ в оплату оказанных транспортно-экспедиционных услуг. Расчеты осуществляются в рублях. При этом физическое лицо может являться ИП, а может и не являться им. Не является ли в данном случае прием наличных денег незаконной валютной операцией, образующей состав административного правонарушения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Прием организацией — резидентом наличных денег от физического лица — нерезидента в оплату оказанных транспортно-экспедиционных услуг, независимо от того, для каких целей осуществляется перевозка (связанных или не связанных с предпринимательской деятельностью), не является незаконной валютной операцией и не образует состава административного правонарушения.

Обоснование вывода:
Согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится в том числе использование между резидентом и нерезидентом валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.ст. 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ. При этом ст.ст. 7, 8 Закона N 173-ФЗ утратили силу, а нормы ст. 11 Закона N 173-ФЗ регулируют операции по купле-продаже иностранной валюты. Таким образом, использование валюты РФ в расчетах между резидентом и нерезидентом может осуществляться без ограничений.
При этом в силу ч. 2 ст. 14 Закона N 173, если иное не предусмотрено нормами Закона N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.
Статья 14 Закона N 173-ФЗ предусматривает ряд исключений из этого правила. Так, юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Также юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Что касается определения целей перевозки грузов, отметим следующее. Закон не устанавливает каких-либо требований о документальном подтверждении того, что перевозка грузов осуществляется для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и к истребованию подтверждающих это документов у другой стороны сделки. В случае возникновения спора цели приобретения товара, заказа услуг, перевозки грузов исследуются судами по существу исходя из конкретных обстоятельств дела. Как правило, учитываются следующие обстоятельства:
— указание в договоре, помимо имени физического лица — клиента (заказчика, покупателя), обозначения «индивидуальный предприниматель» (постановление ФАС Центрального округа от 8 декабря 2008 г. N А08-3211/2008-26, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2007 г. N Ф04-9559/2006(39351-А03-31));
— может ли товар (груз) в принципе использоваться в личных целях или же только для предпринимательских нужд (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2007 г. N Ф04-9559/2006(30616-А03-32), постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 октября 2008 г. N А79-3008/2008, постановление ФАС Уральского округа от 13 января 2009 г. N Ф09-1874/08-С1, постановление ФАС Уральского округа от 12 февраля 2008 г. N Ф09-11248/07-С1);
— количество, характер товара (груза) (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 декабря 2008 г. N А79-5550/2008, постановление ФАС Центрального округа от 8 декабря 2008 г. N А08-3209/2008-17).
В то же время необходимо учитывать следующее.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ для реализации функций, предусмотренных Законом N 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
Под осуществлением незаконных валютных операций, влекущим административную ответственность, понимаются (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ):
— осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации;
— осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании;
— списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Таким образом, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, а также не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Поскольку описанная в вопросе валютная операция не запрещена законодательством, в отношении нее не установлено требования об использовании специального счета и о резервировании, она, в силу ч. 2 ст. 5, ст. 6 Закона N 173-ФЗ, осуществляется без ограничений и не может признаваться незаконной валютной операцией применительно к ст. 15.25 КоАП РФ.
Подтверждается сказанное и судебной практикой (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. N 12089/08, от 1 сентября 2009 г. N 4140/09, ФАС Поволжского округа от 12 марта 2009 г. N А57-23330/2008, ФАС Уральского округа от 5 марта 2009 г. N Ф09-1011/09-С1).
Таким образом, прием организацией — резидентом наличных денег от физического лица — нерезидента в оплату оказанных транспортно-экспедиционных услуг независимо от того, для каких целей осуществляется перевозка (связанных или не связанных с предпринимательской деятельностью), не является незаконной валютной операцией и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

12 октября 2012 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новый взгляд на наличные расчеты с нерезидентами

Российские компании и предприниматели вправе заключать трудовые и гражданскоправовые договоры с иностранцами. Вместе с тем наличную оплату труда, товаров, работ или услуг органы валютного контроля нередко оценивают как нарушение валютного законодательства. Но и они могут ошибаться. В каких случаях наличные расчеты с нерезидентами не образуют нарушения, влекущего административный штраф, размер которого достигает 100% суммы оплаты? Ответ на этот вопрос можно найти в недавнем решении Президиума ВАС РФ.

Осуществление операций, запрещенных валютным законодательством РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Ответственность по этой статье серьезная: штраф от 3/4 до полного размера суммы незаконной валютной операции. Заключив с иностранцем сделку, подпадающую под определение незаконной валютной операции, можно лишиться всей выплаченной ему суммы, которую государство взыщет в виде штрафа.

Правила совершения валютных операций, а также запреты и ограничения в области их совершения установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Наличную оплату товаров, работ или услуг между иностранцем (нерезидентом) и российской компанией или предпринимателем (резидентом) валютные контролеры считают незаконной валютной операцией, за которую налагается административное наказание. Действительно ли выполнение обязанности стороны договора по оплате образует состав административного правонарушения?

Позиция контролеров

Совершая валютные операции, в частности получая от нерезидентов оплату за товары, работы или услуги наличными, предприниматели, по мнению валютных контролеров, нарушают ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ. Согласно данной норме расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливает Банк России. Оплата товаров, работ или услуг, минуя банковский счет, должна считаться, по мнению контролеров, незаконной валютной операцией.

С такой позицией соглашаются некоторые суды. Пример — постановления ФАС Уральского округа от 18.02.2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008, Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2008 по делу № А47-6623/2008 АК-26. Это дело дошло до ВАС РФ, который Определением от 29.05.2009 № ВАС-4140/09 передал его в надзорную инстанцию.

Высший суд против

В постановлении от 01.09.2009 № 4140/09 Президиум ВАС РФ не согласился с мнением контролеров и судей и пришел к выводу, что они неправильно толкуют нормы Закона № 173-ФЗ.

К валютным операциям относится отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты РФ на законных основаниях, а также использование валюты РФ в качестве средства платежа (ч. 9 ст. 1 Закона № 173-ФЗ). Значит, получение наличных рублей субъектами предпринимательской деятельности (резидентами) от иностранных граждан (нерезидентов) в счет передачи последним товаров, работ или услуг — это валютная операция.

Высшие арбитры, в частности, отметили, что исходя из смысла ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ под незаконными валютными операциями следует понимать как операции, запрещенные валютным законодательством РФ, так и те, которые совершаются с нарушением установленных требований об использовании спецсчета и требований о резервировании. К категории незаконных валютных операций относится также списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со спецсчета и на спецсчет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Читать еще:  Гостиничные чеки расчет

Вывод: проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании спецсчета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

В валютном законодательстве РФ нет запрета на получение резидентом от нерезидента наличных рублей в качестве платы за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг. Исходя из ст. 6 Закона № 173-ФЗ, валютные операции между ними осуществляются без ограничений. Исключение — отдельные валютные операции, предусмотренные законом, к которым рассматриваемые операции не относятся. Поэтому получение резидентом от нерезидента наличных рублей в качестве платы за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг — это разрешенная валютным законодательством опе­рация.

Порядок проведения таких операций, а также требования об использовании спецсчета при их совершении не установлены. Но в такой ситуации они осуществляются без ограничений (ч. 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ).

Надо отметить, что правовая позиция, изложенная Президиумом ВАС РФ в постановлении от 01.09.2009 № 4140/09, впервые была выражена им еще в феврале 2009 г. (постановление от 17.02.2009 № 12089/08). Тогда арбитры распространили ее на сделки для личных нужд покупателей-­иностранцев, оплачивающих приобретение наличными. Теперь они пошли дальше, отметив, что нарушение валютного законодательства отсутствует и при оплате иностранцем­предпринимателем товаров, работ и услуг по сделкам, связанным с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, российская компания или предприниматель вправе в качестве оплаты за товар, работу, услугу получить наличные рубли от иностранца.

Иностранному лицу также не возбраняется получать от российских компаний оплату наличными. Судебная практика подтверждает правомерность таких операций.

Так, ФАС Северо­-Западного округа в постановлении от 07.05.2009 № А21-3429/2008 признал неправомерным решение контролеров о привлечении российской организации к административной ответственности за осуществление незаконной валютной операции по выплате иностранцу вознаграждения наличными рублями. Основание: в валютном законодательстве нет запрета на получение физическим лицом — нерезидентом от резидента наличных денежных средств в валюте РФ в качестве оплаты за выполнение работ по гражданско-правовому договору. Эта операция не может считаться незаконной.

Наличный расчет по трудовому договору

Валютные контролеры пытаются усмотреть нарушения даже в рамках трудовых взаимоотношений работодателя и работника-­иностранца. Совсем недавно за выплату зарплаты наличными рублями работодателя могли привлечь к ответственности по той же статье КоАП РФ (ч. 1 ст. 15.25). Но в марте 2008 г. Президиум ВАС РФ признал оплату труда наличными законным способом, исключающим привлечение к административной ответственности (постановление от 18.03.2008 № 15693/07).

Аналогичным образом завершилось противостояние работодателей по вопросу уплаты наличными командировочных расходов иностранцам.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 10840/07 признаны законными операции по выдаче сотруднику, направляемому в служебную командировку, по расходно-кассовому ордеру из кассы работодателя 500 долл. США под отчет на командировочные расходы.

ВАС РФ отметил, что ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ устанавливает общее правило о том, что валютные операции между резидентами запрещены. В той же части содержится перечень операций, совершение которых между резидентами разрешается в качестве исключения. К ним относится оплата расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ валютные операции осуществляются без ограничений, если порядок их осуществления и порядок использования счетов (включая установление требования об использовании спецсчета) не установлены органами валютного регулирования. Выдача юридическим лицом — резидентом сотруднику, командируемому за пределы РФ, наличных в иностранной валюте на командировочные расходы разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании спецсчета и о резервировании. Значит, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций.

Отстаиваем права

Организации, признанные виновными ранее, до принятия решения Президиума ВАС РФ, получили шанс оспорить взысканные штрафы и отменить незаконные решения контролирующих органов. Статья 311 АПК РФ позволяет обратиться в суд в связи с появлением вновь открывшихся обстоятельств, к которым относится решение ВАС РФ, при условии, что не утрачена возможность обращения с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора, например не истек срок исковой давности.

Изменения в правилах валютных операций для нерезидентов

24 июня 2019 г. на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности был одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ (в части установления дополнительных разрешённых случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой РФ)».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ (в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации)» внесен Минфином России.

В чем суть законопроекта?

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ) валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, при этом расчеты с нерезидентами при валютных операциях производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств (абз.1 ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ).

Данной статьей установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица — резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

В отношении расчетов по договорам купли-продажи с физическим лицом — нерезидентом установлено, что юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами только в наличной валюте РФ, при этом договор купли-продажи товаров должен быть розничным (абз. 3 ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Расчеты по выплате организации-резидента физическому лицу — нерезиденту суммы по договору купли-продажи в наличной форме не входят в установленный ст. 14 Закона № 173-ФЗ перечень операций, разрешенных без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Таким образом, организация — резидент РФ должна расплатиться с иностранным гражданином — нерезидентом только в безналичной форме с использованием банковского счета в уполномоченном банке.

При этом за нарушение данного требования валютного законодательства предусмотрена административная ответственность согласно ч.1 ст.15.25КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Законопроектом предусмотрена возможность выплаты юридическими лицами — резидентами иностранным гражданам компенсации НДС в наличной валюте РФ. Для этого внесены изменения в абз.3 ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ.

Важно!

Так, юридические лица — резиденты могут осуществлять выплаты наличной валюты РФ физическим лицам-нерезидентам в порядке компенсации сумм НДС в соответствии со статьей 169.1 НК РФ, а также расчеты в наличной валюте РФ при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Данная норма направлена на привлекательность так называемой программы tax free. Напомним, что Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй НК РФ» введена в России системаtахfree, т.е. компенсации физическим лицам — гражданам иностранных государств суммы НДС, уплаченного ими при приобретении товаров в России, при вывозе этих товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Чтобы сделать более привлекательным покупки иностранцев в России (при совершении покупки на сумму не менее 10 тыс. рублей,иностранцымогут вернуть сумму НДС при вывозе товаров за пределы ЕАЭС), предусмотрена возможность выплаты компенсации НДС наличкой.

Важно!

Законопроектом дается разрешение резидентам без использования банковских счетов проводить операции с наличной иностранной валютой, связанные со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами — резидентами в связи со служебными командировками за рубеж.

Помимо этих изменений, пополнился список разрешенных валютных операций — внесение или снятие наличной иностранной валюты юридическими лицами-резидентами в уполномоченных Федеральным казначейском банках, если счета открыты в этом ведомстве.

Наличные расчеты с нерезидентами в рублях

Selivanovsky.ru » Статьи » По темам » Валютное регулирование » Расчеты в рублях между резидентами и нерезидентами

А. С. Cеливановский

Расчеты в рублях между резидентами и нерезидентами

Федеральный закон от 29.12.98 No 192-ФЗ “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”(ред. от 05.08.2000) внес изменения в понятие «валютная операция». С 31 декабря 1998 года к валютным операциям были отнесены расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации. Однако валюта Российской Федерации законом к валютным ценностям не относится.

Читать еще:  Расчет работника при увольнении

Статьей 2 Закона РФ от 09.10.92 No 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 31.05.01; далее – Закон) определено, что расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, рублевые расчеты между резидентами и нерезидентами регулируются валютным законодательством и, соответственно, попадают под валютный контроль.

До этого платежи в рублях часто использовались для избежания ограничений, предусмотренных валютным законодательством. Рублевые платежи не попадали под определение валютных операций, следовательно, к ним не могли быть применены правила по контролю за их осуществлением, а за нарушение порядка проведения данных операций нарушитель не мог быть привлечен к ответственности по правилам ст. 14 Закона.

С момента введения в действие указанного изменения к Закону агенты и органы валютного контроля обязаны контролировать осуществление рублевых расчетов между резидентами и нерезидентами: требовать не только от нерезидентов, но и от резидентов документы, подтверждающие правомерность осуществления данных операций, отказывать в исполнении поручений по операциям, которые нарушают порядок, установленный Банком России для их осуществления, привлекать нарушителей к ответственности и т.д.

Несоблюдение требований нормативных актов Банка России к порядку рублевых расчетов между резидентами и нерезидентами является основанием для привлечения нарушителей к ответственности, определенной ст. 14 Закона, т.е. на резидента может быть наложен штраф в размере суммы неправомерных платежей.

На основании Закона и Федерального закона от 02.12.90 No 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 08.07.99)Банк России установил порядок таких расчетов в следующих нормативных документах:

  • Инструкции Банка России, ГТК России от 13.10.1999 No 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (ред. от 22.12.99) (далее — Инструкция No 86-И),
  • Инструкции Банка России, ГТК России от 4.10.2000 NoNo 01-11/28644/91-И «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (далее — Инструкция No 91-И),
  • Положении «О порядке проведения отдельных валютных операций», утвержденном Банком России 14.10.1999 No 93-П (далее – Положение No 93-П),
  • Инструкции Банка России от 12.10.2000 No 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам» (далее – Инструкция No 93-И).

Указанные нормативные акты определяют, что все расчеты в рублях с нерезидентами должны осуществляться резидентами по счетам в уполномоченных банках, т.е. в кредитных организациях, получивших лицензии Банка Росси на проведение валютных операций.

Инструкция No 86-И устанавливает правила для расчетов по договорам, в соответствии с которыми резиденты-экспортеры поставляют нерезидентам товары, а нерезиденты оплачивают эти товары в рублях. Установлено, что в этих случаях экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый счет в уполномоченном банке, подписавшем паспорт по соответствующему контракту, если иное не разрешено Банком России.

Инструкцией No 91-И Банк России и ГТК РФ установили порядок валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами-импортерами в валюте Российской Федерации импортируемых товаров.

Оплата импортируемых по Контракту товаров валютой Российской Федерации; оплата Импортером в счет обязательств по Контракту выданного Импортером простого векселя в валюте Российской Федерации, а также переводного векселя в валюте Российской Федерации, плательщиком по которому является Импортер, может осуществляться Импортером только с его банковских счетов, открытых в уполномоченном банке и указанных в паспорте импортной сделки.

Оплата импортируемых по Контракту товаров валютой Российской Федерации с банковского счета третьего лица — резидента, не являющегося Импортером, осуществляется в порядке, установленном Банком России.

Правила осуществления некоторых платежей в рублях между резидентами и нерезидентами Банк России определил и в Положении 14 октября 1999 г. No 93-П «О порядке проведения отдельных валютных операций».

Установлено, что резиденты осуществляют исключительно в валюте Российской Федерации следующие валютные операции:

  • возврат нерезиденту кредита (займа), ранее предоставленного резиденту нерезидентом в валюте Российской Федерации;
  • возврат нерезиденту авансового платежа (предоплаты), ранее уплаченного по сделке резиденту нерезидентом в валюте Российской Федерации;
  • возврат нерезиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), одним из участников которого является резидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) был внесен нерезидентом в валюте Российской Федерации;
  • возврат нерезиденту из доверительного управления денежных средств, переданных нерезидентом в доверительное управление резиденту в валюте Российской Федерации;
  • уплату нерезиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

Указанные платежи в валюте Российской Федерации осуществляются резидентами на рублевые счета, открытые нерезидентам уполномоченными банками в порядке, установленном Инструкцией No 93-И, которая вступила в силу 7 марта 2001 года.

В соответствии с данной Инструкцией уполномоченные банки могут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте Российской Федерации:

  • счет типа «К» («конвертируемый счет») — открывается физическим лицам-нерезидентам, юридическим лицам-нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в рублях по операциям, предусмотренным в Приложении 1 к Инструкции No 93-И. Денежные средства на счетах типа «К» могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Банком России;
  • счет типа «Н» («неконвертируемый счет») — открывается физическим лицам-нерезидентам, юридическим лицам-нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте Российской Федерации по операциям, предусмотренным в Приложении 1 к Инструкции No 93-И. Денежные средства на счетах типа «Н» могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации с отсрочкой на один год;
  • счет типа «Ф» («счет физического лица») — открывается физическим лицам-нерезидентам для расчетов в валюте Российской Федерации по операциям, предусмотренным в Приложении 1 к Инструкции No 93-И. Денежные средства на счетах типа «Ф» могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Банком России.

Счета типа «К», «Н» и «Ф» вправе открывать нерезидентам исключительно кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками.

Расчеты в валюте Российской Федерации могут осуществляться нерезидентами через счета банков-нерезидентов типа «К», «Н» в соответствии с режимами счетов типа «К», «Н», установленными Инструкцией No 93-И.

Переводы валюты Российской Федерации со счетов типа «К», «Н», «Ф» в пользу резидентов могут осуществляться как на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, так и на счета резидентов, открытые в кредитных организациях-резидентах, не являющихся уполномоченными банками.

Переводы валюты Российской Федерации со счетов резидентов на счета типа «К», «Н», «Ф» могут осуществляться исключительно со счетов резидентов, открытых в уполномоченных банках.

Переводы в валюте Российской Федерации могут осуществляться со счетов резидентов на счета типа «К», «Н», «Ф» только по тем видам операций, которые в соответствии с Приложением 1 к Инструкции No 93-И предусмотрены режимом указанного в расчетных документах счета нерезидента-получателя.

Уполномоченные банки, как агенты валютного контроля, осуществляют контроль за соответствием требованиям Инструкции No 93-И и иным нормативным актам в сфере валютного регулирования и валютного контроля следующих операций в валюте Российской Федерации: списания денежных средств со счетов резидентов в пользу нерезидентов на их счета типа «К», «Н», «Ф», а также списания денежных средств со счетов типа «К», «Н», «Ф» на счета резидентов.

Списание денежных средств со счета резидента-плательщика осуществляется уполномоченным банком при представлении резидентом-плательщиком либо нерезидентом-взыскателем расчетного документа, а также заверенных резидентом-плательщиком в порядке, установленном уполномоченным банком, копий документов, подтверждающих соответствие проводимой операции режиму указанного в расчетном документе счета нерезидента-получателя.

Представления подтверждающих документов не требуется при:

  • осуществлении уполномоченным банком переводов на счета типа «К», «Н», «Ф» по обязательствам уполномоченного банка перед нерезидентом,
  • списании денежных средств со счетов резидентов в пользу нерезидентов на их счета типа «К», «Н», «Ф» в размере, не превышающем пятьсот минимальных размеров оплаты труда на дату списания.

Подтверждающими документами являются договоры (соглашения, контракты), заключенные путем составления одного документа, подписанного сторонами, либо путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также документы, подтверждающие факт передачи товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, претензии, рекламации, акты судебных и других уполномоченных административных органов, а также иные подтверждающие документы. Подтверждающие документы могут быть предоставлены резидентом в уполномоченный банк путем электронного обмена документами.

Инструкцией No 93-И установлены также процедуры по заполнению расчетных документов резидентами при осуществлении переводов в пользу нерезидентов.

Уполномоченные банки отказывают в выполнении распоряжений резидентов о перечислении средств в пользу нерезидентов в следующих случаях:

  • при оформлении расчетных документов с нарушением требований по заполнению расчетных документов;
  • при непредставлении подтверждающих документов;
  • если из представленных подтверждающих документов следует несоответствие вида операции цифровому обозначению операции в соответствии с Приложением 1 к Инструкции No 93-И, а также иным требованиям Инструкции No 93-И.

Инструкцией No 93-И установлено, что в случае поступления расчетного документа, оформленного с нарушениями требований по заполнению, уполномоченный банк получателя обязан зачислить поступившие денежные средства на указанный в расчетном документе счет получателя не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления средств на его корреспондентский счет, и в течение десяти рабочих дней со дня зачисления денежных средств на счет получателя направить уведомление в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения уполномоченного банка плательщика с приложением копии расчетного документа, оформленного с нарушением, для рассмотрения территориальным учреждением Банка России вопроса о применении мер воздействия к уполномоченному банку плательщика за нарушение валютного законодательства Российской Федерации.

Читать еще:  Причина инвентаризации расчетов с контрагентами

Оплата иностранным гражданином услуг, оказанным ему российской компанией: что является валютной операцией?

Правомерен ли ВУЗом прием оплаты за образовательные услуги от студентов-нерезидентов в валюте РФ?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

В рамках применения Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» правомерен ли вузом прием оплаты за образовательные услуги от студентов-нерезидентов в валюте РФ:

1) в кассу университета (денежные средства будут сданы на лицевой счет казначейства, которое не является уполномоченным банком);

2) через операциониста Сбербанка как оплату от физических лиц на лицевой счет университета;

3) посредством оплаты с банковской карты через POS-терминал в кассе университета или банкомат;

4) через платежный терминал;

5) через онлайн-сервисы в Интернете.

Если в валюте РФ от нерезидентов можно принимать оплату только в кассу (за обучение – это большие объемы), то как это согласуется с курсом Минфина РФ на минимизацию наличного денежного обращения, а в ближайшем будущем для учреждений госсектора полным отказом от него?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Валютной операцией, осуществленной в рамках закона, является внесение:

– наличных денежных средств (в рублях) в кассу университета;

– платы за обучение посредством банковской карты через POS-терминал в кассе университета или банкомат; платежный терминал; онлайн-сервисы в Интернете.

Обоснование позиции:

Оплата иностранным гражданином услуг, оказанных ему российской организацией, подпадает под определение валютной операции согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон N 173-ФЗ) («. отчуждение . нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации. «).

При этом в силу ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций на внутреннем валютном рынке РФ, предусмотренных ст.ст. 7, 8 (утратили силу), а также ст. 11 этого Закона, регулирующей только куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Права и обязанности для резидентов при осуществлении валютных операций закреплены в ст. 14 Закона N 173-ФЗ. В частности, ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами:

1) через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением закрытого перечня операций, указанных в абзаце 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ. К таким операциям отнесены расчеты в наличной валюте РФ (без использования банковских счетов в уполномоченных банках) с физическими лицами – нерезидентами:

– по договорам розничной купли-продажи товаров;

– при оказании физическим лицам – нерезидентам на территории РФ услуг, предоставляемых населению, в т.ч. в системе высшего образования (ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ст. 779 ГК РФ);

2) переводами электронных денежных средств (далее — ЭДС).

Отметим также, что, привлекая учреждение к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, судьи отмечают, что при заключении договора на оказание услуг с иностранным лицом – нерезидентом учреждение должно предусмотреть порядок осуществления расчетов с использованием банковского счета в уполномоченном банке или с помощью перевода электронных денежных средств, поскольку ответственность за осуществление незаконной валютной операции лежит на учреждении – резиденте, и им должны быть приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил (решение АС Свердловской области от 25.11.2015 по делу N А60-36370/2015).

1. Оплата услуг наличными денежными средствами

Исходя из положений ст. 14 Закона N 173-ФЗ, учреждение, принимая от физического лица – нерезидента плату за оказанные платные образовательные услуги в валюте РФ, осуществляет валютные операции, расчеты по которым должны производиться:

– через счета, открытые в уполномоченных банках;

– либо путем внесения иностранным студентом денежных средств в валюте РФ в кассу вуза.

На это неоднократно в своих решениях указывали и судьи (решения Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2015 по делу N А55-21593/2015, по делу N А55-21591/2015).

То есть внесение наличных денежных средств (в рублях) в кассу университета (после чего они будут сданы на лицевой счет казначейства), по мнению судей, является валютной операцией, осуществленной в рамках закона.

Однако наличные денежные средства могут быть внесены в счет оплаты за обучение и через операциониста сбербанка.

Исходя из имеющейся арбитражной практики, в этом случае существует вероятность привлечения организации к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Примером является постановление Одиннадцатого ААС от 14.12.2015 N 11АП-16141/15, в котором судьи, рассмотрев ситуацию, когда студент-нерезидент на основании договора об оказании платных образовательных услуг внес денежные средства через АО «Сбербанк» на лицевой счет университета за образовательные услуги, признали это нарушением требований ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ.

В то же время есть примеры судебных решений, которые были вынесены в пользу организации.

Так, в решении АС г. Москвы от 13.06.2018 по делу N А40-75567/2018 судьи отметили, что в случаях, когда расчетная операция осуществляется с участием исключительно нерезидента и банковским работником, резидент не может оказать какое-либо влияние на действия нерезидента. В этом случае действия (бездействия) резидента не могут образовывать субъективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

В постановлении Седьмого ААС от 13.05.2011 N 07АП-3406/11 была рассмотрена ситуация, когда студент вносил денежные средства в счет оплаты за обучение частично в кассу вуза, частично – в банк. При этом между образовательным учреждением и банком был заключен договор о приеме и переводе платежей по поручениям физических лиц, согласно которым банк принял на себя обязательство по приему платежей за обучение от физических лиц и перечислению их на счет вуза (лицевой счет казначейства). В таком случае, как отметил суд, перечисление банком денежных средств, полученных от физического лица на счет вуза, являются операциями между двумя резидентами и не могут быть квалифицированы как валютные операции.

В связи с изложенным полагаем, что внесение нерезидентом наличных денежных средств в счет оплаты образовательных услуг, во избежание привлечения к ответственности учреждения, возможно только в кассу вуза.

2. Оплата услуги путем перевода электронных денежных средств (далее – ЭДС)

Оплата физическим лицом – нерезидентом услуг юридического лица – резидента посредством перевода ЭДС не запрещена валютным законодательством РФ. На это еще раз указала ФНС России в письме от 09.02.2017 N ЗН-3-17/830@.

Указанные расчеты относятся к безналичным формам оплаты и, исходя из прямого прочтения ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, могут осуществляться без открытия счетов в уполномоченных банках (п. 1 ст. 862 ГК РФ, абзац второй п. 1.1 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П).

Отличительной особенностью ЭДС является отсутствие необходимости открытия банковского счета для переводов ЭДС, которые осуществляются на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств.

При этом учреждения, как любая организация, могут принимать электронные денежные средства от физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (п. 9 ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ).

В силу п. 1.1 Положения N 383-П и определения, содержащегося в п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, расчеты в форме перевода электронных денежных средств признаются расчетами с использованием электронных средств платежа.

Электронными средствами платежа являются, к примеру:

— банковские (платежные) карты (п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (далее – Положение N 266-П). При этом физическое лицо вправе осуществлять по своему банковскому счету с использованием банковской карты операции в валюте РФ, в отношении которых законодательством РФ не установлен запрет на их совершение, в т.ч. оплачивать любые услуги (п. 2.3 Положения N 266-П).

– системы дистанционного банковского обслуживания («Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг») (п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950). При использовании системы дистанционного банковского обслуживания перевод денежных средств осуществляется банком по распоряжениям клиента в электронном виде (п. 1.9 Положения N 383-П). Такие сервисы, в силу п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, признаются электронными средствами платежа, расчеты при помощи которых производятся в сети Интернет.

В связи с изложенным полагаем, что внесение нерезидентом платы за обучение посредством банковской карты через:

– POS-терминал в кассе университета или банкомат;

– онлайн-сервисы в Интернете,

является допустимой формой оплаты за услуги в системе образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector